Саржевое переплетение из бумаги 6. Переплетение тканей. Мелкоузорчатые производные схемы

Ткани. Основные виды тканевого плетения.

Термины «саржевое плетение» и «ломанная саржа» - виды переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а - полотняное, б - саржевое, в - атласное, г - сатиновое

Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка - это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие .
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт .
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг .
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.

Ассортимент тканей:Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.Льняные: бортовка, парусина, полотно.Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.

Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

Крепдешин

Сукно

Блузочный батист

2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением - полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые твид и деним (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань

Историческая военная

Какая-то неизвестная саржевая ткань

Твит

Деним

Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной - для утка. Благодаря применению особого вида переплетения - сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

3. Атласное плетение.

Атлас - (араб., буквально - гладкий) - плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.




4. Сатиновое плетение.

Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец - сатин, напоминающий шёлк.

Ткацкие переплетения - различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках. Вид переплетения - одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические и другие свойства. Общепринято выделяют 4 класса переплетений: главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые .
К главным переплетениям относятся: полотняное, саржевое, атласное и сатиновое переплетения.



А) Б)


В) Г)

Полотняное переплетение – самый простой вид переплетения. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну (см.рис.А).
Саржевое переплетение – вид переплетения, при котором на ткани четко прослеживаются характерные косые полоски, образующие рубчик. При обозначении саржевого переплетения используется дробь вида m/n, где m – количество нитей основы перекрываемое n нитями утка. На рис. Б представлено саржевое переплетение 3/1.
Сатиновое переплетение – вид переплетения, при котором 1 нить утка перекрывает 4 или более нетей основы. На рис. В представлено сатиновое переплетение 4/1.
Атласное переплетение – вид переплетения, при котором 1 нить основы перекрывает 4 и более нетей утка.
К мелкоузорчатым переплетениям относят производные от главных переплетений (полотняного, саржевого, атласного и сатинового) и комбинированные.
К производным от полотняных переплетений относятся репс и рогожка , к производным от саржевого – усиленная, ломанная, сложная, зигзагообразная и теневая саржа , к производным от атласного (сатинового) – усиленные и теневые атласы(сатины) .
Комбинированные переплетения образуется сочетанием главным и производных переплетений. Наиболее распространенным среди комбинированных является вафельное переплетение.
Вафельное переплетение – это переплетение, образуемое на основе ромбовидного переплетения, полученного на базе саржевого. Структура такого переплетения представлена на рис.Г. В результате вафельного переплетения на ткани получаются характерные прямоугольные ячейки, что делает ткань похожей на кондитерские вафли, откуда и пошло название данного вида переплетения.
К сложным переплетениям относится большое число различных типов переплетения, наибольшее распространение из которых получили двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые и перевивочные.
Крупноузорчатые переплетения вырабатывают на ткацких станках с жаккардовой машиной. Они образуют на ткани крупные узоры разнообразных форм. Эти переплетения бывают простые, когда образуются из двух систем нитей сочетанием простых и мелкоузорчатых переплетений, и сложные, когда образуются из трех и более систем нитей. Такие переплетения используют при выработке мебельно-декоративных тканей, гобеленов и др.


