Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства. Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников "мир эмоций" Ii. мотивационный этап

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 11 минут

А А

Последнее обновление статьи: 18.05.2019

В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые. Особенности эмоционального развития дошкольника узнайте в этой статье.

Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Для адаптации в любой социальной среде необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития:

  1. тревожность,
  2. агрессивность,
  3. враждебная настроенность.

В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанные с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания:

  • страх,
  • обиду,
  • злость,
  • ненависть,
  • бессилие.

Это может оставить психологическую травму на всю жизнь, ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах либо, наоборот, перестанет подчиняться требованию взрослых, начнет ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.

Совместные усилия родителей и воспитателя в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими.


Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других.

Необходимо научить малыша выражать свои негативные эмоции в социально-безопасной форме

Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через:
  1. мимику,
  2. жесты,
  3. позу,
  4. слова,
  5. интонацию голоса.

Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:

  • сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
  • сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
  • содействовать.

Условия полноценного эмоционального развития

У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через них происходит выражение отношения к окружающему миру вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь, позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.

Круг общения

Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

Дошкольники старшего возраста придают большое значение дружбе и взаимопомощи. Они поддерживают и защищают своих друзей, считая их поступки правильными, даже если это на самом деле не так.

Культурные мероприятия и творчество

Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста являются совместные с родителями культурные мероприятия: посещение различных выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.

Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания:

  1. прослушивание музыки,
  2. пение,
  3. обучение игре на музыкальных инструментах,
  4. художественное творчество,
  5. постановка театрализованных выступлений,
  6. чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала,
  7. прорисовка иллюстраций к прочитанным произведениям.

При создании условий для эмоционального развития необходимо учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности, интересы, стремления. Родители должны выявить, что способно заинтересовать малыша, дать ему возможность высказать своё мнение или самостоятельно решить, в какой кружок он хотел бы попасть.

Похвала

Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему “сможешь”, “сумеешь”, “получится”.

Поддерживайте своего малыша, поощряйте инициативу и хвалите даже за самые маленькие победы – так вы воспитаете уверенного в себе человека, который не боится пробовать что-то новое.

Отношения в семье: как выявить проблему

Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться.

Диагностировать скрытую проблему поможет методика “Рисунок семьи”. Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя, что именно вкладывается в понятие “семья”. По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.

Средства эмоционального развития

Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности:

  • рисование,
  • лепка из пластилина,
  • вырезание из картона или бумаги,
  • создание различных поделок.

Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.

Рисование и лепка

Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха на рисунке, пусть даже и несуществующих, воображаемых, позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами.

По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.

Хорошо развивает воображение и вызывает целую гамму эмоций лепка из пластилина или теста.

Чтение и обсуждение

Чтение книг способствует эмоциональному, нравственному и духовному обогащению. Дети окунаются в книжный мир, начинают сопереживать главным героям, узнают много нового о жизненных проблемах и способах их решения. После прочтения произведения с детьми разбирают каждую проблему и каждого героя, особенности его характера, выявляют, какие совершённые им поступки были правильными, нравственными, а какие – неправильными.

С помощью книг и обсуждения прочитанных ситуаций можно научить быть честным, добрым, уверенным и смелым.

Музыкальные занятия

Хороший вариант развития эмоциональной сферы, в том числе эстетического чувства, – музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности.

В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, они формируют основы эстетического вкуса малыша.

Упражнения для развития и понимания эмоций

Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.

Психогимнастика эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками.

Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.

Забота о животных и растениях

Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и, одновременно, хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, – а разрушить весь труд можно в одно мгновение.

Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили.

Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность.

Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.

Игра как способ обучения

Игра – основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр – самая верная и доходчивая.

Для хорошего педагога главное – не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое .

Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.

Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.

Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.

Семинар-практикум для педагогов

на тему «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»,
Педагог-психолог

МБДОУ д/с №3 «Тополек»

Е.П. Акагюндюз

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
Задачи:


  1. Познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.

