Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы. Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего Что формирует иммунитет

Одна из важнейших задач, стоящих перед всеми родителями – забота об укреплении иммунитета ребенка. Именно иммунитет является фундаментом здоровья человека на протяжении всей жизни, от рождения до глубокой старости.

Иммунитет ребенка – очень динамичная и пластичная система, которая имеет несколько стадий развития. От того, как она развивается, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии. Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.
Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода. Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатывается при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Он запоминает эти патогены и предотвращает развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организм ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.


Иммунитет – это способность организма защищать себя. И это особенно важно для детей, ведь организм ребенка активно развивается. Чтобы организм ребенка мог защищать себя, нужно укреплять его иммунитет. Укрепить иммунитет помогут: правильное питание, закаливание, физическая активность, сон и свежий воздух.
Здоровье – это одна из главных ценностей в нашей жизни. А здоровье подрастающего поколения еще более ценно. Поэтому следует следить за здоровьем ребенка, чтобы он рос здоровым и сильным.

Это способность человеческого организма противостоять атакам бактерий и вирусов. Внутренние системы запускают выработку антител в момент воздействия на организм опасных внешних и внутренних раздражителей. Как формируется детский иммунитет и что делать, чтобы ребенок не болел часто, расскажем в нашей статье.

Виды иммунитета у детей

Ученые различают 2 вида иммунитета:

  • Врожденный. Это генетическая память. Передается по наследству от родителей.
  • Приобретенный. Формируется практическим путем в момент столкновения с болезнями на протяжение всей жизни и в процессе вакцинирования.

Этапы формирования детского иммунитета

Ошибочно считать, что груднички рождаются совершенно беззащитными перед опасными бактериями из внешнего мира. В первые 28 суток после появления на свет малыши находятся под мощной защитой маминого иммунитета, который передается внутри утробы. Он оберегает ребенка от вирусов и бактерий, с которыми новорожденный еще не встречался. Грудное вскармливание поддерживает уровень антител. На втором- третьем месяце жизни количество материнских антител сокращается, ребеночек сам защищает себя от болезней.

Далее иммунитет ребенка формируется так:

  • С 3 до 6 месяцев. Количество маминых антител снижается, формируется активный иммунитет. Грудничок подвержен вирусным и инфекционным заболеваниям, кишечным расстройствам. Это опасный период, когда малышей нужно особенно беречь от , и .
  • С 2 до . Малыши активно контактируют с другими детьми, окружающим миром. Так новые микроорганизмы попадают в кровь и на слизистую ребенка. В этот период дети чаще болеют , , ОРЗ.
  • С 6 до . Дошкольники уже накопили достаточно опыта борьбы с вирусами и бактериями, но есть риск развития хронических недугов, аллергий.
  • С 12 до 14 лет. Пубертатный возраст ослабляет организм из-за гормональных перестроек. Процесс взросления ослабляет работу лимфоидных органов. Обязательно нужно удалить , если показания к процедуре.

Дети со слабым иммунитетом болеют чаще и переносят недуги гораздо тяжелее. Чтобы этого не произошло, позаботьтесь о формировании крепкого защитного барьера заранее.

Видео как укрепить детский иммунитет

Признаки слабого иммунитета у ребенка

Понять, что у ребенка слабыми защитные свойства просто. Малыши с низким иммунитетом болеют каждые 1-2 месяца, переносят любые недуги тяжело и с осложнениями, многие патологии переходят в хроническую форму после 3 лет.

В группу риска по слабому иммунитету однозначно можно отнести детей со следующими признаками:

  • Недоношенность;
  • Родовые травмы;
  • Сложная беременность;
  • Многоплодная беременность;
  • Наследственные болезни;
  • Избыточный или недостаточный вес;
  • Патологии ЖКТ;
  • Диатезы, дерматиты;

Сниженный иммунитет чаще наблюдается у детей, проживающих в городах с плохой экологией, в неблагополучных семьях, переживших сильные стрессы.

Как избавиться от частых болезней у ребенка?

Начинать формировать устойчивый иммунитет у новорожденного нужно еще в период беременности. Мамам важно соблюдать диету, бросить вредные привычки, уменьшить количество стрессов, принимать витаминные комплексы.

