Праздник по экологии для старшей группы. Доклад на методическом объединении на тему: "Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников" Детский праздник по экологии

Актуально! 2017 год объявлен годом экологии. Во всех школах идут мероприятия, посвященные этой теме, поэтому я решила написать сценарий, который могут использовать учителя начальных классов.

Это не сценарий театрализованного шоу, которое проходит на сцене, и не массовый праздник для сотен детей. Это игровая программа для одного класса (20-30 человек), которую можно проводить в небольшом помещении.

Реквизит самый простой, главную роль может исполнить приглашенный аниматор, сам учитель, кто-то из родителей или ученик старших классов.

В сценарии я упоминаю несколько экологических проблем: уничтожение лесов, изменение климата, дефицит питьевой воды, накопление мусора, исчезновение редких видов животных, загрязнение воздуха. Дети вместе с главным героем ищут способы спасения далекой планеты, но при этом понимают, что все эти проблемы есть и на Земле, поэтому нужно срочно принимать меры.

Если у вас всего 45 минут, сократите творческие задания.

Мы проводим экологические праздники в Москве для детей 1-2 классов с участием 2-х разных персонажей (2 библиотекаря или ученые с разных планет, Белоснежка и зайка, Тролль Цветан и Тролль Розочка, Незнайка и Знайка, Симка и Нолик).

На далекой планете Новус случилась беда. Там нечем дышать, нет питьевой воды, кругом кучи мусора, пропали все животные, исчезли растения, а из-за смога ничего не видно даже на расстоянии вытянутой руки. Библиотекарь Флос решил найти книгу, в которой написано, как спасти его родную планету, но нашел только обложку и пустую страничку с названием «Оглавление». Оказалось, что космический ветер унес страницы, и теперь они хранятся в какой-то библиотеке Вселенной. Флос побывал везде, и теперь у него последняя надежда на библиотеку на планете Земля в городе (название вашего города) в школе №(номер вашей школы). Постепенно Флос вместе с детьми находит 6 страниц, дети выполняют разные задания. В конце подводятся итоги, заполняется «Оглавление», Флос возвращается на Новус, оставляя землянам в подарок семена со своей планеты.

Главный герой:

Программу проводит библиотекарь Флос (он с другой планеты, образ можно придумать любой). Это суетливый лохматый человек в невзрачном балахоне. Одни очки на лбу, другие на переносице. В руках держит обложку от книги (твердую папку).

Главный герой один, но было бы хорошо, если бы в некоторых эпизодах ему помогал второй персонаж. Назовем его «штатный библиотекарь». Его роль может исполнить настоящий библиотекарь, учитель, кто-то из родителей. Т.е. человек, который хорошо знаком детям, сопровождает во время праздника. Текста у него почти нет, просто помогает в некоторых заданиях.

Реквизит:

Папка (обложка книги, в которой пропали все страницы), сами страницы (их можно распечатать бесплатно), карточки с названиями команд, настольная игра «Пожарные» (тоже можно распечатать и вырезать), любая ваза, 4 листа А3 и цветные мелки, рулон фольги, старые газеты, пластиковая корзина или картонная коробка, 4 мягкие игрушки (можно резиновые или пластмассовые), 4 платка для завязывания глаз или специальные повязки, одноразовые тарелки и стаканы, вырезанные из цветной бумаги детали глазок и ротиков, двусторонний скотч, 4 книги о животных. В качестве подарков — наборы-прорастайки с семенами и грунтом в красивом пакете.

Подготовка помещения:

Действие происходит в библиотеке. Никакой беготни не будет, поэтому вполне можно провести в читальном зале школьной библиотеки. Если такой возможности нет, за пару минут любой класс легко превращается в библиотеку — расставьте на стеллаже книги, ящичек с картотекой.

В комнате должно быть четыре стола на одинаковом расстоянии друг от друга для 4-х команд (стулья вокруг каждого стола по количеству детей в команде). Так детям будет удобнее выполнять задания.

Картинки для скачивания: Для вашего удобства я сделала папку со всеми необходимыми файлами и разместила на Яндекс Диске. У вас должен быть аккаунт, иначе скачать не получится. Выглядят страницы так, а скачать можно по ссылкам под этими картинками (пустая страница пригодится в том случае, если вы решите заменить текст):

Подробное описание детского экологического праздника:

Дети заходят в библиотеку. На команды можно поделить заранее или предложить каждому ребенку вытянуть карточку с одним из 4-х изображений стихий: Огонь, Земля, Вода, Воздух. Карточки я разместила в той самой папке (на листе А4 уместилось 24 кружочка).

