Классный час по военно патриотическому воспитанию. Классный час о патриотизме. Классный час на тему «Герои земли русской»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.

Состовитель: Терзян А. С.

Первый вопрос: Истоки ПАТРИОТИЗМА

Второй вопрос: ПАТРИОТ сегодня

Рассчитан на 40 минут

Цель классного часа :

Воспитать личность – патриота России, способного на защиту государственных интересов страны.

Задачи классного часа :

    Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения.

    Воспитание уважения к своей родине.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Подготовка к классному часу: составить вопросы для обсуждения; провести опрос в своей школе среди старшеклассников; подобрать цитаты по теме; музыкальное сопровождение; составить мультимедийную презентацию, плакаты.

  1. Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу .

Н. Коган

    Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода.

Бернард Шоу

    Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

Д. Н. Ушаков. Толковый

словарь русского языка

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете.

В. В. Путин

Проблемный вопрос: В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение»… А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

ПАТРИОТ сегодня

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор «Что значит быть патриотом сегодня»? (Учащиеся делятся на группы, и в ходе мероприятия записывают свои предложения на листок, в конце мероприятия каждая группа должна ознакомить своим определением патриотизма и патриота).

Ребята заполняют анкету (звучит песня «С чего начинается Родина?»).

АНКЕТА « Что значит быть патриотом сегодня?»

    Что значит быть патриотом сегодня?

    Что значит быть русским сегодня?

    Скажите, что изображено на государственном гербе России?

    Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага России и их расположение?

    Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть.

( Гордость, восхищение, Симпатию, Безразличие, никаких чувств, Раздражение, Антипатию, Стыд, Затрудняюсь ответить)

    Хотели бы вы уехать из России?

    Знаете ли вы гимн России? Назовите несколько строк…

(ребята отмечают свои анкеты, но не пишут Ф. И., и собирают )

Заглянем в толковый словарь Даля «Патриот- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины» . Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Просмотр презентации «Подвиги нашего народа» (учитель каждый слайд комментирует)

Слайд 1-2 :

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Слайд 2-3:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти!

Слайд 3:

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез.

Слайд 4 : «70-летие мы будем отмечать в этом году, как отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной».

Слайд 5:

А мальчики совсем не виноваты

Ни в том, что родились в шестидесятом

Ни в том, что на планете нет покоя

Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

Слайд 6:

«Тогда, до декабря 1979 года всё было также как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг... Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война».

Слайд 7:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным - Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

Слайд 8:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война;

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Эти слайды очень хорошо показывают примеры патриотизма нашего народа. После просмотра презентации учащиеся отвечают на вопрос: А кто такой ПАТРИОТ сегодня?

Примерные ответы детей

Ребятам раздаются буклеты «Государственные символы России»

Ребята еще раз просматривают анкету. Можно ли добавить или изменить данные анкеты после нашего разговора?

Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»

    Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

    Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

    Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

    Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

    Готов стать на защиту Отечества

    Отстаивает престиж свой страны

    Знает государственную символику

    Готов отдать своей родине все силы и способности

    Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

    Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

    Знает свой родной язык

    Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с этими словами я хочу закончить наш классный час (ученики исполняют гимн). Верю, что вы были сегодня искренними и ощущается себя патриотами своей Родины.

Классный час на тему «Дискуссия о патриотизме»

Подготовили ученики 10А класса: Рязанцева Мария, Журавлёва Анастасия. Классный руководитель: Парфенова Л. А

Цель урока:

Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся. Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

Ход дискуссии

1. Вступительное слово ведущего

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Вопросы для обсуждения:

1. С чего начинается Родина.

Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

Считаете ли себя патриотом? Почему?

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели бы вы уехать из России?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

(Выступления учащихся).

2. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

(Выступления учащихся).

3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?

Как относитесь к чистоте русской речи?

Гордитесь ли тем, что живете в России?

Что такое национализм?

(Выступления учащихся)

4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Нужны ли стране профессиональные военные?

Кто из вас хочет поступить в военные училища?

Престижна ли профессия офицера?

Вы за или против службы в армии?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную. Политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

(Выступления учащихся)

5. Кто такой патриот современной России?

С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

(Выступления учащихся).

Вывод.

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Итог урока (презентация)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50» г.Чебоксары

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Классный час (6 класс)

Аннотация

Методическая разработка классного часа в 6 классе посвящена проблеме отношения учащихся к своей Родине, осознания мальчиками необходимости защищать своё Отечество. Ведь Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней думают в самых трудных ситуациях. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть. Конспект классного часа «Каков он, настоящий защитник Отечества?»

