Дети стремятся к самостоятельности. Влияние родительской поддержки на самооценку ребенка. Постановка и достижение цели

Вид проекта: творчески-информационный

Сроки реализации: краткосрочный декабрь-январь

Актуальность: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.

· Знакомство детей с народными традициями, связанными с Рождеством.

· Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.

· Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Рождественская сказка».

Образовательные:

· Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества (святки, колядование).

· Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, песенки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки).

· Учить понимать образный смысл загадок.

· Познакомить детей с приемами лепки, аппликации, конструирования при создании сюжетной композиции.

· Познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.

Воспитательные:

· Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.

· Воспитывать эстетические и этические чувства.

· Воспитывать любознательность.

Развивающие:

· Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.

· Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.

· Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению.

· Активизировать словарь: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)

· Развивать коммуникативные навыки у детей.

Планируемые результаты:

· Знание детьми народных традиций, связанных с Рождеством.

· Имеет представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.

· Умеет создавать художественный образ по прочитанному произведению.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Деятельность заместителя заведующего по УВР:

1. Создание нормативно-методических условий для реализации проекта:

— изучение и разработка нормативных документов

2. Организация взаимодействия со сторонними организациями при реализации проекта

3. создание организационно-методических условий реализации проекта:

— планирование и проведение организационных мероприятий в соответствии с планом работы ДОУ, режимом дня и регламентом образовательной деятельности;

— планирование и проведение организационных мероприятий в рамках дополнительного образования детей.

4. Материально-техническое обеспечение проекта

5. Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации:

— Контроль за проведением плановых мероприятий

— Анализ эффективности мероприятий

— Отчет о реализации программы на педсовете

— Корректировка содержания планов.

Деятельность старшего воспитателя:

2. Помощь в организации экскурсии в музей.

3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий

4. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий

Модель взаимодействия воспитателей и специалистов детского сада

  1. Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.
  • планирует и организует образовательную деятельность по художественному творчеству (отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Разрабатываются конспекты занятий, с которыми знакомятся воспитатели, проводятся консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации и т. д.);
  • оказывает методическую помощь по вопросам художественного воспитания всем педагогам ДОУ (проводят различные консультации, выступают на педагогических советах, семинарах-практикумах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия раз в неделю планируются встречи со специалистами и обсуждаются вопросы, требующие внимания.
  • разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
  • взаимные консультации по использованию художественного материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • совместное проектирование художественно-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов, проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
  • составление картотеки дидактических игр по развитию художественно-творческих способностей детей, банка педагогических техник и технологий использования изобразительного творчества в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.
  • Проведение открытых занятий
  • воспитатель на основе рекомендаций педагога дополнительного образования осуществляет индивидуальную работу с детьми;
  • осуществляет предварительную подготовку к занятию:

    — рассматривание иллюстративного и дидактического материала

    — проведение дидактических игр на развитие восприятия цвета, композиционных построений, творчества

    — чтение художественных произведений

    Оформление тематических выставок

    Беседы, наблюдения

    — оказание помощи в подборе иллюстративного материала

    — присутствие на занятиях у специалиста;

  • оформление выставок детского художественного творчества в группах;

Младший возраст.

1.1.Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Составь узор»

2. Речевое развитие.

2.2.Обогащение активного словаря: «тулуп», «рукавички», «валенки», «шаль», колядование, «козульки» (рождественское печенье)

3. Познавательное развитие.

4.2. Художественная деятельность:

— «Рождественские свечи» (аппликация)

— «Дед Мороз, Дед Мороз, детям елочку принес» (составление изображения из готовых форм в технике аппликация)

— «Лепим елочные игрушки» (обучение лепке простых форм: шар, жгутик, диск)

— «Краски новогоднего праздника» (рисование в смешанной технике).

4.2. Разучивание песенок, танцев.

4.3. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).

4.5. Создание творческих работ по прочитанному произведению.

Средний возраст.

Деятельность воспитателей и детей

1. Социально-коммуникативное развитие.

1.1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Составь узор», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи рисунок».

2. Речевое развитие.

2.1. Разучивание стихов, потешек.

2.2 Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)

3. Познавательное развитие.

3.1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года.

