Скрининг диагностика позволяет. Важность скрининговых лабораторных исследований в работе современного врача. Что такое пренатальная диагностика

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как "подготовительный" к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика "по обращению", которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.


Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированыв основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения

Принципы ППД.

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов

Принцип беспристрастности . Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

Отношение к ситуации обследования и заданиям;

Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

Продуктивное использование помощи взрослого;

Умение выполнять задание по аналогии;

Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

Скрининг при беременности - это совокупность обследований, которые делаются не всем подряд, а лишь тем женщинам, у которых есть определенные показания - беременным, входящим в так называемую «группу риска». Эти обследования помогают выяснить, есть ли у будущего младенца вероятность развития серьезных проблем со здоровьем - грубых нарушений в строении внешних или внутренних органов, Синдрома Дауна и так далее.

Что представляет собой скрининг?

Скрининг при беременности состоит из процедуры ультразвукового исследования, которое обязательно выполняется с помощью прибора экспертного класса, а делать его должен хороший специалист, способный выявить самые мелкие проблемы в развитии плода. Также будущая мать сдает кровь на гормоны. Обычно сначала врачи смотрят показатели уровня двух гормонов, в последующие разы (в том случае, если они потребуются), возможно, придется сдать анализы на 3 или 4 гормона.

Скрининг на разных сроках беременности позволяет врачам своевременно выявить пороки развития различных систем плода или опасность для будущей роженицы. Состоит скрининг из ультразвукового исследования и биохимического анализа крови. По приказу Минздрава РФ, плановое УЗИ проводится 3 раза, комплексный скрининг - по назначению врача

Сколько проводится скринингов и в какие сроки?

Сколько нужно будет проходить скринингов беременной женщине, может решить только доктор. Определяется необходимость их проведения по данным предыдущего обследования. Обычно принято проводить три скрининга при беременности. Соблюдение сроков обследования очень важно, иначе не получится узнать нужную информацию:

  • первый скрининг делается на 10-14-й неделе;
  • скрининг второго триместра - на 16-18-й неделе сдают анализы крови, а до 24-й - проводят УЗИ;
  • время для третьего скрининга - 7-8 месяц беременности - 30-32 неделя.

Каковы показания для скрининга?

Проведение в течение беременности трех обязательных ультразвуковых исследований уже стало для всех будущих мамочек привычной нормой. Однако остальные скрининговое исследования назначаются лишь беременным из группы риска. В нее попадают женщины:

  • имеющие патологии или пороки развития, доставшиеся по наследству, а также имеющие мужа или ближайших родственников с какими-либо патологиями;
  • у которых уже случались выкидыши;
  • забеременевшие в возрасте 35 и более лет;
  • у которых уже есть дети с патологиями;
  • переболевшие вирусом или инфекцией в ранний период беременности;
  • которым после наступления беременности пришлось принимать лекарственные препараты;
  • на которых менее, чем за полгода до наступления беременности воздействовало ионизирующее излучение (в группу риска попадает также беременная женщина, если облучению подвергался будущий отец);
  • которые забеременели от близкого родственника;
  • у которых рождался мертвый ребенок или была замершая беременность .

Бывает, что скрининг делается по собственному желанию, если будущие родители хотят перестраховаться. Также на скрининг при беременности могут направить после первого планового ультразвукового исследования, если проводивший его доктор заподозрил возможность развития у плода патологий.

Как проходит процедура скрининга?

Обследование проводится по графику в женской консультации или в медицинском центре, то есть тех учреждениях, где есть соответствующие условия. За один день беременной надо сдать кровь на анализ, а также провести ультразвуковое исследование, хотя это не обязательно.




Скрининг также можно провести в медико-генетическом учреждении или в специализированном мед. центре, оснащенном экспертным УЗ-аппаратом и лабораторией

Кровь для скринингового анализа сдается всегда на голодный желудок. В продолжение одного дня перед сдачей анализов беременная должна соблюдать особую диету. Нельзя есть рыбу и другие дары моря, жаренную и слишком жирную пищу, употреблять шоколад и какао содержащие продукты, также под запретом все цитрусовые.

