Если ребенок не хочет заниматься дома. Психология ребенка от а до я. Болезнь и плохое самочувствие

Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». : от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Что нужно, чтобы ребенок хотел заниматься?

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?

«Мой сын не хочет заниматься, не обращает внимания на логопеда, рвется к своим игрушкам.
Я это терпела месяц, пока отложила занятия на время отпуска. Занятия не дешевые.
Что вы мне посоветуете?»

С такой ситуацией знаком каждый логопед, работающий частным образом.

Я думаю, что будет действительно ценным, если и родители, и специалисты сделают сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься? » к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?»

Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения.

Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения.

Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи:

Во-первых , мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка.

Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание?

Для начала мы должны узнать как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего?

Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения.

Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами.

Во-вторых , подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что не очень хорошо выходит.

Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.»

Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка.

Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал звук «м». В результате получили звук «б». Это забавная часть логопедической практики!

Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам.

В-третьих , еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего?

Есть много различных методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей все время.

Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком.

Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии.

Наконец, в — четвертых , помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для увеличения скорости обучения.

Итак, когда логопед в своей практике испытывает трудности с вовлечением ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1. Используем ли мы достаточно мощное подкрепление?

Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2. Как часто мы награждаем ребенка?

Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место. Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3. Все ли навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка?

Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится избежать занятий.

Чтобы такого не случилось, мы, например, могли бы начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4. Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала?

Различные дети лучше усваивают материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5. Работаем ли мы в команде вместе с родителями?

Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома. Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда.

Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

Забота о гармоничном развитии ребенка — одна из главных для родителя. Выбрать для него подходящее направление, удобное место для занятий, компетентного педагога или тренера… Казалось бы, все этапы пройдены, задачи решены и можно наблюдать за успехами малыша, постигающего целый мир новых умений и навыков. Но нет, что-то пошло не так и внезапно Ваше чадо наотрез отказывается идти на очередное занятие. Что делать: прислушаться к ребенку и не заставлять заниматься дальше или настаивать на продолжении?

У родителя в голове сразу же проносится куча разных мыслей: не хочется давить на ребенка, но и не хочется растить юного лентяя, к тому же, занятия полезны для развития и скорее всего сейчас он просто капризничает, а настроение скоро изменится. А потом вспоминаются истории о людях, окончивших музыкальную и художественную школы, но после получения диплома не притронувшихся к музыкальному инструменту или холсту. А еще о тех людях, которые под влиянием настроения бросили занятия творчеством, но впоследствии сожалевших о том, что родители не настояли на продолжении обучения.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ХОДИТ В ШКОЛУ

Всегда помните, что в дошкольный период развития для ребенка главное — это игра. Абсолютно все занятия проходят в игровой форме или с элементами игры, главным мотивирующим фактором выступают позитивные эмоции. В этом возрасте дети еще не готовы преодолевать трудности и воспитывать свой характер, для них не существует момента «потом», есть только «здесь и сейчас».

Поэтому если Ваш ребенок вчера с удовольствием плавал в бассейне, занимался акробатикой или проектировал роботов, а сегодня и слышать о них не хочет, нужно выяснить ответы на несколько вопросов:

  • Причина нежелания заниматься — это сам вид деятельности, перемены в месте, где занимается ребенок, отношения с педагогом или тренером? Если причина в этом, то есть смысл попробовать другие виды занятий, ориентируясь на способности ребенка, поменять преподавателя или место.
  • В нежелании заниматься виновато настроение? Побеседуйте с Вашим ребенком, отправьтесь на прогулку, смените обстановку или деятельность, уделите время эмоциональному контакту. Возможно, скоро настроение изменится, и он сам попросится на занятия!
  • Причина в том, что ребенок пресытился занятиями и ему нужен перерыв? Тогда временно смените секцию или студию, в которой занимается Ваш ребенок, или вообще дайте ему время для передышки. Поверьте, пропуск нескольких занятий и отставание в программе — это меньшая жертва по сравнению с занятиями из-под палки, которые могут гораздо сильнее навредить ребенку.