Виды тканей, используемых при производстве домашнего текстиля

Бязь – это плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, изготавливаемая из пряжи №34 по основе и утку. Бязь традиционно используется для пошива постельного белья. Постельное белье из бязи отличается высокими качественными характеристиками, выдерживает большое количество стирок и долго радует глаз его обладателя. Также бязь используется при производстве гладильных досок, мебельном производстве, пошиве одежды и др.
Поплин – торговое название хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения, изготавливаемой из пряжи №50 по основе и утку. Поплин более тонкая, гладкая и приятная на ощупь и внешний вид ткань по сравнению с бязью. При этом поплин обладает высокой прочностью и долго сохраняет красивый внешний вид. Поплин в сегодняшние дни широко используется при производстве постельного белья, пошиве одежды и т.п
Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового переплетения, изготавливаемая из пряжи №65 по основе и утку. Сатин отличается особой гладкостью и блеском, поэтому его иногда называют «хлопковым шелком». Сатин широкого используется для пошива постельного белья. Постельное белье из сатина относится к категории элитного.
Поликоттон – смесовая ткань из хлопчатобумажных и синтетических нитей. Содержание хлопка в поликоттоне как правило колеблется в пределах от 15 до 65 %. Поликоттон используется при пошиве постельного белья, одеял, подушек и т.п. Качество поликоттона зависит от соотношения хлопчатобумажных и синтетических нитей. При небольшой доли синтетических нитей поликоттон обладает достаточно высокими качественными характеристиками.
Полиэстер – это особый вид синтетической ткани, произведенной из полиэфирных волокон. В сегодняшние дни полиэстер широко используется в швейном производстве, в том числе при производстве постельного белья. Полиэстер – ткань близка по мягкости к хлопку, при этом он обладает высокой стойкостью к смятию, быстро сохнет после стирки. Основным преимуществом постельного белья из полиэстера является его стоимость. При этом существует ряд недостатков, среди которых низкие антистатические свойства, и низкая устойчивость к линьке.
Рогожка – хлопчатобумажная ткань, выполненная переплетением рогожка, которое представляет собой производное от полотняного переплетения, при котором две нити основы перекрывают две нити утка. Из особенности переплетения данную ткань часто называют двуниткой. Рогожка используется для пошива столовых наборов, салфеток, полотенец, сувенирной продукции т.п.
Вафельное полотно – хлопчатобумажная ткань вафельного переплетения, изготавливаемая из пряжи №34 по основе и №20 по утку. Вафельное полотно – это мягкая на ощупь ткань, обладающая высокими гигроскопическими свойствами, что обуславливает ее широкое применение при пошиве кухонных полотенец. Вафельное полотно применяют для пошива изделий, предназначенных для сферы HoReCa, учреждений образования и здравоохранения, также данная ткань используется в качестве обтирочного материала в промышленности.


Переплетения нитей в тканях бывает различным. От них зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства. Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений:

  1. Простые (гладкие);
  2. Мелкоузорчатые;
  3. Сложные;
  4. Крупноузорчатые.

Давайте представим, что каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей, которое называется перекрытием , если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным и при зарисовке заштриховывается.

Если на лицевую поверхность выходит уточная нить, то пересечение называют уточным и при зарисовке остается белым. Повторяющийся рисунок называется рапортом . Рапорт по основе — это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Рапорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

1. Простые (гладкие)

Простые переплетения бывают: полотняные , саржевые , атласно — сатиновые . В них каждая основная нить переплетается с уточной только 1 раз, и рапорт по уточной нити всегда равен рапорту по основе. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну, на лицевой поверхности ткани выходит то основная, то уточная нить, рапорт по основе и утку равен двум.

Ткани полотняного переплетения имеют, ровную, матовую, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны поверхность. Они имеют наибольшую прочность, а при большой плотности — повышенную жесткость. При полотняном переплении вырабатываются следующие ткани: микталь, маркизет, мадаполам, майя, батист, ситец, другие хлопчатобумажные. Льняные ткани: полотна, бортовка, парусина. Шелковые ткани: крепдешин, крепжоржет, крепшифон. Шерстяные ткани: сукно некоторых платьевых и костюмных тканей. Если в полотняном переплетении основа тоньше чем уток, то возникает на ткани поперечный рубчик, такие тккани называются ложнорепсовыми (тафта, поплин).

Ткани саржевых переплетений имеют рубчик на лицевой поверхности, он идет снизу вверх, справа налево. Наименьшее число в рапорте — 3. При каждом следующем прокладывании нити, ткацкий станок сдвигается на одну нить. Саржевые переплетения обозначают дробью, в числителе — число основных перекрытий, а в знаменателе число уточных нитей в каждом ряду.

Рапорт саржи по основе равен рапорту по утку, и равняется сумме цифр в числителе и знаменателе. Если на лицевой поверхности преобладают основные нити — переплетение называется основным (2/1, 3/1, 4/1). Если на лицевой поверхности преобладают уточные нити, то переплетение называется уточным (1/2, 1/3, 1/4). Вырабатываются полушелковые ткани, полушерстяные ткани, которые имеют основу хлопок, а уток шерстяной. При одинаковой плотности и толщине основы и утка угол наклона рубчика равен 45°. Ткани саржевого переплетения более эластичные, чем полотняные. При малой плотности, ткани обладают повышенной растяжимостью, по диагонали.

