Как старину называли свадебный обряд. Как проводился свадебный обряд на руси. Религиозно-магические действия во время свадьбы

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Свадебный обряд – это самый сокровенный ритуал в жизни каждого человека. Все мы стремимся найти свою вторую половинку, мечтаем соединить судьбу с человеком противоположного пола, очень похожим на нас и близким по духу.

Обряд сватовства уходит своими корнями к нашим далёким предкам – во времена Древней Руси. Тогда ритуалам уделяли больше внимания, чем сейчас, но и по сегодняшний день свадебная церемония не утратила своей популярности. Несмотря на моду на гражданские браки, большая часть молодожёнов всё же стремится связать себя законными узами брака. В этой статье мы расскажем вам, как проходили у наших предков.

Для заключения брачного союза у наших предков важно было полное соответствие жениха и невесты по статусу (сюда относилось и материальное положение). Для обеспеченных представительниц прекрасного пола подбирали таких же женихов и наоборот.

Примечательно то, что будущие муж и жена могли даже не видеть друг друга до свадебной церемонии. Как правило, родители занимались выбором невесты для своего сына.

При этом браки заключались в очень раннем возрасте – девушке должно было быть не больше 13 лет, но к этому времени она уже умела вести хозяйство, чему её обучали с раннего детства.

Свадебные обряды у древних русичей выполнялись по трём этапам:

  • сначала шло сватовство;
  • потом дарение приданого;
  • а затем проводились девичник и мальчишник.

Обряд сватовства

Когда принималось решение о заключении брачного союза, невеста и её родственники активно готовились встречать жениха с его родителями (то есть сватов). Для этой встречи организовывали празднование с вкусным обедом.

Жениху следовало приехать со своей роднёй (брали отца, деда, братьев) на телеге, которую везли лошади. Телегу украшали с помощью ленточек и колокольчиков, чтобы при первом взгляде на неё становилось понятно, что предстоит сватовство. А невеста, услыхав приближение своего суженного, выбегала на улицу и встречала сватов.

Потом родственники знакомились. Жених преподносил дары родителям невесты. Этот обряд символизировал уважение и наличие серьёзных намерений по поводу их дочки.

Дарение приданного

Когда родители благословляли брачный союз, устанавливали дату свадьбы. Затем невеста занималась подготовкой своего приданного вместе со своей матерью, старшей сестрой и бабушкой.

Характер приданного находился в зависимости от материального положения семьи. Но обычно это были предметы одежды и домашнего обихода, картины, предметы постельного белья, ковры и так далее.

Девичник и мальчишник

Невесте следовало организовать девичник. Он проводился за 3 дня до свадебной церемонии.

Но, в отличие от современного варианта весёлой вечеринки, тогда на девичник собирались все женщины, живущие в селе, подруги и родственницы. Также в обязательном порядке приглашалась вытница. Она запевала грустную песню, которая доводила будущую невесту до слёз. Это символизировало прощание с молодыми годами жизни, беззаботностью и родителями.

Плакать на девичнике невесте нужно было непременно – в противном случае её ждал неудачный брачный союз.

Потом все женщины приглашались в жилище – они пили вино, ели и плакали. Невесте следовало одарить всех присутствующих двумя поясками. После этого начиналось коллективное пение песен. Если родители позволяли, то девушка с подругами отправлялась в поле (в летнее время), а в зимнее — катались на санках и громко распевали песни.

В завершение невеста брала своих лучших подруг и отправлялась в баню, где её купали перед свадьбой.

Что касается жениха, то в его случае ситуация была не такой весёлой – ему нужно было одному отправляться в баню и не проронить ни одного слова в течение всей ночи.

Свадьба на Руси

Свадьба выступала 2 этапом торжественной церемонии заключения брака. Первая часть обряда проводилась утром, до восхода солнца. Будущей жене нужно было прочесть различные заклинания от сглаза в жилище своего будущего супруга.

Затем жених приезжал к невесте, но прежде, чем получить свою будущую жену, ему следовало справиться с большим количеством сложных задач. Всё проходило в весёлой форме. Участие при этом принимали все родственники девушки.

Первым делом жениху закрывали въезд в село, а затем к воротам. Если у жениха не получалось преодолевать препятствия, он должен был рассчитаться деньгами.

Сама свадебная церемония проводилась очень весело и торжественно. Когда молодые входили на место её проведения, мать жениха сыпала на них овёс и пшено, что символизировало достаток в будущем союзе.

На свадьбу традиционно приглашались все: родственники, соседи и друзья. Также на неё могли спокойно зайти даже незнакомые люди.

Что означал белый цвет платья

Платье для свадьбы не зря выбирали именно белое – этот цвет олицетворял собой невинность и душевную чистоту невесты. Если невеста на момент заключения брака успела потерять невинность, ей запрещали надевать белое платье.

