Какие качества являются обязательными для вожатого. Качества вожатого. каким должен быть вожатый? Главные позиции вожатого

Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.

От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.

Какие навыки обязательны для работы вожатого

После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:

  • проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
  • общение с родителями детей;
  • проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
  • организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
  • подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
  • создание творческих проектов с детьми;
  • устранение конфликтов внутри детского коллектива.

Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.

Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.

закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.

Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

  • организация праздников, экскурсий и т. д.;
  • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
  • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
  • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
  • соблюдение прав и свобод подопечных;
  • соблюдение этических норм в поведении;
  • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

Что представляет собой должностная инструкция вожатого?

В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
  2. Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
  3. Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
  4. Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
  5. Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).

Не знаете свои права?

Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.

Общие положения, функции и задачи вожатого

Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

  • указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
  • порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
  • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
  • перечень квалификационных требований к работнику;
  • список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
  • навыки и умения, которыми он должен обладать.

Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).

Права и ответственность в должностной инструкции

Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:

  • участие в жизни лагеря;
  • защита чести и достоинства;
  • выбор методик воспитания и развития детей;
  • знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
  • защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.

Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:

  1. Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
    • дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
    • материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
    • административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
    • уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
  2. Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
    • неисполнение должностных обязанностей;
    • необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
  3. Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».

Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.

Особенности должностных обязанностей старшего вожатого

Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.

Так, старший вожатый обязан:

  • организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
  • составлять графики дежурства вожатых;
  • организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
  • составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
  • проводить семинары, совещания, планерки;
  • организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
  • организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
  • осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
  • контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.

Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.

Личностные и профессиональные качества вожатого

Как понравиться детям

Первая задача вожатого - понравиться детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего попытайтесь выяснить что для вас означает "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и "нравиться детям" будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. ваш внешний вид,

2. выражение вашего лица,

5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

* не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Второй этап: "произвести второе впечатление".

Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:

* чем интересным вы занимались в жизни?

* какие есть способности и таланты?

* за что вас уважают и любят ваши друзья?

* о чем увлекательном вы можете рассказать?

* чему необычайному вы можете научить?

Дети к вам будут присматриваться, будут вас оценивать, высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. Для этого не надо обладать какими-то сверхспособностями. Понравиться детям можно и без них. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, будут вас уважать.

Личностные качества вожатого

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Вожатый должен быть:

1. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

* Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

* Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

* Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

* Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

* Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

* Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - это вовсе не значит, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Аннотация

This article deals with the problem of young leaders. The basic qualities that are required for a counselor. The author makes recommendations for future leaders.

Человек, побывавший хоть раз в жизни в летнем оздоровительном лагере, понимает, как важно для ребенка, чтобы в отряде был хороший вожатый. Не бывает идеальных людей, то же самое мы можем сказать о педагогах, у всех бывают погрешности и ошибки. Однако в данной статье мы попробуем нарисовать образ идеального вожатого, глядя на которого, понимаешь, что этому человеку не страшно доверить собственного ребенка.

Прежде чем перейти к проблеме, которая нас интересует, мы должны дать определение термину вожатый. Вожатый – педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации СССР, появился в 1922.

Так кто же такой идеальный вожатый?

§ Идеального вожатого можно вычислить сразу – это человек, у которого в запасе есть игры для любого времени года и для любой погоды. У такого вожатого есть ответ на любой вопрос, он любит танцевать и петь и может с ребятами поговорить на интересующие их темы.

§ Хороший вожатый никогда не повышает голос, не «руководит» детьми, они у него все делают сами: сами придумывают мероприятия, сами организуют его, сами проводят, анализируют положительные и отрицательные моменты, планируют следующее мероприятие.

§ У хорошего вожатого всегда хорошие дети и дружеский климат в коллективе. Он ждет каждую встречу со своими воспитанниками.

§ Хороший вожатый всегда готов помочь ребятам, а так же должен чувствовать настроение ребят и ситуацию в отряде.

§ Хорошего вожатого отличает жажда нового. Он постоянно выискивает интересные книги, статьи, методички, которые пригодятся ему в работе.

