Приучаем ребенка к труду. Приучение детей к домашнему труду

Приучать детей к домашнему труду не бывает слишком поздно или слишком рано.
И редко бывает легко.

Порою кажется, что помощи и дисциплины, особенно от подростка, практически невозможно добиться. Поэтому важно напоминать себе, что верно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.

Домашний труд - это важная часть детства.

Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелы и самостоятельны.

У каждой мамы и у каждого папы существуют свои приемы приучения к труду. И скорее всего, они достались им по наследству от родителей. Возможно, что вы узнаете их в этом рекомендательном списке:

  • Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте - в каких пунктах они могут принять участие.
  • Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, особенно если малышу еще нет 7 лет, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
  • Для детей от 1 до 3 лет сделайте картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
  • Для детей постарше используйте кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
  • К 15-17 годам дети уже имеют твердые навыки решения бытовых проблем. Поэтому старшие подростки могут самостоятельно корректировать свой личный план и находить время для работы.
  • По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
  • Оценивайте сам вклад выполненной работы. Про качество работы сделайте комментарий, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
  • Не жалейте детей и не выполняйте за них работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
  • Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.

Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Самое трудное - это привлечь их к работе по дому. Если вы отсылаете их поиграть, пока сами занимаетесь домашней работой, то приучаете своих детей к мысли, что их помощь не обязательна и совершенно не нужна. Позднее вы будете напрасно жаловаться, что вам приходится выполнять всю работу самим.

При этом стоит продумать поручения так, чтобы они не стали бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Игра, как известно, отличается от реальной помощи тем, что за нее не благодарят. Поэтому игровые приемы в приучении к труду допустимы, но сама работа должна быть объективно полезной и необходимой.

Если качественно помыть тарелки трехлетний ребенок не может, то протереть посуду бумажными салфетками и разложить столовые приборы в ящичек ему вполне по силам. Если во всех комнатах убирает домработница, то неразумно и унизительно заставлять ребенка убирать в своей комнате. Дайте ему поручение навести порядок в книгах, разложить диски перед ее приходом - это будет существенным вкладом в семейный миропорядок, а не имитацией.

Для подсказки приведем список домашних работ соответственно разным детским возрастам.

2-3 года:

  • Собрать игрушки и положить их на место.
  • Сложить книги и журналы на полку.
  • Подмести пол.
  • Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  • Собрать то, что ребенок уронил во время еды.
  • Принести свою тарелку к мойке.
  • Вытереть свое место за столом и поставить тарелки в мойку после того, как с них убраны остатки еды.
  • Сложить постиранную одежду и носки.
  • Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться.

4 года:

  • Накрыть на стол.
  • Разобрать покупки.
  • Помочь составить список покупок, помочь с покупками.
  • Вытереть пыль с мебели.
  • Кормить животных.
  • Помочь выполнять работу во дворе.
  • Помочь заправить постели и пропылесосить.
  • Намазать масло на бутерброды.
  • Помочь приготовить тарелки с едой.
  • Приготовить простой десерт, простое тесто.
  • Держать ручной миксер, чтобы сделать пюре или крем для торта.
  • Помочь с посудой, загрузить тарелки в посудомоющую машину.

5 лет:

  • Помочь составить меню и список покупок.
  • Сделать себе бутерброд или простой завтрак, убрать за собой.
  • Налить себе чай или другой напиток.
  • Нарвать овощей для салата, нарезать зелень.
  • Приготовить определенные ингредиенты по рецепту блюда.
  • Застелить постель и прибрать вещи в комнате.
  • Почистить раковину и ванну.
  • Помыть зеркала и окна.
  • Разложить белое и цветное белье.
  • Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.
  • Ответить на телефонный звонок и набрать номер телефона.
  • Делать работу во дворе.
  • Делать небольшие покупки.
  • Помочь помыть машину.
  • Вынести мусор.

6-8 лет:

  • Вытрясти коврики.
  • Полить цветы.
  • Почистить овощи.
  • Приготовить простую еду (вареные яйца, тост, бутерброд, растворимые каши).
  • Помочь собрать сумку для пикника.
  • Повесить свою одежду в гардеробной.
  • Сгрести листья и траву.
  • Вывести животное на прогулку.
  • Следить за порядком в ящике для столовых приборов (как постоянная обязанность).

