Кто придумал пуговицы. История возникновения пуговиц и модные пуговицы. Пуговица как визитная карточка

Григороркина Елизавета

.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Омска

БОУ ДОД города Омска «Центр детского творчества «Созвездие»

Открытая городская конференция юных исследователей «Почемучка»

Направление « Мир увлечений »

(название направления в соответствии с Положением)

« История пуговицы или на нас держится всё »

(название работы)

Григоркина Елизавета

Юрьевна,

(Фамилия Имя Отчество)

обучающаяся 2 класса

БОУг.Омска« СОШ № 51 »

(Гимназия,Лицей,СОШ,СОШУИП, др.)

Руководитель: Тикахина Лариса Владимировна ,

(Фамилия Имя Отчество)

учитель начальных классов

предмет

БОУг.Омска« СОШ № 51(Гимназия,Лицей,СОШ,СОШУИП, др.)

Омск – 2014

Введение………………………………………………..……………………3

  1. История пуговиц. Где и когда появились пуговицы............................. 6
  2. Как использовались пуговицы в разное время…...……………………7
  1. Пуговица как застёжка или как украшение …………………………...7
  2. Пуговица как опознавательный знак…………...…….………………...8
  3. Магическое значение пуговиц……...………………..…………………9
  1. Обозначение пуговицы на разных языках……………………………..9
  2. Интересные факты из истории пуговиц……..……….........................10
  3. Приметы, связанные с пуговицами. Поговорки и пословицы о

Пуговицах. Современные пуговицы…………………………….....…11

Заключение…….………….……………………………...............................14

Библиографический список…………………………………………….….16

Приложения

1. Где и когда появились пуговицы.

Колючки, мелкие палочки, косточки животных – все это древние люди использовали для того, чтобы скрепить на себе ткань, шкуру, кожу. Первые же застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры . На раскопках в долине реки Инд * найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками. Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями. До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами. В Греции и Древнем Риме пуговицы “работали” не только застежками, но и знаками отличия, и даже наградами. А для русской знати, служившей Ивану Грозному, они стали украшением. Увлечение ими было так велико, что бояре пришивали пуговицы и на рукав - от локтя до манжета, и на грудь - от шеи до пояса. Больше всего таких “застежек”, естественно, имелось у царя. Разбирая кафтаны Грозного, ученые насчитали на одном из них 48, а на другом 68 пуговиц. И все -

____________________________________________________________________________________________

*Инд – река в Индии

золотые.

C появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пальто, пиджаков и жакетов - пуговицы начали делать строгими, сдержанными по внешнему виду и цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины! Изменился и материал, из которого их делают. На смену драгоценным камням и золоту пришли алюминий, дерево и пластмассы. При Екатерине II в России распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Для их производства была организована специальная фабрика, в работе которой деятельное участие принимал М.В. Ломоносов.

2. Как менялись и как использовались пуговицы в разное время

а) Пуговица как украшение и как застёжки .

Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные - от горошины до яйца. Их использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин, передавали по наследству, включали в состав приданого.


б) Пуговица как опознавательный знак . Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определённого типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

в) Раньше у пуговиц было и магическое значение : отпугивать злые, враждебные человеку силы. Неспроста так близки по звучанию с нашей маленькой героиней слова «пугать» и «пугало». Ведь история пуговицы как раз и начиналась в качестве охранного оберега * – «пугалки»: бубенчика округлой формы с камушком или кусочком металла внутри. Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов и предупреждать хозяина об опасности вторжения нечисти на «придельную» территорию. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу, она пришивалась к одежде без петли, не пристёгивалась. На Руси эта функция долгое время была основной.

3. Обозначение пуговицы на разных языках

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке . Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.
В переводе с английского пуговица (button) – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных. Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы. Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать». Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком,

масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик». Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.

  1. Интересные факты из истории пуговиц.

Что натворили пуговицы в человеческой истории:

Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах – они расплачивались пуговицами. Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.
Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам * рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов * отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи - и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве

мушкетной пули - считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу * в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

5. Приметы, связанные с пуговицами. Поговорки и пословицы о пуговицах. Современные пуговицы

О том, насколько доверяли люди пуговичной магии, свидетельствует обилие примет и житейских наблюдений, связанных с этим маленьким магическим предметом.

Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.

Или вот еще примета: потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.

Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».

Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.

А вот если такая пуговица оторвется, потеряется, то прервется и ваша

эмоциональная связь.

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.

Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.

Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Пословицы и поговорки:

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

Застёгнут на все пуговицы.

Прост, как пуговица.

Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)

На чужой рот пуговицы не нашить.

Пуговички золочёные, а три дня не евши.

Умная умница - что светлая пуговица.

Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

В наше время одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Ценится функциональность, а не пышная декоративность.

Каких только пуговиц не увидишь сейчас! Из металла, стекла, пластмассы, дерева, вязаные, кожаные, вышитые, филигранные * , перламутровые.

Правда, у пуговиц появилось немало соперников: крючки, кнопки, молнии, липучки, пряжки. Но это еще ничего не значит. Ведь ни одна застежка не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.

Заключение

Шло время, развивалась мода, изменялся и внешний вид пуговицы: она становилась более похожа на привычный для нас круглый предмет с дырочками для пришивания. Обережная функция потихоньку отошла на второй план, пуговица являлась своеобразным носителем информации. Из чего только их не делали: из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов. Таким образом, проведя исследование, я узнала историю появления пуговицы, из чего делали и делают пуговицы и назначение пуговицы. Можно сделать вывод, что пуговицы как в давние времена, так и в настоящее время имели и имеют не только магическое, украшающее назначение, но и функциональное, утилитарное * назначение. Изучая пуговицы, начинаешь понимать, сколько выдумки, фантазии, мастерства было вложено в эту маленькую деталь одежды, без которой самый строгий костюм - не костюм, и самое изящное платье - не платье. Недаром пуговицы кто-то метко назвал глазами платья. Они способны организовать весь костюм, подчинить единому стилю, свести воедино все задумки модельера.

Многие художественные направления декоративно-прикладного искусства не пренебрегли пуговицами, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей. Пуговицы используются в современном костюме часто не как аксессуар, а как самостоятельная составляющая, и пуговицы великолепно справляются с этой ролью. И это при условии, что есть крючки и кнопки, заколки и пряжки, что ХХI век подарил человечеству и молнию, и ленту-липучку.

*Утилитарный - сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной .

Однако ни один из типов застежки не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.

Изучая историю, хочется вернуть в нашу жизнь многое из того, что было разработано и внедрено нашими предками. Разве это плохо – возродить символику, которая вызывала гордость за принадлежность к своей корпорации, к своему ведомству? Было бы логичным восстановить и систему губернских пуговиц. Они бы способствовали формированию имиджа губернии и укреплению регионального патриотизма. История маленьких приспособлений для скрепления деталей костюма - это занимательный рассказ.

В самой природе пуговиц есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю, создавая настроение и праздник на каждый день.

Вот уже несколько тысячелетий пуговица верно служит чекловеку!

Библиографический список

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. А когда такие обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу - во всем, в том числе и в пуговичной моде.

Покажи мне свою пуговицу и я скажу, кто ты

Покажи мне свои пуговицы, и я скажу тебе, кто ты - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта, казалось бы, самая прозаичная деталь костюма скажет посвященному о его хозяине не меньше, чем обувь, часы или сумка Так было не только в Средневековье, когда европейцы научились наконец шить и носить одежду, скроенную по фигуре, и без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком и в эпоху Возрождения, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из металла, камня или стекла, и они выглядели как бусы.

По этим, как теперь сказали бы, аксессуарам можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни. А уж о чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, они могли сказать больше, чем раскопал бы иной агент, засланный в тыл врага. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству», - сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалеву , отвернулся от него и продолжал молиться. Сказал - как отрезал, а были бы у того другие пуговицы - и разговор был бы другой. Регламент был строг до абсурда: в допетровской России, например, каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц. Если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе-8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе - стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари. У Ивана IV (Грозного) на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом - 68. А иначе кто бы узнал в нем царя.
Сегодня регламента на этот счет не существует - есть только правила приличия. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel. И сколько совершенно бесполезных пуговичек должно быть на обшлаге рукава мужского костюма, тоже ни для кого не секрет, как и то, сколько функциональных пуговиц на этом пиджаке должно быть застегнуто. И знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена - известно, что хотя бы половину из них должны украшать эдельвейсы, даже если они будут только на одной из них - не беда.

От мозаики до пластмассы

Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии cracle glass , когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные dura mosaic, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. И примерно тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу -такие пуговицы назывались rhinestones.

Расцвета пуговичное искусство достигло в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. В частности, пуговички plique-a-jour - их делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских cracle glass существовало в Поднебесной задолго до венецианцев. И уже в XV веке возникла японская фарфоровая школа Сатсума, чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами.

