Должен уметь ребенок до 1 месяца. Первый месяц жизни ребенка. Что может услышать малыш в месячном возрасте

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения – именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы – это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.



К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности – самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» – это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти – ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.


Массаж для новорожденного – не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) – такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями – к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию – подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто – около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.



Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Обследования первого месяца жизни

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок отправляется на первый прием к врачу.

  1. Мамы должны показать свое дитя не только педиатру, но и другим специалистам: неврологу, ортопеду, хирургу.
  2. При наличии показаний список специалистов может быть увеличен – педиатр дает направление на обследование к кардиологу или офтальмологу.
  3. Месячного кроху следует обязательно проверить с помощью ультразвукового обследования, чтобы выявить возможные патологии в развитии тазобедренного сустава.
  4. Наряду с этим проводится УЗИ головного мозга и внутренних органов – такое тщательное обследование поможет выявить заболевания на самом раннем этапе.
  5. В этом возрасте ребенку следует сделать ЭКГ (электрокардиограмму), где опытный врач разберет работу сердца вашего малыша.

Вашему ребенку один месяц! Это первая настоящая дата, которую вы можете даже отпраздновать! Ваш малыш всего лишь за один месяц достиг значительных успехов, и теперь уже он не новорожденный а настоящий грудничок. Грудной период продолжается с 1 месяца до года!

Сейчас во внешнем виде малыша происходят значительные изменения, особенно это заметно по фотографиям. Отечность и одутловатость личика проходят, оно приобретает конкретные черты. Теперь уже можно разгадывать, на кого же похож малыш, хотя эта похожесть еще несколько раз поменяется.

Пупочная ранка у большинства детей к этому возрасту заживает, если не было воспаления, и на животе красуется самый настоящий пупок.

Мышцы малыша начинают расслабляться, постепенно проходят судороги. Кулачки разжимаются, а ручки, до сих пор прижатые плотно к телу, пускаются в дело (проходит физиологический гипертонус). Малыш еще не умеет обращаться с ними, бесцельно машет и не может держать погремушку или схватить что-нибудь.

Удерживать головку малыш тоже еще не умеет. Лежа на животе, он может только приподнимать ее на 15–30 секунд. Из-за этого, во время ношения на руках, мама должна быть осторожной и придерживать малыша за затылок.

Как выглядит ребенок в 1 месяц








Эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

В течение второго месяца жизни у малыша на смену кризиса новорожденности приходит так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Что это такое?

В 2–3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3–4 недели - сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер.

В в конце первого месяца компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Полезно знать

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сложилась.

Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:


  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого.

  • Использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения.

  • Обильные вокализации во время общения с матерью.

  • Реакция улыбки.

Полезно знать

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед. К концу этого месяца ребенок будет уже способен сжимать и разжимать пальцы. Свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела. В положении на животе к концу этого месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из‑за этого смотреть далеко вперед он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус - сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу этого месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Зрение. Четче, чем на первом месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и разговаривает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест‑упражнение‑игра
Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд.

На втором месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка - обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие - что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Поэтому подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие - на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, - не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» - подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. Есть мнение они могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее - примерно с 4–5 месяца.

Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест‑упражнение‑игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать. На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1‑го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2‑го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу‑неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту‑у‑у, ля‑я‑я, бу‑у‑у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем - «а‑а‑а», «а‑бы‑ы», «е‑ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии. К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» - и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

Денверский тест в 1 месяц

Грубые движения - Лежа на животе, поднимает голову
Речь - Улыбается

Визит в поликлинику

В этом месяце вам с малышом предстоит первый визит в поликлинику. В каждой из них есть «день здорового ребенка» или «грудничковый день», когда приходят только здоровые дети, чтобы больные не заражали их. Его надо заранее узнать (обычно это вторник или среда), чтобы не прийти в день, когда поликлиника будет набита кашляющими и чихающими детьми всех возрастов.

Осмотр педиатра положено проходить каждый месяц. Кроме того, существует диспансеризация, то есть осмотр ребенка врачами-специалистами и взятие анализов. В это месяце вам предстоит пройти и то и другое.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог (невропатолог).

