Мир таит в себе множество опасностей: дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия, которые зачастую имеют трагический финал. Конечно, предвидеть и повлиять на многие ситуации человек не в силах. К примеру, совершенно неподвластны обществу природные катаклизмы, да и обычные автокатастрофы порой случаются из-за неудачного стечения обстоятельств. Но это не освобождает нас от ответственности за собственную жизнь, и тем более за жизнь наших детей. Взрослые и малыши должны неуклонно следовать правилам дорожного движения, пожарной безопасности, а также уметь правильно себя вести в сложных жизненных ситуациях. Только таким образом, мы можем избежать беды, а даже если таковая случилась – спасти свою жизнь и жизнь своих близких.
В частности, с самых юных лет ребенок должен знать, как и когда можно переходить дорогу, как нужно себя вести возле проезжей части и какими могут быть последствия его непослушания. В то время как задача родителей и педагогов, - рассказать и наглядно объяснить малышу основные правила поведения пешеходов и водителей.
Для этого мамы и папы проводят беседы со своим чадом, а главное - подают достойный пример. А воспитатели в каждой группе оформляют специальный уголок, посвященный ПДД, устраивают ролевые . В общем, делают все возможное, чтоб дошкольники освоили азбуку пешехода от А до Я.
Оформление уголка по ПДД для детей в детском саду или других ДОУ
Вариантов оформления уголка ПДД в ДОУ на самом деле масса, все зависит от фантазии и возраста детишек. Это могут быть яркие и красочные плакаты, где показано, как нужно себя вести на пешеходном переходе или светофоре. Можно сделать макет улицы с игрушечными дорожными знаками, машинками, пешеходами, и с их помощью обыграть несколько ситуаций. Для самых маленький уголок ПДД представлен в виде картинок, на которых правила дорожного движения изложены в стихотворной форме.
В старших группах к созданию уголка можно привлечь малышей, они могут делать тематические поделки и рисунки. Таким образом, крохи не просто помогут воспитателю, но и лучше закрепят полученные знания. Причем, чем старше детки, тем больше полезного материала необходимо для оформления уголка ПДД. К примеру, самые маленькие начинают свое знакомство с ПДД с изучения цветов светофора и элементарных понятий, а малыши в старшей и подготовительной группе разучивают дорожные знаки, учатся обходить трамвай, автобус, знакомятся с такими понятиями, как подземный и наземный переход и многое другое. Но в любом случае уголок ДПП должен быть красочным и привлекающим внимание, а изложенный материал - доступным для каждого малыша.
Уголок дорожного движения содержит: – настольный макет перекрёстка, с помощью которого ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами, что позволяет детям самим моделировать улицу, имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом;
– имеется напольный макет проезжей части с переключаемыми светофорами (на батарейках) и крупными дорожными знаками на подставках, в которые входят такие знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и игре. Для этого имеется: - большое разнообразие дидактических игр: «Ассоциации по правилам дорожного движения», «Внимание дорога», и др. - настольно-печатных: «Азбука пешехода» «Это надо знать», «Дети и дорога», «Учим дорожные знаки», и др.
В уголке есть подборка детской художественной литературы по правилам дорожного движения и правилам поведения на дорогах. Читая и разучивая стихи о правилах дорожного движения вместе с детьми, я помогаю им понять, как нужно вести себя на проезжей части дороги, как вести себя в той или иной ситуации.
Школа играет важную роль в профилактике детского травматизма на дорогах. Школьники должны понимать, что дорога несет потенциальную опасность и требует от всех участников дорожного движения сосредоточенности и строгой дисциплины. На внеурочных мероприятиях необходимо формировать у детей комплекс знаний, а также прививать им навыки безопасного поведения на проезжей части. Школьный уголок по правилам дорожного движения (далее - ПДД) создается для комплексной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Используется вместе с учебной и внеурочной деятельностью, работой с учителями и родителями.
Зачем нужен школьный уголок по ПДД
На сегодняшний день практически в каждом образовательном учреждении для школьников проводятся занятия по изучению правил дорожного движения.
В рамках дополнительного образования, во внеурочное время организуются различные мероприятия по теме ПДД:
- конкурсы,
- викторины,
- игры,
- соревнования.
