Занятия по теме транспорт детей. Конспект занятия "транспорт". Дидактическая игра «Узнай за тенью»

МБОУ «Русскокиреметская начальная школа-детский сад».

Воспитатель

Нурхамитова Ильзира Илизяровна.

2014г

План-конспект занятия в подготовительной группе по теме

по теме "Транспорт"

Цель занятия: Познакомить детей с видами транспорта, профессии людей, работающие в сфере транспорта; познакомить с видами специального транспорта.

Задачи:

Обучающая:

    Раскрыть транспорта для людей.

    Обобщить и систематизировать детей о передвижении человека по стране.

    общественном транспорте, на остановках.

Развивающая: у учащихся логическое мышление, внимание, память.

Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, классная доска, видеокассета с мультфильмом “Зима в Простоквашино”.

Для педагога: Карточки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный; специальный транспорт.

Зрительный ряд: , иллюстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта; фотографии и иллюстрации: аэропорта.

Для учащихся: Фишки различных цветов, альбомы, цветные карандаши.

План занятия:

    Организация начала занятия.

    Проверка домашнего задания.

    Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

    Объяснение нового материала.

    Усвоение нового материала.

    Закрепление знаний.

    Практическая работа.

    Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

Приветствие. Проверка наличия детей по журналу и готовность их к занятию.

2. Проверка домашнего задания.

Педагог: О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Чем занимались? (ответы детей) . А кто принес машинки-игрушки?

Рассматривая с детьми машинки, спрашиваю:

3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

Вопросы учащимся:

Для чего люди придумали машины? (чтобы облегчить труд людей, перевозить людей на дальние расстояния, путешествовать и т.д.)

Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом? (водитель, кондуктор, автомеханик и т.д.)

Загадки:

Что это за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? (Автобус).

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)

Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)

Какие города находятся рядом с Аксубаевом? (Нурлат, чистополь).

А как добраться до этих городов? (Автобусом, маршрутным такси).

А можно ли полететь на самолете из Аксубаева до Нурлата? (Нет, так как расстояние невелико).

А можно ли доехать поездом? (Нет, у нас нет пассажирских поездов).

Кто знает, как это назвать одним словом? (Педагог показывает на фотографии и иллюстрации машин - Транспорт).

Транспорт. Сегодня тема занятия “Транспорт”.

4. Объяснение нового материала.

Летом все едут в отпуск на каникулы, отдыхать. Мы выбираем себе маршрут, покупаем билеты, собираем чемоданы, сумки.

А сейчас и мы с вами попробуем, отправимся в путешествие. Наш маршрут Кайеркан - Сочи. Сочи – это курортный городок, там много солнца, море, то, что нам на Севере не хватает. А что мы берем в дорогу? Самое необходимое: сумку или чемодан с вещами, ведь мы едим путешествовать и отдыхать не на один месяц и путешествие неблизкое.

Но как же нам попасть в Москву? Мы летим из аэропорта на самолете. А как нам попасть в аэропорт, чтобы полететь на самолете? Вызываем такси до аэропорта. На самолете летим до Москвы. А дальше едим в поезде в город Сочи на море. До места отдыха мы добираемся на автобусе.

По порядку перечислите, пожалуйста, как и на чем мы добирались от Кайеркана до Сочи и сколько видов транспорта мы поменяли? (4: такси, самолет, поезд, автобус).

Молодцы! А где мы ждем автобус? (На остановке, где дорожный знак “Место остановки автобуса”).

Где мы выходим из автобуса? (На своей остановке, при движении автобуса кондуктор объявляет следующую остановку).

У кого мы покупаем билет за проезд? (У кондуктора).

Как садиться в автобус и как нужно вести себя в общественном транспорте – в автобусе? (Купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место).

Нужно ли уступать место в автобусе старшим?

Кто водит автобус? (Водитель) .

Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? (Нет, это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу, а кто-то возвращается с работы домой).

Обращали ли внимание, как ведут себя люди во время поездки? Все ли ведут себя правильно? Правила поведения?

(За каждый правильный ответ ученики получают жетоны).

