Конспект нод по познанию (фцкм) для детского сада. средняя группа. Формирование целостной картины мира у дошкольников Тема НОД «Домашние животные» (корова, свинья, коза) Конспект занятия по фэмп и фцкм в средней группе «в гости к крошу»

Елена Сизова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП)

Интеграция образовательных областей : «Познание (формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений.) «Музыка» ; «Здоровье» .

Виды детской деятельности : игровая, познавательно –исследовательская ; музыкально – художественная.

Цель : Закреплять название перелётных птиц, диких животных, насекомых.

Упражняться в счёте до5.

Задачи :

1. Расширять знания детей, что перелётных птицах, диких животных насекомых и о месте их обитания.

2. Развивать внимание, память,мышление.

3. Формировать интерес к природе.

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

НОД по «Познанию » формирование целостной картины мира в индивидуальной форме - упражнять в счёте от 1до 5

Материалы и оборудование : гимнастические палки разной длины; 2 корзины разной высоты; карточки с кругами от1 до5; карточки с группами птиц от1 до5(1 скворец, 2 грача, 3 журавля, 4 ласточки,5 воробьёв) макет дерева; иллюстрации диких животных и детёнышей. Запись песни «Весна» сл. и муз Алексея Воинова, пенёк, мяч, изображение контуров диких животных, наложенных друг на друга, большой воздушный шар.

Предварительная работа : заучивание двигательных упражнения «Про медведя» ; упражнений на координацию речи и движений; чтение стихов о перелётных птицах; диких животных.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Ребята сегодня я хочу предложить вам отправиться на экскурсию в весенний лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети :

На, автобусе, велосипеде, паровозе.

Воспитатель :

Правильно ребята. И мы сегодня отправимся в путешествие на паровозе. Встаём друг за другом и поехали.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

Так-так-так-так.

(Медленно двигаем ручками) .

Все колесики стучат.

Так-так-так, так-так-так.

Паровоз идет по тише,

(Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.)

Остановка значит ближе.

Движения замедляются.

Ду-ду! Ду-ду!

(Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.)

Воспитатель :

Ой, а что это мы остановились? Ребята на нашем пути большой завал из веток. Но что ребята придётся потрудиться.

Тогда давайте дружно разберём завал.

1. Д/игра «Завал»

Ребята обратите внимание на палки , одинаковые они или разные?

Дети : Разные.

Воспитатель :

Чем они отличаются?

Дети :

– Одни паки длинные, а другие короткие. Значит, они отличаются по длине.

Воспитатель :

А чтобы вам было веселее работать,предлагаю. Сыграть в игру «Кто быстрее» .

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает длинные палки и складывает их в высокую корзинку, другая команда собирает короткие палки и складывает их в низкую корзинку.

-Воспитатель :

Молодцы, ребята! Отлично потрудились. Посмотрите, в какой красивый лес мы с вами приехали. Давайте пройдёмся по лесным дорожкам посмотрим, что же сейчас происходит в лесу. (Звучит музыка)

2. Д/игра «Птички на дереве»

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, как много птиц на дереве. Назовите птиц, которые вы узнали.

Дети :

Ласточки, журавли, скворцы, воробьи, грачи.

Воспитатель :

Назовите перелетных птиц?

Дети :

Ласточки, журавли, скворцы, грач.

Воспитатель :

Почему их называю перелётными?

Дети :

Птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно .

Воспитатель :

Назовите не перелетную птицу?

Дети :

Воробей.

Воспитатель :

Почему воробья называю не перелётной птицею?

Дети :

Воробей не улетает на юг, он зимует в городе.

Воспитатель :

Давайте их посчитаем. А, чтобы птиц не спугнуть, будем вести себя тихо, и показывать количество птиц карточками.

На «пеньке» разложены карточки с количеством кругов от 1 до 5. На деревьях развешаны с группами птицы

Воспитатель показывает группу птиц, дети их называют и показывают карточку с количеством кругов.

Воспитатель :

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с мячом)

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Катаемся на коньках зимой, купаемся (летом)

Днём мы обедаем, а завтракаем… (утром)

Солнце светит днём, а луна. (ночью)

Весной листья распускаются, а опадают с деревьев (осенью)

Давайте с вами присядем на «Травку» и внимательно посмотрим, кто ещё живёт в лесу?

4. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Уже темнеет. Вот – вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане и контуров диких животных, наложенных друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют.

5. Дидактическая игра «Назовите детёныша»

Вот и солнышко взошло. Вот вышли на полянку гулять животные и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы –лисёнок

У волчицы – волчонок

У зайчихи – зайчонок

У медведицы – медвежонок

У ежихи – ежонок.

6. Упражнение на координацию речи и движения «Про медведя»

Воспитатель предлагает задержаться на полянке и рассказать сказку о медведе :

Ходит по лесу медведь, идут вперевалочку

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, разводит руками в стороны, спрашивает

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенёк, поднимают руки на уровень груди

То торчит сучок, Сжимают пальцы в кулак и отставляют

Большой палец в сторону.

То мокрый мох,Сжимают и разжимают пальцы,

То мох пересох. Развернув ладони вниз, вверх.

Ох! Вытирают ладонью лоб.

То кричит сорока, Взмахивают руками,как крыльями.

То речка - разводят руки в стороны.

Нет хорошего местечка

Качают головой

Эта сказка о медведе,

Покачиваясь, переступают с ноги на ногу.

О медведе – привереде.

7 .Дидактическая игра «Кто, где спрятался?»

Животные спрятались кто куда? Посмотрите на иллюстрацию и назовите, где спрятались животные. Дети осматривают и называют.

Белка на дереве.

Заяц под деревом.

Медведь за деревом.

- Ёж перед деревом.

8. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Правила игры : Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу ; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы : голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Пришло время вернуться в детский сад. Мы с вами полетим на воздушном шаре.

Беритесь, за веревочку закрыли глаза и полетели

Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

Чем занимались в лесу?

Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

Разделы: Работа с дошкольниками

Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.

Используемая образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.

Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.

Программное содержание:

  • Воспитательные задачи:
воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;
  • Развивающие задачи:
  • развивать мелкую маторику, внимание; эстетическое восприятие, усидчивость;
  • Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.
  • Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).

    Направление: “Познавательно-речевое развитие”.

    Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

    Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, дети активны при создании индивидуальной композиции “Цветок из “мозайки”, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения упражнений пальчиковой гимнастики “Цветок”.

    Методы и приёмы:

    – рассматривание;
    – показ;
    – сюрпризный момент;
    – обращение к личному опыту детей;
    – наводящие вопросы к детям;
    – д/и “Мозайка”;
    пальчиковая гимнастика “Цветок”;
    – полив цветка;
    – индивидуальная работа с детьми.

    Наглядные средства обучения:

    Тюльпан с закрытыми лепестками, тюльпан с открытыми лепестками, прозрачная стеклянная ваза с водой (для цветка), графин с питьевой водой (для детей), сироп тёмно красного цвета, стаканчики для питья, лейка с водой, использование мультимедийной установки, мозаика (красные, жёлтые, зелёные фишки), увядающий небольшой цветок в цветочном горшке.

    Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на стульчиках.

    Индивидуальная работа: полив цветка, собрать мозаику.

    Словарная работа: слова:стебелёк,лепесток.

    Предворительная работа:

    – игры с мозаикой;
    – труд в уголке природы;
    – дидактическая игра “Цвета”;
    – чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон;
    – рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.

    Структура:

    Вводная часть (длительность 2–3 минуты).

    Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.

    Основная часть: (длительность 8–10 минут).

    Цель:реализация задач программного содержания.

    Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).

    Цель: подведение итога деятельности.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

    Воспитатель показывает детям закрытый тюльпан.

    Воспитатель. Ребята посмотрите, какой красивый цветочек.

    (Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы. ) Наш цветок называется Тюльпан, ребята подойдите поближе давайте рассмотрим цветок.

    (Воспитатель на интерактивной доске ещё раз показывает строение цветка.)

    Основная часть.

    Знакомство с цветком.