После рождения малыша займитесь организацией его жизни и питания:

  • Следите за рационом кормящей мамы и ребенка в период введения прикорма. Насыщайте рацион женщины и ребеночка , минералами. Без такой подпитки иммунитет не сможет работать в полную силу.
  • Соблюдайте режим дня. Полноценный , приемы пищи по расписанию - это не признак спартанского воспитания, а рациональный подход к формированию крепкого здоровья с рождения.
  • Уделяйте время . В любом проявлении. Это может быть ежедневная зарядка или профессиональные тренировки.
  • Ежедневные прогулки. Начинайте гулять с 3-5 дня после рождения малыша. Проводите на улице как можно больше времени. Комнатное воспитание снижает иммунитет ребенка до самых крайних уровней.
  • . Это не только обливание, но и приучение к ходьбе по голой земле в летний период, забота о том, чтобы малыш не был закутан на прогулках, сон в прохладной комнате.
  • Психологическая стабильность. Наладьте дружескую атмосферу дома, избегайте стрессов. Наладьте режим дня, не меняйте его резко.
  • Прием витаминов. Не обязательно давать малышу синтетические витамины, достаточно кормить ребеночка фруктами и овощами в большом количестве.
  • Грудное вскармливание до 1 года. Сосущие грудь малыши болеют реже, чем искусственники.
  • Лечите болезни вовремя. Обращайтесь к доктору при первых признаках простуд и инфекций, не занимайтесь самолечением.
  • Вакцинация. Важный этап формирования детского иммунитета избавит детей и родителей от многих недугов.

Что вредит детскому иммунитету?

Иногда дети рождаются с сильным иммунитетом, но мамы и бабушки снижают его искусственно укутываниями, нежеланием соблюдать режим дня, ограничением в прогулках зимой. Папы вредят детям табаком - пассивное курение вызывает хронические бронхиты у новорожденных, аллергии.

Так же опасны для иммунитета приемы модуляторов защитных сил без назначений врачом, тугое пеленание, стерильные условия жизни. Фанатичная слежка за чистотой и искусственное вырабатывание иммунитета с помощью лекарств не дает возможность антителам вырабатываться самостоятельно.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой , потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда .

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее - с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео

ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ?

Иммунитет - это защита нашего организма

Иммунная система защищает наш организм от любого генетически чужеродного вторжения: микробов, вирусов, простейших, от образующихся внутри организма продуктов распада (при инфекционно-воспалительных процессах) или клеток собственного организма, изменившихся в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.

Как иммунитет защищает нас от инфекций?

Устойчивость к инфекциям обусловлена целым рядом защитных механизмов.

Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба.

Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его - так организм борется с заболеванием.

Врожденный иммунитет

Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз.

Так «запускается» первая линия защиты — врожденный иммунитет. Он и его клетки берет на себя большую часть «атак» микробного мира.

Во время сбоев в работе иммунной системы, наблюдается «повторяемость» инфекций, причиной этого чаще всего является «слабость» первой линии защиты, связанной с процессом фагоцитоза.

В норме молекулы клеточной стенки бактерий или минимальные фрагменты образуются у нас в желудочно-кишечном тракте при переваривании их фагоцитами, и они держат в естественном «тонусе» врожденный иммунитет, когда количество клеток первой обороны — фагоцитов, вполне достаточно, то они в полной мере готовы дать «отпор» новым бактериям или справиться с «пришедшими» ранее.

Если «выведение» возбудителя не произошло, наступает очередь более тонко и долго настраиваемой второй линии защиты — приобретенного иммунитета. Когда в процессе болезни в организме образуются антитела и клетки памяти, которые помогут в будущем распознать возбудителя данного заболевания и справиться с ним быстрее и эффективнее.

Укрепление иммунной системы при хронических инфекциях основывается на повышении функциональности врождённого иммунитета, начиная с фагоцитоза и далее, активизируя все звенья естественного иммунного ответа.

Иммунитет, накапливаемый в течение всей жизни после перенесённых болезней или прививок, - называется приобретённым .

Но в защите от инфекций ведущую роль играет иммунитет врожденный, который руководит запуском приобретенного и его последующей работой.

Как работает иммунная система?

Начинает создаваться система иммунитета ещё в утробе матери. Некоторое время после рождения ребёнок находится под защитой материнского иммунитета, полученного от матери через плаценту. Когда малыш родился, наступает наиболее ответственный этап формирования иммунитета. Самая главная защита ребенка после рождения и поддержка его иммунитета - это молозиво.