Помните: у ребенка с раннего детства не должно сложиться впечатление о своей несвободе, отсутствии возможности выбора и права самостоятельно решать и выбирать для себя. Ведь это основа личности!


КАК ОБСТОИТ ДЕЛО СО ШКОЛЬНИКАМИ?

Здесь ситуация складывается в корне иным образом. В этом периоде развития ребенок способен контролировать себя, свои мысли и эмоции (хотя, конечно, и с разной степенью успеха), способен планировать день, организовывать свое время, гордиться своим умением решать задачи, побеждать и получать награды.

Безусловно, в большинстве вопросов ребенку по-прежнему нужна помощь и поддержка родителей, их умение направить советом. С ребенком постоянно нужно сотрудничать, помогать ему в сложных ситуациях, вселять уверенность и учить умению извлекать опыт из ошибок и поражений.

Если ребенок не хочет продолжать заниматься тем, что раньше приносило ему удовольствие, нужно выяснить ответы на следующие вопросы:

  • Ребенок принял решение прекратить занятия, потому что считает, что они ему не подходят или он недостаточно хорошо справляется? Здесь возможны разные сценарии: от поиска и проб других занятий до выяснения причин, почему ребенок так думает. Возможно, ему не хватает уверенности в себе, он зажат и скован, потому считает, что плохо справляется с задачами. Возможно, ситуация сложилась так в связи с недостаточным доверием тренеру или педагогу, напряженными отношениями с ним или просто его некомпетентностью. В этих случаях можно поменять педагога, место занятий или больше внимания уделить общению, и это станет решением проблемы.
  • Ребенок не справляется с нагрузкой, поэтому не хочет продолжать заниматься? Проанализируйте занятость ребенка в течение дня: сколько времени и сил отнимает школа и выполнение домашнего задания? Сколько секций и студий для развития посещает Ваш ребенок? Посещает ли дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, экзаменам, репетиторов? Возможно, имеет смысл снизить нагрузку и отказаться от менее актуальных в данное время задач. Или рассмотреть вариант смены формата: например, отказаться от нагрузки в музыкальной школе в пользу занятий в студии, отнимающих меньше времени и сил.
  • Не мешают ли в принятии решения Ваши личные амбиции? Решите, стоит ли заставлять ребенка заниматься, несмотря ни на что. Скорее всего, он либо поддастся давлению, либо пойдет с Вами на конфликт. В обоих случаях придется чем-то жертвовать: пострадает либо самооценка ребенка, либо авторитет родителя.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы у ребенка было полноценное, счастливое детство. Но важно не перейти ту грань, когда желание дать ребенку самое лучшее сменится ожиданием того, что он станет чемпионом, требованием наград и призовых мест. Приводя ребенка на те или иные занятия, будьте готовы к тому, что он может добиться в них большого успеха, а может и вовсе быстро потерять к ним интерес. Главное, уметь контролировать эти процессы: чаще общайтесь с детьми, позволяя личности ребенка раскрыться!

Ребенок отказывается что-либо делать или менять тактику своего поведения, ноет, долго делает уроки, плачет в супермаркетах. Что с этим делать?

Причин враждебного восприятия или отказа от деятельности может быть превеликое множество. Рассмотрим только основные и затронем, лучше, вопрос о том, как вернуть желание что-то делать.