УЗИ при беременности до 3 месяцев проводят и трансабдоминальным (сквозь переднюю брюшную стенку), и трансвагинальным способом (с введением специального узкого датчика в вагину). В первом случает перед процедурой женщине надо выпить воды. Начиная с 4-го месяца УЗИ делается только трансабдоминально. Однако жидкость перед обследованием употреблять уже не нужно.

Особенности первого скринингового обследования

Первое УЗИ во время скрининга проводится на специальном экспертном приборе. Оно помогает выявить:

  1. триплодию;
  2. даунизм;
  3. пуповинную грыжу;
  4. синдромы Эдвардса, Смита, де Ланге;
  5. синдром Патау.

Также на УЗИ выясняется толщина воротникового пространства (здесь смотрят скопление подкожной жидкости на задней поверхности шейки плода) и размер носовой кости. Эти показатели могут говорить о хромосомных аномалиях:

  • в норме ТВП на 10-й нед. составляет от 1,5 до 2,2 мм, на 11-12-й нед. - 1,6-2,4 мм, на 13-й нед. - 1,6-2,7 мм;
  • размеры носовой кости на 10-11-й нед. не оцениваются, она просто должна быть, на 12-13-й нед. ее длина в норме - 3 мм.


На первом скрининговом УЗИ врач уже может увидеть некоторые генетические патологии плода (например, опасность развития даунизма). Проверяется толщина шейно-воротниковой зоны и наличие костей носа

Также врач производит фетометрию плода на УЗИ, оценивая различные размерные параметры:

  1. длину от темени до копчика;
  2. размеры костей бедра, плеча и других;
  3. интервал от лба до затылка;
  4. симметрию мозговых полушарий;
  5. промежуток между теменным костями;
  6. окружность головы;
  7. размер живота;
  8. строение сердца и отходящих от него сосудов, частоту биений сердца.

Первый по времени биохимический скрининг выясняет концентрацию в крови двух гормонов. Нормальные их показатели зависят от периода беременности, от того, сколько развивается плодов, а также от индивидуальных особенностей женщины. Первый гормон - ХГЧ , выделяемый плацентой. Именно его повышение показывают домашние тесты на беременность, когда видно две полоски. Если при анализе выявляется повышенное содержание ХГЧ, это может говорить о вероятности развития синдрома Дауна. Низкий уровень этого гормона может указывать на синдром Эдвардса. Врачи предупреждают: отклонения по уровню гормонов не означают конкретного диагноза, а лишь указывают на его вероятность.

Второй анализ проводится на уровень PAPP-A . Это протеин-А плазмы, который ассоциируется с беременностью. Чем дольше длится беременность, тем выше должна быть концентрация PAPP-A. Если его мало, это может говорить о патологии. Но выводы надо делать, учитывая уровень другого гормона и результаты ультразвукового исследования.



Биохимический анализ крови позволяет выявить избыток или недостаток специфичных гормонов, которые вырабатываются организмом женщины при беременности. На основании полученных данных врач может диагностировать определенную патологию

Каким образом и кому проводится второй скрининг?

Обследование состоит также из сдачи крови и УЗИ, которые могут быть сделаны в течение одного дня. По тем показателям, которые во время предыдущего исследования были в норме, по желанию женщины, обследование повторно можно не проводить. Иногда же это скрининговое обследование назначается беременным, которые вместо первого скрининга проходили обычное УЗИ. Скрининг на 16-20-й неделе рекомендуют проводить при таких показателях:

  1. после 4-4,5 месяцев беременности при ультразвуком обследовании обнаружилась аномалия развития будущего малыша;
  2. беременная женщина на 4-5 месяце переболела инфекционным заболеванием;
  3. у беременной женщины обнаружили опухоль.

Второе УЗИ при беременности на скрининге II триместра очень важно. Во время УЗИ доктор оценивает такие показатели, как:

  1. длина тела будущего младенца;
  2. окружность его грудной клетки, а также головы и живота;
  3. размер носогубного треугольника;
  4. длина костей;
  5. симметричность лица;
  6. строение позвоночника и черепа;
  7. внутренние органы плода;
  8. органы матери.


