План физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Планирование в ДОУ. Старшая группа. "физкультурно - оздоровительная работа в доу по фгос до" учебно-методический материал (группа) на тему Формы оздоровительных мероприятий в доу по фгос

Родительское собрание на тему:

«Организация физкультурно - оздоровительной работы

в условиях ДОУ».

Цель: согласование точек зрения педагогов и родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей.

Часть I: Проведение дискуссии с родителями и педагогами.

Уважаемые родители! Сегодня мы пригласили Вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями по вопросу здоровья наших детей.

Давайте попробуем определить степень вашего беспокойства по вопросу здоровья детей.

Задание родителям:

На каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, который отражает степень беспокойства в связи со здоровьем вашего ребенка:

красная - сильное;

синяя - умеренное;

зеленая - отсутствует.

Вопрос к родителям:

1 вопрос - Почему Вы подняли именно эту карточку, что Вас беспокоит?

Ответы родителей.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.44, п.1

« Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Что же такое здоровье? В Уставе Всемирной организацией здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего родительского собрания «Организация физкультурно - оздоровительной работы в условиях ДОУ ».

Часть II: выступление воспитателя на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ».

Физкультурно-оздоровительная работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье ребенка, эмоциональное его благополучие и своевременное всестороннее развитие.

В нашем детском саду для решения поставленных задач созданы:

Благоприятные санитарно- гигиенические условия;

Соблюдается гибкий режим дня (режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течения всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей);

Обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностного - ориентированного подхода;

Организовано полноценное питание;

Выделено достаточно места для активного движения, есть уголок для физкультурных пособий;

В музыкальном зале проводятся физкультурные занятия;

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветриваемой группе продолжительностью 5-6 минут;

Во время ООД и в промежутках между ними проводятся физкультминутки;

Ежедневно организуется прогулка с подвижными играми (прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

Соблюдаются правила личной гигиены;

В соответствии с комплексно- тематическим планированием проводятся физкультурные досуги и праздники.

Часть III: Позиция родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Анкета для родителей.

Часть IV: Заключительная часть. Решение родительского собрания.

Детский сад № 164 является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, комбинированного вида, функционирует с апреля 1992 года. ДОУ расположено по адресу: г. Тверь, Благоева дом 5 корпус 1.

Учредителем детского сада является Управление образования администрации г. Твери. ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании»

Типовым положением о ДОУ в РФ, от 01.07.95 № 677

Типовом положением о специальном (коррекционном) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Положением о муниципальном образовательном учреждении»

- «Договором между учредителем и МДОУ»

Уставом МДОУ, зарегистрированным в Тверской городской регистрационной палате.

Лицензией на образовательную деятельность.

А также другими нормативно-правовыми актами УО.

В 2007г. МДОУ аттестовано на 2 категорию 2 уровня комбинированного вида.

Количество групп в ДОУ определялось в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Функционируют следующие возрастные группы:

Группа ясельного возраста (1-2)

2 ясельная группа (2-2,6)

3 ясельная группа (2,6-3)

Две вторые младшие группы (3-4)

Две средние группы (4-5)

Две старшие группы (5-6)

Одна подготовительная группа

Две логогруппы.

МДОУ работает в режиме, установленном Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования, а именно: пятидневная рабочая неделя, длительность работы ДОУ 12 часов. Режим работы групп 1 смена воспитателей с 7.00 до 14,12. 2 смена воспитателей с 11.48 до 19.00.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основным предметом деятельности ДОУ является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей от 1.5 до 7 лет.

Целью деятельности Учреждения является:

Образовательная деятельность, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка ребенка к жизни в современном обществе,

Подготовка к обучению в школе

Воспитание дошкольника на принципах гуманизма, гражданственности и трудолюбия.

Основными задачами учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого развития детей;

Воспитание в детях гражданственности, уважения к правам и свободам человека с учетом возрастных категорий, любви к окружающей природе, Родине и семье;

Формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в речи ребенка;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

Забота об эмоциональном благополучии ребенка;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Учреждение реализует « Программу воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой; 2006. – для детей в возрасте от 1 до 2 лет.

«Радуга» - Т.Н. Доронова, 2010. – для детей в возрасте от 2 до 7 лет.

«Специальная коррекционная программа для детей с нарушением речи» Г.В. Чиркина ОНР, Г.А. Каше ФФНР – для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Парциальными программами:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.

«Ладушки», программа развития детей в музыкальной деятельности. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.