  • Детский хирург.

  • Ортопед (травматолог-ортопед). Обычно грудничка смотрит либо хирург, либо ортопед.

  • Офтальмолог (окулист), этот специалист иногда впервые осматривает малыша в 2 месяца.

Плановая вакцинация:


  • Вторая вакцинация против гепатита В (первая проводится в роддоме, а третья - в два месяца).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, нет ли в ней белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, нет ли в нем крови, лейкоцитов).

Следующая диспансеризация вам предстоит в три месяца, а в два - только осмотр педиатра.

Как кормить ребенка в 1 месяц?

Приоритетом по прежнему остается грудное вскармливание. Кормить малыша лучше всего только грудным молоком. Количество прикладываний не ограничено, в том числе и ночью. Это называется кормление по требованию. Для этого удобнее класть его спать вместе с собой, или придвигать кроватку без бортика к своей кровати. Так у вас будет больше шансов выспаться, а ночи станут спокойнее.

Полезно знать

«Kогда вы целуете своего малыша, вы меняете состав грудного молока. А вы знали, что неудержимое желание зацеловывать своего ребёнка преследует биологическую цель? Когда мама целует своего малыша, она получает с его личика образцы микрофлоры, которые затем попадут в её лимфатическую систему. Организм мамы для борьбы с патогенными микробами сформирует антитела, которые малыш получит затем с грудным молоком. Ну что?! Правда, удивительно?» (взято у Екатерина Житомирская Шехтман).

Если у вас возникли вопросы, связанные с грудным вскармливанием, если присутствует дискомфорт во время кормления, появились уплотнения в груди, если вам кажется, что вам мало молока, что малыш плохо набирает в весе не спешите вводить смесь. Проконсультируйтесь с педиатром и обязательно - со специалистом по грудному вскармливанию .

Полезно знать

Грудное вскармливание не лучше и не хуже смеси. Это норма! Смесь не норма. Поэтому вещи эти несравнимые. Нельзя утверждать, что дети на ГВ меньше болеют, лучше развиваются и добиваются в будущем больших успехов. Но искусственное вскармливание является фактором риска для многих заболеваний.

Малышей на искусственном вскармливании кормят также по требованию, но из бутылочки. Количество смеси на одно кормление 80–120 мл, количество кормлений - не меньше 6.

Как купать ребенка в 1 месяц?

Если вы ещё не освоили круг на шею для плавания - то сейчас самое время им воспользоваться. Грудничков необходимо купать каждый день, желательно перед сном. Принятие теплой ванны прекрасно расслабляет, снимает мышечное и психологическое напряжение, улучшает настроение и самочувствие. А если во время принятия такой ванны младенец будет не просто лежать на руке у мамы, а активно плавать, тогда помимо расслабления он еще и высвободит оставшуюся за день энергию. С этой целью ведущими специалистами в области педиатрии был разработан специальный круг на шею для купания новорожденных. Сейчас такие круги доступны любой семье, ведь они продаются всюду, а также имеют небольшую цену. Их производят из высокопрочного неаллергенного полимера в разных странах мира. Маленькие дети очень любят плавать на таком круге - таким способом они развивают свой природный врожденный плавательный рефлекс.

Даже если ваш малыш еще не держит головку, купание новорожденного с кругом (с какого возраста - не имеет значения) возможно. От ребенка при таком плавании не требуется усилий и напряжения мышц шеи, это не опасно, ведь в разработке кругов принимают участие специалисты, и продукция тестируется при выходе на рынок.Те мамы и папы, у которых есть проблемы со спиной, что не позволяет купать своего кроху, нагнувшись, оценят купание новорожденного с кругом. С какого возраста вы бы не начали, просто надуйте круг, наденьте его на ребенка и опустите малыша в воду. Ваше чадо будет плавать самостоятельно, без вашей помощи, переворачиваясь с животика на спинку и обратно. Особенно полезно проводить эту процедуру перед сном - если вода будет чуть прохладнее, чем обычно, ребенок будет активно двигаться и тратить энергию. После этого глубокий сон гарантирован. Если вода будет теплой, мышцы ребенка расслабятся.