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами и о которых мы только что говорили? (Водитель – водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины и т.д.) .

Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д. Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д. (объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта) .

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда.

0-2 Милиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?

Транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный.

Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.

Воздушный транспорт: самолет, вертолет.

Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д.

Есть и подземный транспорт: метро, подводный транспорт - подводная лодка.

Можно условно обозначить виды транспорта: водный - волнистая линия, воздушный - облако, наземный - прямая линия (педагог рисует на доске условные обозначения) .

Транспорт есть современный и старинный. Рассмотрим рисунки, где изображены различные виды транспорта.

Задание: накрыть фишками красного цвета современный транспорт, а фишками зеленого цвета – старинный транспорт (каждый ученик имеет задание на листе, которое он должен выполнить).

Кто скажет, почему мы называем транспорт старинным? (Потому что раньше теплоходы и пароходы, поезда работали на дровах, на угле, были конные экипажи и т.д.)

Молодцы! Кто правильно выполнил задание – получает по 2 жетона как лучшим знатокам транспорта.

5. Усвоение нового материала.

Упражнение: найди лишнее слово:
автобус,
сапоги-скороходы , самолет, ковер-самолет .

Молодцы! А сейчас назовите слова, которые не начинаются с буквы А:
автомашина, самолет, автобус, аэросани, велосипед .

Задание: Автомобиль какой марки с Дядей Федором и его папой застрял в снегу в преддверии Нового года на подъезде к деревне Простоквашино?

    Жигули”

    Запорожец”

    Москвич”

    Ока”.

Просмотр отрывка мультфильма “Зима в Простоквашино” .

6. Закрепление знаний.

О чем мы сегодня говорили? (О транспорте) .

Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный ).

Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных?(Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1).

Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).

Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т.д.)

Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель, кондуктор и т.д.).

Стихотворение

Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.

7. Практическая работа

Мы столько говорили о транспорте и, наверняка, каждый из вас любит рисовать. Задание: по точкам нарисуйте кораблик и раскрасьте, карандаши в коробочках.

8. Подведение итогов занятия

Сегодня все замечательно поработали, нарисовали красивые кораблики. За правильные ответы вы получили жетоны. Подсчитайте жетоны. Сколько их у вас? (Дети отвечают) .

Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Разные виды транспорта»

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; научить применять полученные знания в жизни.

Развающие: вызвать интерес к предмету; развивать внимание, память, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, культуру поведения в общественном транспорте.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках.

Дети:

Воспитатель:

Это необычный клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых написаны числа и буквы. Но, пока он летел, шарики спутались, помогите собрать их. Для этого надо расположить числа в порядке возрастания. Читаем хором, какое получилось слово.

Дети:

Транспорт.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на шары, какого они цвета?

Дети:

Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:

Что напоминают эти цвета?

Дети:

Сигналы светофора.

Воспитатель:

Правильно, молодцы!

То, что вы узнали,
Подтвержу для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Главный для транспорта командир!

Как вы понимаете слово транспорт?

Дети:

Это машины, велосипеды, трамваи.

Воспитатель:
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.

Транспортных средств очень много. Давайте рассмотрим самый близкий нам вид транспорта. Машины, которые передвигаются по земле мы относим к наземному виду транспорта. Давайте расскажем Клоуну о них. О какой из этих машин вы можете рассказать?

(Рассказы детей).

Клоун улыбается, он доволен вашими рассказами.

Работа по блок-схеме

Воспитатель:

Наземный вид транспорта делится на группы. Есть специальный, общественный, легковой, грузовой. Как вы думаете, почему их так назвали и чем они отличаются друг от друга?

Дети:

Грузовые машины перевозят грузы, а общественные пассажиров, специальные для выполнения специальных работ.

Воспитатель:

Ребята, какие машины относятся к специальным машинам?

Дети:

Пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, машина газовой службы.

Беседа о видах транспорта и их назначении

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Ребята, есть такие специальные автомашины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее доставить в больницу. По телефону 03 мы связываемся со службой скорой помощи.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и некто ее не задерживает. На ней ничего не написано, но ее сразу все узнают, ведь одни только пожарные машины бывают красные, как огонь. Пожарную машину пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не сжег. Набрав, по телефону 01 мы можем, вызвать пожарную помощь.
Сигнал по номеру 02 получают работники милиции, когда жизни людей угрожает опасность от преступников.

