Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда. Семинар "предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении" Семинар по развивающей среде в соответствии с фгос до

Шульгина Наталья Евгеньевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда»

Форма проведения: Семинар практикум

Дата: 18.02.2015г.

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовка к семинару-практикуму:

1. Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

2. Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.

Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций.

Подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей.

План семинара – практикума:

2. Актуальность семинара практикума

6. Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в группе» - воспитатель

7. Подведение итогов семинара

Ход семинара – практикума:

Педагоги объединяются по два человека. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (средняя группа – жёлтый кружочек; старшая группа – красный кружочек и т. д.). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 4 подгруппы воспитателей.

1. Приветствие участников семинара-практикума.

2. Актуальность

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Выступление воспитателя средней группы О. С. Балакиной.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребнка с учтом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

Двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Выступление воспитателя старшей группы Т. В. Антоновой.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности.

Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.) При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

Выступление старшего воспитателя Н. Е. Шульгиной

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; - трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; - безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

4. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная среда ДОУ, в соответствии ФГОС».

Семинар-практикум

«Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Подготовка к семинару-практикуму:

Оформление зала к семинару-практикуму

(2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Знайки» - «Мыслители») подготовлены фишки для выставления баллов за правильный ответ.

План семинара - практикума

2. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

Ход семинара – практикума

Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды.

1. Введение в тему.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. (Доклад)

2.Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»


Цель : Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос : Какие принципы учитываются в построении среды?

Ответ :

Принципы: информативности, вариативности , полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос : Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность ?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности , взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности . Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Старший дошкольный возраст


. Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты .

3 задание

Вопрос . Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)

1 команда .

Слова:

Игрушки – персонажи,

Маркеры (знаки) игрового пространства,

Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,

Игрушка – предмет,

Нормативно-знаковый материал

Предметная развивающая среда

Развивающая предметная среда

2 команда .

Слова:

Предметы оперирования,

Безопасность материалов и оборудования,

Детская игра,

Образно-символический материал

Продуктивные виды детской деятельности

Развивающая образовательная среда

Подведение итогов игры.

Старший воспитатель: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Подготовила методист:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» () .

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.


Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций .

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием . Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Семинар – практикум для педагогов ДОО на тему «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом ФГОС ДО»

1 часть. Сценка «На лекции»
(за столами сидят студенты)
Преподаватель:
Здравствуйте, мои друзья!
Вам представить я должна
Кандидата из Москвы
А прослушать вы должны
Лекцию о развивающей предметно – пространственной среде
И о том, что ФГОСы есть везде.
Сразу Вас предупреждаю
Кнопки, жвачки отменяю
Слушать лектора прошу
Очень Вас внимательно.
Ну, ни пуха ни пера
Марина Николаевна
Девочки мои приложат все старания.
(лектор читает доклад о РППС)
Преподаватель:
Итак, начинаю я опрос
Первый есть для Вас вопрос
Как расшифровать на ФГОС ДО
Даст Машуня нам ответ…
Маша отвечает: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Преподаватель:
Умница! Сомнений нет!
Ставлю 5 тебе в журнал!

Продолжим. Вы послушали доклад
Значит каждый будет рад
Рассказать, что он узнал
Что в тетрадке записал
Отвечать пойдет… (все прячутся за книжки)
Наташа Власова
Вопрос: что такое РППС?
Наташа отвечает: под РППС понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное. Приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
(отвечающему подсказывают студенты с места)
Преподаватель:
Зря вы слушали подсказку
Очень слабый был ответ
А меня вогнали в краску
Мне Вам верить или нет?

Вот вопросик по докладу
Мне задать сегодня надо
Нашей Оленьке друзья
Отвечай, рыба моя!
Вопрос: что должна обеспечивать РППС?
Оля отвечает, запинаясь: РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения.
Преподаватель:
Да! Поплыла, рыба моя!
Чтоб в учебе продвигаться
Надо меньше женихаться
Правда выход у тебя
Или ФГОС или семья.
(студенты на задней парте слегка ударяю книгой по голове впереди сидящего)
Преподаватель:
Что там сзади за движенье
Что за книгаприложенье
Вы совсем с ума сошли
Очень скоро Вы должны
В сад к детишкам поступить
ФГОСы там в среду внедрить.
В общем дальше продолжает
На вопрос мой отвечает
Наша лучшая звезда
Ну – ка, Катенька, сюда!