§ Идеальный вожатый должен любить детей, и отдавать им все самое лучшее. Без этого стремления даже не стоит идти работать в лагерь вожатым.

Желательно, чтобы это был молодой, энергичный и жизнерадостный человек, стремящий к новым познаниям, к самосовершенствованию, он должен быть сторонником инновационного подхода в образовании и воспитании будущего поколения. Молодой вожатый с радостью станет инициатором в подготовке праздников, мероприятий, соревнований. Дети с ним будут все время заняты, участвуя в общелагерных мероприятиях не потому что «Нужно», а потому что им это действительно интересно.

§ Идеальный вожатый просто обязан разбираться в современных музыкальных течениях, в фильмах, компьютере и быть в курсе всех мировых новостей, чтобы не только ответить ребенку на каверзный вопрос, но и рассказать что-то новое.

§ Умение помочь решить конфликт, помочь советом, поддержать в критической для ребенка ситуации – это не должностные обязанности вожатого, обязательные черты его характера.



§ Требовательность крайне важна в работе с детьми. Это должен быть идеальный баланс строгости и справедливости. Что касается голоса, то он должен звучать твердо и уверенно, но ни в коем случае не приветствуются разговоры на повышенных тонах.

§ И, конечно же, у вожатого просто не может быть вредных привычек, потому как он является образцом для подражания. Он – это идеал ребенка, который просто не может подавать своим воспитанникам дурной пример.

Вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Будьте открыты и не бойтесь, и тогда именно вы станете лучшим вожатым.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ах, лето…» / Под ред. Г.А. Крыловой, И.Б. Соколовой. – Армавир, 2002.

2. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.

3. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого. – М., 2002.

4. Действие воспитателя-вожатого в экстремальных ситуациях / Под ред. Л.А. Терешковой. – АГПУ, 2008.

5. Закутько В.И. Родители – ваши союзники в воспитании. – Армавир, 2000.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1998.

7. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. – М., 1999. – С. 158.

8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

9. Кузин В.В. 500 игр и эстафет. – М., 2000.

10. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.

11. Маленкова Л.И. и др. Большая книга вожатого. – М., 2004.

12. Шумилова Н.С., Терешкова Л.А., Тропина О.Н. Правовые аспекты деятельности воспитателя-вожатого, обеспечение безопасности и охраны труда: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. – 28 с.

Вартанян Магдалина,

студентка 2 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

Muzykoterapiya influences an emotional condition of the person. All techniques provide complete and isolated use of music as a leading factor of influence.

Всем известно, что музыка – олицетворение культуры. Ее потрясающее воздействие на человека известно еще с древнейших времен. Ни одна мировая религия не обходилась без музыкального сопровождения. Но, как показала наука, музыка это не просто часть культуры, но и «врач», лечащий душу человека, и даже тело.

В науке данное объяснение получило название музыкотерапия – лечение музыкой. Еще 10-20 лет назад, ученые пытались выявить научное обоснование данного метода.

Существуют две основные формы музыкотерапии: активнаяи пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически-психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью.

Известно, что первыми пациентами были новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода в развитии, активность очень маленькая. После того, как младенцам давали слушать классическую музыку, активность ферментов, пульс повышались.

Но также нельзя забывать, что маленьким детям запрещается слушать музыку в наушниках. Так как это может привести к слуховой травме.

Музыкотерапией можно вылечить от бессонницы, переутомления, неврозов, а также болезней сердца, гипертонии, язвенной болезни и др.

Лечение музыкотерапией проходит во многих странах. Во Франции, например, музыкотерапевт А. Томатис лечит людей музыкой Моцарта. Его прозвали «Доктор Моцарт». Его пациентом был известный французский актер Ж. Депардье. В молодости актер очень сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его карьере. А. Томатис посоветовал ему не менее двух часов в день уделять прослушиванию Моцарта. Уже скоро, через два месяца, Ж. Депардье избавился от заикания.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Опытно-экспериментальным путем была выявлена схема влияния классической музыки на конкретные заболевания.

