Лариса Потемина
Слайд №2 Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития .
Слайд №3,4 «Полянка настроения» помогает понимать детям собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребенок видит себя и рассказывает о себе все хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.
Слайд №5 «Волшебные предметы» : шляпа, палочка, плащ помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами.
Слайд №6 «Коробочка секретов» дает возможность ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, поднятию настроения. В ней сложены разные кусочки ткани, мелкие игрушки из разного материала, кусочки меха. Ребенок закрывает глаза, воспитатель проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?» Можно просто рассмотреть предметы, пощупать их.
Слайд №7 «Мешочек радости» изготовлен из голубого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из черного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны резинками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
Слайд №8 «Корзинка с клубочками разноцветных ниток» Их цель : успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается. Игры с клубочками : «Связующая нить» , «Волшебный клубок» , «Шустрый клубочек» .
Слайд №9 «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.
Слайд №10 Наличие в уголке мягких диванчиков с подушками «эмоции» , дает возможность расслабиться.
Слайд №11 «Стена изменения настроения» . Дети при помощи рук или ног перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом передают изображенную эмоцию. Они отвлекаются от своих отрицательных переживаний, забывают о них, таким образом налаживается микроклимат в группе.
Слайд №12, 13 «Зонтик» , уголок уединения . Там ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Домик позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбомы с фотографиями.
Слайд №15 «Коробка-мирилка» . Цель : научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Слайд №16 Д/и «Азбука хорошего настроения» . Цель : обучение детей бесконфликтному общению. «Портрет хорошего меня» - ребенок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе все хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что-то пропустил. Так дети создают свой положительный «Я-образ» .
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в "Уголок уединения". Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.
Назначение "Уголка уединения" в детском саду
- "У кого какое настроение?"
- "Дорисуй смайлик".
- "Собери пазл".
- "Наши эмоции" и другие.
Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.
Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения - для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.
Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду "Уголок уединения". Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет - педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ взрослых«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ».
Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром .
Задачи:
Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
Дать определение понятия эмоции;
Научить понимать эмоциональное состояние детей;
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.
Вводная часть
Всё бывает, увы, не так.
На лицо надеваем маску,
Закрываясь от глаз зевак.
И никто никогда не знает,
Что у каждого за душой:
Дружба ненависть закрывает,
Злость улыбкою убивает.
А в реальности что бывает,
Остается только с тобой.
Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искренни, правдивы и настоящие эти эмоции? Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни. Так что же нужно сделать нам, взрослым, для того, чтобы в наших детях вызвать подлинность и открытость чувств, их эмоциональных проявлений.
Если познавательной деятельности детей уделяется много внимания, то развитию эмоциональной сферы проявляют недостаточно внимания. Учитывая то, что сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо развивать. Современные дети стали меньше контактировать со взрослыми и сверстниками, а всё большее предпочтение отдают телевизорам и компьютерам. А ведь далеко не секрет, что именно общение по большей части обогащает эмоциональную составляющую. Дети разучились понимать эмоции и чувства других людей, в их поведении присутствует детская жестокость, враждебность, агрессия.
Что входит в понятие «современный ребенок? Современный ребёнок взрослеет намного раньше, чем родители, понимает все с полуслова, хватает все на лету, активен с утра до вечера…
Ребенок - это дитя своего времени, нормы его развития осуществляются (или не осуществляются) в определённых условиях развития, которые определены установками связанных с установками и убеждениями окружающих его взрослых.
Нужно ли воспитателям и родителям перестраивать аспекты в воспитании? Что делать с обычными традиционными методиками , как совмещать их с инновациями?
Трудность изучения особенностей развития детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики изжили себя и не могут передать «актуального уровня развития» детей. Поменялось сознание детей, так как поменялось само общество.
В каждом ребенке заложена энергичная, инициативная, неутомимая деятельная натура, но как проявится она в будущем – здесь всё будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос ребёнка: «зачем?» - заменил другой вопрос «почему?». Прежде у детей доминировал подражательный рефлекс, и они стремились повторять действия за взрослыми, то у современных детей доминирует рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест - вплоть до агрессии.
Развитие положительных эмоций необходимо рассматриваться как одно из важнейших задач воспитания детей. Это особенно актуально в период дошкольного детства – который является одним из самых важных этапов в жизни маленького человека.
Определяющей задачей в воспитании и развитии детей представляется создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
Одним из компонентов здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.
Общий образ психологически здорового человека - это в основном счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией. Жизнь такого человека наполнена смыслом, он открыт миру, находится в постоянном развитии, самосовершенствовании.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:
1. Овладение детьми языком эмоций
Мимика.
Пантомимика.
Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Коррекция драчливости у дошкольников.
Снятие конфликтности в общении детей.
Снятие вербальной агрессии.
Преодоление импульсивности.
Снятие тревожности.
Коррекция страхов.
Формирование адекватной положительной самооценки.
Формирование у детей уверенности в собственных силах.
Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.
Овладение коммуникативными навыками. Задачи:
Развитие эмпатии.
Развитие дружеских взаимоотношений.
Формирование нравственного сознания.
Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.
Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Практическая часть:
Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.
1. Игровое упражнение Ритуал приветствия
Цель: Активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу
Для того чтобы отвлечься, взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:
Нога к ноге!
Нос к носу!
Щека к щеке!
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
Левое колено к левому колену!
Правая ладонь к правой ладони!
Левое плечо к правому плечу!
Анализ: Скажите, как вам показалась наша игра?
Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?
Сразу же рождается вопрос: Что же это такое - эмоции? (ответы).
Сегодня я хочу рассказать вам о тех из них, которые использую, чтобы помочь детям избавляться от переживаемых негативных чувств и настроений, научиться управлять эмоциями, контролировать свое поведение, уметь общаться друг с другом.
