Технологии работы с детьми дошкольниками. Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Игровые технологии в работе дефектолога

Разделы: Начальная школа

Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из самых острых. По данным различных исследователей затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Основной контингент обучающихся имеет тот или иной вид задержки в развитии (задержка речевого развития, задержка в формировании моторных функций, задержка психического развития, сенсорного развития…)

Понятие “задержка” подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе временный характер отставания, который преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории, состоящей в выявлении и учете нарушений развития познавательной деятельности, в использовании специальных форм и методов обучения, в организации охранительного режима, в использовании дозированных учебных нагрузок и т.д.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой в развитии отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Это отставание выражается в следующих операциях и процессах:

  • в процессе анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • в недоразвитии речи (нарушение звукопроизношения, трудности звукового анализа и т.д.)
  • в неустойчивости внимания, памяти;
  • в нарушении эмоционально-волевой сферы.

Особенности развития младших школьников с ограниченными образовательными возможностями предполагают и реализацию на практике специфической системы условий обучения и воспитания.

Организация таких условий осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), которая представляет собой форму дифференциации образования, позволяющую оказывать своевременную активную помощь детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна в рамках специальных классов для детей с задержкой психического развития.

Организация учебной деятельности в коррекционных классах начальной школы.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Согласно А.Н.Леонтьеву, “ … ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития”. Определить ведущую деятельность можно по трем признакам:

  • в этой деятельности дифференцируются другие виды деятельности;
  • формируются и перестраиваются частные психические процессы (например, в учебной деятельности – процессы отвлеченного мышления);
  • происходят основные психологические изменения личности ребенка, характерные для данного периода развития (в учебной деятельности развивается самооценка, самоконтроль, рефлексия способа действия).

Учебная деятельность включает следующие действия: целеполагание (принятие, конструирование школьником учебной задачи), планирование (выбор задачи), учебные действия по реализации плана учебной задачи, контроль процесса и его оценивание. От уровня развития этих действий у ребенка, в целом, зависит его успеваемость в школе.

Структура дефекта детей указанной категории не позволяет в полной мере сформировать данные действия, что приводит к отставанию в развитии познавательной деятельности и личностной сферы, замедляет процесс формирования учебных навыков, приводит к возникновению пробелов в знаниях. Целенаправленная учебная работа по формированию учебной деятельности младших школьников, испытывающих трудности в учебе, призвана не только устранить эти недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности. Такая работа должна осуществляться на всех уроках.

В этом аспекте первостепенное значение имеет задача построения содержания учебной работы с ориентацией на зону ближайшего развития школьника, включение в планирование учебного процесса различных форм фронтальной, дифференцированной и индивидуальной помощи учащимся. Оценка результатов учебной деятельности производится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и нацелена на конечный успешный результат. Учитывая выше сказанное, необходимо отметить, что учитель в этой ситуации работает в режиме личностно-ориентированной технологии, в контексте которой ученик является основным субъектом деятельности, а личностная компетенция педагога определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося.

Задачами педагогов, в аспекте субъектно-объектной деятельности, являются:

  • глубокое психолого-педагогическое изучение каждого ребенка с целью установления причин испытываемых им трудностей в учении, характера отклонений в его развитии и определение плана коррекционного развития;
  • последовательная индивидуализация и дифференциация обучения, предусматривающие максимальное стимулирование развития каждого школьника;
  • реализация на практике технологий здоровьесбережения.

Особенности развития детей данной категории предопределяют комплексное воздействие на личность ребёнка и процесс его развития через организацию психолого-педагогического сопровождения. Школьный психолог изучает психологические, индивидуальные особенности ребенка, направляет работу педагогов с помощью рекомендаций и консультаций. Психолог с помощью специальных методик, выявляет причины страхов и проводит комплекс коррекционных занятий.

Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Коррекционные технологии включают в себя использование элементов универсальных технологий, которые обычно применяются в работе различными возрастными группами, с разными категориями детей. Элементы предложенных технологий можно использовать на любом уроке в качестве минуток отдыха, валеопауз, физкультминуток.

Танцетерапия.

Цель: самоформирование и самосовершенствование с помощью заданных произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением.

Занятия по танцетерапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания, танцетренингов, танцевальных движений, бесед, индивидуальной и групповой работы.

