Как развивать речь ребенка с рождения? Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков Как развивать речь ребенка дома

Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор . Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения. Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:


Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

Чтение для развития речи

Читайте ребёнку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймёт дошкольник.
Опирайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на . Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Ольга Фатеева

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: , нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

29.04.2012 06:32:00,

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

28.04.2012 16:36:45,

Всего 10 сообщений .

Еще по теме "Как развить разговорную речь":

как развить внимательность. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Как развивать речь ребенка? Простые и интересные упражнения от логопеда. Для правильного и своевременного развития речи у В какие игры играть с ребенком?

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями про лекарства "для речи ". Были мы сегодня у нервопатолога - как я и думала, написала задержка речевого развития.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...

Стихотворение о речи. Домашние задания. Образование детей. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?

"каша" во рту. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения А у Варвары - из-за каши во рту - не разберешь:(У кого такие дети есть - когда, к какому возрасту речь становится узнаваемой и понятной...

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Как развивать речь ребенка? Простые и интересные упражнения от логопеда. Некоторые родители начинают читать своим детям во время третьего месяца беременности, когда слух плода начинает развиваться и воспринимать...

Слов около 30, связывает их редко, но теперь хоть понятно, чего ребенок хочет. Не склоняет совсем, применяет часто одно слово для Мой своей речи не имел, но стихи рассказывал. К 5годам стала появляться своя речь, сейчас в 11 говорит вполне для своего возраста нормально.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший Как развить речь?

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев.

Ребенок не умеет объяснить. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Можете записать речи сына на магнитофон и потом дать ему самому себя послушать. Обсудить основные моменты, которые следовало бы упмянуить (а я бы сказала так...)

Люди, а как понять, осознанно деть "мама" произносит, или это все еще лепет? С одной стороны, ползает за мной хвостом - мамкает, я уйду, он меня зовет - мамкает, на руки просится - опять-таки, мамкает:) С другой стороны, с игрухами своими играет - тоже мамамама бормочет. Есть какие-нибудь верные признаки осознанного употребления?

Если препараты для стимулироавния речи, то как правило это может быть любой ноотропный препарат, просто на кождого ребенка он действует по-своему и в разных проявлениях. У нас, например, любые ноотропы двют очень мизерные толчки.

А как развить вот эту самую беглую речь? Как показала практика, пример взрослых не актуален, чтение - также не факт, он может много читать и знать, но абсолютно не иметь возможности сформулировать мысль. Писать сочинения?

Потребность ету нельзя развить, но научить иx понимать речь достаточно легко, нужно только терпение, время и довольно простые методики... С другой стороны, дети "с неврологией" часто застревают на стадияx 3 пункта именно иза недостатков нервной системы.

Бедный словарный запас(. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание Говорит уже мне: -у ребенка очень бедный словарный запас. Честно говоря я и сама немного в Это она психолог бестолковый, а не словарный запас маленький. У них зачастую весьма примитивные...

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Хочу немножко пояснить вам про данное объединение, так как ребенок ходит в детский сад группы.

Посмотрите другие обсуждения на тему " как развить речь ребенку 12 лет": Личный репетитор или курсы в институте. ...много-много читает, и не только развлекательную литературу, то словарный запас будет Надежных и проверенных с результатами ЕГЭ у учеников в...

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Развитие речи у детей - это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка...

Нам 2.5 года. Вчера были на приеме у невропатолога. Нам поставили диагноз задержка речевого развития и прописали курс лекарства пикамилон, улучшающее кровоснабжение головного мозга. При этом моя дочь повторяет любые слова, но многие из них сокращает до двух слогов, особенно, когда встречаются трудные для нее буквы, напрмер "р", «л» (оказывается это неправильно; ребенок может картавить, но должен в этом возрасте выговаривать полностью все слова).

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Развитие речи ребенка по месяцам до года

Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало “агуканья”. Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные “г”, “к”, “н”. При общении малыш смотрит на “собеседника”
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки “на распев”, возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним “диалог”
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова – малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как “ма-ма-…”, “ба-ба-…”, “бу-бу-…”
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов – “мама”, “папа”, “баба”, “на”…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки – с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек – свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами “диалог”. В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог – наивно ждать от него раннего речевого развития.

Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?

Да! Нет

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Продолжается крик примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период? Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом.

Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» – реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Если до двух месяцев малыш заявляет обо всех своих потребностях лишь громким криком или плачем, то затем ситуация кардинально меняется.