Игра «Подбери подходящий транспорт»

Воспитатель:

Клоун устал и хочет с вами поиграть. У вас на партах лежат картинки, где изображено какое – либо транспортное средство. Клоун показывает сигналы вызова экстренной помощи (01, 02, 03, 04), а вы покажите соответствующие картинки.
Специальные машины мы вызываем в экстренных случаях. Но чаще в жизни мы сталкиваемся с общественным транспортом. К общественному транспорту относится трамвай, троллейбус, метро, автобус. Слово трамвай пришло к нам из Англии. «Трем» - вагон, ходящий по путям, по рельсам. Двигается он за счет тока, который поступает от электростанции в верхний провод, оттуда в дугу трамвая и к электродвигателю, который и движет его. Затем ток идет через колеса к рельсам и возвращается на электростанцию. Трамвай может иметь один, два, а иногда и три вагона.
Что касается троллейбуса, то слово «бус» - это сокращенное слово «омнибус» - карета для всех. Слово «троллей» означает «Контактный провод». А слово автобус означает «авто» и «бус», они бывают разной формы. А в Англии даже в два этажа.
Самым быстрым общественным транспортом в больших городах является метро. Впервые метро было, построено в Англии, а в России оно появилось в 1935 г. в Москве.

Игра «Запрещается – разрешается»

Ребята, у Клоуна возник вопрос, знаете ли вы правила поведения в общественном транспорте? И поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Игру будем проводить с движениями. Сейчас вы увидите, сюжетные картинки если действие изображенное на картинке разрешается вы должны хлопать, а если действие которое не приемлемо на транспорте то топаете ногами.
Мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Мы подробно разобрали наземный вид транспорта, но существуют еще другие виды транспорта. Посмотрите на экран и назовите, какие еще виды транспорта вы здесь видите?

Дети:

Корабль, катер, теплоход – водный.
Самолёт, вертолёт, ракета – воздушный.

Воспитатель:

Правильно. А как вы думаете, для чего нам нужны все эти транспортные средства?

Дети:

Чтобы ездить на них, чтобы плавать, летать, перевозить грузы, людей!

Воспитатель:

Но кто же управляет всеми этими машинами?

Дети:

Машина - водитель
Ракета - космонавт
Корабль - капитан

Воспитатель:

Вот на картинах мы видим с вами три вида транспортных средств. А скажите, правильно ли транспорт выбрал свой путь?

Дети:

На самолёте мы с вами летим по воздуху.
На машине мы едем по дороге.
На корабле мы плывём по морю, по океанам!

Воспитатель:

А теперь, давайте поиграем в игру «Что лишнее?»

Дети:

Ковёр-самолёт лишний.

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите, что это за дорожка? И наш Клоун тут. Это, ребята, дорожка знаний, давайте пройдем по ней и повторим, как вы все запомнили. О чем мы сегодня говорили? Отправляемся в путь. Чтобы не скучать в пути, давайте я вам загадаю загадки.

Не птица, а летает,
Не пчела, а жужжит.
Всех людей, кто пожелает
Быстро – быстро он домчит.
(Самолет)

К какому виду транспорта относится самолет? Что мы узнали об этом виде транспорта?
(Ответы детей).

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
(Пароход)

Да, правильно, что вы можете рассказать о пароходе? (Ответы детей).

Умницы! Слушайте следующую загадку:

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
Что же это?
(Автомобиль)

Для чего нужны автомобили? К какому виду транспорта он относится? (Ответы детей).

Клоун улыбается, он доволен вашими ответами. А отгадаете ли вы следующую загадку?

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

Молодцы! Клоун приглашает нас сесть в автобус и проехать одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».

