Что значит социальное обеспечение. Формы и виды социального обеспечения. Система отношений в сфере социальных услуг

Защита интересов малоимущих категорий общества, поддержка отдельных социальных групп и обеспечение нуждающихся - это приоритетные задачи любого правового государства.

Россия согласно утвержденным конституционным принципам признана государством социальным, и следовательно на государственном уровне должны предприниматься меры для обеспечения достойного проживания любых категорий и прослоек общества.

Действующим законодательством всем гражданам РФ полагается соцобеспечение по возрасту, государственная поддержка при болезни, инвалидности или потери кормильца.

Защита интересов материнства и детства предполагает выделение средств, необходимых для обеспечения интересов детей, их воспитания и развития. Данный перечень мер социальной защиты не является полным и законодательно могут устанавливаться другие случаи.

Как правовая категория социальное обеспечение является системой мер и действий государства для использования бюджетных средств и направления их для формирования фондов материальной и социальной поддержки тех категорий, чьи доходы в силу определенных жизненных обстоятельств не обеспечивают им необходимого жизненного уровня.

В систему указанных мер включены различные пенсии, государственные пособия, льготы, государственные компенсации и услуги.

Выплата пенсий социально не защищенным группам населения является основой социально-правового государства и мерой социальной защиты и поддержки. Когда человек достигает определенного возраста, либо ему устанавливается инвалидность, то им утрачивается заработок, и государство в целях компенсации дохода, назначает определенную денежную выплату - пенсию.

На протяжении последних двух десятилетий в России неоднократно проводилось реформирование пенсионной системы, что связано с экономическими изменениями в стране, установлением нового правового порядка, появлением новой системы органов социальной защиты населения, а также изменениями в обществе.

Вопрос назначения пенсий регулируется специальными законами, и в настоящее время основными пенсиями являются пенсия по достижению определенного возраста (старости), выплаты инвалидам, социальная пенсия, пенсия для определенных групп (военнослужащие, государственные служащие, космонавты), пенсия назначаемая при потере кормильца.

Проблемы пенсионного обеспечения весьма существенны в современном обществе. В последнее время особый интерес также вызывает и повышение в будущем пенсионного возраста.

Много вопросов возникает с назначением пенсии, расчетом ее размера, перечнем необходимых документов для назначения пенсионных выплат.

В первую очередь это связано с тем, что многие граждане осуществляли трудовую деятельность еще в советский период, в связи с чем при назначении пенсии возникает ряд вопросов, связанных с расчетом размера пенсии, предоставлением документов и дополнительной информации.

Экономические изменения привели к тому, что предприятия и организации прекратили деятельность, многие реорганизованы или изменили название, архивы документов утрачены или уничтожены.

Особая озабоченность у граждан возникает, когда необходимо затребовать документы из тех государств, которые прежде входили в состав СССР. Все эти факторы зачастую делают невозможным предоставить документы необходимые для назначения пенсии, что вынуждает граждан обращаться в суд за защитой своих интересов.

Еще одной мерой социального обеспечения граждан являются пособия, которые назначаются в силу наступления определенных событий, например, достижения старости, либо неблагоприятных факторов, таких как болезнь, инвалидность, временная или постоянная нетрудоспособность.

Основным отличием пенсии от пособия, является то что пенсия обусловлена трудовой или иной общественно-полезной работой, которая ранее осуществлялась человеком, в то время как пособия назначаются при наступлении нетрудоспособности, когда требуется дополнительная поддержка и забота со стороны общества и государства.

Наиболее значимыми пособиями являются выплаты связанные с временной нетрудоспособностью, в связи с перенесенным заболеванием или болезнью, пособия при полной утрате возможности трудится в связи профессиональным заболеванием или трудовой травмой.

Особую группу составляют меры защиты обусловленные временными физиологическими и социальными изменениями, такими как беременность, роды, рождение ребенка и нахождение в отпуске по уходу за ним.

Также имеются пособия направленные на поддержку установленных демографических групп населения, таких как многодетные семьи, матери-одиночки, дети сироты. Отдельное место занимают пособия на погребение.

Назначение и выплата указанных социальных выплат зачастую связаны с предоставлением многочисленных документов, что зачастую вызывает «проволочки».

Проводимые государственные мероприятия в данной сфере иногда неэффективны, и приводят к тому, что многие действительно нуждающиеся не имеют доступа к социальным возможностям, отсутствует адресность государственной поддержки. Кроме этого, обращаясь за назначением пособия гражданин не всегда обладает необходимыми знаниями и не может определить какие пособия, льготы либо иные меры социальной защиты ему положены и на какую помощь со стороны государства он может рассчитывать.