Речь ребенка развивается как снежный ком, по нарастающей: сначала появляется неосознанное гуление, незаметно оно перетекает в лепет и вот уже слышны первые слоги, которые постепенно начинают складываться в простейшие слова. Задача родителей – развивать речь у ребенка правильно, как это советуют делать педиатры: говорить с малышом без излишнего «сюсюканья», четко проговаривая все слова. Тому, как быстрее развить речь ребенка, и посвящен этот материал.

Раннее речевое развитие ребенка: гуление, лепет, первые слоги

Первые звуки младенец начинает издавать совсем рано, в 2-3 месяца. Вот как развивается речь ребенка до года: в ответ на мамино появление и ласковое обращение он станет произносить протяжные звуки, состоящие из повторения отдельных гласных: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у и так далее. Из этого детского гуления и лепета начинается раннее речевое развитие ребенка, сформируется речь, а ее становление и развитие зависит от качества вашего общения с ребенком.

Как помочь ребенку развить речь правильно? На первом году жизни для ребенка важно слышать, как и что говорит ему мама и другие члены семьи. Он должен научиться понимать обращенную к нему речь и только потом пытаться самому произносить звуки. Разговоры взрослых людей между собой непонятны и неинтересны для малыша, порой даже утомительны, когда одновременно говорят несколько человек.

Особенность речевого развития детей раннего возраста заключается в том, что задолго до того, как ребенок произнесет первое слово, он уже начинает овладевать языком с помощью ушей. Сначала он слушает и начинает понимать речь родителей и близких людей, а затем пробует подражать им, произнося звуки. Называть издаваемые ребенком звуки речью пока еще рано, ведь в появлении речи важно не только развитие речевого аппарата, но в первую очередь мозговой деятельности.

Когда ребенок осмысленно произнесет слово «мама» при появлении матери, это уже свидетельствует о становлении речевой функции. А пока он издает произвольные звуки, и даже похожие на слова слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да» и т. д., он тренирует речевой аппарат и готовит его к многолетней интенсивной работе.

Как правильно развивать речь у ребенка до года

Задача мамы и других членов семьи заключается в том, чтобы малыш чаще слышал разговорную речь и учился понимать ее. При любом обращении к ребенку с рождения для развития его речи слова надо произносить правильно и четко, любое свое действие следует комментировать, все предметы и окружении ребенка необходимо постоянно называть, чтобы он понимал, о чем идет разговор.

Как развивать речь ребенка в год, чтобы малыш быстрее освоил навыки общения? На произносимые им звуки надо реагировать словами, чтобы ребенок осознавал, что между вами происходит полноценное общение.

Первые осмысленные слова малыш произносит в 11-12 месяцев; конечно же, этими словами становятся простые и понятные ему: мама, папа, баба, на, дай. Зато все остальные разнообразные эмоции он выражает богатой интонацией и лепетом, состоящим из более сложных звуков. До полутора лет такое общение вполне устраивает малыша и родителей, а ближе ко второму дню рождения речь начинает развиваться стремительно.

Происходит настоящий речевой скачок, обусловленный развитием мозговой деятельности, которая настроена на восприятие, понимание и усвоение речи взрослого человека. А раз речь становится понятной, то и овладеть ею не составляет труда для ребенка, тем более что его мозг как никогда готов к освоению всего нового.

Стоит отметить, что лучше всего малыш понимает речь близких ему людей, к которым он привык, чьи интонации и мимика ему знакомы с рождения. Речь незнакомого человека ему может быть непонятна, потому что имеет другой тембр, иную интонацию и артикуляцию.

Речевое развитие ребенка в 2 года: как быстрее помочь ребенку развить речь

Речевое развитие ребенка в 2 года позволяет ему произносить не отдельные слова, а короткие предложения, активно использует не только названия предметов, но и обозначает их действия, качественные характеристики, включает в словарный запас предлоги и союзы.

Как развить речь у ребенка в этом возрасте? В этот период еще большее значение приобретает ваше общение с ним. Разговаривая с ребенком или между собой, родители должны правильно и внятно произносить слова, ведь он повторяет за вами не только произношение, но и интонацию, рисунок речи.

Озвучивайте любое желание и каждое действие, собираясь на прогулку, моя посуду или готовя ванну к купанию. Читайте вслух книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки, привлекайте малыша к их совместному повторению и пению. Ритмичные детские стишки легко запоминаются и с удовольствием декламируются малышом по вашей просьбе.