Ткани сатиновых и атласных переплетений имеют поверхность блестящую и гладкую. На лицевой поверхности сатина преобладают уточные нити, а на лицевой поверхности атласа — основные. Всего переплетений должно быть не меньше пяти. В пятиниточном сатине основна в рапорте выходит только 1 раз на лицевую поверхность и проходит под 4 уточные нити.

В следующем ряду все также, но проходит сдвиг на 2 нити. Сатиновым переплетением вырабатывается ткань — сатин.

В атласном переплетении каждая основна в рапорте перекрывает 4 уточные нити.

Вырабатываются такие ткани: сатин — дубль, ластик -хлопок, шелк — креп — сатин, корсетные, штапельные ткани для пижам. Недостатком является то, что присутствует сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.

2. Мелкоузорчатые

В классе мелкоузорчатых переплетений есть два подкласса: производные — полученные путем изменения или усложнения простых переплетений; комбинированные — полученные путем чередования и комбинирования простых переплетений. К производным относятся: репсовое переплетение и рогожка. Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных и уточных перекрытий. каждая основная нить идет через 2 — 3 и более уточных нитей.

Возникает поперечный рубчик.

Если каждый уток идет через 2 — 3 и более основных нитей, то возникает продольный рубчик, и репс называется продольным.

Вырабатываются ткани: фланель и репс.

Это двойное или тройное полотняное переплетение, в котором симметрично в основе и утке увеличивается количество основных и уточных нитей.

Вырабатываются ткани: хлопчатобумажные (рогожка), шелковые (креп — элегант), шерстяные (платьевые и костюмные ткани).

К производным саржевых переплетений относятся: усиленная саржа , ломаная саржа и сложная саржа . В усиленной сарже нет одиночных переплетений, есть рапорт, который обозначается 2/2, 3/3, 3/2, 4/2, 2/4.

Усиленные саржи могут быть основными, уточными или равносторонними. Усиленной саржей 2/2 и 3/3 вырабатывается кашемир, бастон, шевиот.

Ломаная саржа и обратная саржа — называют переплетениями в «елочку», так как направление саржевой полосы периодически меняется под углом 90º.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в месте излома происходит сдвиг саржевой полоски, против основных перекрытий идут уточные, а против уточных — основные.

Образует на ткани чередующиеся диагональные рубчики разной ширины. Она характеризуется дробью содержащей в числителе и в знаменателе две или несколько цыфр 1 -2 /2 -3, 1 -3/2 -1, 2 — 2/4 — 1.

Сложная саржа применяется для выработки платьевых и пальтовых тканей.

К производным сатинового переплетения относится усиленный сатин . В отличии от сатин,а который состоит из восьми ниток, в усиленном, в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия чередуются шестью уточными.

Вырабатываются ткани: молескин, хлопчатобумажное сукно, замша, вельветон.

К комбинированным мелкоузорчатым переплетениям относятся:

  • орнаментные;
  • креповые;
  • рельефные;
  • просвечивающиеся.
  • Орнаментное — создает на поверхности ткани простые узоры в виде продольных и поперечных полос, клеток, контуров. Образуются путем чередования или сочетания простых переплетений. Например, саржевого и репсового или ломаная саржа и рогожка. Вырабатываются многие костюмные и некоторые пальтовые ткани.

    Креповое — это разбросанные на лицевой поверхности удлиненные перекрытия, которые придают ткани характер зернистости.


    Они очень разнообразны и применяются для выработки хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и других платьевых тканей.

    Рельефные образуют рисунок с выступающими уточными и основными нитями. К ним относятся «вафельные» диагоналевые и рубчиковые переплетения. Путем изменения длины основных и уточных перекрытий в «вафельном», образуется рисунок, напоминающий рисунок вафель. Применяется для выработки полотенец. Хозяйки точно знакомы с такими.

    Диагоналевые . В них на лицевой поверхности образуются мелкие выпуклые рельефные полосы, идущие снизу вверх, слева направо, или с таким наклоном как в рубчике. Зависит от плотности основы и характера переплетения, вырабатываются габардины.

    Рубчиковые . В них выпуклые полосы идущие под наклоном или вертикально. Вырабатывается ткань «пике».

