Сказка как средство коррекционной работы с детьми. Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми. Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности (из опыта работы). «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приѐмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование предложения; слоговой структуры совершенствование слова; связных уточнение высказываний структуры (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приѐмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. Следует отметить особенности выбора сказки: * используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере открытыми к сказки восприятию дети раскрепощаются, действительности, становятся проявляют более большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, еѐ сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счѐт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: -наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары); -практические педагогического материалы, процесса при разработанные использовании для обеспечения метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ; -консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: -диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки; -взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; -насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тѐплую задушевную атмосферу в доме. - Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. - Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов: - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица - Групповое рассказывание сказок - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения - Групповое придумывание сказки При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказки имеют запахи. Это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую ―палитру‖ запахов. Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов (душистый горох, гвоздика, цедра лимона и т.д.). На основе сказки можно играть. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником. Узнавание почувствовать детьми стиль иллюстраций. автора, развивает Это дает возможность эстетическую память. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Сказкотерапия тесно связана с игротерапией. Применяя сказкотерапию, можно одновременно использовать игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Это может способствовать активизации познавательных способностей детей. Например, игра: «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок»). Для детей озвучивается цель: нужно построить новые домики для зверюшек, кто жил в теремке; с помощью конструирования, развивается сенсомоторная координация и логическое мышление (для медведя – большой домик, для мышки – меньше). По сказке «Заюшкина избушка» с целью развития общих речевых навыков, а именно силы голоса, можно провести игру: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Ребята, таким образом, учатся повышать и понижать силу голоса. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно- ласкательных суффиксов) можно провести игру: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок можно использовать картинки с изображением героев сказок. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на: - сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки), - снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики); - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику). Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учѐта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; -формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; -развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

- проективное диагностическое рисование;

- спонтанное рисование.

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки - это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Пример

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации - это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Пример

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Пример

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...»

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2-3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Пример

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина...» Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.


«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками . Для других – форма коррекционной работы , для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?

Ученые считают сказкотерапию одним из самых молодых направлений в практической психологии. Действительно, для научной школы 15-20 лет - срок небольшой. Но сказкотерапия - это и самый древний способ поддержания человека с помощью слова. Как только появилась речь, сразу же появились и первые истории.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия » - прежде всего язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология - это наука о душе. Поэтому сказкотерапия - воспитательная система, которая соответствует духовной природе человека. Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения в процессе работы с детьми: ребенок должен иметь четкие представления о том, что существует сказочная действительность, которая отличается от реальности. Обычно навыки такого различения формируются у ребенка до 3,5-4 годов, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Ценность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Легкость восприятия сказки ребенком поясняется тем, что в этом возрасте (до 10-12 годов) у детей преобладает работа правого участка мозга, поэтому ценная информация должна передается через яркие образы. Во время сказкотерапии дети учатся создавать словесные образы; придумывая их, малыши увеличивают свой образный потенциал и развивают творческое воображение, тем самым, их внутренний мир становится богаче и интереснее, ведь так дети учатся формулировать и выражать свое мнение.

Разговаривая с ребенком языком сказки через аналогии и метафоры, мы не только создаем образы, но и обнаруживаем негативные чувства ребенка в виде сказочных образов. Постепенно меняем этот негатив на позитив - и переживания ребенка во время этого преобразования тоже меняются, ведь обязательным условием остается счастливое окончание сказки.

В сказке ребенок примеряет разные модели поведения. Чем больше моделей он проигрывает, тем разнообразнее и полнее будут его взаимоотношения с другими. Комбинируя различные методы сказкотерапии , можно помогать ребенку прожить много ситуаций, с аналогами которые он встретит во взрослой жизни. Это, в свою очередь, расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с социумом. Многие думают, что сказкотерапию применяют только для работы с детьми, причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки направлены к чистому и открытому для восприятия детскому началу каждого человека.

Существует древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он - верблюд, позже - лев и только потом - ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, который пересекает пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда исчерпаны, человек становится львом. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, разоблачает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенного социального успеха. И наступает момент, когда «лев» понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, отдаляет его от истины, погружает в круговерть суеты и глубину проблем. Лев понимает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И именно тогда происходит переход на следующую стадию развития - ребенок. Теперь ребенок смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать смысл того, что ранее казалось непонятным. У человека за спиною большая жизненная дорога, однако нет апатии и пессимизма. Есть желание открыть новое, познавая истину...

Если мы будем помнить эту притчу, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом, тем более, что ребенок - самый главный человек на земле. Именно такой вывод еще в XVI веке сделал большой индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал.

Притча «Падишах Акбар и советник Бирбал»

В один прохладный вечер падишах Акбар и советник Бирбал гуляли в саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

Как ты думаешь, Бирбал, кто на свете самый главный?

class="eliadunit">

Бирбал сразу понял, к чему ведет Акбар. «Видимо, возгордился он своей властью, думает, что я назову его самым главным. Но не дождется», - подумал Бирбал.

Думаю, Господин, что самый главный - ребенок. С ним никто не справится - ни раджа, ни сам падишах.

Как же это может быть ребенок самым главным? Докажи, попробуй, велел падишах.

Ну что же, и докажу. Но только это не редьку продавать: раз-два и готово. Дело это не простое, придется устраивать проверку.

Так и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким озорным мальчишкой на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. И малыш, разыгравшись, уцепился падишаху за бороду - и начал тянуть ее. С трудом оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

Ты зачем принес такого озорника? С ним же нельзя справиться!

А Бирбалу только этого и надо.

Вот видите, господин, никто не посмеет к вам даже пальцем прикоснуться, а этот малыш дергает за бороду. И так, что даже волосы вырвал. Получается, что ребенок-самый главный на свете!

Итак, самое главное в мире – это ребенок. В каждом взрослом человеке есть внутри маленький ребенок.

Поэтому, предмет сказкотерапии - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека .

Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт бывает разным. Можно рассказать ребенку историю, случившуюся недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории особенно ценны с терапевтической точки зрения. Они - основа сказкотерапии. Главное - посеять в душу ребенка зерна осознания. А для этого необходимо оставить слушателя с вопросами внутри.

Каждой сказке присуща своя неповторимость. Однако взгляд на сказкотерапию как на воспитательную систему предусматривает закономерности работы со сказочным материалом. Об этом-в

Сказкотерапия как метод психологической коррекции - одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом .

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою. Создать психокоррекционную сказку не сложно главное следовать алгоритму:

1 в первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Так Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных Ещё один плюс этого метода - развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни

Психотерапия при помощи сказки не только учит ребенка различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет воспитателям и родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремиться

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных .

Таким образом можно сделать вывод: сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов детей, влияет на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Похожие статьи