Из чего делали пуговицы в 19 веке. История пуговицы. Пуговица в разных языках

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. А когда такие обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу - во всем, в том числе и в пуговичной моде.

Покажи мне свою пуговицу и я скажу, кто ты

Покажи мне свои пуговицы, и я скажу тебе, кто ты - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта, казалось бы, самая прозаичная деталь костюма скажет посвященному о его хозяине не меньше, чем обувь, часы или сумка Так было не только в Средневековье, когда европейцы научились наконец шить и носить одежду, скроенную по фигуре, и без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком и в эпоху Возрождения, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из металла, камня или стекла, и они выглядели как бусы.

По этим, как теперь сказали бы, аксессуарам можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни. А уж о чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, они могли сказать больше, чем раскопал бы иной агент, засланный в тыл врага. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству», - сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалеву , отвернулся от него и продолжал молиться. Сказал - как отрезал, а были бы у того другие пуговицы - и разговор был бы другой. Регламент был строг до абсурда: в допетровской России, например, каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц. Если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе-8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе - стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари. У Ивана IV (Грозного) на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом - 68. А иначе кто бы узнал в нем царя.
Сегодня регламента на этот счет не существует - есть только правила приличия. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel. И сколько совершенно бесполезных пуговичек должно быть на обшлаге рукава мужского костюма, тоже ни для кого не секрет, как и то, сколько функциональных пуговиц на этом пиджаке должно быть застегнуто. И знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена - известно, что хотя бы половину из них должны украшать эдельвейсы, даже если они будут только на одной из них - не беда.

От мозаики до пластмассы

Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии cracle glass , когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные dura mosaic, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. И примерно тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу -такие пуговицы назывались rhinestones.

Расцвета пуговичное искусство достигло в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. В частности, пуговички plique-a-jour - их делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских cracle glass существовало в Поднебесной задолго до венецианцев. И уже в XV веке возникла японская фарфоровая школа Сатсума, чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами.

Причем только на экспорт: кимоно подвязывали висящими на шнурках нэцке. А из фарфора делали еще в конце XVIII века китайские трафаретные пуговицы china stencils - черно-белые, голубые и темно-зеленые. Их сохранилось несколько десятков, и секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор не открыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале, позволив наслаждаться их красотой миллионам. С тех пор ничего нового в пуговичном жанре не придумано. Значит, нет в том особой нужды: человечество так много в этой области уже изобрело, что на наш век точно хватит.


Среди нас наверное есть те, которые не придают особого значения такой детали нашего гардероба, как пуговица. Тем не менее, модные пуговицы могут иметь немаловажную роль в одежде, так как способны не только соединять полочки пальто или блузы, но и украсить ваш наряд. И в этом можно убедиться, если заглянуть в коллекции .


Модные пуговицы из коллекций












История возникновения пуговиц
Первые пуговицы известны с давних пор. Ещё древние греки и этруски застёгивали свои туники на плече при помощи пуговицы и петли. А в Европе застёгивались, используя для этого броши и защипы. И это происходило до тех пор, пока в XIII веке не изобрели всего лишь… дырочку для пуговицы. В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).


Пуговицы инкрустировались слоновой костью и черепашьим панцирем и конечно же драгоценными камнями. На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые. А его маршалы считали, что у императора было, в данном случае, не только уважение к красоте, но и презрение к неопрятности (он не любил, когда солдаты вытирали нос рукавом, а пуговицы этому явно мешали). Наиболее часто делали пуговицы из кости, дерева и керамики. Затем стали делать пуговицы, обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. Величина этих пуговиц доходила до нескольких сантиметров.



Франция достигла в производстве пуговиц необычайных вершин. Французы стали делать пуговицы из фарфора. В XVIII веке в Богемии появились стеклянные пуговицы. А в начале XIX века в Европе стали популярны китайские пуговицы из папье-маше. Для изготовления пуговиц пошли вход морские и речные раковины и перламутр. С 1920-х годов самые красивые пуговицы, можно сказать, пуговицы ювелирной работы остались принадлежностью только для нарядной одежды. Повседневные наряды стали экипироваться пуговицами из пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой шилось платье или блуза.



