Фолькло на музыкальных занятиях в доу методическая разработка на тему. «Детский музыкальный фольклор Фольклор детский сад музыкальное воспитание

Детский фольклор для дошкольников

Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель
Место работы: СОШ №1231, дошкольное отделение ул. Погодинская д.20/3 стр.1
Цели музыкального воспитания: сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.
Задачи:
- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми
- воспитание художественного вкуса
- развитие творческих способностей детей
- развитие координации движений
- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству
Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки. Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся Прыгают на месте
Маленькими не останемся
Мы уже растем, растем. Хлопают в ладоши
Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.
С добрым утром! Опускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4.Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

5.Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - Опускают руки
Самокаточки.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2.Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке.


3. Еду-еду к бабе, к деду Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке Притопывают одной ножкой
На одной ножке,
В старом лапоточке Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо, Идут «топотушкой»
А потом... в яму!
Бух! Приседают

4.Поехали, поехали Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами.
В ямку бух! Приседают

5.Пошёл котик по дорожке, Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок, Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку, «Пружинка»
Купил котик булочку.
Самому ли есть «Фонарики»
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу, «Пружинка»
Да и Машеньке снесу.

6.Ай, тата, тата, тата, Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки Хлопают в ладоши
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

7.Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка, Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко, Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки, Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки! затем левой ножкой
Разок шагнешь, Шагают на месте
Другой шагнешь,
А потом, а потом
Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.

1.Из-за леса,из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру… Останавливаются, «натягивают поводья»

2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

4. Скок, да поскок, Двигаются подскоками
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька - Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»-народ, «лор»- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» , или «материнская поэзия» . Сюда относятся:

Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Ночь прошла

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Куй куй ковалек

Тюшки – тютюшки

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

На машине ехали

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Баба сеяла горох

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Дождик дождик пуще

Радуга-дуга

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Божья коровка

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Золотые ворота

«Да» и «нет» не говорите

Рыба-рыба-колбаса,

Народные игры , в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Игра я рыжая лисица

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Под горою у реки

Аты баты-шли солдаты.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

За морями, за горами

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Андрей-воробей

Мишка-кубышка

Архип – старый гриб.

Красавица-красавица

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Соберемся на полянке

Молчанки

Мы бежим,

Первый скажет и молчит

Летели три утки

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Говорилка, говори,

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Лучше использовать рифмовочки

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сделал дело гуляй смело,

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни .(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Выводы

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

Актуальность проекта.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка . Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности ; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру. В которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.


Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определенные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание» , «Живая старина», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкального искусства, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: сентябрь – май


Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

Ø Развивать интерес детей к народному быту;

Ø Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;

Ø Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;

Ø Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности .

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (сентябрь октябрь) сбор информации .

2-й этап : организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.

3-й этап: формирующий (март - май) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Формы реализации проекта.

Ø Тематические занятия по ознакомлению с окружающими ;

Ø Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями ;

Ø Экскурсия в краеведческий музей ;

Ø Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов ;

Ø Обучение игре на русско народных инструментах .

Направление проекта.

Выполнение проекта.

Разучивание русских народных Русские народные танцы, песен, попевок, хороводов. игры.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность детей :

Игры, хороводы, потешки

Музыкальный фольклор :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image040.png" alt="Блок-схема:" width="242" height="107 src=">


Организация

музыкально – фольклорной

деятельности :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image047.png" alt="Блок-схема: перфолента: создание этномузыкальной звуковой среды " width="278" height="135">

Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.

Цель:

- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;

- Дать детям представления о народной культуре;

- Познакомить их с периодами жизни русского народа.

Программное содержание:

Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.

Репертуар

Сентябрь

«У калинушки»,

«Ай, да берёзка»

«Русский танец»

Заучивание потешек.

«Ульи и пчёлы»

Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями.

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Песня «Как на тоненький ледок»

Частушки о валенках.

Танец «Валенки»

«Сударушка»

Инсценировать игровую песню.

Петь частушки, подыгрывать на музыкальных инструментах.

Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.

Отработать шаг, характерный для народного танца.

Русская народная песня «как зима с весною повстречалась»

Игра «Горелки»

Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.

Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

Свободная русская народная пляска.

Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Развивать ловкость, быстроту.

Петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии.

Петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.

Развивать творческие способности детей.


Презентация проекта:

Совместные развлечения для детей и родителей:

1) «При солнышке тепло, при матушке – добро» - фольклорный праздник

2) «Праздник русского валенка» - развлечение

3) Фольклорный праздник для детей подготовительной группы:

«Весенняя капель в Берендеевом царстве».

Результат промежуточного обследования.

Результаты диагностики показали, что на первоначальном этапе работы большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).