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

5 . Приложения.

Введение

В 19 веке русский философ и публицист Н.Г.Чернышевский писал: «Патриот – это человек, служащий своей Родине». Да, в то время люди не думали о славе и наградах, а мечтали о счастливом будущем для потомков и ради этого совершали героические поступки, рискуя собственной жизни.

Сегодня же в 21 веке, конечно, каждый человек готов сказать, что любит своё Отечество, свой родной край, своих родителей, но не каждый, к сожалению, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения — одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества.

Работа педагога и классного руководителя должна быть систематической и целенаправленной. Для достижения данной цели классный руководитель должен проводить беседы, диспуты, классные часы.

Классный час « Каков он, настоящий защитник Отечества?» был проведен в 6 классе в предверии празднования Дня защитника Отечества, отмечаемого в России 23 февраля .

Цель мероприятия: формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости и уважения за страну.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения праздника, представить великих людей России, чьими именами гордится наша страна; выявить, какие качества должны быть присуще защитнику Отечества, определить каждому учащемуся, что значит быть защитником Отечества.

Подготовка к классному часу проводится поэтапно. Сначала проходит анкетирование учащихся 6-го класса, анализируются результаты, которые ориентируют педагога на ход дальнейшей работы с учащимися. С девочками изучаем биографию великих людей России, чтобы представить на мероприятии. На уроке русского языка учащиеся пишут э ссе «Выгодно ли быть патриотом в наше время?»

Во время классного часа отдельные выдержки работ зачитываются.

Воспитание любви к Родине невозможно без воспитания любви к литературе, поэтому ребята знакомятся с рассказом Поповой Татьяны Аркадьевны «Настоящий защитник» и беседуют по произведению. К концу классного часа учащиеся (мальчики и девочки) приходят к выводу: быть патриотом – задача каждого гражданина, совершать благородные и честные поступки – долг любого из нас. И прав был Бернард Шоу, утверждая, что «патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

Каков он, настоящий защитник Отечества?

Цель: формирование сознания необходимости защищать Отечество;

воспитание патриотизма, гордости и уважения за страну.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм: убеждение, что твоя страна

лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу.

Патриот – это человек, служащий своей Родине.

Н.Г.Чернышевский.

    История праздника

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России

(всего их 16).

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год;

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 год

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией 1812 год;

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1945 год;

1 ученик

День защи́тника Оте́чества - советский по происхождению праздник, отмечаемый 23 февраля в России, на Украине, в Белоруссии, Приднестровье и Южной Осетии. Был установлен в СССР в 1922 году как День Красной армии и Флота. И приурочен к победе в 1918 году Красной Армии под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями.

С 1949 до 1993 г. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».

После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества.

В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.

Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем, кому в недалеком будущем предстоит встать на защиту Отечества. Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как день настоящих мужчин. Наших ЗАЩИТНИКОВ в широком смысле этого слова!

— Что означают слова «Отечество», «Защитник»?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Отечество – страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.

Защитник — Тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-нибудь.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Этимологический словарь

Понятие «Отечество», «Отчизна» происходит от слова отец. И значило «страна отцов»,страна предков.

Патриот заимствовано из франц. слова pater — «отец», имеющего значение «покровитель, защитник».

Защитник, защита – это то, что за щитом, за стеной, ограждением.

Все эти слова имеют один смысл, значение и предполагают любовь к родине, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Отечества и своего народа.

Патриотизм -это особое сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.

— Кто с древних времен на Руси был защитником Отечества?

Конечно же, мужчина. Слово «Мужчина» означает «взрослый человек».

— Каким должен быть настоящий мужчина, настоящий защитник? Попытаемся сегодня определить.

Выслушаем мнение девочек.

(устный портрет. Ответы)

Эти качества должны воспитываться с детства, с малых лет ребенок должен гордиться достижениями и культурой своей Родины. Примером тому является судьба великих людей Руси.

Раньше юноши мужали рано. А иначе было нельзя.

(выступления девочек)

    Князь Святослав

Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княжна Ольга, взяла его с собой в военный поход. Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок». – «Я не боюсь, мама». На поле по одну сторону стояло войско Ольги, по другую –неприятеля. «Начинай, сынок» Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперед, и Святослав, что было сил, метнул копье. Вслед Лоьгины воины кинулись на врага, обратив его в бегство.

    Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва - 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве - великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный Московский Кремль.

