Самые эффективные мнемотехники. Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти. Представление должно вызывать приятные эмоции

Большинству людей учеба кажется сложной задачей. Особенно если необходимо запоминать точную информацию типа дат исторических событий, таблицу Менделеева или списки. Из-за субъективной трудности этого процесса человеку кажется, что он неспособный, глупый. В результате, он вовсе забрасывает эту неблагодарную, по его мнению, затею.

Хотя причина трудностей при обучении не в плохой памяти, и не в глупости человека, а неэффективном использовании главного органа, ответственного за обучение – мозга. Мнемотехника (мнемоника) призвана помочь в минимальные сроки существенно повысить эффективность запоминания.

Что такое мнемотехника?

Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.

Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.

Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.

Кому нужна мнемотехника?

В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.

Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:

  1. Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
  2. Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
  3. Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
  4. Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.

Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Соединение образов

Мы помним, что мозг способен запоминать только связи. Поэтому нужно понимать, как соединять образы между собой. Вообще, это сложная наука, но мы расскажем вкратце, как это делать. Существует три способа соединения образов между собой:

  1. Соединение непосредственно одного образа с другим.
  2. Создание ассоциации.
  3. Соединение одной ассоциации с другой.

Независимо от того, какой способ используется, надо образы как бы «склеивать» друг с другом. Ну а детали могут отличаться. Например, можно приклеить один образ к другому непосредственно, а можно – к его части. Например, нам нужно запомнить, что надо купить хлеб и сок. В таком случае есть несколько вариантов:

  1. Соединить хлеб с соком параллельно друг к другу. В таком случае образы будут одинакового размера.
  2. Прикрепить хлеб к крышечке сока. В таком случае хлеб должен быть меньше. Помним, что образы должны быть крупными. Как выкрутиться из такой ситуации? Решается диллема просто. Мы представляем большую крышечку от сока и прикрепляем к ней хлеб такого же размера.

Последний вариант полезен, если с одним образом надо связать несколько других. Тогда к крышке можно прикрепить хлеб, к верхушке упаковки – сахар и так далее. Такой способ соединения образов можно использовать при изучении иностранных языков, где у одного слова может быть сразу несколько значений.

Приемы запоминания последовательности

Мнемотехника не сводится к запоминанию последовательности, но закреплять информацию в памяти, если она запоминалась с помощью описанных в этом разделе методик, значительно проще. В таком случае можно во время прогулки просто взять и быстренько повторить все, что вы узнали, ничего не забыв упомянуть.

К сожалению, мнемотехника не способна преодолеть ограничения нашего мозга. Со временем любая информация забывается, как бы она прочно ни сидела в мозгу. Поэтому повторять нужно. Перечислим некоторые приемы.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Только что выученная информация теряет 40% в своем объеме или качестве в течение первого часа, если она воспринимается однократно.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Виды повторения в мнемотехнике

В зависимости от задач, повторять можно разными способами:

  1. Просмотр опорных образов. Этот способ повторения будет полезным, если нужно предотвратить забывание уже закрепленной информации или если необходимо быстро повторить большое количество данных. Его используют, если надо сохранить информацию, которая не используется больше, чем 1,5 месяца. Вы просто просматриваете образы у себя в воображении. При этом нужно подавлять внутреннее проговаривание, потому что от него толку мало, а времени оно отнимает много.
  2. Повторение с полной расшифровкой. Этот способ применяется для закрепления в памяти только что изученной информации. Его обязательно осуществлять в течение первых 3-4 дней после изучения материала. Нужно не только просматривать образы в воображении, но и проговаривать, что они означают. Фактически вы читаете виртуальную книгу, которая полностью находится в вашей памяти.
  3. Проговаривание и прорисовка. Эти методы задействуют двигательную память. Здесь нужно не представлять образ в голове, а как бы рисовать его глазами. Этот метод повторения полезен, если нужно довести какую-то информацию до рефлекторного уровня припоминания. Проговаривание – это похожий метод, только здесь нужно активно артикулировать. Информация, которая связана сразу с несколькими анализаторными системами, запоминается значительно лучше.

Понятие опорного образа в мнемотехнике

Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.

Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.

Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.

Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.

Создание систем опорных образов

Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.

Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.

Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:

  1. Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
  2. Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
  3. Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.

Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.

После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти младших школьников почти не применяется. Дело в том, что этот навык сопряжен с огромным количеством интеллектуальных усилий, которые в силу возраста таким маленьким детям не подходят. Мнемоника им может показаться очень сложным и скучным занятием.

Это еще в большей степени касается мнемотехники для развития памяти дошкольников. В раннем возрасте нет той усидчивости, которая требуется для качественной тренировки этого навыка.

Начинать заниматься мнемотехникой для развития памяти можно подросткам, или когда человек станет взрослым. Кстати, уже в классе 8-9 она может стать эффективным средством обучения учеников, которое поможет изучить иностранные слова, длительные тексты даже на русском языке (чтобы пересказать их), для пополнения словарного запаса. Она пригодится абсолютно во всех дисциплинах, даже математике, хотя и с определенными ограничениями.

Что касается заучивания стихотворений, то мнемотехника поможет лишь выучить последовательность событий или элементов этого стиха, но дословно наизусть его можно выучить только путем зубрежки и по описанным выше правилам повторения.

Есть, конечно, адаптированные виды мнемоники с упрощенными заданиями для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, но они сильно уступают полноценной технологии запоминания.

В теории, мнемотехника поможет хорошо выучить таблицу умножения, но психология ребенка такого возраста требует дозированного подхода. На длительных временных отрезках зубрежка является не менее эффективным методом запоминания, но при этом она значительно проще в освоении маленькими учащимися, чем мнемотехника. Вообще, в любом случае информацию нужно повторять. Поэтому качественно закрепить информацию в памяти возможно только на длительных отрезках.

Мнемотехника пригодится по большей части в нескольких случаях:

  1. Если нужно знать большой массив информации уже сегодня.
  2. Если материал содержит большое количество точной информации.

Заключение

Настоящая мнемотехника начинается там, где есть система опорных образов. Поэтому рекомендуем проходить обучение в таком порядке, как описывается в этой статье. Сначала освоить правила соединения образов, потом – приемы запоминания последовательности. А потом потихоньку создавать свою систему опорных образов.

Конечно, это длительный процесс. Но у вас столько дней впереди. Дорогу осилит идущий, как говорится. Но развивать этот навык возможно только во время тренировки, и выполняя соответствующие упражнения.

Вообще, даже то, что описано в этой громадной статье – далеко не все. Мнемонические приемы запоминания охватывают значительно больше техник для качественного заучивания информации. Но стоит освоить хотя бы это.

Основой всей психической деятельности является память. Она связывает прошлое человека с настоящим и будущим, будучи важнейшей познавательной функцией. Структура памяти достаточно сложна, поэтому стоит уделять её развитию немало времени. Рассмотрим некоторые из уровней и способов развития у разных возрастных групп.

В течение всей жизни памяти человека свойственно проходить через многочисленные изменения. С самого детства память развивается в разных направлениях. Первоочередной у ребенка развивается эмоциональная, после чего двигательная память, которая постепенно замещается логической и образной. У взрослого же человека, непроизвольное запоминание, присущее чаще всего детям, постепенно становится более осознанным и превращается в произвольное.

Учитывая все аспекты памяти, психологи выделили 3 уровня памяти:

  1. Непосредственную, или сенсорную память .

Сенсорную память можно охарактеризовать, как непосредственный след информации, переданный органами чувств. Сохраняется информации данного вида памяти очень незначительное время – от 0,1 до 0,5 секунды. Этот промежуток времени позволяет мозгу оценить ценность поступающей информации и рассмотреть нужду в привлечении высших отделов нервной системы к данным сигналам. Если же это не требуется, то ненужная информация стирается менее чем за одну секунду, заполняя сенсорную память новыми объектами.

  1. Кратковременную память.