Вопрос : каким должно быть оборудование в ДОО?
Отвечает Катя: оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Преподаватель:
Умница! Довольна я
Будет счастлива семья
Что у девочки опять
Как всегда, в журнале 5!

Преподаватель:
Дальше тему обсуждаем
На вопросы отвечаем!
(с задних парт передается записочка)
Что я вижу там посланье?
Уж не мне ли на свиданье?
Автора с письмом сюда!
Сейчас вопрос задам труба.
(отвечать выходит студентка, которая передавала записочку)
Вопрос: какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?
Отвечает, с запинками:
РППС должна быть:
1.Содержательно – насыщенной.
2.Трансформируемой.
3.Полифункциональной.
4.Вариативной.
5.Доступной.
6.Безопасной.
Преподаватель:
Слабовато отвечали,
А записочки писали
Полюбуйтесь на себя
Тушью залиты глаза
Ну, а губы, я вам дам
Там помады килограмм!
А сама то – а сама
Будто бабушка Яга
После лекции умыться
И в ребенка превратиться.
(Раздается телефонный звонок)
Преподаватель отвечает:
Да, да, да! Иду, иду!
Как внедряли расскажу
До свидания, друзья!
Мне к директору пора!
(Педагог уходит)
2 часть. Деловая игра с педагогами «Что? Где? Когда?»
Для проведения игры потребуется: волчок и игровое поле, разделенное на 4 цветных сектора, которые в свою очередь разделены на 4 части. Имеется так же сектор «Приз» (вопрос для всех команд); карточки по цвету секторов, 16 вопросов и 1 из сектора «Приз».
Ход игры:
Играющие делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает цвет своего сектора. Ведущий вращает волчок. На какой цвет покажет стрелка волчка, та команда отвечает. (одна команда отвечает на 4 вопроса). Каждый вопрос имеет свое количество очков (от легкого к трудному). В случае если команда не может ответить, за нее отвечают соперники и забирают количество очков за ответ.
1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
2. Расшифруйте аббревиатуру РППС. (Развивающая предметно – пространственная среда)
3. Что понимают по РППС? (Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)
4. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения)
5. Каким должно быть оборудование в ДОО? (оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект)
6. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей)
7. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО? (РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)
8. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы)
9. Что предполагает трансформируемость РППС? (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)
10. Что предполагает полифункциональность материалов? (Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
11. Что предполагает вариативность среды? (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)
12. Что предполагает доступность среды? (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)
13. Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО? (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).
14. Определите к какой образовательной области относится уголок «Маленькие конструкторы»? (К образовательной области художественно – эстетическое развитие)
15. Определите к какой образовательной области относится уголок «Заниматика»? (К образовательной области познавательное развитие)
16. Определите к какой образовательной области относится уголок «Я люблю тебя, Россия...»? (К образовательной области социально – коммуникативное развитие)
17. Вопрос для сектора «Приз»: Кто изображен на экране? (командам представляют фото разработчика ФГОС ДО)

Использованная литература:
1.Приказ МОН РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано Министерство Юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013г. №30384.

ПЛАН:

ПЛАН: 1

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ 2

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 2

Вопросы для обсуждения 2

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ) 3

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11

Понятие «развивающая среда», роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста 11

Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования 15

Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды 17

Принципы построения развивающей среды 20

^ СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ 25

Раздевалка, приемная 28

Групповые комнаты 30

Оформление участка 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

^ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ 43

Задание 1. 43

Анализ ПРС 43

Задание 2. Примерный сценарий проведения тренинга 47

Организация пространства 47

Материалы и оборудование 47

Первичный анализ 47

Проектирование 47

Литература для самостоятельной работы 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 51

^ КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА:
ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ 61

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА 65

ТРЕБОВАНИЯ 66

К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 66

МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ГОУ – Д/С 66

^

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вопросы для обсуждения


1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?

