Приговорки для детей короткие. Календарные песни, заклички и приговорки. Заклички как вариант успокоения явлений природы

Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки". Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

Божья коровка,
Лети на небко,

Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.

Божья коровка,
Красная головка,
Не живи у нас долго,
Полети за Волгу -
На высокие норы.
В глубокие норы.
Там тепло - у нас холодненько.
Там сытно - у нас голодненько.

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко, то лети!
Если будет дождь, то сиди!

Коровка-боговка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так отдавай!

Бабушка-коровушка,
Полетай на небушко -
Там твой отец
Пасет овец!

Божья коровка,
Что завтра будет:
Дождь или погодка?
Как теперь - то лети!
Как в четверг - то сиди!

Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди, -
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
- Погода, погода, гу-у-у!

Коровка-колотовка,
Будет ли работка?
Будет ли матка блины печь?
Коли будет, то лети,
А не будет - не лети!

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде - бобы,
В лесу - ягоды, грибы,
В роднике - водица,
Во поле - пшеница.

Мария-солнышко,
Полети на облышко!
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабка Лена,
Сядь на небо,
Я не буду бить,
Буду сахаром кормить.

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу,
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!

Бабочка-либочка,
Сядь покури!
Я тебя не буду бить,
Буду сахаром кормить!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко!
Там твои детки,
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают!

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога
Да кувшин молока

Улитка добра,
Выпусти рога!
Дам кусок пирога
И кувшин творога,
Еще каши горшок,
Полотенца комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиньи ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!

Катушка-матушка,
Покажи рога!
Дам кружку молока
И краюшку пирога!

Слизень-близень,
Выкажи рога!
Дам творога,
Масла туесок,
Овсяный колосок!

Слимак, слимак,
Высунь рожки!
Дам картошки,
Блин да пирог,
Толоконца комок!

Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми ряпяной
И дай мне золотой

Мышка, мышка,
Возьми гнилой зуб,
А дай мне хороший.

Мышка, мышка, вылей воду
за косую огороду!

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу "Ку-ку" -
Сколько лет я проживу!

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко -
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!

Стрекоза-колечко,
Сядь на крылечко.

Соловейка маленький,
Сизенький, касатенький,
Перышки рябенькие,
Головка гладенькая.
Голосочек тоненький,
На крылышки легонький.
Спой в саду, пощебечи
Ты днем и в ночи.

Cорока-белобока,
Научи меня летать,
Не высоко, не далеко -
Чтобы солнышко видать!

Пчелка, гуди,
В поле лети,
C поля лети,
Медок неси!

Рой роится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормиться.

Яры пчелки гудят -
Во поле идут,
С поля идут -
Медок домой идут.

Рой, гуди,
В поля иди,
С полей иди -
Медок неси.

Галки-вороны
Все ли вы здоровы?
Одна галка нездорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем на торжок,
Купим Галке сапожок!

- Галки-вороны,
Где ваши хоромы?
- Наши хоромы
В лесу на соломе!
Тит солому увозил,
Наши гнезда разорил.
Одна галка наперед
Всю солому соберет!

Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку!
Не сей бобы!
Иди по грибы!
Худо тут!
Худо тут!

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за лесом,
Огонь горит -
Твоих деток спалит.

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за селом,
Тебе кричат:
- Не таскай цыплят,
А летай кругом
Над зеленым лугом.

Дятел-вятел
Сел на дуб:
Тук-тук,
Тук-тук,
Долбит сук,
Долбит сук!

Ики-ики-ики-ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли-икли-икли -
Это журавли! Это журавли!

Тига-си, шуг-шуг,
По Руси на юг!
Тога-тога-тога,
Колесом дорога!

Курли-курли-курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

- Гуси га-га-га!
Вы куда? Вы куда?
- Уга-уга-уга,
До юга, юга, юга.
Север-шуг, север-шуг,
С севера на юг! С севера на юг!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-та, то-то-та,
Журавли идут в дома!

Журавли летят,
На всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
Мы несем весну!

Летят гуськи -
Плоски носки,
Говорят гуськи:
- То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!

Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан -
Рукомойничек, судомойничек!

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
- Сухо будет - полечу,
А сыро будет - посижу!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке,
Садитесь на цветок,
Несите медок в сотушки!

Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!

Оля, оля, вылей воду
На зеленую колоду -
Поросят помыть,
Боровка напоить!

