Макияж балерины. Self-Made: Секреты красоты Примы-балерины Екатерины Кухар. Что всегда входит в ваш утренний ритуал по уходу за кожей

После выхода фильма Даррена Аронофски «Чёрный лебедь» вопросов вокруг балета стало еще больше. По сюжету главная героиня должна исполнить две противоположные по характеру партии: белого лебедя – Одетты и черного – Одиллии. Гримёры оттолкнулись от канонических образов и создали оригинальный макияж. У Одетты половина лица выбелена, классические перышки надеты задом наперёд. У Одиллии от носа до висков прорисованные на белом фоне черные линии имитируют крылья. С помощью линз и компьютерной графики цвет глаз стал кровавым, а образ –демоническим.

Грим играет огромную роль в создании образа. Между сценой и зрителем есть оркестровая яма и расстояние велико, поэтому лицо должно «читаться». Smokey eyes красив в жизни, но на сцене балерина будет выглядеть, как кунг-фу панда, с двумя черными кругами вместо глаз. Естественный макияж, наоборот, превратит лицо в пятно: яркие софиты его сильно «выбеливают».

Тон Maestro Fusion; карандаш для бровей Hign Precision, 2; тени Eye Tint, 30; карандаш для глаз Smooth Silk, 4; подводка Eyes to Kill, 1; тушь Black Ecstasy, 1; помада Rouge Ecstasy СС, 403, все Giorgio Armani

Традиционно для «белого» акта, где главная героиня превращается в лебедя, делают нежный макияж с акцентом на глаза. Чтобы обозначить их форму, на подвижное веко накладывают бежевый или другие светлые оттенки теней, на само веко – коричневый или графитовый. Уголок глаза и под бровью подчеркивают белым для оптического увеличения.

Театральным гримом артистки не пользуются. Во-первых, он имеет слишком жирную текстуру. Во-вторых, сейчас такое разнообразие декоративной косметики! Грим иногда применяют мужчины. Хотя и они освоили тональный крем с пудрой и карандаш, необходимые для ровного цвета лица и выразительного взгляда.

Ресницы обязательно накладные – густые и длинные. Их покупают в театральных магазинах или у марок, которыми пользуются профессиональные визажисты, например, MAC или Make Up For Ever. Пушистые ресницы делают взгляд более нежным, а четкие и плотные разной длины создают эффект более резкого взгляда. Жидкой подводкой ведётся линия от уголка глаза почти до конца брови к вискам, удлиняя форму. На нижнее веко карандашом растушевывается контур. Далее, чуть отступив от краешка глаза, балерины проводят густую черную линию, обозначающую сценический глаз.

Про контуринг лица артистки балета знают не понаслышке и не от Ким Кардашьян. Обозначить скулы коричневыми румянами, немного персиковых или розовых положить на щечки, пройтись легкой дымкой или даже прорисовать и растушевать карандашом линию носа, немного уменьшить лоб с помощью темных румян и припудрить скулы – всё это задолго до появления Facetune делали балерины, гримируясь на сцену. Откуда они всё это знают и умеют?

Платье, Ester Abner . Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова

В балетных училищах, начиная с первого курса (это по человеческим меркам 9-й или 10-й класс общеобразовательной школы), девочек и мальчиков обучают сценическому гриму. В театре гримеры работают в основном с солистами или артистами, исполняющими второстепенных персонажей, которым требуется сложный грим. Артисты кордебалета гримируются и причёсываются на сцену самостоятельно. Ведущие балерины тоже чаще всего предпочитают краситься сами, так как это дополнительный акт медитации и настроя на спектакль.

Первое правило сценического макияжа – стойкость. На сцене бывает довольно жарко, и лицо не должно « стечь» в корсет артистки. Модный нынче эффект влажного лица не приветствуется, перед и между выходами артисты промокают лицо салфетками и пользуются матирующей пудрой.

Губы обязательно очерчивают контуром и красят помадой без блеска и блёсток, так как из зала это выглядит чаще всего нелепо и некрасиво. Винные и темно-коричневые оттенки сразу превращают губы в нитку и прибавляют возраст, поэтому у артисток в арсенале оттенки розового, персикового, красного. Лаковые помады приобретают популярность, так как хорошо впитываются и держат цвет, а если задеть губами костюм партнера, то не оставляют следов.

Артистки от вечера к вечеру экспериментируют с образом перед зеркалом, подчеркивают свои достоинства и скрывают недостатки. Современные палитры с разнообразием оттенков делают каждую девушку художником, а её лицо – полотном.

