Процесс нравственного самовоспитания. Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Методы самопознания и нравственного самовоспитания. Книга: Конспект лекций Этика

Книга: Конспект лекций Этика

Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания в педагогическом наследии возрождения и просвещения

Значительный шаг вперед в развитии представлений о сущности, цели, принципы и методы нравственного воспитания и самовоспитания был сделан рядом представителей педагогической мысли. Выдающееся место среди них занимает Я. А. Коменский (1592 - 1670). Великий чешский педагог и мыслитель принадлежит к той исторической эпохи, в рамках которой происходил коренной перелом всех социальных и духовных установлений средневековья. Во все сферы жизни общества активно проникал буржуазный строй. Коменский первый из деятелей Возрождения попытался вычленить и свести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В мировоззрении ученого доминируют идеи прогресса и гуманизма, что нашло свое відовраження в его педагогических сочинениях, где он ставил задачу дать детям целостную картину мира, определить место в нем человека.

Я. А. Коменский первым из педагогов обосновал принцип природосообразности в воспитании. Следуя традиции таких великих предшественников Возрождения, как Рабле и Монтень, он рассматривал человека как автономную естественную систему со свойственными ей закономерностями. Учет последних необходимо в процессе формирования нравственной личности. Считая, что природа «микрокосма» человеческого существа обладает самодеятельной и саморушійною силой, фи-философии-гуманист сформировал как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира.

Старая система воспитания, которую Коменский кардинально реформировал, выходила из положения о решающую роль в формировании личности внешних обстоятельств. Иначе говоря, воля, активность, умственный потенциал личности подлежали законам указанных обстоятельств. За Коменский же, воспитательный процесс невозможен без учета воли и деятельности воспитанника как составляющих данного процесса.

В духе гуманистических идей Возрождения Коменский провозглашает естественное равенство людей. Общество должно быть заинтересовано в как можно полном умственном и нравственном развитии своих членов, что принесет ему несомненную пользу. Поскольку это развитие философ рассматривал как соответствующий идеалам добра и общественной пользы, особое внимание он уделял нравственному воспитанию. Главу XXIII («Метод обычаев») своей основной работе «Великая дидактика» Я. А. Коменский начинает такими словами: «Все предыдущее не такое существенное по сравнению с главным - нравственностью и благочестием» (гуманизмом.- Авт.) ". В названной главе педагог-реформатор формулирует шестнадцать правил искусства развивать нравственность.

Ряд этих правил заключает идеи, высказанные мыслителями прошлого. Прежде всего это правила о прививание всех без исключения добродетелей юному поколению: умеренности, мужества, справедливости, искренности и выносливости в труде, честности. Важным условием формирования нравственной личности Коменский считал воспитание у нее привычки к труду. Последнее может осуществляться даже в забавах. Отдельно сформулировано правило, которое касается значения личного примера в нравственном воспитании. «Пусть,- писал Ко-менский,- постоянно сияют перед нами примеры порядочного жизнь отцов, матерей, учителей, товарищей» ".

Все эти идеи не потеряли своего значения и сегодня. Некоторые из них определяют развитие системы принципов нравственного воспитания уже на протяжении более трех веков. Мысль о преобразующую роль воспитания, демократизм и гуманизм гражданской позиции Я. А. Йєменського продолжают вызывать интерес исследователей к его теоретического наследия.

После победы буржуазной революции середины XVII в. в Англии возникла необходимость выработать новый подход к вопросам, связанным с формированием личности. Речь идет прежде всего о факторах формирования личности, о роли воспитания, его цели и задачи, чему и был посвящен трактат Джона Локка (1632-1704) «Мысли о воспитании».

Как и все философы-гуманисты прошлого, Локк высоко оценивал роль воспитания в жизни людей. Именно оно, по мнению английского философа, и создает значительные различия между людьми. Так, на первой же странице трактата высказывается положение о том, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,- добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию» 2.

Так же, как и Я. А. Коменский, но на основе собственного опыта многолетней практической педагогической работы Локк ставит вопрос о необходимости выработки в процессе воспитания ребенка внутренних стимулов, определяющих содержание ее поведения, нравственных чувств и представлений. В трактате указывается на значение опыта нравственного воспитания ребенка, что предполагает повторения (упражнения), с целью превращения ее в привычку, действие, независимое «от памяти или рассуждения». Впервые в истории этической мысли, формулируя задачи воспитания, Локк высказывает идею целесообразности создания воспитателем жизненных воспитывающих ситуаций. Впоследствии эта идея была разработана в романе Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762).

