Консультация воспитание ответственности у детей школьного возраста. Ходунки детские – как выбрать и какие купить

Самостоятельность ребенка может порадовать родителей, но также может принести множество хлопот. Дело в том, что мы воспринимаем этот термин не совсем правильно. Развитие самостоятельности у детей не должно означать вседозволенность. Также важно понимать, что нельзя "переборщить" – разрешите слишком многое и ребенок станет капризным. «Затяните ремни» слишком туго, и он вырастет стеснительным и зажатым. Где же найти ту самую середину? О том, как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность, читайте в нашей статье.

Что нужно знать о самостоятельности ребенка?

Перед тем, как развить в ребенке самостоятельность, нужно понять, что в таком случае нужен индивидуальный подход. В первую очередь, детям важно одобрение родителей. Ответив слишком резко на самостоятельный поступок, вы можете сделать ребенка зажатым. Если кроха решил подарить маме цветы и сорвал их с клумбы, не стоит жестко критиковать. Похвалите за знак внимания и только после объясните, что именно он сделал не так.

Вы считаете, что ваш сын слишком замкнут, и думаете, как развить в ребенке самостоятельность? Не спешите, возможно, он весьма ответственный для своего возраста. Психологи утверждают, что у каждого периода в детстве есть своя «ведущая деятельность». В возрасте 1-3 года – это действия с предметами. От 3-х до 7 лет речь идет об игровом процессе, а уже с 7 до 14 лет можно говорить об учебе. Если ребенок выполняет самостоятельно действия по соответствующей возрасту сфере, его можно считать вполне ответственным.

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?

Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?

  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения.
  • Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша . Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
  • Не забывайте конкретизировать задачи . Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
  • Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам . Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично. Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно - а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее - как говорится, опыт и сноровка.
  • Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему . Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение - а это большой шаг к самостоятельности.
  • Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу "мама, я сам" - радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку. Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.

Дорогие родители, помните, что гиперопека - главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении - каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.

Чувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей - помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность - это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности - значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность - залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми - внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

Развитие чувства ответственности

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале - получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность ;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно! Исследование и познание - невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

  • «Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
  • «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
  • «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: "Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!" Или "Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна". Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.

Важно! Правильное воспитание сильной личности - уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня - значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного.

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию - наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

  • Не завел будильник и проспал - опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые - прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание - получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила - ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает - он сталкивается с ошибками. Опыт - это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок - бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка ответственным человеком, который будет способным отвечать за свои поступки. Особенно сильно волнует родителей отсутствие ответственного отношения детей в школьном возрасте, когда они не желают готовить уроки и не проявляют усидчивости в учебе.

Ответственные дети демонстрируют уверенность в себе и самостоятельность, они хорошо учатся в школе и помогают дома родителям. Однако таких детей сегодня становится все меньше, улучшение жизненных условий и материального благосостояния людей привело к тому, что родители не желают, чтобы их любимое чадо взваливало себе на плечи дополнительные обязанности и стараются сами решать за него все проблемы. Результатом такого воспитания становится то, что выросший в таких условиях человек во взрослой жизни любит все время жаловаться и винит в своих неудачах посторонних.

Не повышают на работе , виноват злой начальник, не ладятся отношения в семьи - выбрал не ту жену. Ответственный человек ведет себя совсем по-другому, он уверен, что за все свои поступки виноват только он сам. Если его не устраивает работа, ныть и жаловаться он не будет, а пойдет искать другую - более перспективную. Поддался на уговоры родителей и выбрал не ту профессию, что сделано, то сделано, надо найти способ получить другое образование.

Выбрал не ту жену , только мне решать, жить мне с ней дальше или нет. Безответственный человек же считает, что он жертва обстоятельств. Он уверен, что все должны заботиться о нем и создавать для него комфортные для жизни условия. Начальник должен хорошо к нему относиться, жена в любое время понимать и любить его, а родители должны всю жизнь каяться за то, что послали его учиться не в тот институт.

Современных детей родители начинают учить читать задолго до поступления в школу, но строить это обучение советуют с учетом желания ребенка. Не хочешь читать сегодня, ну что же, попробуем почитать завтра. Вчера помыл за собой посуду, молодец. Сегодня оставил грязную посуду в раковине, ничего, помоем сами.

