Нод по теме масленица в подготовительной группе. Конспект нод для подготовительной группе на тему "масленица". Конспект занятия на тему: «Масленица» в подготовительной группе. IV. Переход к художественному творчеству –рисованию

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Масленица»

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель : формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица)
Задачи : Расширить знание детей о народных традициях.
Создать условия для формирования интереса к рускому народному празднику Масленица.
Расширять и активизировать словарный запас и монологическую речь.
Способствовать развитию желания общаться и взаимодействовать ребенка с взрослым и сверстниками.
Воспитывать любовь к родине и ее традициям.
Создать условия к развитию детской любознательности.
Развивать воображение и творческую активность.
Создать условия для совместной творческой деятельности детей.
Развивать координацию движения.
Материалы и оборудование : сундучок, ленты, клубочек, заготовки блинов, детские проекты, шумовые инструменты, карандаши, фламастеры, краски, музыкальный центр, фортепиано.
Предварительная работа: разучивание песен «К пришла весна-красна», «Квашня», игры «Золотые ворота», закличек, загадок, подготовка проектов по заданным темам (дома с родителями)

Ход НОД.

Дети входят в з ал.
Муз. рук . Ребята, вы заметили, что мы сегодня не одни в зале? Это наши гости: воспитатели из других детских садов и наши мамы. Давайте поздороваемся со всеми песенкой.
исполняется песня. "Музыка здравствуй."
Муз. рук. Ну, вот мы со всеми поздоровались. У меня для вас есть сюрприз. Я вчера вечером прибиралась у своей бабушки в чулане и нашла там сундучок. Не стала в него заглядывать, а принесла его вам. Давайте вместе его откроем.
Открывают сундук. Видят там ленточки.
муз. рук . Интересно, что можно с ними сделать? (Ответы детей) Точно, с ними можно потанцевать.
Танцевальное творчество: Потанцуем с ленточк ой.
Воспитател ь: ребята, а еще в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Хотите попробовать?
Дети надевают ленты (взрослые гости помогаю т).
Воспитатель: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. И вспомнила я про один русский народный праздник, на котором зима с весной встречаются, как он называется? (ответы детей) Правильно, масленица. Мы очень много с вами говорили про этот русский обычай. Даже вы дома, со своими родителями, подготовили исследовательские проекты о Масленице. Я знаю, что вы нашли очень много интересного. Некоторые из вас уже рассказали нам о своих находках, кого же мы послушаем сегодня? ....Пусть нам поможет клубочек из сундучка на ком он остановится тот и будет выступать. Согласны?
Игра с клубочком.
проект "Масленичная неделя"

Музыкальный руководитель. Молодцы, очень хорошо поработали. У вас получился замечательный проект. Когда я вас слушала, у меня в голове вертелась какая-то мелодия. Не могу понять, что это за песня? Может, вы мне подскажете?
Муз. рук. напевает мелодию песни на слог «Ля» , дети называют варианты.
Муз. рук . вспоминает название песни и предлагает спеть ее всем вместе.
Исполнение песни "К нам пришла Весна-красна"

Муз. рук. Ребята, а вы знаете, что если в песне говорится о приходе весны, то раньше на Руси такую песню называли очень красивым словом Веснянка? Красные девицы и добрые молодцы выходили в хоровод и звали весну. Давайте и мы с вами пойдем хороводы водить, весну звать.
Муз.-ритм. движение "Веснян ка"
Воспитатель . Ну что, продолжим презентации наших проектов. И так, клубочек нам подскажет, кто же следующий расскажет.
Воспитатель . На масленицу не только весняночки пели, но и закличками весну звали. Проект Ангелины Желудковой познакомит нас с ними.

Проект «Масленичные заклички».
Дети повторяют заклич ку.

Воспитатель. Молодцы!
Где наш клубочек, кого он выберет на этот раз?

Воспитатель . Масленица (Масленка) - праздник проводов зимы. А какой же праздник без игр? Следующий проект называется «Игры на масленицу» послушаем его?
Дети играют в игру "Золотые ворота"
Воспитатель . Масленица, наша золотая! Гостьюшка дорогая. Кто же она такая? О ней проект Коли.

проект "Масленица"
Воспитатель : Аня, ты хочешь что то сказать?
Аня. Да, я хочу вам загадать загадки из своего проекта.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)

2.Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит день пришел давно.(Солнце)

3.Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце, Не пирог, а есть можно. (Блин)

Муз. рук. Кто любит блины? А из чего их стряпают?
Ответ детей : тесто.
Муз. рук . А как ещё называли тесто на Руси? Правильно, квашня. Может споем р.н. песню "Квашня" да еще сами себе подыграем на инструментах?

