Занятия с детьми тнр. Направления работы с детьми с ТНР на занятиях. Массаж с использованием шариков Су-Джок

Индивидуальное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи

старшая группа

Тема: Автоматизация звука[р] в словах и предложениях.

Задачи:

  • упражнять в правильном произнесении звука[р]в словах и предложениях;
  • закреплять умение выделять звук[р] из ряда звуков;
  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • закреплять умение классифицировать предметы;
  • развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятия, конструктивные навыки;
  • совершенствовать кинестетическую основу движений пальцев рук по словесной инструкции, мимическую и артикуляционную моторику, физиологическое дыхание;
  • совершенствовать способность к сосредоточению;
  • развивать саморегуляцию.

Оборудование: разрезные предметные картинки, муляжи фруктов, тарелочки, сюжетные картинки, мячик, мягкая игрушка «мишка», сигнальные карточки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

К нам в гости пришёл Мишка. Он хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.

2. Мимическая, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Угостим Мишку. Мишка никогда не пробовал лимон и банан. Давай мы ему покажем какие они на вкус.

Упр. ”Кислый лимон” [сморщиться],

Упр. ”Защипало язычок” [дуть на высунутый язык со звуком ф-ф-ф…],

“Вкусный банан” [имитация жевательных движений],

“Оближем губы” [облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт];

Наведём порядок в доме и на рабочем месте, прежде, чем заниматься.

Вычистим коврик [упр. ‘’Качельки’’]

Постираем и прополоскаем платочки [упр. ‘‘Индюк”]

Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит [упр.’’Парус’’]

А теперь можно заниматься.

3. Звуковая разминка

Вспомним как вертолёт гудит -Др…

Трактор заводится-Тр…

Мышка дрожит от холода-Бр…

Дедушка храпит-Хр…

Плавец плывёт-Фр…

Собака рычит-Р…

4. Дид. и гра. "Разрезные картинки’’

А что тут у Мишки? [Письмо.]

Давай посмотрим, что в нём?

Надо сложить разрезанные картинки и назвать все слова правильно:

рак, ромашка, арбуз, верблюд, огурец, виноград, дрова.

Где находится язычок, когда произносим звук [р]? [вверху, упирается в верхние зубки и дрожит]

5. Дид. игра “Светофор”

Я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] в слове - поднимешь зелёную карточку,а если нет- красную.

[Топор, сова, сахар, рак, молоко, забор, корабль лодка, дорога, кирпич, двор]

6.Игра “Закончи слово”

топо… тракто…

помидо… шофё…

зобо… мото…

костё… боксё…

ковё… кефи…

разгово… мухомо…

7. Игра”Договаривание предложений”

Рыбак ловит…[рыбу]

Барабанщик громко барабанит в…[барабан]

На небе разноцветная…[радуга]

У барана крупные…[рога]

Топором рубят…[дрова]

Волосы расчёсывают…[расчёской]

8. Дид. игра “Раскрась картинки”

Злой волшебник заколдовал картинки и смыл с них краски. Рома и Рая решили раскрасить картинки снова. Помоги им пожалуйста! Рома будет раскрашивать чёрным карандашом то, что бывает чёрным, а Рая раскрашивать предметы, которые бывают красными.

9. Дид. игра “Помоги Ире сделать уборку”

Сложить в шкаф предметы, в названиях которых есть звук [р], а в стиральную машину - в названиях которых нет звука [р]

10. Игра с мячом ”Большой, маленький”.

Большое ведро - маленькое ведёрко.

Большой забор-маленький заборчик.

Большой помидор-маленький помидорчик.

Большой карандаш-маленький карандашик.

Большая рубашка-маленькая рубашечка.

11. Итог занятия.

Мишке очень понравилось как ты занимался и он многому у тебя научился. А в какие игры мы с тобой играли? У Мишки есть для тебя подарок. Можешь с Мишкой пойти в группу и поиграть с ним.

К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).

В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).

Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.



Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса

(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа) формирования языковой системы

1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.

2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.


Таблица. Онтогенетические законы развития речи

(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)

3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.

Схема коррекционной работы

(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.

Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .

скачать схему

Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап

Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.


Символы гласных звуков

I этап

Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.

Слоговые карточки из наборов

Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап

Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

III этап

З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.

Работа над звукопроизношением


Слоговая структура слова

Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.

При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.

Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.

Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.

Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.

Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.

Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».

Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.

Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.

Задачи

Образовательные:

  • расширение представлений об окружающем мире, о деятельности человека по созданию предметов и материалов, его окружающих;
  • уточнение и расширение представлений о качественных свойствах материалов и предметов, окружающих человека в быту;
  • расширение представлений о сравнении и классификации предметов по различным признакам через наблюдение и осязание;
  • уточнение представления детей о понятиях «колючий – гладкий – шипастый – пупырышчатый – пористый – шершавый – ребристый, твёрдый – мягкий – упругий, пластмассовый, резиновый, тряпичный, дерматиновый, воздушный, спортивный, теннисный, деревянный, бумажный, стеклянный, прозрачный, ёлочный, новогодний, тёплый, холодный, круглый, плоский, гигантский – огромный – очень большой – большой – маленький – очень маленький – малюсенький».

Коррекционно-развивающие:

  • уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР качественными прилагательными и прилагательными в сравнительной степени;
  • формирование представлений об антонимах и синонимах на примере описания предметов через использование качественных и относительных прилагательных;
  • развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями при описании предметов (мячей, шаров, кругов);
  • коррекция сукцессивных функций через запоминание последовательности изложения при описании предметов коллекции по схеме Воробьёвой В.К. (Что вижу? Что ощущаю?)
  • формирование связной речи через составление парных описательных рассказов, сравнительно-описательных рассказов мячей, шаров, кругов;
  • стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование предметов познавательной коллекции;
  • развитие выразительности речи через грамотное и точное использование прилагательных при описании экспонатов коллекции;
  • развитие сенсорных ощущений через взаимодействие с предметами коллекции;
  • развитие элементарных навыков анализа и синтеза через классификацию мячей, шаров, кругов по различным признакам;
  • развитие интереса к коллекционированию.

Воспитательные:

  • воспитание у детей с ТНР эмоциональной отзывчивости, сопереживания через взаимодействие с предметами коллекции;
  • воспитание внимания и интереса к слову, к точному и правильному его использованию (в данном случае — качественных прилагательных), помогать почувствовать красоту и выразительность родного языка;
  • воспитание и развитие эстетических чувств;
  • воспитание терпения, внимания, дисциплинированности (ждать терпеливо своей очереди, выслушивать товарища, соблюдать оговорённые правила);

Материалы коллекции можно использовать как:

демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи

  • при работе над предложениями различной конструкции, при составлении описаний, рассказов, творческих пересказов;
  • при создании активной игровой мотивации на индивидуальных коррекционных занятиях по коррекции звукопроизношения;
  • литературный материал — для автоматизации поставленных звуков.

практический материал для развития процессов

  • осязания,
  • мелкой моторики рук (поглаживание, ощупывание, сдавливание, массаж кистей рук);

Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:

Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.

« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»

«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/У «Я задумала мяч»

Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.

Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Ход упражнения:

Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.

Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.

Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:

  • Повысить интерес воспитанников с ТНР к коррекционно – логопедическим занятиям;
  • Сделать коррекционные занятия по автоматизации поставленных звуков более занимательными (мяч – активный участник занятия, дети рассказывают ему чистоговорки, скороговорки, стихи);
  • Разнообразить элементы сюрпризности на фронтальных и индивидуальных занятиях (появление нового необычного экспоната – мяча, шара, круга – ,который сотрудничает с детьми, помогая им выполнять задания логопеда);
  • Количество экспонатов коллекции позволяет разнообразить дидактические игры и упражнения, сохраняя к ним долговременный интерес воспитанников.
  • Повысить позитивный эмоциональный настрой воспитанников на коррекционных занятиях у логопеда (детям очень нравится, что мячи разные, необычные, что их можно трогать, гладить, ощупывать, подбрасывать, ими можно играть, о них можно рассказывать).

