Открытое по познавательно исследовательской деятельности средняя группа. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе. Видео: занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»

Организация: МБДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская.

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивающая:

  • развивать навыки проведения первых опытов;
  • развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
  • развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
  • воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).

Технологии, используемые педагогом в занятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии:

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровьесберегающие технологии:

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии:

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).

Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).

Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей ).

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте )

И улыбаться (показывают руками на улыбку ).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок.

Конспект занятия

по позновательно - исследовательской деятельности

на тему "Песочная страна"

воспитатель МДОУ детский сад №23 «Алёнушка» с. Балахоновское

Программное содержание:

    формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);

    развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

    познакомить со способами изготовления рисунка из песка;

    развивать познавательную активность.

Материалы: песок, лупы, трубочки коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами (стук в дверь, воспитатель приносит письмо). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу загадать новую загадку:

Он у реки - на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Дети: это песок!

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета.

Дети: белый, коричневый, серый.

Воспитатель: Песок - это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а еще на песке можно отпечатать следы.

Ребята как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы???

Дети: Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони...

(Затем дети "оставляют следы) на песке).

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...

Воспитатель: ребята песок состоит из отдельных песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего можем рассмотреть песчинки?.

Дети: (С помощью лупы) песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы думаете почему? (ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?

Дети: песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.

Воспитатель: Возьмемся за руки и встанем все по кругу. Чтоб передать свое тепло друг другу и пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. А сейчас мы с Вами построим воображаемый дом из песка.

Физминутка: "Строители"

Увлечены своим трудом

Мы из песка построим дом

Сердитый ветер налетел,

Лил дождь, но дом остался цел.

и пусть не сердятся родители

Что измажутся строители

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

Воспитатель: Можно ли лепить из песка?

Дети: можно лепить из влажного.

Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Дети: он сыплется.

Воспитатель: Попробуем слепить из влажного. (дети лепят пасочки). Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.

Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки.

Воспитатель: А еще ребята песком можно рисовать, а какое животное мы будем рисовать вы сейчас отгадаете.

Загадка про жирафа:

С высоты такого роста

Все узнать довольно просто

И не нужен телеграф

Шею вытянул......(жираф).

Воспитатель объясняет задание (........), Дети выполняют (...........).

Все вместе рассматриваем детские рисунки.

Российская Федерация

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное

учреждение «Детский сад №3

с. Екатеринославка «Дюймовочка»

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

«Необычное расследование»

Подготовила:

воспитатель Н.В.Илик

2017 год

Тема : «Необычное расследование »

Цель : формирование логического мышления через экспериментальную деятельность .

Задачи :

Образовательные :

Закрепить основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), геометрическую форму, размер.

Развивающие :

Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) и логические приёмы (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Воспитательные :

Воспитывать способность к совместной деятельности;

Оборудование : Кепка, значки 8 шт, бусы, 8 разноцветных шнурков, сюрпризная коробка; разрезные картинки рыбки, мольберт, ватман, разноцветные клубочки, магниты следы кота 12 штук.

Ход занятия:

Воспитатель идет за детьми и приводит их в помещение.

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, скажите своим глазкам:

- «Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки вы проснулись?

Доброе утро, щечки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись.

С большим удивлением начинает диалог (обращает внимание на беспорядок на полу).

Воспитатель : Ребята вы только посмотрите, какой беспорядок. Кто бы это мог сделать? Может вы поможете найти этого проказника?

Дети : Поможем.

Воспитатель : Для того, чтобы найти того, кто навёл беспорядок, мы превратимся в сыщиков. Ребята, вы знаете, кто такие сыщики? (говорит загадочно)

Дети : Да! Это такие люди, которые ищут пропавшие вещи или людей.

Воспитатель : Правильно! А вы знаете как выглядит настоящий сыщик? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята давайте с вами посмотрим на экран и найдем предметы, которые помогут нам (лупа, микроскоп, темные очки, шляпа, перчатки, телефон, значок) (дети называют нужные предметы)

Воспитатель : Мы готовы приступить к расследованию «Дело о беспорядке». Для того чтобы узнать, кто же навел беспорядок, нам надо собрать предметы, которые помогут узнать проказника.

Воспитатель: Посмотрите на ковер, что мы видим? Да это же следы! Давайте посмотрим куда они нас приведут.

Дидактическая игра: «Чудо-бусы»

Воспитатель : Ребята что это?

Дети: Коробка.

Воспитатель: Правильно коробка. Интересно, что там внутри? А это мы узнаем если разгадаем загадку.

«Жемчужинки чудесные,

На ниточке висят

На шею надеваются

На солнышке блестят.» (Бусы)

Воспитатель: Так что же прячется в коробке?

Дети : Бусины.

Воспитатель : Проверим! (открывает коробку, в которой лежат разноцветные бусины из макарон)

Воспитатель: Смотрите бусы рассыпались! И я предлагаю вам их собрать.

Воспитатель : Ребята, посмотрите перед вами лежат разноцветные шнурки, каждый шнурок имеет свой цвет. Я предлагаю вам подобрать бусинки по цвету шнурка.