Общая направленность учебно-воспитательного процесса на эффективное достижение результатов посредством реализации и развития образовательных способностей каждого ребенка возможно при эффективном построении педагогического процесса. Поэтому коллектив ДОУ отрабатывает технологию учебного процесса в двух направлениях:

  1. Традиционное обучение , где обновление учебного процесса направлено на такую организацию, при которой дети способны полностью усвоить необходимый учебный материал. Для этого составлен перечень конкретных результатов обучения.
  2. Инновационные технологии , которые направлены на развитие познавательных способностей каждого ребенка. С этим направлением связаны технологии развивающего обучения, разработка и внедрение нетрадиционных форм занятий познавательно-исследовательская деятельность детей, занятия-путешествия, занятия – сказки, викторины и др.

Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 - 10 мин.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:

В младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий,

В средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий,

В старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий,

В подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Продолжительность занятий:

Для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

Для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

Для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,

Для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводятся:

Для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

Для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

В середине учебного года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла.

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Родителям (законным представителям) ребенка обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Организационная работа:

Вся работа по физическому воспитанию детей проводилась с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась инструктором по физической культуре М.А. Ширяевой и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестрой и старшим воспитателем.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Обширная профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей в детском саду

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

Соблюдение температурного режима в течение дня

Дыхательную гимнастику после сна

Мытье прохладной водой рук по локоть

Правильную организацию прогулки и ее длительность

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (фитотерапия и отвары шиповника, прием поливитаминов «Гексавит» и настойки элеутерококка.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

В течение года ежемесячно, либо на производственных совещаниях, либо на заседаниях местного комитета проводится анализ заболеваемости и посещаемости детьми МДОУ. В ходе анализа было выявлено, что в сравнении с предыдущим учебным годом:

Снижена заболеваемость

Снижено число пропусков на одного ребенка

Сократилось число пропусков детодней по болезни.

Количество детей при этом существенно не менялось. Показатель уровня заболеваемости детей в сравнении с районным показателем ниже. Оценка физического развития детей с определением группы здоровья проводилась медицинским персоналом МДОУ совместно с участковой службой.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата направлялись в кабинет лечебной физкультуры при поликлинике и в физкультурный диспансер, с нарушением речи – в логопедические сады и на комиссию, с заболеванием носоглотки – в лоркабинет и центр реабилитации, с понижением зрения – к окулисту и специализированный детский сад, с неврологическими патологиями – к невропатологу.

Основной проблемой остается большое количество воспитанников с задержкой речевого развития -12%, причина тому: невысокая заинтересованность родителей в развитии речевых навыков детей и посещение логокомиссии.

Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказаны бесплатно. Прививки сделаны: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ. Особое внимание в работе врача уделялось адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

Адаптация детей к условиям детского сада проходит удовлетворительно – у 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

Во время адаптационного периода для детей создавался щадящий режим:

Сокращенный день для малыша

Присутствие мамы в группе

Повышенное внимание со стороны персонала группы.

Это способствовало тому, что у основного числа детей, впервые поступивших в детский сад, период адаптации протекал в спокойной форме.

В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
  • хореография

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Психолог : в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка:

  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Материально-техническое обеспечение ДОУ

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ №164 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • Спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, батуты, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок и т.д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • физкультурные уголки (во всех группах);
  • существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет)
  • кварцевые лампы в групповых и специальных помещениях;
  • музыкальный зал;
  • Кабинет психолога.
  • Кабинет изо.
  • Логокабинет (2)

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Полоскание горла, Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки /в теплое время года/
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год , включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

Воспитатель совместно с инструктором физо делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком.

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны

Модель двигательного режима детей в МДОУ № 164

Виды занятий

Формы организации

Особенности организации

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

Традиционная;

Игрового характера;

С использованием полосы препятствия

С использованием простейших тренажеров;

Ритмическая

Сюжетная

Ежедневно

В группе

На свежем воздухе

(по сезону)

Двигательная

разминка

Игровые упражнения;

Танцевальные движения

Подвижные игры

Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Подвижная игра

Дидактическая игра с различными движениями

Танцевальные движения

Игровые упражнения

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

Игры-эстафеты;

Игры с правилами

Упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

Индивидуальная работа по развитию движений

Физические упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Музыкально-ритмические движения

Игровая деятельность

Пробежки по массажным дорожкам

Коррегирующие упражнения

Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

Логоритмическая гимнастика

Подвижные игры

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Музыкотерапия

1 раз в неделю, подгруппами; длительность 25 мин. Проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Динамический час

Подвижные игры разной степени интенсивности;

Игры-эстафеты, в том числе с детьми из других групп;

Сюжетные двигательные задания;

Командные спортивные игры;

1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором и воспитателями.