В трактате Локка нашла свое обоснование и мнение о важности учета возрастных, а также индивидуальных особенностей детей, что рассматривалось как непременное условие воспитания. Сам процесс воспитания виделся как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, поскольку способности, внутренние силы детей могут проявиться только при условии их самодеятельности, за создание воспитателем атмосферы, в которой дети смогут показать, «что они свободны, что их добрые поступки исходят от них самих, что они самостоятельные и независимые...» 1 в Связи с Локком, учета возрастных и индивидуальных качеств воспитанников должно обязательно дополняться уважительным к ним отношением; требования следует ставить посильные, согласно возраста и уровня понимания. «Самый простой и легкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения,- считал философ,- заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать» 2. Таким образом, идея наглядности обучения, впервые выдвинутая Я. А. Коменским, была применена Д. Локком и в сфере нравственного воспитания.

Размышляя над проблемой воспитания личности, автор трактата указывает еще на одно важное условие нравственного воспитания - личные качества воспитателя должны обязательно соответствовать педагогическим требованиям, их ставят воспитатели до своих воспитанников.

Необходимым моментом формирования личности Д. Локк считал обучения наукам, однако отодвигал по степени важности данный процесс на второй план, рассматривая такое обучение как вспомогательное средство для развития более значимых для жизни общества гражданских качеств личности, формирование которых и составляет главную задачу воспитания.

Признав исходным тезисом том, что принципы системы воспитания личности находятся в прямой зависимости от общественного строя, Же. Ж. Руссо (1712-1778) требовал радикального преобразования и системы воспитания, и устройства общества. Впервые свои взгляды на сущность нравственного воспитания выдающийся представитель эпохи Просвещения изложил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари». Нравственное воспитание автор считал главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «...сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в котором назвал их» 3. В «Письмах о морали» (1758) Руссогуманіст предлагал осуществлять воспитание соответственно к естественной, по его мнению, доброты человека.

В романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1758) философ указывал на важность формирования человеческих чувств индивида на принципах гуманизма, бережного отношения к природе. Главная педагогический труд Руссо «Эмиль, или О воспитании» вышла в 1762 г. Критикуя нещадно теорию и практику воспитания и обучения эпохи феодализма, автор показал их антигуманный характер в семьях привилегированных сословий. Так, отдача ребенка под надзор гувернера или в школу-пансионат разрушало семейные связи, чем наносило непоправимый моральный вред многим поколениям.

Автор «Эмиля...» выделял три основных фактора воспитания, которые действуют на ребенка: природу («воспитание со стороны природы»), людей («воспитание со стороны людей») и вещи («воспитание со стороны вещей»). В задачи воспитания входит согласование действий указанных факторов. Руссо считал необходимым «естественное воспитание», имея в виду организованное на лоне природы формирования ребенка в соответствии с его способностей и возраста. По мнению Руссо, нет орудия более эффективного, которое быстрее всего ведет к успеху в воспитании, чем «правильно направленная свобода». Естественное воспитание, с одной стороны, должен учитывать склонности и потребности ребенка, с другой - не выпускать из поля зрения подготовку воспитанника к выполнению общественных обязанностей. Потребность самовоспитания должно стать внутренней движущей силой воспитательного проце1 су. «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко...» "

Ж. Ж. Руссо выдвинул довольно последовательную программу педагогических мероприятий, выполнение которой призвано было привести к формированию настоящего гражданина, свободного, такого, что имеет собственные независимые суждения. Поскольку достичь независимости человек может, согласно Руссо, прежде всего собственным трудом, последняя выступает и средством, и целью воспитания. Таким образом, программа формирования личности, выдвинутая Ж. Ж. Руссо, кроме умственного, физического и трудового воспитания, предусматривала воспитание нравственное, формирование сердца» как фундамента «нулевого цикла» программы.

Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746-1827) значительное внимание уделил развитию идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо о нравственном воспитании. Так, он считал, что процесс формирования личности, который начинается в семье, должно продолжаться и совершенствоваться в школе. Стержнем этого процесса является самое простое нравственное чувство--любовь ребенка к матери, ее «естественной воспитательницы». В дальнейшем это чувство, по мнению Песталоцци, осознается ребенком и переносится на родственников, потом на учителя и товарищей по школе. Моральная личность переносит это чувство на свой народ и все человечество.