Их встречает школьный библиотекарь (учитель, который играет роль библиотекаря) и показывает стенд, оформленный в библиотеке на тему «Экология». Там может стоять Красная книга, можно рассказать, почему некоторые страницы называются «черные», «красные», «зеленые», «белые».

Вдруг неожиданно вбегает взволнованный человек с пустой папкой (обложкой книги) в руках.

«Помогите, прошу вас, помогите! Я был во всех библиотеках Вселенной. Ваша библиотека — последняя надежда. Дело в том, что моя планета Новус скоро окончательно погибнет. Жители планеты слишком долго не замечали эколологические проблемы, которые накапливались годами. И вот теперь планета погрязла в мусорных отходах. Нет питьевой воды, кругом чудовищные пожары, едкий смог, погибли все животные и растения.

Я — библиотекрь. Зовут меня Флос. Я хотел найти в своей старой библиотеке книгу, в которой были инструкции по спасению планеты, но оказалось, что все страницы из нее унес космический ветер! У меня осталась только обложка, одна страничка с названием «Оглавление» и записка: «Страницы хранятся на зеленой планете в библиотеке». Представьте, сколько библиотек мне пришлось посетить. Ваша — последняя. Страницы могут быть только тут!»

(Флос начинает искать бегать по комнате, искать на полках, находит какую-то страницу).

Флос: «Да! Это она! Я на правильном пути! Вот беда… Половина текста уничтожена! Умоляю, помогите восстановить инструкцию.»

Страница 1 — «Лесные пожары»

Флос: «Вот тут было написано, как бороться с лесными пожарами (с тексте пропуски слов, нужно дополнить):

  1. Тушить …. после пикника (костер)
  2. Не поджигать сухую …. (траву)
  3. Не бросать горящие..рки (окурки)
  4. Вовремя …. маленькие очаги пожаров (тушить)»

Текст помогают восстанавливать дети, Флос записывает: «Спасибо, одна страница есть! (складывает в папку) А теперь проверим, какая команда смогла бы быстрее потушить пожар».

Команды занимают свои места за столом. Там лежит игровое поле, по краям которого нарисованы пожарные. Дети получают карточки с отдельными фрагментами пожарного шланга, которые надо соединить, чтобы получить цельный шланг. Начало — у первого пожарного, конец — у второго.

Вот я для примера сложила по-разному. Вариантов бесконечно много, у кого-то путь получится короче, на выполнение задания 5 минут достаточно.

Первой команде (той, которая задание выполнила быстрее всех) Флос дает на карточке слово «Ищи». Второй — слово «страницу». Третья команда получает слово «в», четвертая — «вазе». Этот текст тоже есть в папке для распечатывания.

Получается фраза «Ищи страницу в вазе».

В любом помещении на окне может стоять ваза, там и будет новая страница.

Страница 2 — «Изменение климата»

Флос читает вторую страницу: «Изменение климата. Та-а-ак. О, счастье! Тут текст можно прочитать полностью. Запретить выброс вредных газов в атмосферу. А еще нельзя разрушать экологические системы. Не вырубать леса и не высушивать реки. Ужасно, мы все делали наоборот!

Только представьте… На моей планете Новус люди давно забыли о том, как выглядят времена года. Все перепуталось! На месте жарких пустынь — ледники. На полюсах — чудовищная жара. Мне обязательно нужно взять с собой картины с изображением зимы, весны, лета и осени.»

Флос каждой команде дает задание и 5 минут времени для создания коллективных картин восковыми мелками. Формат А3. Дети должны успеть нарисовать самые характерные черты каждого времени года. Чтобы было проще, сделайте одинаковые наброски на всех листах, а дети просто дорисуют детали:

Флос просит отнести готовые рисунки на стенд с книгами по экологии, там дети «случайно» находят 3-ю страницу.

Страница 3 — «Нехватка питьевой воды»

Флос читает: «Так, тут тоже пропуски. Не загрязнять источники пресной воды: …. и …. (дети подсказывают, что это реки и озера). Беречь воду. Это как? (дети подсказывают, что не нужно зря лить воду из крана и чинить поломанные краны). Строить заводы по опреснению …. (соленой) воды.

Да, но что делать, если питьевая вода на моей планете исчезла совсем. Может стоить завезти ее с других планет? Например, с Земли. Я придумал! Лучше ее предварительно заморозить, а потом переправить на Новус ледяные шарики! Давайте потренируемся!»