На втором скрининге уже можно определить длину тела плода, строение позвоночника и темп развития внутренних органов, проверить лицевые кости на симметрию, измерить длину спинки носа. Кроме того, проверяется подготовка материнских органов к дальнейшему вынашиванию и рождению

Что касается анализов крови, то на этот раз предлагается исследовать 3 или 4 гормона. Первый из них - ХГЧ . В это время его норма - от 10 до 35 тыс. мЕд/мл. Оценивается он и сам по себе, и в пропорции с остальными гормонами. Например, если ХГЧ в норме, а фетопротеин – повышен, это может означать проблемы с ЦНС плода.

Второй исследуемый гормон - альфа-фетопротеин . Если его концентрация понижена, то это может служить показателем даунизма или синдрома Эдврдса, а также это может означать гибель плода. Если уровень АФП повышен, возможны патологии желудочно-кишечного тракта плода, недостатки развития его ЦНС.

Третий гормон называется эксриол . Он понижен при хромосомных аномалиях плода, а повышен - при крупном плоде или многоплодной беременности.

Наконец, 4-й гормон, который исследуют, когда делают анализ, - ингибин A . Он подавляет созревание новых яйцеклеток, пока длится беременность. С течением ее срока его концентрация уменьшается. Повышенный уровень может свидетельствовать о болезни Дауна.

Какие особенности у третьего скрининга?

Процедуры третьего скрининга - это последнее перед родами комплексное обследование. Его проведение планируется на 32-36-й неделе беременности. Так как все серьезные проблемы развития плода уже должны были выявиться при проведении предыдущих обследований, эта диагностика призвана дать финальную оценку уровня здоровья матери и будущего младенца. Обследование проводится для того, чтобы оценить состояние плода, узнать, готов ли он к родам. По данным, которые будут получены, врачи определят, как должны будут проходить несколько последних недель беременности и собственно роды. При всей своей важности для будущей мамы и плода, обследования не требуют никакой специальной подготовки.

Во время третьего скрининга делается анализ на следующие гормоны: ХГЧ, PAPP-A и альфа-фетопротеин. В тот же день, когда сдается кровь, делается УЗИ. Кроме этого, в другой день проводятся допплерография и кардиотокография.

Специалисты сферы перинатальной диагностики на третьем плановом УЗИ оценивают:

  1. репродуктивные органы будущей матери;
  2. околоплодные воды и плаценту;
  3. сфомированность у плода сердечно-сосудистой системы;
  4. строение лица будущего малыша;
  5. пищеварительную и мочеполовую системы плода;
  6. спинной и головной мозг будущего младенца.

Затем проводится допплерометрия плода . Это тоже вид ультразвукового обследования. Его применяют для оценки кровеносных сосудов плода, а также плаценты и матки беременной женщины. Исследование кровотока может показать, насколько качественно будущий малыш усваивает кислород, достаточно ли он его получает. Также можно узнать, правильно ли у него устроены сосуды.

Метод кардиотокографии тоже основан на применении ультразвука. Отличие от обычного УЗИ здесь в том, что отсутствует визуализация. Исследование показывает частоту сердцебиений плода. Можно выяснить, нет ли у малыша кислородного голодания.

МОЖНО ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО В ПРЕДЫДУЩЕМ ВОПРОСЕ +ЭТО!!!

Википедия( Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

    Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;

    Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;

    Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;

    Дерматологический осмотр для исключения меланомы .)

КНИГА

К методам, используемым для массового скрининга населения, относятся: мед. профилактические осмотры (.обязательной составляющей которых является онкологический компонент. Он включает активный опрос, клиническое обследование с оценкой состояния всех зон периферических лимфатических узлов, рентгенологическое исследование, лабораторные анализы, цитологическое исследование и др.). По отношению к осматриваемым контингентам

профилактические осмотры разделяются на массовые и индивидуальные.

МАССОВЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ

Массовые профосмотры проводятся по заранее намеченному плану бригадой врачей различных специальностей и в основном охватывают организованные контингенты населения, работающие на предприятиях. В зависимости от задач и объема обследований, они делятся на предварительные , периодические, комплексные и целевые .

