Гендерные особенности изобразительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте. Особенности изобразительной деятельности дошкольников Развитие изобразительной деятельности дошкольника

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.


Предпосылками продуктивных видов деятельности , так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания . Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа , показанного взрослым, к названию его определенным словом.

С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым . При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту. По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия , который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения , происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок .

Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности , помогает ему ее освоить, является средством познания . В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта . Главными средствами выразительности , используемыми дошкольниками, являются линия и цвет . Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа. Особенности развития изобразительной деятельности дошкольника:

Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

Формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

Развивается умение создавать и воплощать замыслы;

Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Ребенок изображает всю действительность , как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша. Содержание рисунка определяется не только индивидуальными особенностями дошкольника , но и половыми, национальными . В рисование включаются моральные и эстетические оценки , представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, причем нравственные и эстетические эталоны слиты. Детское конструирование означает процесс сооружения построек , в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов , а также способы их соединения .

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи , предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование - изображение и строительство для игры .

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. позволяет определить способы конструирования . Ребенок обследует не только основные свойства предметов, но прежде всего их специфические конструктивные качества. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел . В процессе конструирования ребёнок узнаёт , что за определённой формой и весом деталей стоят определённые конструктивные свойства. Выделяют следующие типы конструктивной деятельности:

- конструирование по образцу необходимый и важный момент в развитии конструктивной деятельности ребёнка. - конструирование по условиям способствует развитию творчества, инициативы, дисциплинированности . - конструирование по замыслу конструирование для игры объединяет детей.

Аппликация и лепка – ещё два вида продуктивной деятельности. Их психологическое значение сходно со значением изобразительной и конструктивной деятельности. Все они в совокупности развивают у ребёнка способность планировать деятельность.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

Дошкольники познают конструктивные свойства деталей а материалов;

Расширяется область творческих проявлений.

Основные задачи курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе

Цель общего изобразительного образования в основной школе состоит в личностном развитии учеников и обогащении их эмоционально-эстетичного опыта во время восприятия окружающего мира в художественно-практической деятельности, интерпретации и оценивании произведений изобразительного искусства, а также в формировании ценностных ориентиров, потребности в творческой самореализации и духовно-эстетичном самосовершенствовании. Основные задачи курса «изобразительное искусство» :

· формирования культуры человеческих чувств как сильших - любви, доброты, милосердия через восприятие произведений искусства, так и специфических: чувства цвета, линии, ритма, композиции, колорита и др., непосредственно в художественной деятельности;

· развитие ассоциативно-образазного и пространственного мышления, воображения, фантазии, памяти, художественного вкуса и творческих способностей;

· овладения умениями и навыками в изобразительной деятельности; формирования художественно-практической компетентности; готовности использовать полученный опыт в самостоятельной творческой работе; формирования способности воспринимать, интерпретировать и характеризовать произведения изобразительного искусства; высказывать личное отношение к ним, аргументируя собственные мысли, суждения, оценки;

· формирования представлений о сущности, видах и жанрах изобразительного искусства, особенности художественно-образного языка, усвоения определенных художественных приемов и закономерностей и соответствующей терминологии;

· воспитания духовных и моральных ценностных ориентиров
в сфере изобразительного искусства, интересов, вкусов, потребность творчества;
национально-патриотического сознания и активной жизненной позиции;

· понимания учениками связей изобразительного искусства с другими видами искусства, с естественной и культурной средой жизнедеятельности человека.

В младшем подростковом возрасте эмоциональнее и быстрее происходит осознание и «переживание» художественных затруднений, когда проблемное общение происходит в эмоционально-игровой ситуации, близкой самой эмоционально образной природе искусства.

У чащихся младших классов подобный процесс часще основан на интуиции, можно сказать, что проблемный процесс создания художественного образа ими начинается от эмоционально-эстетического поиска образа воспринимаемого и переживаемого объекта на основании проблемного диалога учителя и учащихся к поискам формы его материализации и от формы – к практическому созданию художественного образа, то есть от эмоционально-чувствительного – познавательного и от него – к новому продукту – художественному образу. В этом процессе действительность выступает как эмоционально-вербальный образ, как источник художественной гипотезы, способы материализации которой необходимо найти.