3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?

4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему.

6. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию развивающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участвовать и за что именно отвечать разные специалисты.

^

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ)


Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А. И.Арнольдовым, который утверждает:«Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей» 1 .

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, деятельность началось за рубежом относительно недавно - во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 - 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается важная мысль: озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его Психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира. В 1970 - 1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека, организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует количественную сторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается «отдельность», в других - тесный контакт. Нарушение оптимальности во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.

Обсуждаются такие понятия, как персональное пространство, групповое пространство, способ ориентации в процессе общения. Устанавливается, что персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я - другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.

М.Хейдметс 2 подчеркивает такие интересные явления: хозяин персональной территории осуществляет контроль над ней, идентифицирует себя с ней, считает ее своим продолжением. Вторжение на территорию рассматривается как нарушение личной неприкосновенности. Исследователь предполагает, что идентификация с частью физической среды аналогична социальной идентификации (с группой, нацией). У человека вырабатывается эмоциональная привязанность, бережливое отношение к персональной территории. Исследователь выделяет функции такой территории: внешние - создание оптимальных условий для деятельности; внутренние - содействие самоопределению человека как автономной личности, независимого индивида. Он указывает на то, что учет пространственного компонента в человеческих взаимоотношениях позволяет связывать между собой психологические и средовые параметры, что дает возможность определить некоторые требования к организации предметно-пространственной среды человека.

Экспериментально доказано, что субъективное чувство контроля над ситуацией улучшает психическое состояние человека и содействует его деятельности: если субъект долгое время находится в условиях отсутствия контроля над средой, он становится беспомощным, пассивным, что влечет за собой ухудшение соматического и психического здоровья. Исследователями установлено, что при наличии персональных зон увеличивается частота коллективной деятельности, снижается агрессия. Делается важный вывод: если человек приспосабливается действовать только по внешним указаниям, по внешнему контролю, к самостоятельной активности он уже не способен. Таким образом, проблема контроля и организованности среды имеет определенное значение и с точки зрения процессов воспитания, с точки зрения создания условий для развития активности человека 3 .

М. Раудсенн в этой же книге 4 , анализируя понятие «место поведения» (МП), утверждает: максимальное удовольствие в МП можно получить при умеренной недонаселенности; явление перенаселенности следует взять под контроль, чтобы смягчить ее негативное воздействие; для создания недонаселенной среды нужно целое расчленить на многие малые единицы и создать больше разных МП. С точки зрения обсуждаемого вопроса - проектирования развивающей предметно-пространственной среды в различных образовательных учреждениях - вывод исследователя имеет принципиальное значение.

На Рижской конференции 1987 г. 5 была поднята проблема рекреационной среды как совокупности естественной природной среды и искусственной предметно-пространственной материальной среды, имеющей огромное значение с точки зрения воспроизведения человеческого фактора.

Новый виток в развитии отечественных исследований в сфере психологии взаимодействия человека со средой представлен материалами Г. А. Ковалева 6 , в которых дается обстоятельный анализ двух направлений зарубежных исследований: психологии среды и экологической психологии.

Общий подход обоих направлений - рассмотрение организма и среды в их взаимосвязи и взаимовлиянии, которые вызывают изменения как самой среды, так и организма, его различных аспектов (химического, биологического, социального и психологического). По существу, это новый взгляд на место и положение человека в мире. «Неслучайно, - пишет Г.А.Ковалев, - именно под влиянием возрастающей озабоченности за судьбу окружающей среды повысился и интерес психологов к своему физическому (как естественному, так и искусственному) и социальному окружению». 7

Общая характеристика нового психологического взгляда на среду заключается в том, что всякий раз имеется в виду конкретная среда, которая изменяется и упорядочивается человеком. Эта новая область возникла под давлением социальных проблем, связанных с выживанием человека на Земле в современных условиях.