С поступлением в первый класс такое отношение к ребенку уже невозможно, выполнять требования учителя и готовить уроки дома нужно независимо от того, хочет он этого или нет. Именно поэтому часть детей, которым родители до школы позволяли ничего не делать, если он не хочет, в начальных классах пытаются отстоять свое право делать все так, как им нравится. Это выражается в невнимании на уроках и небрежном отношении к выполнению школьных заданий.

Ребенок, непривыкший выполнять то, что ему не хочется, нередко закатывает или заявляет, что у него болит живот или голова, чтобы не идти в школу или не садится за уроки. От отношения родителей к такому поведению ребенка и зависит то, вырастит ли он ответственным человеком и будет стараться добиваться в жизни успехов. Если же родители будут потакать ребенку и позволять ему всегда делать только то, что он хочет, то во взрослой жизни он не будет удерживаться на работе, которая требует от него ответственности, быстро уйдет из семьи, потому что семейная жизнь налагает на каждого человека определенные обязательства.

Но чересчур строгое отношение в воспитании ребенка, чтобы он всегда делал то, что "надо", также не может способствовать его правильному развитию. Человек, который делает все что "надо" в ущерб своим интересам, не проживает собственную жизнь. Всю жизнь, выполняя все правильно, он становится предметом безжалостной эксплуатации окружающих людей: начальства, жены, детей и родителей. Поэтому при воспитании у ребенка ответственного отношения к учебе, надо ставить цель: научить его найти баланс между " надо" и "хочу".


Процесс воспитания ответственности у ребенка необходимо начать с раннего детства, уже с 3 лет малыш должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки. Чтобы приучить его к этому родители сами должны быть последовательны в своих поступках и показывать ему пример ответственного отношения. Чтобы ребенок ответственно относился к учебе с маленьких лет:

1. Доверяйте ребенку . Если вы будете думать, что малыш слишком маленький, чтобы делать что-то самому, так оно и будет. Пусть ребенок все делает сам, что ему под силу. А вы только оценивайте его действия и когда надо хвалите. Самооценка ребенка зависит от того, как его действия оценят взрослые.

2. Не старайтесь удовлетворить все прихоти ребенка , так у него пропадет стимул добиться чего-то самостоятельно. Обычно так поступают родители, которые с большим усилием добились того, что уже могут себе позволить заниматься только тем, чего хотят. Такое отношение к жизни они распространяют и на детей, которые очень скоро также начинают делать только то, что им нравится. Ребенок должен знать, как и каким путем вы достигли этой жизни. Объясните ему, что с финансами надо обращаться разумно, а чтобы пополнять запасы денег, надо научиться самостоятельности и быть ответственным.

3. Не путайте ответственное отношение с послушанием . Тотальный контроль и послушание не способствуют формированию ребенка как личности. Пусть он сам примет решение и сделает так, как решил и затем оценит результат. Ведь удовольствие нам доставляет не только выполнение тех дел, которые мы хотим делать, но и преодоление трудностей. Ребенок должен гордиться тем, что он смог, а родителям следует только одобрять его действия.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Чтобы стать по-настоящему взрослым человеком, вашему ребенку предстоит научиться отвечать за свои поступки, зарабатывать — и не зависеть от вас.

"Не знаю, что делать, — жалуется Анна, мама 21-летнего Сергея. — Сын учится на четвертом курсе платного института. Разумеется, я оплачиваю его учебу, ведь образование очень важно. Но я надеялась на то, что он понемногу будет работать, такая возможность есть. Думала даже, что вскоре сможет и мне помогать финансово. Однако недавно он заявил, что я обязана его обеспечивать, потому что работать где попало он не собирается. Живем мы вдвоем, мне уже 55 лет, и боюсь, что долго содержать его я не смогу. Ведь ему нужны деньги и на одежду, и на развлечения, и на путешествия — он не привык экономить..."

Психологи отмечают, что подобные жалобы родителей на взрослых детей — явление очень частое. Причем чаще всего родители убеждены: до 20-25 лет они должны дать ребенку все — достаток, образование, беззаботную жизнь, жилье... А потом, когда финансировать растущие потребности становится тяжело, родители вдруг обнаруживают, что выросший сын или дочь иного и не представляет. В этот момент и рождаются конфликты. "Ты уже взрослый и должен обеспечивать себя", — говорит родитель. "А что изменилось?" — искренне удивляется ребенок, в сознании которого действительно никаких перемен не произошло. Упреки в свой адрес он считает обидными.