Учащимся подросткового возраста присущи специфические психологические особенности, которые необходимо учитывать во всей их учебной деятельности. Ученики V -VI и частично IV классов начинают уже кри­тически относиться к себе, «своим работам и способностям». В этом выра­жается их взросление; усиление требовательности к себе, стремление к совершенствованию и самоутверждению . Эти качества проявляются и в изобразительной деятельности учащихся. Если в начальных классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело и увлеченно рисуют, доволь­ствуясь любым результатом, то в старших классах наблюдается другая картина. Ученик не сразу принимается за работу, а, выполнив задание, может быть столь не удовлетворен результатами, что изорвет рисунок, объявит себя «неспособным» и вообще прекратит заниматься рисованием. С этим учителю приходится сталкиваться довольно часто. Как быть в та­ких случаях? Задача учителя , прежде всего, состоит в том, чтобы вовлечь всех учащихся в работу, приобщить всех детей к изобразительному искус­ству. Однако уже в IV-VI классах это не так просто сделать, особенно если дети не получили в начальной школе должной подготовки.

Задания в IV-VI классах по изобразительному искусству достаточ­но сложны, и некоторые учащиеся действительно не могут их выполнить. По-видимому, здесь в каждом отдельном случае надо решать вопрос индивидуально . Возможна дифференциация задания с учетом степени подготовки учащихся. При работе с натуры это сделать сравнительно просто. Например , одна группа учеников рисует кофейник, другая - кружки, чашки и пр. Сложнее на уроках декоративного рисования. Здесь требуется большая степень индивидуализации, предполагающая предва­рительную работу педагога. Например, при составлении узора для крышки коробочки можно ограничить слабых учащихся выполнением узора из простейших геометрических элементов - квадратиков или прямоуголь­ников,- предложив предварительно скомпоновать узор из вырезанных из бумаги элементов.

При иллюстрировании литературных произведений или рисовании на темы окружающей жизни следует помочь слабым и неуверенным в себе в выборе сюжета: проследить, чтобы сюжет был посильным. Например, при иллюстрировании «Сказки о царе Салтане» учитель может предложить изобразить плывущую по морю бочку, остров в море и пр. Можно также помочь в выборе техники исполнения. Например, предложить выполнить иллюстрацию на тонированной бумаге. Серо-голубой, серо-зеленый, песоч­ный цвет фона будет способствовать созданию цельного цветового образа, что значительно облегчит работу.

Если ученик не верит в свои силы и способности, учитель должен под­держать его. Помочь включиться в работу, убедить в том, что он может научиться рисовать и получить неплохой результат. Однако процесс этот не прост, и далеко не все учащиеся в V-VI классе охотно и увлеченно рисуют на уроках изобразительного искусства.

Работая с подростками, учитель сталкивается с максимализмом и без­апелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. Ученик может, например, заявить, что занятие изобразительным искусством - пустое времяпрепровождение и т. п. На это следует реагировать спокойно, но не оставлять без вниманий, а попытаться приобщить ученика к работе. В процессе работы следует заострять общее внимание на сложной струк­туре закономерностей художественного языка, на задачах, которые ставят ирешают художники в своих произведениях, а также раскрывать роль искусства в жизни общества.

Подросток эмоционален, пытлив, любознателен, но стремителен и ре­зок в суждениях . Он любит доходить до всего сам. Учитывая это, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решение, неза­метно направлять его внимание, не забыть похвалить за умение находить правильное решение вопроса, отыскивать истинное и отбрасывать оши­бочное.

Специфической особенностью учеников подросткового возраста является также то, что они не довольствуются схематическим изображением предмета, а стремятся передать все его особенности, каждую деталь изображают любовно. В этом тоже выражается развитие и взросление уча­щихся. Зрительное восприятие подростков приобретает более аналитиче­ский характер. Учащиеся уделяют внимание деталям, объему, простран­ственному положению предметов и пытается все это передать в изобра­жениях. Поэтому рисунки их носят иллюзорный характер и часто лишены цельности. Эту особенность (подростковый «натурализм») следует учи­тывать и видеть в этом попытку более глубокого понимания и изучения окружающего мира. Учителю не следует критиковать рисунок за излиш­нюю детализацию , если даже она, по мнению учителя, неуместна. Необхо­димо выяснить отношение к ней автора, его замысел и в зависимости от этого решать, стоит ли от нее отказываться.

