Кризис трехлетнего возраста у детей: как справиться? Педиатрия. Кризис трехлетнего возраста

Результатом интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем детстве является, в частности, формирование у ребенка системы собственного "Я" - центрального образование, возникает в конце этого этапа (Л. И. Божович). Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него появляются начальные формы самосознания.

Все это приводит к развитию стремления ребенка хотя бы в узких пределах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых ("Я сам"). Этот период принято считать критическим ("кризис трех лет"), поскольку взрослые сталкиваются с трудностями в отношениях с ребенком, которая может стать крайне упорной.

В основе этого кризиса - объективное противоречие между новой тенденцией ребенка к самостоятельному удовлетворения своих потребностей и стремлением взрослого сохранить старый стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Описанная кризис является, разумеется, временной, но связанные с ней новообразования (отделения себя от окружающих, сравнение себя с другими и т.п.) - важный этап в психическом развитии ребенка.

Стремление ребенка этого возраста к самостоятельности может найти наиболее производительное решение в форме игры, поэтому "кризис трех лет" и решается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из самых тяжелых моментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3-х лет:

1. Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Она не делает что-то только потому, что это предложила ей определенная взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушная. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ей сказано). Но это не непокорность,

2. Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, настаивает на чем-то не потому, что ей этого очень хочется, а потому, что она сама об этом сказала взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямая ребенок продолжает настаивать на том, чего ей не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось;

3. Третья характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить и даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.;

4. Строптивость, близка к негативизма и упрямства, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков)

5. Произвол - то есть ребенок хочет делать все сама: ведь это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности, а стремление к самостоятельности намерения, замысла;

6. Протест-бунт. который проявляется в частых ссорах с родителями; за Л. С. Выготским. "Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними";

7. Деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Начиная с полуторагодовалого возраста ребенок начинает развиваться как личность. К трем годам это развитие приносит первые плоды, которые немножечко горчат - трехлетняя личность проявляет себя везде, где только возможно. Начинается кризис трехлетнего возраста, первое серьезное столкновение маленького человека с внешним миром.

Я все знаю!

Я все могу!

Что хочу, то и делаю!

Хочу делать все!

Если раньше вы считали тишину в детской счастьем, возможностью немного отдохнуть, то теперь тишина настораживает. Что он там творит? Сосредоточенно разбирает отцовский ноутбук, пытается вскарабкаться на шкаф, рисует цветочки и солнышки в документах или потрошит подушки?

Объяснения не помогают. Наказания, впрочем, тоже.

«Он был таким послушным!» - вздыхает мама.

Папа, разглядывая покалеченный ноутбук, хмурится и бурчит под нос что-то невнятное насчет ремня.

«Он такой чистоплотный! - пытается разрядить обстановку бабушка. - Даже кота хотел постирать в стиральной машине».

Кот уже вторые сутки как эмигрировал в подъезд, где тепло и гораздо спокойнее.

И все это благодаря маленькому трехлетнему ребенку...

Родители начинают подозревать, что их малыш попросту издевается над ними.

Кризис трехлетнего возраста заключается в постоянном противопоставлении себя миру, в том числе и родителям с их требованиями, постоянной оппозиции. Ребенок делает все наоборот и внимательно наблюдает за вашей реакцией. Вам может показаться, что малыш намеренно провоцирует конфликты. В общем-то, так оно и есть. Прошли те благие времена, когда ребенок ел, гулял и укладывался спать без скандала. Теперь без скандала ничего не обходится. А уж если ребенок полюбит закатывать концерты в публичных местах, при большом скоплении зрителей... Куда вы денетесь? Уступите же, раз, другой, третий... Ребенок уже развился настолько, что ему под силу успешно шантажировать родителей!

Детские психологи называют кризис трехлетнего возраста кризисом «Я сам».

Характерные черты кризиса трехлетнего возраста:

1. Упрямство. Это качество не стоит путать с настойчивостью. Настойчивость заключается в том, что ребенок выдвигает требование или принимает решение и настаивает на своем. Он - Личность, он требует, чтобы с ним считались. Упрямство имеет совсем другие корни. Оно бессмысленно и беспощадно. Делать все наперекор, все без исключения - вот что такое упрямство.

2. Негативизм. Отрицательная реакция распространяется на все. Ребенок практически полностью отказывается подчиняться требованиям взрослых. От того, как родители будут реагировать на детский негативизм, зависит дальнейшее формирование личности ребенка и его отношение к себе и людям.

3. Строптивость. Это качество сродни упрямству и негативизму, но в то же время оно имеет свои индивидуальные особенности. Строптивость представляет собой протест против порядков, установленных кем-то другим.

4. Протест, как таковой, психологи выделяют отдельно. Детский протест находит выражение в постоянных ссорах с родителями и вообще со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал о кризисе трехлетнего возраста известный советский педагог-психолог Лев Выготский.

5. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам. Речь идет не только о физической самостоятельности, но и о самостоятельности принятия решений.

7. Стремление к деспотизму. Маленькие деспоты чаще всего встречаются в семьях с единственным ребенком. В семьях с двумя и более детьми деспотизм трансформируется в чувство ревности по отношению к другим детям.

8. Гордость за достижение. Малыш оценивает каждый свой шаг, каждый поступок и крайне бурно реагирует как на успехи, так и на неудачи. Обостряется потребность в похвале. Появляется желание добиваться успеха любыми средствами. Через оценку старших у ребенка формируются самосознание и самооценка.

