Фз 3 400 о страховых пенсиях. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях. Условия назначения страховой пенсии

1. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

3. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

4. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

5. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

6. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

7. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

8. Детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

9. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

10. При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3, 8 и 14 настоящей статьи.

11. Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

12. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

13. Лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

14. Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

15. При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

16. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Внимание! Ознакомиться с полным текстом закона или же скачать его в формате PDF вы сможете ниже в этой же статье.

Сегодня в поле нашего зрения попадает еще один закон. На этот раз, пожалуй, самый главный для пенсионеров Российской Федерации – Федеральный Закон №400 «О страховых пенсиях».

Напомним, ранее мы писали о , который сейчас уступает принятому ФЗ 400 по многим пунктам. Поэтому, прежде чем читать 173й, ознакомьтесь с предложенным в этой статье законом.

Вопросы и ответы

Как всегда в наших статьях – если у вас появилось какое-то мнение или вопрос касаемо темы статьи – смело пишите в комментариях. Попытаемся разобраться в этом вопросе всем сообществом вместе. Здесь самые обычные люди, никто не подвергнет критике. Стоит упомянуть, что все комментарии находятся на модерации, поэтому сразу после отправки нужно будет немного подождать, пока комментарий не проверят. А пока перейдем к краткой части описания зон действия закона.

Общие сведения

В законе 7 глав, 36 статей и бонусом 5 положений, определяющих ваше право на страховую пенсию. Кратко рассмотрим содержание глав:

  1. Общие положение. Понятия, термины, виды пенсий, права – традиционная вступительная часть любого закона.
  2. Условия назначения. Условия для всех трех видов – по старости, по инвалидности, по потере кормильца.
  3. Страховой стаж – что входит, что не входит, как учитывать, как подтверждать.
  4. Размеры страховых пенсий и фиксированная выплата. Все про размер – как определяется, доли, фиксированные выплаты, перерасчеты, особое положение для госслужащих и летно-испытательного состава.
  5. Установление, выплата и доставка. Собственно, все что озвучено и относится к страховым пенсиям и фиксированной выплате. Все о сроках, прекращении, приостановлении, возобновлении, удержании выплат и многое другое. Сюда же можно отнести и выплаты компенсаций.
  6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Все про досрочный выход и условия для этого.
  7. Заключительные положения. Касается вступления закона в силу.

По традиции скидываем оригинальные главы закона для лучшего ориентирования. Если что-то находите полезное для себя – ниже можете ознакомиться с самим текстом закона.



Не стоит забывать и про наличие особых приложений в конце закона:

  1. Коэффициенты повышения индивидуального пенсионного коэффициента по старости и потере кормильца.
  2. Коэффициенты повышения фиксированной выплаты
  3. Страховой стаж, необходимый для страховой пенсии по старости.
  4. Максимальное значение ИПК.
  5. Особые возраста для выхода на пенсию для отдельных групп граждан.

В неизмененной чистой формулировке это выглядит так:

Главные статьи

Один из частых вопросов, кто имеет право на страховую пенсию. Так вот, это определяется в статье 4 закона. Если кратко его имеют все, кто подходит под общий закон ФЗ 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также некоторые их нетрудоспособные члены семьи и иностранные граждане или лица без гражданства, которые уже регулируются 400м законом. Так это выглядит полностью:


Еще одна интересная статья для читателей – ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии», где отдельный интерес представляют все возрасты для обоих полов, а также необходимый стаж в конкретных категориях вредного производства для выхода на досрочное пенсионное обеспечение. Текст полностью предлагать не будем здесь, т.к. список занимает довольно много места, рекомендуем ознакомиться с ним ниже в уже полном тексте закона.

А вот известный возраст выхода на пенсию по старости закреплен в ст. 8 – мужчины в 60, женщины в 55. Здесь же сказано, что должно быть не менее 15 лет страхового стажа, а также величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Вот полный текст статьи:


Еще популярные статьи, которые стоит отметить. Статья 10 – все условия назначения страховой пенсии по потере кормильца, статья не из малых, пропустим здесь. Статья 15 – размеры пенсий, включая расчетные формулы, которые мы уже неоднократно описывали. Статья 12, которая описывает дополнительные случаи, которые засчитываются в страховой стаж (например, та же служба в армии, уход за инвалидом 1 группы, попечительство, опекунство, пунктов немало).

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года , за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

Стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

5. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Федеральный закон о страховых пенсиях 400 ФЗ в последней редакции, вступил в силу 01.01.2017. Изначально закон был принят 28.12.2013, некоторые изменения и дополнения были внесены 19.12.2016.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Новая модель формирования пенсий вызвала массу вопросов у граждан. Основной целью нововведений является увеличение размера пенсий, так к 2030 году размер пособия должен составлять три прожиточных минимума.