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Мышка, мышка,
На горошку,
Вылей воду
На дорожку!

Мышка, мышка, вылей воду -
На дубовую колоду.
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала.

Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Земелюшка добра,
Вырасти до гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.

Ау, ау, аукаем!
В лесу приаукиваем:
Столько нам грибков -
Сколько в лесу дубков,
Столько нам корзинок -
Столько в лесу осинок.
Ау, ау, аукаем!

Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

Стогом-верхом нам грибков,
Полных-ровных кузовков.
Чтоб был гриб на грибу,
А мой наверху!

Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой наверху!

Ау, ау, аукаем,
По полям, лесам приаукиваем:
Столько нам грибов коробов -
Сколько в лесу комаров;
Столько ягод лукошек -
Сколько в поле мошек.
Ау, ау, аукаем!

Сей, сей горох,
Уродится неплох!
Отлично хорош -
Крупен и пригож!

Репа-репонька,
Родись крепонька!
Ни мала, ни долга -
До мышиного хвоста!

Уродитесь, бобы,
Круты и велики,
В чисто поле,
На все доли -
На потеху старым,
На веселье детям малым!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки - с пятачки!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

Сей-высевай горох,
Уродится он не плох.
Отлично хорош -
Бел, и крупен, и пригож,
И множество стручков!

Сей, сей горох!
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем,
И сам тридесят -
Для всех ребят.

Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста!

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке - в лукошко,
Тятеньке - в стаканчик.
А серому волку -
Корья на лопате!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки -
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До большой воды!

Море-морюшко -
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стужок!

Мотылек-вителек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.

Кораблик, плыви,
Товар вези.
Смолы да вару -
На грош всего товару.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: "Ох!"

Жили были два енота
И сказали: "Гоп!"

Чашки, ложки, поварежки,
Искупалися матрешки -
Бульк!

С берега долой
Катись бородой.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Словно белый гусь.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Да не захлебнусь!

Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду!

  1. Потешки
  2. Небылицы-перевёртыши
  3. Колыбельные

Издавна люди обращались к различным явлениям природы как к живым существам, давая им имена и обожествляя их. Целью такого обращения было умилостивить богов природы, попросить у них хорошей погоды, солнца и дождя, отличного урожая.

Создавались красивые стихи, небольшие песенки, которые в дальнейшем получили названия "заклички" и "приговорки". Приговаривая, обращаясь к явлениям природы, каждый хотел умилостивить бога и обратиться к нему с красивыми словами.

Приговорка - это стих о животных

В древние времена дети росли в непосредственной близости к природе. Родители занимались животноводством, и дворы их были полны разной домашней живности. С самого раннего детства каждый ребенок начинал наблюдать за их поведением, копировать звуки, движения. А мамы рссказывали деткам о животных, используя небольшие стишки, потешки и прибаутки.

Со временем такие формы фольклора получили название "приговорка". Это небольшие стихотворные строки, в которых обращаются к животным.

Самыми популярными были весенние стишки. Приговорка - это возможность позвать весенних птиц назад из теплых краев, ведь именно их возвращение считалось началом нового сезона весенних полевых работ.

Заклички как вариант успокоения явлений природы

Заклички тоже проговаривали дети, обращаясь к явлениям природы. В них они стремились обратиться к солнцу, чтобы оно начало лучше греть, и пришла весна. Заклички, приговорки служили поводом к обращению во время сильной засухи или длительного дождя. В таких небольших потешках были слова благодарности природе за то, что человек может жить, питаться, расти и развиваться в гармонии с окружающим миром.

На сегодняшний день насчитывается несколько циклов закличек: весенние, летние и осенние. Каждая из них используется в качестве благодарности и прошения благ и милости по отношению к людям.

Заклички, приговорки, которые дошли до наших дней

На сегодняшний день дети в детских садах и школах учат много стишков из народного творчества на различные праздники. В них они обращаются к явлениям природы. Значение этих стишков в современном мире утрачено. Сейчас закличка, приговорка - это больше шуточное четверостишье, чем магические слова обращения к природе и животным. Сегодня человек уже может объяснить, что и почему происходит в окружающем мире благодаря накопленным тысячелетиями знаниям.

Среди самых популярных можно назвать следующие:

Жаворонки-жаворонки!

Перепелочки - перепелочки,

Прилетите к нам, принесите нам

Весну теплую, лето плодородное,

Весну с дождем, лето с травами.