Предварительные профосмотры - при поступлении на работу - определяется пригодность рабочих и служащих к избранной работе с цепью предупреждение профессиональных заболеваний. Одновременно проводится онкологический компонент осмотра. Периодические профосмотры обеспечивают динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих в условиях профессиональных вредностей и свое­

временное установление начальных признаков профессиональных заболевании, их профилактику и выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы во вредных условиях труда. В процессе их проведения каждый врач должен осуществлять обследование с целью выявления злокачественных новообразований. Комплексные профосмотры - направлены на выявление различных заболевании включая онкологические, среди достаточно больших контингентов трудящихся и неорганизованного населения, проводятся чаще всего методом выездных бригад врачей разных специальностей. В настоящее время преимущественное распространение получили массовые комплексные осмотры, проводимые многоэтапно. При одноэтапных врачебная бригада осматривает весь контингент: при двухэтапных на первом все население осматривается средним медперсоналом, а на втором - уже отобранная им часть населения (-2 0%) с подозрением на онкопатологию и предраковые заболевания обследуется выездной бригадой врачей. Трехэтапные профилактические осмотры проводятся по схеме: средний медперсонал - врач врачебного участка - выездная бригада врачей. Целевые профосмотры - проводятся для выявления одного или группы однородных заболеваний (например, осмотр молочных желез).

Осмотрам подлежит все население в возрасте 40 лет и старше. Для выявления онкологических и других заболеваний молочных желез осмотры женщин необходимо проводить в возрасте 30 лет и старше. Установлена также периодичность профосмотров - не реже одного раза в год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ направлены на выявление он­

кологических заболеваний среди лиц. обратившихся в поликлинические учреждения или находящихся на стационарном лечении. При этом участковый врач или врач любой специальности при сборе анамнеза выясняет возможность наличия начальных признаков рака, при необходимости проводит лабораторно-инструментальное обследование и консультирует этих лиц у специалистов соответствующего профиля. Установленные таким образом скрыто протекающие онкозаболевания учитываются и фиксируются в соответствующих учетных формах как выявленные при индивидуальном профосмотре. К индивидуальным осмотрам можно условно отнести консультативные пульмонологические комиссии, а также профилактические осмотры женщин в смотровых кабинетах

В стране частота выявления больных раком при профосмотрах за последние годы возросла (с 7,5% в 1993г. до 23,4% в 2004г.).

Сравнительно малая эффективность профосмотра обусловлена рядом факторов:

1) недостаточной онкологической грамотностью и квалификацией врачей лечебной сети; 2) высокой загруженностью врачей лечебной деятельностью; 3) недостаточной оснащенностью мелких и средних лечебных учреждений современной диагностической аппаратурой; 4) недостатками учета и последующего диспансерного наблюдения за больными с выявленными предопухолевыми заболеваниями.

Программу поэтапного скрининга , включающую 1) автоматизированный анкетный скрининг; 2) лабораторный скрининг; 3) уточняющая диагностика. 4) диспансеризация и коррекция групп

онкологического риска.

Скрининг – одно из самых точных и современных исследований. Врач может назначить скрининг сердца, печени, желудка, обследование молочных желез у женщин, скрининг для определения патологий беременности . Каждая процедура должна быть обоснована с медицинской точки зрения.

С недавнего времени скрининг проходят все категории населения. Эта процедура называется диспансеризацией, и участвуют в ней все жители страны. Общий скрининг позволяет на ранних этапах выявить многие серьезные заболевания. В стандартную процедуру входят:

  • Сам скрининг, то есть сбор данных о пациенте, его состоянии здоровья, хронических заболеваниях, аллергиях и прочих особенностях организма, замер роста и веса. Все данные вносятся в анкету и медицинскую карту пациента;
  • Измерение артериального давления;
  • Забор крови из вены и из пальца для проведения анализа на уровень глюкозы, холестерина, и биохимический анализ;
  • Анализ кала и мочи;
  • Электрокардиограмма сердца;
  • Флюорография;
  • Мазок с шейки матки и обследование молочных желез у женщин.

В список анализов могут войти и другие исследования, если в состоянии здоровья пациента есть отклонения. Подводит итог скрининга терапевт, который смотрит на анализы в комплексе, и ставит диагноз о наличии или отсутствии скрытых заболеваний и общем состоянии организма. В результате профилактических мероприятий можно выявлять болезни на самых ранних этапах, и следить за состоянием здоровья не только каждого пациента, но и населения целиком.