    Воспитатель. У цветка есть лепестки и стебелёк (показывает). Какое интересное слово – лепесток. Давайте повторим его лепесток. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

    Воспитатель. Лепестки красные, а стебелёк зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). У цветка есть серединка. У нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно) . Мы увидим серединку когда цветок раскроется, давайте поставим наш цветок в воду. А как вы думаете, зачем нужно ставить цветок в воду? (Ответы детей.) Посмотрите вода прозрачная, мы видим стебелёк.

    Изготовление цветка из “мозаики”.

    (Дети усаживаются за столы.)

    Воспитатель. Серединка у цветочков будет желтая. Берём желтую фишку, лепесточки будут красными…..(Показывает, как выкладывать цветок.) Вот какой красивый цветочек получился. Сейчас давайте сделаем нашему цветочку стебелёк (воспитатель берёт зелёные фишки и показывает, как выкладывать стебелёк). Дети выполняют задание самостоятельно.

    Пальчиковая гимнастика “Цветок”.

    Дети встают в круг.

    Будит солнышко цветочек: (Ладони соединить.)
    “Просыпайся – ка, дружочек.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить пальцы в стороны.)
    Новый день пришел опять”.
    А как вечер опустился –
    Спать цветок заторопился.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединять пальцы.)
    Завтра с солнышком вставать!

    Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Посмотрите, наш цветочек распустился. Мы поставили его в водичку, и он открыл свои лепесточки. Вот какая волшебная водичка! (За это время тюльпан должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)

    Воспитатель. Всем растениям нужна вода. Если их не поливать, они погибнут. Пойдёмте, посмотрим на наши цветочки в уголке природы. (Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветочки красивые. Детки любят поливать цветочки? Молодцы! Все цветочки полили. Дали цветочкам водичку “попить”. Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветочек заболел! Он совсем сухой! Как же нам помочь цветочку? Ответы детей . Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми леечку и полей цветочек. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветочек снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим.

    Воспитатель. Ребята, цветочки у нас все политы, они попили. А вы хотите пить? У меня есть водичка. (Показывает графин с водой.) Водичка чистая, прозрачная. Давайте добавим в неё сироп и посмотрим,что получится. (Воспитатель добавляет в воду красный сироп.) Теперь помешаем. Какого цвета стала водичка?.Получился вкусный морс. Кто любит морс? Давайте попробуем. (Воспитатель разливает морс в стаканчики, дети пьют морс.)

    Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

    Ребятки, водичка нас напоила, напоила наши цветочки.

    Расцвели тюльпанчики –
    Жёлтые стаканчики,
    Жёлтые и красные,
    Лепестки атласные.
    Вот бы день рождения
    Был весной у мамы,
    Я бы подарила ей
    Нежные тюльпаны.
    Бархатные, разные,
    Самые прекрасные,
    С капелькой искристою,
    Будто серебристою.
    Скажем водичке спасибо.

    Использованная литература

    1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
    2. Энциклопедия в картинках для малышей, 2010.
    3. Энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов , 2009.
    4. Энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон , 2000.
    5. “Наш детский сад” серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Учебно-наглядное пособие автор – составитель Н.В. Нищева , художник О.Р. Гофман. Санкт– Петербург “ Детство пресс”, 2008.
    6. “Физкультминутки на каждый день” Забалуев А.А ., 2010.
    7. “Развиваем речь 3–4 года” Земцова О.Н ., 2000.

    Интеграция:

    • «Познание» (конструктивная деятельность),
    • «Коммуникация»,
    • «Художественное творчество»,
    • «Физическая культура»,
    • «Социализация».

    Виды детской деятельности :продуктивная, коммуникативная, игровая.

    Цель: расширять и актуализировать представления детей о птицах.

    Задачи: формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках.

    Совершенствовать умение классифицировать птиц

    Закреплять умение работать с бумагой в технике оригами;

    Развивать культуру диалогического общения, умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя;

    Воспитывать заботливое отношение к объектам природы – птицам, желание заботиться о них.

    Кто – то бросил нам в окошко, посмотрите, письмецо.

    Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо

    Может, это воробьишко, пролетая, обронил.

    Может, кот, письмо, как мышку на окошко заманил?

    Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой…

    На конверте адрес наш ведь. А обратный чей? - пустой…

    Что же делать, как же быть, как с письмом нам поступить (вскрыть )

    (из конверта вылетает перышко)

    Ой, что это? (перышко)

    Кто же его мог потерять (птица )

    Почему вы так решили? (потому что только у птиц есть перья )

    Ребята, а тут еще какое-то послание: «В птичий мир вы поспешите

    О нас миру расскажите»

    Ну, что ж, отправимся друзья,

    Нам медлить, ну никак нельзя!

    А отправимся мы в гости к птицам через «Ворота весны»

    Ты примету назови и в ворота проходи:

    (тает снег, бегут ручьи, капает капель, день становиться длиннее, солнце пригревает, набухают почки, дует теплый ветер, появляется трава, показались первые цветы, прилетают из теплых стран птицы, небо чаще бывает голубым, …………………………………………………..)

    (На плоскостном дереве изображение птиц)

    Кто-то нас уже встречает

    К себе в гости поджидает

    Кто же это посмотрите

    И скорее назовите.

    Попробуем вспомнить название птиц. Кого ты узнал(а)…. ? (перечисляют птиц)

    Вот сидят все птицы в ряд

    И на нас они глядят

    Вы о птицах расскажите

    Части тела назовите

    (работа на фланелеграфе: дети по очереди называют и прикрепляют части тела птицы – составляя целостное изображение

    - У птицы есть туловище, птица имеет голову, у нее есть 2 крыла, у пташки имеется хвост,

    У каждой птицы есть 2 ноги, а тело покрыто разными по длине перышками )


    У всех птиц одинаковое строение, но люди называют их по-разному, чем птицы отличаются друг от друга (разный цвет оперенья, размер, цвет грудки, разная форма клюва, разные голоса)

    Физминутка «Стайка» (Вы немножко покружитесь, в стайку птичек превратитесь)

    Вылетайте на лужок.

    Быстро сделайте кружок

    Мы играем в стайку,

    Стайка, полетай-ка!

    Полетели птички (бегут друг за другом по кругу)

    Птички-невелички (размахивать руками как крыльями)

    Птички летают, устали не знают.

    Стоп! Сели птички на дорожку (присесть развернувшись лицом в круг)

    Поклевали птички крошки: (стучат указательными пальцами по полу)

    Клю-клю клю – поклюем

    Ц: закреплять умение детей звукоподражать птицам

    Мячик в руки получай, птичью песню пропевай:

    гусь – гогочет (га-га-га)

    грач (крак-крак)

    воробей - чирикает (чирик чирик)

    утка – крякает (кря-кря-кря)

    курица – кудахчет (ко-ко-ко)

    кукушка – кукует (ку-ку-ку-ку)

    голубь – воркует

    соловей – свищет

    ворона – каркает (кар-кар)

    сорока – стрекочет

    индюк – болбочет (балды-балды)

    ласточка (фьють - фьють)

    синица – (синь-синь)

    Перепутались все птицы и не могут расселиться

    Вы ребята, помогите – по домам распределите

    Игра «Домашние – дикие»

    Плоскостное изображение дерева и дома с прорезями для расселения птиц. Карточки с изображениями птиц

    (классификация птиц на домашних и диких)

    Птицу в руки ты возьми, ее домик укажи.

    (куда поселим эту птицу, а где будет жить эта птица)

    Как одним словом мы назовем этих птиц (показ на дом человека) – (это домашние птицы )

    Почему они получили такое название (живут рядом с человеком, он за ними ухаживает – кормит, поит)

    Как называется эта группа птиц (дикие)

    Почему? (живут самостоятельно, сами себе добывают пищу и строят жилище )

    А вы хотите проверить, хорошо ли вы знаете птиц? (да)

    Тогда попробуйте узнать птиц по описанию :

    (дети, с перевернутыми в руках карточками, рассказывают о птицах. При угадывании детьми птицы – переворачивают карточку)

    Я – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питаюсь толстыми мохнатыми гусеницами. Строю гнезда высоко на деревьях (грач).

    Я – небольшая птица. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв – очень маленький, а хвост длинный и раздвоенный. Я ловлю на лету мошек и комаров. А свое гнездо строю из глины и травы под крышей дома (ласточка).

    Я – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький и острый. Я люблю есть червяков и гусениц. Мой дом в старом дупле или в скворечнике (скворец).