Имеются и другие формы государственно-социального обеспечения, связанные с изменением статуса гражданина. К таким мерам социального обеспечения относятся выплаты по безработице, направление безработных на переквалификацию, переобучение, получение новой профессии и дальнейшее их трудоустройство.

Социальные меры также связаны с адаптацией и трудоустройством инвалидов, предоставления им индивидуальных средств передвижения, протезирование, оказание помощи матерям детей-инвалидов.

К мерам социальной заботы и поддержки, кроме вышеперечисленных также относятся установленные для определенных законом граждан льготы.

Предоставление льгот направлено на облегчение материального бремени, и может быть связано с предоставлением бесплатных лекарств, обеспечением льготного проезда в общественном транспорте, льготным приобретением путевок в лагеря отдыха и санатории для детей, на прохождение санаторно-курортного лечения, льготами по оплате за жилье и коммунальных услуг.

Социальная поддержка может выражаться в предоставлении различных государственных услуг по медицинскому обслуживанию, предоставлению образовательных услуг в детских дошкольных и школьных учреждениях, содержание граждан в домах-интернатах и других социальных учреждениях.

Таким образом, социальное обеспечение в России это целостная государственная система, и если механизм социальной защиты и поддержки ослабевает, дает сбои, то в первую очередь страдают нуждающиеся, но при этом затрагиваются интересы всего общества, замедляются темпы его развития, снижается уровень жизни населения в целом.

Актуальность социальной сферы в современной России стоит особенно остро. Проводимые государством реформы не всегда отражают потребности общества и связаны с защитой государственных интересов.

В данной связи граждане желающие воспользоваться социальной защитой для собственных нужд или обеспечить защиту интересов близких, должны обладать более полной информацией. Для этого и создана данная рубрика, которая дает ответы на все поставленные вопросы и предоставляет в понятной форме сложные правовые аспекты.

Социальное обеспечение

Понятие социального обеспечения в науке определяется неоднозначно. До сих пор нет общепринятой трактовки термина. Это обуславливается тем, что, как правило, полное и четкое определение того или иного общественно значимого понятия дается законодателями, государственными учреждениями в соответствующих нормативно-правовых актах, и это определение воспроизводится научным и юридическим сообществами как легальное, официально утвержденное.

До настоящего времени нет законодательного закрепления понятия «социальное обеспечение». Поэтому мы сталкиваемся с различными его толкованиями.

В обыденном сознании под социальным обеспечением понимаются различные виды помощи общества, государства человеку, категориям и слоям населения.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее толкование слова «обеспечить»: 1) предоставить достаточные материальные средства к жизни; 2) снабдить чем-нибудь в нужном количестве; 3) сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; 4) оградить, охранить (устаревшее).

В научной, учебной и справочной литературе понятие социального обеспечения формулируется по-разному, исходя из того, с каких позиций, точек зрения (юридической, социологической, экономической и т.д.) происходит рассмотрение.

Так, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева считают, что социальное обеспечение представляет собой «совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию».

М.О. Буянова, СИ. Кобзева, З.А. Кондратьева полагают, что социальное обеспечение - это «форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова дают такое определение: «социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса».

В учебнике Г.В. Сулеймановой «Право социального обеспечения» социальное обеспечение определяется как «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)».

В.П. Галаганов рассматривает социальное обеспечение как «гарантированную систему материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством».

В Советском энциклопедическом словаре содержится такая трактовка: «Социальное обеспечение - система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети».

Один из крупнейших советских ученых-юристов Р.И. Иванова рассматривает социальное обеспечение как социологическую категорию, имеющую общечеловеческую ценность. По ее мнению, социальное обеспечение - это «форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального вопроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах». Данное определение отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, политического строя, экономической системы, в которых оно осуществляется. Отсюда следует, что целью социального обеспечения является, прежде всего, помощь в удовлетворении потребностей человека в источниках средств к существованию.

В основе социального обеспечения лежат определенные сущностные признаки. К их числу относят:

а) «государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения»;

б) «объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения»;

в) «особые фонды, источники социального обеспечения»;

г) «особые способы создания этих фондов»;

д) «особые способы предоставления средств существования»;

е) «закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах».

Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет. Функция - это «обязанность, круг деятельности; назначение, роль».