При посадке в транспорт
Входить в задние двери... (разрешается)

А выходить через передние... (разрешается)

Если едешь в транспорте,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно, ... (запрещается)

Уступать старушке место... (разрешается)

Опираться на входную дверь... (запрещается)

Сесть на свободное место... (разрешается)

Высовываться из окна... (запрещается)

Громко разговаривать и кричать... (запрещается)

Вы Клоуну показали свои знания, можем отправляться в путь. И так, последняя остановка, автобус остановился, но двери почему-то не открываются. Для того, чтобы они открылись, мы должны вспомнить, как обходят автобус?

Дети:

Надо подождать, когда он уйдет.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мне и Клоуну очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Клоуну было интересно на уроке и в знак благодарности он хочет вам подарить свои шарики.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Коррекционно-учебные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт»; побуждение детей к активной и выразительной речи; воспитание внимания к обращенной речи; привитие навыков пояснительной речи; формирования простых и распространенных предложений с помощью вопросов к рисункам; побудить употреблять в собственной речи разные по цели высказывания и интонации предложения ; употребление предложений с союзом а; пополнение словаря прилагательными, наречиями, глаголами; воспитывать умение согласовывать существительные с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами; формирование графо-моторных навыков.

Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; координация речи с движениями творческого представления; мимической мускулатуры, речевого дыхания, темпо-ритмичной стороны речи; развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, тактильного восприятия; развитие логического мышления при отгадывании загадок; развитие психических и фонематических процессов; развитие зрительно-пространственного восприятия, представления; зрительного анализа и синтеза, зрительного контроля; формирование зрительно-моторной координации.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения работать с дидактическим материалом, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.

Материалы: рисунки различных видов транспорта; наложенные контурные изображения различных видов транспорта; рисунок с теневыми изображениями видов транспорта; рисунок лабиринта; схематическое изображение машины; палочки пластмассовые, бумажные кружочки, игрушечная машинка.

Ход логопедического занятия в детском саду

Организационный момент

Мчатся машины с машинами,

Шелестят машины шинами.

Остановилась машина,

Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.

Работа с загадками

Я не ем овса и сена,

Дайте выпить мне бензина.

Всех лошадей обгоню,

Кого хочешь догоню.

(Автомобиль)

В синем небе путь у меня,

Быстрее всех летаю я.

(Самолет)

Что есть у самолета, а нет у автомобиля?

Лексико-грамматическое упражнение «Узнай, что это?»

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть заштрихованные картинки различных видов транспорта и отгадать, что изображено.

Лексико-грамматическое упражнение «Что я вижу?»

Детям предлагается рисунок, на котором представлены наложенные изображения различных видов транспорта. Дети внимательно рассматривают и отвечают на вопрос «Что я вижу?».

Лексико-грамматическое упражнение «Еду в гости»

У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, самолет, поезд, корабль). Логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает: «На чем ты поедешь в гости?». Ребенок показывает свою картинку и отвечает на вопросы.

Дидактическая игра «Узнай за тенью»

У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (трамвай, автобус, грузовик, автомобиль, экскаватор, трактор). На листе бумаги нарисованы теневые изображения различных видов транспорта. Ребенок внимательно разглядывает теневые изображения и определяет по контуру своего рисунка вид транспорта. Затем ребенку предлагается прикрепить свой рисунок транспорта на доску, на которой размещены теневые изображения.

Физкультминутка «Регулировщик»

Регулировщик стоит упрямый (Ходьба на месте)

Людям машет не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте)

Есть палочка волшебная в руках у меня,

Через мгновение сто машин останавливает она!

— Вот палочкой влево, я вам показал

Красивый и ровный, автомобильный ряд стал.

— Вот дети вам правую сторону покажу

И палочкой помогу.

— Едем вперед машины,

Аж свистят от этого шины.

— Вот палочку вверх я ловко поднял

Сразу «Мерседес», как вкопанный стал.

Загадка

Транспорт регулирует он,

Как настоящий актер

Всем свои правила диктует

Ну, а называется он ….

(Светофор)

«Лабиринт»

На листе бумаги нарисован лабиринт. Ребенку предлагается «проехать» по лабиринту. Логопед дает ребенку игрушечную машинку, ребенок едет и комментирует маршрут движения, отвечает на вопрос: «Как ты поедешь?»

