Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.
Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном городе, крае.
- Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
- Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
- Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.
Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.
В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Осень. Овощи. Фрукты |
Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года |
1) Игра «Чудесное лукошко» 2) Игра «Фрукты и овощи» 3) Смотр-конкурс «Дары осени» 4) Беседа «Осень - пора золотая» 5) Чтение худ. Литературы: А.Плещеев «Осень - пора золотая» Бальмонт «Осень» 6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень» |
Октябрь Растительный мир Марийского края |
Формирование элементарных представлений о растениях родного края |
1) Занятие: «Путешествие в марийский лес» 2) Чтение художественной литературы 3) Рассмотрение серийных открыток |
Ноябрь Животный мир Марийских лесов |
Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках |
1) Игра «Где мой дом?» 2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы) 3) Игра «Кого встретил Степка?» 4)Загадки марийского края 5) Оформление альбома «Обитатели леса» 6) Игра «Летает, плавает» |
Декабрь Марийского края |
Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним |
1) Игра «Что за птицы?» 2) Оформление альбома 3) Изготовление кормушек для зимовки птиц 4) Наблюдение за птицами 5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?» 6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках» |
Январь Праздничное украшение города |
Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках |
1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм» 2) Праздничное украшение елки 3) Рассмотрение альбома «Маски» 4) Изготовление игрушек 5) Совместная прогулка с родителями 6) Рассмотрение построек изо льда |
Февраль Зимние забавы, место отдыха детей |
Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах |
1) Оформление альбома «Зима» 2) Оформление газеты: «Мой выходной день» 3) Конкурс: «Лучший снеговик» 4) Чтение стихов, сказок про зиму 5) Рассмотрение иллюстраций |
Март Йошкар-Ола - любимый город |
Учить детей называть и любить родной город |
1) Игра «Путешествие по городу» 2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом» 3) Чтение стихов о городе |
Апрель Выходной день в родном городе |
Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…) |
1) Оформление альбома «Мой выходной день» 2) Рассматривание фото «Красивые места в городе» |
Выходной день на даче |
Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде |
1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода» 2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче» 3) Рассмотрение фото «Растения сада» |
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительный мир Марийского края |
Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей |
1) Беседа «Лесная аптека на службе человека» 2) Проект «Очаровательный сорняк» 3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» 4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края» |
Октябрь Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов |
Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни |
1) Конкурс загадок о животных 2) Настольная игра «Животные и их детеныши» 3) Рассмотрение иллюстраций 4) Классификация диких и домашних животных 5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним 6) Игра «У медведя во бору» |
Ноябрь Йошкар-Ола, знакомство с городом |
Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем |
1) Рассказ детей: «Мой выходной день» 2) Игра-путешествие по городу 3) Настольная игра «Строим город» |
Декабрь Улица, на которой расположен детский сад |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах |
1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад» 2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные» 3) Красивые уголки улицы |
Январь Улица, на которой расположен дом |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети |
1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает? 2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу» |
Февраль Государственные праздники |
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках |
1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто» 2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья 3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок |
Март Достопримечатель ности города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях |
1) Знакомство с бульварами 2) Киноафиша города 3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам» 4) Заочное путешествие к музею |
Апрель Самые красивые места города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города |
1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе» 2) Игра «Путешествие по родному городу» 3) Разучивание стихов о любимом городе |
Знакомство с рекой Кокшага |
Расширить представление детей о водоемах своего региона |
1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» 2) Рассмотрение иллюстраций 3) Прогулки по набережной реки 4) Знакомство с правилами поведения на воде |
Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительность Красной книги |
Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу |
1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу» 2) Оформление альбома «Защити растения» 3) Конкурс знатоков природы 4) Разгадай кроссворд 5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги» 6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности |
Октябрь Правила поведения на природе |
Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней |
1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину» 2) Инсценировка «Правила поведения в природе» 3) Рассмотрение знаков поведения в природе 4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу» 5)Составление правил поведения в природе с детьми 6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу» |
Ноябрь Животные Красной книги |
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека |
1) Проект: «Красная книга» 2) Игра «Мы из Красной книги» |
Декабрь Река Кокшага - легенда |
Расширить представление детей о реке |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок» 3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей 4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская» 5) Оформление альбома «Правила поведения на воде» 6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город» |
Январь Флаг и герб г. Йошкар-Ола |
Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город |
1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы» 2) Беседа «Триколор флага республики» 3) Игра «Собери герб» (пазлы) 4) Конкурс «Семейный герб» |
Февраль Знакомство с достопримечатель ностями города |
Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости |
1) Игра «Такси» 2) Аппликации «Наш город» 3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе» |
Март Народные традиции, обычаи |
Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине |
1) Знакомство с марийскими народными играми 2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем» 3) Аппликации «Марийский национальный костюм» 4) Разучивание марийских народных загадок 5) Прослушивание марийских песен |
Апрель Знакомство с марийскими писателями |
Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке 3) Конкурс стихов 4) Рассмотрение портретов марийских писателей 5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам |
Государственные праздники |
Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине |
1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества» 2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто» 3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями 5) Парк Победы |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группыПояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры
А.Н. Толстой
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.
Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.
К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.
Сентябрь
Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома района.
2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.
3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».
Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».
2 Прослушивание гимна города
3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.
4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».
Тема «Наша Родина-Красноярский край».
Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».
2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)
3 Прослушивание гимна Красноярского края
4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.
5. Разучивание национальных игр коренных народов края.
Октябрь
Тема «Осенний лес».
Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.
Планы работы:
1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»
2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».
3. Изготовления гербария.
4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.
5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».
Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.
2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»
2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.
3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».
Ноябрь
Тема «Достопримечательности нашего города и края».
Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.
2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».
3. Рисование «Высотные дома на улице».
Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».
Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»
2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.
3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.
4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».
Декабрь
Тема «Новый год».
Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.
2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».
3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».
4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.
Тема «Столица России - Москва».
Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.
Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.
План работы:
1. Беседа по географической карте России.
2. Рассматривание символики (герб, флаг).
3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».
4. Рисование «Красная площадь».
Январь
Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.
План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»
2. Цикл бесед «Где работают наши родители»
3. Творческие рассказы по картине «Металлург».
4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».
Февраль
Тема «Защитники Отечества».
Цель: познакомить детей с военными профессиями.
Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.
План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»
2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.
3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.
4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».
5. Утренник «День защитника Отечества».
Тема «Народные промыслы».
Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус
План работы:
1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.
2. Предметы быта.
3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».
5. Развлечение «В гостях у бабушки».
Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»
2. ИКТ «Весна».
3. Картины серии «Природа», «Весна».
4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».
5. Праздник «Масленица».
Апрель
Тема «Цветы» «Лекарственные растения».
Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.
План работы:
1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».
2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».
3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».
4. Рассматривание посадочного материала цветов.
Тема «Мир насекомых».
Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.
План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».
2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».
3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.
4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».
Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».
Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.
Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны
План работы:
1. Встречи с ветеранами.
2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».
4. Рисования «Защитник Родины».
Итоговое занятие – «Мой край».
Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.
Планы работы:
1. Цикл бесед о родном крае.
2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе
Сентябрь
Тема: «Мой дом – моя семья».
1. Занятие «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».
Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
Октябрь
Тема: «Двор детского сада».
1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
Ноябрь
Тема: «Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам города.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
4. Рисование «Транспорт города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
Декабрь
Тема: «Мой край».
1. Беседа «История края».
Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Мой край».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
Январь
Тема: «Природа города».
1. Прогулка «Природа зимой».
Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.
2. Занятие «Растительный мир зимой».
Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривание альбома «Наша Волга».
Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.
4. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.
Февраль
Тема: «Достопримечательности города».
1. Рассказ воспитателя об исторических местах родного города.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Рассматривание альбома «Мой город».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.
Март
Тема: «Знаменитые земляки»:
1.Беседа «Знаменитые земляки:
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Козьмодемьянска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Знаменитые люди города Козьмодемьянска».