В литературе выделяются следующие функции социального обеспечения:

1) экономическая функция. Она заключается в том, что государство, распределяя определенную часть внутренннего валового продукта (ВВП) страны, оказывает воздействие на выравнивание доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, выплат и т.д.) вместо утраченного заработка, при наступлении трудных жизненных обстоятельств (инвалидность, болезнь, безработица и другие), при необходимости возмещениядополнительных расходов (например, при рождении и воспитании ребенка);

2) производственная функция. Она выражается в том, что осуществление многих видов социального обеспечения (таких как трудовая пенсия по старости, пособие по временной нетрудоспособности, детские пособия и другие) обусловлено трудовой деятельностью людей, общественным производством;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция - «способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных условий, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни» и «восстановления полноценной жизнедеятельности человека»;

4) политическая функция - позволяет государству посредством
социального обеспечения реализовывать основные направления социальной
политики;

5) демографическая функция - обусловлена тем, что система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы: продолжительность жизни населения, воспроизводство населения и другие.

Социальное обеспечение - многоаспектное общественное явление. Оно складывается как система различных отношений, процессов: экономических, правовых, социальных, политических.

В экономическом аспекте социальное обеспечение «служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем - социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства».

Социальное обеспечение является и юридической категорией, так как «государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав». Все перечисленное образует систему права социального обеспечения.

Социальное обеспечение - очень важная социальная категория. Это обусловлено тем, что государство как политический институт общества осуществляет обеспечение человека в тех случаях, когда он по объективным обстоятельствам нуждается в помощи и поддержке, тем самым восстанавливая его статус как полноценного члена общества.

Как политическая категория социальное обеспечение - это «форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»

Особую важность для научного развития социальной работы и обществознания в целом в современной России приобретает необходимость обозначения взаимосвязи и соотношения понятий «социальное обеспечение», «социальное страхование» и «социальная защита».

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Согласно статье 1 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» (№ 165-фз от 16.07.99) обязательное социальное страхование - «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам».

С начала 90-х годов в связи с переходом к рыночным отношениям в нашей стране широкое распространение получает термин «социальная защита населения». С 1992 года советские органы социального обеспечения (собесы) переименованы в систему органов социальной защиты, которая формируется как социальный институт, включающий совокупность норм, принципов, учреждений, организаций.

К сожалению, до настоящего времени на официальном уровне не определена организационно-правовая сущность понятий «социальная защита», «социальное обеспечение», а также их взаимосвязь и соотношение. Надо сказать, что в общественном сознании зачастую эти два термина смешиваются и не разделяются.

Под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, создающих условия для поддержания жизнеобеспечения, жизнедеятельности различных социальных групп, прежде всего социально уязвимых. P.M. Садыков дает такое определение: «социальная защита - политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни».

Современные исследователи считают, что социальное обеспечение - один из основных видов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков; часть системы социальной защиты.

В широком смысле под социальной защитой населения понимается целый комплекс мер:

1) по социальной поддержке пожилых, нетрудоспособных, инвалидов, семей с детьми, безработных и других лиц, оказавшихся в трудном материальном положении;

2) по смягчению негативных результатов экономических реформ (индексация доходов граждан, установление стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности отпусков, обеспечение граждан жильем и т.п.);

3) по созданию благоприятной окружающей среды и охране здоровья;

4) по охране материнства и детства и другие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что:

а) социальная защита и социальное обеспечение являются все же различными категориями;

б) социальная защита может иметь в качестве своего объекта и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

То есть социальная защита понимается как более универсальная, более широкая система поддержки населения, чем социальное обеспечение, которая ориентирована не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.), но и на риски, обусловленные новой социально-экономической и политической ситуацией.

В некоторой степени о таком соотношении социальной защиты и социального обеспечения можно судить, исходя из части 1 статьи 72 Конституции РФ, где сказано, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: <...>ж) <...>социальная защита, включая социальное обеспечение; <...>».

Как указывает О. Снежко, «по своему содержанию социальная защита гораздо шире социального обеспечения»

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире и объемнее понятия «социальное обеспечение»; социальное обеспечение входит в систему социальной защиты населения, является ее составным элементом.

Социальное обеспечение также является одной из важнейших технологий социальной работы. Саму социальную работу можно определить как деятельность государства, общественных организаций и отдельных лиц, направленную на решение социальных проблем группы, индивида, на оказание социальной помощи и услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Традиционно технология понимается как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства» .