Причем только на экспорт: кимоно подвязывали висящими на шнурках нэцке. А из фарфора делали еще в конце XVIII века китайские трафаретные пуговицы china stencils - черно-белые, голубые и темно-зеленые. Их сохранилось несколько десятков, и секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор не открыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале, позволив наслаждаться их красотой миллионам. С тех пор ничего нового в пуговичном жанре не придумано. Значит, нет в том особой нужды: человечество так много в этой области уже изобрело, что на наш век точно хватит.

Собираясь каждый день на работу, учебу или прогулку, мы не придаем особого значения пуговкам на одежде. Они стали настолько привычным и обыденным аксессуаром, что порой их просто не замечаешь и застегиваешься по инерции. А ведь у пуговицы история очень интересна и богата. Познакомимся поближе с этим видом застежки.

Семантика пуговицы

В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию. Также, согласно словарю Даля, в русских диалектах долго сохранялось название «пугалка». Так называли специальный аксессуар-колокольчик, который прикрепляли к воротничку или вешали на цепочку. С древнего санскритского «пуга» - это «кнут», а «вица» - «розга», «прут», «хлыст». И получалось, что пуговицу называли пугохлыстом, кнутовицей или пугопрутом. То есть также имелась отпугивающая функция.

С английского языка «пуговица» (button ) обозначает «бутон» - нераскрывшийся цветок. Это наводит на мысли, что в Западной Европе маленькие детали одежды выполняли не скрепляющую, а эстетическую, декоративную функцию. Согласно романской интерпретации, существовали созвучные слова с ударением на первый слог: «батон», «ботон» и «ботао». Они означали «пронзать», «прокалывать», «протискивать».

«Пуговица» на арабском языке является омонимом розы и звучит как «зарра». А вот с древнеперсидского перевода это слово означает «золото». Можно предположить, что в давние времена пуговицы в тех местах символизировали солнце, и потому отливали их исключительно из драгоценных металлов.

Разновидности

Благодаря тому что у пуговицы история очень богатая, этот элемент одежды сегодня представлен во всевозможных цветах и формах. Самыми распространенными являются плоские круглые варианты. Но также можно встретить выпуклые, шарообразные, овальные, цилиндрические, треугольные, квадратные, в виде животных и другие пуговицы. Каждая форма придает своеобразный стиль, поэтому модельеры и рукодельницы тщательно выбирают пуговицы, чтобы они сочетались с тканью и фасоном одежды.

Большим спросом пользуются элементы с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, реже - с тремя. Например, такие перламутровые пуговицы стали отличием мужских рубашек марки «Ван Лаак». Застежки с одним отверстием сквозные (похожи на плоские бусинки) либо имеют ушко, за которое и крепят нитками. Разновидность для джинсов не пришивают, а устанавливают на одежду. Такая пуговица имеет твердую ножку-гвоздик и плавающую шляпку. Также существует канадка. Она имеет отверстия и две продолговатые щели, через которые и крепится с помощью ленты.

Кроме туго, пуговицы различаются по размеру. Большие и толстые застежки пришивают на плотные ткани и верхнюю одежду. А тонкие и маленькие перламутровые пуговицы идеальны для легких материалов.

Функции застежек

Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?

1. Утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды.

2. Информационную. По пуговице можно определить должность или статус.

3. Магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги.

Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.

Древние застежки

Изначально первобытные люди не использовали пуговицы, а завязывали узлом кончики одежды или продевали один кусочек в отверстие другого. Позднее они уже догадались использовать пояса, шнуровку и булавки из косточек, палочек, камушков, шипов растений и других подручных материалов. В Древнем Египте уже был популярен способ скрепления с помощью пряжек. Самые старинные находки датируются 2800 годом до нашей эры.

Позднее (где-то в 2000 году до нашей эры) люди стали изготавливать металлические и глиняные бесформенные шарики с отверстиями. Но некоторые экземпляры были настолько аккуратными и точными, что их можно было прикрепить при помощи нити. Также находили пуговицы из ракушек, которые, скорее, использовались в качестве украшений. Что примечательно, застежки, изготовленные из панциря моллюсков, популярны и по сей день.

Как отмечают археологи, находки из камня, которые датируются 1500 годом до нашей эры, можно причислить к функциональным. То есть люди их использовали для застегивания, а не в качестве украшений как ракушки. Еще один доступный материал - это дерево. Но элементы одежды из него не находили. Можно только предположить, что деревянные пуговицы также были распространены. Но ввиду своих свойств попросту сгнивали и не сохранились до нашего времени.