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»

Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.

Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Волоснёва Татьяна Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Д⁄с № 9 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия с ребенком с ТНР
Дата публикации: 07.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие с ребенком с ТНР по формированию общих речевых навыков.

Цель : Формирование

активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов;

Обучать пониманию вопросов косвенных падежей;

Развивать

слуховое

восприятие,

речеслуховую

зрительное

внимание,

конструктивный

Продолжать работу над неречевым дыханием;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику;

Накопление пассивного словаря, накопление предикативного словаря;

Развивать логическое мышление;

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к

животным, чувства сопереживания.

Оборудование : кукла, зеркало, картинки с изображением кита, кота, ежа, вода, вата, аппликатор Ляпко

пальчиковый, шарик су-джок, банка, тренажер «Дельфа», лист с изображением ежа, кита, кота, леса, дома,

Деятельность логопеда

Ответы, действия ребенка

Организационный момент.

Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это Оля.

Давай с нею поздороваемся.

Здравствуй, Оля! Ты рад Оле?

Психогимнастика .

Покажи, как ты рад, когда Оля приходит к тебе в

гости; а как ты грустишь, когда она уходит? Давай мы

обидется,

поздороваются,

пригласят

обрадуется, когда ей предложат угощенье.

Развитие артикуляционной моторики. Развитие

неречевого дыхания.

Оля пришёла к нам в гости, давай будем ее угощать.

Напечём вкусных блинов,

Блины горячие, давай на них подуем

К блинам возьмём вкусное варенье.

Нальём чай в чашку.

Чай горячий подуем на него.

Угостим Олю конфеткой.

После еды надо почистить зубки

Проговаривание

«привет»

Ре б ё н о к

в ы п ол н я е т

м и м и ч е с к и е

упражнения

В ы п о л н я ю т с я

п р и е м ы

биоэнергопластики.

выполняет

артикуляционные

упражнения

совместно

движениями

упр. «блинчики»

Дуть на высунутый язык

упр. «варенье»

упр. «чашечка»

используя

Стимуляция

повторения

названий

игрушек,

развитие тактильных ощущений.

познакомить

друзьями.

Интересно, кто они? Вот их фотографии (кот, кит, еж)

Д р у з ь я

д р у ж е л ю б н ы е,

любознательные

интересные задания. Вот ёжик что-то хочет мне

сказать, а-а-а, он хочет, чтобы с ним поиграли.

Массаж с использованием шариков Су-Джок

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал

нам колючки показал

А колючки тоже

на ежа похожи

Накопление пассивного словаря. Стимуляция

повторения звукоподражаний. Развитие слухового

восприятия и внимания.

аппарат «Дельфа»

упр. «конфетка»

«почистим зубки», одновременно водим

языком по верхним зубам и щеточкой по

пальчикам.

Отраженное

повторение

названий

игрушек, определение их по тактильным

признакам

(пушистый,

кол юч и й,

катать Су Джок между ладонями

массажные движения большого пальца

массажные

движения

указательного

массажные движения среднего пальца

массажные

движения

безымянного

массажные движения мизинца

катать Су- Джок между ладонями.

приглашает нас в гости. Пойдем?

Ой! Пока мы гуляли, куда-то подевался наш

кит! Давай его позовем: «Кит!!! Кит, ты где?»

придумать.

живет под водой и не очень хорошо слышит.

специальный прибор (банка)

волшебное устройство, попробуем с помощью

его. («Дельфа»)

Итог

Понравились

…………………

всем по домам, чтобы никто не заблудился и

нарисуешь дорожку. Попрощаемся с нашими

новыми друзьями.