  • разминка по кругу;
  • разминка в быстром темпе;
  • выражение своего состояния через движения;
  • работа в парах по принципу “зеркало”;
  • рефлексия недели (дня) через движения;
  • театрализация движения;
  • техника перевоплощения:
  • изобразить процесс;
  • изобразить характер местности;
  • техника выражения своего состояния, эмоций, чувств;
  • рефлексия каждого занятия.

Музыкотерапия.

Цель: гармонизация личности ребенка, восстановление, коррекция его психо- эмоционального состояния и психофизиологических процессов посредством музыкального искусства.

С давних пор музыка использовалась, как лечебный фактор. В последнее десятилетие выделилось целое направление в музыке – музыкотерапия. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты, и, напротив, возбуждаются слишком заторможенные взрослые и дети. Технология проведения занятий по релаксации достаточно доступна:

педагог включает музыку, участники сидят в удобных положениях и расслабляются, контролируя свое дыхание и доводя его до спокойного;

педагог предлагает участникам представить навеваемые музыкой образы “войти в музыку”.

Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств. Музыкотерапия применяется, как в индивидуальной работе, так и в групповых формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной, интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия направлены на моделирование у детей положительного эмоционального состояния.

Активная музыкотерапия используется в работе с детьми в разных вариантах: это может быть вокалотерапия и танцетерапия, применяемые с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики школьников с отклонениями в развитии осуществляется посредством кинезиотерапиии (интегративной музыкотерапии). Она основана на связи музыки и движения. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

Изотерапия.

В основе изотерапии лежит особая “сигнальная световая система”, согласно которой участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Изотерапия – это с одной стороны метод художественной рефлексии, с другой стороны – это технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше, а с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно изменять состояние человека и решать его внутренние психические проблемы.

Изотерапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, коммуникативное и совместное рисование.

Для проведения занятия по изотворчеству нужно приготовить краски, аудио записи, листы бумаги. Перед началом рисования ведущий задает определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего заранее не планируя, спонтанно. В рисунке не должно быть ничего реалистического.

Свободное рисование – каждый рисует, все, что захочет на определенную заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но беседа по окончании работы проходит в группе.

Коммуникативное рисование – группа делится на пары, у каждой их них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на заданную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой при помощи образов, красок, линий. После окончания работы учитель проводит работу с детьми.

Совместное рисование – несколько человек, или вся группа, рисует молча на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования.

Дополнительное рисование – каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое. Таким образом, каждый вносит в каждый рисунок что-то свое.

Способы работы с готовыми рисунками:

Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.

Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что бы они изменили)

Литература.

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В., Диагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия, изд. Дом “Питер”, 2001.
  2. Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу? // Школьные технологии.- 1996.
  3. Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями. Н-м журнал Начальная школа, №2., 2003. – с.33-38.
  4. Хуторской А.В. методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителей. М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005

В соответствии с Конв ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет , если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллект и социальным статусом и, во-вторых , состоянием общества, в котором они живут . Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п .

И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это

в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальнойкатастрофы (от распада семьи до геноцида). Всё множество социальных проблем , с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы :

1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходноговозраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие состороны взрослых и т.п.).2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).4. Порождённые особенности социально-экономического и социально политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1. Социально-психологические , направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2. Социально-педагогические , дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3. Социально-медицинские , предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.). 4. Социально-правовые , включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с уществующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5. Социально-экономические , направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые , позволяющие социальному работнику и другим

специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка. Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач: - задачи по спасению детей , деятельность, направленная на ликвидациюреальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.); - задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности); - задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.)

Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите . 1. Дезадаптированные дети , для которых характерно нарушение процессов

социализации, социального функционирования и социального развития К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом . Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети . Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Соц помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее: - оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в пециальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи; - назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

2. Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания (23.С.72).

Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования , затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические реобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах изнедеятельности конкретны семей : пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории РФ, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются : - меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);- защита имущественных и жилищных прав;- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);

- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот. 4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых . Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах , таких как - брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);

- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социально-

го функционирования или развития ребёнка); - морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность); - сексуальное насилие над ребёнком В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий,которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся

жестокому обращению: - выявление фактов жестокого обращения с ребёнком; - ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и

проблемами , Специфика этих потребностей определяется особенностями физического

и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).