Флос показывает, как завернуть комок газеты в фольгу (это у нас будут ледяные бомбочки с пресной водой). Каждая команда делает по 5-7 попыток попасть комочком из фольги в пластиковое ведро или коробку. Назовем это доставкой пресной воды на планету Новус.

Флос благодарит за помощь.

Страница 4 — Смог (загрязнение воздуха)

Новую страницу может случайно найти в своей картотеке наш штатный библиотекарь или учитель. Он зовет Флоса и детей посмотреть на находку.

Флос читает: «Загрязнение воздуха. Почему же это происходит и что делать жителям моей планеты? Машины на дорогах, от которых в воздухе появляется много выхлопных газов. Как быть? (наводит на мысль об экологичном транспорте — электромобилях, велосипедах)

Флос: «Я хочу, чтобы вы представили, как тяжело приходится жителям моей планеты! Мало того, что трудно дышать грязным воздухом. Мы еще и не видим ничего вокруг из-за смога. Даже то, что держим в руках.»

Флос надевает плотную повязку одному представителю каждой команды (всего 4 ребенка участвуют) и дает в руки какую-нибудь игрушку (мягкую или резиновую). Нужно определить, что это такое, ощупывая предмет. Веселое задание, так как на ощупь часто трудно угадать, особенно если попадаются такие коты, как на картинке справа.

Страница 5 — Сортировка и переработка мусора

Как только последний игрок с завязанными глазами определяет, что именно держит в руках, Флос «случайно» опрокидывает стакан с карандашами, из которого выпадает свернутая в трубочку пятая страница.

Флос: «Что у нас тут… А! Сортировка мусора. Да, это огромная проблема. Вся моя планета завалена бутылками, упаковкой, ужасными пакетами. (Читает страницу): Мусор нужно сортировать и складывать в отдельные контейнеры бумагу, …, …, …, …, (вместе с детьми называет стекло, пластик, пищевые отходы, лампочки, батарейки, записывает).

(Флос читает второй пункт про переработку пластика и создание из него полезных вещей — щеток для уборочных машин, черепицы, тротуарной плитки, спецодежды): Кстати, давайте подумаем, что нам самим можно сделать из одноразовой пластиковой посуды.»

Тут проводим простой короткий мастер-класс «Поделки из одноразовой посуды». Например, сделать веселые игрушки из пластиковых тарелок, стаканчиков, бутылок. Налепить глазки, волосы из полосок пластика на двусторонний скотч. Для того, чтобы все было быстро, нужно сделать заготовки-аппликации из бумаги (глазки, ротики) заранее.

Примеров много в интернете. Мне нравятся вот такие яблочки из донышек бутылок. Пусть дети просто соединят вырезанные заготовки скотчем и прилепят листочек.

Страница 6 — «Исчезновение редких животных и растений»

Место, где находится последняя страница, может сообщить «радио» (вдруг голос диктора говорит срочное сообщение для библиотекаря Флоса). Вот что-то похожее я наговорила на диктофон своего смартфона для примера:

Флос зачитывает начало фраз про браконьеров, вырубку лесов и создание заповедников, а дети говорят продолжение. Он записывает, складывает 6-ю страницу в папку-обложку.

Флос: «Дорогие друзья. Животные на моей планете, увы, все давно исчезли. Жители Новуса даже не помнят их названия. Пусть первая команда назовет как можно больше обителей леса, вторая — обитателей пустыни, третья — животных, которые живут в горах, четвертая напомнит морских обитателей».

Будет проще, если у детей будут книги из серии «Моя планета» или «Планета земля». Пусть полистают и найдут сами.

Команды думают, поочередно называют животных, Флос записывает. Если времени достаточно, можно устроить небольшой тур игры «Крокодил», в которой животных нужно показывать жестами. Это весело. Зайца узнают быстро, а вот какого-нибудь тушканчика или горного козла угадывают долго.

Страница 7 — «Оглавление. Как спасти планету Новус»

Флос: «Теперь мы вместе можем заполнить эту пустую страницу с названием «Оглавление»! Просто перечислим, что нужно делать, чтобы жизнь на планете продолжалась еще много-много веков».

Дети вместе с Флосом вспоминают, он делает быстрые символические пометки:

Нужно охранять лес, не вырубать деревья, вовремя тушить пожары, не загрязнять воздух и источники питьевой воды. Нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи. Нужно создавать для исчезающих видов животных заповедники, не убивать их и т.д.

Флос спрашивает, есть ли такие проблемы на Земле, советует заботиться об экологии, чтобы наша планета не была похожа на Новус.