После смерти отца (1359 г.) опекуном девятилетнего князя и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, человек недюжинного политического ума и такта, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями-соперниками (суздальско-нижегородским, и тверским) за право на ярлык на великое княжение.

Причислен к лику святых. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы.

    Царь Петр I

Юный царь Петр 1, могучий. грозный преобразователь России, в возрасте 15 лет с потешным отрядом сверстников из из детей дворян, бояр изучал солдатское дело: ружейные приемы, стрельбу, марширование. Перестроение рядов. Шеренг на плацу. Впоследствии отряды «потешных» станут гвардией и ядром русской армии. Петр 1 в юном возрасте успел освоить столярное, токарное. Оружейное, кузнечное, паяльное, часовое, типографическое ремесла.

    Александр Суворов

Полководец Александр Суворов, наш могучий защитник, а детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его, генерал Василий Иванович, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники – книги по военной истории, от которых дух захватывало. Особенно нравились ему Александр Македонский, Цезарь, — дерзкие, сильные, стремительные. И саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в легкой одежде под проливным дождем, скакал на лошади. С игрушечными солдатиками он повторял все сражения великих полководцев. Считают, что полководец Александр Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. Правильнее считать, что он одержал на одну победу больше – 61. Самая убедительная из них победа над самим собой.

5 — Васи́лий Ива́нович Чапа́ев (сам подписывался как Чепа́ев; 28 января (9 февраля) 1887, Будайка, Чебоксарский уезд, Казанская губерния - 5 сентября 1919. Командир Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени (1919).

Воин живет в каждом из мальчишек, но только он как бы дремлет до грозного часа. На защиту родной страны во время ВОВ поднялся и стар и млад. Рядом с отцами и старшими братьями героически сражались повзрослевшие дети. Вспомните имена пионеров-героев:, Марат Казей, Володя Дубини, и многие другие.

— Что подвигло совсем юных мальчишек идти на смерть?

Конечно, Родина. Дом. Великая любовь к отчей земле- это та силой, которая остановила, повернула вспять фашистов, помогла одержать победу. И на наших мальчиков падает отблеск славы воинов-победителей, доблестных защитников Отечества нашего, оберегавших нашу Русь с далеких времен и по сей день.

Чтение стихотворения:

Есть, конечно, на свете герои

Из породы отборных мужчин!

Капитаны, атлеты, ковбои,

Покорители горных вершин.

Что ж нам делать-то?

Плащ не по росту,

Шлем и латы – откуда их взять?

И руке непривычно, непросто

Боевую сжимать рукоять.

Пусть не очень-то складно выходит

И кому-нибудь даже смешно.

Ну, да ладно.

Раз уж выпало время и место,

То,чего там. Мальчишки, вперед!

Беседа с мальчиками. Рефлексия.

Мальчики отвечают на вопросы:

Что значит для вас быть защитником Отечества? Какие качества присуще защитнику Отечества?

Мужество, смелость, отвага, выдержка, любовь к своей стране, Родине.

Родина всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоты, дышишь ежедневно ее воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее, ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

Есть слово — и оно едино.

Россия…

Другого счастья в мире нет.

Это строчки из стихотворения Константина Бальмонта, который прожил 22 года в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его от тоски по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже во Франции. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.

Итак, защитник Отечества – это патриот своей страны.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать. (Философ Василий Розанов).

— Можете ли сегодня сказать: «Я патриот своей страны»? Почему?

(Я люблю родину. Горжусь своей семьей, страной, уважаю традиции страны)

Выгодно ли быть патриотом в наше время? (анализ эссе учащихся)

ВЫГОДНО:

— Я думаю, что быть патриотом в наше время – это большая честь для каждого из нас.

— Выгодно, потому что патриот – это настоящий гражданин своей страны.

— Быть патриотом в наше время нужно, чтобы не предать свою Родину.

— Да, потому что ты будешь знать, что ты верен своей стране, России. Ведь у нас так мало патриотов! И одна такая мысль наводит на то, что даже один человек важен для нашей страны.

— Выгодно, потому что надо заботиться о порядке на улице, стараться выкидывать мусор в урны. Но я пока не готов быть патриотом.

— Честному, справедливому человеку, любящему свою Родину, всегда живется легче.

— Потому что каждый человек как-то должен помогать своей стране, уважать, ценить, беречь её за то, что она есть и будет у нас всегда.

НЕ ВЫГОДНО:

— Я не считаю свою страну великой державой, в стране царят коррупция, терроризм, бесчинства, желание наживиться.