"Если я завожу разговор о том, что хорошо бы и работать, нести ответственность за что-то, то в ответ слышу: „Опять ты про деньги! Больше ни о чем говорить не можешь“, — рассказывает Алла, живущая вместе с 23-летним сыном, — а ведь я всю жизнь только для него старалась. Теперь же он злится, говорит, что вообще уедет, что я его замучила придирками и своей жадностью".

Граница детства

Когда ребенок становится взрослым? Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учеба в институте вполне еще относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу. Есть еще сторонники взглядов: "Выдам замуж/женю, тогда можно и вздохнуть". Результатом этой размытости границ часто становится противоречие: с одной стороны, с 18-20-летнего человека требуют взрослых решений, а с другой, — не дают возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Да и взрослые оказываются в растерянности: когда их ребенок перестает быть подростком?

В разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. И чаще всего проводили границу искусственно, с помощью обрядов и ритуалов. Например, в большинстве племен Австралии и Африки есть ритуал инициации. Как правило, драматургия ритуала построена на преодолении опасности, угрозе жизни, часто на умирании, через которое нужно пройти для перехода в другое качество. Это умирание детства и рождение зрелого человека. В строго определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым.

В нашей культуре таких обрядов нет, поэтому каждая семья вынуждена искать ориентиры сама. Что может стать симптомом взросления? "Юный индивид, — написала однажды известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, — выходит из отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не производит на него тормозящего действия. То, что я говорю, не слишком приятно для родителей, но это та правда, которая поможет им ясно увидеть картину: их дети стали взрослыми. раз они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее: „Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять. Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них. я от них ухожу“. И уходят без всякого чувства вины. В этот момент резкого перелома большинство родителей склонны обвинять своих детей, поскольку те заставляют их страдать. Тревога родителей растет: „Что с ними будет, ведь у них нет никакого опыта?..“ — и так далее, и тому подобное".

Заменой ритуала инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием и даже иногда с опасностью. Самому заработать деньги, совершить необычное, даже рискованное путешествие — мечты об этом говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то, как этот переход пройдет. Лучше всего эту мечту подпитывать, а не противоречить ей. "Если у подростка есть какой-нибудь проект, — говорит Дольто, — пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости..."

Чем старше становится ребенок, тем меньшее место в его жизни должно занимать послушание и тем большее ответственность.

Школа взросления

Но, чтобы выросший ребенок смог воплотить свой проект, свою мечту в жизнь, у него должны быть инструменты для этого. И отрочество — самое подходящее время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность. Воспитать это качество в ребенке — все равно что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.

Не путайте ответственность с послушанием и исполнительностью. Часто родители мечтают о том, чтобы ребенок был в состоянии отвечать за себя, но в то же время подвергают его строгому контролю и требуют тотального повиновения. Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок — это и понимается под ответственностью. Например, родители говорят: "У тебя в комнате ужасный бедлам! Чтобы к вечеру все было убрано". И от того, насколько точно ребенок исполнит это задание, будет зависеть вывод: может он отвечать за себя или нет? Однако все мы понимаем: чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он не сделает того, о чем его просят. Почему? Да потому что он сам не считает это беспорядком, его мнения никто не спрашивал и выбора не предоставлял. И вся его вина — в неповиновении. А быть ответственным означает по собственной воле принимать решения, понимать необходимость действия и доводить его до конца. У маленького ребенка это чувство можно "тренировать" — вместе обсуждать, давать возможность выбирать обязанности (например, по дому, по уходу за животным и т. п.) и рассказывать "технологию" выполнения.

Думайте о ребенке как о человеке ответственном, говорите ему и окружающим об этом. Дело в том, что дети в оценках самих себя ориентируются на оценки взрослых. Когда вы убеждены: "Если его не заставлять, он ничего никогда сам не сделает", — ребенок установку эту перенимает. И действительно не будет делать ничего без давления. Попытайтесь изменить свои внутренние установки с негативных на позитивные: вместо "он не в состоянии принимать решения " пусть будет "я доверяю ребенку, он отвечает за свои поступки и может позаботиться о себе". Если вы по-настоящему будете в это верить, поверит и ребенок, а значит, станет действовать иначе.