3.2.Рассматривания картин, иллюстраций.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4.1.Чтение художественной литературы:

— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»

— русские сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

4.2. Разучивание песенок, закличек, танцев: «Как на тоненький ледок…» (р.н.п.), песенка-игра (колядка) «Щедровичка», закличка «Мороз, Мороз! Не морозь наш нос!».

4.3. Художественная деятельность:

-«Ах, проказник, Дед Мороз!» (изображение морозны узоров в технике декоративного рисования).

— «Новогодние игрушки» (смешанная техника – рисование, аппликация)

— «Праздничная елочка» (аппликация)

— «Мы ждем новогодние праздники» (знакомство с традициями празднования Нового года, Рождества – коллективная работа)

— «Раз морозным вечерком…» (создание сказочных образов в лепке – «коллаж»)

— «Снегурочка танцует» — (сюжетная лепка)

4.4. Проведение новогоднего утренника

4.5. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.

3. Участие в оформление группового помещения.

4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т.д.)

Старший возраст.

Деятельность воспитателей и детей

1. Социально-коммуникативное развитие.

1.1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Найди лишнее», « Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Художественные часы», «Составь узор», «Из какой росписи птица», «Помоги Незнайке» и т.д.

1.2.Организация экскурсии в музей «Народного быта» в детский дом №14

2. Речевое развитие.

2.1. Разучивание стихов, потешек.

2.2.Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье), святочные гадания

3. Познавательное развитие.

3.1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.

3.2.Знакомство с народными приметами

3.3.Рассматривания картин, иллюстраций.

3.4.Знакомство детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4.1.Чтение художественной литературы:

— потешки: «Как на тоненький ледок…», «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда…»

— русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Серебрянное копытце» П. Бажов, «Старик годовик», «Мороз Иванович», «Елка» В. Сутеев.

4.2. Художественное творчество:

— «Снеговик» — аппликация с элементами рисования

— «Звонкие колокольчики» — тестопластика

— «Волшебные снежинки» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел)

— «Подарочные коробочки» — конструирование

— «Снеговик подсвечник» — каркасная лепка с элементами конструирования.

— «Заяц» — изготовление фигурки зверя по схеме (конструирование)

— создание коллективной сюжетной композиции.

Создание элементов для карнавального костюмакарнавальные маски (конструирование)

— «Новогодняя глиняная сказка» — лепка действующих лиц для сказки по мотивам народных игрушек (каргопольские, дымковские, филимоновские)

— «Куклы наших бабушек» — конструирование

— «Зимние узоры» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).

4.3. Разучивание песенок, закличек, танцев.

4.4. Проведение новогоднего утренника

4.5. Колядование (проведение совместного праздничного мероприятия с детьми из детского дома).

4.6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.

3. Участие в оформление группового помещения.

4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков, сочинение творческих сказок и т.д.)

Литература:

    «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2012

    2. Бабунов Е.С. «Наш дом – Южный Урал»

    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

    4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.

    5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.

    6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011.

    7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. –М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.

    8. Шестакова А.В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.

    9. Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2008

Марина Телюк
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Нетрадиционные техники рисования»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15, корпус 2 г. Благовещенска»

Проект

по художественно-эстетическому развитию :

Средняя группа № 5

Подготовил :

Телюк Марина Владимировна,

воспитатель

город Благовещенск, 2017 г.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Тип проекта : краткосрочный, творческий.

Участники проекта : дети средней группы , педагоги, родители.

Актуальность :

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании , пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы , самостоятельности детей, творческих способностей дошкольников; способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга, психических процессов, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков; ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка . Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Цель проекта : Развитие художественно -творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования .

Задачи проекта :

Образовательные :

знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие :

формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности ;

развивать художественный вкус , фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства : удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные :

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Предполагаемый результат :

Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов :

Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования ;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования ;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники , активное участие родителей в совместных творческих проектах .

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник : способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции , ритма, колорита, цветовосприятия, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности, воображение и полет фантазии, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Этапы реализации проекта .

1 этап. Подготовительный (организационный) :

Деятельность педагогов :

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта .

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

2 этап. Основной (практический) .

Расширение детских представлений. Накопление и закрепление полученных знаний о методах нетрадиционного рисования ; стимулирование и активизация детской фантазии; осуществление грамотного педагогического руководства.