— В наше время деньги делают все.

— Потому что государство это никак не поощряет.

— В наше время очень мало людей, кто уважает нашу Родину.

— Так кто же он, настоящий защитник Отечества?

Обсуждение рассказа «Настоящий защитник»

Тот, кто помогает слабым, уважает старших, ценит дружбу, кто способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Защитник – это тот, кто созидает, создает нашу с вами жизнь, кто сажает дерева около школы или дома, кто не бросает билетики на землю, выходя из автобуса, кто получает хороши оценки, потому что оценки - это мера ответственности человека.

Итоги проведенного анкетирования.

Вручение буклетов мальчикам.

Пожелания девочек.

Февраль — самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник появился в феврале?! Охраняя нашу Родину, вы охраняете нас — всех тех, кто нуждается в вашей силе и поддержке. Поздравляем вас — солдаты нашего счастья и безопасности!

Защита Родины — привилегия и обязанность настоящих мужчин!

Наша школа, наш класс — это маленькая частичка Родины, которую вам приходится защищать! Знайте, что за вашей спиной мы чувствуем спокойствие и уверенность в завтрашнем дне и в дне сегодняшнем!

Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,

Чтобы железом — мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Если ты стоишь в строю,

Помни Родину свою,

Помни: сын ты и солдат.

На тебя всегда глядят

Наши зоркие глаза,

Наши добрые сердца.

И на все тебе ответ —

Дороже нашей Родины

На свете нет!!!

Заключение

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Понятие патриотизма включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Список использованных источников

1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, «Азъ», 1992.

2. Т.А.Попова «Настоящий защитник» http://www.zanimatika.ru/pomosh-v-obuchenii

3. Быков А.К. Патриотическое воспитание, М.: РИГ «Наша школа» , 2008.

4. Беспятова, Яковлев: Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс , 2006

Приложение

1. Анкета для учащихся

Ф.И._________________________________________________________

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. газеты, журналы,книги

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»?

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1 . Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот

активная деятельная жизнь __________

здоровье (физическое и психическое) __________

интересная работа __________

красота природы и искусства __________

любовь (духовная и физическая) __________

материальное обеспечение жизни __________

наличие хороших и верных друзей __________

развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________

воспитанность (хорошие манеры) __________

исполнительность __________

образованность __________

ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________

честность (правдивость, искренность) __________

трудолюбие, продуктивность в работе) __________

чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Закончите предложения.

1. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

2. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

3. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

2. Творческое задание на уроке русского языка.

Написать эссе «Выгодно ли быть патриотом в наше время?»

3. Рассказ Поповой Татьяны Аркадьевны «Настоящий защитник»

Вовка уже давно копил на подарок папе. Он откладывал деньги от школьных завтраков, которые ему давала мама. Кашу он, конечно, ел и чай пил, но от вкусных сладких булочек отказывался. А так хотелось.

Три месяца мучений принесли свои плоды: он с гордостью выложил перед кассиршей в магазине кучу мелочи и несколько смятых бумажек:

- Одеколон! - и назвал тот самый, который присмотрел еще осенью. Как раз сегодня набралась нужная сумма. Успел! До папиного праздника оставался только один день, и он успел.

23 февраля - в День защитника Отечества - у всех пап праздник. Потому что все папы были защитниками. Это все знали и папам обязательно делали подарки. Мама каждый год утром поздравляла Вовкиного папу - своего мужа - и дарила ему что-нибудь: то бритву, то галстук. А Вовка делал из бумаги открытку и разукрашивал ее фломастерами или из дерева выпиливал военный корабль и тоже разукрашивал его. Но в этот раз он решил, что уже достаточно взрослый и обязательно купит папе взрослую вещь, как мама.

Однажды в октябре молоденькая продавщица в парфюмерном отделе спросила его, что он ищет, и Вовка рассказал. Девушка внимательно посмотрела на него, потом повернулась к полкам с красивыми флакончиками и с верхней полки достала один. В нем плескалась таинственная жидкость.

- Понюхай, - продавщица открутила золотую крышечку и поднесла ее к Вовкиному носу. У него закружилась голова: запах был так же необычен, как и сам флакон. Тут чувствовалось море и пальмы, корабли и путешествия. Даже как будто издалека послышался крик чаек.

Вовка тряхнул головой, сбрасывая наваждение, и хрипло выдохнул:

- Сколько он стоит?