Упражнение «Штриховка автомобиля»

(Упражнение на развитие графомоторных навыков)

Дидактическая игра «Волшебные палочки»

Детям предлагается выложить из палочек автомобиль.

Итог занятия

Существительные автомобиль, грузовик, трамвай, самолет, автобус, поезд, машины, экскаватор, трактор, дорога, шоссе, колеса, крылья, руль, остановка, груз, гараж, светофор, цвета, водитель, шина, инспектор ГАИ
Прилагательные красный, желтый, зеленый
Глаголы ехать, лететь, остановилась, тормозить,
Числительные один — много
Наречия быстро, медленно, влево, вправо, вперед, назад
Предлоги в, на, по
Союзы а
Словообразования груз — грузовик

Цель : расширять знания детей о различных видах транспорта в городе Туле; закреплять правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.

Задачи занятия:

ОО "Познание"

Расширять и обогащать знания детей о видах транспорта в родном городе Туле; уточнить их представления о способах передвижения транспорта по городу, дать знания о людях, работающих на транспорте.

Продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

ОО "Социализация"

Формировать умение самостоятельно давать самооценку, вызвать желание приобрести дальнейшую профессию, связанную с перевозкой пассажиров. Воспитывать уважение к людям данных профессий.

ОО "Физическая культура"

Закреплять умение действовать по сигналу. Обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.

ОО "Коммуникация"

Развивать речь как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Ввести в активный словарь детей слова: вагоновожатый, кондуктор, таксист, водитель автобуса или троллейбуса, посадочная площадка, поручень, остановка.

ОО "Чтение художественная литература"

Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание стихотворений.

ОО "Художественное творчество"

Закрепить умение рисовать различные виды транспорта. развивать способности к творчеству.

ОО "Музыка"

Использовать в процессе занятия музыкальное сопровождение и различные шумовые эффекты.

Оборудование.

Картинки с изображением различного вида транспорта. Ноутбук для демонстрации презентации. СD-проигрыватель.

Материалы.

Памятка для дошкольников"Правила поведения в общественном транспорте"

Кроссворды, ребусы.

Изучение темы:

На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов транспорта.

Воспитатель задает детям вопросы:

Как называются машины, которые перевозят грузы?

Как называются машины, которые помогают людям?

Как называется техника, помогающая людям на селе, в полевых работах?

Как называются машины, которые перевозят пассажиров?

За каждый правильный ответ детям выдается фишка-машинка.

Затем воспитатель показывает карточки с изображением различных видов пассажирского транспорта.

Воспитатель рассказывает детям о предназначении различного транспорта, его особенностях.

Демонстрация презентации "Мы едем, едем, едем..."

Воспитатель : каждый из Вас когда-нибудь пользовался каким-либо транспортом. А какой транспорт перевозит людей по улицам нашего города?

Дети называют его.

Выходят три ребенка и читают стихи.

Стоит машина на пути,

Трамвай звенит:

"Дай мне пройти.

Машина, ты имей ввиду,

По рельсам строго я иду,

Нельзя свернуть туда - сюда,

Надежно держат провода.

Нельзя мне изменить маршрут,

А то с маршрута уберут.

А мне нужна работа,

Возить людей охота.

Улыбается водитель:

"Проходите, проходе.

У окошка место есть

Не желаете присесть?

На моем автобусе

Полоски как на глобусе.

Мы объедем белый свет.

Вы садитесь или нет?

Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,

И его на остановке люди с нетерпением ждут.

Маму с папой на работу отвезет за пять минут.

Этот транспорт очень важный, все троллейбусом зовут.

Ток бежит по проводам, только он не страшен нам.

Быстро наш троллейбус мчится и плохого не случится.

Воспитатель задает детям вопросы : "Каким транспортом Вы добираетесь до детского сада", "Как можно доехать до бабушки?", " На чем можно добраться до дачи?"

Дети и родители делятся на три команды "Автобус", "Трамвай", "Троллейбус"

Команда выбирает по одной семье. Им дается задание. Нарисовать транспорт на котором мама добирается до работы. Если рисунки совпали, то команда получает фишку-машинку.

