Развлечение с детьми эксперименты по экологии. Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы "друзья природы". Спасибо за внимание

Татьяна Аникина
Открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Воспитатель : Аникина Татьяна Викторовна

открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка » для детей старшей группы

Программное содержание : формировать представление детей о воздухе , рассказать детям о значении воздуха в жизни человека , животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха . Вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать. Развивать у детей речь , мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Рассказать о роли растений в очищении воздуха . Воспитывать у детей любовь к природе , интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей , вызвать радостное настроение.

Оборудование : тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары , мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель : - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель : - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно : Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух )

Воспитатель : - Правильно, это воздух . И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель : - Кто-нибудь из вас увидел воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) . Он невидимка. Он повсюду : вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе.

Воспитатель : - Есть ли у чистого воздуха цвет и запах ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) .

Воспитатель : - Поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром . В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным.

Дети, скажите для чего нужен воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ : Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было , на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных.

Воспитатель : - Правильно! А что может случится без воздуха с реками , морями и океанами?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем , или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца.

Воспитатель : Да, верно! Можно ли прожить без воздуха 5 минут ?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха нам не прожить .

Воспитатель : Ребята, давайте подышим!

(Дыхательные упражнение : «Вдох-Выдох» - Сделайте носом глубокий вдох и выдох через рот (3 раза)

Физкультминутка Воздух-невидимка

Воздух- невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовём»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

Воспитатель : Воздух – это смесь невидимых газов : азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом , пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат?

Дети : Предполагаемый ответ : - Потому, что кислород нам дают зелёные растения. Чем больше на земле лесов и садов. Травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух , тем легче дышать человеку.

Воспитатель : - Вот почему надо беречь что?

Дети : Предполагаемый ответ : - Надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель : Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух , потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха , царит безмолвие, тишина.

Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышится голос Незнайки : Нет! Есть! Нет! Есть)

Воспитатель : - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Музыка. Вход Незнайки) .

Незнайка : - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Дети : Предполагаемый ответ : - Да.

Воспитатель : - Что случилось, Незнайка?

Незнайка : -Я утверждаю, что воздуха нет , потому что его никто не видит.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : - Ребята говорят, что тоже воздух не видели , но знают, что он всегда вокруг нас.

Незнайка :(обращаясь к детям) - А я не верю! Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Воспитатель : - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть . Но он невидим. Для этого нам надо провести опыты. Вы хотите отправиться со мной в лабораторию? (предполагаемый ответ детей - да ) . Воспитатель одевает халат и очки, берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит.

Воспитатель : - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что-нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей , но не оценивает их.)

Незнайка : - Каждому ясно, что в ней ничего нет и быть не может. Ведь у вашей бутылки даже дна нет!

Воспитатель : (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в нашей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Воспитатель переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит :

– Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает?

Дети :(Предполагаемый ответ нет)

Воспитатель : Почему?

Дети :(Ответы детей )

Воспитатель : - Делаем вывод : в бутылке есть воздух , он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее . При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Воспитатель : - Делаем еще один вывод : воздух легче воды и поэтому, когда я открыла крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки , а сама заняла место воздуха .

Воспитатель : - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе с Незнайкой?

Дети : (Предполагаемый ответ детей - да )

Дети подходят к столам и повторяют опыт с Незнайкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Воспитатель : - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт?

Дети : (предполагаемый ответ : – да)

Воспитатель : - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Воспитатель демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Воспитатель : - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу воспитатель погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку , появляются звуки и пузырьки.

Воспитатель : - Что появилось в воде?

Дети : Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки)

Воспитатель : Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки , а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет?

Дети : (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный , невидимый)

Воспитатель : - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха ?

Незнайка : - Эка, воздух ! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть . Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка : - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Воспитатель : - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка : - А, я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?

Дети :(Ответы детей .)

Воспитатель : - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка : - Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Воспитатель : - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей ) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло?

Дети : (Ответы детей ) Если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло, то пузыри не взлетели бы.

Незнайка : - Воздух , мыло – какая разница. Вот вы мне лучше скажите – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Воспитатель : - А, у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка : - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух ? А я об этом не знал! Но я придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике ! Он так и называется - воздушный шарик .

Воспитатель : - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть ?

Незнайка : - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас . Просто я считал, что раз я воздух не вижу , значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть .

Воспитатель : - Ребята, давайте пригласим Незнайку с нами поиграть в игру с мячом «Какой воздух - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос : какой может быть воздух - свежий , чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Незнайка : - Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! И я хочу вам подарить воздушные шары и мыльные пузыри (дает шары и мыльные пузыри воспитателю)

Воспитатель : - Что нужно сказать за такие подарки?