    Просвечивающиеся. Придают ткани ажурный вид. Нити основы и утка в процессе переплетения сдвигаются или разъединяются с образованием просветов. Вырабатываются хлопчатобумажные ткани «Спорт», «Салют».

    3. Сложные

    Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей. К таковым относятся: двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные, перевивочные.

    Двухлицевые образуются из трех систем нитей, которые плотно переплетаются между собой. Это две основы и уток, или одна основа и два утка. Этим переплетением вырабатываются хлопчатобумажные ткани: сатин — трико, байка, шерстяные — сукно.

    Двухслойные образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из составляющих четырех систем или дополнительной пятой системы. В двухслойных тканях лицевая и изнаночная сторона могут быть совершенно различными: лицевая может быть гладкокрашеная, а изнаночная сторона — пестротканная, в клетку, полоску или обе стороны гладкие, но разного цвета.

    Пике является сложным переплетением и отличается от ложного пике наличием дополнительной системы нитей. Лицевая поверхность пике вырабатывается полотняным переплетением, а дополнительная система стягивает его, образуя выпуклый узор.

    Ткани ворсовых переплетений имеют на лицевой поверхности разрезной, вертикальностоящий ворс; образуется из трех систем нитей: одна система ворсовая и две системы коренные (основа и уток). Коренные системы могут быть полотняного или саржевого переплетения и благодаря высокой плотности хорошо закрепляют и удерживают ворс. Хлопчатобумажные ворсовые ткани: полубархат, вельветы — имеют ворс из ворсовой уточной системы, которая разрезается после снятия с ткацкого станка в процессе отделки. Шелковые ворсовые ткани: бархат, велюр, плюш, искусственный мех на тканной основе. Вырабатывается на двух полотняных саморезных станках ворсом из дополнительной основной системы. На ткацком станке одновременно вырабатываются два полотна, которые связываются между собой ворсовой системой. По мере выработки ткани, бысторежущий нож разрезает ворсовую систему и образует две одинаковые ворсовые ткани. Ворсовые переплетения придают тканям хорошие теплозащитные свойства, но усложняют обработку в швейном производстве. При раскрое и ВТО необходимо учитывать направление ворса в изделиях. В таких тканях ворс должен идти снизу вверх, а в пальтовых — сверху вниз.

    Разновидностью ворсового переплетения являются петельные (махровые) переплентения , которые имеют ворс в виде петель. Вырабатываются ткани, которые идут на изготовление купальных халатов и простыней, а также для некоторых декоративных тканей.

    Перевивочное (ажурное) имеет просвечивающиеся ячейки. Простейшее перевивочное переплетение состоит из трех систем нитей: две основы и один уток. Перевивочная основа обвивает стоевую основу то с одной, то с другой стороны. Такие ажурные переплетения отличаются большой прозрачностью. Применяются для выработки хлопчатобумажных, шелковых, блузочных, сорочечных и платьевых тканей, занавесей, и технических тканей.

    4. Крупноузорчатые

    Крупноузорчатые переплетения образуются сочетанием различных простых переплетений нити основы и утка. Размеры и форма рисунка могут быть чрезвычайно разнообразны:

  • растительные и геометрические орнаменты;
  • композиции;
  • сюжетные тематические рисунки.
  • Можно вырабатывать различные ткани, а также портреты, ковры, гобелены, картины, покрывала, скатерти. Крупноузорчатые переплетения делятся на два подкласса: простые и сложные.

    Простые состоят из двух систем нитей и применяются для выработки хлопчатобумажных тканей, сатина — жаккард, Дамаст. Для шелковых тканей: Альпак, Дудун, Москва, Весна и Юбилейная. Шерстяных плательных тканей, льняных скатертей, салфеток, декорированных тканей.

    Сложные состоят из трех или более систем нитей и применяются для выработки гобеленов, ковров.


    Саржа – это не название ткани, а скорее технология ее изготовления. Разновидностей ее много — от тонкой с набивным рисунком до прочной технической.

    Саржа известна давно, она шла на пошив одежды для золотоискателей и прочной удобной одежды ковбоев. Считается, что лучший материал ткали во французском городе Ним.

    На нее обратил внимание американец Леви Страус. Он назвал ее просто: из Нима – по-французски De Nim. Так появились известные ныне всему миру джинсы.