Занятия ЛФК

Комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки;

Комплекс упражнений по коррекции плоскостопия.

2 раз в неделю, по показаниям; длительность 20 мин

Переходы из одного помещения в другое

Спокойный шаг;

Быстрая ходьба;

Осложненная ходьба по лестнице

Ежедневно по мере необходимости, под руководством воспитателя

Учебные занятия

Физическая культура,

хореография

Традиционное;

Тренировочное;

Игровое;

Сюжетно-игровое

С использованием тренажеров

Тематическое

Комплексное

Контрольно-проверочное

Прогулка-поход

3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 10-30 мин. Проводятся: младший возраст – воспитатели; со ср.гр. – инструктор физо.

Хореограф.

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность

Движения с различными игрушками, пособиями:

Сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи,

Спектакли и театрализованные представления,

Подвижные игры, разной степени интенсивности.

Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

Физкультурно-массовые занятия

Физкультурный досуг

Физкультурные упражнения и подвижные игры;

Спортивные игры;

Упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения;

Игры-эстафеты;

Музыкально-ритмические импровизации

1 раз в месяц в помещении физкультурного зала или на улице; длительность 20-40 мин.

Физкультурно-спортивные праздники

В физкультурном зале;

На открытом воздухе «катание на санках» «Соревнование снеговиков»…

2-3 в год, 30-90 мин

День здоровья

Комплексные занятия;

Прогулки-походы;

Игры-эстафеты по возрастным параллелям

Физкультурно-спортивные праздники

1 раз в квартал

Спартакиада

Физкультурно-спортивные соревнования в спортивных залах города;

1 раз в год среди детей дошкольного возраста ДОУ; участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности; длительность 75-90 мин

Дополнительные виды занятий

Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев

В зависимости от учебного плана:

Ритмическая гимнастика

2 раза в неделю; длительность 25-30 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

Учебные занятия по физической культуре;

По взаимному желанию родителей и инструктора физо

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

Подготовка и помощь в проведении физкультурных досугов, Дня здоровья, посещения открытых занятий

План летне-оздоровительной работы

Задачи:

Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей через развивающие формы оздоровительной работы.

Создать условия для закрепления нравственных качеств личности каждого ребенка в различных видах деятельности.

Оздоровительная работа.

Месяц

Медикоментоз-

ная терапия

Витаминизация

Фитотерапия

Полоскание зева травами

Июнь

По назначению педиатра.

Диспансеризация больных.

Фруктовый салат

Ревит

Отвар крапивы

Полоскание ромашкой

Июль

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

Отвар листьев черной смородины

По назначению педиатра

Август

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

По назначению педиатра

Успокоительный сбор.

По назначению педиатра

Методическая работа.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

"Организация самостоятельной двигательной деятельности на участке летом".

Июнь

Старший воспитатель

2.2.

Взаимопосещения воспитателей "Проведение исследовательской деятельности с природным материалом".

Июнь

Старший воспитатель

Воспитатели групп

2.3.

Создание фотовитрины "Организация работы по трудовому воспитанию детей в летний период".

Июнь

Старший воспитатель

2.4.

Консультация для воспитателей "Закаливание детей в летний период".

Июль

Старший воспитатель

2.5.

Консультация "организация работы с родителями по вопросам закаливания часто и длительно болеющих детей".

Июль

м/с

2.6.

Выставка новинок методической литературы.

Июль

Старший воспитатель

2.7.

Консультация "Организация работы с вновь пришедшими детьми и их родителями".

Август

психолог

Воспитательно-образовательная работа.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Спортивный праздник , посвященный Дню защиты детей.

Июнь

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Инстр. физ. восп.

2.2.

Познавательно-исследовательские ботанические игры

Июнь

воспитатель

2.3.

Музыкальный праздник "Здравствуй, лето!"

Июнь

муз.рук

2.4.

Создание экологических альбомов .

Июль

Старший воспитатель

2.5.

День здоровья (совместно с родителями).

Июль

инстр. физо

Ст. мед сестра

2.6.

Экскурсия в лесопарковую зону.

Август

Старший воспитатель

2.7.

Сбор гербария растений участка детского сада.

Август

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Взаимодействие с родителями.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Трудовая декада – разбивка цветников на территории ДОУ.