Кратковременная память это важный процесс, который отвечает за запоминание информации и ее воспроизведение. Данный вид памяти хранится в среднем около 20 секунд и оставляет в мозгу лишь ту информацию, которая имеет обобщенный систематизированный вид. Кратковременная память достаточно избирательна, а объём информации, сохранённой на довольно краткое время, составляет от 5 до 9 единиц. Только то, что человеку нужно, что его интересует на данный момент времени, попадает из сенсорной в кратковременную память. Процесс данного вида памяти можно назвать отголоском сиюминутно происшедшего события: на краткое мгновение человек продолжает слышать, видеть то, что уже напрямую не воспринимает. Не повторяя или «прокручивая» полученную информацию в ближайшее время, мозг стирает её бесследно.

  1. Долговременную память.

Долговременная память имеет удивительную способность хранить информацию практически бессрочно, при этом имея возможность воспроизводить её неограниченное количество раз (в отдельных случаях). Мозгом, из элементов, задерживающихся в кратковременной памяти, отбирается то, что после перейдет в долговременное хранение. Вся информация, удерживаемая более чем нескольких минут, автоматически отправляется в систему долговременной памяти, которая имеет практически безграничный объём. Но, несмотря на возможность быстро отыскать нужную информацию, у данного вида памяти имеется серьезная проблема – поиск необходимого значительно затрудняется, поскольку количество информации крайне велико.

Любой из уровней памяти – важная часть огромного механизма, известного как мозг. Но для лучшей работы всей системы, необходимо улучшать и развивать память.

Способы развития памяти

Часто наша память подвергается бессознательной тренировке. Вы можете просто составлять список покупок в уме, не имея под рукой ручки, чтоб его записать. Или стараться запомнить дорогу в незнакомое для вас место, возвращаясь обратно без подсказок навигатора. Либо же запоминая героев из любимого сериала: их имена, друзей, привычки – чтобы потом обсудить новую серию с подругой за чашечкой кофе. Все это помогает вашей памяти постоянно держать «ухо востро».

Для того, чтобы заняться более осознанным, контролируемым развитием памяти, психологи рекомендуют некоторые нехитрые способы, которые помогут не только улучшить процесс мышления, но и состояние организма в целом:

  1. Для более активной работы мозга и нервной системы, откажитесь от вредных привычек (никотина, алкоголя и прочего).
  2. Проводите на свежем воздухе не менее часа в день. Небольшая прогулка после работы обеспечит клетки вашего головного мозга достаточным количеством кислорода.
  3. Занимайтесь спортом хотя бы пару раз в неделю. Бегайте, прыгайте, катайтесь на велосипеде, плавайте, танцуйте! Спорт не обязательно должен быть скучным и тяжёлым. Он может приносить такое же удовольствие, как и стаканчик любимого мороженого. Главное найдите то, что вам по душе. Это поможет привести организм в тонус и улучшить кровообращение (и подтянутое здоровое тело еще никому не навредило).
  4. Здоровый сон, также важен для хорошего самочувствия, как чашка горячего чая морозным днём. Для полноценного восстановления мозга необходимо спать не менее 8 часов.
  5. Правильное питание придаст сил для трудовых будней и активных выходных. Подбор полезных продуктов, включающих высокое содержание полезных элементов, должен стать стилем жизни каждого, кто желает своему организму красоты и прекрасного самочувствия. В свой ежедневный рацион необходимо включать такие продукты, как йогурты, творог, яйца, рыба, овощи, фрукты, зелень.
  6. Ежедневное чтение поможет вам не только научиться управлять своей долговременной памятью, но также расширит ваше мировоззрение и подскажет новые темы для обсуждения с коллегами во время кофе-брейка.

Придерживаясь этих несложных правил, уже через пару недель можно наблюдать как улучшение физического, так и умственного состояния.

Игры на развитие памяти и мышления

  1. Запоминание слов.

Перед вами представлены двадцать различных слов, не связанных между собой, которые нужно запомнить. На это дается 40 секунд:

Инструмент, барометр, тетрадь, конфета, крышка, таблетка, жираф, антенна, картофель, бадминтон, кнопка, расческа, указка, миндаль, покупка, кастрюля, парик, автобус, якорь, эстафета.

Теперь закройте эти слова и постарайтесь написать их в таком же порядке. После чего сверьте результаты в соответствии со следующей формулой:

Количество слов, которые оказались на своих местах, нужно поделить на 20 (то есть, количество запоминаемых слов) и умножить на 100%. Получившийся результат – это и есть ваш процент запоминания.