Совместная деятельность педагога с детьми : НОД, игры, беседы, работа с наглядным материалом, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы , рассматривание репродукций картин.

Взаимодействие с семьями воспитанников :

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультации по теме проекта ;

3. Мастер – класс для родителей по теме : «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

3 этап. Заключительный.

Деятельность педагога :

1. Подготовка к презентации. Презентация.

2. Организация и презентация.

Приложение.

Перспективный план.

НОД 1 : «Серебристые снежинки» . (Свеча + акварель.)

Цель : познакомить детей с данным видом нетрадиционной техники рисования .

Задачи : закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать чувство композиции .

Материалы : лист А4, свеча, акварель, кисти, иллюстрации.

НОД 2 : «Разноцветные кляксы» . (Раздувание.)

Цель техникой – раздувание .

Задачи : развивать цветовосприятие , воображение, творческие способности.

Материалы : акварель, бумага, трубочка для коктейля, кисти.

НОД 3 : «Елочки зимой» . (Рисование манкой .)

Цель : познакомить детей с техникой рисования манной крупой .

Задачи : развивать чувство композиции , творческие способности.

Материалы : листы тонированной бумаги А4 (тон - тёмный, жесткие кисточки, трафареты «Елочки» , клей ПВА, манная крупа, салфетки).

НОД 4 : «Зимние узоры» . (Эбру- рисование на жидкости (ряженка) .

Цель : познакомить с изобразительной техникой – эбру : рисование на жидкостях .

Задачи : развивать воображение , творческие способности детей.

Материалы : тёмно-синяя, фиолетовая, голубая гуашь, листы бумаги, кисточки, зубочистки, ряженка.

НОД 5 : «Синичка на ветке рябины» (Обрывная аппликация + тычкование ватными палочками) .

Цель : совершенствовать умения в данных техниках .

Задачи : учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Материалы : белая бумага А4 с силуэтом синички, цветная бумага (черная, желтая, клей, ватные палочки, гуашь красного цвета, коричневый карандаш.

НОД 6 : «Подводный мир» . (Восковые мелки + акварель.)

Цель : закрепить умение рисовать восковыми мелками .

Задачи : закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета моря (голубой, синий) ; развивать цветовосприятие .

Материалы : лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, слайд-шоу.

Заключение.

Проект воплощает новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования .

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта , подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети учатся использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов . Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками , рисование ладошками , оттиски пробкой, обрывная аппликация, пластилинография, выдувание, эбру, тычкование и др. Деткам очень нравится разнообразие техник , детские работы стали более интересными, разнообразными.

Список используемых источников :

1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925 [Электронный ресурс] / А. В. Бакушинский. – Режим доступа : http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162].

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 256 с.

3. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду »

6. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12, город Алейск

Проект по художественно – эстетическому развитию для группы индивидуальной подготовки МБДОУ детский сад №12

Воспитатель МБДОУ детский сад №12

Целеполагание

В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного воспитания, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка развиваются в процессе общения с разными материалами.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой. Поэтому появилась потребность в создании этого проекта.

Цель проекта

Создание условий для развития ручной умелости у дошкольников через укрепление мелкой моторики рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.

    Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

    Обучать основным приемам в аппликационной технике, умение работать ножницами;

    Обучать работать на заданном пространстве;

    Обогащать сенсорные впечатления;

    Развивать мелкую моторику, координацию движений;

    Развивать речевые навыки;

    Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

    Воспитывать аккуратность в работе с бумагой;

    Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Срок реализации – 9 месяцев.

Предполагаемые итоги

    Умение детей самостоятельно создавать задуманное и доводить начатое до конца;

    Умение детей самостоятельно планировать работу и анализировать результаты своей работы;

    Умение работать с бумагой, ножницами, клеем;

    Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Формы и методы

    Игра, загадка, сказка, беседа;

    Рассматривание иллюстраций;

    Показ образца выполнения последовательности работы.

Перспективный план кружка «Мастерилки»

Сентябрь – полоски

    Волшебные свойства бумаги;

    Фантазии с листом бумаги;

    Полоска превращается в капельку;

    Полоска превращается в колечко.

Октябрь - из гармошки и кругов

    Цветок на «День пожилого человека»;

    Лягушка из кругов;

    Черепаха из кругов;

    Красная шапочка.