Он уже знает значения и названия многих предметов и повторяет их в различных падежах: «это моя рубашка», «я надеваю рубашку», «собачка лает», «я вижу собачку».

Освоение любого навыка, в том числе и речевого, у ребенка лучше происходит в игре. Поэтому знакомство с новыми словами и их заучивание обращайте в игру: знакомую игрушку (куколку) на глазах у ребенка засуньте в рукавичку (незнакомый предмет, незнакомое слово). Спросите: «Куда это куколка спряталась? Давай посмотрим, может, она в рукавичке?» Пусть малыш сам достанет игрушку, а вы похвалите: «Вот какой молодец! Нашел куколку в рукавичке».

Если с первого раза произнести слово правильно не удается, не заставляйте малыша повторять его несколько раз, так вы отобьете охоту к освоению речи. Зато когда слово наконец-то произнесено правильно, похвалите ребенка. Да и вообще, никогда не скупитесь на похвалу и ласку. Положительные эмоции стимулируют развитие ребенка, дают импульс к познанию мира, в том числе и к языковому развитию.

Возрастные особенности развития речи детей таковы, что девочки начинают говорить раньше, а мальчики в этом вопросе отстают, иногда довольно значительно. Наконец-то девочки возьмут реванш за то, что позднее начали ходить. Если ваш малыш упорно молчит, следует обратиться к специалистам для исключения серьезных причин молчания: снижения слуха, органического поражения нервной системы, генетических нарушений.

Если обследования у отоларинголога, психоневролога, логопеда не выявили патологии, то продолжайте работать над развитием речи - и добьетесь успеха. После длительного молчания ваш «немой» заговорит - не остановишь, в полном соответствии с мудрым изречением: «Человеку требуется 2 года, чтобы научиться говорить, и вся жизнь, чтобы научиться молчать».

Инструкция

Как установили ученые и медики, ребенок уже слышит, находясь в утробе матери, поэтому первое правило для стимулирования развития речи малыша очевидно: необходимо с первых дней жизни ребенка постоянно с ним разговаривать, четко произнося слова. Когда малышу исполнится полгода, можно начать показывать ему различные предметы и игрушки, внятно произнося их названия. Конечно, ребенок не сможет тут же воспроизвести эти названия, но в памяти станет накапливаться определенный запас слов.

Любое действие, производимое с малышом, будь то умывание, кормление и тому подобное, должно мамочкой проговариваться и сопровождаться простыми словами. Например, «топ-топ» и «ням-ням».

Хорошо развивают мелкую моторику пальцев и произношение слов такие игры, как «Мышка кашку варила» или «Ладушки». Доказано, что развитие мелкой моторики стимулирует речевой центр. Поэтому чаще играйте с детками, давайте трогать разные по форме, текстуре и температуре предметы. Сейчас существует множество игр и игрушек, помогающих разнообразить упражнения. Многие предпочитают для этого использовать такие предметы, как пуговицы и бусинки, но малыш может их проглотить, поэтому ребенок должен быть под постоянным и бдительным надзором мамы.

Каждый день хотя бы полчаса надо уделять время разговорам с малышом. Задавать наводящие вопросы в определении названия предмета или игрушки. Все это надо делать с большим вниманием и терпением. Терпение и регулярность – первые помощники в развитии речи ребенка.

Если мама замечает, что ребенок понимает, но затрудняется говорить, то следует применять специальные упражнения, которые помогут освоить разговорную речь малыша. Это может быть любая доступная игра, но если мама видит, что ребенок потерял интерес, следует переключить его внимание на другую игру или занятие.

Хорошим подспорьем в освоении разговорной речи могут быть первые детские книжки с яркими иллюстрациями. Показывая ребенку картинку, не надо добиваться, чтобы он непременно произнес слово «корова» или «гусь», достаточно, если малыш на первых порах просто укажет на картинку и осмысленно произнесет «му-му» или «га-га».

Если же у ребенка наблюдается стойкое нежелание говорить, следует обратиться к специалисту-логопеду. Врач проведет диагностику, если есть нарушения физиологии развития, вероятно, назначит медикаментозное лечение и массаж, при психическом отклонении или угнетении речевого центра – нужно будет приступить к регулярным занятиям на базе медучреждения. Если же причина поведенческого толка, придется терпеливо и монотонно вновь и вновь возвращаться к играм на развитие речи, зарядкам для язычка и прочим упражнениям.

Похожие статьи