9-10 лет:

  • Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.
  • Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.
  • Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.
  • Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).
  • Испечь печенье и пироги.
  • Готовить еду для семьи.
  • Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).
  • Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.
  • Шить, вязать, делать поделки.
  • Мыть семейный автомобиль.

10-11 лет:

  • Оставаться дома один.
  • Распределять небольшие суммы денег на бытовые нужды.
  • Ездить на городском транспорте или вызывать такси.
  • Ухаживать за младшими детьми, если родители отсутствуют.
  • Упаковывать свою чемодан в поездку.
  • Нести ответственность за свои увлечения (не пропускать тренировки и другие занятия).

11-12 лет:

  • Укладывать спать младших детей и читать им на ночь.
  • Выполнять свои поручения без лишних напоминаний.
  • Помочь выполнять семейные поручения.
  • Помогать родителям в стройке или ремонте.
  • Мыть кастрюли, чистить противни и плиту.
  • Выбирать маршрут, организовывать семейные мероприятия.

Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе - один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.

Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем (или даже раньше) вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд.

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.

Как Вы думаете, для чего придуманы ботиночки и туфельки с липучками вместо шнурков? Правильно! Для того чтобы сделать жизнь малыша более легкой. Также можно сказать и о молниях вместо пуговичек, комбинезонах вместо выправляющихся из брючек рубашек. В наше время, дети в первом классе так и не умеют завязывать шнурки на кроссовках, а пуговицы на рубашках всегда застегнуты через одну.

Вот и следует задуматься, правильно ли поступают взрослые, когда воспитывают кроху, абсолютно не приучая его ни к каким обязанностям? Сможет ли он в дальнейшем стать самостоятельным и ответственным человеком, если с самого детства он ждет помощи от родителей, бабушек и дедушек?

Ребенок с малых лет должен не только знать, но и понимать, что раскиданные слоники и машинки не собираются в коробку сами собой, а вымазанная в грязь одежда не становится чистой по взмаху волшебной палочки. Родители обязательно должны говорить, что время, потраченное на уборку детской комнаты, они могли бы провести вместе с ребенком. Чем раньше Вы начнете приучать малыша к труду, тем легче будет у него формироваться мотивационная сфера. И тем серьёзнее он будет относиться потом, к примеру, к выполнению домашних заданий в школе.

Изначально, мамам и папам нужно самим четко придерживаться принятых в семье трудовых правил. Если у каждого члена семьи есть какие-то обязанности, у ребенка они тоже должны быть. Обязанности и домашние дела должны соответствовать особенностям развития ребенка в конкретном возрасте. К примеру, если четырехлетнего малыша обязать самостоятельно кормить домашнего питомца, то он может перекормить или недокормить зверька, что уже будет плохо для здоровья последнего. Лучше если обязанности в первое время будут исполняться в присутствии родителей. Не забывайте отмечать любые успехи ребенка в домашних делах. Даже если у него пока что-то не очень получается, хвалить можно хотя-бы за то, что он не забыл сделать то, что его просили.

Приучая кроху к выполнению домашних дел, определите тот возможный список, исполнение которого Вы можете доверить ребенку. Разрешив ребенку помыть обувь или посуду, будьте готовы к тому, что обувь останется грязной и мокрой, а посуда – непомытой. Если в данном случае зафиксировать неудачу ребенка фразами типа: «Лучше, уж, я сама вымою. Какой толк от тебя?», то помимо появления неуверенности в себе, ребенок навсегда расстанется с фантазией стать маминым помощником. Конечно, мама все сделает лучше, качественнее, быстрее и чище. Тогда зачем самому ребенку прилагать усилия и стараться? И тогда через несколько лет Вы получите подростка, не умеющего заправить свою кровать и не желающего вымыть за собой чашку.

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей , и воспитание чувства ответственности и трудолюбия . Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.

Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем. И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям .

Создайте в семье атмосферу трудолюбия
Мама, которая целыми днями сидит в социальных сетях, повернувшись к ребенку в лучшем случае боком, очень скоро обнаружит, что и ребенок не горит желанием убирать за собой игрушки, или аккуратно сложить книги на полку после прочтения.
Подайте пример ребенку , возьмите за правило держать дом в чистоте. Возможно, полезной для вас окажется система флай-леди . Или любой другой удобный подход к наведению порядка в доме. Очень легко каждый день по 10-15 минут уделять наведению чистоты в одной выбранной вами комнате. Например, сегодня мы чистим сантехнику и убираем вещи на полочке в ванной, меняем там полотенца и протираем зеркало. А завтра, при первой возможности, беремся за кухню.
Включите музыку, а после отблагодарите себя чашечкой чаю и словесной похвалой.
А если вдруг полы вы мыли с маленьким помощником, скажите себе и ему/ей двойное спасибо!
А теперь не спешите.. Заслуженная чашка чаю и бутерброд в два раза вкуснее:)
При этом, я всегда говорю сыну: “я люблю тебя, даже когда ты ленишься, но я очень благодарна тебе за помощь!”
Трудитесь легко, позиционируйте домашние обязанности как нечто естественное


Это нормально – отнести тарелки в мойку, протереть со стола, вынести мусор, сложить чистое белье в комод и так далее (по возрасту ребенка). Домашний труд и наведение порядка это не героизм, а обычное дело. Хорошо бы, чтоб для каждого члена семьи поддержание порядка стало привычкой. не важно, о мальчике мы говорим, или о девочке.
Но и не нужно бурно порицать “лентяя”, устроившегося с книжкой в кресле, вместо того, чтобы вытирать тарелки, которые моет мама. Возможно, он действительно занят важным делом, или просто устал и решил немного полениться. Можно невинно поинтересоваться: “Где мой любимый помощник? Ты сегодня устал? Идем чайку попьем вместе?” То есть, я еще об одном простом правиле, к которому пришла не сразу.
Мамы! Давайте без фанатизма!
Усталого после долгой прогулки малыша можно и нужно раздеть, накормить с ложки и покачать перед дневным сном.) Если, конечно, ему это нужно.
Подростка, который готовится к экзамену вполне можно освободить от мытья полов и посуды, даже если сегодня его очередь.
Усталому мужу можно и нужно подать ужин прямо в кабинет и милосердно погладить свежую рубашку на завтра.
Давайте будем бережно относиться к душевному и физическому состоянию наших домашних , и тогда у вас гораздо больше шансов в выходной увидеть, как вся мужская часть семьи несет вам завтрак в постель. Или уходит “на цыпочках” погулять, чтоб мама выспалась. Круто, да?)
С какого возраста приучать малыша к труду? Я думаю, с года!


Мария Монтессори говорит о нескольких сенситивных периодах в развитии ребенка, в каждый из которых он наилучшим образом способен освоить тот или иной навык. Так вот, именно в период с года до двух лет дети лучше всего учатся простейшим правилам порядка. Порисовал – вымой кисточку, вылей воду из стаканчика и сложи рисунок сохнуть на столик. Полепил – положи на место ножик и пластилин, вытри доску для лепки, сполосни тряпочку. Уумничка!))
У этой замечательной системы приучения ребенка к труду и порядку с раннего возраста есть только один минус – так же быстро, как малыш усвоил полезный ритуал, он его и забудет. Если в его жизни исчезнет системность и порядок, поддерживаемые взрослыми.
Например, мой аккуратнейший от природы старший сын, оказавшись в два года под присмотром “лояльной” бабушки, буквально за месяц не только утратил с трудом приобретенные навыки самостоятельного дневного засыпания, но и полностью “разучился” всем полезным бытовым привычкам. Разбрасывать игрушки и “не уметь” снимать обувь и шапочку после прогулки и вдруг разучиться есть самому оказалось намного приятнее.)
Поэтому логичен и следующий совет.
Будьте последовательны. Устанавливая правила, не изменяйте им без крайней необходимости

Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности .
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу.
Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький. Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием” . видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)