Излишнюю детализацию можно предотвратить, дав свое временный со­вет в процессе выполнения работы. Если рисунок уже выполнен, ученик часто не в силах изъять излишние подробности, на которые он затратил так много сил ивремени и которые ему дороги.

Делая замечания по работе, следует учитывать чрезвычайную чувстви­тельность подростков и болезненное переживание творческих неудач. Не­редко ученик только делает вид, что ему все равно, как оценивает учитель его работу, а на самом деле глубоко переживает самое незначительное за­мечание. Поэтому всякое критическое суждение педагога о работе должно быть предельно доброжелательным.

Надо всегда помнить : любая выпол­ненная работа по изобразительному искусству в какой-то мере отражает и раскрывает личность ученика, его внутренний мир, способности, воз­можности. И суждение о ней - это до известной степени суждение о ка­ких-то глубинных сторонах личности и ее самовыражении.

Зрительные восприятия подростков 11 – 13 лет достаточно развиты. Учащиеся различают все многообразие цвета и разные его оттенки . Одна­ко часто затрудняются при передаче цвета натуры в работе. Как показали исследования, это главным образом обусловлено недостаточными навыка­ми в работе с красками. Ученик видит цвет, но не может его воспроиз­вести.

Педагог должен прийти па помощь, предложить ряд упражнении для освоения техники акварели и гуаши, продемонстрировать эффективные приемы смешения разных красок и получения новых оттенков.

Очень полезны для этого упражнения по осветлению и зачернению цве­та, нахождение среднего цвета при двух заданных и т. п. Это преодолевает боязньучащихся смешивать краски и помогает освоить богатые возмож­ности палитры.

Работая с натуры, учащиеся не удовлетворяются схематическим обо­значением цвета, стараются подобрать похожий, пробуют разные комби­нации смешения красок. Для этого необходимо закреплять навыки работы с пробником-палитрой - кусочком рисовальной бумаги, на котором ученик проверяет результаты смешения красок.

Помимо передачи цвета натуры, учащиеся стремятся изображать объем предметов, так как плоскостное изображение кажется им недостаточным. Для получения света и тени ученик разбавляет акварельную краску водой либо добавляет черную. Это дает желаемый эффект, но зачастую приводит к вялости всей цветовой гаммы или к излишней черноте. Опасность мож­но предупредить, проанализировав цвет предмета на свету и в тени. При этом достаточно подчеркнуть цветность теней (на яблоке, например, тень может иметь зеленоватый оттенок, на помидоре - фиолетовый): пояснить, почему от красного предмета тень становится холодной (зеленый допол­нительный), проанализировать натуру.

В работах подростков с натуры и по представлению уже можно заме­тить некоторые индивидуальные особенности. Одни предпочитают более яркую цветовую гамму, другие, наоборот, приглушенную. С индивидуаль­ными цветовыми предпочтениями надо считаться. Не стоит предлагать переделывать цветовой строй работы. Педагог должен уметь заметить те или другие особенности в передаче цвета учащимся и учитывать их. Не­которые учащиеся любую работу в цвете выполнят настолько по-своему, что достаточно взглянуть на нее, чтобы определить автора. Очень хорошо, если учитель может рассказать об индивидуальной манере письма и цветовой гамме какого-либо художника (Петрова-Водкина, Врубеля, Дейнеке и др.). Это поможет ученикам глубже понять произведения искусства, индивидуальные особенности художников.

Подростков по-прежнему увлекает сюжетная сторона изображения, но в ней заметно новое. Содержательные сюжетные связи передаются более полно и богато, работы приобретают повествовательный характер. Особен­ности героев, их настроение, поведение становятся более глубокими и убе­дительными.

Однако в целом можно сказать, что изобразительные работы подрост­ков часто уже не имеют той непосредственности, свежести, искренности и смелости, которая свойственна рисункам младших школьников . Они не столь красочны и декоративны, по сравнению с рисунками, полными ра­достного цвета и трогательным неумением ребят младшего школьного и даже дошкольного возраста.