Технология в социальной работе - это определенная совокупность приемов, способов, методов воздействия, применяемых социальными службами, организациями, социальными работниками для достижения целей в процессе осуществления социальной работы, разрешения различных социальных проблем и оказания эффективной социальной помощи.

Социальное обеспечение, наряду с такими технологиями (видами) социальной работы как социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная терапия и другими, относится к общим технологиям социальной работы, то есть к тем, которые применимы ко всем объектам социальной работы.

Как говорится в учебном пособии «Социальная работа» под редакцией В.И. Курбатова, «система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами социономии, но и обеспечивает на практике их взаимодействие».

Таким образом, социальное обеспечение - многоаспектное и многофункциональное явление современного общества, сущность которого заключается в обеспечении и защите оптимального уровня жизни, поддержании социального статуса личности. для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». При этом подчеркивается, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом и должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума».

В Республике Башкортостан к настоящему времени принято большое количество законов, указов, постановлений и других актов, касающихся социального обеспечения различных категорий населения. Например, закон РБ «О государственной поддержке многодетной семьи в РБ» от 24.07.2000, закон РБ «О социальной поддержке инвалидов в РБ» от 17.12.04, указ Президента РБ о предоставлении микроавтобусов многодетным семьям, имеющим 10 и более детей в возрасте до 18 лет (от 24.07.03), указ Президента РБ «О мерах по государственной поддержке семьи, материнства и детства и улучшению демографической ситуации в РБ» и другие.

Наконец, цель собственно локальных актов - «поднять уровень социальной защиты в конкретной организации (например, коллективный договор или соглашение конкретной организации)».

Таким образом, социальное обеспечение функционирует на большой базе нормативно-правовых актов различного уровня - от международных до локальных.

Формы и виды социального обеспечения

В реальной жизни социальное обеспечение существует в различных формах. Член-корреспондент РАЕН В.П. Галаганов под формой социального обеспечения понимает «способ его существования, то есть внешнее его проявление (внешний вид)».

В литературе рассматриваются специфические признаки, по которым выделяется та или иная форма социального обеспечения:

а) источники и способы финансирования;

б) круг обеспечиваемых лиц;

в) виды обеспечения;

г) органы, предоставляющие обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств выделяют организационно-правовые формы социального обеспечения.

Г.В. Сулейманова выделяет две такие формы:

«1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством;

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам».

Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева определяют три организационно-правовые формы: «государственное обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь».

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выделяют «обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов».

В.П. Галаганов рассматривает: «а) социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования; б) социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета».

Г.В. Сулейманова выделяет также формы социального обеспечения в зависимости от способа удовлетворения потребностей: натуральную (социальное обслуживание, протезно-ортопедическая помощь инвалидам и т.д.) и денежную (пенсии, выплаты и т.д.).

Первой организационно-правовая форма социального обеспечения является социальное страхование. В Федеральном законе от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования в РФ» определено, что обязательное социальное страхование - это «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных <...> социальных страховых рисков...».

Социальное страхование - это «институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением».

В формировании финансовых источников обязательного социального страхования принимают участие работающие граждане. Из зарплаты работников в обязательном порядке во внебюджетные фонды социального страхования, которые будут являться страховщиками (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) отчисляются страховые взносы. «Эти взносы рассматриваются как отложенная часть заработка работников на свое будущее социальное обеспечение (в отдельных случаях и членов семей) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинской помощи». Страховые взносы непосредственно уплачивают организации, предприятия, учреждения (для страхования работающего населения), а также органы государственной исполнительной власти федеральные органы и органы субъектов РФ и местного самоуправления (для страхования неработающего населения), которые носят название страхователей.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков -«предполагаемых событий, которые влекут за собой изменение их [граждан] социального (в том числе материального) положения». Социальными страховыми рисками являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая - «события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, а последнее имеет право на данное обеспечение».

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид социального обеспечения по обязательному социальному страхованию. К таким видам относятся: оплата медицинской помощи; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по безработице и другие.

В настоящее время в России нет единого фонда социального страхования, за счет средств которого предоставлялись бы все виды обеспечения по обязательному социальному страхованию. Поэтому каждый внебюджетный фонд производит свои страховые выплаты: Пенсионный фонд выплачивает трудовые пенсии, Фонд социального страхования - пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другие, Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает расходы по медицинскому лечению. Общее руководство ими осуществляет Правительство РФ.