И так, наиболее часто пуговицы изготавливались из дерева, кожи, стекла, кости, перламутра. А вот металлические пуговицы долгое время служили даже платёжным средством. В Германии есть поговорка – пуговицами не разбрасываются. Металлические пуговицы изготавливались не только из золота и серебра, но и из олова, меди. Форма металлических пуговиц была самая разнообразная: миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные, а размеры – от мелкой горошины до размера яйца. Декоративность их также отличалась разнообразием. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. Пуговицы за время своего существования выполнялись из разнообразных материалов и претерпели различную технику изготовления. Кроме названных натуральных материалов, пуговицы сегодня изготавливаются из полиэфира с металлизацией и различными вставками, а также пластиковые с напылением и заливкой.




Коллекция пуговиц


В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями. Есть такой клуб и в Италии, в нём пока только около 20 членов, так как создан клуб в 1995 году.



Также, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. Даже самая маленькая пуговичка на манжете может играть большую роль. Не забывайте, что пуговицы – важная и эффектная отделка, и в настоящем сезоне они имеют одну из ключевых ролей в нарядах.













Пуговица — предмет известный каждому. Но у нее, как и у всего остального, что нас окружает, есть собственная история. Привычная нам маленькая пуговичка имеет такую долгую и интересную историю своего появления, что хотелось бы рассмотреть ее более подробно.

Первобытный человек для скрепления частей одежды вместо пуговиц использовал обломки костей, острые шипы растений, кожаные шнурки и другие подручные материалы. Конечно, это было неудобно и некрасиво, но зато практично, потому что даже такая застежка помогала соединять края одежды и защищать тело от холода.


Древние египтяне использовали пряжки специальной конструкции или просто связывали противоположные концы одежды. Это было весьма удобно, потому что конструкция одежды простолюдинов или рабов не отличалась особой сложностью.


Впрочем, особенности кроя одежды простых жителей имели поразительные отличия от роскошных одеяний знати, для пошива которых использовалось много метров самых различных тканей. К тому же, одежда зачастую была многослойной, что было весьма практично для жаркого египетского климата.

А вот застежки — пряжки, которые играли роль пуговиц в нашем современном понимании, были выполнены очень искусно. Для их изготовления использовались и металлы, и подобная пряжка выступала настоящим произведением искусства.

И у древних народов Индии тоже были пуговицы, которые применялись скорее в качестве украшений. Во время археологических раскопок в окрестностях реки Инд были найдены предметы, похожие на пуговицы. Ученые датируют их изготовление около 2800 — 2600 годами до нашей эры, и относят к эпохе Кот — Диджи Индской цивилизации.


Несколько позже, в начале третьего тысячелетия до нашей эры, представители Индской цивилизации пользовались пуговицами из ракушек, и тоже в качестве украшений.

Многие из этих пуговиц имели клиновидную или правильную геометрическую форму, а также специальные отверстия, через которые продевалась нитка или очень тонкий шнурочек, а затем с их помощью пуговица привязывалась к одежде.


Похожие находки были также обнаружены на территории размещения Древней Греции и Рима, а также в Китае. На Руси пуговицы появились несколько позже — только в X веке нашей эры.


Древнейшие русские пуговицы (X — XIII век).

Чаще всего древние русские пуговицы делали с петелькой или ножкой, сквозь которую протягивалась нить для пришивания. Весьма популярной также была форма гирьки — такие пуговицы делали для застежки кафтанов.


Старинная пуговица — гирька

Первые пуговицы появились с Новом Свете в начале XVIII века, а именно в 1706 году. Через 50 лет в штате Коннектикут начали собственное производство простых пуговиц из натуральной .


В 1770 году в мастерской братьев Гриль было начато изготовление оловянных пуговиц с проволочным ушком. Впрочем, олово было достаточно мягким металлом, и пуговицы из него быстро деформировались. Чтобы придать изделиям большую прочность, пуговицы стали делать из сплавов олова с другими металлами — медью или свинцом.


Но уже спустя четыре года Конгресс штата Массачусетс в США запретил производство металлических пуговиц, чтобы сократить экспорт металла. Было разрешено производство пуговиц только из древесины или .


Медная пуговица, инкрустированная бриллиантами и украшенная эмалью (1820 — 1835 годы).