Прощание

Флос благодарит за помощь: «Друзья. Я так рад, что побывал на планете Земля и встретился с вами. Спасибо за помощь! Все страницы собраны, у меня есть план спасения Новуса. В благодарность я хочу подарить вам семена, собранные на моей планете еще в те времена, когда не было экологических проблем. Вы можете посадить их и озеленить свой дом, свою школу» .

Дарит подарки. В продаже таких наборов по разной цене очень много, выглядят примерно так:

Флос: «А теперь мне пора! Пусть на вашей планете всегда будет чисто и красиво!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 18 имени Героя Советского Союза Евгения Федоровича Волкова»

Методика организации и проведения экологических праздников и досугов в детском саду.

Подготовила воспитатель:

Кочетова Ольга Сергеевна

Тула 2017

План

Введение

2 . Экологические праздники

Заключение

Приложение:

Фотоотчет

Введение

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

На мой взгляд, наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».

Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

Методика организации и проведения экологических праздников и досугов в детском саду:

1 . Общие требования к организации праздников в детском саду.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Эффективному проведению праздника способствуют:

Объединение всех его составных частей вокруг главной цели

Отбор художественного материала

Выбор эмоционально-выразительных средств

Подбор исполнителей

Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

Строгая логичность построения и развития темы;

Законченность каждого эпизода;

Органическая связь эпизодов;

Нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

Предварительное знакомство детей с праздником

Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Репетиции

После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Проведение праздника

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

Подведение итогов.

Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Последействие праздника

На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

2 . Экологические праздники

Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Организация экологических праздников в детском саду

Экологические праздники в раннем возрасте и младших группах организуют силами сотрудников детского сада. В этом случае дети будут только зрителями. Оптимальный вариант – это показ кукольного театра, театра на ширме. Малыши очень эмоционально реагируют на такой показ. Вместе с тем, как показывает практика, дети младшей группы не очень воспринимают переодевание взрослых и старших детей в сказочных и других персонажей. Но во второй половине года дети могут уже участвовать, играть в несложные игры и исполнять роли. Но для героев следует привлекать всё-таки детей старших групп, а не взрослых. Эмоциональная отзывчивость детей будет больше.

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.

Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара.

Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.

Экологические праздники в раннем возрасте и младшей группе проводят по темам наиболее понятным для малышей, например, осенний праздник «Собирай урожай», весенний праздник «В гостях у Весны». У детей, начиная со средней группы , кругозор расширяется, углубляются знания. Поэтому экологические праздники охватывают различные темы. Например, летний праздник «Большая Вода» со стихами, песнями о воде и дожде, играми, танцами морских обитателей, конкурсами с водой, выходом морского царя Нептуна.

Можно организовать экологический праздник «Цветочные сны» о садовых цветах с соответствующими стихами, песнями, танцами, конкурсами «Сплети веночек» или «Летний букет».

Как вариант, праздник «Путешествие к Старичку-Лесовичку», на котором дети путешествуют по «лесной стране» и выполняют задания: отгадывают загадки по определённой теме, складывают пазлы, рисуют рисунок и др.

Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вручением символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний праздник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде колосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают блинами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных, птиц, цветов и другое.

Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

Участие детей

При подготовке к экологическому празднику важно учесть возможности детей и имеющиеся у них умения и навыки:

    Так, например, в младших группах детей учат принимать посильное участие в праздниках – одни дети смогут хорошо рассказать стихи, другие станцевать.

    В средней группе у дошкольников воспитывают желание принимать участие в праздниках.

    Детей старшей группы привлекают к участию в подготовке праздничного мероприятия, например, оформлению группы или зала.

    В подготовительной группе дети способны принять активное, разнообразное участие в подготовке и в проведении праздника.

Оформление

В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.

Оформление детского сада должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

    рисунков «Береги лес от огня»,

    поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,

    кормушек «Птичий городок»,

    веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

Сценарий

Экологические праздники предполагают использование в сценарии знакомый детям материал:

    песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;

    танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с зонтиками» и другие;

    небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например, «Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.

В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводится играм. Это будут экологические игры. В зависимости от возраста детей можно использовать предметные, словесные и подвижные игры соответствующей тематики.

В раннем и младшем это будут простые предметные игры. Например, можно провести игру «Угадай на вкус», в которой детям предлагают узнать на вкус знакомые овощи и фрукты. В командной игре «Собери цветок» дети собирают из лепестков цветы – ромашку и ноготки. У цветов одинаковое количество лепестков, побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

С детьми среднего и старшего возраста на осеннем празднике можно провести игру «Съедобный грибок положи в кузовок», в которой дети собирают в корзинку только съедобные грибы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной будет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побеждает команда, которая быстрее растопит льдинку.