Опираясь на свои наблюдения во время работы с детьми в учебно-воспитательных учреждениях, педагог-новатор впервые выдвинул идею об использовании детского общества как ведущего фактора нравственного развития. Именно Пес-талоцці принадлежит формулировка принципа единства обучения и нравственного воспитания, который он пытался воплотить в систему «морального элементарного воспитания». Последнее, по его мнению, имеет целью «правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимый ей для обеспечения самостоятельности моральных суждений и привитие ему определенных нравственных навыков» ". Как таковое оно представляет собой одну из составных частей основы профессиональной подготовки молодого поколения.

Таким образом, в истории философской мысли и педагогическому наследию прошлого есть немало ценных в методологическом смысле положений, суть которых определила направленность и современных исследований в области нравственного воспитания. Прежде всего, это положение о единстве нравственного воспитания и самосовершенствования, нравственного, трудового и эстетического воспитания, чувственного и рационального в воспитательном процессе, о взаимосвязи индивидуального и «общественного» подходов в решении проблем формирования нравственной личности, о роли социальной среды в развитии личности. В конце концов, были сделаны весьма плодотворные попытки обобщения практики нравственного воспитания с выделением системы его принципов.

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4. Актуальные проблемы этики и их значение для решения общечеловеческих проблем
5. РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ
6. Периодизация истории этики
7. Периодизация истории этики (продолжение)
8. Этическая проблематика марксистской философы
9. Основные линии развития отечественной этической мысли
10. Типологизация этической мысли
11.

Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьА[email protected]

Духовнонравственноесамовоспитаниекак необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел

на этапе реформированияМВД России

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних дел, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности. С процессом духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних делсвязана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе.Ключевые слова:сотрудник,органы внутренних дел, духовнонравственное развитие, методы, самовоспитание.