9. Развитие воображения. Ребенок с удовольствием сочиняет различные истории, довольно много хвастает, у него появляется способность предвидеть результаты своих действий.

10. Развитие речи. Развитие речи активно сопровождается постоянным повышением голоса как одним из средств самоутверждения личности ребенка. Он говорит как можно громче, на пределе своих возможностей, чтобы быть услышанным наверняка.

Предметная деятельность в этот период активно совершенствуется, в первую очередь благодаря развитию воображения, но также развиваются вообще все психические процессы. Действия с предметами от элементарных манипуляций доходят до освоения специфических функций предмета. Ребенок уже умеет есть ложкой, вытирать пролитую воду тряпкой и т.д. Происходит подчинение предметов интересам ребенка, кроме того, он уже способен планировать свои действия с предметом и предвидеть результат этих действий.

В трехлетнем возрасте возникает так называемый «феномен «Я», выражающийся в том, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и начинает «якать». «Я!», «Я!», «Я!». Малыш осознает себя личностью «я пошел», «я сделал», «я хочу», «я буду» и т. д. Именно поэтому кризис трех лет психологи нередко называют вторым рождением ребенка - личностным рождением.

Кризис трех лет - это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Чаще всего ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере, чего именно он хочет, где ему лучше реализовать свои новые умения, чтобы заслужить одобрение и признание взрослых. Это его нервирует, он начинает расстраиваться, переживать. Переживания перерастают в протест, в бунт. Если родители не поймут, что настала пора менять отношение к ребенку, им придется нелегко. Ребенок уже большой, с ним надо считаться, надо дать ему возможность хотя бы частично реализовать его собственные притязания на самостоятельность.

К этому довольно сложно привыкнуть, некоторые родители с этим просто не могут смириться, но без предоставления ребенку самостоятельности в поступках и решениях уже не обойтись. Как и без уважения к его личности. Если взрослые продолжают относиться к трехлетнему ребенку как к маленькому, если ограничивают его инициативу, если не проявляют должного внимания к его интересам, то течение кризиса неизбежно обострится и ребенок надолго останется вредным и неуступчивым.

Советы родителям:

1. По мере возможности предоставьте малышу свободу выбора. Разумеется, дело касается простых решений - какую книжку почитать, какой маршрут выбрать во время прогулки, в какую игру поиграть. Дайте ему вожделенную самостоятельность - и он будет счастлив.

2. Не принуждайте, а просите помощи, например: «Помоги, пожалуйста, мне расставить книжки на полке, а то их так много и сама я не справлюсь». Непременно поблагодарите за помощь и не забудьте похвалить.

3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Пусть он повышает свою самооценку.

4. Не читайте занудных нотаций - они только раздражают ребенка.

5. Проявите хитрость: если малыш на все просьбы отвечает отказом, попробуйте действовать «от обратного» - «Сейчас мы не идем гулять!», «Сейчас мы не садимся есть!», «Сейчас мы не ложимся спать!».

6. Не пытайтесь бороться с чрезмерной самоуверенностью ребенка. Это хорошее, полезное качество, которое помогает ребенку активно познавать окружающий мир и формирует его самооценку.

7. Держите определенную дистанцию, не навязывайте чрезмерно ребенку свое общество. В этот период ребенок пытается осмыслить себя отдельно от мира, от окружающих, не надо ему мешать.

8. Будьте терпеливы и относитесь ко всему с пониманием. Гораздо хуже, когда кризис трех лет не наступает. Это свидетельствует об отклонениях в развитии ребенка.

Кризис трех лет - это кризис социальных отношений ребенка. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения со всем миром взрослых людей.

Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.

Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи. Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я». Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.

Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.

Как распознать?

Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.

Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.

Периоды переломных этапов

Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.

В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.

Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.

Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать. Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях. Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.

Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.

Особенности трехлетнего возраста.

В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.

Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.

Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:

  • Упрямство;
  • Самостоятельность;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
  • Обесценивание вещей и событий;
  • Бунт.

Характеристика признаков:

  • Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
  • Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
  • Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
  • Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
  • Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
  • Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.

Реакция родителей

Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы. Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома. А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.

Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.

Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям

  • Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
  • Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
  • Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
  • Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
  • Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
  • Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.

Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.

Памятка для родителей трёхлетних детей

  • Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
  • Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
  • Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
  • Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
  • Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.

Любовь – лучшее лекарство.

Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.

Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.

В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние» в развитии. К 2,5-3 годам он развивается в личность - единственную и уникальную и эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-то исторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красного дерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленный к праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помыть с мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку. Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчаса малыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обоях или постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль, уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складывается ощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел на тропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которые пока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не к месту начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когда мы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворит свою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будто специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить, ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазине или на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить, чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личности позволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители места себе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них на работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказывается верить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытирает слезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны. Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологического айсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.
Верхушка айсберга
Кризис 3 лет - это диагноз. Как врачи выносят его на основании характерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием.
Упрямство. Упрямство и настойчивость - разные качества. Первое состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах.
Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал об этом педагог-психолог Выготский.
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком. Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему миру и изыскивает для этого множество способов.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны - воображение может выступать как защитная функция. Так чадо вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения. Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действия с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть результат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася - хороший», он говорит: «Я - хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливое обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать! Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет вам новое достижение - сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин... Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, - дело серьезное. В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум - необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет - естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!

Похожие статьи