Дети подготовительной группы уже с удовольствием играют в такую словесную игру, как «Летает – не летает». В игре «Большие и маленькие» дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные слова, например, большое яблоко – маленькое яблочко. С возрастом игры в детском саду усложняются. В игре «Прыгает, плывёт, летит» детям предлагается показать действие называемого предмета (кузнечик прыгает, льдина плывёт, бабочка летит). Такие игры можно использовать на празднике как организационный момент, так как участие в таких играх принимают все дети сразу.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В раннем возрасте и младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль».

В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания можно через праздники и развлечения экологического содержания. Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. Поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Тематика и содержание экологических праздников и досугов для детей дошкольного возраста .

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.

В основе каждого праздника, развлечения экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, - привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

Примерами проводимых в детском саду праздников и развлечений могут быть: День Земли (22 апреля), День птиц (18 марта), экологический КВН «Хороша ты зимушка – зима», праздник «Осень золотая», «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей Родины», «Витаминное шоу», «Праздник русской березы», спортивно-экологический досуг «Загадки-осеннего леса», конкурс «Экологические сказки», КВН «Времена года», экологические викторины « Растительный и животный мир средней полосы России», «Знатоки природы».«Экология и я – ульяновская семья», цель которого воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями, продолжать учить взаимодействовать в команде через совместную игру детей и родителей.Экологический праздник «Синичкин день» (12 ноября) Цель: Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края. Задачи: расширить представления детей о всероссийских праздниках, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

Экологические праздники могут быть оригинальными, которые трудно отнести к какой – либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши», «День луковой слезинки», «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы», экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут», экологический театр «Мы – дети твои, Земля», музыкальный спектакль «Как Русалочка море спасала», экологическое развлечение «Как звери Муравьишку лечили», «Как гулять мы в лес ходили», «Вода - это чудо природы», «Скорая экологическая помощь», «Взрослые и дети, мы за природу вответе», «Весеннее ателье мод», «Вкусное молоко», «Троица – день рождения земли, воды и леса».

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли. Он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином. Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам , произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним. Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель на самые разные темы. Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

В этом году в нашем ДОУ прошло весеннийпраздник, для детей раннего возраста, « Мы друзья природы». Целью, которого являлось вызвать эмоциональный отклик, обогащать представления детей о том, что в лесу растут деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы, муравьи, бабочки, звери; показать простейшие связи между растительным и животным миром; подвести к выводу, что в лесу все взаимосвязано и лес надо беречь.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить связно, рассказывать о правилах поведения в лесу.

Он проходил в два этапа. Первая и основная часть проходила в музыкальном зале, а вторая заключительная на полянке одуванчиков.

Заключение

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

o формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Вот здесь нам на помощь приходят экологические праздники. Они играют важную роль в жизни детей,способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Приложение:

Экологический праздник «Мы друзья природы».

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Цель: Обогащать представления детей о том, что в лесу растут деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы, муравьи, бабочки, звери. Задачи : 1. Актуализировать простейшие связи между растительным и животным миром; 2 . Подвести к выводу, что в лесу все взаимосвязано и лес надо беречь. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Герои: муравей, бабочки, насекомые, птички, Егорка, кукла- Доктор Айболит.

Материалы: поляна – дерево береза, цветы. Магнитофон и кассету с пением птиц. 2 корзины и мячи, птицы- вырезанные из бумаги,клетка с птичкой. На заднем плане картинка поляны.

Воспитатель: Вот мы опять пришли на нашу полянку. Что мы всегда делали, когда приходили сюда (ответ). Давайте скажем наши слова: Здравствуй, лес, светлый лес, полный сказок и чудес!

Воспитатель: Мы ходили сюда часто зимой, когда наша береза и земля были укрыты снегом, и вот пришли весной когда вся природа просыпается ото сна. Посмотрите, как стало тут зелено! А теперь подойдите к березе, погладьте его и скажите: «Деревце, я тебя очень люблю, ты пережил холодную зиму, теперь тебе будет хорошо, я рад за тебя!»

Воспитатель : Что вы почувствовали, ребята? А теперь послушайте пословицы и поговорки о лесе.

    Лес - богатство и краса, береги свои леса!