    Мы – перелетные птицы.

    Ребята, почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину)

    Каких еще перелетных птиц вы знаете (снегирь, аист, журавль, лебедь)

    А как же одним словом назвать тех птиц, которые зимуют вместе с нами? (зимующие)

    Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, синица)

    Как же выживают в холодное и голодное время эти птахи? (человек заботиться о них – делает кормушки и подкармливает зернышками, крошками хлеба и семечками )

    А что делают все птицы весной (вьют гнезда, откладывают яйца)

    Из чего строят свои гнезда птицы (из веток, травы, мха и глины)

    А что потом будет с яйцами (из них вылупятся птенцы)

    Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы – родители? (кормить своих птенцов)

    Покажем, как все это будет происходить?

    Инсценировка по стих-ю Г. Ходырева «Скворец»

    В-ль: Скворец в скворечнике живет

    И песню звонкую поет

    Скворец:

    Скворец – заботливый отец,

    Но чем унять скворчат?

    Лишь выйду из дому и вот

    Опять они кричат

    1-й : Хочу я муху!

    2-й : Червяка!

    3-й : давай кузнечика!

    4-й : жука!

    5-й : А мне бы до обеда хотя бы комара!

    Скворец:

    Скворец - заботливый отец,

    И все, что есть в меню,

    Из рощи в дом несет скворец

    И кормит ребятню!

    А вот этот скворушка очень рад весне, посмотрите, как принарядился. Он вам нравится? (да) Из чего он сделан? (из бумаги)

    Он волшебный и может превращаться (скворец разворачивается)

    1,2,3 – что получилось (лист бумаги)

    Какой формы этот листок (квадратной)

    Вам понравилось превращение? Вы тоже можете стать волшебниками и превратить листок бумаги в замечательных птиц. Хотите? (да)

    Присаживайтесь за столы. А чтобы ваши пальцы были послушными – немножечко их разомнем.

    Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

    Из скворечника торчат (соединяем большой палец с указательным)

    Клювы маленьких скворчат (соединяем большой палец со средним)

    Клювик раз (большой с безымянным)

    Клювик два (большой с мизинцем)

    Лапки, лапки (сжимают и разжимают кулачки)

    Голова (рисуют в воздухе руками круг)

    Выполняя работу, не забудьте правила работы с ножницами.

    Оригами «Птица»

    Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь)

    Какие замечательные птицы у вас получились. Вы настоящие волшебники. Чуть позже мы обязательно распишем этих замечательных пташек и подарим малышам, а пока отложите их в сторону и подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад.

    Закрываем глазки (музыка)

    Птичий мир остался в сказке.

    Ребята, а вы знаете, что весной есть праздник с чудесным названием «Жаворонок», в этот день ждут прилета жаворонков. По старинной традиции в этот день пекли из теста жаворонков – вестников весны. Это печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку детям сели», тем самым желая здоровья и счастья. Я сегодня тоже хочу вам подарить таких же замечательных пташек.

    Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

    Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

    Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

    Цели и задачи ФЦКМ

    Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

    • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
    • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
    • развитие навыков трудовой деятельности;
    • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
    • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

    Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

    • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
    • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
    • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
    • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
    • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

    Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

    Приёмы на занятиях по ФЦКМ

    Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

    Словесные приёмы

    Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

    Объяснение

    С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

    Объяснение сопровождает любой вид деятельности

    Загадки

    Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

    В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

    • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
    • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
    • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

    Стихотворения

    Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

    • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

    После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

    • «Где расположен дом?»;
    • «Как мы можем описать дом?»;
    • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

    Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

    Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

    Короткие сюжеты

    Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

    После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

    • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
    • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
    • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

    Чтение

    Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

    Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

    Группа наглядных приёмов

    Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

    Картинки, иллюстрации

    Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

    • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
    • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
    • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

    Материалы для игр - важный элемент наглядности

    Демонстрация

    На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

    1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
    2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
    3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

    Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

    Лэпбук

    Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

    • иллюстрации и краткая информация по теме;
    • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
    • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

    Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

    Практические приёмы

    В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

    Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

    Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

    Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

    Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
    Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
    Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
    Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
    Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
    Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

    Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

    Игровые приёмы

    Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

    Таблица: виды игр на ФЦКМ

    Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
    Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
    Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
    Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
    Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
    Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
    Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
    Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
    • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
    • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
    Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
    По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
    На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
    Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
    • повторить названия частей тела;
    • учиться соотносить слово с движением.
    Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
    Дети повторяют.
    Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
    Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа)
    • отработать правила поведения в лесу;
    • воспитывать бережное отношение к богатствам природы.
    Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
    Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
    • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
    • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
    Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

    Как составить картотеку тем по ФЦКМ

    Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

    Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

    Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

    месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
    Тема «Наш детский сад, наша группа»
    сентябрь «Детский сад» Цели:
    • уточнить знания детей о детском саде;
    • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
    • развивать наблюдательность, внимание;
    • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

    Структура занятия:

    1. Беседа о сотрудниках детского сада.
    2. Рассказывание по сюжетной картине.
    3. Игра «Найди ошибку»
    4. Отгадывание загадок.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
    • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
    • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
    • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

    Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
    Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
    Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

    Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
    «Давайте знакомиться!» Цели:
    • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
    • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
    • уточнить знание адреса детского сада
      и маршрута в детский сад и домой;
    • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
    • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

    Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
    Структура занятия:

    1. Экскурсия по детскому саду.
    2. Игра «Чьи предметы?»
    3. Чтение стихотворения.
    4. Танцевальные движения под музыку.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
    • развивать память и мышление;
    • закрепить знания о предметах мебели;
    • учить называть признаки и количество предметов.

    Дидактическая игра «Времена года» Цели:

    • познакомить с изменениями видов осадков;
    • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

    Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
    Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

    Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
    Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
    «Дары осени» Цели:
    • учить детей различать овощи по внешнему виду;
    • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
    • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
    • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Словарь: огород, грядка, овощи.
    Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
    Структура занятия:

    1. Рассматривание муляжей овощей.
    2. Игра «Найди овощи».
    3. Отгадывание загадок.
    4. Описание овощей.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
    • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
    • активизировать словарь детей;
    • учить называть времена года в правильной последовательности.

    Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

    • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
    • выяснить причины этого явления.

    Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
    Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

    Изобразительная деятельность. Цель:
    поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
    Золотая осень Цели:
    • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
    • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
    • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
    • учить работать с календарём природы;
    • развивать знания об осенних работах на огороде;
    • воспитывать интерес к природе.

    Структура занятия:

    1. Беседа о приметах осени.
    2. Игра «Закончи предложение.
    3. Описание картинки.
    4. Подвижная игра «Дождик».
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Времена года». Цели:
    • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
    • выявить характерные признаки каждого времени года;
    • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

    Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
    Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

    • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
    • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
    Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

    Временной план занятия

    Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

    • в младшей группе - 15 минут;
    • в средней - 20 минут;
    • в старшей - 25 минут;
    • в подготовительной - 30 минут.

    Проработка сути темы идёт в три этапа:

    • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
    • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
    • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

    Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

    Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

    Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
    Первая младшая
    «Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
    <… Когда листья начинают появляться на деревьях?
    Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
    Вторая младшая
    «Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
    Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
    А в лесу полно чудес!
    Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
    И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
    Дети садятся на стульчики.
    - В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
    <…- Что можно приготовить из грибов? ..>
    Педагог благодарит детей за работу.
    Средняя группа
    «Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
    - Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
    <…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
    - Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
    Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
    Старшая группа
    «Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
    Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
    <… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
    В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
    «Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
    - Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
    <… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
    <… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
    Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
    Подготовительная группа
    «Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
    Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
    Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
    <… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
    - Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
    - Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
    - Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

    Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

    Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

    Формирование целостной картины миры - важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира.

    Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

    «Вода-водичка» Непосредственно организованная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе

    Цель: формирование и систематизирование знаний детей о свойствах воды
    Задачи:
    Обучающие:
    познакомить детей со свойствами воды посредством экспериментальной деятельности (отсутствие собственной формы; текучесть; пар – тоже вода; вода может растворять предметы; вода нуждается в очистке); дать представление о процессе фильтрации;
    Развивающие:
    развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умения работать с незнакомыми растворителями, соблюдая при этом необходимые меры безопасности); развивать социальные навыки в умении работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
    Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к воде.
    Приёмы и методы:
    демонстрация опыта, беседа, игра, сотрудничество подгруппами, отгадывание загадок, чтение стихотворения
    Материалы:
    Для демонстрации опытов: мука из активированного угля, травяной настой мяты, зеркало, электрический чайник, воронка, фильтровальная бумага;
    Для самостоятельной деятельности детей: прозрачные стаканчики для каждого ребёнка, пипетки, пробки красного и синего цвета, предметы круглой и квадратной формы; на каждый стол фильтровальная бумага, воронки, блюдца, чашки, бутылочки, ложки пластмассовые или металлические, растительное масло, соль, сахар.
    Оборудование: слайды с различными видами водоёмов, ноутбук, мультимедийная установка
    Индивидуальная работа:
    демонстрация опыта – переливание воды в разные ёмкости
    Предварительная работа:
    Беседа о воде и её значение в жизни человека; рассматривание иллюстраций о воде; дидактические игры: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»; чтение художественной литературы; наблюдение за водой на прогулке; разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с электроприборами (правила безопасного обращения с ними)Воспитатель:Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Кто скажет, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем проводить опыты, только с чем, догадайтесь сами.
    Меня пьют, меня льют.
    Всем нужна я, Кто я такая? (Вода)
    Воспитатель:Правильно, мы проведём опыты с водой. Кто скажет, где встречается вода в природе? Давайте послушаем, как бежит весёлый ручеёк. (Слайды с изображением воды в природе (река, ручей, озеро, море, лужа. Демонстрация картинок сопровождается аудиозаписью звуков воды). Что делает вода? (течёт, льётся, журчит, переливается, бежит). Давайте пройдём за столы через наш импровизированный ручеёк. Девочки сядут за столы с красной фишкой, а мальчики с синей.
    Опыт 1: «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»
    Воспитатель:Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. На нём много посуды. Какая она? (Стеклянная).
    Как нужно обращаться с такой посудой? (Аккуратно, не стучать друг о друга, потому что можно разбить).
    Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как льётся вода, течёт и растекается по дну блюдца (самостоятельная работа детей).
    Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдце? Почему вода растеклась по блюдцу? (вода жидкость).
    Воспитатель:Совершенно верно. Если бы вода не была жидкостью, то она не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Посмотрите, у вас на столе лежат кубы и шары. Какую они имеют форму? (куб квадратной формы, а шар – круглой). Поместите куб (шар) на блюдце, затем на стол, на ладошку, в стакан – изменили ли они свою форму? (Нет, форма не изменилась).
    Воспитатель: Есть ли форма у воды? Давайте проверим. Нальём её сначала в блюдце, затем в чашку, потом в бутылочку и в баночку.
    Что происходило с водой когда мы её наливали в блюдце, чашку, бутылочку, баночку? Какую форму вода принимала? (Она принимала форму этих предметов). Что можно сказать по этому опыту о воде? Имеет ли вода свою форму? (Вода не имеет своей формы. Она принимает ту форму, во что её наливают).
    Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
    Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Для этого разделимся на две команды. Одна команда расскажет «Вода – это хорошо, потому что…»; а другая команда расскажет «Вода – это плохо, потому, что…», условие – не повторяться.
    возможные варианты ответов детей:
    Хорошо: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, водой можно закаляться, можно играть, проводить опыты, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, можно стирать одежду, водой поливаем цветы, растения в огороде, в воде живут животные, около воды живут птицы и т.д.
    Плохо: в жару если напиться холодной водой, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, если пролить воду на пол, то можно подкатиться и упасть, если часто поливать цветы, то они могут погибнуть, если не умеешь плавать, то можно утонуть, при наводнении вода разрушает дома, дороги и т.д.
    Воспитатель:Молодцы, вы показали свои знания о пользе и вреде воды. Продолжаем.
    Опыт 2: «Вода может нагреваться»
    Воспитатель:Ребята, скажите, может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда воду нагревают)
    Что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электрический нагреватель)
    Сегодня я принесла электрический нагреватель. Кто знает, как он называется? (Электрический чайник). Давайте при помощи его мы нагреем воду.
    (дети рассаживаются вокруг стола, где приготовлены атрибуты для демонстрации опыта, воспитатель демонстрирует опыт превращения воды в пар)
    Вода постепенно начинает нагреваться, что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит).
    Можно ли обжечься кипящей водой? (Да она очень горячая).
    Приведите примеры, где можно встретить горячую воду, а где тёплую? (Горячая вода в грелке, когда кипятим чай, мама варит суп. Тёплая вода в кране, в батареях, в лужицах, вода нагревается в реке).
    О каком свойстве воды мы сейчас с вами говорили? (Вода может нагреваться, может быть горячей и тёплой).
    Опыт 3: «Пар – это тоже вода»
    Воспитатель:Сейчас я выключу нагреватель. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Посмотрите ребята, что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Ведь в банке была только вода.
    Воспитатель:Всё верно, если воду нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы ещё раз проверим, что пар – это вода. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? (Оно запотело и на нём появились капельки воды).
    Дыхательная гимнастика
    Воспитатель:Я предлагаю вам подышать лечебным паром. Для этого я заварила лечебную травку. Давайте подышим ей. Кто догадался, что это за травка? (Это мята)
    Правильно это мята, вот ещё волшебное свойство воды мы с вами сейчас узнали, что паром мы можем лечиться, когда простываем. Молодцы, продолжаем дальше.
    Опыт 4: «Вода - растворитель»
    Воспитатель:Ребята, сейчас я попрошу вас подойти к моему столу. Здесь у меня стоят блюдца, накрытые салфетками, а что в них, догадайтесь сами, отгадав мои загадки: (Отгадав загадки, воспитатель открывает салфетки, чтобы дети убедились, что находится на блюдце).
    1. Белый камень в воде тает (Сахар).
    2. В воде родится, а воды боится (Соль).
    3. Жёлтое, а не солнце,
    Льётся, а не вода,
    На сковородке пенится,
    Брызгает и шипит (Масло).
    Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Давайте сейчас мы с вами проверим. Пройдите на свои места. Посмотрите что у вас в синей баночке, и что в красной. Давайте посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Положите мальчики соль в стакан и размешайте, а девочки положите сахар и размешайте ложкой. Что получилось? Посмотрите друг у друга, растворился или нет соль и сахар?
    Дети, как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Давайте посмотрим. Я положу вот такую муку в воду и размешаю. Что вы видите? (Вода стала чёрной). Мы пока оставим эту воду и вернёмся к ней немного позже.
    А вы налейте несколько капель в ваши стаканчики растительного масла. Что произошло с маслом? Растворилось оно в воде или нет? Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, мукой и маслом? (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
    Совершенно верно, продолжаем экспериментировать.