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Ноябрь – из кругов

    Птица на ветке;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Декабрь – из ладошек

    Дед мороз;

    Снеговик;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Январь – гармошка

    Осьминожка;

    Божья коровка;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

    Валентинка;

    Открытка папе;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Март – на ладошках

    Подснежники;

  1. Сердечко;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Апрель – гармошка

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Май – из руки

  1. Осьминожка;

    Человечек.

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Аннотация проекта по художественно-эстетическому развитию «Рождественские каникулы и не только…». (краткое содержание)

Вид проекта – творческий
Участники – дети 2 разновозрастной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители
Продолжительность –3 недели
Введение. Актуальность. Проблема.
В наше время существует проблема : отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего
народа. А ведь, приобщение и погружение детей в русскую культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же как, встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути - духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.
Наша задача: суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям. И в этом нам может помочь знакомство с историей обрядов, народным творчеством.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Гипотеза:
Художественно-эстетическое развитие детей поможет активизировать интерес у детей к изучению культурных традиций русского народа через ознакомление детей с народными традициями празднования Рождества.
Цель : Знакомство детей с народными традициями празднования Рождества
Задачи:
1. Составить план организации творческой деятельности детей.
2. Подготовить информационно – дидактический материал, атрибуты для организации творческой деятельности при участии детей и родителей.
3. Познакомить родителей с особенностями организации и проведения творческой деятельности с детьми дома, дать рекомендации.
4. Организовать творческую деятельность с детьми группы.Этапы работы:
1 этап – подготовительный (10 дней: 30.12.16-08.01.17 гг)
Анализ имеющихся дидактических материалов (литературных произведений, атрибутов, игрушек, музыкального оформления)
Изучение материалов по данной проблеме на основании диагностики детей 2 разновозрастной группы, а так же интернет-ресурсы, методические пособия, опыт других коллег нашего детского сада
Подготовка раздаточного материала для родителей – буклеты.
Составление плана работы, программы, конспектов НОД, тем экскурсий, бесед, наблюдений.
Изготовление поделок с детьми 2 разновозрастной группы в совместной деятельности с воспитателем для выставки «Рождественское чудо»;
Индивидуальное консультирование родителей по изготовлению поделок в совместной с детьми деятельности дома на Семейный творческий конкурс «Ангелочки».
2 этап основной (7 дней: 09.01.17-15.01.17 гг)
Знакомство с устным народным творчеством: заклички, потешки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки.

Реализация плана совместной деятельности родителей с детьми, индивидуальная работа по запросам родителей и оказание помощи.
Реализация плана совместной деятельности воспитателя с детьми. НОД по художественно-эстетическому развитию «Рождество».
Подготовка и оформление выставки «Рождественское чудо», «Ангелочки»
Проведение итогового Семейного творческого конкурса «Ангелочки».

3 этап заключительный (5 дней: 16.01.17020.01.17гг)
Проведение педагогической диагностики по художественно-эстетическому развитию детей 2 разновозрастной группы.
Анализ проведенной работы и обобщение опыта.
Участие в работе педагогического совещания.

Результаты проекта
1. Собран материал по данной проблеме.
2. Составлены программа, план работы, тем экскурсий и прогулок, написан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.
3. Проведена экскурсия в сельскую библиотеку.
4. Изготовлены:
Поделки для выставки «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса.
Буклеты-рекомендации для родителей.
Афиша к Семейному творческому конкурсу.
5. Оформлены выставки и определены победители (участники получили сертификаты.
6. Проведены:
Семинар с родителями по ознакомлению с проектом.
НОД по развитию художественно-эстетического развитию 2 разновозрастной группе.
Индивидуальное консультирование родителей
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Конкурс. Вручение грамот Семейного конкурса «Ангелочек».
Педагогическая диагностика детей. Результаты обсуждены за «круглым столом».
Выступили на педагогическом совете.