По сравнению с работами малышей рисунка подростков могут выгля­деть несовершенной попыткой овладеть основами профессионального реалистического изображения. В них зачастую остро ощущается неуменье, слабость постижения языка реалистического изобразительного искусства. К тому же довольно четко проявляется разная степень одаренности. Не случайно большинство работ на выставках детского рисунка принадле­жит учащимся младшего школьного возраста, а из старших классов обыч­но демонстрируются только работы наиболее способных и успевающих. Такое соложение объяснило, и нельзя обвинять учителя или школу в том, что малыши-школьники рисуют лучше, а старших «не смогли научить». Дело в том, что у многих детей в V-VI классах уже появляются инди­видуальные интересы, вкусы, увлечения, не имеющие отношения к изо­бразительному искусству.

В процессе изобразительной деятельности учащихся IV-VI классов на уроках, согласно программе, ставятся задачи более полно передавать зримый мир на основе целенаправленного наблюдения. Под более полной передачей подразумевается передача пропорции, объема, фактуры, цвета, освещения, пространственного положения предметов.

На протяжении трех лет обучения следует раскрыть также сущность живописного понимания передачи цвета, различие между цветом и крас­кой. Особое внимание должно уделяться восприятию произведений изо­бразительного искусства. Ведь независимо от того, будет ли человек заниматься изобразительным искусством, отдавать ему свое свободное время, желательно, чтобы он интересовался искусством, посе­щал выставки, музеи, обогащал свой духовный мир. Школа должна воспитывать интерес к изобразительному искусству и потребность в общении с ним.

Литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993.

3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1991.

4. Антонович Є.А. Декоративно-прикладне мистецтво. - Львів: Світ, 1992.

5. Афанасьева Л.В., Гудзь В.В., Олександров В.М. та ін. З історії українського мистецтва. Навчальний посібник. Мелітополь: Аквілон, 2000.

6. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методи­ческие основы. - М.: Просвещение, 1982

8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, компози­ция.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.

9. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

10. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обу­чение. -М., 1983.

11. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд-во Воронежск. ун-та, 1977

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Про­свещение, 1969.

13. Васьков Ю.В. Педагогічні теорії, технології, досвід (Дидактичний аспект). X.: Скорпіон, 2000.

14. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.

15. Волков И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск. - М., 1988.

16. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

17. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

19. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991

21. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 1998.

22. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. К.: Рад. школа, 1978.

23. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. - К.: Рад. школа, 1981.

24. Гукасова А.М. Работа с тканью в начальных классах. - М., 1970.

25. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

26. Дараган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства. - М.: Просвещение, 1983.

27. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975.

28. Експериментальна програма для середньої загальноосвітньої школи. Образотворче мистецтво. 5-7 класи / Під ред. Л.М. Любарської, - К., 1998.

29. Жукова А.С. Помогите смешным рисункам. Книжка для родителей. М.: Просвещение, 1966.

30. Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. М.: Знание, 1976.

31. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.

32. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

33. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т.Я.Шпикалова, Н.М.Сокольникова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

34. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т.Я.Шпикалова, Н.М.Сокольникова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

35. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991.

36. Искусство и ты: Учебник для 1 кл. /Под ред Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1997.

37. Искусство вокруг нас: Учебник для 2 кл. /Под ред Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 1998.

38. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Кн. для учителя. В 3 ч. / Сост. М. В.Алпатов и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1987.

39. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

40. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970.

41. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легкая промышленность, 1987.

42. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М.: Столетие, 1994.

43. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.

44. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.

45. Концепція 12 річної загальноосвітньої школи України, Завуч № 42, 1999.

46. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981.

47. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978.

48. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977.

49. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в на­чальных классах. - М.: Просвещение, 1984.

50. Кузин В. С, Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебник. - М.: Дрофа, 1995.

51. Кузин В. С, Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3-4 кл.: Учебник: В 2 ч. - М.: Дрофа, 1997.

52. Конышева Н.М. Умелые руки: Учебник-тетрадь по художест­венному труду для I класса начальной школы. - М., 1998.

53. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник по художест­венному труду для II класса начальной школы. - М., 1997.

54. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир (От мира природы -к миру вещей): Учебник по художественному труду для III класса начальной школы. - М., 1997.

55. Конышева Н.М. Секреты мастеров: Учебник по художествен­ному труду для IV класса начальной школы. - М., 1998.

56. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

57. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

58. Коновець С.В. Образотворче мистецтво в початковій школі. Методичний посібник. Київ, Академія педагогічних наук України, 2000.

59. Кузин В.С. Изобразительное искусство и его преподавание в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.

60. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. Киев.: Рад. школа, 1989.