Пуговицы как амулеты

Сегодня мало кто помнит, что элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. Среди них выделяют камушки, бусы, вышивки, колокольчики и псевдозастежки, которые крепились на цепочку или воротничок. Например, в Новгороде была найдена рубашка с крупной красной пуговицей. Она ничего не застегивала и точно не служила украшением. Красный цвет у славян отпугивал нечистую силу и был популярен. Потому можно утверждать, что пуговица в данном случае была оберегом. У китайцев к магическим мотивам относятся всевозможные узлы-застежки, из которых самый известный - «кулак обезьяны».

Также в полые металлические или деревянные пуговицы помещали дробинку, круглый камешек или кусочек олова, которые при движении издавали приглушенный звук, как у бубенца. Их как обереги помещали на цепочку или пришивали к одежде. Еще в качестве талисманов использовали плоские кругляши с четырьмя отверстиями. Здесь большое значение имел способ пришивания такой пуговки. Например, для привлечения богатства стежки нужно сделать в виде буквы Z, для сохранения богатырского здоровья и красоты - в виде крестика.

Инновационные идеи

В 16 веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!

Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу. А уже в 18 веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета.

Пуговица как визитная карточка

В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Количество пуговиц, их форма, изображенные на них узоры или знаки говорили о положении, статусе, близости к власти или заслугах. К каждому число пуговиц было строго определенным. Например, на шубу пришивали 8, 11, 13-16 застежек, а на кафтан - 3, 8, 10-13, 19. Больше всего пуговок должно было быть на тегиляе, стеганом доспехе с коротким рукавом, в котором ходили ратники. Также имел значение материал изделия. Например, одеяниям Ивана Грозного полагалась золотая пуговица. Причем на одном кафтане она была представлена в количестве 48 штук, а на другом блистало 68 таких застежек.

Воинские звания тоже можно было различить по пуговицам. У офицеров они были серебряными или золотыми, а у солдат - бронзовыми, медными, оловянными или латунными. У гвардии и генералитета на застежках были гербовые рисунки, то есть с орлом. А полки, которыми руководили представители императорской фамилии, носили пуговицы с изображением короны. В дальнейшем знаковая роль продолжала развиваться. Пуговица могла подсказать, к какой профессии относится человек: военнослужащего, государственного чиновника, ученого и так далее. Некоторые эмблемы используются и в наше время. Это золотая пуговица с якорем на морских мундирах и с дубовыми веточками у лесничих.

Застежки в мужских и женских костюмах

Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее.

Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее.

Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских - слева.

Пуговки как украшения

Позже застежки в женском наряде стали выполнять не только утилитарную функцию, но и декоративную. Тогда-то и случился «пуговичный бум». Девушки старались украсить все свое платье маленькими кругляшами. А поскольку тогда вся фурнитура была металлической, то бедным модницам приходилось натирать ее до блеска целыми часами. Так появились застежки, обтянутые тканью.

Тогда же были популярны пуговицы большие и дорогие. Их изготавливали из серебра, золота, фарфора и украшали драгоценными камнями. Такое приданое передавалось по наследству и перешивалось с одного платья на другое. И неудивительно, ведь сама одежка могла стоить четыре тысячи, а пуговки - восемь.

Современные пуговки

В 19 столетии уже перестали вручную изготавливать фурнитуру, весь процесс механизировался. Поэтому пуговки подешевели и стали доступны уже простому народу. А в 20 веке по миру распространилась пластмасса. Из ее различных видов можно было изготовить все что угодно и создать любую фигурную форму. Также среди девушек стала популярна джинсовая юбка на пуговицах. С ней-то и пришли в моду специальные клепки-застежки.

Сегодня пуговки часто встречаются как застежки и как декор на рубашках, пальто, шляпках, купальниках и другой одежде. Более того, их стали использовать в качестве материала для творчества. Ими украшают балетки, вазочки, пояса, всевозможные поделки, из них создают флористические композиции и даже картины.

  • Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска. К нему было пришито более 13,5 тысячи штук.
  • Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.

  • Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.
  • Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.
  • В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.

В завершение

К сожалению, имя человека, придумавшего пуговицы, история не сохранила. Хотя он, как изобретатель колеса, однозначно заслуживает памятника. Времена меняются, и застежки как соединители одежды оказываются на втором плане. Их уже заменяют более удобными вариантами: молниями и липучками. Хотя в некоторых случаях это неоправданно. Ведь пуговки проще заменить, если они оторвались или просто хочется обновить одежку.

