Пособия и льготы вдовам военнослужащих: порядок оформления положенных компенсаций. Пособия и льготы вдовам военнослужащих: порядок оформления положенных компенсаций Подходы к назначению ежемесячной выплаты

Советский районный суд г. Тулы

Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе

Председательствующего Бездетновой А.С.,

При секретаре Карманниковой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.

Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.

Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.

В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.

Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ

Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ

Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.

Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий подпись А.С.Бездетнова

Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего - это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств госбюджета. Из него же получают отставники обычные пенсии. Правилами установлен особый порядок исчисления материального содержания родственников военных.

Условия начисления содержания по утрате кормильца

Пенсия в связи с утратой кормильца выплачивается родным:

  • сержантов;
  • матросов;
  • солдат;
  • старшин.

Родственники погибших военных могут рассчитывать на определённое содержание от государства, если смерть кормильца наступила в период:

  • в период прохождения военной службы по призыву;
  • не позже трехмесячного срока по ее окончании;
  • позднее 3 месяцев, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы ;
  • не позднее пяти лет после завершения получения пенсии военного.

Вид самой службы (контракт или призыв) не влияет на наступление права на выплаты. От него зависит лишь размер пособия.

Важно: если умерший совершил преступление, что установлено судом, то иждивенцам назначается социальная пенсия.

Кому назначают данный вид госпособия


Существует ряд условий, касающихся получателя пенсии по утрате. На него не могут претендовать трудоспособные граждане. Им необходимо самостоятельно заботиться о собственном содержании.

Важно: основным условием получения господдержки, связанной с утратой кормильца, является нетрудоспособность претендента.

Согласно действующей нормативно-правовой базе начисляется такое пособие следующим лицам:

  1. детям военных:
    • несовершеннолетним;
    • до достижения 23-летнего возраста при условии получения образования очно;
  2. другим лицам в возрасте до 18 либо 23 лет, являющимся внуками, братьями либо сестрами погибшего, при тех же условиях;
  3. супругам;
  4. родителям;
  5. бабушкам или дедушкам военного, если у них нет иного дохода (в том числе, иной пенсии);
  6. нетрудоустроенным родственникам, воспитывающим малолетних (до 14-летия) детей (внуков, братьев, сестер) умершего.

Особые права на военную пенсию

Законом определены ситуации, когда поддержка оказывается родственникам вне зависимости от факта прежнего иждивения. К их числу относятся:

  • несовершеннолетние дети умершего;
  • его отец или мать, супруга при условии, что иных поступлений данные лица не имеют;
  • родители и супруги погибшего срочника.
Внимание: к погибшим приравнивают военнослужащих, пропавших без вести во время боевых действий. Их родственникам также начисляется соответствующее содержание.

Льготные условия назначения содержания некоторым категориям граждан


В статье 30 закона № 4468-1 от 12.02.1993 определены льготные права на содержание от государства родителям и супругам погибших защитников Отечества. Они применяются, если смерть последнего произошла:

  1. из-за ранения, которое получено во время боевых действий на фронте;
  2. в период пленения врагами Родины;
  3. во время исполнения воинского долга за рубежами страны;
  4. при непосредственном исполнении обязанностей военнослужащего.

Льготное условие заключается в уменьшении возраста претендента на пять лет:

  • жена и мать умершего получают содержание после наступления 50-летия;
  • муж и отец - 55-летия.

Кроме того, законом предусмотрено назначение данной выплаты каждому из претендентов, отвечающих льготным условиям. Были ли эти люди до смерти защитника Родины его иждивенцами, не учитывается.

Внимание: такой же льготный порядок назначения пенсионного содержания применяется к супругу погибшего, воспитывающего общего ребенка до 8-летия. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, характеризующие претендента, как:

  • возраст;
  • трудоспособность;
  • наличие или отсутствие места службы.
Скачать для просмотра и печати:

Величина пенсионного содержания по утрате кормильца-военного в 2020 году


Размер назначения иждивенцам напрямую связан с двумя обстоятельствами:

  • причиной, вызвавшей смерть защитника Родины;
  • видом службы, которую он проходил.

Родственники офицеров и солдат, служивших по контракту, получают содержание, зависящее от величины денежного довольствия военного:

  1. 50% - если смерть вызвана ранами (воинской травмой);
  2. 40% при гибели от заболевания, полученного на работе.