Таким образом, теряется в глубине тысячелетий. Конечно, сначала они были абсолютно не похожи на те красивые кружочки правильной формы, которые мы привыкли автоматически застегивать каждый день на разных видах одежды.

Но все же функции практически всех современных сводятся к одной — пуговица призвана скреплять края одежды для защиты тела от холода и осадков.


Впрочем, на сегодняшний день многие рукодельницы используют пуговицы не только в процессе пошива или декорирования одежды, а и для изготовления различных предметов декора и сувениров.



Казалось бы, ну что пуговица - кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Предшественником пуговиц были шнурки. Шнурки (Nestel, Schnur, Riemen, Bindenband) - служили для скрепления двух частей одежды, особенно модны они были в XVI веке. Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на концах металлическими остриями.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.
В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Пуговица не всегда служила лишь для скрепления и застегивания одежды, она была нужна и для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.




Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы - вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

В Россию пуговицы завезли в конце XV века. Дворяне и бояре не скупились и могли потратить целое состояние, чтобы приобрести этот роскошный аксессуар. Чаще всего его тогда делали из драгоценных металлов со вставками из кораллов, жемчуга и бирюзы. Тогда в моде были кляпыши — пуговицы с петелькой для пришивания.

Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя застежка, в особенности на верхней мужской одежде.

Рембрандт ван Рейн, Портрет Яна Сикса. Коллекция Сикса, Амстердам. Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются. Далее одежду дополняют манжеты, воротник и перчатки.

Nicolaes Maes (1632-1693)

Peter Paul Rubens (1577-1640) Мелкие пуговицы на мужском камзоле.

Пуговица как украшение и как застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России - 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

George Romney (1734-1802)

- Пуговица как опознавательный знак. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи - от сторожа до государственного канцлера - носили мундиры с пуговицами определенного типа.
Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь - у служащих флота и т.д.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.
В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

Anton Raphael Mengs (1728-1779)

Pierre Subleyras (1699-1749)
- Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги. В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче» говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, которые он использовал, чтобы призывать своих чудесных помощников:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет!
В ту пору, когда пуговицы больше представляли из себя предметы роскоши — из золота или драгоценных материалов, — цена их была соответствующей. Их даже включали в завещания или в приданое. С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале 20 века с развитием химической промышленности золото, стекло, фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Рейнольде. Портрет лорда Хитфилда. 1787-1788 гг

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке . Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.
В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.
Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.
Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».
Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».
Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.
Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега .

Интересные факты из истории пуговиц.


Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию - пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.

Троянская война случилась из-за яблока , лилипутская - из-за яиц . А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок. Простые пуговицы 19-20 веков можно купить в антикварных лавках по цене от одного до шестидесяти долларов, зато цена на редкие пуговицы доходят до нескольких тысяч долларов! Сегодня ни один российский музей не имеет систематизированной коллекции пуговиц. Коллекционированием ведомственных пуговиц занимаются в основном энтузиасты-одиночки.

Приметы:

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.
Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.
Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Есть еще несколько интересных примет и суеверий , связанных с пуговицами:

1) Например, считалось, что на одежде должно быть нечетное количество пуговиц. Если же так получалось, что было четное число пуговок - пуговицу пришивали с обратной стороны, к изнанке, чтобы обмануть судьбу и привнести в свою жизнь удачу.

2) Если тебе чего не хватает в жизни - надо подумать об этом и - пришить пуговицу на счастье:)

3) Чтобы действие волшебных чар не ослабевало - необходимо максимально крепко пришивать пуговицы.

4) Древние шаманы и колдуны могли с помощью пуговиц приворожить любимого или или отогнать нечистую силу. Пуговица, или монета с 4 отверстиями, могла повлиять на судьбу человека, достаточно лишь правильным образом пришить её.


Источник фото:

"Правильность" пришивания пуговки определяли руны - какой узор вырисовывала нить при пришивании, такое заклинание, согласно буквам рунического алфавита будет воздействовать на человека.


Источник фото:

где: а) привлечение новых людей, укрепление или восстановление утраченных дружеских связей;

Б) развивает интуицию, пришив таким образом пуговицы - научишься видеть знаки судьбы, сможешь развить свою интуицию;

В) для решения проблем и направления дел по нужному руслу, так же убираешь препятствия с пути;

г) улучшение своего материального положения;

д) для очарования всех своей красотой, для здоровья;

е) привлечение поклонников;

Ж) добавление уверенности в своих силах;

З) появление новых, веселых друзей, сделать жизнь радостной и счастливой;

И) развитие творческих способностей, для поиска нового таланта и своей изюминки;

К) привлечение любви, большой и светлой.