Дети : (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка : - Это вам спасибо, ребята! Мне надо бежать к Знайке и показать опыты. До свидания, ребята! (уходят)

Воспитатель : - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым?

Дети : Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья)

Воспитатель : - Ребята, вы молодцы! А сейчас внимание на экран. (Просмотр видеоролика «Давайте сохраним» музыка И. Калашникова, слова Н. Старшинова )

мастер-класс для педагогов по теме самообразования в экологическом воспитании дошкольников.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад «Солнышко»

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

мастер-класс

Подготовила и провела

воспитатель старшей группы:

Мерзлякова Наталья Владимировна

с. Ынырга

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

  • Ø Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.
  • Ø Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  • Ø Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
  • Ø Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Ø Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 35 минут

Периодичность:

Форма проведения:

7 минут - визитка

10 минут – консультация

15 минут – практическая деятельность

3 минут - рефлексия

Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Тематический план

Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч, 2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая, соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

  • v Подготовительный (сбор информации по проблеме).
  • v Организационно-диагностический
  • v Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать программу по кружковой работе в подготовительной группе «Юные экологи».

5. Разработать методический банк (экологические игры, опыты и эксперименты.

Литература по теме:

  • 1.Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.
  • 2.Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
  • 3.Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
  • 4.Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П.: Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».

2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».

Мониторинг

Мониторинг достижений детей по теме «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

Проявляют познавательную активность;

Проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);

Сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;

Умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;

Принимают активное участие в экспериментировании с различными

предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.

Ход мастер – класса

1 часть – «Воображаемое путешествие».

Коллеги, предлагаю вам на время стать детьми.

(игра развивает воображение, позволяет гармонизировать свое состояние, помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость).

- Мы отправляемся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны его представить, увидеть мысленно и делать то, что вам подскажет воображение.

Возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами лесная поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их не сразу можно увидеть, поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске (мостику). Мы вошли в лес, где много грибов, ягод, - осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте с рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

2 часть мастер – класса Консультация

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н.Рыжова).

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС).

Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляется возможным выделить три класса игр.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры. Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: «Тонет – не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки» и др.

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин».

Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как «Времена года», «Какой сегодня день?», позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: «Что за птица прилетела?»; «Какое море?» и другие.

К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовить лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы.

Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны. КВН, «Поле чудес» и другие. Расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие.

Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них «Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень» и другие.

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонок, провожают зиму. И прочее. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты. Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета», «Мягкий, колючий».

Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволяет решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом. Так как дети легче осваивают знания о зависимостях, существующих в природе, об отношении к живым существам.

Составила картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовала с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Мозговой штурм:

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • üКак я это делаю?
  • üПочему я это делаю именно так, а не иначе?
  • üЗачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

3 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил порисовать немножко на берегу.

Рисование-эксперимент

Звучит песня Ю. Антонова «Море, море…»

Настроение прекрасное –

Не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

Кляксы разные бывают…

Что они изображают?

Дети с помощью трубочек для коктейля и гуаши разных цветов выдувают кляксы разных форм на бумагу, а затем рассказывают по очереди, на что похожа клякса.

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

Развивается познавательная активность,

Появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

4 часть - Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

  • 1.Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?
  • 2.Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
  • 3.Полезна ли была вам информация мастер – класса?
  • 4.Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие мастер – классе.

Ксения Победенная
Развлечение по экологии

Развлечение по экологии

Звучит спокойная музыка, слышен щебет птиц, журчание ручейка.

Ведущий :

Все любят лес в любое время года,

Все слышат речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

От них светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

А вы, ребята любите гулять в лесу. А правила поведения в нем знаете? Сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру : «Если я приду в лесок» . Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» , если плохо, то кричим «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем конфетку, пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если лес я берегу,

Мусор убираю? (да)

А вы знаете, ребята, мусор бывает разный? Из бумаги, стекла, пластика. И для каждого вида мусора существует свой контейнер и свой опознавательный знак!

Презентация «Откуда берется мусор»

Игра «Сортируем мусор»

Ведущий :

У леса музыка своя,

Ее послушайте, друзья!

Вот белка скачет вверх и вниз, Вот птичьи трели раздались!

Отгадайте загадки про птиц :

1. Слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

3. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь, и зовется птица (грач) .

5. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет в воду наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.)

6. Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья привычка :

Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.)

7. Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.)

Танец «Голуби»

Ребята, послушайте сказку.

Однажды в лесу загорелась сосна.

Под корнями сосны жила лиса с лисятами. Она почувствовала, что что-то горит, лиса вышла посмотреть на улицу, увидела горящую сосну и быстро понесла лисят в чистое поле.

Мимо пролетала ворона и кричала

Караул! Пожар! Горим! Горим!