Также вы можете записать эти же слова в обратно порядке, подставляя к ним цифры. Процесс запоминания и подсчета аналогичный.

  1. Запоминание цифр.

Вам даны двадцать различных цифр, которые нужно внимательно изучить и запомнить. Через 40 секунд, закрывайте цифры. Процесс данного упражнения аналогичен предыдущему.

606, 13, 7, 9, 39, 112, 24, 86, 15, 51, 26, 8, 205, 95, 79, 3, 47, 75, 542, 2.

  1. Запомни человека.

В этом упражнение вам нужно будет запомнить абсолютно незнакомого человека, которого увидите на улице, либо в общественном транспорте. Главное, запомнить как можно больше фактов про него.

Какой он из себя? Какая у него прическа? Черты лица и особые предметы (родинка, шрам, татуировка и прочее). Во что этот человек одет? Как он себя ведет? Что у него в руках?

Когда вы вернётесь домой, постарайтесь вспомнить этого человека и описать его.

Развитие памяти у дошкольников

Стоит учитывать то, что занятия с ребенком существенно отличается от занятий со взрослым человеком. Поэтому необходимо принимать во внимание не только физиологические аспекты памяти, но и психологические. Основными видами памяти, можно назвать произвольную и непроизвольную память. Для детей более характерно неосознанное восприятие окружающего мира, которое происходит без приложения с их стороны каких-либо усилий. То есть, чем интереснее для ребенка будет предмет его изучения, тем быстрее он усвоит его суть.

Память также разделяется на непосредственную и опосредованную. Когда происходит сохранение информации, процесс мышления при этом не работает, потому что осуществляется непосредственное (механическое) запоминание, т.е. без осознания материла, без определения логической цепочки. У дошкольников преобладает именно этот процесс запоминание, поэтому психологи советуют начать обучение иностранным языкам еще до начала учебы в школе.

В определённом возрасте у ребенка более развит соответствующий тип памяти.

Рассмотри типы памяти детей в различных возрастных группах:

  • От 0 до 1 года. На первых порах у новорожденных происходит становление моторной памяти, которая выражается в первых условных рефлексах. В этом возрасте малыш запоминает выполняемые им и окружающими движения. Лучше всего дети запоминают движения, имеющие для них эмоциональный окрас (допустим, мамины объятья, которые вызывают теплоту и уют).
  • От 1 года до 2 лет. Ребенок старается узнавать близких взрослых (помимо родителей). У него активно развивается нервная система, при этом увеличивая объем и прочность усвояемой информации. Осваиваются новые навыки, такие как ходьба, произношение звуков и несложных слов. Именно к этому возрасту относятся первые осознанные воспоминания.
  • От 2 до 4 лет. В этом возрасте у ребенка начинается формирование мнемонических способностей, которые вытесняют механическое запоминание. После 2-летнего возраста дети начинают запоминать сложные слова, осваивают основы логики при построении своих мыслей и относительно происходящего вокруг. При нормальном развитии осваивают основные моторные навыки.
  • От 4 до 6 лет. дети в этом возрасте все очень хорошо запоминают, только делают они это не осознанно, непроизвольно. Данный процесс происходит не зависимо от желания или усилия ребенка. В этом возрасте ребенок запоминает то, на что обратил внимание в процессе учебы, игры или любой другой деятельности. Обычно это что-то увлекательно, красочное, вызывающее сильные эмоции.

В дошкольном возрасте у ребенка память развивается активнее и лучше всех остальных других процессов. Родителям следует уделять много внимания тренировочным упражнениям, чтобы ребенок рос полноценной личностью с отличными способностями запоминать и воспроизводить информацию.

Развитие внимания и памяти школьников

Умение удерживать свое внимание на одном предмете длительное время, занимает значимую роль в учебной деятельность. Во время занятий преподаватель привлекает внимание учеников к своему предмету, переключая с одного вида деятельности на другой. Развитие внимания младшего школьника позволяет ему на короткое время сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время непроизвольное запоминание овладевает его нервной системой. Поэтому часто детей в начальной школе характеризуют, как невнимательных, ведь им трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Умственное развитие школьника качественно меняется согласно требованиям, поставленным учебной деятельностью.