Не скрывайте от подростка информацию о том, сколько вы на него тратите. Многие родители и сами не считают, во сколько им обходится ребенок, полагая, что "у него должно быть все". Когда сын или дочь становится старше, расходы возрастают — родители часто вынуждены ограничивать себя. Но ребенок об этом порой даже и не подозревает, привыкая к тому, что все его потребности всегда удовлетворяются.

Определите, с какого возраста ребенок должен будет обеспечивать себя сам. Пусть это будет, например, 18 лет или окончание первого курса института. И заранее договоритесь с ребенком об этом. Время от времени напоминайте ему: "Через год (два-три) тебе нужно найти работу, оплачивать свои расходы..." Будьте тверды и последовательны, выполняйте свое решение, даже если вам кажется, что ребенок еще не готов.

Не спешите удовлетворять все потребности ребенка. Если у человека три раза в день появляется еда на столе, если у него всегда убрано в квартире, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги, деньги на отдых, то у него просто нет никаких стимулов становиться самостоятельным. Для того чтобы избежать ссор, договоритесь о том, что постепенно вы будете сокращать свое финансовое "присутствие" в жизни ребенка. Лучше всего составить целую программу — на пару лет или несколько месяцев.

Учите обращаться с деньгами. Для этого вначале вам придется побеседовать с ребенком о том, каким он видит свое будущее, на какую зарплату рассчитывает, какие потребности у него есть и т. д. Затем оговорите правило финансового отчета обо всех выданных вами деньгах. Именно так ребенок научится контролировать свои расходы и нести ответственность за траты. (Но, разумеется, не распространяйте это правило на те деньги, которые он заработает сам.) И, наконец, помогите постепенно переходить на самообеспечение — составить свой личный бюджет, найти подходящую работу, отдельное жилье. Имейте в виду — подросток и молодой человек должен каждый день четко знать, какими деньгами он располагает на неделю или на месяц.

Не поддавайтесь на провокации. Вполне естественно, что первое время ребенок будет пытаться вернуться в прежнее теплое место, где ему все давали и ничего не требовали. Иногда вам будет нестерпимо жалко его, и вы поймаете себя на мысли: "Ну что мне стоит купить ей это платье?" или "Неужели я не могу покормить единственного сыночка?"

Именно от вас сейчас зависит, сможет ли ваш выросший ребенок стать взрослым свободным человеком, который в состоянии нести ответственность за себя и за своих близких. Если вы будете спокойны, доброжелательны, но тверды, ваши усилия вернутся вам благодарностью. Как, например, это случилось у Марины, мамы 20-летней Ани: "В 10-м классе у дочери начался роман, просто кошмарный для нас, родителей. Мальчик шел на золотую медаль, все запустил, дочь вообще забросила учиться. Начались скандалы, в 11-м классе в первом полугодии светили двойки, но ей было все равно. Мне приходилось бегать по учителям и "договариваться". Дочь и ее мальчик выступали в роли Ромео и Джульетты, которым злобные родственники не дают жить и любить. На все мои "вопли" был один ответ: "Я — взрослый самостоятельный человек и живу, как хочу". Время шло, предстояли экзамены и поступление в институт. Я искала ходы-выходы, мне казалось, любой ценой надо ее запихнуть в вуз, а как иначе? Аня была уверена, что именно так и будет, что она "поступит".

Но в один прекрасный день я вдруг поняла, что надо делать. В ответ на очередное "я взрослый человек, я сама" я ответила: "Взрослый самостоятельный человек живет на свои деньги и не зависит от окружающих". Я предложила ей переехать после школы в квартиру (которую мы ей купили года три назад, на будущее) и свою помощь в устройстве на работу секретарем. И все. Никаких институтов, репетиторов, взяток, денег. Она решила, что это шутка, кричала, что не пойдет работать. Однако после выпускного ее вещи были перевезены в отремонтированную квартиру, и я дала телефон, по которому она должна была позвонить, чтобы пройти собеседование.

Следующий год дочь жила на скромную зарплату секретаря, трудилась по 8 часов в день, вставала в 6 утра, чтобы успеть на работу. С мальчиком она рассталась через полгода совместной жизни. Сама пошла на курсы и летом поступила в институт.

Надо сказать, что общались мы в тот год немного. Мне было трудно заставить себя ей не звонить каждый день, не узнавать, вернулась ли она домой, как у нее дела. Но я сама себе сказала, что рву эту пуповину, — это лучше, для дочери в первую очередь.