Составлением букета для невесты занималась её свекровь. Для этой цели использовали только полевые цветы (даже в зимнее время).

Традиционно свадьбу на Руси праздновали на протяжение трёх дней. Таким образом новобрачных проверяли на выносливость. Они должны были обязательно высидеть 3 дня, если хотели прожить счастливую семейную жизнь.

На вторые сутки новоиспечённые муж с женой отправлялись в заблаговременно приготовленное для них родными ложе (оно не обязательно находилось в доме, это мог быть и хлев, и сеновал, и баня). Там они занимались любовью, а впоследствии любой желающий имел право зайти туда и проверить одеяние девушки, которое подтверждало её невинность.

Когда молодые супруги возвращались к свадебному торжеству, свахе следовало снять с головы невесты фату и надеть кику. Дальше мы уделим этому моменту повышенное внимание, чтобы понять, что он обозначал.

Обряд снятия фаты с невесты

Традиция покрывать голову невесты фатой пришла в Русь из западных государств. До этого вместо фаты использовали венки с цветами. Снятие фаты имело очень символичный смысл – оно указывало на то, что теперь статус девушки изменился и отныне она превращается в замужнюю даму, покидает родительский дом, взрослеет, заводит свою семью и готова к появлению на свет собственных малышей.

После снятия фаты невеста становится женой и, соответственно, хранительницей семейного очага.

Этот ритуал не утратил своей актуальности до настоящего времени – сегодня также невесте положено снимать фату, отправляя её тем самым во взрослую жизнь.

Так проходил свадебный обряд у наших предков – славян. Некоторые моменты из него сохранились по сегодняшний день (например, снятие фаты, проведение мальчишника и девичника), а некоторые – безвозвратно канули в лету (к примеру, стадия сватовства). В любом случае необходимо уважительно относиться к традициям предков, ведь они обладали огромной мудростью и скопили большой жизненный опыт, который передаётся от поколения к поколению посредством ритуалов и обрядов.

В древности на Руси свадьбы праздновали широко и весело, гостей было много, а обычаи выполнялись всеми участниками торжества так аккуратно и четко, что свадебная церемония длилась несколько дней.

Наши предки не ломали голову, где найти хорошего тамаду и какие конкурсы придумать - у них был целый арсенал примет и ритуалов, которые ни в коем случае нельзя было игнорировать.

На счастье будущим супругам дарили кур, сыпали рис на порог и клали амбарный замок под коврик.

Некоторые из этих обычаев дошли и до наших дней, а некоторые так и хочется возродить.

1. Дарить молодоженам птиц

Обычай дарить пару гусей в свадебных ленточках пришел на Русь от литовцев. В давние времена этих гусей потом жарили, и молодые съедали их в первый день. Во избежание недоумения со стороны гостей можно заменить живых гусей на жаренных, или же испечь свадебный торт в виде пары гусей.

2. Дружки вместо тамады

Дружки - это очень важные люди на свадьбе. Нынешние свидетели им, безусловно, уступают. Дружек должно быть двое, они обязаны помогать молодым готовиться к бракосочетанию, держать венцы на венчании, веселить гостей. Друзья зачастую хорошая замена тамаде. Дружки выбираются из числа неженатых друзей жениха, но для современной свадьбы это не так важно, женат дружка или нет, и чей он приятель - жениха или невесты. Наверняка, у вас найдется пара знакомых весельчаков, которые подошли бы на роль дружек.

3. Осыпать новобрачных хмелем и монетами

По выходе из церкви (кто не венчается, из ЗАГСа) молодых на счастье осыпали семенами хмеля и льна. На княжеских свадьбах кидали горсти монет. Монеты, пожалуй, лучший из вариантов осыпания «счастьем», потому что это обычай русский, в отличие от кидания риса, пришедшего к нам из Индии, да и к тому же рис застревает за шиворотом и в складках одежды, что не очень удобно.

4. Пить пиво при выкупе невесты

Дружка с женихом приезжает за невестой, чтобы ее выкупать. Вообще обычай пить пиво относится к сватовству, а не к самой свадьбе, но поскольку в наше время сватовства как такового нет, то можно делать это в день бракосочетания.
Подружки невесты и дружка с ее стороны загадывают загадки, жених за каждый правильный ответ приближается на шаг к порогу невестиного дома, при каждом неправильном - выпивает глоток пива. Пиво все-таки не водка, поэтому даже если плохо соображающий от волнения и счастья жених ответит на все вопросы неверно, то вряд ли сильно захмелеет.

5. Невеста умывает жениха, а жених дарит ей хлеб

После выкупа невеста в знак готовности служить мужу и быть ему преданной умывает из кувшина свекра, затем свекровь и самого жениха. А жених дарит своей суженной хлеб в знак того, что он сможет прокормить семью. От хлеба откусывают сама невеста, затем теща и тесть.