Конструкция такого круга элементарна - это одна или две круглые воздушные камеры с клапанами для надувания. Обычно имеются две застежки и ручки, за которые родители могут держать приспособление. В некоторые модели производители добавляют элемент игры - погремушки или бубенчики, которые издают звуки при движении ребенка. При выборе круга обратите внимание на края внутренней его поверхности, чтобы они не травмировали нежную кожу шеи малыша. Обязательно должен быть выступ для подбородка. При соблюдении всех этих условий будет абсолютно безопасным купание новорожденного с кругом. С какого возраста начинать? Решать вам. Производители рекомендуют применять такие круги на шею можно с одной недели жизни. Однако по опыту мам, новорожденный малыш ещё слишком мал и попросту выскальзывает из круга. Поэтому возможно начинать такое плавание лучше с 1–1,5 мес.

Внимание!


  • Такой круг не используется в качестве спасательного средства.

  • Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванной без присмотра, даже на круге - это может быть смертельно опасно для вашего малыша. Для большей безопасности первое время слегка поддерживайте малыша рукой под спинку или животик.

  • Не используйте такой круг для купания в больших водоемах, например, в речке, море или озере. Если вы все же рискнули купать малыша в водоеме, постоянно держите круг за одну из мягких ручек на нем.

Доктор Комаровский о купании новорожденных

Как играть с ребенком в 1 месяц?

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20–30 минут, к концу третьего месяца - до часа. Задача взрослого - создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи - все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Где мама? (с 1,5–2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.

Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая - ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье - обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Я слышу маму (с 3–4-й недели)
Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух. Покажите ребенку высокие и низкие звуки. Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3–4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Видеоблог - ребенку 1 месяц

1 месяц после родов

Кормление ребенка

Как мы перешли с бутылочки на грудь

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус . Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется , то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • , если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск . Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

Проходит день за днем – вот новорожденному уже месяц, меняется он буквально на глазах. Еще вчера личико его было отечным, а уже сегодня на вас смотрит ваша маленькая копия: в 1 месяц становится заметна схожесть с одним или обоими родителями, хотя это чаще всего не окончательный вариант, ведь изменения еще возможны по мере взросления малыша. Помимо этого формируются навыки, меняется его режим, увеличиваются вес и рост.

Одномесячный малыш потихоньку теряет отечность и пухлость новорожденного, его личико медленно меняется – уже сейчас там можно без труда найти черты родителей

Изменения в жизни младенца

К началу второго месяца жизни ребенка уходит в прошлое гипертонус мышц, который приносил ему немало дискомфорта. Именно по этой причине малыш сжимал крохотные кулачки и держал ручки прижатыми к туловищу. Движения верхними конечностями становятся более свободными, но при этом хаотичными из-за неумения крохи управлять ручками.

Пупочек у 1-месячного ребенка становится похож на настоящий, ведь к этому времени оставшаяся после отпадения пуповинного остатка ранка полностью заживает. Если же она не зажила и в полтора месяца, гноится, мокнет или кровоточит, необходимо как можно быстрее обратиться к педиатру – в противном случае возможно развитие серьезных заболеваний, которые придется длительно лечить.

Новорожденному исполнился месяц и малыш стремительно набирает вес, прибавка может составлять 800 – 1200 г. Продвижение заметно и в росте, в норме прирост равен трем сантиметрам. Рост, вес и окружность головы новорожденного являются нестрогими величинами, каждый малыш индивидуален.

В этом возрасте проводится осмотр у педиатра, во время которого оцениваются рост, вес, физическое и психическое состояние малыша. Взвешивание и измерение позволяют проследить динамику развития ребенка.

Физиологические показатели к концу первого месяца жизни

Для новорожденного в этом возрасте общая продолжительность дневного сна составляет 6-7 часов. Ночной отдых у ребенка на 2 месяце длится от 8 до 10 часов, иногда он спит настолько крепко, что вполне может пропустить часы кормления. Некоторые в этом возрасте спят до 20 часов в сутки, а самым активным достаточно часов на 6 меньше.