61. Левин Ваш ребенок рисует. М.: Сов художник, 1985.

62. Левин Беседы с юным художником, М., Сов художник, 1986.

63. Левченко Т.И. Современные дидактические концепции в образовании. К.МАУП, 1995.

64. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.

65. Маслов В.І., Драгун В.П., Шаркунова В.В. Теоретичні основи педагогічного менеджменту. Навчальний посібник для працівників освіти. Мністерство освіти України, Інститут підвищення кваліфікації керівних кадрів освіти. Київ, 1996.

66. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. - М.: МИРОС, 1992. - 38 с.

67. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972.

68. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1977.

69. Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. - Тернополь, 1993.

70. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981.

71. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие / Под ред. Т.С.Комаровой.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.

72. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981.

73. Москаленко П.Г. Навчання як педагогічна система: Навчальний посібник для студентів педвузів, вчителів і керівників шкіл. Тернопіль: ТДПІ, 1995.

74. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.

75. Нечепоренко Л.С., Подолак Я.В., Пасинок В.Г. Классическая педагогика: Учебное пособие. X.: Основа, 1998.

76. Освітні технології. / за ред. О.М. Пєхоти. – К., 2002

77. Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999

78. Коновець С.Підготовка вчителя образотворчого мистецтва. – Рівне, 2002

79. Програма педагога дополнительного образовани: От разработки до реализации /Сост. Н.К.Беспятова. –М., 2003

80. Як допомогти дитині стати творчою особистістю /Упоряд. Л.Шелестова. – К., 2003

81. В.А.Роменець Психологія творчості: Навч. посібник. 2-ге вид. – К., 2001

82. Сучасні шкільні технології. Ч.І – ІІ /Упоряд. І.Рожнятовська, В.Зоц. – К., 2004

83. Образотворче мистецтво / теорія навчання, календарно-тематичне планування, основні поняття образотворчого мистецтва/ Полякова Г.А., Божко Л.І., Лейбіна О.О., Климова Л.В., Лимар Г.В. - Харків,: Скорпіон, 2001

84. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. - М.: Просвещение, 1981.

85. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей: Практ. пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В.А.Барадулина, О.В.Танкус. - М.: Просвещение, 1978.

86. Основы художественного ремесла: Русские худож. лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. - М.: Просвещение, 1979.

87. Оцінювання в школі / Освіта України, №6, від 7 лютого 2001.

88. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. Минск, 1987.

89. Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование. Запорожье: Освита, 2000.

90. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П.И.Пидкасистого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

91. Програма для середніх загальноосвітніх шкіл. Образотворче мистецтво, 1-4 класи. Київ: Перун, 1996.

92. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.

93. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. - М.: Просвещение, 1994.

94. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 1994

95. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976

96. Холмянський Л.М., Щипанов О.С. Дизайн. Пробний навчальний посібник для 5-7 класів середньої школи. Київ.: Освіта, 1992.

97. Шаронин Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода», с. 47-51.

98. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования//Общественные науки и современность, 1997, №1, с. 130 -125.

99. Школа изобразительного искусства в 10-ти томах, М.: Искусство, 1964.

100. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Директор школы, Библиотека журнала. М.: Сентябрь, 1996.

Учебно-методическое пособие

Филатьева Татьяна Владимировна

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций.

Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.

Трехлетние дети способны только к хаотичным «узорам». Кто-то просто рисует круги и завитушки, сплетенные друг с другом. Другие стремятся подражать взрослым, если они показывают им азы изобразительного искусства. Возможны попытки нарисовать прямые линии или даже подобие простых фигур.

После окончания «марания» ребенок изучает получившееся и осознает, что его действия привели к результату – некоему изображению. Эту стадию развития психологи называют доизобразительной.

К 4-летнему возрасту ребенок приобретает большую точность в изображении линий, а также понимает, что рисунок может отображать некий сюжет или задумку. Разглядывая переплетения линий, он начинает понимать, как их «сложить», чтобы получилась не абстракция, а домик, мама, солнышко. Ребенок подключает наблюдательность, замечает характерные признаки предметов, которые можно изобразить.

Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.

В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.

Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению. Малыши пока не готовы работать по изначальной задумке.
  • Более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. Учитывая, что навык пока находится в стадии развития, полученная картинка может быть весьма далека от задумки.
  • В процессе работы идеи по изображению могут меняться. Уже занимаясь, малыш может понять, что вместо мамы получается дерево, а вместо кошки – зайчик. Тогда он легко меняет изначальную идею.
  • Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Ребенок обязательно рассказывает о рисунке или слепленной фигуре, поясняет назначение отдельных элементов.
  • Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.

Изобразительное творчество — это дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаясь любым видом изобразительного искусства, он видит результат своих действий, что мотивирует на продолжение упражнений.

Виды изобразительной деятельности

Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка. Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям.

Рисование

В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.

В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей. Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета.

Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.

Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.

Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках. Для дальнейшего развития творческих способностей важно, какие признаки были выделены, чтобы получился нужный цвет.

Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.

Лепка

Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование – пластилин, глина, стеки.

Начинается творчество с простых фигур – скатать шарик, сделать брусок или треугольник. Лепка удобна тем, что детали можно соединять, менять их форму, править то, что не удалось. Занимаясь лепкой, ребенок усваивает понятия объема, пропорций, трехмерной формы, строения предметов. При хорошо развитом навыке получается сложные объекты: игрушки, машины, животные.

Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.

Аппликация

Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.

Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.

В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается способность понимать и различать цвета.

Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.

Дополнительный бонус аппликации – формирование . Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.

Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности

Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.

Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Как игровые приемы способствуют творчеству

До поступления в школу игра способствует обучению дошкольников и является основным занятием ребенка. Поэтому лучшим и простым решением заинтересовать малыша – рисовать или заниматься лепкой в процессе игры. Для этого следует создавать так называемую игровую «проблему»:

  • Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
  • На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
  • Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
  • В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
  • Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
  • Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.

Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.

Использование нетрадиционных арт-техник

Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.

Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.

Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисования пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.

Всестороннее влияние изобразительной деятельности на развитие детей

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на , как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Известно, что изобразительная деятельность для ребенка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего мира, выразить на бумаге, в глине и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитывается нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности .

Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Вопросы методики формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребенка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры. Эстетическое отношение ребенка к миру и искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно -через представления, понятия, продуктивное творчество. Не случаен интерес многих исследователей к проблеме детского творчества, его художественно-образной природе, путям его формирования у детей разного возраста.

Характеризуя особенности изобразительного творчества, можно отметить наличие у детей интереса, склонностей к содержанию, видам изобразительной деятельности. По сравнению с младшим и средним возрастом, у старших дошкольников происходят качественные изменения интересов, о чем свидетельствует исследования Л.П. Блащук. Она считает, что в интересе к изобразительной деятельности можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметную направленность, действенность, широту, глубину и устойчивость .

Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительно деятельности, тематикой, художественным материалом.

Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле.

По глубине интереса может быть:

1) Поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение в деятельности;

2) Углубленный, характеризующийся творческим отношением в работе, стремлением больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах;



3) Устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка (один больше интересуется рисованием карандашами, другой -красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д).

Интерес играет большую роль в обучении старших дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию у них специальных художественных способностей: чувства цвета, формы, композиции, сюжета, замысла, ручной умелости в рисовании, лепке, аппликации.

Старшие дошкольники способны передать в своих рисунках эстетические и характерные признаки предмета, явления действительности, человека, животных, используя для этого жест, мимику, позу, цвет и другие средства выразительности. Обогащая опыт ребенка знанием разных способов изображения образов животных, человека и умением применять их в рисовании, можно создать основы для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его творчества.

В изобразительном творчестве дети этого возраста при создании художественного образа руководствуются признаками как цвета, так и формы, являющимися объективными характеристиками материального мира. Только при этом условии можно определить их соотношение и взаимосвязь в эстетическом воздействии на детей, в развитии творческой активности личности. Цветовая характеристика образа в большей степени способствует развитию творчества .

В изобразительной деятельности старших дошкольников наблюдается более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые выбирает ребенок. Он способен принимать на себя роль "художника", "скульптора", "мастера", в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала.

Проявить смелость в своем творчестве очень хорошо помогают нетрадиционные техники рисования. Они также способствуют развитию воображения, увеличению интереса к изобразительной деятельности, помогают "уйти от шаблонов". Очень важно чтобы ребенок дошкольного возраста проявлял интерес и желание рисовать не только кистью и карандашами, но и более необычными способами с помощью разнообразных материалов.

Похожие статьи