Шумовой оркестр "Квашн я"

Муз. рук. Тут в сундучке лежат еще вот такие блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Правильно, на масленицу всегда угощают гостей блинами, потому что блины похожи на доброе теплое солнышко. Может быть, мы подарим нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе). Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.

Дети рисуют и дарят гостям свои блинчики.
Муз. рук . Ну, вот и все, пришло время прощаться.

Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

Тема : «Широкая масленица »

Возрастная группа : 5-6лет

Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.

Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.

Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .

Программное содержание :

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход ООД:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились

Вкруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .

А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица , ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

«Первый блин»

Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко

Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .

Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .

«Второй блин»

Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).

3. «Третий блин»

Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.

«Четвертый блин»

Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .

Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :

Динь – дон, динь – дон,

Ах, Откуда перезвон?

Динь – дон, динь – дон,

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .

Почитает весь народ Масленицу нашу ,

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие блины»

Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище) .

Молодцы! Помогли придумать слова.

6. «Шестой блин»

Воспитатель : Суббота – «посиделки» .

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .

Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)

Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький. Да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

7. «Седьмой блин»

Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .

Давайте же, друзья,

Есть блины до икоты,

Пить чай до перхоты,

Песни петь до надсады,

Танцевать до упаду!

Веселье, радость детворе –

Масленица на дворе !

Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.

Масленица - один из самых веселых и долгожданных праздников в году , празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя - народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Масленица : традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника :

Мясопустой Масленицу называют из-за того , что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;

Сырной - потому что на этой недели едят много сыра;

. Масленицей - потому что употребляют большое количество масла .

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы , традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были :

Кулачные бои;

Поедание на время блинов;

Катания на санях;

Лазанье на столб за призом;

Игры с медведем;

Сжигание чучела;

Купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу , проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица : что можно и чего нельзя делать?

1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.

2. Кушать на Масленицу нужно часто и много . Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.

Масленица : история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником , который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы» .

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Масленица : традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству :

Привозили дрова для костра;

Украшали избы;

Строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях :

Одевались в лучшие наряды;

Шли на театральные представления;

Посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались :

Ледянки;

Деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку : врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли : в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились :

Парились в банях;

Сытно ели;

Обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу . Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели . А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл : уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица : значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков :

1. Понедельник называют «Встреча Масленицы » . В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.

2. Вторник прозвали «Заигрыш» . Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья : катались на санях, ледяных горках, каруселях.

3. Среда - «Лакомка» . В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей) . Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение : «Пришел зять, где сметаны взять?» . Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй» . С этого дня начинается Широкая Масленица , которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки» , потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

6. Суббота - «Золовкины посиделки» . Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

7. Воскресенье - апофеоз Масленицы . Этот день получил название «Прощеное воскресенье» . В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект НОД

Познавательное развитие

«Масленица».

Подготовительная группа.

Воспитатель: Козлова Ирина Ивановна

с. Леуши – 2017

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными русскими праздниками; расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица»

Задачи:

Образовательные задачи: Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Предварительная работа: Народная игра «Гори – гори ясно».

Материал и оборудование : Мультимедийное оборудование, украшение куклы Масленицы платок, сарафан, ленты, лапти, солома.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое, сейчас, время года

Дети: Зима.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние месяцы

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: После зимы какое время года наступит?

Дети: Весна.

Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зима не лютовала, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы зимы, а как называется этот праздник?

Дети: Масленица.

Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам о Масленице. Посмотрите на экран. Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Воспитатель: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие. К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель: Длится праздник 7 дней и у каждого дня есть своё название:

Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима холодная, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.

Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Давайте и мы с вами сделаем чучело Масленицы, вы согласны?

Дети: Да.

На столике лежит девичий наряд - платок, сарафан, ленты, лапти, солома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: Ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.

Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили: "Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселится, речью насладится.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе позовем.

Дети повторяют закличку.

Воспитатель : Давайте, продолжим знакомиться с праздником, подойдите к экрану.

Воспитатель : Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

Четверг - " Разгуляем". Еда в этот день была вся блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день Масленица набирала полную силу, гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Я вам тоже предлагаю сыграть в игру: «Гори -гори ясно»

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощеный день".

Воспитатель: А как вы думаете, что значит прощёный день?

Дети: Нельзя обижать друг друга, нужно уметь прощать обиды.

Воспитатель: Молодцы, в этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды какие причинили. В старину люди, когда у них просили прощения,

отвечали: «Бог простит».

Воспитатель: Мы с вами тоже будем праздновать Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Дети: Играть в народные игры, кататься с горки, делать чучело «Масленицы»
Воспитатель: Правильно еще брать крепость, и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете поговорку «без труда - не выловишь рыбку из пруда»?