    Много леса не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

    Враг природы тот, кто леса не бережет.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки:

«Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом, чудеса видишь в нем!» (лес)

Иголок очень много, а ниток ни одной. (еж)

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, ребята, что все животные, деревья, растения, цветы, птицы нуждаются в защите. Они хотят, чтобы вы их никогда не обижали, не дергали за хвосты, не стреляли по ним из рогаток, а покормили бы их и тогда у вас появятся верные, преданные друзья. В защите нуждается и божья коровка, и бабочка, посмотрите, какие вы большие, а они маленькие. Посмотрите, кто то плачет.

Муравей плачет.

Воспитатель : Что случилось, муравьишка?

Муравей : Нас обидел злой мальчишка! Он нам лапки отдавил, муравейник разорил. (появляется плачущая бабочка).

Воспитатель : Бабочка-красавица, что с тобой случилось? Скажи, какое горе с тобой приключилось?

Бабочка: Мальчик злой меня поймал, крылышко он мне сломал. Не могу теперь летать, как же мне не горевать?

Танец бабочек

Воспитатель: Не печальтесь, друзья, горевать сейчас нельзя. Надо доктора позвать. Вас излечит, исцелит добрый доктор Айболит! Лети, скворец, позови доктора.

Скворец: Лечу! Лечу!

Воспитатель : Пока Скворец полетел за доктором, давайте поможем муравьям построить домик, который разорил мальчишка.

Дети делают муравейник.

Игра «Помоги построить муравейник» (чья команда быстрей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы добрые, ловкие. А как зовут злого мальчика?

Муравей: Егор, он лежит на поляне в лесу под кустом.

(дети идут к месту, где лежит ребенок, около него мусор)

Воспитатель: Подойди сюда, Егор. Серьезный будет разговор. Много бед ты натворил, муравейник разорил, поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы, бабочке крыло сломал, птичку в клетку поймал, а ведь ты уже не мал. Мы тебя не пустим в лес, уходи из этих мест.

Муравей, бабочки : Уходи из этих мест. Уходи из леса!

Егор : Ой, простите меня, простите! Я не буду природу губить!

Воспитатель: Ребята, надо научить Егора правилам поведения в лесу!

- «Не разоряйте муравейники»

Муравьишки - торопыжки не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом,

И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит ой своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай.

- «Не рви цветы» - стихотворение Викторова «Цветок».

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал - а зачем объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

Егор убирает за собой мусор.

Егор: Спасибо, что рассказали мне, как надо вести себя в лесу!

(появляется доктор)

Доктор: Вы меня звали? Кто у вас болен? (лечит муравьев и бабочек)

Воспитатель : А какие лечебные травы вы знаете, и как они применяются?

(ромашка, чистотел, подорожник, крапива, зверобой), воспитатель дополняет знания детей. А какую лечебную ягоду вы знаете? (малину) от простуды.

Игра «Соберем шишки для Мишки»

Воспитатель: А тетерь давайте послушаем пение птиц. Как вы думаете, хорошо ли птицам в клетке? (ответ)

Пение птиц (аудиозапись)

Воспитатель : Ну, вот мы и поговорили о нашей природе, я думаю теперь вы поняли как и почему нужно охранять природу. И в заключении я хочу, чтобы вы никогда не поступали как Егорка. Берегите природу.

Вторая часть утренника проходила на полянке с одуванчиками, где дети выпустили птиц из клетки на волю.

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку одуванчиков. Посмотрите как здесь красиво. Но у Егорки до сих пор в клетке птички. Как вы думаете, что сними нужно сделать?

Дети: Выпустить на волю.

Воспитатель: Давайте мы это с вами сейчас сделаем.

(Открывается клетка и символично дети бумажных птиц выпускают)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Егорка ты понял что нельзя губить живую природу?

Егорка: Я теперь всегда буду заботиться о птицах, животных, насекомых, растениях.

Воспитатель: Дети, муравьишко приготовил нам угощения. Скажем ему спасибо и отправимся в группу.

(Дети хором благодарят муравья)

Фотоотчет

Список используемой литературы

    Гуйвекко, Г. Русские праздники в детском саду /Рождество/ [Текст] / Г. Гуйвенко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.

    Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - 2 -е изд., переработанное и дополненное - М.: Академия, 2000. - 416 с.

    Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Пед. общество России, 2004.

    Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.

    Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.

    Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.

    Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с

Ольга Богун
Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка»

Цель: Формировать у детей экологическую культуру. систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия.

3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

4. Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Материал:

Запрещающие знаки в природе, презентация «Правила поведения в природе», аудиозапись

«Непоседы», трафареты цветов, капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины. Для опыта: стаканы, мутная вода, воронка из бумаги, камешки, песок.