Пуговицам всегда есть что рассказать об ушедших временах, которые не властны над ними. Хорошо сохранившиеся пуговицы находят и в старинных сундуках, и в археологических раскопах, и в отвалах плуга. По ним удаётся восстановить не только моду, вкус и статус их владельцев, но и понять эволюцию аксессуаров одежды и изучить, как развивалась технология материалов…"Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица - каждый обратит на это внимание." (Э.М. Ремарк)

ОТ РЕКИ ИНД ДО ИЛЬМЕНЬ-ОЗЕРА

Чтобы удобнее было носить на себе ткань, шкуру или кожу, древние люди ис-пользовали колючки, мелкие палочки или косточки животных. Находки археологов показывают, что в III веке до н. э. жители долины Инда уже пользовались каменны-ми пуговицами с двумя дырками.

Пуговицы долины Инд

В скифских захоронениях находят одежды, украшенные полусотней пуговиц, грече-ские воины в IV веке до н. э. скрепляли хитоны пуговицами - они были надёжнее булавок. Интерес к ним вначале прояви-ли только мужчины, женщины же встрети-ли новшество в штыки, продолжая поль-зоваться булавками.Конусовидные и овальные, треугольные и квадратные, пирамидальные и в виде диска, шарообразные и в форме полусферы, античные пуговицы встречаются археологам повсюду.. Однако пуговица не стала необходимым атрибутом античного костюма.По достоинству ее оценили лишь в Средние века, когда стали возможны и вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не распарывая, поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока ее зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а потом так же долго освобождаться от «оков красоты».

Пуговицы на портрете Дожа Леонардо Лоредана. 1501 год. Джованни Беллини. Национальная Галерея, Лондон.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской, и мужчины проявили повышенный интерес к новым застежкам. Женщины же встретили появление пуговиц прохладно и продолжали пользоваться булавками.

Автор немецкой хроники 1367 года упоминал о том, что у щеголей в Богемии на костюме размещалось 500 и более пуговиц.На Руси пуговицы стали известны с IV века, однако чаще всего они использова-лись не в качестве застёжек, а как обере-ги.

Наиболее древние русские пуговицы X—XIII в.

Часто это были полые металлические кругляши с камешком внутри, чтобы зве-нели, как бубенцы. Их просто пришивали к одежде, без петли. На раскопках в Нов-городе найдена рубаха купца с пришитой к её вороту крупной плетёной пуговицей красного цвета, которая ничего не застё-гивала. Зная, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечи-стую силу, можно утверждать, что эта пу-говица служила оберегом.По представлениям наших предков, во-рот одежды - очень важная в мистиче-ском плане деталь: ведь самые уязвимые - незащищённые части тела: шея, лицо, руки. А значит, их надо было защищать от злых духов. Поэтому первые пуговицы по-мещались на воротнике и рукавах, укра-шались заговорёнными узорами, отпуги-вающими нечистую силу.

Весьма частыми археологическими на-ходками, например, являются «гирьки», украшавшие воротники древнерусских крестьянских рубах. На многих «гирьках» можно увидеть символы солнца - спи-раль или круг посередине. Оно и понят-но: солнечный цвет отгоняет, отпугивает силы мрака.Не отсюда ли название «пу-говица»? Кстати, есть и другое однокоренное слово, обозначающее тот же предмет, - пугалка. Оно до сих пор бытует в неко-торых диалектах севера России. Так же назывался и колокольчик, помещавшийся на воротнике кафтана. Однако есть и ещё одна версия происхождения слова «пуго-вица» - от церковно-славянского «пугва», то есть выпуклость, горбик.

И РАЗОРИТЬСЯ НЕДОЛГО!

Вплоть до XVIII века пуговицы настоль-ко ценились, что их перешивали с одной одежды на другую, передавали по на-следству. Не случайно, желая показать, ка-кой богатый наряд был у героини, скази-тель одной из русских былин акцентирует внимание на ценах: «надевала шубку со-болиную ценой три тысячи, а пуговки - в семь тысяч».

Пуговицы 17 - 18 век Серебро, перламутр; филигрань, позолота, зернь.

И действительно, яйце и гру-шевидные, в форме шара или шишки, че-канные или ажурные, с резьбой, эмалью, из стекла или с жемчугом пуговицы могли стоить в разы дороже шубы. Так ведь и ра-зориться недолго!

Пуговица с костюма Николая II .

И в Европе пуговицы ценились очень высоко. В летописи XV века упоминаются, к примеру, четыре плаща одного вельмо-жи, казнённого герцогом миланским, пе-реданные его вдове. Ценными были не столько сами плащи, сколько золотые пу-говицы на них, числом до 126. А в англий-ском архиве сохранился счёт 1757 года об оплате герцогом Бедфордом мундира с сотней пуговиц, за который он заплатил пять фунтов. На эти деньги квалифициро-ванный ремесленник мог жить с семьёй целый месяц.