Все звери сбежались к горящей сосне. Они смотрели и не знали, что делать. Медведь сказал : -Надо позвать Лесовичка, без него мы не справимся. И медведь побежал за лесовичком, он жил глубоко в своей землянке. Пока медведь бежал, звери думали, как тушить сосну. Медвежонок Пашка принес большую бочку меда и вылил на сосну, но огонь не прекратился. Зайки принесли всю свою морковку и забросали сосну, но огонь снова не унимался. Белка махала своим хвостом, но огонь не тух. Тогда звери решили дунуть все вместе на сосну, но огонь разгорался еще сильнее. Наконец медведь привез лесовичка на своей спине. Лесовичек сказал :

Звери, пожар надо тушить водой. Нужно позвать бобра на помощь, чтобы он построил плотину и смогли набрать воду. И звери ринулись к реке в руках были ведра, бочки, чашки, кувшины.

Дорогой бобер построй нам плотину, у нас загорелась сосна и может погибнуть весь лес, тогда нам негде будет жить и нечем питаться.

И вот звери дружной командой потушили огонь.

Когда опасность миновала- сказал Лесовичек- признавайтесь, кто поджог сосну?

И вперед вышел волк- Простите меня друзья, мне стало очень холодно, я развел костер в траве , решил погреться. Огонь оказался очень большим и сосна загорелась.

Лесовичек сказал- звери, никогда не разжигайте огонь в лесу, берегите нашу природу.

Игра «Потуши пожар»

Послушайте, ребята, еще одну сказку

Жил-был на свете воздух. Любил он дружить со всеми.

С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу. Воздух приходил постоянно в наш садик. Он играл с нами в различные игры. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами, транспортом.

Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл дым, небо стало серым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо. Пожарники увидели дым и быстро приехали тушить. Они поругали дядя Васю и потушили костёр. Воздух обрадовался и вернулся обратно в город. Люди узнали, что вернулся к ним воздух, небо стало голубым и настроение сразу стало хорошее.

Танец «Под небом голубым»

Ведущий :

Берегите Землю! Берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Танец «Берегите Землю»

Публикации по теме:

«Секреты лесного букета». Развлечение по экологии для детей старшей и подготовительной групп Цель: создать детям праздничное настроение, продолжать расширять знания о цветах средствами музыки (луговых, полевых, садовых); развивать.

Физкультурное развлечение с элементами экологии детей дошкольного возраста «Сказочная фея и чистый воздух» Цель: физкультурного развлечения - Поддержание интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижения в области спорта, развитие.

Неделя экологии Понедельник: ПОЧЕМУЧКИ И СЛЕДОПЫТЫ Нюлэсмурт приглашает детей в путешествие по экологической тропе: 1 Станция – «Поляна сказок»; 2 станция.

22 февраля в нашем детском саду сотрудники организовали гулянье «Масленица». Детям дали определенные знания что Масленица – это долгожданное.

Развлечение по экологии «День земли» для детей подготовительной группы Программное содержание. Задачи: 1. Закрепить знания детей о природных явлениях; почве, какое значение она имеет для людей, о воздухе,.

Краткое содержание: Занимательные опыты для дошкольников. Эксперименты для детей дома. Фокусы для детей. Занимательная наука.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник. Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Другие публикации по теме данной статьи:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр

и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

    Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

    Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам,

работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 15 минут

Форма проведения:

3 минуты - визитка

10 минут – практическая деятельность

2 минуты - рефлексия

Количество теоретических часов

Вхождение в тему

Общие сведения;

Научная обоснованность;

Практическая деятельность

Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Рефлексия


Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч,

2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая,

соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные

листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство

экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а

именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

    Подготовительный (сбор информации по проблеме).

    Организационно-диагностический

    Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать методический банк (картотека экологических игр, опытов и

экспериментов).

Литература по теме:

    Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.

    Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

    Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.

    Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в

детском саду».

Ход мастер – класса

1 часть – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-

классе по теме «Игры и эксперименты, как средство экологического

воспитания детей дошкольного возраста». Думаю, что педагоги, использующие

экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие –

поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения

мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на

познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами,

руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания

окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так

как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и

именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и

поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу

экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в

мир детства и приглашаю в сказку.

2 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

    В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и

сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему

захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать

мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле

маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась

небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление

налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь

банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на

0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море

легче, чем в реке. И лодка не тонет.

    Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи

карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены

по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если

капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться –

выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так

закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять

и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие

вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

развивается познавательная активность,

появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе,

бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотез

и подтверждать предположения, делать выводы.

развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,

познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

3 часть - Рефлексия «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по

которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Спасибо за внимание!

Похожие статьи