Арина, скажи какого цвета у тебя шнурок? (ответ ребенка).

Каким цветом будут бусины у тебя? (ответ ребенка)

Приступайте к выполнению задания. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли мы собрали бусы (индивидуальная работа).

(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей. Уточняет все ли бусинки ребенок собрал такого же цвета).

Воспитатель: И так первая подсказка (порванные бусы)

Игра «Разноцветные клубочки»

Воспитатель: Посмотрите он разбросал все клубочки. Они разные по величине и цвету. Давайте их разложим по своим местам, подберём клубочки по цвету ниточки.

Вика какого цвета у тебя клубок?

А по размеру какой он?

Где ты расположишь свой клубочек на доске? (все дети должны соотнести клубочки с соответствующей величиной и цветом на доске)

Воспитатель: Теперь у нас есть вторая подсказка – он любит играть клубочками.

Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: Продолжаем наше расследование, смотрите, он и здесь напроказничал, перепутал все картинки. Осталась только одна целая картинка.

Кто это?

Дети: Рыбка.

Воспитатель:

Какого она цвета? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, давайте наведем порядок и соберем картинку. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: -Какие мы с вами молодцы! Навели порядок. Ребята предлагаем вам поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать (медленно сжимают ладони)

Рыбка, спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель: И так двигаемся дальше.

Игра «Спрячь мышонка»

Воспитатель: Ребята, кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мышата!

Воспитатель: Посмотрите они напуганы. Поможем им спрятаться? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы их спрятать, надо подобрать окошко соответствующей формы и цвета.

(Воспитатель предлагает рассмотреть карточки «домики» и обвести пальчиком контуры окошек.)

Воспитатель:

Матвей какой формы и цвета окошко подойдет для твоего домика? (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Вот мы помогли мышкам спрятаться.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие предметы мы собрали? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, вы догадались кто этот проказник?

Он играет с бусами;

Перепутал клубочки;

Любит рыбку;

И перепугал всех мышей. (ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилось играть в «сыщиков»? (Ответы детей.)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? (Какие по форме вы подбирали окошки для домиков? Какого цвета были бусинки? Какого размера были клубочки?)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Спасибо вам за вашу любознательность и проявленный интерес. До свидания.

Семилеткова Татьяна Валерьевна
МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 "Радуга", г. Иркутск, микрорайон Зеленый, 10а
должность: воспитатель
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«В гостях у сказки»

Образовательные задачи : закреплять счет в пределах пяти; закреплять умение ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, лево, право; продолжать учить сравнивать предметы по размерам: длине; закреплять умение продолжать несложный логический ряд; закреплять название геометрических фигур.

Развивающие задачи : развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к математике.

Материалы: цифры от 1 до 5; плоскостные предметы: грибы, цветы; картинки - половинки; листы бумаги, карандаши; геометрические фигуры: разных размеров и цветов.

Оборудование: домик, мольберт, деревья, кочки, паутина - веревка, пеньки, воздушные шары, тропинки разной длины.

Организационный этап

Звучит музыка. Дети входят в зал .

Воспитатель : ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте все вместе его прочтем: «Дорогие ребята, помогите найти Иванушку. Очень надеюсь на вашу помощь. Аленушка.»

Воспитатель : ребята, а вы согласны помочь Аленушке? Но в пути нам могут встретиться препятствия. Вы не боитесь?

Ребята, а в какой сказке живут Аленушка и Иванушка? (ответы детей).

Воспитатель : прежде чем нам отправиться в путь, нам нужно попасть в сказку. А как нам туда попасть? На чем можно отправиться? (ответы детей).

Ребята, а я вам предлагаю полететь на воздушном шарике. А вы на нем летали? Берите шарики, закрывайте глазки, и свершится чудо.

Звучит музыка: шарики, шарики по небу летят

везут в сказочный лес

компанию ребят.

Основной этап

Воспитатель : вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, вход закрыт, чтобы туда попасть, надо выполнить первое задание.

Дидактическая игра « Цифры по порядку»- 2,4,1,5,3.

Хорошо, молодцы ребята, исправили ошибку, добро пожаловать в сказочный лес.

Сколько здесь цветов и грибов, давайте их соберем.

Звучит музыка, дети собирают цветы и грибы.

Воспитатель : много собрали цветов и грибов. Садитесь на пенечки, будем с вами разбираться, чего собрали больше, а чего меньше.

Задание второе. Дидактическая игра «Больше, меньше»

Выложи на верхнюю полоску все цветы.

Выложи на нижнюю полоску все грибы.

Скажите чего больше цветов или грибов?

А чего меньше цветов или грибов?

А как нам проверить? (ответы детей).

Что нужно сделать? (ответы детей).

А как сделать, чтобы было их поровну? (ответы детей).

Физкультурная пауза

Воспитатель : молодцы, с препятствием справились, идем дальше. Наш путь лежит через болото, а пройти его надо по кочкам. Идите друг за другом, и смотрите, не провалитесь в болото.

Звучит музыка, дети идут по кочкам.

Воспитатель : в паутине запутались бабочки, давайте им поможем. А чтобы помочь бабочкам, нужно выполнить задание.