Что это такое

Страховая пенсия – денежная выплата, которая выплачивается пенсионеру в качестве компенсации при наступлении нетрудоспособности. Получать пенсию может только человек, который работал и регулярно производил пенсионные отчисления в ПФ РФ. Ранее в РФ действовала система накопительного пенсионного обеспечения, но со вступлением в силу нового закона эта схема кардинально изменена.

Материальная компенсация пенсионерам состоит из двух составляющих:

  • сумма фиксированной выплаты (ФВ);
  • изменяемая часть страховой пенсии с учетом ИПК и инфляции.

Страховые платежи в виде отчислений вносятся в Пенсионный Фонд, из которого средства будут выплачиваться после оформления гражданином пенсионного пособия.

До 31 января 2015 года, лица, родившиеся в 1967 году, позднее представлены перед выбором из двух вариантов:

  • выбор страховой пенсии (16% – страховой платеж);
  • выбор пенсионного обеспечения с накопительной пенсией (10% отчислений – страховой платеж и 6% — накопительный).

Если гражданин, все же выбрал последний вариант, то он имеет право в любой момент отказаться и отчислять средства только на страховую пенсию. Для этого нужно прийти в подразделение Пенсионного Фонда и написать соответствующее заявление. При этом перейти обратно на комбинированную схему уже будет нельзя.

Людям, родившимся до 1967 года, выбор не предоставлен, их отчисления будут зачисляться в пользу страховой пенсии. Если за период до 2015 года на их пенсионном счету скопилась накопительная часть пособия (даже самая малая сумма), то эти средства будут выплачены. При этом гражданин имеет право получить эту сумму единовременно по достижении пенсионного возраста.

Размер фиксированной выплаты в 2020 году составляет 4805,11 рублей. Это значит, если на момент выхода на пенсию человек не осуществлял страховых отчислений, то размер его пособия будет равен сумме фиксированной выплаты. Фиксированная выплата страховой пенсии повышена для ряда категорий. К примеру, инвалидам первой группы назначаются выплаты в размере 9610,22 рублей.

Важно! Размер отчислений в ПФ РФ составляет 22% от суммы дохода. Отчисления может осуществлять как работодатель за своих сотрудников, так и самозанятый ИП за себя. Из этой суммы 8% зачисляются в Государственный бюджет на обеспечение выплат действующим пенсионерам.

По сути, выход на пенсию является страховым событием. Однако, сумма самого пособия у каждого будет отличаться. Главным фактором, влияющим на размер пенсии, является индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который начисляется за каждый год работы.

На сайте Пенсионного Фонда есть калькулятор для расчета этого показателя, для этого нужно знать размер ежемесячной заработной платы без вычета НДФЛ. Таким образом, чем выше доход и общий трудовой страж, тем большая сумма пенсии будет начислена.

Видео: Комментарий

Основные изменения

Ключевым изменением является введение пенсионных баллов ИПК. Главную роль играет трудовая деятельность (общий стаж). В последней редакции закона также затронут вопрос выплат работающим пенсионерам.

Так, с 2020 года, граждане имеют право отказаться от пенсионных выплат на момент текущего трудоустройства. За счет этого размер базовых коэффициентов будет увеличиваться. Так, отложив выход на пенсию на 10 лет, трудящийся получает возможность, увеличить размер пособия на 45%.

Страховая пенсия делится всего на три вида:

  • по возрасту, в эту категорию также включены люди, уходящие на пенсию по выслуге;
  • по инвалидности;
  • при потере кормильца (выплачивается иждивенцам).

Изменились и условия назначения страховой пенсии по возрасту:

  • достижение возрастного порога, мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет, но есть исключения для досрочного назначения пенсии, например, за работу в течение 20 лет на Крайнем Севере;

Важно! Согласно новой редакции закона увеличивается сорок пенсионного возраста для госслужащих. Так, трудовой стаж ежегодно должен увеличиваться поэтапно на 6 месяцев. Максимальное значение для женщин – 63 года, а мужчин – 65 лет.

  • совокупный страховой стаж – минимум 8 лет в 2020 году, ежегодно этот показатель увеличивается, к 2024 году минимальный стаж должен составлять 15 лет;
  • количество индивидуальных пенсионных баллов – в 2020 году должно составлять не меньше 11,4, но к 2025 году ИПК должен быть не менее 30.