Непременнымусловиемформирования личности каждого сотрудника органоввнутренних дел является работа над собой. Постоянное усложнение решаемых задач, расширение профессиональных обязанностей требуют от сотрудника целенаправленного совершенствования своей личности, профессиональных знаний и навыков деятельности,самостоятельного совершенствования духовнонравственной сферы. Духовнонравственное формированиеи развитие личности происходит поддействием различных факторов объективного и субъективногопорядка. При этом роль субъективного фактора в переходныепериоды истории закономерно возрастает. Это означает, что в процессе подготовки сотрудников органов внутренних делв современных условиях возрастает роль ихличных усилий в духовнонравственном развитии. Не умаляя значения моральнопсихологической подготовки личного состава органов внутренних дели всех форм воспитательной работы, необходимо отметить, что в силу объективных обстоятельств,обусловленных преобразованиями, происходящими вобществе, основой духовнонравственного воспитаниясотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным сотрудник органов внутренних делстановится не по принуждению, а повнутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. Духовнонравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда преобладает принцип: «Я долженвоспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, гдедействуют только по принципу: «Меня должны учить и воспитывать».Духовнонравственноесамовоспитание способствует повышению эффективностидеятельности каждого сотрудника органов внутренних дел. С ним связана оптимизация процессов формированиявысоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаетцелеустремленность, активность, позволяет наиболее рационально преодолевать тяготы службы и быта. В образовательных организациях системы МВД России процесс самовоспитанияобучающихся обязательно сказывается на показателях успеваемости и соблюдении законности и дисциплины.При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивнаяличностьбез устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способнаяк трудностямслужбыв органах внутренних дел. Духовнонравственноесамовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональноеи волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, уменияпредвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.Духовнонравственноесамовоспитание обучающихся в образовательных организациях системы МВД России входит в общий процесс воспитания всехчленов общества, но при этом оно обладает некоторымиособенностями, обусловленными характером и задачами службыв органах внутренних дел. К числу таких особенностейможно отнести то, что наряду с развитием общих личностныхкачеств, оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основныеположения и принципы общечеловеческой морали и их проявление вдеятельности сотрудника; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл,уверенность в их истинности и жизненной необходимости;реализует моральные знания и убеждения наобучении,службе ивбыту.Между процессами духовнонравственного самовоспитания и духовнонравственного воспитания существует диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собойкак внешнее и внутреннее. Воспитание одно из важнейшихусловий, в которых происходит процесс формирования личностисотрудника. Условия, как известно, играют большую роль влюбом процессе, но источником развития являются,все же,внутренниепротиворечия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества личности, но толькочерез внутреннее (самовоспитание). Действенноевоспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, аобучение от самообразования. Впроцессе самопознания и духовнонравственного самовоспитания сотрудник использует многочисленные методы и приемы. Теоретически стройной системы таких методов и приемов несоздано, а практика самопознания и самовоспитания настолькоиндивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько исистем; каждый осознает и воспитывает себя посвоему. Учитывая это, рассмотримнекоторые, наиболее важныеметодысамопознания идуховнонравственного самовоспитания сотрудниковорганов внутренних дел.К числу таких методов относится,прежде всего,самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характеривключает в себя определенный замысел и системуприемов, но все же это только восприятие личностью самой себя,чувственная опора для абстрактнологического мышления о себе. Данные самонаблюдения это лишь эмпирическийматериалиодин из начальныхмоментов самопознания. Результаты самонаблюдения необходимыдля практических действий по самовоспитанию, а не являютсясамоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».В определенный момент самонаблюдение принимает форму самоконтроля. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность сотрудниковорганов внутренних делна службе и в быту. При этом эффективность самоконтролявозрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.Когда всвоем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, тогда оноиперерастает во вторую логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знанийсотрудника о себе, проникновение им в собственную духовнуюсущность связано с применением всего арсенала познавательныхметодов.В частности, в практике самопознания и самовоспитаниясотрудниковорганов внутренних делшироко применяется самоанализ. Научныйподход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а непереживания. Ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты профессиональной деятельности. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, т.е. анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все стороныпрофессиональной деятельности, а,завершая определенный этапанализа, надо сделать из него правильные выводы, поставитьзадачи и их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользыи если сотрудникорганов внутренних делпереоценивает себя, тоон обычно перестает работать над собой, анедооценка своихсил, возможностей порождает неверие в успех и также можетповлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения ксобственной личности не может быть эффективного духовнонравственного самовоспитания и успехов ни в обучении, ни в службе.Адекватность самооценки свидетельствует о достаточно высоком уровнезрелости сотрудника органов внутренних дел, определяет веру его в себя, достоинство,меру активности. На основе такой самооценки осуществляетсяоптимальное саморегулирование поведения и деятельности всистеме межличностных отношений, в служебном коллективеиобществе в целом. В процессе духовнонравственного самовоспитания сотрудника органов внутренних делприменимметод самопринуждения, направленныйнапринуждение себя совершать определенные действия. При этомочень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышается, когда оно вызывается внутренними побуждениями. Наибольшего усилия воли требуетситуация, когда сотрудникпобуждает себя к действию, которое ему«не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (начальнику, коллеге) илиобстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований служебной дисциплины это тоже нравственное самовоспитание, котороепроисходит пороюс трудомипротиворечиво.Средством борьбы с вредными привычками, умениемсотрудника к выживанию в экстремальных условиях деятельности выступает самообладание. Самообладание этоспособность мобилизовать свои духовные и физические силы в минуты опасности, подавлять всебе страх, отрицательные чувства, сохранятьясность умаи силуволи. Самообладание характеризуется наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, вера в правоту своего дела и т.п.),умениемориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли.Анализдеятельности сотрудников органов внутренних делпоказывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннемспокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигаетсярассудительным человеком, привыкшим взвешивать и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действиюнепосредственно переходит в исполнение. Исполнение профессиональных обязанностей сотрудникамиорганов внутренних на современном этапе требуетзачастую не меньшего самообладания, чем на войне,и развиватьэто качество в себе должен каждый сотрудник.Требование соблюдениядисциплины и законности сотрудниками органов внутренних делобщеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплинув самодисциплину. Самодисциплина это высшая форма дисциплины сотрудника, основанная на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии стребованиями службы. Это полный контроль над самим собой винтересах дела, которому служишь. Самодисциплина охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.Одним из важнейших методов самовоспитания сотрудника органов внутренних делявляется самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечениюуспехов в деле. Велика роль самокритики в сфереморали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, безнее немыслимо сознательное духовнонравственное совершенствованиеличности сотрудника.Важнейшее требование действенности самокритики это учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этогометода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цельсамокритики не самоуничтожение, а утверждение себя.Условия службы и обстоятельства жизни требуют и такихметодов самовоспитания, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др. Самообязательство, вчастности, широкоприменяется в процессеобучения, в ходе подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам ит.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие присяги. Произнося торжественную клятву,сотрудникорганов внутренних делберет на себя высокие обязанности защитника интеpecовРодины и граждан страны. Требованияприсяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только для лиц впервые принятых на службу в органы внутренних дел, но и опытных сотрудников органов внутренних дел.Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой у сотрудника различные эмоциональные реакции, но надо найти в себе силы сохранить бодрость итвердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно можетбыть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).Часто для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могутносить характер девиза. Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретныезадачи нравственного самовоспитания на определенный период.В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служитьразвитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяетподходы, правила и соответствующие действия при выполнениислужебной задачи. Самонапоминание можетпри этом перерастатьв самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей деятельности и способов ее осуществления.Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иныхдействий, у сотрудника может появиться сомнение в их целесообразности. Здесьвозникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы,подкрепляющие целесообразность предварительного решения, итолько после этого начинается его выполнение. В целом, необходимо отметить, что методы духовнонравственного воспитания охватывают все духовные и физические проявлениясотрудника органов внутренних дел

Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», - писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?

Совесть - разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, - повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».

Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.

Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.

А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.

В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу « Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.

Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».

Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

Вот некоторые вопросы из него:

1. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам?

Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

В. Маленьких взрослых?

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

2. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.

Б. Соглашаетесь изменить позицию.

В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

Г. Соглашаетесь, если они правы.

Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.

Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.

С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», - повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.

Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.

Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.

Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.

Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.

«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.

В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.

Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

Удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».

Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Воспитание - это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются прежде всего отношением человека к Другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании - в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.

Воспитание требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.

Из всего многообразия воспитательных подходов для высшего медицинского образования наиболее значимы личностно ориентированный и философско -антропологический подходы.

Для уяснения их особенностей сопоставим личностно ориентированный подход с традиционным. Использование в педагогической деятельности и того и другого предполагает учет индивидуальных особенностей студентов. При личностно ориентированном подходе главной целью является развитие личности студента, а при традиционном реализуется другая целевая установка - обретение студентом социального опыта, определенных знаний, умений и навыков, обозначенных в типовых программах и обязательных для усвоения.

Выбор первого подхода обусловлен стремлением содействовать проявлению и развитию в человеке индивидуального, а выбор второго - социализацией, опорой на типичное без учета личностных особенностей. В этом и заключается принципиально важное отличие двух подходов.

Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода была идея К. Д. Ушинского о взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с целым комплексом наук о человеке и опоре педагогов на эти знания при проведении воспитательной работы. Выделим наиболее важные положения этого подхода, значимые для практики медицинских вузов:

    способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, используемая в качестве средства и механизма подготовки студента-медика;

    способность к диалогическому взаимодействию;

    воспитание и самовоспитание, обучение и учение как способы бытия субъектов воспитательного процесса, требующие адекватных методов, средств, форм воспитания;

    утверждение ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия по типу «субъект-субъект».

Приведем несколько наиболее близких нашему пониманию определений понятия «воспитание», которые даются в рамках философско-антропологического подхода.

Воспитание - это способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, энергии, потребностей в диалоге с культурой (как условии бытия) самоосуществляется, реализуется, актуализируя свои природные задатки.

Воспитание - это не просто подготовка студентов к жизни, а сама их жизнь во всей ее полноте и многообразии.

Философско-антропологический подход обусловливает новый способ педагогического мышления, ориентированный на такие категории бытия (онтологические), как жизнь, смысл, любовь, стыд, милосердие, радость, печаль, смерть, но не на категории познания (гностические). Строй подобного мышления и практика воспитания направлены на сбережение, сохранение, выражение бытия, на оказание помощи развивающейся личности в том, как достичь согласия с собой, как прожить жизнь, реализуя свое главное предназначение.

Данный подход выдвигает следующие принципы воспитания:

    единство образовательного и воспитательного процессов;

    профессиональность и деонтологическая направленность;

    помощь и поддержка, сотрудничество;

    психологическая безопасность.