Не меньший интерес данная проблема вызывает у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.

Анализ работ выдающихся русских педагогов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) свидетельствует: успешность школьного обучения, положительные сдвиги в развитии учащихся, их благополучное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности связаны с общим укладом школьной жизни, с созданием благоприятной обстановки, стимулирующей различные формы активности детей.

В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. В двухтомнике «Теория и воспитательных систем» 8 обсуждается проблема средового подхода в воспитании. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже XIX-XX вв., становление понятий «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», в другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось.

В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л.И.Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений» 9 .

Доказательством того, что среда может стать ведущим компонентом воспитательной системы, является материал о Сахновской школе, помещенный в первой книге двухтомника. В Черкасской области (Украина) есть школа, которая сделала ставку на обогащенную социально-предметную среду. Преобразующая деятельность, начатая еще в 1960-х годах, превратила со временем маленькую школу в культурный центр поселка: озеленение (посадка пирамидальных тополей вдоль изгороди, липовой аллеи, яблоневого сада, создание розария с фонтаном, оранжереи, альпийской горки), строительство краеведческого музея, планетария, обсерватории, учебно-спортивного комплекса. В школу стали передавать семейные реликвии, возникали ритуалы, значимые для детей и взрослых - жителей поселка.

Главные педагогические идеи директора школы А. А. Захаренко, инициатора и организатора создания обогащенной социально-предметной среды для школьников, просты: воспитание грамотного, творческого, интеллигентного труженика села. Содержательное предметное окружение создается совместными усилиями детей, родителей, педагогического коллектива. Создание среды, ее поддержание и использование - это непрерывная созидательная практическая деятельность, в которой участвует любой ученик сообразно своим индивидуальным возможностям. Нет сомнения, что такая деятельность оказывает самое разнообразное воспитательное воздействие на детей. Опыт Сахновской школы - это опыт целостной воспитательной системы, ведущим компонентом которой является внешняя материальная среда - ее создание, поддержание, использование. Такая система оказывает глубинное личностное воздействие на всех ее прямых и косвенных участников - детей, педагогов, родителей, жителей села. Наибольшему же воздействию подвергаются школьники, потому что они двусторонние участники (строят, а затем используют) и еще потому, что они самые юные участники процесса и со временем меняют свои социальные роли (становятся родителями и взрослыми жителями села), каждый раз используя созданное ими и предшествующими поколениями с новых социальных позиций.

Среди отечественных исследователей по данному вопросу следует отметить относительную продвинутость поисков педагогов дошкольных учреждений. Ими выдвинуты и апробированы на практике положения о создании специальных условий, предметного окружения, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность дошкольников. Это исследования Н.А.Ветлугиной и ее сотрудников (Г.Н. и Л.П.Пантелеевы, Л.С.Фурмина, Т.Г.Казакова) в области художественного развития детей; работы, выполненные под руководством С. Л. Новоселовой по вопросу построения развивающей предметно-игровой среды для дошкольников (Н. Т. Гринявичене).

С.Л.Новоселова первая среди исследователей обосновала возможность включения в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения компьютера и создала на практике компьютерно-игровой комплекс - пространство, где дети осваивают детские программы на компьютере, а затем в зале релаксации отдыхают в свободной игровой деятельности.

Работы Г.Н.Пантелеева - это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей среды как пространственно-предметной организации помещения и участка детского сада, которая строится на принципах педагогической содержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видах деятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиенических требований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значение такой среды - приобщение детей к созданию эстетически значимого интерьера, систематическое ознакомление с его художественными достоинствами.

Следует отметить идею значимости средового компонента, общую для целостных воспитательных систем прошлого и настоящего. Примерами могут служить вальдорфская педагогика, система Марии Монтессори, сложившиеся в настоящее время отечественные технологии личностного развития ребенка: «Детский сад - дом радости» (автор Н. М. Крылова), «Золотой ключик» (авторы Е.Е. и Г.Г.Кравцовы), «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т. Н.Дороновой) и др.