Размер пособия, начисляемого родным срочников, исчисляется на основании установленного показателя социальной пенсии:

  • 200% при смерти кормильца от воинской травмы;
  • 150% - от болезней, полученных на службе.

Внимание: сумма соцпенсии составляет 5180,24 руб.

  1. Таким образом, вследствие гибели срочника от ранения его иждивенцы станут получать по 15540,72 руб. каждый.
  2. Если солдат умрет от заболевания, то сумма госпособия составит 12950,60 руб.
  1. Семейство военнослужащего Хламова А.Г. воспитывает двоих детей:
    • Алину, удочеренную в младенчестве, 7 лет;
    • Дмитрия, рожденного в браке, 3 лет.
  2. Жена военного никогда не трудилась, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
  3. В 2017 году Хламов А.Г. погиб при исполнении воинского задания в Сирии.
  4. Так как причиной смерти является ранение во время исполнения долга защитника Отечества, то иждивенцы получают право на содержание из средств госбюджета.
  5. Размер его устанавливается в 200% социального пособия.
  6. Следовательно, жена Хламова А.Г, его усыновленная дочь и родной сын станут получать ежемесячно по 15540,72 р. каждый.

Таким образом, совокупный доход семейства составит 31081,44 руб. При назначении пенсионных выплат не учитывается возраст и трудоспособность супруги погибшего.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Повышение размера госпособия по утрате


Увеличенные выплаты по утрате установлены законом в таких случаях:

  • жителям Крайнего Севера повышается размер кратно районному коэффициенту (при условии проживания в соответствующем регионе);
  • инвалиды 1 группы дополнительно получают 100% (статья 30 закона № 4468-1);
  • такая же надбавка положена престарелым иждивенцам, перешагнувшим 80-летний порог;
  • детям-инвалидам и инвалидам с детства положено повышение размера господдержки на 32%.
  1. Муж гражданки Степановой И., проживающей в городе Воркуте, погиб во время участия в военной операции.
  2. Степанова И. является инвалидом с детства 2 группы. Трудового стажа не имеет, никогда не работала.
  3. На законных основаниях ей назначена господдержка в связи с утерей кормильца в размере 15540,72 р.
  4. Выплата увеличивается:
    • на 32%, как инвалиду с детства;
    • кратно районному коэффициенту на 160%.
  5. Размер пенсии по утрате кормильца подсчитывается следующим образом:
    • (15540,72 р. + 15540,72 р. х 32%) х 1,6 = 32822 р.
Внимание: региональный коэффициент применяется ко всем социальным начислениям пенсионера, живущего на соответствующей территории.

Порядок назначения господдержки иждивенцам погибших воинов


Чтобы получить положенную социальную поддержку из средств госбюджета претендентам необходимо подать заявку с пакетом подтверждающих такое право документов в Пенсионный фонд России (ПФР):

  1. лично:
    • на приеме у специалиста в местном отделении;
    • в многофункциональном центре;
  2. по почте;
  3. посредством интернет-соединения:
    • на портале госуслуг;
    • на официальном сайте
      ПФР;
  4. через представителя (необходима официальная доверенность).
Важно: законодательно не установлены ограничения по времени заявления о своих правах для семей погибших защитников Родины.

Пакет документов


Для подтверждения законности оснований на выплаты необходимо предоставить такие бумаги:

  1. удостоверение личности:
    • паспорт;
    • свидетельство ребенка о рождении;
    • иное;
  2. документ, удостоверяющий отсутствие военнослужащего:
    • свидетельство о его смерти;
    • решение суда о пропаже без вести;
  3. справки, подтверждающие родственные узы:
    • о браке;
    • о рождении;
    • об усыновлении;
    • иное по обстоятельствам;
  4. прочие документы:
    • справки о составе семейства;
    • сведения о доходах либо их отсутствии;
    • о получении очного образования и другие.
Важно: если кормилец являлся военнослужащим-контрактником, то направлять пакет документов следует в государственный орган, где он осуществлял службу (Министерства обороны, внутренних дел и другие).

Как производится выплата содержания иждивенцам умерших воинов


Пенсионерам предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ получения средств. А именно:

  • через почтовое отделение;
  • на банковскую карту или счет;
  • посредством услуг организации, осуществляющей доставку денег (при наличии договора с плательщиком).
Внимание: при необходимости получатель имеет право сменить способ доставки пенсии. Для этого необходимо оповестить плательщика в письменном виде, указав новые реквизиты для переводов.