Действующие лица: Сказочный герой «Эколенок», дети, ведущие.

Ход развлечения:

Дети стоят в зале.

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес. Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес. (Звучит песня «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы», дети идут друг за другом).

Ведущий: Вот мы с вами и в лесу. Дети, хорошо, в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы. (Звучит запись «Голоса леса»).

В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и «Нет».

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой -

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста -

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Ведущий: Молодцы, а что это там за шум? : Кажется кто-то зовет на помощь.

Эколенок: Помогите! Помогите! (вбегает Эколенок)

Ведущий: Познакомьтесь, ребята - это мой друг Эколенок. Что случилось?

Эколенок:

Здравствуйте ребята.

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Ведущий: Ребята, давайте поможем Эколенку спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

(Дети идут под «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы).

Ведущий: Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Эколенок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Ведущий: Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!

Проводится игра-соревнование «Кто быстрее»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы.

Эколенок: Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку.

(Дети садятся на ковер исполняется танец бабочек)

Ведущий: Ребята,мы с вами собрали на полянке весь мусор. Этот мусор называется бытовыми отходами.

А вы знаете, что всем этим предметам можно дать вторую жизнь. Сегодня я вас научу как из капсулы киндер-сюрприза сделать пчелку.

Изготовление пчелок из капсул от киндер-сюрпризов.

Ход работы:

1 Делаем полоски. Скатать из черного пластилина две длинные тонкие колбаски, крепко прижать их к контейнеру и придавить пальчиком.

2. Делаем крылья. Скатать из белого пластилина два шарика одинакового размера и приплюснуть их пальчиками, стараясь придать форму овала. Приклеить к контейнеру.

3. Делаем мордочку. Скатать и приклеить к контейнеру два одинаковых маленьких черных шарика (глазки) и маленькую колбаску – носик (жало).

Эколенок: А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Ведущий: Ребята, как же нам помочь Эколенку?

Ведущий: Да, правильно. Нужно научить Эколенка очистить воду, Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала, который находится вокруг нас.

Опыт: Очистка воды.

Ведущий: Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально-чистой? Давайте я сейчас покажу,как можно очистить воду. Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника. Какая вода?

Дети: грязная.

Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки)

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).

Ведущий: Сделаем вывод: Что делает песок и камешки с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эколенок: Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

(Дети слушают аудиозапись «Журчание ручейка»).

Эколенок: А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе.

(Дети смотрят презентацию.)

Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1 ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!

2 ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

3 ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!

4 ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать

5 ребёнок:

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!

Эколенок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! А ваши знаки я расставлю в лесу,

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Ведущий: Вот и пришла пора прощаться с Эколеноком, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

(Дети уходят)

Публикации по теме:

«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста Цели: расширить знания воспитанников о малой Родине, познакомить с литературным наследием поэтов и музыкантов Югры. Задачи:.

Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний, для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний для старшего дошкольного возраста: «Как Иван - дурак в школу пошёл». Действующие лица: Ведущая,.

Сценарий развлечения «Праздник Пасхи» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №242 "САДКО" г. Ульяновска Бдиева Гульфия Иршатовна и Шепель Ирина Николаевна, муз. рук. Графкина Юлия.

Сценарий праздника по экологии для детей старшего дошкольного возраста Праздник по экологии в старшей группе № 4 «Искорка» Дети входят в зал и садятся на стулья. Ведущий: Здравствуйте, дети! Уважаемые гости.

Представляю авторский сценарий экологического праздника «В гостях у Лесовушки» для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на закрепление у детей знаний о растительном и животном мире родной природы, воспитания любви и бережного отношения к природе, закрепления правил поведения в лесу.

Данный сценарий был представлен на конкурс экологических мероприятий международной акции «Марш парков». За сценарий и участие воспитанников в экологическом празднике было присвоено 2 место.

Ход праздника

Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Дети проходят в зал и садятся на стулья.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я - Лесовушка.

Кто я - сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.

1 ребенок.

Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
- Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь - мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.

1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется - сосновый, еловая шишка и т.д.

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать - мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.

Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!

Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.

Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Лесовушка подходит, видит мусор.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.

Входит, похрамывая белочка (девочка).

Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.

Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…

Лесовушка.

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

Игра - эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.

Собирает ветки, разжигает костер.

Гори - гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Лесовушка обращается к зверям.

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап - кап! Кап - кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:

Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:

Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Песня «Мир похож на цветной луг».

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле - с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!