  2. Научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

Ход занятия.
Эмоции особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Все мы постоянно испытываем различные эмоции. Существует несколько классификаций эмоций. Одна из них, К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

К классу эмоций относятся также чувства, страсти, стрессы, аффекты. Эмоции и чувства наиболее специфическая форма отражения действительности. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Эмоции – более древняя («первичная») форма отражения и их главное назначение – сигнализировать о пользе и вреде для организма. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация в целом правильна и полезна , но все-таки требует некоторого уточнения. Например, гнев относится к отрицательной эмоции. И в тоже время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще – защите личностного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, так и для его окружения, но и радость тоже, если в ее основе лежит злорадство.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Известно, что пульс разгневанного или испуганного человека повышается. Такие изменения сказываются на восприятии, мышлении и поведении человека и могут приводить к различным нарушениям.

Поэтому очень важно развивать эмоционально – волевую сферу.

В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Возрастной период от 5 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Ребенок научается понимать других и только потом себя. Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями , а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого – дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей. При просмотре мультфильмов, чтении литературы необходимо обращать внимание детей на эмоции главных героев. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая» - горе и радость. «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» - радость и гнев. Радость, горе, страх – отрывки из произведений К.И Чуковского: «Украденное солнце», «Айболит», «Тараканище».

Для отработки навыка понимания эмоций своих и сверстников дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображаемые другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). Кроме того, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать их на невербальном уровне.
Психологический практикум. Игра «Лото настроений». Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Воспитатель берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем он должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики , пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывая ему, как можно справляться с неприятным состоянием, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться педагог.

Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии. Эмпатия (от греческого – сопереживание) способность человека представить себя на месте другого человека, понимать его состояние, переживание. Развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Очень важно дать ребенку возможность проявить именно переполняющие его чувства, а не те, которых ждут от них взрослые. Полезно поговорить с ребенком о том , какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказок, причем не только главные и не только положительные персонажи. Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные» игры («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.) Ввести в группе «Час тишины» и «Час можно».

Психологический практикум. Игра «Обзывалки». Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, овощей, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.


Дошкольный возраст - это период формирования произвольности поведения (сознательное управление своим поведением, своими внешними и внутренними действиями). У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникающие трудности.

Также дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. С помощью взрослого ребенок учится ставить перед собой специальные цели – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок, решить поставленную задачу определенным способом и т.д. Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности – игры.

Необходимо помнить то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми (Игра «Повтори движение», игра «Час тишины – час можно», игра «Молчание», игра «Да и нет», игра «Говори»), а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека . Психологи рекомендуют для снижения эмоционального состояния стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.
Психологический практикум . Игра «Морщинки». Цель – снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Ребенок во многом научается общаться у нас. Существуют эффективные техники речевого общения с ребенком. Одна из них – «Я – сообщение».


Психологический практикум . Упражнение «Я – сообщение». Цель: научить создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом. Например: « Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но ты пойми и меня, я чувствую…».

Используя технику «Я – сообщения» необходимо передать свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме. Ситуация: ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Он отвечает: «А я еще не успел поиграть» . Как вы ответите, использую технику «Я – сообщения»?


Психологический практикум .

Детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения. К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой. А теперь давайте проверим себя:

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Демонстрация видеоролика «Что это?»
Рефлексия занятия.
Педагоги выбирают лепесток любого цвета (красный, синий, зеленый) и выполняют упражнение «Закончи предложение»

Во время занятий я поняла, что…

Самым полезным для меня было…

На занятии мне не понравилось…

Я хотела бы еще узнать…

2.2Структура занятий по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы проходит имеет три направления Миславский Ю.А. Психология: Учебник.-СпБ «Парус», 2005. - 304 с. :

Педагог-психолог - дети. Работа включает в себя следующее:

* проводиться диагностика, где выявляется уровень развития ребенка при поступление в дошкольное учреждение

* выявляется факторы риска в развитии детей

* индивидуально обследуется каждый дошкольник по просьбам воспитателей и родителей;

* реализуются коррекционно-развивающие работы в виде занятий.

Работа психолога с детьми, строится по специальным программам, учитывается возраст детей.