    Давайте подробнее разберемся, что же это такое — ткань саржа. Главная ее особенность – это диагональное переплетение нитей основы и утка . Именно такое плетение называется саржевым.

    У него много разновидностей, и каждое из них придает качества, необходимые для того или иного ее применения.

    Саржевая материя может быть хлопчатобумажной, льняной, синтетической шерстяной, шелковистой с набивным рисунком . Все ткани объединяет характерный рубчик, идущий по диагонали, еле заметный или хорошо ощутимый на ощупь. Чем рельефней диагональный рубчик, тем толще и прочнее материал.

    Изготовление и ГОСТы

    В обычных тканях переплетение утка и основы остается постоянным, в саржевых уток смещается относительно основы . Разный порядок смещения обусловливает ее качество и прочность. Чем больше смещение утка по отношению к основе, тем плотнее и крепче получится материал. Ткань с маленьким смещением утка получается тонкая с мелким рубчиком.

    Величина смещения нитей утка определяется численным показателем, называемым раппопорт . Он выглядит в виде дроби, где числитель – это нити основы, а знаменатель – нити утка. Если числитель будет больше знаменателя, значит саржа основная, то есть лицевой стороной будут нити основы. Если числитель меньше знаменателя – лицевая сторона уточная.

    Нити основы всегда прочные и плотные, нити утка – более рыхлые. Используются нити разной толщины, поэтому материя получается разная.

    В предложениях производителей и продавцов можно часто встретить обозначение «ГОСТ», например «Саржа ГОСТ черная» . Это говорит о том, что при ее изготовлении производитель руководствовался именно ГОСТом, а не техническими условиями (ТУ). Государственный стандарт регламентирует качество, безопасность и строгое соблюдение технологии.

    Разновидности и описание материала

    Основные разновидности, в зависимости от типа плетения ткани саржа:

    • ломаное плетение , материал тонкий и легкий с рисунком мелкой елочки;
    • сложное плетение , диагональный рисунок разной ширины, ткань прочная и упругая;
    • усиленное плетение , износостойкая ткань с широкими диагоналями.

    Разновидности плетения нитей саржевой ткани представлены на фото:

    Кроме основных разновидностей саржа может быть теневой, криволинейной, обратной и зигзагообразной. Другая классификация:

    • Суровая . Материал из 100% хлопка, очень плотный.
    • Подкладочная . Изготавливается из вискозы или с ее добавлением, характеризуется высокой гигиеничностью по сравнению с синтетической.
    • Шелковая . Гладкая ткань, с небольшим блеском.
    • Отбеленная . Это суровая саржа, только окрашенная, отличается большей плотностью и упругостью.

    Различается саржа и по типу окрашивания — гладкоокрашенная и набивная . Отличается следующими характеристиками:

    • Прочность;
    • износостойкость;
    • долговечность;
    • устойчивость к намоканию;
    • отличная терморегуляция;
    • простота ухода;
    • экологичность;
    • стойкость окраски.

    Кроме того, она не вызывает аллергии, долго сохраняет товарный вид , не истирается при носке, хорошо пропускает воздух и не накапливает статическое электричество, не закатывается, не впитывает запахов и не линяет при стирке.

    Устойчивость к линьке, а также экологическая чистота обеспечиваются использованием натуральных нитей и красителей , не содержащих вредных примесей. Стойкость окраски достигается путем сернистого крашения.

    Достоинства и недостатки

    Основным достоинством саржи является низкая цена и универсальность . Хорошо окрашенная саржа не выгорает, поэтому ее используют в качестве обивочного материала. Прочность и упругость делают ее незаменимой в пошиве одежды и обуви. Способность принимать различные пропитки делает материал неуязвимым для химических и масляных загрязнений, а также непромокаемым.

    Недостатков материал не имеет.

    Применение при пошиве спецодежды

    Саржа используется практически во всех сферах – бытовых и производственных . Хлопчатобумажная идет главным образом на изготовление спецодежды:

    • фирменной ;
    • рабочих костюмов для химических производств;
    • и кухонных рабочих.