В школьном возрасте (в начальной школе) очень важно разрешение таких задач:

  • ребенок должен вникать в смысл слов и цифр, которые ему предлагаются для изучения, он должен уметь устанавливать логические смысловые связи;
  • ему должно быть подвластно решение логических задач, связанных с изменением предметного мира;
  • все упражнения должны быть направлены на то, чтобы развивалось внимание ребенка, воображение и память;
  • развитие воображения и применение его в повседневной жизни.

Для повышения продуктивности запоминания материала, используйте следующие приемы:

  • Предложите детям составить план рассказа. Так им легче будет вспомнить, о чём шла речь;
  • Разработайте план. Лучше всего, если он будет представлен ребенку в виде изображений, фотографий или рисунков, которые он сам создал;
  • Последовательно записывайте ключевые идеи из текста. Это поможет не запутаться в хронологии.

Дети, которые только начали ходить в школу, развиваются по-разному, у них свой характер, привычки и мировоззрения. Именно от этих показателей будет зависеть и успех их запоминания. Но кое-что, что присуще для всех. Развитие памяти невозможно без параллельной работы над развитием внимания, поскольку усвоение материала требует немалой концентрации на объекте.

Развитие памяти подростков

У подростка уже отлично развита память. Кроме этого, он обладает в своем возрасте прекрасным воображением и вниманием на столько, что в состоянии управлять ими по собственной воле. В этот период начинает проявляться доминантная функция.

При этом подросток самостоятельно определяет, что именно для него имеет ценность:

  • В данном возрасте ребенок учится концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где можно добиться заметных результатов, в трудовой деятельности, где начинают проявляться умение сосредоточиваться, в общении и остальном. Подросток уже контролирует свое внимание, он умеет им самостоятельно управлять.
  • В 13-16 лет память у подростка развивается быстрее всего. Медики объясняют это гормональными изменениями, которые неизбежно происходят в организме каждого человека в этом возрасте, чтобы он подготавливался к следующему этапу жизнедеятельности. В этом возрасте память у ребенка уже не механическая. Чтобы что-то запомнить, ребенок должен понять смысл того, что слышит или видит. Также перестраивается и деятельность смысловой памяти — она становится опосредованной и более логичной.
  • В этом возрасте воображение может трансформироваться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток способен исполнять математические мыслительные задачи, воображая и размышляя над каждым своим шагом. В то же время он может сам продумывать, как ему нужно общаться с другими людьми, он может представлять себе разные сюжеты отношений, переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не справится со своими внутренними проблемами.

Развитие памяти крайне важно для подростков:

  1. Одним из основных способов является «зазубривание» стихов или прозы. Начать можно с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер текста и выбирая более сложные произведения. Прозу учить несколько сложнее, поэтому к ее заучиванию лучше переходить, после освоения стихов. Главным фактором данного способа развития памяти является постоянное повторение.
  2. Изложение и сочинение – также помогут подростку улучшить свою память и укрепить усвоенные знания. Для этого нужно строить свой пересказ максимально близко к тексту. Или же, при написании изложение, стараться использовать больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то улучшить можно не только память, но и речь.
  3. Помимо перечисленных способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, перечисляем подростку 10 любых слов, никаким образом логически не связанных и попросим произнести все те слова, которые ему удалось запомнить. Нормой данного упражнения считается 6 правильно произнесенных слов.

Развитие памяти у взрослых упражнения

Каждый взрослый человек хоть раз замечал за собой, что он не в состоянии вспомнить элементарных вещей: дату рождения сестры, в котором часу выходит любимая телепередача, или куда же он положил свои ключи. Причина, по которой такое происходит в нашей жизни, проста – очень часто мы забываем о самом главном. Наша память не вечна и требует постоянной подпитки, будь то чтение книг или простейшие арифметические операции. Но без постоянных тренировок она теряет свои былые свойства. Поэтому каждому из нас необходимо периодически выполнять упражнения, развивающие память,чтобы постепенно мы могли запоминать информацию более эффективно, быстро, объемно.