Так, например:

Снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы – «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя;

Успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание «Аве Мария» Шуберта, мелодии Рубинштейна и Шопена;

Алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания «Аве Мария» Шуберта, «Лунная Соната» Бетховена;

Бессонницу устраняют «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесы Чайковского;

Гастрит «не любит» «Сонаты № 7» Бетховена;

Эпилепсия «не любит» «Сонату К 448» Моцарта;

Музыка Моцарта улучшает зрение и уменьшает суставные боли.

Исследователями доказано, что во время военных маршей, ритм марша влияет на работу сердца. Если во время длительных походов ритм был медленным, то работа человеческого сердца тоже была медленной и спокойной, снимала усталость и повышала выносливость солдат. Если же это были парадные марши, то музыка имела быстрый ритм, а значит, и влияние было бодрящим.

Существует много психотерапевтических методик применения музыки. Среди российских методик можно назвать наиболее известные модели В.И. Петрушина, Р. Блаво, В.Э. Элькина и др.

Методика «музыкально-рациональной психотерапии» В.И. Петрушина заключается в применении в психотерапевтических целях средств музыкальной выразительности. По его мнению, музыка выражает настроение человека в зависимости от темпа звучания, что и предопределяет психотерапевтическое использование.

Р. Блаво назвал свою методику «энергоинформационной», связанную с энергетическими центрами человека. Он опирается на древнеиндийское учение о семи чакрах человека, отвечающих за здоровье органов, которые находятся в «их зоне влияния». Согласно Р. Блаво, специально подобранные цвет, музыка, аромат и воздействует на эти чакры. Так и происходит музыкотерапевтическая работа.

Методика В.М. Элькина основана на соответствии эмоционального состояния человека и восьми цветов. Черный цвет – цвет трагической погруженности в себя, коричневый – цвет печали, серый – отрешенности, фиолетовый – мечтательности, синий – покоя, зеленый – задумчивости, желтый – радости, красный – энергетического подъема.

Таким образом, музыкотерапия влияет на эмоциональное состояние человека. Все методики предусматривают целостное и изолированное использование музыки в качестве ведущего фактора воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Н.В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1992. – № 2. – С. 65-67.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2006. – С. 364.

4. [Электронный ресурс]. URL: http://centerconsalt.ru/netraditionnaya_medicina/muzikoterapiya_
zvukoterapiya.htm.

Гуртовая Елена, Солохина Альбина,

студентки 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

The spiritual sphere of life of society covers various forms and levels of public consciousness: moral, scientific, esthetic, religious, political, legal consciousness. Respectively its elements are morals, science, art, religion and the right.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но, несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая, прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир – это субъективный мир человека. Субъективность – это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность – это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром – это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это – потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним, прежде всего, судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек – это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные – в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды – это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение – это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования – это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта – то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал – это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоничное сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. С точки зрения влияния культуры на духовное развитие человека можно выделить следующее определение культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став, в конечном счете, синонимом «искусственного», «созданного человеком».

Порой представляется, что человек создает мир культуры, своей значимости, и затем черпает из него ценности для самоутверждения. Культура тогда оказывается неким складом общедоступных ценностей, тем более богатым и способным к удовлетворению потребностей в восстановлении значимости человека, чем дольше человечество обретается на земле.

Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.

2. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. – М., 2007.

3. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. – М., 2004.

4. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005.

Дадян Анжелика,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

In psychology the Personality acts as object of a number of sciences and, being the difficult, many-sided social phenomenon, demands to itself integrated interdisciplinary approach (philosophical and sociological, social and psychological, etc.). The psychology studies the person from the point of view of his mental, spiritual activity.

From all problems which people faced during mankind history probably the most confused the riddle of the most human nature is. In what only the directions the searches weren"t conducted, what set of various concepts was put forward, but the clear and exact answer still escapes us

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личности бывают разные – гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личности неповторима. Иногда это свойство – неповторимость – называют индивидуальностью, как проявление единичного. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признакамиличности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я-концепции и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцовые близнецы по своим психологическим особенностям не могут быть абсолютно идентичными. Для обозначения отличия одного человека от другого, одной личности от другой пользуются понятием «индивидуальность». Индивидуальностьэто личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т.п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других – малозаметно

Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, переменчив и стабилен. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо, прежде всего, наличие соответствующей психологической модели, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура личности – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

Темперамент (структуру природных свойств);

Направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

Способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К.К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

Статус и социальные функции-роли;

Мотивация поведения и ценностные ориентации;

Структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б.Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А.Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т.д. даются в курсе «Теории личности».