Динамическая пауза "Угадай, на чем поедем?"

Командам дается прослушать сигналы, по которым они "паровозиком" будут двигаться, обегать препятствие и возвращаться на место.

Команда "Автобус" начинает движение по сигналу клаксона.

Команда "Трамвай" по сигналу звонка трамвая.

Команда "Троллейбус" по сигналу гудка.

Конкурс "Ребусы"

Каждой команде раздается лист с ребусами. Команда, первая закончившая разгадывать ребусы получат фишку - машинку.

(ответы на ребусы: троллейбус, такси, автобус, трамвай)

Словесная игра "Кто, что делает?" за каждый правильный ответ участники получают фишку-машинку.

Водитель - ведет автобус, объявляет остановки.

Кондуктор- продает билеты.

Контролер - проверяет билеты.

Пассажиры - ожидают транспорт на остановках, оплачивают проезд, едут в транспорте.

Вагоновожатый - ведет трамвай по рельсам.

Таксист - ведет машину такси.

Очень важно донести до дошкольников (и напомнить родителям) правила поведения в общественном транспорте.

Конкурс "Ситуация"

От каждой команды выбирается одна семья. Им выдается карточка с проблемной ситуацией, которую необходимо разыграть. На подготовку дается пять минут.

В это время дети исполняют песню "Мы едем, едем, едем..."

Ситуации для разыгрывания.

Ты едешь в автобусе. На остановке вошел пожилой человек. Как ты поступишь?

Тебе надо передать деньги за билет. Как ты поступишь?

Скоро остановка, а салоне много народа. Как ты поступишь?

Конкурс "Кроссворд"

Каждой команде выдается лист с кроссвордом. Отгадка зашифрована в клетках синего цвета.

В конверте спрятано задание

Команда, первой закончившая выполнять задание, получает фишку-машинку.

В конце дети получают памятку "Правила поведения в общественном транспорте"

Подводятся итоги викторины. Определяется победитель. Проводится награждение участников.

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».

Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.

Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.

Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.

Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово Кемеровской области.

Конспект занятия «Транспорт. Виды транспорта»

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».
  • Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
  • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.
  • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
  • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Сюрпризный момент (организационный момент) .

Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными видами транспорта в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришел необычный гость, это щенячий патруль.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). Здравствуйте щеночки.

Воспитатель. Щенячий патруль пришел не один, а с друзьями (автомобиль, автобус, самолет).

Щенячий патруль любит загадывать загадки про своих друзей. Попробуйте отгадать загадки и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости вместе с щенячьим патрулем.

Воспитатель загадывает загадку и предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними игрушек.

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука.

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Железная птица

В небе кружится.

По сигналу пилота

На землю садится.

(Самолет)

Что за чудо – синий дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Вагоны поезда)

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали.

2 ЧАСТЬ. Основная .

2.1. Рассмотрение игрушечного транспорта и предметных картинок с изображением транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, др.).

Цель: учить детей определять и различать транспорт.

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали. А вы знаете, что всех друзей можно назвать одним словом – транспорт. Транспорт - это машины, которые помогают нам перевозить грузы и людей. А давайте рассмотрим на картинках, какой еще транспорт бывает.

2.2. Рассмотрение сюжетных картинок.

Цель: закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Посмотрите на картинку и скажите..

Воспитатель называет имя ребенка и задает вопрос.

  • Кто едет в автобусе? – В автобусе едут медвежата.
  • Где едут медвежата? – Медвежата едут в автобусе.
  • Кто едет в трамвае? – В трамвае едут зайки.
  • Где едут зайки? – Зайки едут в трамвае?
  • Кто ведет троллейбус? – Троллейбус ведет лиса?
  • Что ведет Лиса? – Лиса ведет троллейбус.
  • Кто ведет грузовик? – Грузовик ведет кот.
  • Что ведет Кот? – Кот ведет грузовик.
  • Что везет грузовик? – Песок.

2.3. Подвижная игра: «Поехали»

Цель: развивать общую моторику, подражательность, творческое воображение.

Воспитатель. А давайте теперь сами превратимся в машинки, пароходы и самолеты.