наталья быкова
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса , формирования у них творческих умений , осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности . Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей . Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность , ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии художественно -эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей :

Образного мышления;

Эстетического восприятия;

Воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность ,

Эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

Мелкой моторики рук.

Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности . В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству , привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество , на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно -эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом , основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности . Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Главные положения технологии художественно -эстетического развития дошкольников опираются на работы Н . А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Во всех видах художественно -эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно- творческих способностей . К таким процессам относятся :

Восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

Воображение (без него не возможна не одна художественно- творческая деятельность );

Эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

- художественные умения , которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности .

Целю технологии художественно -эстетического развития является :

воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность .

Основными задачами данной технологии являются :

Развитие художественного восприятия ;

Формирование эстетических чувств и эмоций;

Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

Приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества ;

Формирование основ художественно- творческой культуры личности .

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели : развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения ; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих , художественно -эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка художественного вкуса , эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству .

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества .

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками , бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества .

Этапы данной технологии художественно -эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение

пространства (развивающая среда, мотивация на активную творческую деятельность .

2. Освоение эталонов творческой деятельности , её способов, технологии и средств .

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности , выразительности и неповторимости в создании художественных образов .

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества , приобщение к изобразительному искусству.

Формы и методы художественно -эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия , отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как :

Комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

Целостное развитие личности ребенка;

Разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

Игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

Формы организации могут быть различными : на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде , во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно -образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности .

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания .

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка :

Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

Общение с искусством, материальное обеспечение;

Учет индивидуальных особенностей ребенка;

Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

Организация атмосферы творчества и мотивация задания ;

Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор - охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала - все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно -эстетического воспитания ребенка

средствами творческой деятельности являются :

Личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

Развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение , чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

Создание художественного образа - личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных) ; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми ;

Изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства . Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества . Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества .

Художественно -эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса , умение творчески

создавать продукты ручного творчества .

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно -эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности .

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер :

развивает творческие способности , формирует художественный вкус ,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно -эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус , творческие умения и навыки .

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы) .

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. .

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности .

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии .

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др.

Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в, то же время, относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы (например, реализация социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).

Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма разнообразны и направлены в первую очередь на работу с детьми «группы риска», то есть с дезадаптированными детьми.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

Наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная),

Психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания),

Социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества),

Социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков с помощью социальных технологий .

Социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. Социальная дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Социальная адаптация предполагает использование психологических по своей природе механизмов - идентификации, интериоризации, эмпатии, уподобления, приемов обратной связи. Объектами социальной адаптации становятся ценности, требования, установки (семьи, групп, организаций, территориальных и национальных общностей), складывающиеся в них формы взаимодействия, связи и взаимоотношения, этика поведения в различных системах, а также способы предметной деятельности .

Основные технологии социальной работы с детьми, по мнению Л.П. Кузнецовой, сводятся к следующим:

1. Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

Причины нарушений в поведении и в эмоциональной жизни детей и подростков представители психодинамического направления связывают с наличием конфликта. Исходя из этого, психокоррекционные и психотерапевтические методы должны быть, направлены на устранение имеющегося конфликта.

Психоаналитиками были разработаны новые психокоррекционные методы игротерапии и арт-терапии, которые впоследствии, выйдя за рамки психодинамического направления, стали базовыми методами психологической коррекции. Общая направленность психологической коррекции - это помощь ребенку в выявлении неосознаваемых причин эмоциональных переживаний, в осознании и переоценке их. Психокоррекционные технологии, разработанные представителями психодинамического направления, включают в себя различные этапы, способы и методы психокоррекционных воздействий. Начав с выявления бессознательных побуждений, лежащих в основе эмоциональных нарушений у детей и подростков, психоаналитик в процессе коррекции акцентирует внимание ребенка на тех внутренних силах, которые помогут ему справиться с имеющимися проблемами. В результате этого происходит переоценка значимости проблемы, формируются новые системы эмоциональных установок у ребенка и наконец, происходит ликвидация «очага возбуждения» .

Здесь необходимо отметить следующее. Целью психологического консультирования и психологической коррекции является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией И. Г. Малкина_Пых понимает ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» .