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.Личность, по его мнению, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М: Изд-во МГУ, 2010.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Черо, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.

Дегтярев Виктор,

магистрант 1 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

Форма контроля – зачёт.

Цель:

Задачи:

Знать:

Уметь:

Владеть:

Тематический план.



1. Кто такой вожатый?

11. Кто такой вожатый?

15. Заповеди вожатого.

Литература.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

Доброжелательный.

Внимательный и тактичный.

Требовательный.

Справедливый.

Искренний и честный.

Бодрый и жизнерадостный.

Терпеливый и сдержанный.

Талантливый.

Ответственный.

Обращение к вожатому.

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – любить детей. Так откройся, взгляни в глаза тех, кто стоит перед тобой. Ты нашел то, что искал, и слова далее теряют смысл!…

ПОМНИ, ВОЖАТЫЙ, ТЫ ЗА ВСЕ И ВСЕХ В ОТВЕТЕ!!!

Лекция 2.

От истоков до наших дней.

Введение.

Студенческие годы - время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.

Одна из таких форм - студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.

Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«История и развитие студенческих педагогических отрядов»

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

В программе предусмотрено 2 часа (2 лекционных). Основные формы учебно-коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-беседы.

Форма контроля – зачёт.

Учебная программа включает в себя теоретические и практические занятия. Учебный курс направлен на подготовку вожатых для прохождения педагогической практики в условиях детского временного коллектива.

В учебном курсе используются традиционные формы обучения: лекция, практическое занятие, а так же формы активного обучения, позволяющие «погружать» обучающихся в среду ДОЛ. В ходе изучения данного блока развивается мотивация к профессиональной деятельности.

Цель: сформировать знания о личности вожатого и развитии педагогических отрядов.

Задачи:

· развитие представления о личности вожатого;

· формирование первоначальных представлений о содержании педагогической деятельности в ДОЛ;

· ознакомление с основными периодами развития педагогических отрядов;

· формирование желания и умения заниматься педагогической деятельностью.

В ходе изучения данного блока обучающиеся должны:

Знать:

· основные функции вожатых, их место в целостном педагогическом процессе;

· основные периоды развития педагогических отрядов;

· качества, которыми должен обладать вожатый.

Уметь:

· овладеть методикой наблюдения за организацией педагогической деятельности;

· организовывать и проводить игры в организационный период.

Владеть:

· теоретическими и практическими знаниями об играх в лагере с детьми;

· историей развития педагогических отрядов.

Тематический план.

Тема 1. Вожатый – это звучит гордо. Что значит слово «вожатый»? Какими качествами должен обладать вожатый? Обращение к вожатому. Составляющие работы вожатого. Заповеди вожатого.

Тема 2. От истоков до наших дней. Введение. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов. Движение организаторов первых пионерских сообществ. Тимуровское движение 40-х годов. "Коммунарское движение" 60-х годов. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов. Движение педагогических отрядов 90-х годов. Современное общественно-педагогическое движение. Движение СПО на Ставрополье.

Примерный перечень практических занятий.

1. Кто такой вожатый?

Примерный перечень вопросов для итогового контроля.

1. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.

2. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов.

3. Движение организаторов первых пионерских сообществ.

4. Тимуровское движение 40-х годов.

5. "Коммунарское движение" 60-х годов.

6. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.

7. Движение педагогических отрядов 90-х годов.

8. Современное общественно-педагогическое движение.

9. Движение СПО на Ставрополье.

10. Что значит слово «вожатый»?

11. Кто такой вожатый?

12. Какими качествами должен обладать вожатый?

13. Как стать успешным вожатым?

14. Составляющие работы вожатого

15. Заповеди вожатого.

Литература.