Виды пуговиц.

Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках, мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских домашних пиджаках и халатах.

Фамфуице (чеш.) — большие пуговицы на одежде мясников.

Источник

В цветаевском «Крысолове» крысы гибнут на пути в воображаемые Гималаи, и несколько страниц посвящено… пуговице! Гениальная поэтесса видела пуговицу через призму символизма как некий ограничитель тех состояний человеческого тела и духа, которые требуют свободы: движения, дыхания, мысли, выбора, творчества. Свобода, которую мы сами или с посторонней помощью, намеренно или вынужденно, загоняем в куб законов и петли предрассудков, чтобы получить свои квадратные метры покоя и комфорта, презрев все ужасы непредсказуемости своего завтра. Гаммельнская пуговица – лицо обывательской добропорядочности и лубочного домостроя, пресыщенного консерватизма и укорененного однообразия. Всего, что преувеличивает вес заземленного тела и уменьшает в ноль силу небесного тяготения. Однако, здоровый практицизм заставляет нас и дальше пользоваться пуговицей, да еще и во множественном числе. Так откуда же она взялась, и каково было ее изначальное предназначение?

Что означает слово пуговица

Пуга кнут . Вица хлыст, прут, розга . Это из древнего санскритского, если верить информации, просочившейся в интернет. Кнутовица, пугохлыст, пугопрут. Версия о благородной двухтысячелетней древности (до нашей эры) пуговицы тихонько скулит от бессилия. Все дело в семантике, к которой мы привыкли, и в образе, к которому привязали нам это слово. Кругляшок с дырочками или ушком. Разве он пугает? Что общего у него с кнутом-хлыстом?

Пуговица - это амулет

Гуляй, фантазия! Прототип пуговицы – амулет , который носили на шее или на запястьях, подразумевает собой магический предмет, в который заключена некая сила, энергия, которую можно оживить с помощью определенных ритуальных действий и/или слов, произнесенных вслух. Амулет – это тоже часть одежды, предназначенная защитить, обезопасить, спасти. Прикасаясь к открытым участкам кожи, он как бы освобождает нас от потенциальной опасности и страхов, беря на себя ответственность за их избегание, невольно заставляя концентрироваться на более важных целях и входить в нужное состояние намерения и действия.

Рисунки-знаки, как и форма амулета, зачастую символизировали солнце и призваны были отпугнуть темные силы. Символ солнца – круг с точкой внутри (у китайцев потом круг превратился в квадрат) или спираль. И то, и другое, как луч, с началом, но без конца. Спираль похожа на кнут, раскручивающийся перед ударом. Спираль, сжатая пружиной времени и магии, таит в себе силу хлыста. Во всем можно найти связь. Даже в несвязуемом. Гораздо сложнее найти истину. Может, в те далекие времена кнут-хлыст был тем единственным оружием, которого стоило бояться в отсутствие пряника?

Пуговицы – это украшение

Более поздние и современные названия пуговицы несут уже разнообразие смыслов. Латинское «бутон» означает нераскрывшийся цветок, что дает право подразумевать, что приоритетной в Западной Европе была именно эстетическая функция пуговицы, а не скрепляющая. В то же время в романских языках созвучное «ботон», «ботао», «батон» с ударением на первый слог означает еще «протискивать, протыкать, пронзать», кроме «шишечка, выпуклость, бутон». По-арабски «пуговица» звучит как «зарра» и является омонимом цветка розы. В переводе с древнеперсидского звучание «зарра» означало «золото»: возможно, пуговицы тогда отливались исключительно из золота и символизировали солнце. Солнце-амулет!?

Откуда появилась пуговица в Европе

Если пренебречь первобытными прототипами пуговицы в виде косточек, палочек, камушков, а также глиняными и металлическими бесформенными шариками с дырочками, найденными на раскопках, относящимся к Древней Греции, считается, что пуговица завоевала Европу после Крестовых походов. Историки утверждают, что именно с Ближнего Востока привезли первые пуговицы, которые с 13 века считались изысканным украшением на мужском платье. Ведь женщины допустили пуговицы к своему платью намного позднее, чем мужчины.