Скрининг при беременности


Если диспансеризация населения – мероприятие новое, и не каждый человек проходит ее вовремя, то во время беременности пройти все тесты врачи рекомендуют всем без исключения будущим мамам. В обследование входит анализ крови и УЗИ, и часто этого бывает достаточно, чтобы точно определить срок беременности, вес и размер ребенка, скорость его роста и патологи развития, если они есть. Самым важным считается скрининг первого триместра, во время которого можно определить несколько серьезных заболеваний, несовместимых с дальнейшим развитием плода, и несущих угрозу жизни матери.

В скрининг 1 триместра входит:

  • Ультразвуковое исследование плода и полости матки;
  • Анализ крови женщины на уровень хорионического гонадотропина и ассоциированного с беременностью протеина-А.

Первый этап – ультразвуковая диагностика. Она позволяет уже на ранних сроках проследить развитие беременности, определить внематочную, замершую или многоплодную беременность, и выявить отклонения в развитии плода.

Проводится исследование в 11-13 акушерскую неделю беременности, так как в более поздний или ранний срок тест будет менее информативным.

Ультразвуковая диагностика полости матки беременной женщины позволяет определить:

  • Точный срок беременности до одного дня;
  • Состояние шейки и полости матки;
  • Расположение плода в полости матки;
  • Копчико-теменной размер плода и его общую длину;
  • Окружность головы плода и бипариентальный размер, а также симметричность и уровень развития полушарий мозга;
  • Толщину воротникового пространства ребенка и размер носовой кости.

Все эти данные в совокупности дают возможность поставить точный диагноз и спрогнозировать ход развития беременности. По размерам плода на первом скрининге определяется несколько серьезных патологий, таких как синдром Дауна, микро-, макро- и анэнцефалия, синдром Эвардса, Патау, и еще ряд заболеваний, не совместимых с жизнью в большинстве случаев.

Ультразвуковая диагностика проводится как трансвагинально, так и через брюшную стенку. Поскольку первый метод исследования дает более точный результат, при первом скрининге на ранних сроках беременности он более предпочтителен.

Не менее важно во время диагностики оценить кровоток и работу сердца плода . Учащенное или замедленное сердцебиение чаще всего тоже являются признаками патологии. Плохой кровоток в сосудах пуповины важно заметить как можно раньше, поскольку с кровью матери младенец получает кислород и питательные вещества, и недостаток их пагубно влияет на его рост и развитие.

Второй этап скрининга во время беременности – подробный биохимический анализ крови.

Сдавать кровь можно только после ультразвуковой диагностики, так как УЗИ позволяет точно определить возраст плода.
Это важно для правильной постановки диагноза, поскольку содержание гормонов изменяется каждый день, и неверный срок может сбить врача. В результате анализы будут признаны не соответствующими норме, и пациентке будет объявлен ошибочный диагноз. Во время проведения теста оценивается количество в крови хорионического гонадотропина и протеина-А.
Хорионический гонадотропин – вещество, которое вырабатывается плодной оболочкой.
По его присутствию в организме пациентки врачи определяют само наличие беременности уже на первых ее неделях. Максимума содержание хорионического гонадотропина достигает к 13 неделе, а затем уровень гормона постепенно снижается. В зависимости от того, повышен уровень ХГЧ или понижен, врачи могу сделать вывод о патологиях плода и предстоящих сложностях с вынашиванием плода.

Второй гормон, содержание которого оценивается во время первого скрининга – протеин-А. От него зависит развитие плаценты и иммунитет организма. По сути, этот гормон перестраивает организм женщины, адаптируя его к вынашиванию плода.

По результатам всех трех исследований выводится индекс МоМ, который показывает риск развития патологий и отклонений. При выведении коэффициента учитываются рост, вес и возраст матери, ее вредные привычки, и предыдущие беременности. Вся собранная во время проведения скрининга информация дает точную картину, согласно которой врач может выставить точный диагноз. Этот метод применяется уже более 30 лет, и за это время зарекомендовал себя как один из самых точных способов исследования.

Если пациентка входит в группу риска, то ей рекомендуют пройти скрининг во время второго и третьего триместра беременности.
Но последующие скрининги необязательны, если женщина здорова, моложе 35 лет, и ранее у нее не было проблем с вынашивание беременности и рождением детей.