Пуговицы 17 - 18 век Серебро; филигрань, зернь, эмаль.

В Новом Свете первые пуговицы появи-лись в 1706 году. Спустя полвека в штате Коннектикут было начато производство деревянных пуговиц. В 1770 году братья Гриль стали выпускать пуговицы с прово-лочными «ушками» из смеси олова с ме-дью или свинцом. Но в 1774 году кон-гресс штата Массачусетс принял указ о производстве пуговиц только деревянных или из папье-маше, чтобы сократить экс-порт металла из Старого Света.

Пуговица. Эмаль, искусственные бриллианты, медь. 1820-35

ИННОВАЦИИ-ПУГОВИЦАМ!

В XVI веке в Венеции появились пугови-цы, сделанные по технологии cracleglass, - это была революция в пуговичном деле! Стеклянная раскалённая пуговица быстро погружалась в холодную воду. Образовавшиеся при этом трещины снова заливали стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях.Через 100 лет во Флоренции вошли в моду мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Затем мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу. Пуговичное искусство достигло расцвета в XVIII веке, когда появились эмалевые застёжки в виде миниатюр, копирующих работы художников Буше и Ватто.

Пуговицы "Женские головки" Золото, эмаль, роспись 18 век

Однако, как оказалось, Европа лишь повторила открытия азиатских мастеров.Ещё в XV веке в Японии существовала фарфоровая школа Сатсума, мастера которой расписывали пуговицы пейзажами и цветочными букетами. А технология, по-добная cracleglass, была известна в Китае, задолго до венецианцев.

Пуговицы японской школы Сатсума

Известным поставщиком пейзажных пуговиц в европейские страны в XIX веке становится японская школа Satsuma. Еще в XV столетии князь Сатсума привез в Японию плененных им корейских мастеров по изготовлению фаянса и фарфора. Задолго до венецианцев корейцы овладели техникой cracle glass и изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри.

Что касается пуговиц, то японцы стали пользоваться ими гораздо позже, веками предпочитая им традиционные подвески-нэцкэ. Так что японские фабрики фарфоровые пуговицы делали только на экспорт. Классические позолоченные “сатсума” c мастерски исполненными пейзажами и букетами котируются и сегодня.

Китайские трафаретные пуговицы.

Не случайно в конце XVIII века в Евро-пе появились трафаретные пуговицы, сделанные по технологии китайских узоров - чёрно-белые, голубые и тёмно-зелёные. Их сохра-нилось всего несколько де-сятков. Но секрет росписи этих пуговиц, напоминаю-щих картины стиля модерн, до сих пор не раскрыт.По-сле изобретения пластмас-сы в тридцатых годах XX века удалось повторить в новом материале рисунок в стиле китайских узоров. С тех пор ничего особенно нового в пуговичном мире не придумано.

ПУГОВИЧНАЯ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

В допетровской России каждый вид пла-тья предполагал конкретное число пуговиц. Например, к кафтану полагалось 3,8,10,12, 13 или 19 пуговиц, а на шубе следовало но-сить 8,11,13,14 или 15. На тегиляе - стё-ганом кафтане с короткими рукавами, в ко-торые облачались и цари, и воины, - было самое большое количество пуговиц. Так, на одном кафтане Ивана Грозного блистали 48 золотых пуговиц, на другом - 68.

При Николае I, который ввёл в обиход ведомственные пуговицы, почти все долж-ностные лица - от сторожа до государ-ственного канцлера - должны были носить мундиры определённого образца.Помни-те, как сказал гоголевский Нос коллежско-му асессору Ковалёву: «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству...» Некоторые эмблемы, изображаемые на ведомственных пугови-цах того времени, сохранились и поныне. Например, дубовые ветки у лесничих или якорь на морских мундирах.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что были золотыми или серебряными. Солдатские же делались из меди, бронзы, олова или латуни. Известно, что с их помощью Пётр I, например, вос-питывал солдат и экономил государствен-ные рубли. Оказывается, он с умыслом из-дал указ, предписывающий пришивать пу-говицы на обшлагах мундиров с внешней стороны. Ведь эти пуговицы мешали сол-датам вытирать после еды рот рукавом. Так мудрый царь отучил солдатиков от дурной привычки, портившей сукно.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными.В начале 20 века с развитием химической промышленности золото и серебро, заменили сплавами, а стекло и фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия.Сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 грамм. В наши дни регламент на ношение пу-говиц существует в основном в армии и в силовых структурах. А у гражданских всё диктуют правила приличия и мода. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на джинсах, платье в стиле «сафари» и сколько бесполезных пуговиц следует пришивать на обшлаге блейзера - муж-ского клубного пиджака. Известно также, сколько функциональных пуговиц долж-но быть расстёгнуто на костюме денди. А в остальном - что хотим, то и пришиваем. Однако вера в мистические спо-собности пуговицы была жива ещё в относительно недавнее время. Так, в одной из иностранных га-зет 1931 года сообщалось, что в Уфимской области чекистами аре-стован крестьянин, владевший «магической пуговицей, принадле-жавшей Николаю II».