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Рисование «Люди труда».
Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.
Апрель
Тема: «Природа города весной».
1. Прогулка «Природа весной».
Цель: учить детей видеть красоту природы весной.
2. Занятие «Растительный мир весной».
Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.
4. Рисование «Белая берёза».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.
1.Итоговое занятие.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Козьмодемьянске.
2. Конкурс стихов и песен о родном городе.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни родного города, чувство уважения и гордости за любимый город.
Пуказова Наталья Александровна
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом
Подготовительная группа
Воспитатель: Клименко Т.М.
ДАТА | ТЕМА | ОБЛАСТИ | |
сентябрь | Наша Родина в России | Р.Р. Соц.ком. ИЗО | Беседа «Имя города», |
октябрь | История города | Р.р Чтение С.К.р. Худ.Деят | Беседа «История города», |
Ноябрь | Достопримечательности города 1(Грязелечебница, Питьевая галерея, Курортный парк) | Р.р. П.р. Чтение С.К.р. Худ.Деят. | |
Декабрь | Достопримечательности города 2 (Сан. Виктория, Механотерапия, Верхние ванны) Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город | Р.р. П.р. Чтение С.К.р. | Экскурсия по городу «Достопримечательности города», Знакомство с символикой города Ессентуки» |
Январь | Символика города | РР Худ. Деят. СКР | Знакомство с гербом города |
Февраль | Известные люди города | РР Худ. Деят. СКР | |
Март | Предприятия родного города | РР П.р. Худ. Деят. СКР | Д/И «Чей логотип» |
Апрель | Вот моя улица | РР Худ. Деят. СКР | Прогулки по микрорайону |
Май | Боевая слава города | ПР СКР ХУД ДЕЯТ |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родным городом
ДАТА | ТЕМА | ОБЛАСТИ | |
СЕНТЯБРЬ | Наша родина в России Цель: Уточнить знания детей о том,что у наше города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него | Р.Р. Соц.ком. | Беседа «Имя города», Чтение стихов о Ессентуках, Рассматривание карты Ставропольского края |
октябрь | История города Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. | Р.р Чтение С.К. | Беседа «История города», Чтение легенд о возникновении города, Рассматривание открыток «Ессентуки» |
Ноябрь | Достопримечательности города Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город | Экскурсия по городу «Достопримечательности города», Знакомство с символикой города Ессентуки» |
|
Декабрь | Символика города Цель: познакомить с символикой г. Ессентуки и Ставропольского края | Знакомство с гербом города Знакомство с символикой г Ессентуки Д/И «Сложи герб и флаг г. Ессентуки» |
|
Январь | Известные люди города Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ессентуки, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. | РР Худ. Деят. СКР | Беседа «Знаменитые земляки» (художники, писатели). Рассматривание репродукций художников. |
Февраль | Предприятия родного города Цель: познакомить с санаториями г.Ессентуки, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям | Д/И «Чей логотип» Д/И «Санатории г. Ессентуки» |
|
Март | |||
Апрель | Вот моя улица Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. | Прогулки по микрорайону Викторина «Знатоки родного города» |
|
Май | Боевая слава города Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Ессентуки; воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ | ПР СКР ХУД ДЕЯТ | Экскурсия в парк Победы к Вечному огню Изготовление поделок для ветеранов ВОВ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска |
«Родной свой край – люби и знай!» |
Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем |
Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна |
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)
Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Подготовка воспитателей по данной теме:
1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края
посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,
военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».
2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.
3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах
литературой и иллюстрациями о городе и крае.
Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)
Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.
6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.
Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).
Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.
Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.
Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.