КАПЛЯ МОЛОЗИВА НА ВЕС ЗОЛОТА!

Только появившись на свет, ребенок начинает получать максимально возможную материнскую защиту посредством вскармливания молозивом. Этот этап является чрезвычайно важным с точки зрения формирования у ребенка иммунитета. Молозиво необходимо для того, чтобы создать базу для иммунитета новорожденного. Молозиво содержит больше антител и кровяных телец, чем зрелое грудное молоко. Именно молозиво дает новорожденному первую защиту от большинства вирусов и бактерий, с которыми ему предстоит столкнуться. Уровень защитных факторов молозива настолько высок, что его рассматривают не только как продукт питания, а как целительное средство. Это первая «прививка», тонизирующая иммунную систему малыша.

Иммунные факторы молозива играют немаловажную роль в подготовке пищеварительной системы ребенка к процессу питания. В 1989г. в молозиве был обнаружен трансфер фактор. Он производится клетками иммунной системы в ответ на появление в организме какого либо чужеродного агента и передает информацию о чужаке иммунным клеткам. В результате иммунные клетки обучаются распознавать врага и уничтожать его.

Затем начинает формироваться приобретённый иммунитет. Происходит это в процессе каждого контакта с каким-либо возбудителем болезни, будь-то микроб, аллерген, бактерия или др.

И на каждый вирус и микроб ответ будет свой, иммунная система запомнит его и при повторном контакте встретит его во всеоружии и отразит.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель - обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, обеспечив его нормальную работу.

Распознавание «врагов» происходит на генном уровне. Каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию. Иммунная система анализирует эту генетическую информацию, обнаруживая проникновение в организм чужеродных агентов или изменения своих клеток. Если информация совпадает, значит агент - свой, если не совпадает- чужой.

Видео из архива «Центрнаучфильм» 1987 г.

Несмотря на то, что фильм создан почти 30 лет назад, он не потерял своей актуальности.

Он рассказывает о принципах работы иммунной системы, которые и по сей день остались прежними.

Иммунитет - это где? (органы иммунной системы)

Иммунная система играет крайне важную роль в жизнедеятельности человека. Она представляет собой комплекс органов и клеток, направленный на выполнение иммунологической функции, т.е. на защиту организма от генетически чужеродных веществ, поступающих извне или образующихся в самом организме.

К органам иммунной системы относятся костный мозг , в котором лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной тканью, тимус (вилочковая железа), миндалины , селезенка , лимфоидные узлы в стенках полых внутренних органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата.

Костный мозг и тимус являются центральными органами иммунной системы, поскольку в них из стволовых клеток костного мозга образуются лимфоциты.

Тимус отвечает за выработку Т-лимфоцитов и гормонов тимозин, тималин и тимопоэтин. Немножко биологии: Т-лимфоциты являются регуляторами воспалений, иммунных реакций, это центральное звено всей защитной системы организма человека. Тимозин - гормон вилочковой железы, который отвечает за созревания этих самых Т-лимфоцитов. Тималин гормон вилочковой железы, который отвечает за поддержание работы всей железы в целом. Тимопоэтин - это гормон, вырабатываемый тимусом, принимающий участие в распознавании Т-лимфоцитов.

Тимус (Вилочковая железа) - небольшой орган, массой около 35-37 грамм. Рост органа продолжается до начала полового созревания. Затем наступает процесс инволюции и к 75 годам вес тимуса составляет всего 6 грамм.

При нарушении функции тимуса, происходит уменьшение количества Т-лимфоцитов в крови, что является причиной снижения иммунитета.

Многочисленные лимфатические узлы лежат на путях следования лимфы от органов и тканей в венозную систему. Чужеродные вещества в виде частиц погибших клеток вместе с тканевой жидкостью попадают в ток лимфы, задерживаются и обезвреживаются в лимфатических узлах.

С возрастом в результате неблагоприятных воздействий, иммунитет перестает справляться с функцией контроля и своевременного уничтожения патологических клеток. В результате в организме накапливаются изменения, которые выражаются в процессе старения, формировании различных хронических заболеваний.

Особенно сильно иммунитет страдает от воздействия стрессов, плохой экологической обстановки, нерационального питания и использования токсичных лекарственных препаратов.