Цена была очень велика, ну очень! Но не купить этот волшебный флакон с морем и чайками было невозможно. Дома он разбил свою копилку: там лежали деньги на велосипед. Не хватало еще столько же. И тут в уме всплыли школьные завтраки и сладкие булочки. Вовка сглотнул слюну - таким сладким было это воспоминание - и решился.

Долгих три месяца он терпел эту пытку булочками и выдержал: заветный синий флакончик лежал в нагрудном кармане, у самого сердца.

Уже подходя к дому он услышал смех ребят. Это смеялись Витька из второго подъезда, толстый Валька и рыжий Серега с первого этажа.

Вовка зашел за гаражи и увидел, над чем смеялись ребята. В самом углу, где гаражи сходились, образуя тупик, прижалось к стене какое-то серое существо. Оно мелко дрожало и стонало. Присмотревшись, Вовка понял, что это кошка, обыкновенная уличная кошка, вся облепленная грязью и еще чем-то. А трое приятелей ржали, держась за животы, брали из-под ног обломки кирпича и бросали в несчастное животное.

Каждый кирпичный обломок, попадая в цель, разлетался на куски и оставлял на серой шерсти бурое пятно. Уже и шерсти не было видно — какое-то темное месиво. Кошка не мяукала, а каждый раз вскрикивала и сильнее вжималась в гаражную стену. Бежать ей было некуда: выход закрывали враги, и оставалось только вжаться в эту стену, слиться с ней и ждать нового удара. В полумраке все еще блестели глаза и, казалось, спрашивали: «За что? Я же никого не обидела!».

Вовку как будто ударило - так страшно было увиденное. Каждый камень будто в него попадал, а не в кошку.

- Гады! Нельзя! Не дам! — он ворвался в компанию трех мерзавцев, как ураган.

Стрельба кирпичами тут же прекратилась. Эта троица даже на поняла сразу, что случилось. И Вовка не понял - он просто бросился на врага, не думая о том, что будет. Хулиганы были выше его, шире в плечах и, конечно, сильнее.

Удары сыпались со всех сторон, боль пронзала острым ножом, и Вовка было подумал: «Все, убьют!». Но злоба, вдруг такая злоба, вспыхнула в нем. Он злился на свою слабость, на подлость врагов и не мог понять, как такое возможно: бить слабого, беззащитного. Втроем, с гоготом и воем уничтожать маленькую жизнь! Эта злость захлестнула Вовку, и несмотря на боль во всем теле, разбитый нос и кровь во рту он поднялся одним прыжком, схватил кусок арматуры, лежащий под ногами, и врезал что есть силы прямо по рыжей морде. Мальчишки разбежались.

Рука разжалась, арматура упала, Вовка сел на кучу щебня и уставился перед собой. В голове гудело. Противный соленый вкус заполнял весь рот. Забытая в пылу сражения боль вновь схватила за ребра и жгла, как огонь.

Слева у стенки послышался шорох. Вовка повернул голову — кошка мелко тряслась, пытаясь вжаться в кирпичную стену и слиться с ней, чтобы огромные гогочущие враги больше не заметили ее. Кровь, битый кирпич, грязь облепили ее со всех сторон, и только глаза, сверкая, сверлили мальчика.

Он поднялся на ноги, взвыл от боли в ноге и посмотрел вниз - на коленке расплывалось темное пятно. Хромая, подошел к кошке. Та еще больше задрожала, но не двинулась с места - видимо просто не могла или уже не хотела. Вовка снял свою курточку, аккуратно обернул ее вокруг грязного истерзанного тельца и нежно, как ребенка, прижал этот сверток к себе.

- Господи! - только и сказала мама, открыв дверь.

- Осторожно! Там раненый… раненая кошка, - Вовка бережно положил сверток на стул в коридоре, развернул, и мама снова сказала:

- Господи, что же это такое!?

- Кто же эти гады? - сурово спросил папа. Он только что подошел, и видно было, как его зубы крепко-крепко сжались.

Первую помощь оказали сначала кошке.

- Ей хуже, чем мне. Намного хуже. Она может умереть.

Бедное животное понемногу успокоилось. Кошка отказалась от еды и только немного попила из блюдца. Теперь она дремала, каждую минуту открывала глаза и снова закрывала их. Дрожь почти прошла, но лапки иногда дергались и тогда она стонала. Папа сказал, что кошке надо дать поспать, ведь сон - это лучшее лекарство. А мама сквозь слезы пробормотала:

- Пусть она остается. Ну куда ее такую выгонять.