Обследование молочных желез


Скрининг молочных желез, или мамография – один из самых важных для женщин.

Он позволяет на ранних сроках диагностировать доброкачественные или злокачественные опухоли молочной железы, выявить в груди уплотнения, темные пятна на снимках, и как можно раньше начать их лечение.

Обследование молочной железы – не обязательно медицинская процедура. Самый простой способ диагностики заболеваний груди – самостоятельная пальпация. Ее рекомендуют проводить через неделю после окончания менструации, когда ткани железы наиболее рыхлые, и прощупываются даже мелкие узелки. Делать это врачи рекомендуют даже молодым девушкам, а с двадцатилетнего возраста самостоятельное обследование обеих молочных желез становится обязательным.

Клиническое обследование груди проводится в медицинских учреждениях. Чаще всего его проводит гинеколог на плановых осмотрах.

По результатам осмотра врач может или направить пациентку на детальное обследование молочных желез, или постановить, что она здорова.

Третий и самый точный скрининг – маммография. Он проводится врачом-мамологом, который ставит точный диагноз. По некоторым признакам маммография похожа на флюорографию, но «в фокус» рентген-аппарата попадает не вся грудная клетка и ее внутренняя полость, а только грудь пациентки.


Женщина для прохождения маммографии должна раздеться, и плотно прижаться к прибору. Обнаженные молочные железы плотно прижимаются с двух сторон специальными пластинами, а лаборант делает снимок. Позже снимок, на котором видны однородные ткани и участи повышенной плотности, передается рентгенологу или мамологу, который ставит пациенте точный диагноз.

Проводиться маммография должна регулярно, начиная с 35-40 лет – не менее одного раза в год.
Женщинам старшего возраста, после наступления менопаузы, мамография рекомендована один раз в два года.

У этого метода исследования молочных желез среди врачей и ученых есть немало противников. Это связано с тем, что рентген-излучение даже в небольших дозах может провоцировать развитие рака груди. Второй аргумент против процедуры обследования молочный железы – низкая достоверность скрининга. Исследования показали, что примерно в 20% случаев маммография оказывается ложноположительной, что ведет к нервным расстройствам у пациенток, и необходимости прохождения болезненных биопсий. Поэтому, несмотря на то, что большинство врачей рекомендует регулярно проходить процедуру мамографии для предотвращения риска развития заболеваний, все больше пациенток отказывается проходить обследование молочной железы без крайней необходимости.

Скрининговое исследование сердца


Если человек имеет врожденный или приобретенный порок сердца, хронические заболевания, лишний вес, плохую наследственность, или обычный скрининг выявил нарушения в работе сердечной мышцы, врач может порекомендовать пациенту проведение дополнительного исследования.

Первый, и один из самых точных методов диагностики заболеваний сердца – электрокардиография. Это исследование проводится уже больше пятидесяти лет, и за это время успело зарекомендовать себя как один из самых точных методов диагностики.


В основе метода – фиксация разности электрических потенциалов в напряженных и расслабленных мышцах, в данном случае – сердечной мышцы.

Чувствительные датчики, которые устанавливается на левую часть груди, запястья и брюшную стенку пациента, улавливают электрическое поле, которое возникает при работе органа, а вторая часть прибора фиксирует изменения электрических полей.
Таким методом можно выявить даже самые незначительные отклонения от нормы в работе сердца.

Второй, более точный метод исследования работы сердца – УЗИ. Для проведения диагностики пациент занимает горизонтальное положение, на грудь ему наносится гель, предназначенный для облегчения скольжения датчика по коже и удаления воздуха, и проводится тест. На мониторе врач видит очертания органа в статике и динамике, может отследить наличие патологических изменений, утолщение или утончение мышц, нерегулярный ритм, что свидетельствует о наличии заболеваний.


Второй метод скрининга – чрезпищеводное обследование сердца.