Достоинством философско-антропологического подхода для практики воспитания является его особое внимание к формированию в человеке человеческого, основанное:

    на уяснении и усвоении сущности родовых характеристик человеческого бытия - духовности, нравственности, творчества, без чего невозможна врачебная деятельность;

    ориентации на самопознание, личностный рост, продуктивные отношения, а не на тренировку определенных свойств в искусственно создаваемых ситуациях;

Использовании таких действенных модусов, как общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, любовь, стыд, разочарование и т.д.

Все эти проявления и качества реализуются на практических занятиях, а в дальнейшем на этапах обследования и лечения пациентов.

Таким образом, метод воспитания становится способом события воспитателя и воспитанника, в котором достигается взаимное влияние и изменение обоих участников процесса.

Подобные идеи близки педагогическим размышлениям Л. Н.Толстого. «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, - считал он, - пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей».

Следует особо остановиться на характере употребления и значении отдельных, важных для описания сути педагогического процесса, психологических понятий.

Усвоение - психологический процесс, благодаря которому человек присваивает знания и общественно-исторический опыт, накопленный поколениями: «Усвоение - процесс воспроизведения человеком исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности».

Процесс усвоения начинается с момента рождения человека и осуществляется разнообразными путями и в многообразных формах в течение всей жизни, являясь основой развития его психики и поведения.

В настоящее время исторически сложились основные формы усвоения - непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная форма, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельности. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни человека. После усвоения объективные сведения превращаются в субъективные навыки, знания, умения, убеждения.

Освоение - это синоним термина «усвоение», применяемый в тех случаях, когда речь идет об усвоении манипулятивных или деятельностных элементов объективного опыта человечества - операций, действий, форм деятельности. Управляемое усвоение - целенаправленное усвоение, осуществляемое, например, студентом под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (группы преподавателей).

Спасение человечества только в воспитании, которое становится тем самым величайшей из практических задач людей.

Фихте разрабатывает грандиозный план национального воспитания, в который в качестве главной его части входит руководство самостоятельным нравственным совершенствованием ребенка.

Подвергая блестящей критике культуру современного ему общества и, в частности, общепринятый в нем характер воспитания, Фихте одновременно продолжает разработку содержания и методов такого образования, которое могло бы продвинуть человечество вперед. В этой связи особенно подробно великий мыслитель останавливается на этических проблемах, составляющих фундамент нравственного облика «человека будущего».

В «Системе учения о нравственности» Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим.

Вначале он бессознательно определяется своими чувственными влечениями. Если он определяется только ими, не отдавая себе в этом отчета, он, в сущности, мало отличается от животного.

Если же он начинает рефлектировать над своими чувственными влечениями, но в то же время еще подчинен им в своем поведении, то он уже сознательно делает своей целью собственное благополучие, обеспечивая себе удовлетворение чувственных склонностей.

В этом случае, говорит Фихте, человек поступает тоже как животное, но животное расчетливое. Он сознательно преследует цель собственного благополучия.

Свобода самозаконной воли, определяющейся не чистым, а эмпирическим Я, оборачивается произволом. Это все тот же эгоизм, но только рафинированный.

Максима такого эгоиста – неограниченное и беззаконное господство над всем, что вне нас. У него нет намерения, а только слепое влечение. Но он действует, не имея при этом в виду абсолютно никакого другого возможного основания, кроме собственного произвола. Если смотреть на него с моральной точки зрения, он не имеет ни малейшей ценности, ибо вырастает не из моральности.

Более того, волевой эгоист опаснее, чем эгоист просто чувственный.

Это – развенчание бонапартизма, «героического» характера, превозносимого Шлегелем, Шопенгауэром и Ницше и исследовавшегося Достоевским в «Преступлении и наказании» и в «Бесах». (Вспомним хотя бы Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».) Фихте всегда боролся с идеологемой вседозволенности, всегда разоблачал «наполеонизм» как опаснейшее для прогресса проявление тиранического характера.

Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной. Мало научиться подчинять себе свои склонности, говорит он. Нужно еще и самую свою волю подчинить высшему началу – нравственному закону.

Человек оказывается господином своих страстей, приобретя самостоятельность и свободу по отношению к ним257.