Попробуйте вспомнить или представить ребенка в возрасте около 3х лет. И его фразы «Я хочу!», «Я сам!», «Отдай!». То есть изначально желание есть. Причем есть желание сделать хорошо не только для себя, но и для окружающих, оказать им помощь, быть полезным для взрослого, быть как взрослый. Дети пытаются мыть посуду, стены, пол, варить суп и т.д., но делают это теми средствами и способами, которые им доступны, что приводит к разбитой посуде, испачканным стенам, залитым водой соседям снизу и голодным родителям, оставшимися без обеда. Какая реакция взрослого на это? За редким исключение, отрицательная. С криками, обидами и прочими нехорошими проявлениями. А идея-то была хорошая, идея была в том, чтобы помочь… Будет ли желание помогать еще раз? Уже не все так плохо, если в следующий раз ребенок, предложит помощь, взрослый, вспомнив, что случилось в прошлый раз может отказать, да еще напомнив о печальном опыте, а может принять помощь и сделать какое-то действие вместе с ребенком - научить его. Это уже сохранит в ребенке инициативу. Но лучший вариант ее не глушить. Рассмотрим пример. Вернувшись домой, вы увидели что комната преобразилась чудесным образом: обои оторваны, а стены раскрашены белой гуашью и абсолютно счастливого ребенка, приклеивающего на гуашь вырванные из книжки страницы с картинками. Вы бледнее, потом багровеете и вместе с этим начинаете проявлять эмоции доступными средствами, возможно даже, нецензурными. Отправляя ребенка в угол, приговаривая, что у всех дети как дети, а вам достался разрушитель, на которого добра не напастись и скоро вся семья пойдет пОмиру. При этом вы даже не интересуетесь, что произошло, ЗАЧЕМ ребенок это сделал, что хотел. Вернемся к тому моменту, когда вы побледнели. В этот момент настоятельно рекомендую сделать три глубоких вдоха и выдоха, можно больше. И попробуйте осознать, что оторванные обои обратно уже не приклеить, краску в банки не залить, а книжку, в принципе можно починить. Если багровость рвется наружу, то примите коктейль из валерьянки с пустырником. После чего попытайтесь выяснить у ребенка, что он хотел сделать и что уже сделал. Скорее всего, он посмотрел передачу о ремонте, или услышал о ваших планах освежить обои. Но ждать вашего возвращения слишком долго, потому он начал ремонт самостоятельно. То есть цель, которую поставил ребенок хороша, а вот способ ее достижения не очень. Следующим этапом можно уже рассказывать о том, как делается ремонт, что его помощь будет очень полезна и вы будете рады ее принять. Кратко. Что хотел? Что получилось? Как правильно. Если погасить инициативность ребенка в дошкольном возрасте, то ждать от него выполнения ваших просьб в дальнейшем будет уже проблематично чаще вы будете слышать «Не могу!», «Не умею!», «Не хочу!».

В ряде случаев дети проявляют упертость в своем поведении, которая не ведет к удовлетворительному решению задач, стоящих перед ним. Упертость эта может быть возрастная, проявлением характера или настроения, может быть и манипуляцией. Но во всех этих случаях стоит попробовать разобраться, а на самом ли деле отказ от изменения стратегии не приводит к желаемым для ребенка результатам? Как показывает практика, в большинстве случаев ребенок все же достигает того, что хочет (ваше желание, естественно, не учитывается). Затягивание выполнения домашнего задания и отказ решить задачу вашим способом приводит к тому, что уроки все-равно будут сделаны. Выключить телевизор и убрать игрушки до прихода гостей? Зачем? В комнате будет чисто, так как в доме есть взрослые, которым будет стыдно за беспорядок. Помыть посуду? Ни разу не видел, что не хватает чистой.

Еще одним распространенным случаем отказа детей от деятельности может быть простая выученная манипуляция «Удиви меня». Появляется она, в тех случаях, когда ребенок еще не успевает что-то пожелать, а родитель уже начинает ему это предлагать и предлагать в таких количествах, каких переварить просто невозможно. Следующим этапом начинается капание в деталях, а если ребенок достаточно сообразителен, то и поиск дополнительных выгод, в случае своего соглашения принять от взрослого подарок или какое-либо благо. Например, считая, что ребенку полезно играть в конструктор, вы решаете купить лучший конструктор, который есть в магазине, вы же очень любите своего ребенка и готовы сделать все, чтобы он рос счастливым, умным и здоровым. С сияющим от любви к чаду лицом вы возвращаетесь с работы после захода в магазин, протягиваете ему коробку, но вместо того, чтобы прыгать от счастья, он говорит «А почему не лего? Здесь детали дурацкие. Лучше планшет дай. А где мороженое?» и много чего еще. Вы отдаете планшет и идете за мороженым. На следующий день вы решаете исправить ошибку и покупаете лего. Естественно, первый конструктор остается, ведь вы считаете, что ребенок до него еще просто не дорос. Новый конструктор забирается со славами «Так и быть, соберу тебе это». В итоге лего собрано наполовину, так как часть деталей потеряна, а если и собрано, то через 15 минут про него уже забыто. Открывается вторая коробка, начинается непродолжительная свободная игра, которая заканчивается требованием чего-то новенького и очередным «не хочу».