    Опыт 5: «Очистка воды»
    Воспитатель: Посмотрите на баночку, где мы растворили муку. Как вы думаете, можно ли пить такую воду?
    Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
    Да, её нужно очистить. И мы сейчас воду очистим при помощи фильтра. Для этого я беру фильтровальную бумагу, вставляю в воронку и немного смачиваю фильтр водой, чтобы он прилип к стенкам воронки. Затем перелью воду с мукой. Что вы видите? (Вода стала чистой). А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
    Уберите воронку с фильтром и посмотрите что стало с водой. (Вода стала чистой).
    Что стало с маслом? (Масло осталось на фильтре).

    Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.
    Рефлексия
    Воспитатель: Ребята, можем ли мы прожить без воды? А какая бывает вода, для этого я предлагаю поиграть в игру.
    Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
    Вставайте все в круг, передаём мяч друг другу и называем, какая бывает вода, не повторяться. (Родниковая, безвкусная, морская, солёная, прозрачная, речная, болотная, бесцветная, минеральная, пресная, без запаха и т.д.)
    Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Вода – жидкость, не имеет собственной формы, воду можно нагревать, растворяет одни предметы и не растворяет другие, воду можно очистить при помощи фильтра).
    Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Дети нашей группы знают стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода». Давайте расскажем его нашим гостям.
    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    Вы в пруду её найдёте,
    И в сыром лесном болоте.
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране,
    Как сосулька замерзает,
    На плите у вас кипит,
    Паром чайника шипит.
    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить:
    Без неё нам не прожить!
    Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Спасибо. Вы были активны и показали отличные знания о воде.

    Похожие статьи