Диагностика, проводимая в конце года показала хорошие результаты. Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image057.png" width="461" height="278 src=">

Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, мастерили и приобретали их сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и не охотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты диагностики .

https://pandia.ru/text/78/628/images/image059.png" width="396" height="237 id=">

Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками ансамблевого музицирования.

За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.


Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.

Диагностика проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.

Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от музицирования.

Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.

Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,

музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.

Используемая литература.

1. «Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.

., . Москва 2008год.

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.

. Волгоград 2005год.

3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.

Русские народные игры – хороводы для детей.

М. Медведева. Москва 1982 год.

4. «Праздники для детей и взрослых»

. Москва 2001год.

5. «Русские народные подвижные игры»

Пособие для воспитателей детского сада.

. Москва 1986год.

6. «Ай, ду-ду!...» Русские народные песенки.

. Москва 1991год.

7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.

П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.

8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»

Народные праздники, игры и развлечения.

. Ярославль 2001год.

9. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».

. Москва 2007год.

10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

. Москва 1990год.

11. Журналы «Музыкальный руководитель»;

«Музыкальная палитра».

DIV_ADBLOCK294">

4. Другое.

II. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

1. Поет детские песни с удовольствием.

2. Предпочитает копировать песни взрослых.

3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

4. Поет только со взрослыми.

5. Другое.

III. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

1. Посещаю с ним концерты.

2. Беседую с ним о музыке.

3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.

5. Другое.

IV. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

1. Интереса не проявляет.

2. Постоянно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.

3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.

4. Другое.

V. Как ребенок реагирует на музыку?

1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.

2. Внимательно слушает музыку.

3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.

4. Равнодушен к музыке.

5. Другое.

VI. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

1. Не занимаюсь этим.

2. Есть музыкальный инструмент.

3. Есть фонотека с детским репертуаром.

4. Другое.

Музыкально – дидактические игры.

Ø « Музыкальный домик »

Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных русских народных музыкальных инструментов.

Ø « Кого встретил колобок »

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), использую звучание русских народных инструментов.

Ø « Петушок, курочка и цыпленок »

Цель: Упражнять детей в различных трёх ритмических рисунков. Знать русские народные песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Ø « Повтори, как я »

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным танцам, уметь выполнять соответствующие движения.

Ø « Учимся танцевать »

Цель: развивать у детей чувство ритма. Знакомить их с русским народным сувениром – матрешкой.

Ø « Подбери картинку »

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности, используя народный фольклор.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image062.png" alt="Описание: C:\Users\User\Desktop\мама\imagesCAMEUP3H.jpg" width="178" height="191">

Консультация для родителей .

Своеобразной кульминацией музыкальных занятий в детском саду всегда является проведение праздничного утренника. Во время выступления дети имеют возможность продемонстрировать все то, чему они успели научиться, закрепить свои успехи в разных видах художественно – музыкальной деятельности, увидеть результаты собственного труда.

Мамы и папы должны ответственно подойти к тому, что их дочкам и сыновьям вскоре предстоит выступать на празднике, где надо будет петь песни. То есть на голоса детей, их голосовые связки и дыхательные органы будет возложена достаточно серьезная нагрузка.

В связи с этим, недели за две до утренника юным артистам следует поберечь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста, песни, вокальных упражнений и т. д. являются дополнительным напряжением для голосовых связок. Чтобы установить определенный «щадящий график», надо как можно реже покупать своим малышам мороженое. Любителям мороженого следует сократить потребление своего обожаемого лакомства – оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и непосредственными показами самих праздников руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для поедания продуктов.

Нельзя!

Ø Громко кричать .

Ø Петь на улице в сырую и холодную погоду.

Ø Долго петь.

Перед выступлением не есть запрещенные продукты:

Ø Мороженое

Ø Шоколад и шоколадные конфеты

Ø Лимон

Ø Подсолнечные семечки

Ø Любые холодные продукты

Удачно проведенный праздник можно завершить чаепитием. Где дети смогут вдоволь полакомиться и шоколадом, и даже мороженым (в допустимых нормах!). Этот момент уже выступит как дополнительный фактор закрепления успеха от проведенного успешно мероприятия.

».

Консультация для родителей.

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

Приложения.

Выполнила:

музыкальный руководитель

Лекция

Народные жанры

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, неотъемлемая часть народного художественного творчества – ФОЛЬКЛОРА.

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР – музыкально - поэтическое искусство, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Народ хранит в своей памяти и музыкально - игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке. Музыка устной традиции развивалась медленнее письменной, но зато в нарастающем темпе.

Главная трудность в изучении народной музыки связана, прежде всего, с длительностью периода дописьменного развития музыкальной культуры, на протяжении которого сформировались наиболее фундаментальные черты народной музыки. Музыкальные традиции - главная составная часть фольклорных традиций каждого народа.

Для фольклорной традиции характерно:

- коллективность – индивидуальность;

- исполнительство - творчество;

- исполнительство - воспроизведение;

- система жанров - специфика отдельных жанров.