Примечание: мужчины одевались сами, и все крепежные элементы одежды находились спереди, как и другие их достоинства. Женщин же одевали служанки, которые во время этой довольно затяжной (в обоих смыслах) процедуры не должны были мельтешить перед глазами. Поэтому шнуровка, булавки и, позднее, пуговицы, когда они перестали быть столь драгоценными, располагались на спине. Ну, а кто носит дорогие украшения на спине? Разве что, вельможные лошади!

Учитывая тот факт, что во время Крестовых походов на Ближнем Востоке воевали с турками и арабами, утверждение, что именно с их подачи пуговица пришла в Европу, является спорным. Арабская и турецкая мода времен Крестовых походов вообще не подразумевала пуговиц, как крепежных элементов одежды. Точнее можно будет сказать только после изобретения машины времени, а пока достаточно взгляда на имеющиеся экспонаты и изображения одежд того времени. Свободного кроя кафтаны, шаровары, халаты ассоциируются с поясами, шнуровкой, ремнями. Зачем там пуговицы? Пуговицы нужны, чтобы соединить детали одежды, плотно облегающей силуэт. Такая одежда начала входить в моду мусульманских стран скорее, наоборот, с подачи Европы, с 16 века. Именно тогда в турецком и арабском костюме появляются узкие рукава и расшитые облегающие камзолы на пуговицах поверх свободного нижнего платья.

Более интересно предположение, что пуговица попала во времена Крестовых походов в руки к какому-нибудь знатному рыцарю с оговоркой, что это артефакт, предназначенный одному из европейских правителей для исцеления или сохранения власти. Это мог быть утерянный в землях Персии один из амулетов Александра Македонского, побывавшего в Индии, в местах возникновения пуговицы. Это всего лишь домысел, но кто знает, как далек или близок он к исторической реальности!

Пуговица универсальна

Пуговица - самый универсальный в своем разнообразии предмет. Это касается и внешнего вида, и применения. Пуговица может принять вид чего угодно. Она несет в себе сквозь время информацию. Она служит нам, и ее работа скромна и важна. Пуговицы никогда не выбрасывают сами по себе, разве только теряют. Их хранят, как амулеты хороших воспоминаний. Им дают вторую жизнь в рукоделии и искусстве.

Самый модный пуговичный салон был открыт, конечно, во Франции. Именно там продавались пуговицы, имитирующие жемчуг и драгоценные камни.

Интересно

  • Самой богатой на пуговицы одеждой можно считать костюм французского короля Франциска, их на нем было пришито аж 13600 штук.
  • Самые дорогие пуговицы изготовлены из цветных бриллиантов.
  • Самые ненадежные пуговицы оказались на мундирах солдат наполеоновской армии. Сделаны они были из алюминия, который при русском морозе всего лишь в 130С превратился в крошево, внеся свой вклад в поражение французских войск.

И хотя пуговица так и не раскрыла тайну своего точного происхождения, она прочно закрепилась в нашем повседневном обиходе. Вплоть до начала 20-го века пуговица служила украшением, стоила дорого и перешивалась на все новые поколения одежды. Только с развитием химической промышленности и появлением новых синтетических материалов пуговица стала социально доступной. Самая загадочная и непредсказуемая, она с достоинством остается незаменимой в нашей жизни.

Послесловие

Тенденции современных мод и материй практически исключают пуговицу из повседневного использования, оказывая предпочтение более разнузданным и, одновременно, категоричным кнопкам, молниям, липучкам и крючковатым застежкам. Пуговица – надежней молнии. Хотя бы потому, что ее легче заменить. Или переместить – в случае трусости тела перед голодом или сытостью. Новый век перестал стыдиться возможности быть обнаженным. Он ждал, когда исчезнет пошлость из наших чувств и желаний. Но распахнувшись, потерял очарование тайны. Теперь он ищет новые секреты и сокровища с изнанки бесконечных покровов. Но пальцы помнят это действие, помещающее в петлю или освобождающее из нее предмет, которого мы сами, не ведая того, допускаем к власти над нашими свободами. Чем холодней и неуютней мир, тем больше доверия мы оказываем пуговице, помогающей сохранять тепло земного вместилища наших душ.

Похожие статьи