  • Для восточных танцев
  • Для фитнес-бикини
  • Как сделать сценический макияж: пошаговая инструкция
  • Обзор подходящей косметики

Повседневный макияж для сцены не годится: для зрителей артист в этом случае будет безликим в прямом смысле этого слова. Именно поэтому актеров гримируют. Делают это при помощи очень яркой и стойкой косметики по особым правилам. Ведь результат не должен подвести, какими бы ни были сценические действия. О хитростях такого макияжа мы и поговорим в этом материале.

© GettyImages

Яркий сценический макияж для танцоров

У разных артистов - разный сценический макияж. Танцорам, например, нужно учитывать интенсивность движения. Им не должны мешать ни элементы грима, ни прически. Поэтому волосы чаще всего убирают от лица и закрепляют как можно надежнее.

  • Что касается макияжа, он должен учитывать не только жар софитов, который «плавит» косметику, но и активность потоотделения, которое тоже губит макияж. В целом же для мейкапа обязательны акценты, которые будут видны издалека.


© GettyImages

  • В гримерных чаще всего используют профессиональную косметику. Выбирают надежные средства в броских оттенках. Если вы хотите создать долгоиграющий сценический макияж, ищите на упаковках средств отметки о водостойкости.
  • Не забывайте о подготовке кожи к макияжу. Вам понадобится не только обычная база, которую следует распределить по всему лицу, но и праймеры для локального нанесения - например, для век. Если пренебречь этим этапом, спустя несколько минут стрелки превратятся на сцене в темные подтеки, а тени скатаются в складки век.
  • Отдавайте предпочтение графичному макияжу. Стрелки, подчеркнутая форма бровей, матовая помада, нанесенная четко по контуру губ, яркое скульптурирование - чем больше четкости, тем лучше. Из зрительного зала smoky eyes покажутся больше похожими на грязное пятно, чем на макияж, придающий глазам выразительность.

для восточных танцев

© GettyImages

Здесь есть свои нюансы образа. Декольте, бедра, живот в таких танцах оказываются в центре внимания, так что косметику придется наносить еще и на тело. Подход может быть разным.

  • Одни пользуются маслами с легким шиммером за некоторое время до выступления, чтобы кожа приобрела не только золотистое сияние, но и «влажный» блеск.
  • Другие пушистой кистью наносят на нужные участки тела рассыпчатые блестки.
  • Еще один вариант: руководствуясь принципами стробинга, выделить ключицы, плечи, бедра в тех местах, где «выступает» косточка. Эффектного результата можно добиться с помощью обычного хайлайтера - как пудрового, так и жидкого.


© GettyImages

В макияже лица ориентируйтесь на то, как его принято делать в : с акцентом не только на глаза (черная подводка и черная тушь для экстремального объема вам в помощь), но и на губы. Не забывайте, речь идет о сценическом макияже, и правило одного акцента здесь не работает. По этой же причине приветствуются глиттер и стразы.

для фитнес-бикини

Главный из пунктов сценического макияжа для тех, кто занимается фитнес-бикини, - эффект загара. Поэтому перед соревнованиями, когда нужно выйти на сцену перед судьями, спортсменки посещают солярий. А еще в их арсенале есть специальный грим, который помогает придать коже карамельный оттенок. Масло для тела позволяет создать привлекательное сияние. Зная, что «смуглые» конкурсантки выглядят выигрышнее, девушки добавляют в свою косметичку более темные тональный крем и пудру.


© GettyImages

И хотя в фитнес-бикини все внимание - на фигуру и мышечный рельеф, делать сценический макияж все-таки принято. Чаще всего это , резкий и достаточно агрессивный, с акцентом на скульптурные очертания скул, плюс smoky eyes в темных оттенках и алая помада на губах. Впрочем, строгих правил, касающихся того, как сделать сценический макияж для фитнес-бикини, нет. Поэтому стандартный вариант меняют на свой вкус.

Выберите плотное тональное средство. Это может быть либо специальный грим на жирной основе, либо просто крем, обладающий повышенной стойкостью. Используйте технику стиплинга («вбивания») при нанесении - так тон будет держаться дольше.

Выполните коррекцию, используя набор для скульптурирования. Серо-коричневым цветом создайте акцент на скулы - в сценическом макияже диагональ пудры-скульптора под скуловой косточкой не требует тщательной растушевки, как в будничном мейкапе. Тогда результат будет видно со сцены. Не забудьте и про хайлайтинг - блики на скулах в праздничном и сценическом макияже только приветствуются.