Ай, радуга-дуга.

Не неси ты нам дождя.

Пригласи солнышко,

Красное ведерышко

Под наше окошечко.

Шуточные и веселые приговорки, заклички - это возможность не только научить современных детей обращаться к природе, но и любить ее.

Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию ок­ружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необ­ходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связан­ный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимст­вуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одари­вание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.

На телят, на жеребят И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок -

На недель десяток!

Говорком: Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

В купальских песнях для детей привлекательны сказоч­ность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздни­ком Купалы. Например:

Купала, Купала!

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Под лазоревым цветочком,

Под шелковым платочком.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими драз­нилками:

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.

К наиболее распространенным, активно бытующим жан­рам детского календарного фольклора относятся заклички.

Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки.

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке:

Божия коровка!

Полети на небко,

Принеси нам хлебка:

Плюшек, сушек,

Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкостны приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.

Древнейший музыкальный язык календарных песен со­храняет специфические особенности архаического мелодиче­ского склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живы­ми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предель­ная ясность, простота музыкального языка календарных пе­сен, естественность их интонаций, тесно связанных с рече­выми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, ус­воению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать го­ворком.

Как естественные формы развития речи ребенка.

Скороговорки

Вставай, Архип, петух охрип.

У Перши в верше два ерша.

У воза овца, на возу пуд овса.

У Сашки в кармашке

Шишки и шашки.

Курочка сера, пестра.
Уточка с носа плоска.

В росы покосы косой косят.
Косарь покосы запокопрокосит.

На горе, на пригорке
Егорка в ермолке.

На полице в коробице
Полкаравая и поляница.

Не прибирает Домна дом,
А у Домны дом вверх дном.

Колотил Клим клин,
Колотил, да не выколотил.

Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.

Прокоп полол укроп,
Полол и пропалывал.

Есть Кирилл присел,
Да кисел кисель.

Скирды скирдовали,
Заподскирдовывали,
Да не заскирдовали.

Проросли ростки, повыросли,
Да ростом ростки не выросли.

Дятел дуб долбил,
Долбил, продалбливал,
Да не продолбил
И не выдолбил.

У ворот трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

В семеро саней
Семеро Семёнов с усами
Уселись в сани сами.

У копны копна
С прикопёночком,
Подперта копна
Колоприворотничком.

Говорил Терентий
Про торги да про покупки,
А Терентьиха —
Про крупу да про подкрупки.

Две девицы
Брали водицы
Из криницы —
Поливать пшеницу.

Мечи из печи
Калачи горячи.
Калачи горячие —
Кушают подъячие.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Рано коваль встал,
Сталь ковал, ковал,
Сталь перековывал,
Да не перековал.

Павел Павлушку пеленовал,
Пеленовал и распеленовывал.

Бредут бобры
В сыры боры.
Бобры храбры —
Для бобрят добры.

Евсей, Евсей, муку просей,
А просеешь муку —
Испеки в печи калачи
Да мечи на стол горячи.

Бежит боровок,
Белорыл, белоног,
Перерыл весь дворок.
Вырыл рылом боровок —
Ребро да полребра.

У Ерёмы и Фомы
Кушаки во всю спину широки.
Колпаки переколпачены, новы.
Да шлык — хорошо сшит,
Шитым шёлком покрыт.

У перепела и перепёлки
Пять перепелят.

Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.

Заклички

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке,
А на Бабу Ягу —
Лей по целому ведру!

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще!
Чтоб росла пшеница гуще,
Чтоб овёс рос и ячмень —
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь —
Поливай сколько хошь!

Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Загони во двор гусей,
Мои гуси у реки,
Их заели жуки!

Свети, свети, солнышко,
На зелёно полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек!
Выйди, радуга-дуга,
На зелёные луга
Своим концом,
Золотым венцом!

Радуга — дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!

Солнышко, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенёк,
Опряди кужелёк,
Разгуляй весь денёк!

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

Солнышко, солнышко,
Красное семёнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берёз, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зелёные листочки!

Солнышко, солнышко,
Загляни в оконышко!
Твои детки играют,
Воробышков пугают,
А малину рвут
И нам не дают —
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!

Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!

Дождик, дождик, посильней,
Загони моих свиней!
Мои свиньи дома —
Лежат на соломе!

Солнышко-вёдрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зелёную,
На грушицу кудрявую,
Берёзку кучерявую!

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

Похожие статьи