Педагог-психолог - родители:

1) Установление контактов с родителями

2) Проведение консультаций с родителями

3) Проведение клубов, собраний

4) Выход по дальнейшей работе с ребенком

5) Анкетирование для родителей Важно отметить, что на всех этапах работы, нужно учитывать индивидуальность родителя, культуру воспитания.

Педагог-психолог - педагоги группы

Работа заключается в следующих задачах:

*ознакомление педагога индивидуальностью эмоционального развития ребенка 5-7 лет;

* обучение способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

* помощь при создании условий, способствующих улучшению эмоционального развития ребенка, его положительные стороны. В работу психолога с педагогами входят такие формы, как индивидуальные консультации, семинары - практикумы, тренинги, с целью ознакомления с индивидуальными особенностями детей и выработки единой стратегии воспитания. Систематически для педагогов проводятся релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, используем различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации. Все это способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно влияет и на повышение чувства комфорта у детей.

Взаимодействие специалистов по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка. Согласно рекомендациям, полученным на каждого ребенка на ПМПк, разрабатывается программа работы с данным ребенком, цель занятий оказать помощь родителям, педагогам, детям помощи по предупреждению негативных последствий нарушений на эмоциональном уровне.

Работа в системе поможет ребенку осознать психические процессы как (ощущение, мышление, воображение и др.), их регуляция. В этом может помочь сенсорика, которая способна заставить ребенка полюбить мир прекрасного. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного аппаратов способствует эмоциональным проявлениям малыша.

В работе специалистам нужно также знать возрастные особенности сенситивность периодов.

Педагогическая работа идет поэтапно. Хотелось бы остановиться немного о таком виде деятельности как игра, в этом возрасте, да и в мире дошкольного возраста, она играет главную роль, Игра способствует позитивным умениям как в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, способна сформировать новые формы поведения». Игра благоприятно влияет на обстановку, отсюда происходят эмоциональные проявления, творческая самореализация. В ролевом перевоплощение ребенок 5-7 лет получает эмоциональный фон, который оформляется в экспрессивные действия. Сенсорные игры, помогают ребенку активизировать механизмы эмоционального отклика, и непосредственно приводят в действие эмоциональную сферу в целом Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник.- М.: «Академия Развития», -2007-315 с. . Нужно учесть, что данного вида игры требуют тщательной подготовки, и их положительная сторона в том, что они более привлекательны для детей этого возраста. Эмоционально-экспрессивные игры, их задача помочь раскрепостить мимику, моторику, жестикуляцию, создать благоприятную почву для проявления индивидуальности. Статистика показывает что, сейчас происходит увеличения детей с нарцшеннием эмоциональной, коммуникативной сферы, дети агрессивны, с низкой самооценкой, они пытаются показать, что у них все получается, но не могут поверить в свои сил, о сверстниками бойся общаться, стараются их избегать, а если не бояться, то часто бывают конфликты, у детей патологией речи, высокое эмоциональное напряжение, как в ожидании речевого общения, так и в процессе его. Поэтому с такими детьми нужно применять метод релаксации, который способствует снижению мышечного тонуса. Сделаем вывод в работе специалистов логопеда и психолога должна быть взаимосвязь, система работы, некий алгоритм, который поможет и позволит изменить уровень лексического развития и речевого общения детей, а также способствует преодолению общего недоразвития речи в целом. Эмоции проявляются не только в речи, но и движении, в этом помогает в образовательных учреждениях физическая культура, Здесь инструктор должен охватить всех детей, если есть малоподвижные, как можно больше удалять им внимания, при проведении игр давать таким детям роль ведущего.

Работа с родителями

Важнейшим компонентом эмоционального развитии - привязанность к родителям это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями. Специалисты советуют родителям каждое утро начинать с проведения эмоционально-стимулирующую гимнастики. Гимнастика позволит приобрести положительные эмоции и хороший тонус на целый день, обеспечить динамику в освоение движений. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поэтому педагогам рекомендуют проводить работу по профилактике психоэмоционального напряжения у малышей. Основные принципы, при планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения у детей:

1. ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка;

2. учет направленности его интересов;

3. обеспечение свободы выбора и волеизъявления;

4. безоценочный подход к детям.