На понятии ИПК стоит остановиться подробнее. К ФЗ №400 разработано приложение, согласно которому производится начисление коэффициента. Каждый год службы в зависимости от вида дохода оценивается (начисляются баллы). При выходе на пенсию, эти баллы переводятся в рубли.

Ежегодно, в феврале, стоимость пенсионного балла подлежит индексации на величину предыдущего года. Кроме того, если доходность ПФ РФ повышает инфляцию, то в апреле этого года производится доиндексация страховой части пенсии.

К примеру, имея заработок в 40 000 рублей ежемесячно в 2020 году (без вычета НДФЛ), годовой ИПК составит 5,58 (а предельное значение – 11,4). Стоимость пенсионного балла в 2020 году составляет 78,58 рублей (11,4*78,58=895,81). Суммируя стоимость фиксированной выплаты и ИПК (895,81+4805,11), получаем 5700,92 рубля.

Важно! Размер пенсии не может быть ниже размера прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина. В ситуации, когда пособие вместе с надбавками, менее прожиточного минимума, то устанавливается социальная доплата, на размер недостающей суммы.

В результате наступления нетрудоспособности, условие касающееся трудового стажа не играет особой роли, пособие гражданин будет получать, даже если он не работал ни дня. При этом, если человек работал, то при расчете пенсии эти показатели будут учтены. При потере кормильца также будут учтен доход и страховые отчисления в ПФ РФ, которые поступали на счет умершего человека.

Важно! Страховая пенсия разбивается на 280 месяцев (19 лет). Заявитель вправе получить сумму страховых накоплений за меньший срок (например, за 10 лет). Для этого нужно обращаться в отделение ПФ по месту регистрации.

Работающие пенсионеры также производят отчисления в ПФ, за счет чего увеличивается и ИПК. Однако, согласно новой редакции закона индексация ИПК в период, когда гражданин работает, не производится. Право на перерасчет пенсии с учетом индексации пенсионных баллов, он обретает с момента его увольнения, но не ранее.

Текст федерального закона о страховых пенсиях 400 ФЗ

Федеральный Закон « О страховых пенсиях», состоит из семи положений и 36 подпунктов. К закону есть 5 приложений, касающихся порядка назначения и расчета страховых пенсий.

Наименования разделов:

  1. Общие положения. В этом разделе рассматривается предмет правового регулирования, основная цель введения закона, общие понятия, существующие виды страховых пенсий и перечислено кто имеет право выбирать между страховой и накопительной схемой отчислений.
  2. Главные условия назначения страховой пенсии (СП). Раздел содержит условия для получения СП по старости, инвалидности либо в результате потери кормильца.
  3. Как влияет страховой стаж на формирование пособия. Подразделы содержат информацию, как исчисляется общий стаж работы, какие периоды трудоустройства учитываются.
  4. Размер СП и фиксированная выплата. Статьи данного раздела предписывают, что влияет на размер пенсии и что такое фиксированная выплата. Как производится перерасчет пособия с учетом индексации и как рассчитывается пенсия за выслугу лет.
  5. Установление страховой пенсии, условия доставки пособия. Статьи закона определяют, как устанавливается страховая пенсия, сроки ее назначения, перерасчета, приостановления. Кроме того, в пятом положении регламентируется порядок назначения пособия, гражданам, выезжающим на ПМЖ в другую страну. И также данным положением предусмотрен алгоритм удержаний платежей из страховой пенсии.
  6. Досрочное назначение пенсионного обеспечения, а также переходные положения. В положении предусмотрен порядок и право на назначение досрочной пенсии. Уменьшение необходимого стража на назначение страховой пенсии при осуществлении работ на Крайнем Севере и другим категориям граждан.
  7. Заключительные положения. Подраздел содержит статьи о порядке вступления в силу закона «О страховых пенсиях».

Как уже говорилось к закону добавлено еще 5 разъяснительных приложений, там приведены значения установленных ИПК, Фиксированных выплат в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера отчислений.

Чтобы сделать просчет страховой пенсии можно зайти на сайт пенсионного фонда, там есть пенсионный калькулятор, которые помогает узнать сумму предполагаемого пособия и выяснить, как собственно будет формироваться пенсия.

Пенсионная реформа стала вынужденной мерой. Это связано с тем, что накопительная система страхования в РФ работала 25 лет, за это время бюджет себя исчерпал, и нынешнему рабочему классу приходится производить выплаты для оплаты средств нынешним пенсионерам.

Кроме того, прожиточный минимум и курс валют постоянно растет, а уровень пенсионного пособия остается на прежнем месте. Страховая пенсия позволяет снять нагрузку с государственного бюджета, так как работник будет накапливать пособие на протяжении лет самостоятельно из своего же дохода.

Похожие статьи