Развитие нравственности, таким образом, есть становление «собственно долга». Чтобы воля индивида стала свободной, недостаточно, следовательно, научиться подчинять себе свои склонности. Нужно еще подчинить саму свою волю высшему началу – нравственному закону.

Становление воли и свободы у Фихте есть все более сознательное стремление к преодолению чувственных побуждений и склонностей, подчиняемых добру.

То, что обладает очевидной истинностью для нашей воли, Фихте называл убеждением. Нравственный закон, непреложный для нас как для свободных существ, согласно Фихте, гласит: «Поступай всегда в соответствии с твоими убеждениями».

Убеждение обладает непосредственной достоверностью. Совесть, будучи индикатором отхождения от этой непосредственной достоверности, никогда не ошибается. Поэтому категорический императив Фихте звучит еще и в такой формулировке: «Поступай по твоей совести»258.

Эта трактовка нравственного закона близка к Канту, у которого совесть – интериоризированные интересы человеческого рода в целом, а категорический императив есть требование постоянно учитывать эти интересы.

Нравственный закон повелевает: поступай в безусловном согласии с твоим убеждением о твоем долге! Исполняй всякий раз твое назначение!

«В начале было дело», – неустанно повторял Фихте, и этика долга, активного волевого действования в интересах человечества становится единственным источником счастья – долга конструктивного действия. Фихте считает возможным радостное исполнение долга.

В свете этого понимания человека как космической силы и притом силы самосотворяющейся и наивеличайшей в природе, силы равновеликой в любом представителе рода «человек разумный», «человек самосознающий», т.е. обладающий «я», – понятным становится и содержание нравственного воспитания.

Во-первых, поскольку деятельность автономного нравственного Я приобретает у Фихте величие и силу демиурга, то ясно, что воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, а величайшим грехом и отступлением от образа человеческого становится бездеятельность, инертность, лень, косность.

Во-вторых, в содержание нравственного формирования личности включается воспитание любви к человеку как таковому, как принадлежащего к сообществу обладающих животворным самосознанием существ.

Наконец, нравственное становление возможно только как самосотворение (ибо все сотворенное, по Фихте, есть продукт «я»).

Фихте, бывший одним из лидеров борьбы за объединение Германии, за национальное единство как предпосылку расцвета нации, продолжал линию Лессинга, Канта, Гёте, Шиллера на преодоление феодальной раздробленности, княжеского деспотизма и, по словам Ф. Меринга, «габсбургского или гогенцоллернского, вальденского или веттинского квасного патриотизма»259.

В этих исторических условиях патриотическая идея Фихте (как и Канта) приобретала «космополитическую форму», которую необходимо отличать как от космополитизма в полном смысле слова, так и от национализма.

Требования Фихте: непримиримость к национальному сепаратизму и угнетению одной нации другой, равенство всех народов безотносительно к их культурному развитию.

В понятие патриотического воспитания он вкладывал своеобразный и прогрессивный смысл.

Истинный патриот заботится прежде всего о том, чтобы его родина была образцом нравственного и научного совершенства для остального, пока что менее счастливого человечества.

Но такая патриотическая благотворительность, как и всякая иная, должна начинаться дома – в семье.

Воспитание долга в семье предстает у Фихте как процесс предоставления и ограничения свободы, практикования свободы и формирования навыка, т.е. как обучение пользованию свободой. Противоречие между свободой и ее ограничением преодолевается послушанием как добровольным подчинением ребенка воле воспитателя. Нравственный характер этому подчинению придает доверие ребенка к мудрости и добродетельности родителей. Истоком этого доверия являются любовь воспитуемых к достоинствам воспитателей и желание обладать теми же достоинствами.

По мере расширения сферы свободных действий ребенка происходит осмысление, осознание своего послушания, которое превращается при этом и благодаря этому в долг ребенка.

Послушание детей родителям остается нравственными только до тех пор, пока оно согласуется с нравственными убеждениями воспитателей. В противном случае, если безнравственность требований родителей становится непосредственно очевидной ребенку, долгом последнего является непослушание.

Научив ребенка пользоваться своей свободой разумно, нравственно, родители прекращают воспитательные воздействия в рамках подчинения детей.

После завершения воспитания нравственные отношения родителей и детей принимают следующие формы: у родителей – долг заботы о своих детях, у детей – долг почтительности, у тех и у других долг взаимопомощи и взаимной поддержки.