Источниками поступления денежных средств во внебюджетные фонды, являются, кроме страховых взносов, единый социальный налог, дотации федерального бюджета, штрафные санкции и другие.

Вторая организационно-правовая форма социального обеспечения - социальное обеспечение за счет бюджетных средств . Оно представляет собой «систему материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований» .

Круг лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, охватывает:

1) граждан, «получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными». К этой категории относятся, например, военнослужащие, работники милиции, ФСБ, налоговой полиции. Им выплачиваются пенсии, пособия и другие виды социального обеспечения за счет средств федерального бюджета;

2) «все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека». Среди этих видов можно назвать такие, как социальное пособие в связи с рождением ребенка, социальное пособие на погребение, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, различные льготы, выплаты и другое. «Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств».

Множество органов осуществляют финансирование социального обеспечения за счет бюджетных средств: Министерство обороны, МВД, ФСБ и другие ведомства, а также органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости, опеки и попечительства и другие.

В системе данной формы социального обеспечения выделяется подсистема - государственная социальная помощь . Она установлена федеральным законом от 17.07.99 «О государственной социальной помощи» и находится в настоящее время в стадии формирования. Ее субъектами являются «только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считаются малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов».

В последнее время в нашей стране юристами обозначается и выделяется смешанная форма социального обеспечения. Здесь «используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства» на обеспечение отдельных категорий граждан - депутатов, судей, работников прокуратуры и других. С одной стороны, они, как и все другие работающие граждане, получают обеспечение в порядке обязательного социального страхования, а с другой стороны, «учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств» (например, пожизненное денежное содержание судей, доплаты к пенсии и другие).

Рассмотрим виды социального обеспечения, разделив их на группы: пенсии, пособия, выплаты, льготы, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение.

1) Пенсия (от латинского слова pensio - платеж) - «регулярная денежная выплата в качестве материального обеспечения по старости, инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца и т.п.».

Современная российская пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование финансируется за счет Пенсионного фонда РФ, куда работодатели отчисляют страховые взносы за своих работников. Этим страхованием охватываются работающие граждане и их семьи.

Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет бюджета государства. По нему обеспечиваются государственные служащие, военнослужащие и их семьи, а также «те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой.

Система пенсионного обеспечения «представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсии».

Все пенсии разделяются на «трудовые пенсии , входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии - по государственному пенсионному обеспечению».

Трудовая пенсия - это «регулярная (ежемесячная) денежная выплата, начисляемая гражданам в целях компенсации заработной платы или иного дохода, получаемого застрахованными лицами до установления им трудовой пенсии или же утраченного нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц...». Нормативно-правовой основой назначения и регулирования таких пенсий являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01.

Различают четыре вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Право на получение бюджетной пенсии имеют:

«1) лица, состоящие на федеральной государственной службе РФ;

2) лица, состоящие на военной или правоохранительной службе;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане».

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере таких пенсий, является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.01.

Бюджетные пенсии для нетрудоспособных граждан получили название «социальные пенсии». Она устанавливается, в основном, для детей-инвалидов, инвалидов с детства, для мужчин в возрасте 65 лет и женщин - 60 лет, не имеющих права на трудовую пенсию, в том числе не накопивших соответствующего трудового стажа.

2) Пособие - это «денежная выплата, назначаемая гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми». Такими социально значимыми случаями являются, например, рождение ребенка, беременность, смерть члена семьи и другие.

По категориям лиц, имеющих право на получение пособий, различают следующие виды пособий: 1) пособия гражданам, имеющим детей; 2) пособия временно нетрудоспособным гражданам; 3) пособия безработным; 4) другие пособия (например, беженцам, детям-сиротам, социальное пособие на погребение).

3) Компенсационные выплаты (компенсации) - это «возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством». Цель таких выплат дополнительная материальная поддержка граждан в объективных социально значимых обстоятельствах вне зависимости от наличия у них какого-либо источника дохода.

По кругу лиц, имеющих право на компенсационные выплаты, выделяют компенсации: матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет; студентам, аспирантам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие виды.

4) Льготы в социальном обеспечении рассматриваются как «предоставление особого преимущества или предпочтения отдельным категориям граждан...». Различают льготы:

а) социальные - предоставляются по социальным основаниям (малообеспеченность, старость, инвалидность и т.д.);

б) за особые заслуги (Героям СССР и РФ, участникам ВОВ и др.);

в) предоставляемые в силу иных обстоятельств (судьям, депутатам, военнослужащим и др.)