Первый этап работы
2-я младшая группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Я и моя семья, мой дом, мой адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в | Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении. | Дидактические словесные игры: «Расскажи мне о себе», «Радио», «Кто потерялся». Развлечение вместе с родителями «Поле чудес» |
Природа на территории детского сада. | Экскурсия по территории детского сада, наблюдения на прогулке, экологические занятия, работа и наблюдения в уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок. | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края. |
Фольклор: народные сказки, пословицы, | Использование их на занятиях, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый, настольный театр. | Театрализованные игры по сказкам народов Дальнего Востока. «Бабушкины сказки» |
Знакомство с предметами быта народов Дальнего Востока, упоминаемых в | Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе занятиях), рассматривание иллюстраций Павлишина к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми. | Рассматривание и обследование предметов быта в свободное время, сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель музея) |
Средняя группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, пляски. | дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в свободное | Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность. |
Знакомство с нанайским (общий вид) | Рисунки детей, игры. |
|
Знакомство с народно- прикладным искусством народов Приамурья. | Рассматривание орнаментов на одежде, предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества (амулетов, рукояток, сувениров) | Оборудование в группах региональных уголков. |
Знакомство с деятелями культуры- земляками- писателями: художником Павлишиным или писателем Г.Ходжер. | Рассказ воспитателя о писателе, его жизни. Рассматривание картин, портрета. | Театрализованные и творческие игры по сказкам народов Приамурья, отражение впечатлений в рисунках. |
Второй этап работы Старшая группа
Тема | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
Хабаровск-это улицы, площади, памятные места. Наш район- Индустриальный. | Занятие, экскурсия с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Хабаровска. Целевая прогулка по улице Космической | Сюжетно-ролевые игры: «Строим город», «Путешествуем по Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей) |
Виды транспорта в железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. | Занятия, беседы с воспитателями, рассматривание карты города, экскурсии, наблюдения, целевая прогулка. | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествуем по городу», «На чем приехали к нам гости» рисунки детей, конструирование, лепка. |
Труд родителей- промышленность Индустриального района. | Занятия, беседы с воспитателями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома «Хабаровск-город трудовой» | Творческая игра: «Мы строители», строительные и конструктивные игры. Сюжетно-ролевые Игры. «Торговый центр», красоты», «Ателье», «Больница» |
Леса, реки, края - элементарные географические сведения. | Занятия по экологии, наблюдения, опыты, труд в природе и в уголке природы. Рассматривание физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе. | Творческие игры: «На уроке географии», «Путешествуем по реке Амур», «Что увидели в |
Краеведческие сведения о Хабаровске. | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея, исторических мест Хабаровска. Сбор краеведческого и познавательного материала о городе и крае для своего регионального уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах о Хабаровске. | Творческие игры; «Мы пришли в музей», «Путешествуем в прошлое города на машине времени». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд.) |
Знакомство с историей края через народные сказания, сказки. | Чтение и рассказывание сказок о защитниках. Рассматривание картин. Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений. | Театрализованные игры, игры по сказкам. Отражение впечатлений в ИЗО деятельности. Развлечение: «Что за прелесть эти сказки» |
Музыкальное творчество русского народа и народов Приамурья | Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий. Знакомство с народными инструментами. Танцы, фольклор русского народа и народов Приамурья. Народные игры. | Самостоятельное исполнение детьми песен, игра на музыкальных инструментах. Театрализованная игра: Концерт». Спортивные народные игры:» Перетягивание каната », «Борьба». |
Знакомство с жизнью выдающихся деятелей культуры (Кола Бельды) И земляками-героями. | Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о творчестве и жизни писателей, певца, их вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов. | Тематический вечер: «Певец- нанаец К.Бельды.» (с участием родителей) Рассматривание иллюстраций. Рисование фантиков к конфетам «Хабаровск» |
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности. | Занятия по ИЗО деятельности. Работа с детьми по теме: «Народно-прикладное искусство» Работа с берестой, соломкой (панно)по мотивам сказок, аппликация из кожи совместно с воспитателям или с родителями, вышивание бисером. | Совместная художественная деятельность детей. Выставка работ: «На Амурских просторах», «Любим город свой родной» (город в разные времена года, в праздники и будни) Выставка творческих работ детей и родителей (вышивка орнамента и вышивание |