Интерактивная

заданных

ж и в о т н ы х,

н а з в а т ь

п о в т о р

звукоподражаний животных.

Проговаривание «в банку», зовем тихо,

затем – громче.

Развитие

аппарате

«Дельфа»

изображены:

Оля, ежик, кит, кот. На другой – дом,

проводит

Алеся Чернышова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д/с «Светлячок»

Осинского района Пермской области

С ТНР старшей группы : «Фрукты

подготовила

учитель-логопед

Чернышова Алеся Александровна

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности по теме : «Фрукты

Цель : расширение и активизация словаря по теме Фрукты .

Задачи :

Учить образовывать существительные Р. п. множественного числа.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .

Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование : картинки с изображением фруктов , альбом, карандаши, логопедический чемоданчик .

Ход занятия.

1. Организационный момент : (Объявление темы занятия . Создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха.)

Логопед приглашает детей в кабинет , организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках за столом.

Логопед : Сегодня не обычный день, у меня для вас есть волшебный чемоданчик. А что он нам приготовил мы с вами узнаем после того как послушаем интересное стихотворение, которое называется «Фрукты » А вы постарайтесь слушать внимательно.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду .

Вот среди веток груши бочок.

Груша зелёная, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Светится золотом жёлтый лимон.

В кроне зелёной висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

(Н. Нищева)

2. Упражнение «Раскрась фрукты » (Развитие памяти. Расширение словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи согласование прилагательных с существительными.)

Логопед предлагает детям вспомнить, о каких фруктах говорится в стихотворении.

Логопед : Перечислите названия фруктов , о которых говорится в стихотворении.

Дети : Груша, яблоки, персик, лимон, апельсин.

Логопед : Посмотрите, в чемоданчике для вас что -то есть.

Логопед достаёт из чемоданчика трафареты фруктов , сделанные по принципу кармашков, с тем чтобы в каждый кармашек можно было вставить листок цветного картона.

Логопед : Я надеюсь вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении . У вас на столах лежат цветные квадраты картона «раскрасьте» фрукты , вставив в кармашки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

1-й ребёнок. Зелёная, овальная, сочная, спелая груша.

2-й ребёнок. Красные, румяные, круглые, душистые яблоки. и т. д.

Логопед : Молодцы!

Логопед : Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты )

Ребята, где растут фрукты ? (на деревьях) .

Как называют деревья, на которых растут фрукты ? (фруктовые ) .

Где растут фруктовые деревья ? (в саду) .

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев ? (фруктовый сад ) .

Логопед : - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите из чемоданчика по одному фрукту и назовите его . Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты , вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед : Молодцы!

Логопед : Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду ? (фруктов )

Чего много на яблоне? (яблок) .

Чего много на грушевом дереве? (груш) .

Чего много на сливовом дереве? (слив) .

3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий :

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

6. Игра «Что мы приготовим из фруктов »

Логопед : Сейчас я буду называть фрукт , а вы будете отвечать , что из него можно приготовить :

Яблоко – яблочный сок;

Слива – сливовый сок;

Груша – грушевый сок;

Ананас – ананасовый сок;

Апельсин – (апельсиновый сок.) ;

Виноград - (виноградный сок) ;

Персик – (персиковый сок) .

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки : апельсин, виноград, киви, вишня)

Что это?

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

8. Дорисовывание фруктов .

Логопед : Ребята, посмотрите в чемоданчике лежат фрукты . Но фрукты нарисованы только наполовину. Дорисуйте вторую часть сами.

(Самостоятельная работа) .

9. Игра. «Четвертый лишний»

Логопед : Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, арбуз,кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, помидор, слива.

Яблоко, груша, лук, слива.

10. Итог занятия .

Ребята, волшебный чемоданчик будет радовать нас ещё своими интересными играми. Но сейчас он говорит вам до свидания! До новых встреч!

11. Оценка работы детей :

Список литературы :

1. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева – СПб : 2001. стр. 13

Похожие статьи