Оценка результатов
Мероприятия:
1. Заседание
2. Заседание рабочей группы. Сбор информации
3. Заседание рабочей группы. Работа над программой
4. Консультации с родителями по ознакомлению с проектом. Цель: Организация совместной деятельности родителей с ребенком дома
5. НОД «Рождество». Цель: Выполнение коллективной поделки.
6. НОД «Снеговик». Цель: Выполнение аппликации
7. НОД «Волшебные снежинки». Цель: Выполнение коллективной поделки.
8. НОД (2 занятия) «Традиции и культура русского народа». Цель: Приобщение детей к народным традициям через песни и танцы
9. Индивидуальное консультирование родителей. Цель: Оказание помощи в процессе создания поделок
10. Экскурсия в сельскую библиотеку.
11. Выставки: Коллективная поделка «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса «Ангелочек».
12. «Круглый стол». Проведение педагогической диагностики речевого развития детей.Презентация проекта.

Количественная оценка
1. 7 чел.
2. 3 чел.
3. 2чел.
4. Родителей: 17чел
Детей: 15 чел.
5. Детей: 16 чел
6. Детей: 17 чел
7. Детей: 18 чел
8. Детей: 15 чел
9. Родителей: 13 чел
10. Детей: 17 чел.
11. Детей: 15 чел.
12. 5 чел.

Качественная оценка
1. Создана рабочая группа. Распределены обязанности.
Проанализирован имеющийся дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки. Изучен материал по данной проблеме (интернет-ресурсы, методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Проведена диагностика по художественно-эстетического развитию детей нашего детского сада
3. Подготовлены буклеты и рекомендации для родителей, так же план работы, программы, темы НОД, экскурсий, прогулок и т.д.
4. Изготовлена афиша к конкурсу «Ангелочек».
5. Розданы буклеты, ознакомлены с проектом, даны рекомендации.
6. Выполнена коллективная поделка, аппликация, познакомились с народным творчеством.
7. Прочитали заклички, русские народные сказки, пели песенки, потешки, связанные с Рождеством, потешки, изучали русские народные танцы. Фотоматериалы.
8. Изготовлены поделки родителями совместно с детьми дома.
9. Проведена беседа. Фотоматериалы.
10. Оформлены выставки. Подведены итоги конкурсных работ. Видеоматериалы. Фотоматериалы.
11. Проведена диагностика.
12.Результаты обсуждены за «круглым столом». Принято решение выступить на педагогическом совете. Аналитический отчет.

Средства.
1. Дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки, интернет-ресурсы (название сайтов), методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Музыкальное оформление, атрибуты, костюмы по теме праздника
3. Буклеты, рекомендации для родителей и детей
4. Афиша к конкурсу.
5. Музыкальный зал.
6. Ноутбук, интерактивная доска для презентации и проведения мероприятий по проекту, музыкальный центр, принтер.
7. Бумага А4, файлы, папки и т.д.
8. Материалы для рисования, аппликации, танцев.
9. Сборник русских народных сказок и потешек.
10. Список литература.

Кадры:
Рабочая группа:
Руководитель проекта: воспитатель С.В. Аржанова, стаж 9 лет, (собирает материал по данной проблеме, составляет план работы, пишет сценарий, готовит материал для раздачи родителям, материл для индивидуального консультирования для родителей, оформляет и проводит презентацию проекта, составляет план НОД и творческого занятия, оформляет и проводит их, участвует в написании сценария, проводит консультирование родителей)

Сотрудники:
Музыкальный руководитель, Т.С. Рахвалова, стаж 2 года, (подбирает музыкальное оформление к НОД)

Дети 2 разновозрастной группы (изготавливают поделки с воспитателем и родителями и учат текст песенок, потешек)

Жизнеспособность проекта
По окончанию проекта на заседании рабочей группы была выстроена дальнейшая работа по данной проблеме в дошкольном учреждении. Наработанные и раздаточные материалы помогут в совместной деятельности по развитию связной речи и эмоциональности у детей 2 разновозрастной группы.