При встречах с родителями педагог старается донести всю важность проблемы нарушений в эмоциональной сфере детей, объясняет причины возникновения данных проблем в поведении детей. Неблагополучные взаимоотношения между родителями являются причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в различных видах деятельности. Представлена такими деятельностями как театрализованная и изобразительная, давайте их, рассмотрим, Театрализованная деятельность это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, здесь формируются духовные ценности, которые развиваются эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым события. С этой целью в учреждениях проедят утренники, кружки, праздники, есть так называемая «театрализованная пятница». Ребенок как участник театрализованных представлений попадает в мир прекрасного, этим самым создается для него благоприятная атмосфера для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети, которые активно участвуют, показывают вое отношении в мире своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Изобразительная деятельность также помогает развитию эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. На занятиях по изобразительной деятельности нужно стараться удалять вниманию не на операционную стороны рисования, а на технику владения, то, как использует материал. Применив изобразительную деятельность в процесс работы с детьми 5-7 лет можно понять детские эмоции, их внутреннее состояние, положительную или отрицательную динамику, если есть нарушения вовремя их корректировать. Благодаря видам деятельности педагог может понять мир эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. Будущие педагоги должны научится понимать мир ребенка, который проходит через его эмоции, помочь если что-то не получилось

Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

В эксперименте, приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с № 190 «Журавушка». В эксперименте были использованы методики и тесты, по диагностике уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа нашего эксперимента заключается в определении уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)...

Особенности познавательного развития детей раннего возраста

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным...

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

При помощи различных игр, таких как ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет, однако нужно учесть следующие правила Гордеев О.С. Педагогика детства: Учебник.-М.: «Альянс», 2009.-278 с...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе

Название программы: программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1). Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста...

Психологические особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Эмоции являются особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, придающим им целевую характеристику и побуждающим субъекта к решению задач о способах достижения предмета потребности. Из этого следует...

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

1. «ЛЕСЕНКА» ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)...

Развитие художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики

За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности...

Конспекты занятий

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.
В старшем дошкольном возрасте ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику.
Эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Всему этому детей надо учить. На мой взгляд, детям старшего дошкольного возраста наиболее понятны такие эмоции и чувства, как радость, горе, страх, удивление, гнев.
В результате проведенных занятий в старших и подготовительных группах дети овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.
Полученные на занятиях умения и навыки дети используют в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх. У наших воспитанников появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других. По выражению Л.С. Выготского, «именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».

Нина КАРПЕКИНА,
педагог-психолог
дошкольного образовательного учреждения № 6,
г. Троицк

ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.

Материалы

Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния.
Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие).
Зеркало для каждого ребенка.

Ход занятия

Дети отвечают на вопросы:

    Что такое радость?

    Как вы выражаете чувство радости?

    Что вы делаете, когда радуетесь?

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!

(М. Дружинина)

Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало.
Понравились вы себе?

Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние.
Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости.
Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!!!»
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.
По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные.
Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.

ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.

Материалы

Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.

Ход занятия

Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?
Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица.
Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.
Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал»
(Б. Житков).
Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки.
Дети слушают следующие песенки, потешки.

Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Муха парилась - приумаялась,
С полки упала - ребра сломала.
Блоха поднимала - живот надорвала.

Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.

Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была.
Все крутила, все мела - примораживала.
Калинушку с малинушкой заламывала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветочки повысушила.

Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая - калинушку-малинушку, травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.

Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не считать, не писать,
Только по полу сказать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть,
Пожалела, поругала,
И за доктором послала,
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).

ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.

Материалы

Иллюстрации с изображением эмоции страха.
Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Зеркало.

Ход занятия

Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха.
Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил,
И мышь - живую! - проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
«Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!?
Она пищит в моем желудке!»

Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?
Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес - густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации?

Играем в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
На нас рычит!

Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2–3 раза.
После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.

Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
- Откройте рот, скажите: «А-а-а!»
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите?
Идите кошку проглотите!

ЗАНЯТИЕ 4. ГНЕВ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.

Материалы

Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы, изображающие эмоции.

