Применение средств икт в экологическом воспитании дошкольников. Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников. методическая разработка (старшая группа) на тему. Экологическое воспитание детей с использованием

«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,

что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

    Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»

Литература:

    "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

    Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.

3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013

6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи. Санк-Петербург,2014

«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

X А.В.Гагарин

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ТЕХНОЛОГИЮ экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники для проведения занятий по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание

Знакомя детей с природой , надо использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиапроектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

2.Экранные материалы - это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3.Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Например:

На занятиях, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их

Возможность интегрирования занятий экологии с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Кананцова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Консультации для воспитателей
Тема: Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий (презентации)
Дата публикации: 29.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультации для воспитателей

Экологическое воспитание детей с использованием

ИКТ технологий (презентации).

Воспитатель: Кананцова А.А.

Познание родной природы является источником первых знаний.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их

сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на

чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к

природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной

работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития

дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В.

Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т.

Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание

этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии.

Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет

переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое

воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической

культуры.

В процессе экологического образования дошкольников я активно использую

разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что

использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их

познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в

целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому

воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал

компьютерных прикладных программ и презентации.

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии

организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием

презентаций.

Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование

мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными,

растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ

повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как

аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для

восприятия и запоминания.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и

игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование

обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение

самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление

экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для

ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный

интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как

компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую,

визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Таким образом презентации, экологические игры облегчают понимание и

запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения

подключают не только визуальную, но и эмоциональную память.

Использование презентаций игр позволяет организовать нетрадиционный

подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и

познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также

заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по

экологическому воспитанию с использованием ИКТ.

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

Похожие статьи