Дети: Надо потрудится, что бы интересно отпраздновать праздник «Масленицы»
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица начинается.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Предлагаем вам сценарий праздника «Масленица» для детей старшей и подготовительной группы. Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, музыкальным руководителям. Приобщить детей к истокам русской национальной культуры.Создать хорошее настроение и положительные эмоции у детей.

Цель : Приобщать детей к народным традициям.

Задачи :

  1. Развивать ловкость, силу, быстроту.
  2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.
  3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

Возрастная группа: старшая, подготовительная группы.

Предварительная работа : Беседа на тему «Праздник Масленица - как это было», заучивание закличек, хоровод «Весну звали», изготовить чучело Масленицы, напечь блины.

Оборудование: музыкальная записьпесен: « Ах, масленица хлебосольная!»; выход «Зимы и Мороза»; «Буги- Вуги»; « Ах, вы сени, мои сени…» (минус);
«Весну звали, лето ждали…»; обручи, вёдра, шишки, платок, 2-3 бубна.

Ход праздника

Звучит музыка: « Ах , Масленица хлебосольная! Масленица раздольная!». Все дети детского сада встречаются на улице.

Ведущий (в русском национальном костюме) :

Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве?
Будет праздник здесь большой - встретится Зима с Весной.
Зиму с песнями проводим, спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим, словом ласковым приветим!
А скажите, вам охота встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий: Что ж, тогда придется звать Масленицу, потому что только с нею встреча эта состоится!

Под музыку входит «Зима».

Зима:

Здравствуй, весь народ честной!
День сегодня непростой. Я пришла проститься с вами!
Мой закончился черед,
У порога весна ждет!

Ведущий:

Погоди, зима, прощаться и с детьми на год расстаться
Все хотят с тобой сплясать, песни спеть и поиграть.

Проводится танец «Буги вуги».

Зима : Так негоже уходить! Что на память подарить?

Ведущий:

Прикажи нести блины, что румяны, масляны.
Ты, видать, обряд забыла: на Руси законом было
Щедро зиму провожать, всех блинами угощать.
И аж целую неделю Масленицу прославлять и величать.

Зима:

Сей обычай, знаю я, будь по-вашему друзья!
Символ праздника несите, Масленицу покажите!

Под русскую песню «Ах, вы сени, мои сени…»(минус) вносится чучело.

Масленица: Здравствуйте детушки! Сад ваш велик, и стоять не велит. Поиграть велит! Давайте вспомним русские забавы!

Проводятся игры:

Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки»

Для игроков лежат несколько обручей с шишками в середине, выходят участники, получают ведра и по команде начинают собирать шишки:1.2.3. - шишки быстро собери.

Зима : Молодцы, ребята! А у меня есть для вас еще игра (достаёт платок).

Игра «Угадай, кто спрятался под платком»

Дети закрывают глаза, а Зима надевает платок на любого ребенка и остальные угадывают – кого нет.

Подвижная игра «Веселый бубен»

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас станцуем нам!

В этой игре участвуют все дети, поэтому используются два - три бубна.
Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под баян играют в бубны.

Воспитатели читают стихи по очереди:

Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, Блинами объедаемся!

Масленица-блиноеда, накормила людей
И сама - на плетень! Полизала сыр и масло и сама погасла.

Ты прощай, прощай, наша Масленица:
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник, Всю неделю веселье!

Все (хором) :

Уходи, зима! Приходи весна!
Прощай зима! Прощай, Масленица!

Весна (входит) :

Я - Весна-красна! Бужу землю ото сна!
Напою соком почки, На полях рощу цветочки,
Прогоняю с бухты лед, Светлым делаю восход!
Всюду, в поле и в лесу, Людям радость я несу.
- Здравствуй, милая Зима, Тебе на смену я пришла.

Зима:

Здравствуй, милая Весна, Домой на север мне пора.
Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите.
В свои права Весна вступай, Природой править начинай!

Весна: Весна начало работ. Давайте вспомним пословицы о труде.

  • Готовь сани летом, а телегу... (зимой)
  • Не красна изба углами, а красна... (пирогами)
  • Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме... (скуки)
  • Труд человека кормит, а лень... (портит) .

А теперь детвора, танцевать пришла пора:

Хоровод «Весну звали».

Весна: А с собою я принесла угощение, принимайте на здоровье! И еще обычай есть - Надо Масленицу сжечь.

Детям выносят угощения - блины. И все идут сжигать Масленицу (или просто унести). Дети расходятся по участкам и продолжают играть в игры. На протяжении всего праздника звучит веселая музыка.

Похожие статьи