Ход занятия

Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассматриваем иллюстрации к сказке, отражающие данный эпизод.
Прошу детей найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева, и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты.
Дети вспоминают русские народные и авторские сказки, герои которых гневаются, злятся.
Затем дети рисуют соответствующий эпизод сказки. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Разыгрываем этюды на выражение эмоции злости, гнева.
Показать гнев Мойдодыра:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный...

Показать гнев медведя:

Не стерпел медведь,
заревел медведь,
И на злого врага
налетел медведь.

Показать гнев злого таракана:

Он рычит и кричит,
и усами шевелит:
- Погодите, не спешите,
я вас мигом проглочу!

Игра «Бабка-ежка».

Дети дразнят Бабку-ежку:

Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.

Бабка-ежка злится и догоняет детей. Игра повторяется 2–3 раза.

ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.

Материалы

Иллюстрации и пиктограммы с эмоцией удивления.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).

Ход занятия

Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления. Задаю вопросы.
Как вы думаете, что увидела девочка?
Почему она так удивилась?

Дети слушают отрывок из стихотворения Ана Бжехвы «На горизонтских островах».

На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!

Задаю детям наводящие вопросы.

    Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет?

Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, используя разные средства выразительности.
задание - выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию.

Осень (рассказ-этюд).

В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет красивых листьев. Была тихая, солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные. Листья зашевелились, как будто куча была живая.
(Прошу детей изобразить удивление.)
И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.

Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака».

А маленькое облачко
над озером плывет,
И удивленно облачко
приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
пушистенький такой?
Такой мохнатый, мяконький,
летим, летим со мной!

Прошу детей изобразить удивленное, плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение.)
Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению.
Предлагаю детям представить, что они встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга?
Дети попарно изображают эмоцию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам.

ЗАНЯТИЕ 6. РАДОСТЬ И ГРУСТЬ

Задачи

Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.

Материалы

Костюмы, маски для клоунов.
Шапочки с изображениями животных.
Зеркало.
Фотоаппарат.
Портрет Грустика.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Магнитофон и аудиокассета с записью музыкальных произведений Д. Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола».

Ход занятия

В гости к детям приходят два клоуна - Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти). Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спрашиваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке - весело.
Грустик. Я никак не могу найти себе друзей, поэтому и грущу.
Смешинка. Я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много друзей, и поэтому я радуюсь.
Дети надевают шапочки с изображениями различных животных и танцуют, чтобы развеселить грустика.
Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, то есть ему не нравится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грустный танец, мне так будет спокойнее».
Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных.
По окончании танца предлагаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две команды. Одна будет командой Грустика, а вторая - Смешинки. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение - поднимет руки команда Смешинки, а когда радостное - команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно поднимает руки.

Стоит коза - голосит коза:
Разбежались кто куда семеро козлят.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Потеряли котятки
по дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
мы не можем найти перчатки!»

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

Яблоки, веники! Весело мне!
Весело мне! Я лечу на коне!

Подводим итог игры, определяем, какая команда выиграла. Грустик просит нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому показать нельзя».
Ведущий. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало.
Грустик смотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду никогда грустить. Я буду вот таким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давайте, рисуйте мой портрет!»
Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую.
«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется, показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят.

ЗАНЯТИЕ 7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Задачи

Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Материалы

Магнитофон, аудиокассеты с записью музыки.
Мелкие предметы (матрешки).
3–4 коробочки.
Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
Два мольберта.

Ход занятия

Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.).
Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук.
Можно повторить это упражнение 2–3 раза.
Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка».
Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга.
Рисунки сравниваются, обсуждаются.

Игра «Паровозик».

Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол.
Можно повторить эту игру 2–3 раза.
В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья».

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал Фэнтези». Воспользовавшись предложением стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», Вы сможете по выгодной цене поставить брекеты в Москве . Установка брекетов от клиники «Дентал Фэнтези» - это работа высококлассных специалистов, обладающих большим опытом работы, которые исправят прикус и обеспечат идеальную улыбку людям всех возрастов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и заказать обратный звонок можно на официальном сайте стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», который располагается по адресу http://www.dentalfantasy.ru

Похожие статьи