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей. | Ответственный за Подготовку - муз. руководитель | Досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края» |
Третий этап
Подготовительная группа
Пути достижения цели | Формы, методы закрепления. |
|
Хабаровск-город трудовой славы. | Беседа с детьми о предприятиях тяжелой и легкой промышленности, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции предприятий. | Посещение детьми и родителями краеведческого музея(экспозиция, посвященная современной промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту» |
Скотоводство, рыболовство Хабаровского края, его значение для России. | Рассказы воспитателя, | Посещение родителями и детьми краеведческого музея, музея «Рыбы |
Полезные ископаемые | Рассказы воспитателя, беседы с детьми - главное богатство края -золотодобыча. | Посещение родителями и детьми геологического |
Места боевой Славы Хабаровска. | Рассказ воспитателя о мужественной борьбе русского народа в Великой Отечественной войне, в Гражданской войне, о героях - Хабаровчанах, чьими именами названы улицы. | Посещение музея. Творческая игра: «Мы пришли в музей». |
Хабаровчане - герои | Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций. | Пение детьми песен военных лет. Концерт для ветеранов. Рассматривание фотографий родных, которые были на войне. |
Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка. | Рассказ экскурсовода, осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного | Творческие игры «Путешествие в лес» |
Заповедники Хабаровского края, их значение для охраны | Рассказ воспитателя о природоохранной деятельности хабаровчан, редкие реликтовые животные наших заповедников (тигр, росомаха, косуля, бобер). | Посещение с детьми Дендрария и зоосада на Воронеже. Рассматривание иллюстраций о Большом Хихцирском заповеднике. |
Заповедники Хабаровского края | Редкие дендрологические экземпляры растительного мира в Дендрарии. Лотос Петропавловского | Тематическое развлечение: «Край родной, навек любимый». |
Знакомство с гербом Хабаровского края и города Хабаровска | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея. Рассматривание герба в исторических книгах. | Творческие игры: «мы пришли в музей». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске. |
Знакомство с флагом Хабаровского края | Рассказ воспитателя на занятии. Рассматривание флага. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах. | Беседа в свободное Рисование флага. Выставка рисунков «Я рисую флаг Хабаровского края» |
«Почему так назвали улицу», «Прогулка породному городу», «Что я покажу в городе друзьям из других стран» | Рассказы воспитателей об улицах Серышева, Постышева, Муравьева- Амурского, площади Славы и др. Рассматривание открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки Творческая игра: «Машина времени» (путешествие в будущее) |
Хабаровск - культурный центр Хабаровского края. | Рассказ воспитателей о современных художниках, композиторах, прославивших город. Показ картин, слушание музыки М. Журавлева, оркестра под управлением В. Тица. | Экскурсия вместе с родителями в Художественный салон, в выставочный зал, в ТЮЗ, в кукольный театр. Работа творческой гостиной в детском саду с участием артистов театра драмы, театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей. |
Экскурсия в детскую библиотеку им. Гайдара. Знакомство с произведениями современных детских писателей, живущих в Хабаровске. | Рассказ библиотекаря о творчестве Хабаровских современных поэтов и писателей. Осмотр выставки книг. Чтение детям стихов Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске. | Чтение отрывков из книг Н. Наволочкина «Кот Егор и другие». |
Художественное творчество детей, посвященное родному городу и краю. | Конкурс работ на тему: «В моей душе твой образ сохраню» | Выставка творческих работ детей: «Город мой любимейший на свете», «На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края» |
Тематические праздники, вечера с привлечением родителей. | Ответственный за подготовку - муз. руководитель | (игра на музыкальных народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав. Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей) |
План работы с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»
3. Организовать консультации:
Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу
Куда повести малыша в выходной день
Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания
Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество - кладезь народной мудрости
О мудрости народной педагогики
Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.
Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»
Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.
Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.
Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».
Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и
упражнения в смекалке, ловкости).
11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»
12.Организовать работу кружков:
Вырезывание орнамента
Вышивание бисером
Выжигание по дереву
13. Оформить выставку творческих работ детей.
Похожие статьи