Следует отметить, что работа велась в направлении художественно-эстетического развития как совместная деятельность детей с педагогом, так и детей с родителями:
1. Чтение художественной литературы:
Потешки: «Как на тоненький ледок», «Ой мороз, мороз…», «Коляда, коляда! А бывает коляда…», !Коляда, коляда, ты подай пирога…!, «Как пошла коляда…»
Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью…», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Мороз Иванович», «»Елка» В. Сутеев
2. Художественное творчество:
Волшебные снежинки (НОД, знакомство с народным творчеством)
Снеговик (аппликация, НОД)
«Ангелочек» (совместная поделка детей и родителей во время рождественских каникул, проведен Семейный творческий конкурс)
Коллективная поделка «Наше творчество» (НОД тема «Рождество», изготовление фигурки по схеме, оформлена коллективная поделка)
3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4. Колядование. (дети и родители, во время рождественских каникул)
5. Составление сказок, рассказов по теме «Рождество»
Проведены беседы по теме проекта. Состоялась экскурсия в Звездинскую сельскую библиотеку, где детям было рассказано об истории празднования на Руси.
Во время рождественских каникул дети с родителями посетили народные гуляния в нашем поселке, Безенчуке, Чапаевске. В канун Рождества дома вместе с мамами приготовили традиционное блюдо: кутью, ходили колядовать. Дети с воодушевлением рассказывали, как замечательно они провели время с родителями, в кругу семьи.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки. Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей: во время рождественских каникул родители постарались как можно больше времени провести с детьми, не смотря на свою занятость, так как не секрет, что основная масса работает по сменам.
На педагогическом совете выйти с предложением реализовать данный проект в 1 разновозрастной группе нашего детского сада, затем – на Районное методическое объединение.

Список литературы:
1. Аникин В. П. «Живая вода»: {Вступительная статья}// Сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок. М., 1987.
2. Василенко В.М. Народное искусство, М., 1974.
3. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977-1988
4. Князева О.А., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Праграмма. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. Перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО_ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1987
6. Морохин В.Н. Сказки родного края. Горький. 1978
7. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М., 1957
8. На буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. и обраб. Н. Колпаковой. Л., 1976
9. Русские народные сказки / Сост. А. Нечаев, Н. Рыбаков. М., 1956
10. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М. 1994

Приложение. Фотоматериалы.

Ольга Кислицына
Исследовательско-творческий проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Палитра времен года»

Актуальность проекта :

В наше время проблема художественно-эстетического развития личности , формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности. Педагогика определяет художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей : воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве важное условие духовной жизни человека. Красота и многообразие природы во всякое время года , изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Актуальность данного проекта продиктована нашим желанием помочь родителям «вернуть» современных детей на лоно родной природы, увлечь живописью и дизайнерским искусством, помочь в создании реального и прекрасного мира. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима художественно -творческая деятельность.

Тип проекта : исследовательско-творческий .

Мы определили тип данного проекта , как исследовательско-творческий , где дети имеют возможность проводить исследования в природе , экспериментировать с красками, цветовым решением, а затем оформлять результаты своей творческой деятельности в виде детского дизайна или выставках-презентациях творческих работ.

Цель проекта .

Целью данного проекта является знакомство детей с дизайнерским искусством, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию , воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, доставлять детям радость и вдохновлять на творчество.

Задачи проекта .

В соответствии с поставленной целью были определены задачи :

Научить воспринимать художественные образы , отражать в работах явления природы в разное время года различными средствами искусства;

- развивать творческие способности в сфере художественно -эстетической деятельности, формировать интерес к эстетическому восприятию;

Воспитывать интерес к самостоятельной художественно -творческой деятельности, реализовать потребности детей в самовыражении.

Реализация проекта .

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи художественно-эстетического развития дошкольников . Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и эстетического воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой .

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней помогают целевые экскурсии в природу. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

При работе с детьми подготовительной группы мы помогаем им открыть красоту окружающих их явлений, заметить в обычной вещи или привычном явлении что-то новое и необыкновенное. Через это стараемся мотивировать их к действию, вносящему эту красоту окружающего мира живой природы в повседневную жизнь ребенка. Для этого во время прогулок мы с детьми обращаем внимание на краски и колорит, свойственные каждому времени года , обсуждаем, чем краски лета отличаются от красок осени, зимы или весны. Замечаем, в какое время присутствуют в облике окружающей природы холодные тона, в какое время преобладает теплый колорит.

Во время зимних прогулок мы предлагаем детям обратить внимание на то, как лежит снег, как он покрывает ветки и крыши домов, какую песню напевает нам метелица. В весенний период наблюдаем пробуждение природы после зимнего сна, прислушиваемся к звону капели, журчанию ручья. Летом радуемся яркому солнцу, теплому ветерку, многообразию зелени. Все это разнообразие дети отражают в своих рисунках : «Вот и осень наступила» , «Зимние кружева» , «Елочка пушистая – от снега серебристая» , «Ранняя весна» , «Пробуждение природы» , «Волшебный цветок» и многое другое. Таким образом, мы стараемся научить детей создавать образ пейзажа определенного времени года , выбирать средства художественной выразительности , отображать окружающую их действительность с помощью средств изобразительного искусства на занятиях по рисованию.