В этом возрасте практически все время приходится на сон, поэтому малыш иногда может пропустить кормление и почти всегда спит на прогулке

Стул у 1-месячного малыша – единица непостоянная, перистальтика кишечника у каждого индивидуальна. Если в норме количество испражнений достигает 5-6 раз, то встречаются индивидуумы, которые опорожняют кишечник не менее 10 раз в сутки, тогда как у некоторых стул бывает лишь 1 раз в течение 2 суток. Последнее характерно для малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Внеплановое обращение к врачу обязательно в тех случаях, когда кроха испытывает дискомфорт, кал меняет цвет, консистенцию и запах, а живот становится твердым. Все остальное является вариантом нормы.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.



– Я уже многое могу!

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Мышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик - внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
Зрение Малыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
Слух Прислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
Обоняние Узнает мамин запах и отличает его от других.
Речь Кричит звонко - вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) - это "гуканье".
Эмоции Двигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется "комплекс оживления" - реакция на близких людей.
Интеллект Рассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Воспитательные моменты для правильного развития

Многих мам волнует вопрос, каким должен быть уход за ребенком на 2 месяце жизни, ведь дальнейшее развитие во многом зависит от того, насколько правильный присмотр ему обеспечен (рекомендуем прочитать: ). Самым важным этапом становления ребенка, как личности, является постоянный контакт с ним . Маме нужно просто быть рядом, чтобы иметь возможность незамедлительно реагировать по первому зову новорожденного, брать его на руки, разговаривать с ним и играть, пусть даже ему исполнился всего лишь месяц.

Не нужно слушать окружающих, которые с уверенностью утверждают, что подобное поведение мамы способствует формированию у ребенка эгоизма. Уже давно доказано, что дети чаще всего используют крик как средство привлечения внимания мамы.

Важная роль в воспитании малыша отводится прогулкам на свежем воздухе. В летнее время допускается проводить на улице практически целый день, за исключением самого жаркого времени суток, но при этом следует избегать солнцепека. Зимой ребенка следует выносить на улицу не более чем на 2 часа. Ветреная погода или слишком низкая температура воздуха – не лучшие условия для прогулки новорожденного, так к экстремальным условиям его организм еще не приспособлен.

С первых дней жизни вы можете обеспечить ребенку:

  • Любовь и защиту. Крохе нужны не дорогие игрушки и одежда известных брендов, а присутствие мамы, ее внимание и забота. За мамой кроха как за каменной стеной.
  • Комфорт. Научитесь находить причину неудовольствия и вовремя ее устранять (мокрые пеленки, неудобные складки одежды, некомфортное положение, голод или скопление газиков), тогда вы сможете избежать лишних слез и нервов.
  • Физическое развитие. Выкладывая кроху на животик несколько раз в день, вы способствуете формированию костно-мышечной системы – карапуз быстрее научится держать головку. Не забывайте об игровых моментах и «тренировках» во время купания.
  • Психоэмоциональное развитие. Почаще берите кроху на руки, наклоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь и всячески привлекайте его внимание. Ведите ласковый разговор во время кормления, пеленания, купания. Давайте погремушки, колокольчики для развития моторики.

Гигиена – это важно!

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.

До года необходимо регулярно показывать своего ребенка педиатру. В конце первого месяца малыш дополнительно должен быть осмотрен невропатологом, ортопедом и окулистом. Врачи оценивают физическое и психическое состояние крохи к началу 2 месяца – делается это не только для того, чтобы узнать вес и рост – осмотры необходимы для раннего выявления возможных патологий. Практически на все вопросы, связанные с уходом, питанием, изменениями роста и веса ребенка, дает четкие и доходчивые ответы известный врач-педиатр Комаровский.



Подстригание ногтей грудного ребенка – обязательная процедура, поскольку малыш может поцарапаться об их острые края

Развивающие занятия

С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:

  • мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
  • воздушные шарики;
  • картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
  • яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
  • дуга для игры в кроватке или .

Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести , и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.

Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!

Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.


К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.


Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.


Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.


Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.


Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза, чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Развитие ребенка: вторая неделя жизни

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.


Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.


В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.


Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.


До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Развитие ребенка: третья неделя жизни

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.


Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.


Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.


Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.


Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.


Развитие ребенка: четвертая неделя жизни

Прибавка в весе у за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.


Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.


Именно в это время ребенок при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.


Ребенок в может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.


Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

Похожие статьи