Этот крестья-нин лечил царской пуговицей всех окрестных больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Ека-теринбурге пуговица была переда-на ему родственником - красноар-мейцем, стоявшим в карауле дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чу-додейственной силой: чтобы вы-лечиться, достаточно лишь прило-жить её к больному месту.Самое удивительное, что многие больные действительно выздоравливали…

Некоторые факты из истории пуговиц

В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами. Кто бы мог подумать, но оловянные пу-говицы сыграли и трагикомическую роль в истории наполеоновского нашествия в Россию. Известно, что зимой 1812 года французы очень страдали от русских мо-розов. Губительное воздействие холодов усугублялось ещё и тем, что одежда фран-цузских солдат буквально спадала с них из-за того, что оловянные пуговицы их мундиров на сильном морозе крошились. Дело в том, что при температуре ниже-15 градусов твёрдое олово переходит в по-рошкообразное состояние.

Оловянная пуговица войны 1812 г.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. тоже связана с пуговицей. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Ходили слухи, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули.Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.В 19-м веке в США были популярны perfume buttons - парфюмерные пуговицы, или пуговицы для духов. Эти пуговицы зачастую изготавливали из меди и обтягивали бархатом. Поскольку духи на масляной основе могли запачкать платье, дамы наносили их на пуговицы.

Парфюмерная пуговица

Бархат впитывал духи, и аромат сохранялся надолго. С другой стороны, почему бы не наносить духи прямо на кожу? Но, вероятно, в платье с высоким воротником и длинными рукавами этот вариант не годился. С этими пуговицами связано множество романтичных историй. Так, во время Гражданской войны в США, южанки дарили их мужьям, уходившим на фронт. Те носили их в кармане или пришивали к мундирам.

Приметы связанные с пуговицами

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Пуговица в разных языках

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.





В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина».

В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.

Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила оберегом, защитой от злых сил.

Памятник пуговице в Монреале, Канада

Людей, коллекционирующих пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок.В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями.В последние года два-три интерес к пуговицам у нас в стране заметно возрос. Мы начали серьезно относиться к такой, казалось бы, незначительной вещи, как пуговица. Это правильно и очень важно, ведь пуговица - свидетель эпохи.

Пуговица представляет собой маленький элемент фурнитуры, являющийся одной из деталей застежки на одежде, обуви или галантерейных изделиях (сумках, поясах и перчатках). Подобная застежка состоит из двух элементов — пуговицы и петли (прорезной или навесной), при этом пуговица продевается в петлю, и таким образом осуществляется крепление двух противоположных концов одежды.


Разноцветные пуговицы

Виды пуговиц

Существует всего два основных вида пуговиц, которые отличаются друг от друга особенностями своей конструкции:

  • Плоские пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями для пришивания к ткани. Могут быть различной формы и размера, но при этом принцип их крепления к основе идентичен.

  • Пуговицы с ушком, расположенным на задней стенке, которое предназначено для продевания нити или крепления с помощью других материалов.

Самый простой вид пуговиц — это небольшие плоские изделия в виде диска с парным количеством отверстий (двумя или четырьмя), находящимися в центре. Однако круглая форма не является строго обязательной для пуговиц — напротив, они могут быть какой — угодно формы. Так, различают пуговицы следующей формы:

  • прямоугольной ;
  • треугольной ;
  • квадратной ;
  • цилиндрической ;
  • шарообразной ;
  • фантазийной формы (листья, цветы, насекомые, ягоды, персонажи детских сказок и мультфильмов и другие).

Особенно красочные и разнообразные по форме пуговицы выпускаются для детской одежды. Они выполняют не только чисто практическое назначение, но и служат украшением детских вещей, а также являются интересной деталью одежды для самих малышей.