Ведущие идеи вальдорфской педагогики - идти за ребенком, его индивидуальными особенностями, темпами, возможностями, благоговеть перед развертывающейся в физических проявлениях духовностью и ни в коем случае не интеллектуализировать и не опережать ее спонтанного развития - проявляются, прежде всего, в организации условий, в которых должны пребывать дети. Это мягкие (пастельные) и приятные цветовые тона помещений, отсутствие ярко-красной краски во всем; округлые, сглаженные, обязательно без острых углов, формы в архитектуре и предметах; простые, но изящные вещи из натуральных материалов; бесхитростные и недетализированные в своем оформлении игрушки (например, самодельные куклы); хорошо озелененные, с множеством цветущих растений и уютных пространств для уединения и разнообразных игр территории возле здания детского сада или школы.

Педагогика Марии Монтессори в некотором отношении противоположна вальдорфской: направлена на раннее интеллектуальное развитие ребенка. Главным фактором в этом процессе является тщательно разработанный автором Монтессори-материал: система уникальных пособий, правильное в методическом отношении использование которого позволяет эффективно развивать сенсорно-интеллектуальную сферу детей сообразно их индивидуальным возможностям. Наличие такого материала в хорошем исполнении, пространственная организация использования его детьми, продуманность хранения - та предметная среда, которая определяет успех этой системы.

Новые отечественные программы - «Радуга», «Детский сад дом радости» - опираются на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей. Принцип таков: воспитатель должен иметь все необходимое для реализации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, а дети - все для своей деятельности.

Значимость проблемы подтверждается исследованиями 1990-х годов, в которых нравственное, эстетическое воспитание детей разного возраста решается посредством их взаимодействия с окружающей предметной средой.

В эти же годы после появления «Концепции воспитания детей дошкольного возраста», провозгласившей новый, личностно-ориентированный, взгляд на ребенка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения.

Группа исследователей, возглавляемая В.А.Петровским 10 , определяет главную цель организации среды как содействие становлению личности ребенка. Предметное окружение дошкольника должно обеспечить ему психологическую защищенность - доверие к миру, ощущение радости существования, оно должно способствовать полноценному общению со взрослыми, которые могут понять его, встать на его точку зрения, не игнорировать его чувств и эмоций.

Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, выдвигаемые исследователями, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой- его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам. Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям - живописи, музыке, литературе. В предметное окружение дошкольника должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

Авторы рекомендуют привнести в предметное окружение ребенка различные по размеру и форме зеркала, альбомы с его фотографиями - это поможет ему осознать себя как индивида, обладающего разнообразными качествами и возможностями.

Таким образом, совершенно очевидно, что данная концепция носит личностный характер - она направлена на создание такой предметной среды, которая обеспечит каждому ребенку развитие его способностей, понимание собственных физических и психических возможностей, их постоянного совершенствования.

Вслед за первой появилась вторая - психолого-педагогическая концепция развивающей среды, разработанная С.Л.Новоселовой. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к депривации личности, сужает ее возможности. Именно поэтому необходима амплификация (обогащение) психического развития детей через разные формы и виды деятельностей. Об этом свидетельствуют результаты экспериментальных исследований советской школы психологов (А. В. Запорожец, П.Я.Гальперин, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.).

С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» 11 .

Основные требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения» 12 . Полноценная предметная среда для детской деятельности - это по существу старт дальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целей человеческого развития.

Автор концепции подчеркивает еще одно важное положение: деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т.е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие дошкольника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена "информация", которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску» 13 .

Автор справедливо утверждает, что словесные объяснения малоэффективны для дошкольника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для маленького ребенка требует немедленного перехода к действию с материалом.

Важным аспектом концепции являются конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных «пространств» для разных видов деятельности взрослых и детей:


  • каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципу функционального комфорта - обеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобство деятельности, соответствовать положениям эргономики.

  • детское учреждение должно принадлежать детям и взрослым - воспитателям и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно.