При изучении народной музыки возникают трудности с применением к ней таких музыковедческих категорий, как форма, лад, ритм, и т. д., которые зачастую не совпадают с традиционным для них понятием. Кроме того, народная музыка не существует в чистом виде, вне связи с определенными действиями (трудовыми, обрядовыми), с социальной остановкой и т.д. Народное творчество - продукт не только художественный, но и социально активный.

Сложен вопрос о жанрах народной музыки т.к. в фольклоре огромную роль играет территориальный признак : народная музыка ограничена пространством и временем, и существует лишь в конкретных диалектах. Кроме того, существуют традиции исполнения разными певцами одного текста на разные мелодии, а так же разных по содержанию и функции текстов - на одну и ту же мелодию. Жанры складывались веками в зависимости, прежде всего, от разнообразия социально - бытовых функций народной музыки, связанных в свою очередь с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования общества. Народная музыка всегда была не столько развлечением, сколько насущной необходимостью.

Основные виды народной музыки :

2. Песенная импровизация.

3. Песня без слов (например: чувашская, еврейская)

4. Эпические сказания (русская былина)

5. Плясовые припевки (частушки)

6. Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)

7. Танцевальные мелодии.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах, где на смену простым коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходили развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например: русская протяжная песня) и инструментальные.

К древнейшим народным песенным жанрам относятся :

Песенные «вставки в сказках» и других прозаических рассказах;

- «песенные эпизоды» в больших эпических сказаниях;

Трудовые песни (описывающие труд, либо сопровождение трудовой деятельности);

Свадебные (у каждых народов свадебные традиции разные; часто сопровождались обрядами не без участия жениха и невесты);

Колыбельные мелодии (своей интонацией не только помогали укачивать ребенка, но и призваны были магически оберегать его от злых сил);

Причитания (музыкальные плачи: похоронные и свадебные);

Бытовые;

Солдатские, матросские;

Исторические;

Революционные;

Календарно – земледельческие. В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул, устойчивость.

- Частушки. К более поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века: частушки - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом. . Являясь неким откликом на какое-либо событие и обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

- Городская лирическая песня (романс ) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестью. В романсе внимание обращается больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес, главным образом, лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Музыкальный эпос - стихотворная эпическая поэзия, носящие повествовательный характер:

- Духовные стихи

- Скоморошины

- Баллады

- Песни плясовые . Сопровождались как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. Сначала входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов.

- Лирические песни - наиболее динамичный и самый сложный жанр в системе традиционного фольклора; не ограничены тематикой, но связаны местом и временем исполнения. Эта форма песенного фольклора сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси.

Все народные музыкальные культуры можно разделить на одноголосные и многоголосные .

И так народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек - Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Народная инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты : дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н. А. Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов.

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д. А. Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли - Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева и Русский народный хор М. Е. Пятницкого.

Детский музыкальный фольклор

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми.

Признав детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества, ученые-филологи занялись его исследованием.

Однако если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговор­ки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным.

В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются
сказки, множество песенок: поет колобок, поют козлятам коза и волк,
поет лиса петушку и т. д. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с
момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Все это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование.

Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно – песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фолькло­ра традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой - явилось результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания.

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.

Павлова Виктория Леонидовна,


слайд 2
Развитие творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Слушание народной музыки, песен;
Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
Знакомство с народными музыкальными инструментами;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

«Поэзия пестования»
Календарный
Игровой
Дидактический
Песенный
слайд 5


Колыбельные песни;






слайд 6

Календарный детский фольклор.


Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.

«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,




Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!


Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.


слайд 9

Песенный фольклор.






слайд 10

во время НОД;


слайд 11



Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:

слайд 2
 Развитие творческих способностей дошкольников;
 Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
 Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
 Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
 Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
 Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
 Воспитание эстетических чувств;
 Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: слайд 3

 Слушание народной музыки, песен;
 Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
 Знакомство с народными музыкальными инструментами;
 Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор делится на несколько групп: слайд 4

 «Поэзия пестования»
 Календарный
 Игровой
 Дидактический
 Песенный
слайд 5

«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
Колыбельные песни;

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок, А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила…
слайд 6

Календарный детский фольклор.

Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.

Игровой детский фольклор. слайд 7

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,

Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Мишка-кубышка, около уха - шишка.

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!

Небылицы-перевертыши, нелепицы.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Дидактический фольклор. слайд 8

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.
слайд 9

Песенный фольклор.
Хороводные и игровые песни.(«На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»,).
Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.)
Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие.
Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.
На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.
В играх используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д.
То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.
Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
слайд 10

во время НОД;
в процессе музыкальных развлечений, праздников;
во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д.)
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
слайд 11

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Масленница». Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Похожие статьи