Июнь

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Родительский комитет

2.2.

Консультации "Использование природных факторов для закаливания детского организма".

Ежемесячно

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Мед. сестра

2.3.

Участие родителей в благоустройстве и ремонте групп и территории ДОУ.

Июнь -август

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Воспитатели групп

2.4.

Памятка для родителей "Организация познавательной деятельности детей в летних походах".

Июль

Воспитатели групп

2.5.

Консультации для родителей вновь поступающих детей.

Июнь-август

Заведующий ДОУ

психолог

Работа методического кабинета.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Июнь

Старший воспитатель

2.2.

Июнь

Старший воспитатель

2.3.

Подготовка аннотаций к новинкам методической литературы.

Июнь -август

Старший воспитатель

2.4.

Подготовка методических материалов к подготовке групп к новому учебному году.

Июнь-август

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Административно-хозяйственная работа .

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Производственное совещание "Особенности работы с детьми в летне-оздоровительный период".

Июнь

Заведующий

2.2.

Консультации для помощников воспитателей "Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя при проведении режимных моментов летом".

Июнь

Старший воспитатель

м/с

2.3.

Консультация для работников пищеблока "Особенности хранения и обработки продуктов в летнее время в условиях ДОУ".

Июнь -август

Мед. сестра

2.4.

Ремонтные работы в группах и на участке ДОУ.

Июль

Заведующий ДОУ

Завхоз

Родительский комитет

2.5.

Инструктаж "Охрана жизни и здоровья детей летом".

Июнь-август

Заведующий ДОУ

Мед. сестра

2.6.

Производственное совещание "Подготовка ДОУ к новому учебному году".

Август

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

1 слайд: "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС ДО"

подготовила: Макарова Н.А.

2 слайд :Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

3 слайд : В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

4 слайд: Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

5 слайд : Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

6 слайд: Планируемые результаты по ФГОС представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т, д. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т.е. не определяются во времени.

Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на этот факторов.

Главным источником развития личности в соответствии ФГОС является предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифункциональность материалов.

7 слайд : Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога- возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия).Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора (партнера, физкультурного оборудования, задания.

8 слайд: В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект - субъектные отношения. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т.д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый.

9 слайд : В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность, физ.минутки, туризм и т.д. Все это ежедневно используется в интеграции образовательных областей.

10 слайд : Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

11 слайд : Для достижения поставленных целей и задач применяется тетрадь взаимодействия со специалистом, тем самым уровень физического развития повышается.

12слайд: Не мало важно для формирования здорового образа жизни, это работа с родителями. Вовлекая родителей в физкультурно - оздоровительную работу, мы тем самым выявляем их потребности, а так же привлекаем к активному участию в жизни ребенка и ДОУ, организовывая спортивные олимпиады, туризм и т.д. Благодаря совместным занятиям родители помогают в организации предметно - пространственной среды.

13 слайд : «Забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский


Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Подготовила

Старший воспитатель:

Гусева Н.В.

2017

Цель : расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

Задачи:

1.Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ.

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Ход выступления:

1 слайд: "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

2 слайд : «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин

3 слайд : Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) , в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия . Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

4 слайд : СанПиН 2.4.1.3049-13

Раздел ХII. Требования к организации физического воспитания.

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

5 слайд : Рекомендуется использовать формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

6 слайд. 12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Принципы:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

7 слайд. Программа «От рождения до школы». ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно: психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формировании общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.

Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в нескольких направлениях :

  • приобретение опыта двигательной деятельности;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (новый подраздел), овладение подвижными играми с правилами.

8 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим - рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

9 слайд: Рассмотрим более подробно.

ООД «Физическая культура»

Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса – физкультурные занятия для систематического обучения детей физическим упражнениям. Но основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является – игра, поэтому мы используем:

В младшем дошкольном возрасте - совместную деятельность взрослого и детей преимущественно игрового и интегративного характера,

в среднем – добавляем совместную деятельность взрослого и детей тематического характера.

До 5 лет все задачи образовательной области «Физическая культура» решаются в партнерской и самостоятельной деятельности детей через адекватные возрасту формы работы, такие как игра (подвижная, дидактическая, сюжетно-ролевая и др.), игровая беседа с элементами движений, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

В старшем дошкольном возрасте решаются задачи образовательной области «Физическое развитие» через совместную деятельность взрослого и детей преимущественно тематического, тренировочно-игрового и интегративного характера, контрольно-диагностическую и проектную деятельность. Проведение традиционных физкультурных занятий допустимо только со старшими дошкольниками с целью обеспечения преемственности между детским садом и школой.