6) Социальное обслуживание - «деятельность социальных служб но социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических <...> услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Различают виды социального обслуживания по характеру предоставляемых услуг: 1) стационарное обслуживание (осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, социальных приютах); 2) полустационарное обслуживание (осуществляется в центрах социального обслуживания); 3) срочная социальная помощь; 4) социальное обслуживание на дому; 5) социально-консультативная помощь; 6) реабилитационное обслуживание.

В качестве примера реабилитационного обслуживания можно привести реабилитацию инвалидов, которая включает в себя предоставление протезно-ортопедической помощи, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональное обучение, трудоустройство инвалидов и другие мероприятия.

В систему учреждений, осуществляющих предоставление различных видов социального обеспечения, входят территориальные управления социальной защиты, управления Пенсионного фонда РФ, центры социального обслуживания, дома-интернаты, протезно-ортопедические предприятия и другие.

7) Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения становится особенно значимым в современных условиях. Государство представляет инвалидам гарантии трудовой занятости. В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда, К ним относятся:

Установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных мест для них. Организациям, независимо от форм собственности, численность которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, но не менее трех процентов;

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест, в т.ч. специальных для трудоустройства инвалидов;

Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Для инвалидов 1и 2 групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 34 часов в неделю с сокращением полной оплаты труда; имеют право на предоставление им отпуска без сохранения з/п продолжительностью до 2 месяцев по их желанию;

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда;

Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также общественных объединений инвалидов.

8) Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами - аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни. Изготовление и ремонт этих изделий осуществляется за счет федерального бюджета.

В итоге, можно сделать следующие выводы:

1) социальное обеспечение - институт современного общества; универсальная социальная технология, целью которой является поддержание социального статуса индивида, поддержание уровня жизни при наступлении объективных жизненных обстоятельств (социальных рисков). Осуществление социального обеспечения является задачей государства, которое, подобно любящему отцу, заботящемуся о своих детях, обеспечивает (от слов «печься» (заботиться), «попечение») своих граждан источниками средств к существованию, гарантирует защиту от социальных рисков (болезни, старости, инвалидности, безработицы и т.д.), поддерживает благосостояние, социальную справедливость и солидарность, смягчает общественное неравенство;

2) социальное обеспечение как общественное явление находит свои истоки в истории. Оно основывается на традициях и формах общинно-родовой помощи, княжеской благотворительности, церковного, общественного и государственного призрения;

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.

С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; са-наторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность: б) доступность; в)всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.

Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обес-печивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников,определении основных критериев жизненного уровня,размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий. стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") (см. также Пенсия по старости . Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).

В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами:

социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой "универсального" обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной.платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

"Универсальная" система, в основном в сфере пенсионного обеспечения. функционирует в Скандинавских странах (Норвегия , Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько-модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия,которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии,выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.

Лит.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996; Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989; Sta1berg A-С. Pension reform in Sweden. Scand. J. Soc. Welfare, 1995.

Щербаков\"И ".И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ" в других словарях:

    Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов

    См. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Социальное обеспечение - (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история

    Социальное обеспечение - (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Правовые основы механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение в РФ , Байматов Павел Николаевич. Монография представляет собой исследование теоретических и практических проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на социальное обеспечение. Достаточно полно освещаются…

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1) Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2) Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

3. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

4. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия.

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение;

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации.

Таблица №1.

Федеральные законы, регулирующие отношения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет
«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание
«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий:

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

Трудовая пенсия.

Схема №1.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3

Схема № 2.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд.руб., что составило 6,1% от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.


Шамова Л.Г. Социальное государство. История. Современность с. 387// Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологических словарь. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – С 139- 140.

Володин А. Г. Политическая экономическая демократия. – М.: Гуманитарий, 2008. С. 119.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 8

Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ст.7// «Российская газета», 25 декабря 1993 года №237

Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права//Государство и права, 2001г. №7, с.4-15

См.: ч.2 ст. 7 Конституции РФ.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – с. 182-183

ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ч.1. ст.2// «Российская газета», № 210, 29.10.1997

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.1// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.4// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.11

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.8

Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // ​Соц. обеспечение.2005. – № 6. – с.37.

Буянова М.О., .Гусов К.Н Право социального обеспечения России: Учебник.//М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.11

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ ст.2 // Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831

На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

  • связь с общественной организацией труда;
  • предполагаемый характер;
  • объективные причины наступления.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Похожие статьи