О сомнительной мотивации
Многие интернет-источники советуют “дайте ребенку денег за выполненную домашнюю работу”. Объясните ему, что он их заработал честным трудом. Пусть у него будет стимул помогать вам еще.
Вот с этим тезисом о финансовом вознаграждении за простейшие домашние дела, я категорически не согласна.)
Домашние обязанности, на мой взгляд, это норма . Дома каждый делает то, что ему по силам.
Увидел одинокий носок на кресле? Найди ему пару, или хотя бы убери в стирку или комод!
На полу лужа? Вытри!
За что тут друг-другу платить?)
Подчеркивайте хорошее, не вспоминайте плохое
Помощь ребенка по дому бывает удачной и прискорбной.)) И это тоже норма. Дети могут разбить чашку в процессе мытья, слишком “мокро” вымыть пол, перепутать одежду близких в процессе сортировки и так далее. Но ведь малыш старался. И следующий раз обязательно будет лучше.
Если вы хотите, чтоб этот следующий раз вообще состоялся, подчеркните то, что удалось маленькому помощнику . Поведайте мужу за ужином: “Мы сегодня всю посуду после завтрака перемыли за пять минут, и быстрее пошли в парк”. Скорее всего, о разбитой кружке малыш вспомнит и сам еще не раз. И, возможно, даже горестно расскажет папе. Тут вполне уместна парочка реальных историй из папиного детства о том, что такого стеклянного он разбил.) С демонстрацией того, как ловко отец семьи нынче моет тарелки. А потом просто дружно продолжайте друг-другу помогать.
И наконец, зачем все это надо?

Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства. Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.

Дворникова Ирина Владимировна
Как приобщить ребенка к труду

Как приобщить ребенка к труду ?

В семье дети постоянно видят, что родители делают : готовят еду, убирают квартиру, стирают бельё, что-то ремонтируют, шьют. Наблюдения за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают ребенку понять их значимость и отношения родителей к труду : мама пришла с работы усталая, но должна готовить для всех ужин; папа идёт в магазин за продуктами.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех взрослых . Гуляя с ребенком , нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто выметены улицы. Покупая хлеб, надо обратить внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов хлеб, рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привезти его в магазин, хлеб сгрузили грузчики, а продавцы положили его на полки в торговом зале.

Знакомя дошкольников с трудом взрослых , у них воспитывают трудолюбие . Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей, надо в доступной ребенку данного возраста форме объяснить значимость предстоящей работы, её результата, например : «Если не поменять воду в вазе, цветы завянут» , «Если не полить растения, они погибнут» и т. д.

Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, ходить за хлебом и т. д.) т. е. иметь поручения требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

Хорошо, если ребенка приобщают к ручному труду . В некоторых семьях увлекаются рукоделием. Берясь за шитьё, вязание или вышивку, надо привлечь к этой работе ребёнка : малыша попросить принести коробку с нитками, рисунки, напёрсток и т. д., ребенка постарше привлечь к выполнению таких несложных операций, как вдевание нитки в иголку, обметка швов, пришивание пуговиц. Можно поручить самостоятельно выкроить по заготовленной взрослым выкройке детали будущего изделия (кукольной одежды, белья, сметать и сшить их, вышить или связать вещь, имеющую определенное назначение (салфетка, шарф и т. д.)

Большую радость доставляет детям изготовление игрушек-самоделок, мягких игрушек. Для изготовления таких игрушек подойдут кусочки разнообразных тканей, тесьма, ленты, клеёнка, мех, вата, бумага, проволока, дощечка, кусочки дерева и коры, прутья, солома, желуди и др.

Труд в семье , организуемый взрослым, сближает ребенка и родителей , способствует влиянию взрослого на его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности : сделать что-то для младшего брата (сестры, подарок маме, бабушке, товарищу и т. д.

Публикации по теме:

«Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе». Мастер-класс для родителей Мастер-класс для родителей «Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе» Воспитатель МАДОУ д/с 29 Старновская.

Как научить ребенка трудиться? Каждый родитель неоднократно сталкивается с необходимостью объяснить чаду, что труд – это то, что нужно и важно для каждого человека. Казалось.

Как похвалить ребенка Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово.

Как прекратить истерику у ребенка Причины возникновения истерики у детей Основной возраст проявления истерики у детей с 1,5 до 4 лет. Истерические всплески детей сопровождаются.

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге Для приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов: 1. Последовательность. Во избежание ситуаций,.

Консультации для родителей «Приучайте ребенка к труду!» консультации для родителей Горячкина Валерия Владимировна Тема: «Приучайте ребенка к труду!» ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем.

Похожие статьи