О сроках осуществления назначений пособия по утрате кормильца


Данный вид господдержки оказывается бывшим иждивенцам с даты гибели защитника Родины.
Устанавливается оно на время нетрудоспособности:

  • до совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста (если подтвержден факт очного получения образования);
  • до отмены инвалидности;
  • гражданам пенсионного возраста - бессрочно.
Внимание: при обращении за поддержкой позже года с момента наступления права на нее, осуществляется выплата начисленной пенсии за период не более 12 месяцев к дате обращения.

Когда выплаты содержания по утрате кормильца-воина прекращаются


В статье 241 закона № 4468-1 описаны ситуации, при наступлении которых право на господдержку утрачивается пенсионером. К ним относятся следующие изменения:

  • смерть получателя;
  • трудоустройство;
  • признание человека трудоспособным:
    • совершеннолетие (либо 23-летие при определенных условиях);
    • отмена инвалидности и другое.
Внимание: последняя выплата осуществляется в месяц наступления перечисленных обстоятельств.

О праве на вторую пенсию


Родным воинов, погибших на срочной службе, разрешено получать сразу две пенсии
. К таким лицам относят:

  • родителям военнослужащих, которые погибли при прохождении военной службы по призыву или умерли после увольнения с военной службы из-за военной травмы;
  • вдовы военнослужащих, погибших на военной службе из-за военной травмы, и не вступившие в новый брак .

Перечисленным лицам может быть установлена другая выплата из средств ПФР, а именно пенсия:

  1. страховая пенсия по старости (по инвалидности);
  2. социальная пенсия по старости (по инвалидности);
  3. пенсия за выслугу лет;
  4. социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Внимание: второе пенсионное обеспечение назначается на основании личного заявления в установленном законом порядке.


Не все знают, какие существуют льготы родителям погибших военнослужащих срочной службы и как правильно ими пользоваться.

Важно изучить детально основные положения закона, который регламентирует виды помощи, предоставляемые родным военного, отдавшего жизнь при прохождении службы.

Льготы для родителей и жен погибшего военнослужащего затрагивают не только медицинскую сферу, но и жилищную .

На какие жилищные льготы можно рассчитывать?

Родители и супруги тех военных, которые погибли вследствие получения ранения или увечья, выполняя свой долг перед Отечеством, могут рассчитывать на следующие жилищные льготы:

  1. Семьи погибших, нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право подать заявку на улучшение жилья в местные органы и рассчитывать на внеочередное приобретение квадратных метров.
  2. Семьи погибшего или пропавшего без вести военного не выселяют из квартир и домов, занимаемых на данный момент ими, без предоставления другого жилья, соответствующего всем нормам проживания.
  3. Дополнительно предоставляется компенсация на оплату услуг ЖКХ или ТСЖ в размере 50%. Данными льготами можно воспользоваться независимо от того, кто именно из членов семейства является основным квартиросъемщиком.
  4. Если семья погибшего военного проживает в доме без центрального отопления, то она имеет право на оформление помощи в размере 50% на покупку твердого топлива. Нормы потребления для каждого региона проживания в этом случае устанавливаются на законодательном уровне.
  5. Родители или вдовы погибших могут рассчитывать на получение кредитного займа на льготных условиях, направленного на строительство частного или кооперативного жилья. Данный заем можно потратить на покупку дачного домика или благоустройство уже имеющихся садовых наделов.
  6. Семьи погибших военных наделены правом на приоритетное вступление в выбранные жилищные кооперативы или на получение необходимых строительных материалов для возведения частного дома.
  7. Если семья погибшего имела долги за ремонт и реконструкцию жилья, то, согласно действующему законодательству, родственники имеют право на компенсацию всех расходов.
  8. Денежное пособие на оплату жилья в размере 50% могут получать родители и вдовы умершего военнослужащего. Выплачивается оно по программе социальной поддержки и не привязывается к домам определенного жилищного фонда.