Подчеркните брови. В сценическом макияже контур надо выделять по возможности четко. Корректируя форму бровей цветом, работайте с большим нажимом на скошенную кисть или карандаш.

Поверх праймера нанесите на веки светлый базовый оттенок. Более темный растушуйте у внешних уголков глаз, им же затемните складку - это необходимо, чтобы макияж не казался «плоским». Затем нарисуйте черную стрелку - пошире и подлиннее, чтобы «хвостик» тянулся к виску. Хорошо бы также прокрасить кайалом внутренний контур.

Ресницы - отдельный пункт. Приклейте полоску накладных (или хотя бы пучки у внешних краев). Если решили обойтись без искусственных, нанесите на ресницы удлиняющий праймер (кстати, его можно заменить гелем для бровей) и тушь - в два слоя.

Очертите контур губ карандашом, затем им же закрасьте их по всей поверхности. Затем воспользуйтесь стойкой матовой помадой. Лучше выбрать средство не в стике, а с жидкой текстурой.

Закрепите макияж прозрачной пудрой и фиксирующим спреем.

обзор подходящей косметики

  • Праймер. справится с подготовкой лица к сценическому макияжу. Он отличается легкостью, ложится тонким слоем, но при этом хорошо матирует, придавая коже бархатистую текстуру;


Total Control Drop Primer, NYX Professional Makeup © nyxcosmetics.ru

  • Тональная основа. Superstay 24 от Maybelline New York - подходящий вариант. Средство делает кожу гладкой и отличается повышенной стойкостью. Ровное покрытие гарантирует технология Micro-Flex;

© maybelline.com.ru

  • Пудра-скульптор. Infaillible «Скульптор» от L"Oréal Paris - с темной серо-коричневой пудрой, которой можно выделить скулы, и со светлой для создания контраста с тенью;

На сегодняшний день в профессии художника-гримера много нерешенных вопросов и проблем. Во-первых, нехватка специалистов с профессиональным образованием и достаточным опытом работы. Эта проблема особенно остро стоит в региональных театрах, где руководство вынуждено принимать на работу "людей с улицы", в лучшем случае с надеждой самостоятельно "взрастить" будущего специалиста и по возможности передать ему опыт мастера старшего поколения, если таковой вообще имеется. И тут возникает вторая проблема — знание и умение работать с современными материалами и технологиями, которые сейчас представлены на рынке в большом ассортименте.

Задача журнала рассказать о профессиональном опыте гримеров, работающих в различных театрах, представить новые материалы, их возможности и технологии использования.

Елена Терехова-Самарина закончила московское Театральное художественно-техническое училище по специальности "художник-гример", затем продюсерский факультет РАТИ (ГИТИС). Работала в театре, кино, на телевидении, в шоу и модельном бизнесе. Стажировалась во Франции в парижской школе грима Le Maquillage professionnel. Обучалась в Германии на семинарах компании Kryolan по темам "Материалы для спецэффектов в кино и на сцене". Возглавляет компанию "АРТЭ". Занимается вопросами новых технологий в профессиональном гриме, макияже, bodyи face-art. Автор статей в профессиональных изданиях: "ТЭФИ", "Долорес", "Праздник", "Салон". Выступает консультантом в отечественных и переводных книжных изданиях, посвященных гриму и макияжу.

Людмила Миленина закончила московское Театральное художественно-техническое училище по специальности "художник-гример". В Большом театре работает более 25-ти лет. С 1981 года возглавляет в театре гримерный цех. Работает с ведущими солистами театра. Заслуженный работник культуры России.

Елена Терехова-Самарина: С чего Вы начинаете свою работу над спектаклем?

Людмила Миленина: Раньше было так: художник разрабатывал и эскизы костюмов, и эскизы гримов, хотя даже тогда это было большой редкостью. В свое время Николай Бенуа, когда ставили "Балмаскарад", прорисовывал и эскизы грима. Симон Багратионович Вирсаладзе требовал от гримера кропотливой и очень точной работы: чтобы, к примеру, парики соответствовали художественному решению не только по формам, но и по цвету. Весь образ был продуман от начала до конца. Сейчас, когда мы встречаемся с художником по костюмам, он показывает эскиз, где, как правило, лица персонажей вообще не прорисованы, и то, как художник видит грим того или иного персонажа, он объясняет, как говорится, "на пальцах". Бывает так, что буквально на прогонах выясняется, что нужны дополнительные парики или коррекция грима. Ведь каждому артисту нужно что-то свое, не бывает единого клише для всех.