Материалы для изготовления пуговиц

На сегодняшний день в торговых точках представлен широкий ассортимент самых разнообразных пуговиц, сделанных из многих видов материалов и имеющих огромное разнообразие форм. Среди самых распространенных разновидностей пуговиц можно назвать следующие:

  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • пуговицы, обтянутые тканью;
  • пуговицы, декорированные стразами или кристаллами сваровски;
  • ювелирные пуговицы.

Красивые пуговицы, выполненные из поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней стоят очень дорого. Иногда их цена может во много раз превышать стоимость самой одежды (ткани и ниток для ее пошива, а также работы мастера).


В мире есть много людей, которые увлекаются коллекционированием редких образцов пуговиц — это увлечение называется филобутонистикой. Некоторые образцы старинных или редких пуговиц могут цениться очень дорого. Так, особенно редкие экземпляры ценятся в несколько тысяч долларов США за одну пуговицу, в то время как самые обычные пуговицы XIX — XX веков могут стоить $ 1 — 50 за штуку.


Пуговица мундира члена команды парохода из Глазго (середина XIX века)

История изобретения пуговиц

В глубокой древности люди для соединения противоположных концов одежды просто связывали их вместе, закалывали шипами растений, или связывали шнурками.

Однако уже во времена древней египетской цивилизации были изобретены своеобразные пряжки, способ использования которых отдаленно напоминал принцип крепления современных пуговиц. Конструкция египетских пряжек была такой, что один конец одежды продевался в отверстие, сделанное в другом.

Древнейший прообраз пуговицы, какой мы привыкли видеть ее в наше время, был найден в Индии. Предметы, похожие на пуговицы, датируются 2800 — 2600 годами до нашей эры и являются творениями мастеров Кот — Диджи Индской цивилизации.

Следующие находки были сделаны уже в Китае, однако они датируются уже более поздним периодом — около 2000 — 1500 годами до нашей эры. Данные предшественники пуговиц были чаще всего сделаны из слоновой кости и украшены резными узорами.

В целом, эпоха бронзового века оставила много подобных образцов в разных народов и культур. Так, на территории Древней Греции и Рима тоже были найдены изделия, похожие на пуговицы, которые мы используем в наши дни.


При этом некоторые ученые — археологи утверждают, что в период железного века пуговицы, как отдельное приспособление для соединения и скрепления одежды, еще не были изобретены — их функцию выполняли различные булавки, броши и заколки. Настоящие же пуговицы появились не раньше XV века.

В Европе этот небольшой каменный, костяной или металлический предмет, который пришивался на одежду для ее скрепления или в декоративных целях известен, начиная с медного века. Присутствие пуговиц позволяет предположить наличие одежды, сшитой из ткани, поскольку для пришивания пуговицы нужны достаточно тонкие нитки, а также и специально проделанная петля, края которой нуждались в упрочнении.


Старинная пуговица — гирька

Очень быстро пуговицы становятся важным элементом как повседневной, так и праздничной одежды. Их изготовляют из самых различных материалов — рога, кости, древесины , металла. Во многих музеях можно увидеть старинные пуговицы, украшенные орнаментом и .


Пуговицы могли использоваться и для ношения различных амулетов и оберегов. Во времена крестовых походов продавали пуговицы, якобы сделанные из мамврийского дуба, под которым некогда отдыхал Иисус Христос.

В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней — яшмы, агата, бирюзы или малахита. Каждая из таких пуговиц была настоящим произведением искусства, потому что изделия отличались высокими художественными качествами. Поэтому они ценились очень дорого, и пуговицы перешивали на другую одежду, когда прежний костюм изнашивался.


Но с течением времени главным качеством пуговицы стало огромное разнообразие фасонов и расцветок, а также и невысокая стоимость. На смену штучным образцам пришло фабричное производство пуговиц, позволяющее производить их в большом количестве.

Мода на пуговицы выражается во всем многообразии проявлений. Оказывается, что можно не только пришивать пуговицы различной формы и величины для скрепления одежды. Не так давно существовала мода на так называемый пуговичный орнамент, для создания которого пуговицы пришивались на одежду в качестве дополнительного украшения. А некоторые из модников думали, что красота и стиль одежды напрямую зависит от количества пришитых к ней пуговиц.


В наши дни пуговицы используются не только по своему прямому назначению. Они используются для изготовления различных аксессуаров и элементов .


Штора из однотонной ткани, декорированная яркими разноцветными пуговицами

Можно разместить самым различным образом, и использовать их для изготовления многих декоративных деталей: настенных панно, ваз, плафонов, рамок для фотографий и картин и многих других элементов, помогающих создать в помещении по — домашнему уютную атмосферу.


Похожие статьи