Однако наглядной агитации, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. А ведь грамотно оформленный, яркий школьный уголок по ПДД привлекает внимание детей, помогает наглядно изучать правила.
Специалисты рекомендуют иметь в школе не один уголок, а несколько. Все они должны быть содержательными и функциональными. Уголки размещают в удобном и видном для всех месте, вестибюль образовательной организации - наиболее удачный вариант. Информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся, педагогам, родителям, администрации.
Оформление уголка по ПДД в школе и его информационное содержание
Оформить уголок по ПДД в школе можно в нескольких вариантах, например, единым стендом, набором нескольких стендов (каждый - для отдельного вида информации) или в виде книжки-раскладушки.
Оформление уголка должно быть красочным: важно использовать яркие цвета, соответствующий шрифт. Для привлечения внимания к школьному уголку ПДД рекомендуется использовать краткие, запоминающиеся лозунги. Например:
- «Цена спешки - жизнь!»,
- «Ребенок имеет право жить!»,
- «Внимание - мы ваши дети!»
Лучше всего оформить уголок таким образом, чтобы информацию можно было периодически менять по мере необходимости. Для этого подойдут, например, «кармашки», магнитная доска и другие элементы.
Материалы школьного уголка по ПДД следует распределить по рубрикам и разделам. Основными рубриками могут быть:
- справочная информация;
- информация для обучающихся;
- рекомендации для родителей.
- выписка из приказа директора школы о назначении одного из сотрудников ответственным за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с указанием фамилии, инициалов, должности и номера телефона;
- план работы школы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
- ежемесячные данные ГИБДД (отчет) о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма;
- информация о ДТП с участием детей, произошедших в ближайшее время в территориальной близости от школы, краткий анализ причин этих происшествий.
- информация о конкурсах, викторинах, играх и иных мероприятиях, проводимых школой в рамках учета знаний ПДД;
- список юных инспекторов дорожного движения в школе и список мероприятий, которые они проводят;
- информация о сроках, месте проведения, условиях участия во всероссийских мероприятиях, к примеру, в конкурсе «Безопасное колесо».
В рубрике «Информация для обучающихся» школьного уголка по ПДД размещаются наглядные, интересные, художественно оформленные материалы. Их могут сделать сами обучающиеся, можно привлечь родителей к этому процессу.
В раздел следует включить назидательную информацию, загадки и истории. Обязательна к размещению в этой части школьного уголка по ПДД схема безопасного движения школьников по территории, прилегающей к образовательной организации. На схеме необходимо отметить все пути следования к организации и в обратную сторону, учитывая ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта. Следует уделить внимание основным местам проживания учащихся, указать наиболее опасные участки дороги. Схема должна быть максимально понятной и читаемой.
На схеме, обязательной для уголка ПДД, обозначьте:
- зеленые насаждения, строения, дороги, перекрестки, стоянки автомобильного транспорта, остановки маршрутных такси и общественного транспорта и т.д.;
- опасные места, закрывающие обзор: открытые люки, места ремонта троуара, загромождения из строительных материалов и т.д.;
- участки дорог с интенсивным движением автотранспорта;
- основные, надежные с точки зрения безопасности, пути движения к школе;
- направление и скоростной режим движения потоков транспорта;
- места расположения светофоров, дорожных знаков «Дети!», «Пешеходный переход», дорожной разметки и др.;
- состояние освещенности прилегающих дорог.
Все надписи на схеме должны быть четкими, разборчивыми. Светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы следует указать в точном месте их расположения.
В обязательную для уголка ПДД в школе схему нужно регулярно вносить изменения, происходящие на территории и вынуждающие менять маршрут движения. К примеру, при переносе автобусной остановки, ремонте дорожного покрытия, постановке временных сооружений, закрывающих обзор проезжей части.
Все опасности передвижения по маршрутам, изменения в движении транспорта следует зафиксировать рядом со схемой. Все опасные участки, места ДТП с участием школьников, следует надо красными флажками, объяснив детям, почему эти участки считаются опасными.