Е.Т.-С.: Получается, что только после прогона определяется окончательный грим каждого актера?

Л.М.: Да, только за пять-шесть репетиций до премьеры мы окончательно приходим к единому решению. В этот период идет некий поиск. Постепенно, если что-то не устраивает художника, мы изменяем. Это происходит оттого, что иногда мы не до конца понимаем, что художник хочет; иногда он сам этого не знает, потому что у музыкального театра особая специфика.

Е.Т.-С.: А в чем выражается эта специфика?

Л.М.: Например, художнику нужно, чтобы волосы летели, чтобы они были "живые". Но когда актер начинает танцевать, делает вращения, волосы попадают на лицо, в глаза — это, естественно, мешает ему в работе. А художник поначалу не понимает, что его замысел просто невозможен: балет не приемлет "пушистую" голову. Или бывает, что художник необоснованно требует нанести коричневый тон на веки актрисы, что тоже неприемлемо, так как создается эффект "больного" глаза, и лицо становится значительно старше.

Е.Т.-С.: То есть приходится всегда искать некий компромисс между тем, что хотят видеть художник с режиссером, и тем, что можно получить в реальности?

Л.М.: Конечно, мы находим решения, это наша работа. Опытные гримеры, которые прошли "Жизель", "Ромео и Джульетту" и многие другие спектакли, знают, каким образом закрепить волосы так, чтобы они не мешали актеру. Может, это не устраивает художника, но устраивает балерину, потому что именно так ей будет удобно работать на сцене. Любая прическа должна очень крепко закрепляться на голове различными шпильками и фиксирующими составами, растрепанная голова во время спектакля, если это не связано с образом, — недопустима. Мы отказались от фиксирующих составов для волос отечественного производства, так как они сильно увлажняют волосы и размягчают прическу. Сейчас используем специальный гель для моделирования волос суперсильной фиксации марки Kryolan. Если у актера очень густые и объемные волосы, а режиссер требует "маленькую" голову, когда даже стрижка не помогает, этот гель моделирует объем, как вам нужно: быстро "схватывает" и идеально фиксирует прическу, не "пробивается ни одна волосинка", что очень важно для общей картины спектакля. Для эффекта красивых и блестящих волос, после укладки и фиксации прически, на волосы можно распылять лак "Брильянт" той же марки. Он придает волосам идеальную шелковую поверхность, подчеркивает цвет волос, это смотрится очень эффектно, особенно в движении. Но бывает, что у актера аллергия на лак, и тогда мы просто прошиваем парик, после его завивки, нитками, в виде сеточки. Кстати, эту технологию использовали, когда еще не было фиксирующих лаков, а для закрепления волос применяли состав из льняного семени. Мужские парики практически не закрепляют лаком, так как их причесывают к каждому спектаклю, а женский один раз укладывают и фиксируют, а дальше он работает на множестве спектаклей, его необходимо только поправлять.

Е.Т.-С.: А есть какие-то особенности при изготовлении исторических париков в музыкальном театре?

Л.М.: В балете всегда парик меньше по объему и декору, даже если это не соответствует стилистическим особенностям той или иной эпохи. Но бывают отступления, например, в "Щелкунчике" родители выходят в гротескных париках, так как изначально была задумка художника, чтобы эти персонажи выглядели как куклы. А в опере допустимо всё. Например, в новой постановке "Хованщины" парики "а ля алонж" утрированы и даже сделаны на каркасе.

Е.Т.-С.: Какие материалы вы используете для изготовления париков?

Л.М.: Мы применяем для париков и подклеек выпускаемый фирмой Kryolan специальный "английский" тюль разной плотности, толщины и размера ячеек, в зависимости от номера. Этот материал прекрасно держит форму. Хорошо шить бороды и усы на этом тюле, особенно когда стоит задача "сшить в один волос", но это только для оперы, в балете они очень редко используются. Хотя раньше их использовали, например, Васильев в "Спартаке". Но сейчас от этого практически ушли. Использовали раньше мадаполам, но сегодня он выпускается плохого качества, а газ, который использовали для подклеек, перестали выпускать вообще.

Е.Т.-С.: А что Вы можете сказать о специфике балетного грима?