Тут простым приемом уже не отделаешься, так как ребенок уже привык вести себя так.

Конечно, любимые случаи большинства родителей это уроки. Долго, затянуто из-под палки, с двадцать первого раза. Уборка в комнате и помощь по хозяйству, проба чего-то нового, отказ от новой деятельности со словами «Все равно не получится» это только маленькая толика того, с чем сталкиваются родители и все случаи просто невозможно перечислить. Но, тем не менее, есть ряд способов общаться с ребенком так, чтобы комфортно было и ему и вам.

1. Выяснение истинных потребностей и желаний ребенка . Например, затягивая уроки он может просто-напросто желать от вас внимания, чтобы вы были рядом. Возможно, он просто не знает, а чем можно заниматься дома помимо уроков. Или это боязнь ошибиться, или непонимание материала. Может утомление. Вместо того что бы выслушать 100 «не хочу» узнать одно настоящее хочу. Важно, не перепутать ваши хочу с его.

2. Ориентировка на зону ближайшего развития. Оказание излишней помощи в деятельности, которую ребенок уже способен выполнять самостоятельно приводит к отказу самостоятельного выполнения. Энергию и силы нужно экономить это знают даже дети. Вдруг что-то интересное, а все силы ушли на застегивание пуговиц, решение задачи, уборку или что-то еще. Зачем? Это сможет сделать взрослый. Взрослые. Ваша задача помогать ребенку в том, что он еще не может сделать сам, но может сделать с вашей помощью. И как только он научился это делать, позволить ему это делать самостоятельно.

3. Восхищение новыми достижениями. Для каждого ребенка важна эмоциональная оценка взрослого. Однако, хвалить ребенка стоит правильно. Например, собрана из конструктора «машина» с одной платформой и четырьмя колесами заслуживает восхищения в первый день, во второй такая же машина заслуживает «хорошо», в третий, «нормально». При этом, второй и третий день можно добавить, что если бы у этой машины появилась крыша или двери, то это было бы «Супер!», а пока это хорошо или нормально.

4. Отсутствие реакции на истерики. Плачущие дети в супермаркетах привлекают внимание к себе и к родителям. Родитель сдается и покупает то, что хочет ребенок, лишь бы он только успокоился. Таким образом, у ребенка появляется отличный инструмент получения того, что он хочет малой кровью, точнее малыми слезами. Лучшая реакция на истерические реакции - отсутствие реакции. Полное отсутствие ни хорошо, ни плохо - никак. Если вы стесняетесь плача ребенка в людном месте превратите это в игру с ребенком начните играть в плач, переходящий в пение. Из «Да что же это за родитель?!» вы мигом превратитесь в «Ах, какой родитель!» Закоренелые «ревуны» могут продолжать концерт пару часов. Чем скорее вы научитесь сдерживать аплодисменты, тем скорее актеру надоест выступать. (важно понимать желание смотри пункт 1)

5. Обращайте внимания на правильные действия. Если ребенок сделал, что-то не так - мы обязательно на это отреагируем, а если сделал что-то хорошее, то не всегда (если он сам про это напоминает, то смотри пункт 4). Так что обращайте внимание на действия ребенка, совершенные спонтанно, отреагируйте одобрительно, и ему захочется его повторить (после чего смотри пункт 3).

Повторюсь, что каждый ребенок уникален и нет универсального рецепта или приема и прочитав небольшую статью не возможно решить все сложности, а если они уже переросли в проблему…

Похожие статьи