Ровно через год я "получила" другого человека, который поблагодарил меня за эту "хирургическую операцию". С тех пор мы с дочерью отличные друзья, Аня окончила институт, нашла новую работу. Никогда ничего у меня не просит и очень благодарна, когда я делаю ей подарки. У нее новый бойфренд, и мы дружим домами".

Обсуждение

Теперь поняла, что бы избежать каких то проблем в будущем воспитания ребенка необходимо читать такие полезные статьи немного раньше того возраста, который описан.

Комментировать статью "Как научить ребенка ответственности?"

Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Вот несколько навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы: 1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать проблему вместе, а не вместо ребенка. Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи. 2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы Задавая вопросы по...

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать...

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

На днях я разговаривала с директором очень престижного детского сада, умнейшей женщиной, которая знает в детях толк. Она на 100% уверена, что заниматься образованием ребенка стоит с малолетства - но понимают это далеко не все родители. Когда мама приводит троих детей, и просит для старшего найти тьютора (гувернера), то всегда добавляет, что «ну эти (двух и пяти лет) у меня совсем маленькие». А вот и нет! Два-три года - это как раз то, что надо, чтобы заложить основу, тот самый фундамент...

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что вы его слышите и понимаете. Поддерживая разговор, говорите ему «Да», «А что потом?» и т.д. Старайтесь всё подробно объяснять. Несмотря на то, что иногда дети демонстрируют равнодушие, эти объяснения очень помогают ему. Обиднее всего для детей, когда родители что-то запрещают без объяснений, дескать, так надо и всё. Старайтесь избегать слов: «Ты ещё маленький, и поэтому ничего не понимаешь». Не...

Что обычно делают мамы, когда ребенок не хочет делать уроки? Уговаривают, ставят в угол, а чаще всего бьют по мягкому месту…Как правило, такие методы воспитания заканчиваются плачевно. Это и не удивительно, ведь бьют часто неусидчивых детей с кожным вектором. У них гибкая психика и тело, поэтому даже высидеть целый урок на занятии для ребенка – это пытка. Они всегда хотят сэкономить время, поэтому не любят делать все долго и тщательно. Из-за излишней спешки часто делают ошибки в домашнем...

Существует мнение, что, мол, "кому надо - тот ребенка обманет и уведет, ничего не поделаешь". Так говорят люди, не желающие брать на себя ответственность за безопасность своего ребенка (да и за свою собственную). Детей уводят силой крайне редко; в основном, дети уходят сами, польстившись на уговоры незнакомца. Что же можно и нужно сделать, чтобы не случилось беды? 1. Научите ребенка отличать незнакомых людей от знакомых, доверенных (незнакомый человек - человек, которого не знает или ребенок...

Раздел: Образование, развитие (как приучить ребенка к самостоятельности в 8 лет). эмоции, т.к. понимаю, что чем лучше я научу своих детей самостоятельности. тем Самостоятельность развивается с самого раннего детства и всегда опирается на доверие и ответственность.

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Как научить ребенка не бояться контрольных? Добрый день. Я мамашка не опытная, опыта с собственными детьми нет, поэтому с удовольствием послушаю советы бывалых и опытных.

Одна из целей воспитания ребенка – развитие в нем творческого мышления. Поэтому наша цель в детском лагере – заинтересовать ребенка творить, фантазировать, размышлять, ко всему подходить творчески, то есть разносторонне и не всегда обычно, искать новые формы и стремиться к получению новых знаний и навыков. Именно на это направлены все мероприятия в детском лагере «СОЗВЕЗДИЯ» от ежедневных выступлений на сцене до занятий в Звездной Академии, а также выстроена система детского самоуправления. В...

В 8 лет ребенок не способен взять полностью ответственность за свои решения, но приучать отвечать за них и не прятаться Я с таким и имею дело. Усугубляет ситуацию то, что я совсем другая, нервные процессы другие, мне сложно научить ребенка, я сама этого не испытывала.

И важно научить его общаться со сверстниками, не чувствовать себя хуже их. Думаю, проблемы с воровством лет в 7-8 связаны именно с тем, что ребенок пошел в школу и чувтвует То, что я написала, восе не означает, что нужно освободить ребенка от ответственности за воровство.

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (как научить ребенка отвечать на вопрос как тебя зовут). Скажите пожалуйста, в каком возрасте Ваш ребёнок (Ваши дети) начали отвечать на вопрос "Как тебя зовут?".