3 задание: Дидактическая игра «Где, чей хвост? смотрите, картинки с изображением животных, но вот беда - а хвосты они растеряли, вам нужно найти где, чей хвост.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

Воспитатель : молодцы, с этим заданием вы справились, и одну бабочку освободили.

4 задание: Дидактическая игра «Ориентировка на листе бумаги»

проходите, ребята за столы и слушайте второе задание.

Поставьте точку в центре листа.

В нижнем правом углу.

В верхнем левом углу.

В нижнем левом углу.

В верхнем правом углу.

Соедините прямой линией верхние точки.

Соедините кривой линией нижние точки.

Воспитатель : молодцы, и с этим заданием вы справились и спасли ещё одну бабочку.

Где нам Иванушку искать? Давайте покричим: Ау! Ау! может нам кто то и поможет.

Звучит музыка, из-за дерева выходит ёжик.

Ёжик : что, случилось? Почему вы так громко кричите? (ответы детей)

Ёжик : я, с удовольствием вам помогу, но сначала поиграйте со мной.

Подвижная игра «Самолеты»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят за пролетающим самолетом.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел. Отводят руки попеременно в стороны.

Левое крыло отвел, посмотрел.

Я мотор завожу Делают вращательные движения руками перед грудью.

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, Встают на носочки и выполняют летательные движения.

Возвращаться не хочу.

Ёжик : спасибо, ребята, развеселили меня, но прежде чем показать вам дорогу, я хочу, чтобы вы выполнили мое задание. Проходите, присаживайтесь за столы. Ребята, вы пришли в сказочный лес, и сделайте сказочную тропинку.

Дидактическая игра «Составь узор» Ёжик показывает схему.

Звучит музыка, дети выкладывают из геометрических фигур цепочку.

Ёжик : хорошо, ребята молодцы. Все справились с заданием. Вам нужно выбрать одну из трёх тропинок. Эта тропинка должна быть не самая длинная, и не самая короткая, вот по ней и пойдете дальше. А я побежал, до свидания, ребята.

Воспитатель : ребята, по какой же тропинке нам нужно идти? (ответы детей).

А как же мы узнаем, какая из них средняя? Что надо для этого сделать? (ответы детей).

Воспитатель : давайте пойдем по этой тропинке и посмотрим, туда ли она нас приведет. Ребята, смотрите избушка. А как вы думаете, кто в ней живет? (ответы детей).

А в избушку мы войти не можем, потому что её охраняет стражник, а, чтобы стражник нас пустил, надо назвать из каких геометрических фигур он состоит. (ответы детей).

Дидактическая игра по типу «Почини одеяло»

Воспитатель : смотрите ребята, а стражник, какой то грустный стоит, давайте сделаем его веселым. Вот здесь лежат геометрические фигуры, они разного цвета, нужно эти фигуры наклеить на стражника.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

В избушке раздаются крики, выбегает Баба - Яга.

Баба - Яга : фу-фу, что-то русским духом пахнет. Кто вы такие и что вам тут надо.

Воспитатель: мы ищем Иванушку, верните его, пожалуйста.

Баба - Яга : ишь, чего захотели, вы сначала мое задание выполните, а потом своего Иванушку просите. Баба - Яга показывает плакат с изображением загадочного животного.

Баба - Яга : может это ваш Иванушка?

Воспитател ь: нет, нет, что ты бабушка.

Баба - Яга : тогда вы мне скажите, что за животное здесь нарисовано?

Дети называют животных, которые изображены на рисунке. Если они затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящие вопросы. (может здесь несколько животных нарисовано? а каких животных вы видите?).

Баба - Яга: ну какие молодцы, я то думала, что вы не справитесь с моим заданием, забирайте своего Иванушку.

Заключительный этап.

Баба - Яга выводит Иванушку.

Иванушка : спасибо, ребята, что выручили меня из беды. А за это вот вам угощенье. А мне нужно торопиться к Аленушке, до свидания.

Воспитатель : ну, что же ребята и нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам наше путешествие в сказку? Что понравилось больше? Берите свои шарики.

Звучит музыка, воспитатель произносит слова.

Шарики, шарики по небу летят.

Везут обратно в садик компанию ребят.

Дети возвращаются в группу.

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

Задачи:

Образовательные:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

бережное отношение к окружающей среде,

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки,иллюстрации о свойствах воздуха.

Орг. момент:

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются на русском и казахском языке)

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни,повернись

И в учёных превратись!

Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим,то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый,бесцветный.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу,но знаю,что он всегда вокруг нас!

А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я

научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?

Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Загадка про парашют.

Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.

Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.

Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)

Игра с воздухом «Парашют».

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).

Понравилось вам играть с воздухом?

Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра с корабликами.

В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Воспитатель:

Давайте устроим тихий. лёгкий ветерок.

А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Опыт 4.с апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?

(ответы детей)

Опыт 5.«Не дышу»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

А ещё воздухом можно рисовать.

Опыт 6.Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:

Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Ветер – это движение воздуха.

Без воздуха ничто живое не может жить.

Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).

А что нужно сделать, чтобы не загрязнять воздух?

Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Похожие статьи