Сценарий развлечения по экологии

на тему:

«Берегите природу»

Задачи:

Формировать у детей экологическую культуру, дать элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

 Вы когда-нибудь видели, как цветет одуванчик? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу?

Каждый из нас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из нас слышит, но умеет ли слышать? Как много теряет тот, кто не подсматривает, не подслушивает, как чудесно, как волнующе живет мир полей, рек, лесов! Щедро наделена природой наша земля. Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.

 Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомится с вами и пригласить к себе в гости. В моем природном государстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте в круг, все вместе произнесите волшебные слова, выполните движения и сразу окажитесь в лесу...»

Встали. Приготовились...

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, еще хлопок –

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится,

Шумит, волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель:  Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите, волшебный цветок – Цветик-Семицветик, он же выполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

Красный лепесток. «Назови художника».

 Дети, возьмите цветные карточки. Сейчас я буду читать стихотворения, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, то вы поднимите белый квадрат. Если о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки, рога... (зима )

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава... (весна )

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака. (лето )

А четвертый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды...

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (осень )

 Молодцы! Хорошо знаете времена года!

Что же на оранжевом лепестке?

Оранжевый лепесток. Игра: «Чем был, кем стал».

Икринка – малек – рыба.

Яйцо – птенчик – воробей.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – одуванчик.

Яйцо – гусеница – кокон – бабочка.

Семечко – росток – сосна.

Желтый лепесток.

 Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

 Если я приду в лесок

И сорву ромашку? Нет .

 Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? Нет .

 Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? Да .

 Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? Да .

 Если разведу костер,

А тушить не буду? Нет .

 Если сильно насорю

И убрать забуду? Нет .

 Если мусор уберу,

Банку закопаю? Да .

 Я люблю свою природу

Я ей помогаю! Да .

Зеленый лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

 Нашел Илюша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Илюше?

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй.

И никому не позволяй.

Подвижная игра: «Птички в гнездышках».

 Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов,  предложили дети. А воспитатель сказала...

Что сказала воспитатель?

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Игра: «Соберем цветочки».

 В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась»  сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу»  сказал другой.

Кто из мальчиков прав?

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не может,

Лучше лесу пусть поможет.

 Женя нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Ане. Но Аня сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами»  ответил Женя. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!»

Почему так сказала Аня?

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой,

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

 Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

1 ребенок:  Если лес нам не беречь,

Рвать, ломать, пилить и жечь,

То случиться с ним беда:

Высохнет в ручьях вода,

И кукушка на суку

Не споет свое «Ку-ку».

2 ребенок:  Ёжик, белочка и зайки

Заскучают без лужайки,

А медведь, лиса и волки

Загрустят зимой без ёлки.

3 ребенок:  Чтобы ели зеленели,

На цветах звенели шмели,

В чаще ландыши цвели,

А в борах грибы!

4 ребенок:  Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:  Знать должны наши детишки

Из рассказов и из книжки:

Все вместе:  Мы леса своей страны

Охранять всегда должны!

Песня «Как прекрасен этот мир!»

Воспитатель:  Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

Голубой лепесток. Игра: «Оденем дерево».

На полу стволы деревьев с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. На счет 1, 2, 3 – дети подбирают одежду дереву.

 Молодцы! Друг за другом вы поспели, деревья правильно одели.

Синий лепесток. Загадки. Отвечаем быстро.

    Кто на себе носит домик? (Улитка )

    Не птичка, а с крыльями? (Бабочка )

    Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Прячутся )

    Назовите хвойные деревья (ель, сосна, кедр, пихта ).

    Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик )

    Какие животные меняют окраску зимой? (Заяц, белка )

    Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла )

    Без чего не сможет расти растение? (Свет, тепло, вода, земля )

Д/и: «Кто где живет?»

    медведь – в берлоге

    лиса – в норе

    белка – в дупле

    сорока – в гнезде

    пчела – в улье

    гусеница – в яблоке

    рыба – в реке

    червячок – в земле и т.д.

 Молодцы ребята, много знаете о чудесном мире природы.

 А теперь фиолетовый лепесток.

Фиолетовый лепесток.

Проводится аттракцион «Лесными тропинками».

Дети бегут между деревьями «змейкой», подлезают под ветвями опавшего дерева (дугой), перепрыгивают с кочки на кочку (обручи), идут по «мостику» через речку и на кустике находят послание от Феи Природы.

Читаем послание: «Ребята! Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы».

 А сейчас нам пора возвращаться домой. Возьмемся за руки, друзья, и по тропинке лесной отправимся к себе домой.

Похожие статьи