    Для спецодежды важно такое качество, как терморегуляция . Это означает, что в прохладное время в ней не холодно, а в теплое не жарко. Имеет значение для тех, работает на улице, а также в жарких помещениях. Образецы спецодежды из ткани саржа представлены на фото:

    Для военной формы, кроме терморегуляции важна хорошая аэрация материала . Материал хорошо впитывает пот, который быстро испаряется с ее поверхности. Кожа дышит под тканью любой плотности.

    Использование в других сферах

    Хорошо окрашенная саржа со временем не выгорает . В сочетании с высокой устойчивостью к истиранию она идеально подходит для обивки мебели и пошива штор.

    Суровую — используют для пошива мешков и . Самую грубую ткань применяют для изготовления крепежных ремней и шлифовальной шкурки. Отбеленную применяют в обувном производстве.

    При добавлении к хлопчатобумажной сарже эластана получается прекрасная ткань для женских платьев и блузок , хорошо держащих форму. Подкладочная — идет на пошив подкладок к одежде и головным уборам. Она долго не теряет форму, не рвется и поэтому продлевает срок носки одежды.

    Тонкую шелковую ткань используют для изготовления нижнего и постельного белья . Материал из шерсти идет на пошив костюмов, юбок, пальто и жакетов.

    Саржа пользуется большой популярностью у известных модельеров и прочно удерживает место на подиумах всего мира.

    Саржевые ткани хорошо стираются, но для каждой их них нужно соблюдать определенный режим:

    • Деликатный режим необходим для изделий из ткани, имеющей в составе шерсть, шелк, и синтетику, температура не выше 40 градусов;
    • Длительная стирка при высокой температуре (но не выше 60 градусов) подойдет для спецодежды из хлопка;
    • Медицинские костюмы из тонкой хб саржи выдерживают высокую температуру, но не очень интенсивный режим.

    Материал не мнется, и глажка для него не обязательна. Если одежда из тонкой шелковой или вискозной ткани все же нуждается в проглаживании, делать это на режиме «шелк». Для хлопковых и льняных допустима температура глажения 80 градусов.

    Для саржевых материалов допускаются любые виды чистки . Жировые загрязнения на подкладке меховой шапки можно удалить тампоном, смоченным спиртом.

    Не рекомендуется применение отбеливателей и хлорсодержащих жидкостей . Нельзя использовать стиральные порошки с содержанием отбеливающих гранул. Но можно обрабатывать противомикробными и обеззараживающими препаратами. Возможность стирки при высокой температуре обусловлена саржевым плетением – изделие не даст усадки.

    Учитывая, что саржевая ткань очень разнообразна по составу, необходимо изучить ярлык на изделии , чтобы точно установить способы ухода за ним. При правильном уходе саржа прослужит долго.

    Параметры от производителя и средние цены

    На ценниках указываются параметры в виде аббревиатуры ВО и МВО . ВО означает водоотталкивающая, МВО – масловодооткалкивающая. Показатель прочности выражается в цифрах от 220 до 360 гр/кв.м. Чем больше цифра, тем выше прочность.

    Соотношение цена-качество выше всяких похвал. При высоком качестве ткань имеет очень низкую цену. В среднем по ее типам картина следующая (оптовые цены 2016 года):

    Сегодня на рынке есть много предложений от китайских производителей, которые снижают цену. Но и качество такой продукции оставляет желать лучшего. Приобретая саржу отечественного производства даже по несколько более высокой цене, потребитель все равно остается в выигрыше .

    Саржа, благодаря уникальной технологии и универсальности, прочно удерживает первенство среди других новейших материалов, применяемых для изготовления спецодежды. Кроме того, она красива и пользуется большой популярностью у модниц.

    Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

    Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

    Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

    Графическое изображение простых переплетений

    Переплетение уточных нитей с основными

    Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

    Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

    Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

    Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

    Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

    Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

    Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

    Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

    Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че-тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно-узорчатые (жаккардовые).

    Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

    Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

    Главные ткацкие переплетения:

    1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

    Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

    Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на-право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно-го переплетения, но превосходят их по мягкости.

    Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

    Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

    Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

    Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

    Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

    Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

    Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

    Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

    Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы-рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах-ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

    Ажурные переплетения отличаются большим количе-ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

    Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

    Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

    Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

    Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

    Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

    Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

    Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

    Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

    Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

    Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

    Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

    Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

    Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

    Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

    Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

    Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

    Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

    Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

    Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

    Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

    Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

    Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

    Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

    Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

    Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

    Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

    Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

    Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

    Похожие статьи