Это исследование менее приятно для пациента, но благодаря высокой точности и достоверности результата проводить скрининг рекомендуют именно таким методом.
Необходимость введения зонда в пищевод пациента связано с особенностями ультразвуковых исследований. Так, кость для ультразвука является непреодолимым препятствием, а мышцы, создающие плотный каркас на груди и ребрах, частично поглощают излучение. Необходимо помнить, что ультразвук, применяемый в медицинских целях, имеет малый радиус распространения, а потому проводить чрезпищеводное обследование сердца рекомендуется и в том случае, если пациент страдает от тяжелой степени ожирения.
Во время введения зонда пациент лежит на боку на кушетке, а врач наносит на горло и ротовую полость анестезирующий препарат, вводит зонд и осматривает его внутренние органы.
При диагностике сердца через пищевод орган становится видно более детально, например, можно четко различить аорту, крупные сосуды, ткани миокарда и сами сердечные мышцы. Таким же способом пациентов осматривают перед операцией на сердце или при необходимости ремонта вживленного кардиостимулятора.

Проведение ультразвукового исследования методом через пищевод рекомендовано для диагностики заболевания всех органов, расположенных в грудной полости, за ребрами.

К ним относится желудок, печень, легкие, селезенка, а в некоторых случаях так осматривают даже почки.
Органы брюшной полости при скрининге можно исследовать гораздо проще – ультразвук легко проникает через ткани передней брюшной стенки в брюшную полость.

Своевременное прохождение положенных по возрасту и состоянию здоровья скринингов позволит каждому человеку сохранить хорошее самочувствие. Особенно важно обнаружение и диагностика проблем со здоровьем во время вынашивания ребенка, поскольку скрининг при беременности может помочь не только матери, но и плоду. Не менее важны регулярные обследования в пожилом возрасте, после перенесенных заболеваний или операций. Несложная процедура скрининга, которую можно пройти в районной поликлинике, может принести огромную пользу человеку, и сохранить здоровье.

Чем отличается обычное УЗИ от скрининга, есть ли между ними разница? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое скрининг и может ли он отличаться от УЗИ.

Скрининг – это обследование определенной группы населения. Его проводят, чтобы выявить конкретное заболевание, характерное для группы людей или местности.

Другими словами, это диспансеризация. Именно под этим словом скрининг знают люди, которые проходили диспансеризацию в школе и на предприятиях.

Цель данного мероприятия - выявление заболеваний на ранней стадии, что дает возможность вовремя начать лечение и снизить смертность.

Оборудование для скрининга отличается от аппаратов, используемых в обычной диагностике, более низкой точностью, так как целью в этом случае будет обнаружение или исключение заболевания.

Различают массовую диспансеризацию и выборочную, которая проводится в группах риска, например, когда обследуют не всех членов семьи, в которой есть наследственная болезнь, а только нескольких.

Наибольшую известность получил пренатальный скрининг, проводящийся при беременности. Но есть и другие виды скрининга: детская и взрослая диспансеризация, ежегодное массовое обследование на туберкулез и др.

Детская диспансеризация – это плановые поголовные осмотры детей. У детей до года их проводят ежемесячно, у детей в возрасте от 3 до 18 лет - ежегодно.

Диспансеризация взрослых проводится 1 раз в 3 года, а некоторые группы граждан обязаны проходить ее ежегодно.

В качестве примера такого скрининга можно привести маммографию (обследование молочных желез), колоноскопию (изучение кишечника), дерматологический осмотр для выявления кожного рака.

Скрининг новорожденных – так называется массовое обследование детей в роддомах с помощью лабораторных тестов.

Целью является обнаружение наследственных заболеваний до того, как проявятся их симптомы. Перед выпиской из роддома из пяточки малыша берут каплю крови и отправляют в генетическую лабораторию на анализ.

В России проводится скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром.

Скрининг повышает уровень здоровья населения в целом. Он позволяет выявить болезнь на бессимптомной стадии, на которой лечение эффективнее всего.

Ультразвуковое обследование

УЗИ или ультразвуковое обследование - это изучение какого-либо органа или ткани с помощью ультразвуковых волн.

Исследование ультразвуком отличается от других методов безопасностью, оно не нарушает целостность кожных покровов, не предполагает введение в организм посторонних веществ, не повышает радиационный фон в теле человека.

Метод считается абсолютно безопасным, не имеет побочных эффектов и может применяться даже для исследования плода на любом сроке беременности.

Исследование проводят с помощью аппарата ультразвуковой диагностики или сканера. Для большинства видов УЗИ не требуется специальной подготовки.