В рубрике «Информация для родителей» школьного уголка по ПДД необходимо поместить схему основных маршрутов безопасного движения до образовательной организации, а также информацию, содержащую:
- советы для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге;
- разъяснения о некоторых возрастных особенностях поведения детей, психофизиологических особенностях, типичных ошибках в их поведении на улице;
- данные о профилактических мероприятиях, проводимых образовательной организацией по безопасности дорожного движения, с датами и сроками проведения, сведениями о возможности участия в них родителей;
- сведения об автоплощадках, автогородках, функционирующих в городе, области, микрорайоне, где дети могут получить качественное обучение по правилам ПДД, сформировать умения и навыки безопасного поведения на дорогах;
- данные по методическим пособиям, наглядным пособиям, статьям в журналах и газетах, которые родители могут использовать в беседах с детьми на тему безопасности дорожного движения;
- данные по основным службам помощи с указанием номеров телефонов, а также экстренных номеров операторов мобильной связи.
- об обучении детей наблюдательности на улице;
- по правилам перевозки детей в автомобиле;
- по правилам поведения на остановке общественного транспорта,
- о причинах дорожного травматизма среди школьников.
Уместны будут и листовки с инфографикой, например, листовки, разработанные Госавтоинспекцией.
Таким образом, красочно оформленный уголок ПДД в школе служит нескольким целям.
- Во-первых, привлекает внимание учащихся во время нахождения на переменах, их время будет использовано с большей пользой при наличии яркой наглядной агитации.
- Во-вторых, размещенная в нем информация может быть использована детьми для самостоятельной подготовки к конкурсам, викторинам, играм по ПДД.
- В-третьих, информация уголка безопасности может активно использоваться педагогами и родителями в целях профилактики детского травматизма на дорогах.
Оформление паспорта уголка ПДД в группе. В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «машина полиции», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского.
Просмотр содержимого документа
«Паспорт уголка ПДД»
Составила воспитатель средней группы Якупова Е.Е.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
в средней группе детского сада.
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем мире. Детей знакомит с конкретными правилами дорожного движения, рассказывает им о назначении желтого сигнала светофора. Объясняет правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаться правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу на зеленый сигнал светофора. Формирует навыки культурного поведения в транспорте.
Воспитатель знакомит детей с понятиями: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, пешеход, наземный и подземный переход.
В средней группе проводятся наблюдения за разными видами транспорта. Представления, полученные детьми во время прогулок, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. На участке детского сада организуются игры на внимание и закрепление знаний сигналов светофора, правил перехода через дорогу.
Уголок ПДД в средней группе
Макет с двусторонним движением, с пешеходным переходом;
3 светофора объемных;
Игрушки для обыгрывания (автобус, грузовой транспорт, легковой транспорт, специализированный транспорт в наличии);
Подборка книг:
В. Лиходед «Уроки светофора»,
Р. Шарипов «Правила дорожного движения в стихах»,
«Смешуроки на дороге»,
Стихи про транспорт «Большое путешествие»,
Сказки для «Почемучек – 2»,
Т. Колесова «Осторожным надо быть»,
Правила дорожного движения в стихах,
Стихи и загадки про транспорт;
Макет микрорайона;
Наглядно-дидактическое пособие «Правила дорожного движения»,
Дидактические картинки «Транспорт»,
Развивающие карточки «Транспорт», «Специальные машины»,
Обучающие карточки «Правила маленького пешехода»,
Комплект дорожных знаков «О чём говорят дорожные знаки»
Иллюстрации с различными видами транспорта;
Дидактические игры:
«Час Пик»,
«Законы улиц и дорог»,
«Внимание дорога»,
«Дорожные знаки на улице»
«Разрезные знаки»;
Картотека наблюдений:
«Знакомство с улицей и дорогой»,
«Наблюдение за светофором»,
«Пешеходный переход»,
«Наблюдение за работой сотрудника ГАИ» и и.д.;
Картотека подвижных игр:
«Будь внимательным»
«Трамваи»,
Цветные автомобили»,
«К своим знакам»,
«Три движения»,
«Угадай знак»;
«Автобусы »,
«Чудеса на колёсах»,
«Какой знак лишний»
«Геометрический светофор»,
«Весёлые ПДДешки»
«Светофор»;
Видео материалы:
«Уроки осторожности тётушки Совы» обучающая программа для детей от 2 – 7 лет,
Презентации по ПДД.
Похожие статьи