Причины снижения иммунитета

Факторы снижающие эффективность работы иммунной системы:

  • Экология, загрязнение окружающей среды;
  • Нерациональное питание, голодание, соблюдение строгих диет;
  • Дефицит витаминов и микроэлементов;
  • Длительный стресс;
  • Чрезмерная, изматывающая физическая нагрузка;
  • Перенесённые травмы, ожоги, операции;
  • Вредные привычки - курение, алкоголь, кофеин;
  • Бесконтрольное употребление лекарств;
  • Нерегулярный режим сна и отдыха.

Признаки неполноценного иммунитета

Признаки неполадок в иммунной системе:

  • Быстрая утомляемость, слабость, вялость, разбитость. Плохой ночной сон, чувство усталости уже с утра;
  • Частые простудные заболевания, более 3-4 раз в году;
  • Наличие фурункулеза, герпеса, гнойного воспаления потовых желез;
  • Частые стоматиты и др. воспалительные заболевания полости рта;
  • Частые обострения гайморита, бронхита (протекающие более 2 недель) и пр.
  • Длительная повышенная субфебрильная (37-38 градусов) температура;
  • Расстройство работы желудочно - кишечного тракта, колиты, дисбактериозы и пр.;
  • Упорные, плохо поддающиеся лечению инфекции урогенитального тракта (хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз и пр.).
  • Имеющееся у вас заболевание доктор назвал «хроническим» или «рецидивирующим»;
  • У вас появились аллергические, аутоиммунные или онкологические заболевания.

Что губит наш иммунитет?

Но увы, неправильный образ жизни, вредные привычки, переедание, гиподинамия, уже к 20-30 годам доводят человека до катастрофического состояния здоровья. И слава богу, если человек вспомнит о своем здоровье и медицине пораньше.

Почти каждый человек рано или поздно становится пациентом какого-либо врача и клиники. И, к великому сожалению, большинство пациентов практически не участвуют в собственном лечении и выздоровлении, а как бы идут «на убой», принимая всякого рода таблетки. Интересно, что слово «пациент» в переводе с латыни обозначает «покорно терпящий, страдающий». В противоположность общепринятой медицине философия здорового образа жизни предусматривает, что человек активный участник лечения и выздоровления, а не просто «терпящий». В китайской медицине принято приступать к «лечению», прежде чем человек почувствует недомогание. Человек по сути сам лучше всех знает, что происходит с его организмом, знает, с чего все началось, поэтому в состоянии проанализировать и изменить образ жизни, чтобы выздороветь. Какой бы не была совершенной медицина, она не сможет избавить каждого от всех болезней.

Е сли Вы заподозрили у себя снижение иммунитета, позаботьтесь о том, чтобы влияние факторов, способных снизить эффективность работы Вашего иммунитета, было минимальным. Не дайте развиться иммунодефицитным состояниям!

Как укрепить иммунитет?

Что в Ваших руках? Займитесь укреплением здоровья в целом. Иммунитет укрепляют:

  • Хорошее питание. Организм должен в достаточных количествах получать те или иные витамины (А, С и прочие) и питательные вещества;
  • Здоровый сон;
  • Движение. Все виды физических упражнений: при разумной нагрузке - бег, плавание, гимнастика, занятия на тренажерах, пешие прогулки, закаливающие процедуры - самым благотворным образом сказываются на работе иммунной системы;
  • Отказ от курения и алкоголя;
  • Бережное отношение к своей психике и психике людей. Постоянное нахождение в состоянии стресса ведет к крайне негативным последствиям. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций или относиться к ним более спокойно;
  • Гигиена.

Соблюдайте гигиену

Соблюдение правил гигиены во много раз снижает вероятность попадания в Ваш организм инфекции.

Обычными путями для попадания в организм возбудителей инфекций (при несоблюдении гигиенических норм и правил) являются такие органы, как:

  • рот;
  • нос;
  • кожа;
  • желудок.

В настоящее время в области иммунологии создано много достойных и очень полезных разработок. К таким разработкам можно отнести иммуномодуляторы, в частности, трансфер факторы, которые действуют комплексно на всю иммунную систему человека. Являющийся иммуномодулятором, разработанным самой природой, Трансфер фактор не имеет каких-либо ограничений по возрасту. Трансфер фактор, кроме всего сказанного, не даёт побочных действий, он показан к применению даже новорожденным малышам и беременным женщинам.

Будьте здоровы и берегите себя!

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Похожие статьи