Потом занялись Вовкой. Сначала его отмывали в ванной, затем мазали раны йодом и лепили на них пластырь. Вот только коленку пришлось забинтовать - так сильно она была разбита. Вовка все стерпел, и лишь когда на раны попадал йод, он шипел от боли и жмурился.

Потом за ужином его прорвало и он начал рассказывать. Мама только охала, а папа сжимал зубы и держал Вовку за плечо.

- То-то я чувствую от тебя одеколоном пахнет, как будто ты из парикмахерской.

- Разбили, - грустно покачал головой Вовка. - А я так хотел тебе сделать подарок на День защитника Отечества.

- Ты уже сделал, сынок, - покачал головой папа. - Ты сегодня сделал мне подарок. Нам. Ты спас слабого. Мы с мамой гордимся тобой. Ты сегодня сам защитник Отечества. Настоящий.

Вовка удивленно слушал, и глаза его слипались. Потом он сполз со стула и, прежде чем отправиться спать, осторожно погладил кошку, отчего та вздрогнула и проснулась. Она посмотрела на него без страха, внимательно, и снова положила голову на бывший Вовкин детский матрасик.

Классный час, посвященный военно-патриотическому воспитанию

«О Родине, о дедах, о войне!…

«Ради Родины мы должны жить в одно сердце»

Александр Невский

Пояснительная записка.

История нашей Родины, наших родных и близких, её должен знать каждый уважающий себя человек.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, к своему народу. Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать. Непременным компонентом патриотического воспитания наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества должно стать изучение учащимися истории своей семьи. Ребёнок должен знать, что он — хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам.

Данное мероприятие направлено на формирование чувства родины, уважение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Цель классного часа

— воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Задачи классного часа:

— развитие и углубление знаний на примере боевых подвигов своих соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

— формирование духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование идеи преемственности поколений;

— воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оформление класса:

— презентация, посвящённая русской истории и Великой Отечественной войне;

— письмо с фронта

— аудиозаписи песен: «Священная война»

— алгоритм синквейна

  1. Вступление (Звучит музыка «Священная война», учитель читает письмо солдата

«Здравствуйте, дорогие мои Люся и цыплятки Алла и Вова! Я пока жив и здоров и здоров Я как и раньше под Ленинградом… Люсенька, ты наверное слушаешь, как героически защищает Красная армия этот город. Будь уверена, не бывать этому красавцу — городу в руках фашистов! Ленинград был и будет советским! Здесь, эти сволочи, найдут себе могилу. Не волнуйся, дорогая, скоро настанет час великой победы, и ты тепло встретишь меня с малышами. Люсенька, береги себя и деток. Вовка, наверное, уже подрос и всех узнаёт.. только папку не знает, ну да ни чего, вернусь с войны, мы с ним договоримся!. Люся, дорогая, как получишь письмо, так сразу черкни пару строк, может, успею получить. Крепко- крепко-крепко целую вас, дорогие мои. Ваш папка! 8 сентября 1941 год.»

Она обязательно напишет письмо, но он его уже не получит … 9 сентября 1941 года в бою под Ленинградом Леонид Кострыкин « пол смертью храбрых», так напишут его жене…

  1. 28 миллионов советских граждан остались лежать на тех огненных рубежах…Более 100 тысяч Белгородцев не вернулись с войны это наши деды и прадеды … Память о них живёт в наших сердцах.

Тысячи памятников народным страданиям и народному мужеству поставлены в городах и сёлах нашей Родины. В граните, в бронзе, в металле высятся памятники городам и сражениям, воинам, партизанам, матерям и сёстрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы. Нескончаемым потоком идут к ним люди. Никогда не зарастут дороги, напоминающие о героизме, мужестве и страданиях нашего народа.

  1. Вопросы учащимся

? Назовите памятные места Великой Отечественной войны, которые вы знаете или на которых бывали?

Ответы учащихся

В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась чёрным крылом война, почти в каждой семье есть свои герои.

Как вы думаете,что же заставляло людей идти в бой под смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?

Ответы учащихся

Ответ здесь прост – это великое слово «любовь»- к своему дому, к своему городу, к детям и их будущему, к Родине!

_____________________________________________________________________________

  1. У каждого русского воина в сердце живёт любовь к Родине. Из чего же складывается чувство Родины? В этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый, где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, и реки, и леса, и города, и Красная Площадь с перезвоном курантов; потому «мила до рыдания» земля отцов, что на свете одна. Образ Родины – образ Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы – ради жизни на земле».

_______________________________________________________________________

Похожие статьи