Вернуться к оглавлению

Медицинские и иные льготы

Льготы семьям погибшего военнослужащего затрагивают не только жилищную сферу, но и налогообложение, медицину:

  1. Бесплатное получение лекарственных средств для семей погибших по рецептам, выписанным специалистом.
  2. Бесплатные консультации и лечение в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены по месту работы.
  3. Законное право на пользование отпуском в удобное время года, а также на получение внеочередного отпуска сроком до 14 дней без сохранения оплаты труда.
  4. Приоритеты в обеспечении путевками в санаторий, дома отдыха для работающих или безработных родителей. Для вдов военнослужащих, скончавшихся от полученных ранений и профессиональных заболеваний, а также других членов семьи, которые опекают детей погибшего, существует приоритетное право на получение и оформление путевок в санатории и дома отдыха для совместного оздоровления с детьми.
  5. Получение на льготных условиях путевок для детей погибших военнослужащих в оздоровительные лагеря.
  6. В соответствии с действующими нормами налогообложения семьи умерших военных имеют право на льготное начисление налогов, льготу по уплате пошлины в случае выдачи им права на наследство.
  7. Для родителей и жен, которые не вступили в брак после потери мужа, детей и других иждивенцев, независимо от уже оформленных и получаемых социальных выплат, предусмотрена пенсия по потере кормильца. Супруга, вступившая повторно в брак, такое пособие на детей получать не имеет права.
  8. Если требуется оформление кого-либо из членов семьи погибшего в специализированные медицинские учреждения, то данная процедура проходит на условиях первоочередности.

Вернуться к оглавлению

Льготы для детей и родственников погибшего

Льготы родителям погибшего военнослужащего срочной службы на этом не заканчиваются. Льготы матери погибшего военнослужащего и отцу:

  • ежемесячная помощь в размере 927 рублей;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • преимущества при вступлении в различные некоммерческие объединения;
  • если члены семьи погибшего имеют жилищные проблемы, то они могут рассчитывать на получение жилья согласно нормам и правилам, установленным законодательно.

Важно отметить, что в случае потери близкого человека, отдавшего жизнь ради защиты Отечества, родители, вдовы и дети имеют право на бесплатный проезд к месту захоронения и обратно домой (один раз в год, группой не более 3 человек). Данная льгота не распространяется на проезд в такси. Для урегулирования данного вопроса стоит обращаться в Администрацию города и органы социальной защиты.

Льготы вдове погибшего военнослужащего при исполнении определяются в индивидуальном порядке, учитывая при этом период прохождения службы погибшего, его звание и занимаемую должность.

Все льготы и права для вдов военнослужащих действуют до того момента, пока женщина не вступила в законный брак повторно.

Для детей, братьев, сестер погибшего действует положение о начислении и выплате соответствующей денежной помощи в связи с гибелью кормильца. Данное пособие выплачивается до тех пор, пока лица не достигли 18-летнего возраста или обучаются на дневном отделении учебного заведения. Если дети, внуки, братья и сестры погибшего признаны инвалидами при условии наличия других трудоспособных родителей или опекунов, то они подлежат внеочередному определению в специализированные медицинские учреждения с выплатой пособия, определенного законодательством.

На оформление и выплату второй пенсии могут рассчитывать дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста, если военнослужащий являлся их кормильцем. Рассматривается ситуация оформления второй пенсии для инвалидов, если они на данный момент не получают своевременную помощь от других родственников.

По законодательству РФ родители, дети и вдовы погибших военнослужащих имеют право не только на денежные пособия, но и на иную помощь. Поэтому важно знать все варианты льгот, чтобы вовремя подать заявку на их получение.

До 2005 года социальная поддержка родных и семей погибших либо пропавших без вести военнослужащих осуществлялась выделением натуральных льгот, как проезд на общественном транспорте бесплатно, выделение лекарств, освобождение от некоторых налогов. Принятие, так называемого Закона о монетизации льгот, позволило заменить некоторые натуральные льготы ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) или ежемесячными денежными компенсациями при потере кормильца военнослужащего. Например, компенсация расходов на жильё семьям погибших военнослужащих.

Кто имеет право на получение компенсации

Членами семьи погибшего военного, которым полагается выплата, при потере кормильца являются:

  • вдовы либо вдовцы, не зарегистрировавшие повторный брак;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • совершеннолетние дети, получившие инвалидность до достижения совершеннолетия;
  • дети-студенты, возраст которых менее 23 лет;
  • другие члены семьи, которые находились на иждивении.

Подходы к назначению ежемесячной выплаты

ЕДВ родным погибшего военного назначается на основании следующих признаков:

  1. Имущество, доходы погибшего, умершего военнослужащего были единственным источником существования претендующих на ЕДВ родственников, детей.
  2. Оказание помощи своим родственникам было постоянным действием, и оказывалась постоянно и по доброй воле. То есть выделяемые средства были основным источником существования.