Девочки,читаю книгу Ромены и просто азарт к борьбе проснулся..Однако там в основном все дети были изначально с пониманием обращенной речи,кроме Саркиса,а у нас её нет:((Как научить ребенка понимать обращенную речь???

Как правильно научить давать сдачи?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Опять же, говорю мужу " Научи ребенка давать сдачи!" Он говорит "Миша тебя ударил?

Как научить ребенка слушатся???? По 100 раз повторяю одно и то же!!! Никакого проку! Сидит, ничего не выполняет, только ухмыляется. Иногда мне кажется, что он так специально делает. Скажите, как его научить слушаться?

Понимаете, ребенок должен знать, что есть ЕГо сфера ответственности, есть ВАША, а есть - общая. А вот направленная агрессия, как научить ребенка с ней справляться или и впрямь само придет?

В любой семье должны существовать своеобразные правила, в основном касающиеся норм поведения и ритма жизни в доме. Воспитывая ребенка, важно приучать его к этим правилам. А если не приучать, то он может оказаться под влиянием неконтролируемых эмоций, быстрых желаний или случайных событий.

Ответственность (когда ребенок отвечает за свои поступки, действия и последствия, когда он надежен и честен по отношению к себе и окружающим) – это тоже важное правило, которому нужно приучать. Как в ребенке воспитать ответственность? В этом случае простыми рассказами и объяснениями ничего не добьешься, нужно добиваться от него результатов.

Правила нужны всем, следуя им, в жизни ощущается порядок. Родители уже обкатаны жизнью и перед ними стоит трудная задача – передать знания ребенку, приучить к порядку, чтобы он ответственно относился к выполнению обязанностей по дому, приготовлению уроков, мытью рук и прочему.

Как привить ребенку ответственность

Родители должны проявить изобретательность в приучении ребенка, контролировать доброжелательное общение, избегать конфликтов. Вот некоторые ориентиры:

· Прививать ответственность малышу начинаем с самых ранних лет, делаем это последовательно и регулярно. Если вы читаете на ночь сказки, гуляете по выходным и совершаете прочие ритуалы, то должны быть в этом постоянны, иначе малыш не поймет, чего ожидать от родителей. Вокруг самого ребенка должен быть порядок: , свой уголок с игрушками, которые необходимо складывать на место. Мать должна быть солидарна с отцом, чтобы не было разногласий в воспитании отпрыска. Ничего хорошего не выйдет, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой.

· Вначале пути помогаем ребенку, напоминаем и подстраховываем его, постепенно передаем ответственность за свои действия. Составляем распорядок дня со списком особо важных дел. Таким образом ребенок может прибегать к подсказкам. Если он не выполнит один из пунктов (допустим, вынос мусора, покупка хлеба, складывание портфеля), то можно его наказать следующим способом: отправление спать на полчаса раньше. Невыполнение двух и более пунктов – на час раньше. При этом неважно будет он спать или нет, а важно, чтобы он остался наедине, без развлечений, чтобы осознал свои действия. Список родители могут составить сами, а если ребенок достаточно взрослый, то обсудите и продумайте пункты вместе.

· Не каждый ребенок сходу осознает, что любые его действия приводят к последствиям. Сегодня отсутствие ответственности за свои поступки является общественной проблемой, дети совершают поступки «без задней мысли». Важно показать своему чаду последствия (лучше негативные) его поведения, столкнуть с ними. Пытаемся делать так, чтобы он получил по заслугам, но безболезненно: проспал и опоздал в школу, забыл тетрадь, остался без вкусных тостов , так как забыл купить хлеб.

Наказание – неотъемлемая часть воспитания, как и поощрение. Не нужно показывать силу или авторитет, не нужно унижать ребенка при друзьях. Вы должны выражать гнев, но только так, чтобы не затрагивать личность отпрыска. Он не научится ответственности, если его не наказывать. Мнение родителей важно для него. Говорите «Нас беспокоит твое поведение», а не «Какой же ты безответственный!»

Правильное поведение всегда поощряйте. Наказанием вы закрепляете понимание того, что делать не нужно. Вознаграждением вы сформируете заинтересованность у ребенка в достойном поведении, он получит стимул и будет проявлять ответственность в повседневных делах. Продумайте систему вознаграждений и следуйте ей постоянно. Результат вас приятно удивит.

Спасибо, что пользуетесь кнопочками:

Похожие записи

Похожие статьи