Помните, если систематически, целенаправленно и следуя определенной методике развивать память, во всех других психических процессах тоже будут происходить положительные изменения: улучшится ваш мыслительный процесс, вы станете любознательнее, потому что круг познавательных интересов тоже расширится.

Рассмотрим несколько упражнений для развития памяти у взрослых:

  • Чтобы что-то запомнить, сосредоточьтесь на самом процессе запоминания. Чаще прислушивайтесь, постоянно думайте, проводя параллели с событиями из своей жизни или с багажом знаний. Если вам удастся зацепить множество разных событий и фактов из своей жизни за огромный поступающий вам информационный поток, вы точно запомните важные факты для себя.
  • Перед сном периодически вспоминайте людей или предметы, которые окружали вас на протяжении дня. С помощью таких нехитрых манипуляций мозг будет учиться систематизировать информацию для более удобного использования в будущем.
  • Выберите любое стихотворение любимого поэта или отрывок из последнего прочитанного художественного произведения. Попробуйте выучить его наизусть как можно быстрее. После чего повторяйте его пару раз в день на протяжении недели, увеличивая количество выученных текстов с каждой неделей. Уже через месяц вы заметите, что стали реже терять свои ключи и забывать, что же нужно купить на ужин.
  • Играйте! Есть множество игр на развитие интеллекта и памяти. Но также не стоит забывать про такие классические настольные игры, как покер, монополия эрудит и другие. Они помогут научиться выстраивать логические схемы и запоминать ходы.
  • Если вам потребовалось запомнить что-либо важное (номер телефона врача, дату рождения коллеги, рецепт изумительного пирога), создайте в уме связь с этим образом. Это может быть что-то смешное или необычное, что будет легче воспринимать мозгом.
  • Свободное время (например, во время мытья посуды или по дороге на работу) идеально будет посвятить решению простейших арифметических задач в уме. Вот вы знаете, например, какой процент людей ездит в общественном транспорте в наушниках? Посчитаем?
  • Работая руками, вы активизируете работу своего головного мозга и памяти. Вы может заметить как во время вязание, вышивание крестиком, так и мытье посуды, уборка и прочей физической активности, ваш мозг начинает генерировать различные идеи.
  • Чтение литературы о развитии памяти и её усовершенствование, дадут вам понятие о работе человеческого мозга в целом и предложат уйму упражнений для его развития.

Японская система развития интеллекта и памяти

Японская система развития интеллекта разработана японским ученым Рюта Кавашима – профессором и доктором медицинских наук. Он более двадцати лет занимается работой по изучению стимулирования работы человеческого мозга.

Именно его перу принадлежит книга «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти»:

  • В ней вам предлагают узнать, насколько эффективно, на данный момент, работает ваш мозг.
  • Также книга содержит массу несложных упражнений для тренировки и развития мышления, интеллекта и памяти.

Профессор разработал не только книгу, но и специальные тренировочные издания, которые удобно всегда носить с собой. Вы всегда сможете взять любимый карандаш и немножко раструсить свой мозг.

Автор заметил, что максимальную активность мозга можно наблюдать при решении арифметических задач на время, либо чтении вслух. Способы развития интеллекта, которые Рюта Кавашима дает в своей книге, придутся по душе человеку абсолютно любого возраста и склада ума. К тому же для занятий своим развитием, вам не нужно будет тратить уйму времени – достаточно 5-10 минут ежедневно.

Вы сможете заниматься этим в любое свободное время — когда идете на работу или просто принимаете пищу. Не удивительно, что данная система запоминания такая популярная в наше время для людей, которые постоянно активны и заняты. Система рассчитана на 2 месяца практической деятельности. Только при необходимости практиковаться можно сколько угодно — никаких ограничений система не предусматривает.

Мнемотехника для развития памяти у детей

Для лучшего запоминания у детей, необходимо подкреплять информацию эмоциями. Ведь каждый ребенок способен запомнить то, что ему интересно. Главное найти к нему правильный подход. Именно с такой целью были разработаны мнемотехнические приемы запоминания.

Мнемоника – это методы и приёмы, которые облегчают процесс запоминания не только у детей, но и у взрослых. Работает эта техника так: с помощью кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы, получаемая информация становится проще для восприятия мозга. Благодаря мнемоническим приёмам улучшается память, логическое мышление и, в случае работы с детьми, развивается речь.

Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники:

  • Развитие воображения. Покажите ребенку карточку, на которой будет изображено несколько предметов. Предложите ему придумать рассказ о тех вещах, которые на ней изображены. Вы заметите, с каким интересом и увлечением он это делает. В то же время, это упражнение поможет ребенку раскрыть свои желания и страхи.
  • Развитие памяти. Предложите вашему ребенку выучить стихотворение по карточкам, каждой строчке которого, будет соответствовать свое изображение.
  • Логическое мышление. Дайте малышу карточки и предложите распределить их по разным группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка – доктор, шприц, таблетка.

Если у ребенка получается хорошо работать по уже готовым карточкам, предложите ему позаниматься наоборот, дайте какой-либо рассказ и пусть он сам нарисует для него картинки. Применяя мнемотехнические приемы на детях и взрослых, психологи однозначно подтверждают успешность данного метода.

Развитие памяти по методикам спецслужб

Денис Букин — автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб», которая предназначена для всех людей, для которых процесс запоминания очень сложен, которые чувствуют, что их умственные способности необходимо стимулировать и развивать. Эта книга для тех, кто желает стать эффективнее, просто общаясь с людьми, работая. Она необходима каждому, кто собирается жить, используя максимум возможностей своего мозга.

В книге рассказывается:

  • О необычайных возможностях человеческого мозга, о его способностях справляться с задачами, которые недоступны даже самым современным компьютерам.
  • О том для чего и как нужно тренировать память.

Программа тренировки памяти, описанная в книге, основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков.

Здесь можно найти приемы общения из арсенала спецслужб:

  • как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям;
  • как убеждать и оценивать достоверность полученных данных;
  • методы самоорганизации, восстановления сил;
  • как поддерживать высокую работоспособность.

Освоив все предлагаемые приемы, вы сможете держать свои эмоции под контролем и применять в необходимых ситуациях. Научитесь не только запоминать нужную информацию, но и достоверно воспроизводить её.

Игры и упражнения для развития памяти взрослых

  • Судоку. Известная японская головоломка с числами. Суть игры состоит в том, чтобы за как можно меньшее количество времени заполнить 81 ячейку, которые представлены в виде квадрата размером 9*9, числами. Но эти числа должны соответствовать главному правилу: в одном столбце, строке и квадрате 3*3, числа от 1 до 9 не должны повторятся.
  • Фуршет. На вашем «обеденном столе» в порядке очереди начинают появляться продукты, каждый раз изменяя своё расположение. Цель игры – как можно быстрей выбрать новый элемент, которого не было ранее на столе.
  • Потерянный символ. Игра одновременно тренирует и внимание, и пространственную память. В начале на пару секунд показывается таблица с различными символами. В следующий раз эта же таблица демонстрируется уже с одним пустым полем. Для того чтобы заполнить поле, нужно выбрать правильный вариант из предложенных. Количество полей в таблице поначалу увеличивается, а затем уменьшается, что создаёт дополнительные сложности.
  • Эрудит. В игре могут участвовать от двух до четырех игроков. Участники формируют слова из фишек на доске размером 15*15 ячеек. Слова нужно формировать по вертикали, либо по горизонтали, сверху вниз, либо слева направо. Слова должны входить в стандартный словарь, либо же вы можете внести какие-либо свои изменения, добавляя особые слова. Игроки получаются очки за сложенные слова на доске. Смысл игры в том, чтобы набрать как можно больше очков. Каждая буква дает определенное количество очков, ивам необходимо составить слово с наибольшим количеством очков для победы.

Память – это уникальная вещь, которую следует постоянно держать в тонусе. Сенсорная, кратковременная или длительная, слуховая или зрительная – любой из этих видов памяти нуждается в постоянной тренировке и усовершенствовании. Многие из методик разработаны, многие книги написаны для того, чтобы каждый мог развивать и совершенствовать свою память. Остальное зависит только от желания и времени проведенного с пользой.

Видео: «Развитие памяти»

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники , которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко , стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .

Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые техники для запоминания

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Похожие статьи