Эти факты требуют особого подтверждения и зачастую вызывают много проблем при назначении ЕДВ родным погибшего военнослужащего.

Матерям, отцам, вдовам приходится доказывать характер, размеры материальной помощи военного, наличие детей, которые оказывали либо могли оказывать помощь.

Для подтверждения следует прикладывать соответствующие документы:

  • талоны почтовых переводов,
  • расчетные листы к денежному аттестату,
  • копии исполнительных листов.

При невозможности установить нахождение на иждивении по причине отсутствия необходимых документов приходится обращаться в судебные органы либо, отправив заявление в прокуратуру, после чего прокурор может возбудить дело.

Документы для подачи заявления на выплату

Для получения ЕДВ при потере кормильца на ребёнка военного, либо на других членов семьи, необходимо в территориальное отделение пенсионного фонда предоставить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • для ребенка документ о рождении либо об усыновлении, с информацией о гражданстве, установленной инвалидности (при наличии), старше 18 лет – подтверждение о получении образования в очной форме;
  • удостоверение либо справка установленного образца, подтверждающие факт гибели военнослужащего;
  • копия брачного свидетельства;
  • реквизиты счета.

Право на получение ежемесячной денежного пособия на детей погибшего военнослужащего, как и остальных членов семьи, дается при наличии справки, установленной формы, либо удостоверения. Для получения последнего необходимо обратиться в органы пенсионного обеспечения с документами:

  • справка, удостоверяющая военную службу погибшего;
  • свидетельство о смерти погибшего;
  • свидетельства, подтверждающие родство с погибшим;
  • справка, удостоверяющая право на пенсию по причине гибели кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация на детей погибшего военного, на вдову (вдовца), других родственников выплачивается в установленном законом порядке территориальным отделением ПФР, размер выплаты индексируется ежегодно.
Сроки для принятия решения по ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата на родных погибших военнослужащих, а также на детей назначается с момента подачи заявления.

Решение о назначении, размере ЕДВ должно быть вынесено не позже десяти дней после обращения.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителя, сотрудники пенсионного фонда обязаны за пять дней уведомить обратившегося заявителя, указав причины отказа, порядок обжалования и возвратив все документы.
Нюансы социальной поддержки

До сих пор не устранены некоторые противоречия в объеме социальной поддержки для семей военнослужащих, проходивших службу и погибших до 1995 года и после него. В несколько другой ситуации находятся семьи погибших военных, которые ушли из жизни ранее этой даты. На них распространяется ряд льгот, которыми обеспечиваются участники ВОВ, хотя и эти льготы значительно уступают льготам, предназначенным ветеранам.

Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить (см. номер от 1.07.2010 г.), остается открытым.

В редакционный материал вкралась неточность - связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года - но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона "о монетизации льгот", членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий - менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ "О ветеранах": задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них "стали" актуальны нормы 1989-го, после - 2004-го.

Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих - по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону - то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации "большие" льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и "большие" ЕДВ - сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:

С принятием ФЗ "О ветеранах" Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона "О ветеранах" (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.

Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых - до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. "В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? - удивляются женщины. - Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца".

Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми ("Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали", - вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты - устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу "куда возьмут". В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.

Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, - произносит Елена. - Военные мотались по "точкам" с семьями. Быт никакой, зачастую - угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…

…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.

Огонь на себя

По наблюдениям юристов всероссийского фонда "Право Матери", перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года - в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой - буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, - рассказала юрист фонда "Право Матери" Анна Мукасеева. - Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, "назначали" датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.

Еще одна проблема - Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за "выпавшие" годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: "По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения".

Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.

Регионы иногда приходится буквально пробивать - кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов - семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово - запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, - объяснила Анна Мукасеева. - Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.

Инициатива

На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.

Юристы фонда "Право Матери" предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона "О ветеранах" (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<...>

2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - включить] - 2 316 рублей;
<...>

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <...> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.

Прямая речь

Вероника Марченко, председатель правления фонда "Право Матери":

После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория "члены семьи погибших военнослужащих" разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие - 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более - как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ "О ветеранах" не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона "О ветеранах", могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.

Справка "РГ"

Фонд "Право Матери" с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.

Похожие статьи