Л.М.: Прослеживается тенденция делать более естественный грим. Сейчас он намного мягче, проще и тоньше, нежели раньше, даже если это идет в ущерб зрительскому восприятию. Старшее поколение актеров это не всегда приемлет, но молодые актеры и особенно актрисы активно следуют этим тенденциям. Работая на новой сцене Большого театра, которая сделана иначе, чем основная, мы сами вынуждены по-новому подходить к гриму. Там сцена намного ближе к зрителю, поэтому мы не делаем резких черт, морщин. Если парик с подклейкой, по-другому закрываем линию лба, поэтому все его элементы обязательно подклеиваются. Для этого мы используем сандарачный клей. Применяем его также для фиксации бровей или элементов грима. Например, в спектакле "Легенда о любви" актеру в образе Визиря я прорисовывала черным гримом характерный контур персидской бороды. И чтобы такой грим не смазался рукавом, юбкой партнерши, сверху рисунок "заклеиваем" сандарачным клеем.

Комментарий Е.Т.-С. Очень интересное решение. Но есть специальный фиксирующий спрей фирмы Kryolan, который покрывает рисунок тонкой пленкой, что позволяет ему не стираться ни при каких обстоятельствах, даже если актер потеет или имеет контакт с водой или одеждой. С помощью этого фиксатора можно закреплять любые виды грима, как жирные, так и аквагримы, которые активно используются в сказочных и фантазийных гримах. Смывается он очень легко, необходимо просто спонжем для демакияжа "подснять" эту пленку и очистить кожу от грима.

Л.М.: В отличие от грима в драматическом театре, для балетного, а также и для оперного спектакля мы делаем более выразительный грим. Сильнее подчеркиваем глаза с помощью подводки верхнего и нижнего века, чтобы больше "открыть" глаз. Но не надо делать "рельсы", это всегда очень опасно, нужна хорошая и мягкая растушевка. Редко встречается идеальная форма глаз и бровей, поэтому всегда линию бровей корректируем, для чего их края заклеиваем сандарачным клеем или криолановским пластиком для бровей. А затем прорисовываем необходимую форму.

26 ноября 2014, в Москве открылся второй фестиваль "Context. Диана вишнева". Московский корреспондент RB побывал на мастер-классе личного визажиста Дианы вишневой - Елены крыгиной.


Дорогая Елена крыгина обрела широкую популярность в 2012 году, начав вести свой блог на новом канале Youtube. Сейчас добрая Елена самый известный русский видеоблоггер в сфере красоты, а ее карьеру мечтают повторить многие девушки. После школы приехала в "Большой Город" - Санкт-петербург, где со полной скоростью кометы начала завоевывать свое пространство, не окончив институт, следуя своей мечте, записалась на курсы Make up, которые ругала за консервативность и отсутствие творчества. Все это внесло особую самобытность в деятельность Елены крыгиной, которая сделала ставку на интернет и не прогадала. Конечно, не стоит забывать, что широкой публике крыгину открыла Вероника белоцерковская.


Дорогая Елена стала известной в северной столице, успешно сотрудничая с большим журналом "Собака" и модельным агентством LMA, открыла свою литературную студию Makeup Art School, стала личным визажистом прима-балерины Дианы вишневой, создавая для нее образы в разных спектаклях.


На мастер-классе в DI Telegraph не было замечено ни одной балерины, лишь девушки - поклонницы Елены, которые надеются открыть очередные секреты красоты. Сначала топ - визажист поделилась своими познаниями о русском балете, также выразила свое восхищение Дианой вишневой, сожалея, что сама Диана не смогла присутствовать на мастер-классе из-за репетиций.


Далее, был детальный разбор создания яркого макияжа белого и черного лебедя, который демонстрировался на модели - балерине Екатерине Ворониной. Большое внимание уделялось бровям и созданию правильной формы и линии, затем визажист рисовала свои знаменитые стрелки. В главном итоге перед зрителями был создан двуликий образ, где одна часть лица - грим Одетты, более мягкий и нежный, а вторая - грим коварной одиллии.


Мастер-класс длился 1,5 часа: сопровождался показом слайдов с Дианой вишневой на сцене и подробным рассказом Елены крыгиной обо всем, всем, всем в создании "Сценического Грима в новом Балете".

Объединив знания профессионального визажиста с законами сцены, дорогая Елена крыгина разработала собственный метод работы, который может стать модным при создании сценического грима.

Похожие статьи