  • детям должны быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Независимо от вида деятельности развивающая среда для ребенка должна быть представлена в трех масштабах: для «разных» действий {масштаб «глаз - рука»), для действий ребенка в пространстве (масштаб, соответствующий росту ребенка), для совместных действий ребенка со взрослым (масштаб предметного мира взрослого). Развитие ребенка не может происходить только в детском мирке: оно полноценно реализуется, если он выходит в мир взрослых.

Автор дает рекомендации по созданию и оборудованию компьютерно-игрового комплекса, детской библиотеки, дизайн-студии, музыкального, театрально-танцевального и физкультурного залов, групповых и классных помещений, общей столовой для детей. Специальные рекомендации даются по проектированию и оборудованию различных кабинетов для взрослых (методического, заведующей, психологов), комнаты отдыха персонала. Целесообразно обустроенными и развивающими могут быть не только помещения, но и входы в здание, на территорию, марши лестниц, фасад здания.

Особое внимание уделено автором проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»

На нашем семинаре на основе анализа теоретической литературы и изучения практического опыта, в процессе обсуждения, мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

30 ноября в ДОУ прошел семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Задачи:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;

Обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;

Формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада.

Предшествующая работа:

  • Ознакомление с ФГОС ДО, моделирование развивающей предметно- пространственной среды
  • Подготовка к семинару-практикуму
  • Создание презентации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - старшим воспитателем.
  • Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель.

План семинара - практикума

1. Приветствие участников семинара-практикума

2. Видеопрезентация: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» - ст.воспитатель Ахметова М.Ю.;

3. Практическая работа в группах: Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям.

4. Видеопрезентация: «Моделирование предметно-пространственной среды в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО» - воспитатель Карданова М.Ю.;

  • Видеопрезентация: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» - воспитатель Пшигаушева А.А.;
  • Видеопрезентация: «Технология создания развивающей предметно- пространственной среды» - воспитатель Алхасова М.З.;

5. Минутка отдыха «Помоги себе сам»

6. Подведение итогов семинара-практикума

Ход семинара – практикума

1. Приветствие участников семинара-практикума

Уважаемые коллеги!

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры.

Тема нашего семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

2. Представление видеопрезентации: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

Начать нашу работу хочу словами российского, советского педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Сегодня мы рассмотрим эту проблему в свете новых условий (ФГОС ДО утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 пункт 3.3)

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

РППС должна обеспечивать следующие условия:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет возрастных и половых особенностей;
  • учёт национально-культурных, климатических особенностей.

РППС Организации (группы) должна быть:

  • содержательно насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Как вы понимаете насыщенность и безопасность РППС?

Что означает трансформируемость?

Объясните, что такое полифункциональность?

Доступность – это……?

Вариативность –

Мы рассмотрели основные понятия для организации РППС в группе с учетом требований ФГОС.

Назовите направления развития дошкольников по ФГОС?

РППС группы строится с учетом этих направлений развития.

Рассмотрим из каких компонентов может быть организована РППС в группе.

3. Практическая работа в группах: Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям

Видеопрезентация: «Моделирование предметно-пространственной среды в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО» - воспитатель Карданова М.Ю.

Видеопрезентация: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» - воспитатель Пшигаушева А.А.

4. Минутка отдыха «Помоги себе сам»

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас вам предлагается несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы:

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

5. Дайте характеристику словам, связанным с развивающей предметно-пространственной средой (составить глоссарий)

Глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

1 команда. Слова: игрушки – персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства, объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания), игрушка – предмет, нормативно-знаковый материал, предметная развивающая среда, развивающая предметная среда

2 команда. Слова: предметы оперирования, безопасность материалов и оборудования, детская игра, образно-символический материал, продуктивные виды детской деятельности, развивающая образовательная среда, среда

Подведение итогов.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс

6. Технология «Телеграмма»

После завершения работы каждому из участников предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию:

  • Что вы думаете о прошедшем мероприятии?
  • Что было для вас важным?
  • Чему вы научились?
  • Что вам понравилось?
  • Что осталось неясным?
  • В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?

Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.

Похожие статьи