1. Секретова Л.С. Методическое пособие для студенческих педагогических отрядов «Традиции – основа нового». Ессентуки, 2005 г. 100 с.

2. Шпоркина Е.М. Сборник методических материалов по организации детского отдыха «Энциклопедия вожатого». Ульяновск, 2006 г. 88 с.

3. Руденко В.И. Настольная книга воспитателя и вожатого «Лучшие сценарии для летнего лагеря». Ростов-на-дону, 2005 г. 187 с.

4. Котова Е.К. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов «Мастерство вожатого». Москва, 2006 г. 229 с.

5. Шорина С.В. Методическое пособие «Копилка вожатских премудростей». Москва, 2003 г. 123 с

6. Братчук О.И. Методическое пособие «Веселые каникулы». Харьков, 2005г. 156 с.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

Вожатые! Вожатые! Какое имя гордое.

Романтики, мечтатели, открытые сердца.

Профессия чудесная, такая интересная

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

В советское время существования детской (пионерской) организации официально была профессия «вожатый», к ней специально готовили в педагогических училищах и институтах, признавая статус вожатого как профессионального педагога. И действительно, настоящий вожатый был педагогом-универсалом. Он точно знал, что дел в воспитании ребенка должно быть гораздо больше, чем слов. А дела должны быть полезными, добрыми и интересными. И что самое главное – вожатый знал, как нужно научить ребенка делать эти интересные, полезные, добрые дела.

В настоящее время данной профессии не учат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая, но какими могут быть педагогами 18-20 летние мальчишки и девчонки, которые с точки зрения некоторых исследователей периодов жизни сами являются детьми. И все-таки ежегодно тысячи мальчишек и девчонок 7-15 лет, возвращаясь из 21 дневной лагерной смены, получают эмоций, а зачастую и полезных знаний больше, чем за учебный год под руководством взрослых, дипломированных педагогов школы.

Само слово «вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Так и вожатый ведет свой отряд по неизведанным тропинкам большой страны Детства. В общении с детьми начинающие вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывать, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он вожатый?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Талантливый. Это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Вожатый без воображения – ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребёнка». Эта фраза, как нельзя лучше подходит к вожатому.

Универсальный и многогранный. Вожатый должен быть всемогущим – и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, и психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно весёлым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремлённым. Только вожатый способен без сна, без отдыха, а главное – бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям.

Ответственный. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

Какими качествами должен обладать вожатый?

Детям необходима личность вожатого, уважающая себя и других. Профессия вожатого очень сложна, требует сосредоточения всех сил, проявления лучших личностных качеств, высокой ответственности и гигантской работоспособности. Вожатый – это мастер на все руки: он и рисует, и поет, и придумывает. Он и заботливая мама, и лучший друг, и мудрый учитель; это человек, у которого всегда отличное настроение. Конечно, ценнейшее качество вожатых – молодость. Только молодые с присущим им огромным энтузиазмом, с необычайной активностью с полной самоотдачей могут подходить под все эти требования. Только молодость способна без устали, и главное, бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям. Вот почему чаще всего вожатыми работают молодые, полные сил и энергии. Благодаря всему этому вожатый часто становится для детей «значимым» взрослым. Как нужны нашим детям сегодня - такие взрослые.

Современные дети ставят на первое место общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение. Сейчас у нового поколения отсутствуют значимые авторитеты и задача вожатого – стать этим авторитетом.

ЗнА ние

СпраВ едливость

ИнТ уиция

ТрудО любие

ОР ганизация

ПринцИ пиальность

ЧуТ кость

ЦелЕ устремленность

ТакТ ичность

Из этих качеств личности вожатого и будет складываться его АВТОРИТЕТ.

Стать идеальным вожатым – отличная цель, но для этого он должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Поэтому, не зависимо от опыта работы, вожатый должен постоянно работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, умений, навыков, приемов и методов руководством детьми.

Обращение к вожатому.

Успех Вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции.

Используй время летних каникул по максимуму, наполни его смыслом, динамикой, увлеченностью! Сделай так, чтобы и тебе и отряду было интересно!

Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку. Будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Сможешь ли оправдать ожидания десятков мальчишек и девчонок, не сломаешь ли, играючи, хрупкий цветок их надежды? Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.

«Не навреди!» Этот медицинский лозунг при общении с детьми должен соблюдаться в первую очередь.

Бывают минуты, дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни сил. Какие бы методики, средства и способы воздействия ты не применял, добиться 100% результата практически нереально. Не думай, что ты круче Макаренко, что тебе под силу сделать из них образцовых воспитанников. Достичь идеального состояния и дать однозначный ответ невозможно даже в физике и математике. Тем более это касается воспитания детей. У тебя не так много времени, но ты можешь вложить в их души что-то важное.

Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся этим как можно реже: перекричать 20–40 звонких детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…

Дисциплина. Отжимания до изнеможения, сбор шишек в ночном лесу, или мытье полов, подзатыльники… Чего стоит в таком случае вся «педагогика лета»? Насилие во благо? Не опрокинет ли оно единым махом с таким трудом завоеванное доверие в твоих отношениях с отрядом? Видеть в каждом ребенке потенциального нарушителя и превращаться по любому поводу в цепного пса нецелесообразно и глупо. Лагерная смена превратится в сплошное наказание. Помни, подобное ты можешь совершить лишь раз, а лучше и вовсе не поддаваться сомнительному соблазну.

Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного, чего не знают ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодится им в будущем. Научи их преодолевать препятствия, помогать товарищу, во время игры – верить в победу, добиваться ее честно, не опускать руки от неудачи. Ребята должны понять, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься доселе неведомым.

Ребенок не может жить без игры. Создай жизнь по ее законам, и целый ворох конфликтов уйдет бесследно. Ведь тогда самому упрямому придется подчиняться не тебе лично, не режиму, а ее законам. Но не перестарайся и даже в самой игре соблюдай правило: «больше искренности и меньше пустой наигранности». Но прежде…

Начни с себя. Решил сломать существующий порядок? Что можешь предложить взамен? Подумай о последствиях и не для себя лично, а для тех, кто рядом с тобой и верит в тебя.

Ночные вожатские бдения увлекательны, однако не слишком увлекайся. Отряд ждет тебя утром энергичного и свежего, а не подобие живого трупа. В этом ли смысл твоей лагерной жизни?

Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в сквернословии, в перебранках и т.д. Хотя бы на время лагерной смены приложи все усилия, чтобы им этого не хотелось, чтобы это не было единственным ощущением свободы и удовольствия.

Опытные коллеги тебя напутствуют: «С первой встречи бери быка за рога; первый бой – он трудный самый;…», и вроде все верно, но присмотрись повнимательнее, что главное в подобных фразах, на что тебя невольно подталкивают? С первых мгновений встречи бодаться с отрядом, лоб в лоб, кто кого… Разве детский лагерь – поле битвы. Помнишь, кто-то сказал: «На войне не бывает победителей». Может, есть иной выход, может не стоит биться? Не противопоставить себя отряду, а перенаправить бессмысленную энергию самоутверждения в энергию созидания, которая не «бьет ключом» по голове других, а дает силы убедить, что власть над другими, если уж очень хочется ее, дает интеллект, а не упрямство барана.

Побеги? Ребёнок бежит не потому, что у него мотор внутри. Что-то тяготит его? Кто-то обижает его? А, может быть, хочется романтики? Подари ее детям, чтобы было, что вспоминать зимними вечерами: ночной костер с песнями под гитару, откровенную беседу на вечернем огоньке, когда ему открылось что-то очень важное.

Вожатый, в твоих силах изменить полярность «магнита» и увеличить силу его притяжения! Ты играешь в футбол, волейбол, плаваешь как дельфин, танцуешь «Стартин», играешь на гитаре…– это здорово! Но этого мало для работы с детьми. Ты не умеешь ничего этого делать, и не похож на Геракла, но ты искренен и справедлив, спокоен и светел, ты веришь в детство, в мальчишек и девчонок, и даешь им возможность поверить в себя… Тебе не в чем более сомневаться!…

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – лю

Похожие статьи