Термин «коррекция» допустимо применять только к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы. Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование .

2. Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

Однако включение любого дезадаптированного ребенка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка .

3. Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4. Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5. Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6. Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность) .

Таким образом, социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.

В настоящее время в системе социальной работы наметилась целая сеть учреждений:

1) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»);

2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям;

3) территориальный центр социальной помощи семье и детям;

4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;

5) социальный приют для детей и подростков;

6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.

Так, трудновоспитуемым детям, а также невротикам, которые в силу своего возраста еще не окончательно утратили социально-адаптивные качества и чьи отклонения обусловлены в основном синдромом нарушенного внимания и легкими дисфункциями мозга, достаточно оказания психолого-педагогической помощи на индивидуальном уровне в соответствующих центрах: выявление отстающего компонента развития, узкоспециализированные коррекционные мероприятия при тесном взаимодействии психологов и педагогов с психоневрологом, психотерапевтом и родителями ребенка .

Совсем другое дело - «трудные» подростки из групп риска с более явными и грубыми формами отклоняющегося поведения. Они уже нуждаются в более серьезных видах помощи.

Если представленную сеть социальных учреждений изобразить в виде континуума, то сфера их деятельности распространится вплоть до пределов компетенции центров социальной помощи. При этом каждый, кто будет пытаться воздействовать на детей, становится участником комплексной программы профилактики, тем самым реализующим идеи о создании социального пространства, формирующего своеобразную терапевтическую среду. Предупреждаются негативные воздействия, с тем, чтобы все позитивные качества ребенка получили развитие.

При этом технология социальной работы с детьми, по мнению Е.И. Холостовой основывается на следующих положениях :

Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;

Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;

Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.

Выбирая тип социального воздействия на такого ребенка, нужно определить, могут ли быть, таким образом, обеспечены его особые социальные потребности. Право выбора принадлежит родителям, если ребенок имеет семейное попечение. Обязанность же специалистов разъяснить родителям все особые социальные потребности ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе социальной работы.

Конечно, многообразные формы и методы реабилитационной работы должны использоваться всегда, когда речь идет о дифференцированном и индивидуальном подходе к детям. Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков, которое проявляется вначале в виде разнообразных проблем социальной дезадаптации, а затем в виде быстрого нарастания патологических процессов, что требует уже не коррекции, а длительной, сложной и серьезной реабилитации.

Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать аналитико-преобразующий метод - перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности:

Психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического, межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих подходов к решению проблем конкретного подростка;

Установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки, включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы - это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне;

Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.

Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими детьми из групп риска подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков. Затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.

С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. И именно психологи и социальные работники должны перевести состояние дезадаптации в качественно иной ранг - полноценную потребность в нормальной жизни как опору и основу для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне.

Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Нестерова С.В.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

В образовательном процессе ДОУ используются следующие современные технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии

2. Технологии проектной деятельности

3. Технологии исследовательской деятельности

4. Информационно-коммуникационные технологии

5. Личностно-ориентированные технологии

6. Технология портфолио

7. Социоигровые технологии

8. Технология «ТРИЗ»

1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛЬ здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

ЗАДАЧА

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

ЗАДАЧА

Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Работа в группах, парах.

2. Беседы, дискуссии.

3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

Долгосрочный.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ЗАДАЧА

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Опыты;

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;

2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

● Исследовательский характер

● Легкость для самостоятельных занятий детей

● Развитие широкого спектра навыков и представлений

● Возрастное соответствие

● Занимательность.

Классификация программ:

● Развитие воображения, мышления, памяти

● Говорящие словари иностранных языков

● Простейшие графические редакторы

● Игры-путешествия

● Обучение чтению, математике

● Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

● Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Игры, спортивные досуги, НОД.

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

ЗАДАЧИ

1. Учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности

2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

А. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

Материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

Материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

В неделях педмастерства;

В проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

Творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

Планы по организации предметно-развивающей среды;

Эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Б. Технология портфолио дошкольника

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

Диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

7. СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения

3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия

4. Решение задач «социального» закаливания

5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры

3. Сказкотерапия

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

5. Тренинги, самопрезентации

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

8. ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

ЦЕЛЬ использования данной технологии в детском саду - развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
ЗАДАЧА использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

Подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

Оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


Похожие статьи