Фотоотчет по летнему оздоровлению в детском саду. Как мы проводим лето в детском саду. Фотоотчёт «Это наше лето! Будет много пузырей

Взрослые, родители, бабушки, дедушки, интересующиеся вопросами воспитания детей, читающие педагогическую литературу, не раз встретят в ней мысль о том, что развитие речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Так ли это? Да! Именно так. Понаблюдайте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. У ребенка пяти-семи лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательными, выразительными и точными. Ребенок 5-6 лет может пересказать прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картинке, об игрушке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Обладает ли этими умениями Ваш ребенок? Прежде всего, хочется обратить Ваше внимание на то, произносит ли ребенок правильно все звуки? Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Несовершенства звукопроизношения вызывают насмешки товарищей и недовольство педагогов, травмируют детей, оставляя постоянное чувство огорчения. Сознавая свои недостатки, дети избегают коллектива, стесняются говорить, иногда отказываются отвечать, нервничают, становятся неразговорчивыми, замкнутыми. Недостатки речи портят их характер. Почему-то многие родители считают, что в 4-5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он «еще маленький». Вот пойдет в школу, тогда... А вот тогда может быть уже поздно. Мы еще раз подчеркнем, что к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Один ребенок может неправильно произносить 1-2 звука, а другой - 5-6 звуков. Но в том и в другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. Чем скорее Вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат. Не теряйте времени.

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые.

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника - обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картине, картинкам серим сюжетных картин, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку, открытке и т.д. Не забудем и о пересказе: старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации.

Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами: использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложении.

Очень важно воспитать у более старшего ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо проводить упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи.

Не забудьте о словарной работе: активизация антонимов, синонимов омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры, которые желательно проводить каждую неделю в любые режимные моменты.

Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это нужно, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулами могут стать поездка за город, поход в музей, впечатления от посещения театра или новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Взрослые должны помнить - нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Старшего дошкольника надо активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности. Познакомьте детей с достопримечательностями родного города, посетите интересные места своего района. Это могут быть Красная площадь и Александровский сад главные улицы города и района, расскажите и покажите детям памятники А.С. Пушкину, Я.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотеке появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и т.д. Будет замечательно, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с вами) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки и экскурсии вместе с ребенком будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные теплые отношения в семье, формируют правильные навыки общения. Найдите время для таких прогулок с ребенком.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию советы, направленные на просвещение родителей о развитии речи их детей.
Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы для родителей по развитию речи детей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры- «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка - щучка, река - щека, венок - щенок, мель - щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
- разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
- разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Своевременное и успешное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении. А так же его деятельности в различных формах. Важное значение имеет развитие всех сторон, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению. Многие речевые недостатки выделяются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Для правильного и эффективного взаимодействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стараются как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда даже вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.

Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух). Словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка.

Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало года учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т.е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Обследование речи - трудоемкий процесс, на который обычно уходит 2-3 недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы - заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, что будут делать педагоги. А что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников.

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Как же сделать так, чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели? Для этого лучше всего провести с ними беседу, анкетирование, что позволит определить наиболее приемлемые формы взаимодействия воспитателей с семьей.

В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

Групповые собрания;

Индивидуальные беседы;

Консультации;

Анкетирование;

Наглядная агитация;

Открытые занятия с детьми;

День открытых дверей;

Приглашение родителей на праздники;

  • совместные мероприятия;
  • закрытые ящики и информационные корзины.

Игротека

Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия - заключение полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них с ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившееся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.

Газета для родителей

Это одна из форм работы с родителями. Два разворота газеты вооружают родителей как теоретическими знаниями, так и практическими советами. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики.

Выходит газета один раз в месяц. В ней представлено несколько постоянных разделов.

Раздел «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации. По формированию различных речевых навыков, например артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать артикуляционные упражнения и пр.).

Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Это и:

Пальчиковые игры и упражнения;

Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

Как проводить беседу по художественному произведению, « Дидактические игры по литературным произведениям», среди которых «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»;

Информацию о способах игрового речевого общения с ребенком;

Списки необходимой литературы.

Отдельно «в уголке для родителей» отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.

Консультации

Педагоги проводят консультации о театре, играх-драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрового речевого общения с ребенком. Мы рекомендуем начинать с простого - разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель - в роли родителей. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка» (в начальном варианте), можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку - самым большим кружком.

Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет.

Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков - заместителей взрослый «загадывает» любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать ее. Такой вариант допустим, когда дошкольник уже хорошо знаком со сказкой и может отвечать на вопросы по ее содержанию.

Следующий этап - предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.

Еще более сложный вариант - с помощью нового кружка - заместителя предложить самостоятельное сочинение новых эпизодов сказки. Если сценки сказки неоднотипны, как в «Репке», «Рукавичке», «досочинять» сказку с неповторяющимися эпизодами (например, «Гуси-лебеди» можно после беседы о логических предметах и действиях. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома.

Игра-драматизация с их использованием дает возможность для быстрой смены ролей. Только что ребенок держал в руках игрушечного волка и говорил хриплым «волчьим» голосом и тут же берет колобка и озвучивает его тоненьким голоском. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации.

После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

При систематическом использовании театрально-игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и сверстники ребенка. В кукольных спектаклях можно заменить игрушку театральной куклой. Инсценировкой руководит взрослый, а дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его память, совершенствует речь. Поэтому мы рекомендуем родителям наших воспитанников организовывать «домашний» театр.

При посещении семей педагоги также дают советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам.

В группах организуется выставка «Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание.

Пересказ знакомых произведений - ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают эти рассказы или составляют книжки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский садя, а мы также размещаем их на выставке. Дети обмениваются своими «книжками», берут их на время домой, рассматривают, рассказывают их содержание мамам и папам.

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, зоопарк, парк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.

Сочинение писем

Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Но еще больше дошкольник проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими сочинению писем далеко живущим родственникам, друзьям, заболевшему другу. Известный специалист в области детской речи Е. И. Тихеева говорила о пользе сочинения дошкольниками писем как подготовке ребенка к овладению эпистолярным искусством. Кроме того, привлечение к переписке с родными и знакомыми способствует формированию у детей нравственных качеств, дружелюбия, любви и внимательного отношения к близким, заботливости.

Для повышения компетентности в области эпистолярного жанра в «в уголке для родителей» и личных беседах рекомендуем мамам и папам обращаться к наследию классиков, публикуемым письмам знаменитых людей, а также к художественной литературе, в которой персонажи обмениваются письмами. Например, советуем родителям читать детям рассказ А.П. Чехова «Ванька».

Чтобы сочинение письма было для ребенка увлекательным, нескучным занятием, важно не принуждать его к этому, а вызвать интерес, например, прочитав стихотворение Ю. Тувима «Добрые мои дети», С. Маршака «Почта». Можно также понаблюдать за почтовой машиной, опусканием писем в почтовый ящик, выбрать к празднику открытку.

Если семья получила письмо, необходимо обратить на это внимание ребенка. Ему можно подсказать, что с помощью взрослых он может послать родственнику, другу или даже целой группе детского сада свое письмо.

Перед составлением письма ребенок будет рассказывать, а взрослый записывать текст под диктовку, помогать вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывается вслух.

Его составления:

Письмо начинается с обращения;

Затем сообщается информация о себе;

В конце письма необходимо попрощаться и написать свое имя.

Результатом такой работы становится создание в группе «собрания детских писем», записанных воспитателем и родителями. В дальнейшем они используются для работы с детьми в группе, а также периодически выставляются для всех родителей как наглядная агитация и призыв работать с детьми в семье.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения.

Традиционные игры

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители « дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но обязательно объясняют значение. Традиция « Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию. Все бумажки складываются в коробочку, которую называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те родители, чьи дети принесли в копилку много интересных слов.

Выставки

Родителей в разных формах убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Им рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки « Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются только те экспонаты (поделки), которые были сделаны детьми дома.

Речевые праздники

К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя организационные моменты и роль ведущего).

Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Желательно вводить задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.

ПОДБОРКА РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие мелкой моторики рук

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук можно проводить на кухне.

«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Обогащение словарного запаса ребенка

На кухне можно проводить игры на обогащение словарного запаса ребенка.

«Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

«Угощаю».«Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное слово и кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Развитие грамматического строя речи

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груши… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови… (морковный); из лимона, апельсина и т.п.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики

«Мастерская золушки». Пока Вы заняты пришиванием пуговиц. Ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности).

Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

«По дороге из детского сада (в детский сад) я заметил…». Давайте проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают вопросы из копилки - ящика «Задайте вопрос, который вас волнует».

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Похожие статьи