Исследование ультразвуком используют практически во всех отраслях медицины. Ультразвук применяют в офтальмологии, гинекологии, в педиатрии, терапии, урологии, кардиологии.

Его используют для диагностики заболеваний внутренних органов, брюшной полости и забрюшинного пространства, малого таза.

Это недорогое и доступное исследование, которое позволяет диагностировать многие опасные болезни с достаточной точностью.

У него есть и недостаток - с помощью ультразвуковых волн трудно рассмотреть полые органы.

Некоторые виды УЗИ входят в комплекс обязательных исследований, проводимых при диспансеризации.

Так, например, УЗИ брюшной полости включено в список обязательных обследований, проводимых у людей старше 39 лет.

Если говорить об исследовании ультразвуком, то здесь женская диспансеризация отличается от мужской. У женщин исследуют поджелудочную железу, почки, матку, яичники.

У мужчин - поджелудочную железу, почки, предстательную железу, а с 2015 года курящим мужчинам определенного возраста проводят однократное ультразвуковое исследование брюшной аорты для исключения аневризмы.

УЗИ-обследование, поведенное в рамках такого скрининга, позволяет обнаружить новообразования внутренних органов, которые до сих пор не проявили себя.

Сейчас есть все возможности для проведения данного обследования, в любом крупном городе имеется медицинские центры, куда можно для этого обратиться.

Исследование можно пройти бесплатно по программе ОМС. Лечащий врач, назначивший УЗИ, должен объяснить, в каком учреждении его проводят на бесплатной основе.

Чем отличается скрининговое УЗИ и УЗИ?

Пренатальный скрининг - диагностическое обследование всех беременных женщин, которое состоит из совокупности УЗИ и анализа крови. Скрининговое УЗИ проводится у всех беременных вне зависимости от их самочувствия.

Чем отличается УЗИ в рамках скрининга от просто УЗИ, которое проходит беременная женщина? Строго говоря – ничем. В обоих случаях исследование можно провести на одном и том же аппарате.

Разница в подходе к расшифровке результатов исследования ультразвуком.

При скрининге показатели УЗИ сравнивают с результатами анализа крови и делают выводы относительно развития плода на основе совокупности этих двух исследований, а при обычном УЗИ врач просто смотрит на плод или орган и пишет заключение.

Понятно, что скрининговое исследование глубже, оно лучше помогает исследовать плод.

Скрининговое УЗИ - это только одна из профилактических мер, которая наряду с биохимическим анализом крови входит в пренатальный скрининг.

Биохимический анализ выявляет в крови определенные ферменты-маркеры. Отклонения от их нормальной концентрации свидетельствует о пороках развития.

Такой комплекс позволяет оценить риск возникновения врождённых аномалий:

  • синдрома Дауна;
  • синдрома Эдвардса;
  • дефектов головного и спинного мозга.

Во время беременности женщина проходит два скрининга, а при необходимости проводится и третий.

Первая диагностика включает в себя УЗИ и анализ крови на два гормона, вторая - УЗИ и анализ на три гормона (тройной тест).

Последний скрининг (третьего триместра) состоит только из УЗИ, которое проводят на высокоточном аппарате класса «Эксперт».

Во время проведения обычного УЗИ при беременности можно исследовать не плод, а орган будущей мамы.

Беременную могут направить на исследование почек, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, сосудов, желез.

Просто УЗИ при беременности назначают, если для этого будут показания, например, у врача возникнет подозрение на патологию или у женщины появится какая-либо проблема со здоровьем.

В этом случае ей назначают УЗИ как обычному пациенту.

Другими словами, технически скрининговое УЗИ и УЗИ при беременности не отличаются друг от друга. Просто перед ними стоят разные цели.

Основная цель УЗИ при беременности - определить положение плода в матке и развитие.

Задачей ультразвукового исследования, проводимого в рамках скрининга, является определение возможной патологии у ребенка.

Это позволяет выбрать терапевтические меры или решить вопрос о прерывании беременности.

Теперь понятно, что вопрос о том, «чем отличается скрининг от УЗИ», звучит некорректно.

Нельзя сказать, отличаются они или не отличаются, так как УЗИ - это просто одно из исследований, что входят в скрининг или проводится вне его рамок.

Похожие статьи