На занятиях нужно поддерживать интерес детей к физическим упражнениям , индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку.

10 слайд: Самостоятельная двигательная деятельность

В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.

11 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в режиме дня.

Можно добавить и самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, для профилактики плоскостопия и др.

12 слайд: Утренняя гимнастика

Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю гимнастику. Это обязательная часть ежедневного режима ребенка. Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнерадостность организма, растормаживает нервную систему, вызывает положительные эмоции.

13 слайд: Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В целях закаливания приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, гигиеническим процедурам и др.

14 слайд: Физкультминутки:

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку. Физкультминутки – кратковременные физические упражнения длительностью 1-3 минуты.

Музыкотерапия: Использование музыкального сопровождения по изобразительной деятельности

15. 16 слайд: Прогулка

Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. (3 – 4 часа в день) Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах:

Физкультурные занятия (1 раз в неделю для детей 5-7 лет),

Спортивные упражнения;

Подвижные игры.

Дети получают большую возможность проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

17,18 слайд: Гимнастика после сна:

Проводим гимнастику после дневного сна – «гимнастику пробуждения», цель которой – поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия. На каждой возрастной группе должны быть картотеки, которые способствуют вариативной творческой работе педагогов.

19.слайд. Подвижные и спортивные игры;

Игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

20 слайд: Индивидуальная работа по развитию движений.

При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях учитывается и осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная коррекционная работа: выполняются упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений .

21 слайд: Активный отдых

Физкультурный досуг; физкультурный праздник; игры-соревнования; день Здоровья. Физкультурный праздник или досуг является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

22 слайд:

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь


«Организация оздоровительной работы в ДОУ»

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Поэтому одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа. Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом их состояния здоровья инструктором ФИЗО и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинской сестрой и администрации ДОУ. В детском саду разработаны инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, составлен перечень бесед по охране жизни и здоровья воспитанников. В каждой возрастной группе оформлены папки с этими материалами.

В нашем детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования; просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Элементы медико-профилактической технологии

· организация мониторинга здоровья дошкольников,

· организация и контроль питания детей дошкольного возраста,

· физического развития дошкольников,

· закаливания,

· организация профилактических мероприятий в детском саду,

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН,

· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

· развитие физических качеств, двигательной активности

· становление физической культуры дошкольников,

· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

· ритмика

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Психолого -педагогическое сопровождение ребенка ведет психолог. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает помощь, направленную на индивидуальное развитие.

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ доводится до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. В детском саду есть спортивно-музыкальный зал. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

· различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, гимнастические мячи и т.д.);

· спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

· физкультурные уголки (во всех группах);

· кабинет медицинского работника;

· кварцевые лампы;

· п одбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей в детском саду

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

Соблюдение температурного режима в течение дня

Соблюдение режима проветривания

- гимнастику после сна

Мытье прохладной водой рук

Правильную организацию прогулки и ее длительность

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Во время организованной образовательной деятельности проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна , который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В течение года, ежемесячно, на производственных совещаниях, на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости.

Адаптация детей к условиям детского сада проходит в спокойной форме. У 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:

Сокращенный день для малыша

Присутствие мамы в группе

Повышенное внимание со стороны персонала группы.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Составляется план работы на год, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинская сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказываются постоянно. Прививки: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ, против гриппа. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми. Дети с нарушениями направляются на консультацию специалистов. Особое внимание медсестра уделяет адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Уже традиционно в ДОУ проводятся неделя здоровья. В проведении этих мероприятий принимает участие весь коллектив, тщательно продумывается план проведения каждого дня, учитывая время года и погодные условия. В организацию работы с детьми включаем разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения, спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха воспитателями красочно оформляются места проведения (группа, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение. Все мероприятия проводятся в присутствии мам и пап, дедушек и бабушек. Родители остаются довольны такими мероприятиями, высказывают пожелания проводить их чаще.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры « Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ и
имеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки, лимонный чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:

· Выполнение правил технологии приготовления блюд;

· Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);

· Введение второго завтрака;

· С-витаминизация блюд;

· Замена продуктов для детей аллергиков;

· Организация питьевого режима;

· Сервировка стола;

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы, как информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Детский сад осуществляет преемственную связь с МОУ СОШ № 2. Экскурсии, физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, танцы, школу бокса. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.

Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, психогимнастика, и гропластика, игры-путешествия.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.

Похожие статьи