Во время творческих занятий мы с детьми изучаем репродукции картин художников-пейзажистов И . Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова которые соответствуют разнообразию времен года . В результате таких занятий с использованием визуальных и поэтических художественных произведений мы обратили внимание на то, что изобразительное творчество детей наполняется новым содержанием. Они более осмысленно и более ответственно стремятся относиться к окружающему их миру природы. Для обогащения знаний детей о природе, о поведении в ней человека мы используем слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи, наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону.

В своих наблюдениях за воспитанниками мы обратили внимание на то, что в ходе ежедневных занятий по изучению красоты живой природы с помощью средств искусства, дети более бережно и более эмоционально начинают воспринимать явления окружающего их мира. Это отражается в их рисунках и в самом процессе познания во время ежедневных прогулок с детьми, что использование средств художественного слова помогает эстетическому воспитанию дошкольников , пробуждает в них интерес к окружающему, развивает эстетический вкус и эмоциональную сферу ребенка.

Мы обратили внимание на то, что уровень эмоциональности восприятия окружающих картин живой природы у детей очень сильно зависит от самих природных циклов. Так, во время весенних прогулок дети особенно сильно радовались после зимы ярким солнечным ручьям и капели, прилету первых птиц и появлению первой травки. Рисунки детей в это время были особенно красочными и теплыми, в них преобладали теплые цветовые оттенки.

На занятиях по рисованию мы стараемся предлагать детям использовать не только цветные карандаши и краски, а также другие средства художественного выражения . Это позволяет детям лучше развивать мелкую моторику рук , эмоциональную сферу и творческое начало.

Во время экспериментальных творческих работ с фломастерами, мелками, пластичным материалом дети улучшают свою координацию движений, улучшают память и логическое мышление. Использование разнообразных средств художественного творчества не только позволяет детям привить новые навыки, но и будит их фантазию, позволяет по своему отобразить увиденное на прогулке в рисунке.

В работе с детьми мы отводим много времени их самостоятельной творческой деятельности, мотивирую их стремление к самовыражению. Для этого в группе создан уголок творчества, где подобраны различные материалы для рисования и творческой деятельности.

Дети сами выбирают, чем они будут рисовать. Для мотивации интереса у воспитанников к рисованию мы регулярно показываем им способы рисования или другие приемы традиционного изобразительного искусства. Кроме этого активно используем нетрадиционные методики живописи, такие как рисование пальцами, ладонями, углем, использование мятой, сырой бумаги или ткани, трафаретов и многое другое. Каждый опыт ребенка оцениваем положительно, независимо от того, как ему удалось овладеть новыми средствами самовыражения.

В нашей работе широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает творческую деятельность, если мы создаем разнообразные игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

К примеру : «Что перепутал художник , «Подбери краски и материал в соответствии с временем года », «Ты начнешь, а мы продолжим» , «Цветное лото» , «Что хотел рассказать художник в своей работе и многое другое. Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность , воображение фантазию, обостряют восприятие прекрасного.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду, но велика и роль семьи. Идея и цель проекта , предложенные на родительском собрании и освещенные в консультациях, папках-передвижках, заинтересовали родителей и способствовали их активному участию в создании продуктов проекта . Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником , но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус , музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Мы помогаем родителям создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей, рассказываем о важности эстетики быта, советуем, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добиваемся, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества : альбом, карандаши, фломастеры, краски, игрушки, книги и многое другое. Учим родителей с уважением относиться к рисункам детей, поощрять их творческие проявления.

Установление преемственности в эстетическом воспитании дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать маленький человек.

Результаты проекта .

За период 2015 – 2016 учебного года наметились результаты в ходе реализации проекта :

Наши воспитанники являются постоянными участниками муниципальных конкурсов детского творчества. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств. Дети располагают значительными потенциальными возможностями, и в процессе занятий изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук . Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках , ставить цели и выполнять их. Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

Похожие статьи