Дети встают, повторяют слова и движения за воспитателем.

На лошадке ехали,

До угла доехали. Стоп.

«Едем на лошадке»

Сели на машину,

Налили бензину,

На машине ехали,

До реки доехали. Стоп.

Изображаем, что крутим руль.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали

Делаем руками волны, сначала правой рукой, потом левой

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: у-у-у-.

Изображаем руками крылья самолета.

Стоп. Приехали.

Садимся на места.

И. Токмакова

2.4. Игра «Слушай внимательно» (чтение стихотворений, выделение названий транспорта).

Цель: развивать слуховое внимание, память; закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Внимание. Наш щенячий патруль хочет прочитать вам стихотворения про транспорт. А вы слушайте внимательно, и назовите потом нашим щеночкам название транспорта, о котором говорилось в стихотворении.

«Самолет»

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

А. Барто.

«Самосвал»

Самосвалом я зовусь:

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо.

Все такой машине рады.

Н. Нищева

«Мчится поезд»

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Э. Мошковская

«Кораблик»

По реке плывет кораблик .

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Д. Хармс

«Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто.

2.5. Игра «Что делает?».

Цель: расширить словарь по теме (виды транспорта), закрепить умение ловить и бросать мяч.

Воспитатель. Ой, щенячий патруль спрашивает, а чем отличается грузовик от самолета.

Дети: Самолет летает, грузовик едет по дороге.

Воспитатель. Давайте поможем щенячьему патрулю разобраться, что умеет делать транспорт. Если у вас в руках окажется мяч, щенячий патруль покажет вам картинку, а вы расскажите щеночкам, что делает транспорт: едет, летит или плывет. Давайте я начну.

Это автобус. Автобус едет по дороге.

Это самолет. Самолет лети в небе.

Это лодочка, Лодочка плывет по воде.

Воспитатель бросает мяч ребенку (либо дети передают мяч друг другу по очереди), и показывает на игрушечный транспорт или картинку, ребенок ловит мяч и говорит, как этот транспорт передвигается.

В конце нескольким детям можно предложить ответить на вопрос, какой транспорт умеет:

Летать - … (самолет, вертолет).

Воспитатель обобщает: «Значит это все воздушный транспорт».

Ездить - … (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик).

Воспитатель обобщает: «Значит это все наземный транспорт».

Плавать - .. (корабль, лодка, катер).

Воспитатель обобщает: «Значит это все водный транспорт».

2.6. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Цель: развивать мелкую моторику.

О.И. Крупенчук

2.7. Группировка транспорта по видам.

Цель: развивать словарь по теме.

Воспитатель. А давайте познакомим щенячий патруль с Вашими домашними игрушками. Только теперь мы уже знаем, как красиво называются различные виды транспорта, поэтому будем говорить, что это не просто игрушка, а например, это грузовик – наземный транспорт. Или. Это самолет - воздушный транспорт.

Кто хочет начать, … подойди к щенячьему патрулю, возьми из корзины игрушку и представь ее нашим щеночкам.

А теперь поставь около гаража. Воздушный транспорт будем ставить на этот стол около гаража под облаками (аэропорт). Наземный транспорт поставь на этот стол около гаража возле дороги (автостоянка). Водный транспорт поставь на этом столе около гаража возле речки (Водный порт).

3 ЧАСТЬ. Подведение итогов .

Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.

Воспитатель. Кто к нам приходил сегодня в гости?

Дети (все вместе). Щенячий патруль.

Воспитатель. Как зовут друзей щенячьего патруля? (показать на игрушки)

Дети (все вместе). Автомобиль, автобус, самолет.

Воспитатель. А как, одним словом можно назвать друзей.

Дети (все вместе). Транспорт.

Воспитатель. Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай

Воспитатель. Лодка, корабль – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. Самолет, вертолет – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. За то, что вы так хорошо играли с щенячьим патрулем, он приготовил для вас подарки. Вот такие картинки, мы с вами их разукрасим в следующий раз.

Воспитатель. А сейчас давайте попрощаемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). До свидания.


Похожие статьи