Этическое совершенствование детей. Цель нравственного развития человека – окончательно уничтожить своеволие. На его место Фихте ставит подлинную свободу, зависящую от окружающего мира («не-я»).

В значительной мере оно совпадает с развитием деятельного начала в человеке, тогда как бездеятельность, инертность, лень, косность объявляется источником радикального зла. Нравственность включает также любовь к человеку как носителю самосознания. Само же нравственное становление возможно только как самосотворение.

Цель этического воспитания – формирование доброй воли. Нравственная самостоятельность невозможна без внутреннего расположения к добру. Для этого необходима интеллектуальная самостоятельность, которая должна созреть при полном и гармоническом развитии всех человеческих способностей.

Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении. Уважение к себе – первый этап; уважение к взрослым – второй; уважение к «чужому», внешнему, – третий (этап самоуважения).

Фихте против похвал, обещаний, наград; только бескорыстие нравственности ценно.

Необходимо преодоление эгоизма, воспитание самообладания и готовности к самоотдаче. Общая нравственная цель – благо человечества, это – высший критерий нравственности.

Есть только один способ представить себе эту высшую нравственную цель наглядно, чувственно, конкретно – это нравственное общение. Поэтому необходимо общие воспитуемых как подготовка к совместной жизни, к национальной и общегражданской обязанности, а также – к долгу по отношению к самому себе.

Школа должна быть улучшенным сколком общества. Разработанная Фихте идея школы как «маленького государства» оказала очень сильное влияние на мировую демократическую педагогику, которая в ХХ в. охотно превращала школу «в модель общества», приспособленную к специфике ребенка, чтобы эффективнее приспособить ребенка к специфике общества. Непосредственное воздействие Фихте испытали такие представители этой линии в педагогике, как Сесил Редди, Гомер Лейн, Джон Дьюи и др.

Школа осуществляет воспитание обоих полов так, чтобы обучение сочеталось с трудом. Этическое воспитание включает в себя как важнейшую часть «хозяйственное» воспитание. Воспитывающая школьная «республика» (а она нужна именно для отправления этой функции) организует хозяйственное общение, которое школьники поддерживают своим трудом.

Цель этого соединения обучения с трудом в меньшей степени экономическая, в большей – чисто педагогическая, воспитание в труде служит не только подготовке к жизни взрослого, но Фихте видит в этом воспитании в равной степени важное средство общественного, нравственного становления личности, которое не знает никаких привилегий и различий в происхождении.

Необходима и коллективная работа, в ходе которой все помогают друг другу. Это дает общность целей, общий труд, общие трудности, радости и горести.

Духовное общение народа должно быть подготовлено в школе, школа сама должна быть республикой, маленьким самоуправляющимся государством.

Ясность ума и чистота чувства – два необходимых фактора нравственного развития. Из этой цели проистекают и содержание и метод воспитания: через ясность познания – к чистоте воли.

Ясное самосознание («познавай, что ты делаешь, воссоздай, что познаешь») есть путь к ясности человеческого рассудка, а познавательная самостоятельность – не только путь к нравственности, но и есть путь самой нравственности.

Самопознание же дается самосозерцанием.

Что касается содержания нового воспитания, то его исходным пунктом, по Фихте, должны стать стимуляция и формирование свободной духовной деятельности воспитанника, его мышления, в котором впоследствии ему откроется мир красоты и любви.

Фихте подчеркивает, что в сочинениях Песталоцци превосходно освещены те первые шаги, которые должен сделать воспитанник в указанном направлении.

Песталоцци совершенно справедливо осуждает систему обучения, ввергавшую учащегося в темную пучину туманного и непонятного, никогда не позволявшую ему ни достигнуть истины, ни приблизиться к живой деятельности. Это положение Песталоцци согласуется с утверждением Фихте, что подобная система обучения бессильна изменить действительность, заложить фундамент новой жизни.

«Верьте себе!» – без этого лозунга, входящего «в кровь» воспитанника, мы выращиваем, по Фихте, ипохондриков и психастеников. «Проверяйте все, во что вы верите!» – без этого лозунга мы воспитываем верхоглядов и самоуверенных скороспелок.

«Верьте себе!» имеет и еще одно значение: доверьте своим лучшим порывам, кто бы и что бы ни делал дурного вокруг вас.

Похожие статьи