6. Сватовство

Сватовство — ритуал, когда сваты жениха выясняли, какова из себя невеста и сколько за ней приданого. По сути, это было предварительное соглашение о свадьбе. Нередко сваты не только ездили выяснять подробности о невесте и договариваться о свадьбе, но сами и подыскивали нужную кандидатуру для жениха. По традиции сваты не говорили напрямую о цели визита, а использовали аллегории. Родители невесты делали вид, что не понимают, о чём речь и не сразу соглашались выдавать дочь замуж.

7. Смотрины

Спустя некоторое время после сватовства родители невесты ехали на смотрины жениха. Осматривали не только жениха, но и дом, и хозяйство, чтобы знать, где и в каких условиях будет жить их дочь. После осмотра следовало богатое застолье, за которым назначался день смотрин невесты.

Смотрины невесты организовывались, чтобы узнать, красивая ли она, выяснить, что умеет делать по хозяйству, сколько приданого имеет. Если всё устраивало, будущий свёкор целовал девушку в обе щеки, а жених выпивал до дна стакан медового напитка, поднесенного матерью невесты.

8. Рукобитие

Этот обряд практически не дошёл до наших дней. Заключался он в том, что родители молодых обговаривали финансовые дела предстоящего брака, выясняли, кто оплатит свадьбу, решали, где будут жить молодожены. Все переговоры заканчивались рукобитием (ударяли по рукам) и обменом подарками.

После этого ритуала жених, наконец, встречался с невестой при людях, чтобы обменяться с ней кольцами. Происходило обручение.

9. Яства со смыслом

На свадьбу готовился каравай, чтобы молодые отведали его в знак единения. Также по традиции в подарок жениху с невестой преподносили жареную курицу. Это служило символом того, что теперь новобрачные всю еду будут делить на двоих.

10. Посвящение невесты в замужнюю женщину

Сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор - кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

11. Вытие

Это ритуальный плачь, происходящий у невесты в доме. Нужен этот обряд для того, чтобы показать, что девушке хорошо жилось в доме родителей, но после свадьбы ей придется уйти из отчего дома. Вытие - это слезное прощание невесты родителями, друзьями и волей.

12. Девичник

Является и старинным и современным свадебным обрядом. Однако раньше девичник отмечался чуть иначе, чем сейчас. К девушке приходили подруги с целью помочь сшить жениху и его близким родственникам подарки, а заодно девушки пели свадебные песни. Иногда туда же могли придти и жених с его друзьями и вместе они начинали пить чай и устраивать различные молодежные игры. При этом невеста проводила все свое время перед свадьбой в вытье и слезах, так как прощалась со своей девичьей жизнью. Еще один важный момент, который обязательно совершали в старину - это омовение невесты в бане за день до свадьбы.

13. Выкуп невесты женихом в день свадьбы

Перед выкупом молодая невеста прощалась с родительским домом, с родителями и с подругами. Подружки невесты не хотели отдавать свою подругу просто так и требовали с жениха выкуп. Непосредственно в сам день свадьбы обязательно и жених, и невеста одевались во все новое. Кстати, интересно отметить, что раньше делали не просто выкуп, а иногда даже устраивали символические бои между родными невесты и родными жениха. После некоторых символических сопротивлений родные невесты сдавались и отдавали ее в руки жениху.

14. Венчание

Сейчас этот обряд не считается обязательным, но те молодые, которые уверены в том, что они будут друг с другом вечно, и готовые связать себя друг с другом перед Богом, совершают этот свадебный обряд по всем правилами церкви.

15. Звать гордых

Раньше на свадебный пир в первый день родители невесты не приходили, а за ними отправляли ряженых гостей, который должны были пригласить в веселой форме родителей невесты на пир. Обряд этот назвался «звать гордых».

Существует еще много различных свадебных традиций: и старинных и современных, каждая пара выбирает то, что ей больше нравится и что молодые и их родители считают более правильным, интересным и важным.

Оригинал записи и комментарии на

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

Публикации раздела Традиции

Необычные свадебные традиции

В ыходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка - девку в венец убрал», «Весело Покров провести - хорошего жениха (невесту) найти» .

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение - привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни - вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей - мать, потом - «боярки».

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха - «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

В свадебном ритуале Петрищево - предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» - петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» - булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две - женихова хрёстная и яе хрёстная - и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» - ну а тая своё» .

Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал - вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами - рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него - небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд восточных районов Кировской области - развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» - произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза - у жениха.

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника - один конфетами, лентами, второй - мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других - каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба - похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки - подручницы или дрýжки - вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа - «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы - причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.

Похожие статьи