Маленькие дети не всегда способны выразить своё эмоциональное состояние. Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от гнева, хорошо использовать игровые приёмы.
Я использую в данном случае такое пособие, как «Мешочек для крика». У меня этот мешок сшит из красной, непрозрачной ткани, украшен различными аппликациями, сверху пришит шнурок. Показ мешочка.
Итак, если ребенок агрессивен, дерётся, кричит, я даю ему мешочек, и предлагаю отойти в сторонку и громко покричать в мешок. Затем волшебный мешочек завязывается и убирается. Ребёнку даётся установка, пока мешочек у него, можно кричать столько, сколько захочешь, но если мешочек отпустил, то общаться с окружающими он должен со спокойно, обсуждая то, что произошло.
Ещё у нас есть такое пособие, как «Подушечка для битья».
Есть подушка для спанья,
Есть подушка для шитья,
А у нас, ребята, в группе
Есть подушка для битья.
Будут кулачки чесаться
Или ты захочешь драться,
Подойди к подушке той
И ударь её рукой…
Можешь бить за всё на свете,
Ведь подушка не ответит.
- Следующее пособие – «Коврик злости». С его помощью тоже можно избавиться от гнева. Если на занятие пришёл ребенок в плохом расположении духа, агрессивно настроен на окружающих, то ему предлагается коврик, который избавляет от злости. Это обычный коврик с ярким, неоднородным верхним слоем. Можно изготовить коврик самостоятельно: из ткани, шерстяной пряжи, колготок, бантов и т.д. (Показываю коврик). Ребёнку предлагается снять обувь, наступить на коврик и вытирать об него ноги до того времени, пока ему не захочется улыбнуться.
- Также я часто использую следующее интересное пособие, это - «Мусорное ведро». В это ведро мы с ребятами выбрасываем все лишние, бесполезные, негативные проявления, которые нам мешают и мы хотим от них освободиться.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам представить, что ненадолго мы с вами стали детьми. Сейчас мы с вами выполним это упражнение. (Ведро ставится в центр круга).
Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора?
Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, по постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, в конце концов так можно и заболеть . То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть или печаль, злость или ненависть. Для человека это не нужно, бесполезно, и даже может быть опасно для здоровья.
Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться. К примеру, я выбрасываю все свои опасения, комплексы и неуверенность, и мне становится легче. А что выбросите вы?
Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее? Из понравившейся бумаги можете сейчас сделать салют и подбросить высоко вверх.(Звучит музыка.)
С этим салютом вы передали свою частичку добра, искорку радости друг другу.
С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.
III .Заключительная часть Рефлексия
Игра “Эмоции”.
В заключение нашей экскурсии, я прошу вас сделать выбор, которую эмоцию вы получили от нашего занятия.
IV . Ритуал прощания «Улыбка» (художественное слово)
Улыбка на лице как много это значит,
Когда смеются все, когда никто не плачет.
«Классный уголок» - Результаты: Классный уголок, как инструмент тьюторского сопровождения познавательного интереса ребенка. Требования. Цель: Права членов коллектива. 13. Задачи: Требования: Каждая рубрика классного уголка должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Структура классного уголка. Государственная символика РФ.
«Животные живого уголка» - Фундулопанхакс. Сирийский хомячок. Черепаха. Кеша хоро-о-ший… Животные живого уголка. Аплохилусы. Аквариумные рыбки. Весёлый зверёк с большими глазами и пушистой шубкой. Хромафиосемионы. Наблюдая за рыбками в аквариуме –улучшается настроение. Первый аквариум. Морские свинки. Попугайчики. Маленькие очень симпатичные грызуны.
«Уголок природы» - Какую работу выполняют плавники и хвост? Какие цветки? Что такое уголок природы? Чем покрыто тело рыбы? Человек может защитить растения и животных от вымирания. Комнатные цветы Фиалка Традесканция. Бегония Хлорофитум. Наш уголок природы. Практическая работа. Для чего создают уголок природы? Как можно вырастить комнатное растение?
«Работа с педагогами в ДОУ» - Вопросы для обсуждения. Подход к материально-техническим условиям образовательного учреждения. Этапы организации профессионального взаимодействия педагогов. Возможные основания для осуществления совместного творчества. Содержание деятельности творческой группы педагогов ДОУ. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.
«Саморазвитие педагога» - Более высокий уровень инновационной и творческой деятельности педагогов. Перспективы работы: Приобщение к научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе. Содействие распространению и изданию обобщенного педагогического опыта. Семейный клуб «ПОДГОТОВИШКА». Создание в ДОУ успешного имиджа педагогов, стремящихся к саморазвитию.
«Функции педагога-психолога» - Создание положительного эмоционального настроя. Психолого-педагогическая диагностика. Развитие зрительного восприятия. Создание условий. Работа осуществляется по нескольким направлениям. Обеспечение успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения. Индивидуальные консультации. Игровые взаимодействия с родителями и детьми.
Интернет-журнал «Эйдос»
- официальный печатный орган Научной школы А.В.Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос». Журнал основан в 1998 году. Зарегистрирован в системе РИНЦ - Российском индексе научного цитирования (ID=9259).
Ежедневно журнал «Эйдос» читают сотни человек. В рейтинге цитирования журнал «Эйдос» входит в двадцатку среди 450 педагогических журналов России. По индексу Хирша за 10 лет журнал "Эйдос" занимает 6-е место среди всех педагогических журналов, включая ВАКовские.
Выпуски журнала «Эйдос» выходят 4 раза в год.
Выпуски журнала с 1998 до 2014 года размещены в открытом доступе. С 2014 года согласно лицензионному договору с Научной электронной библиотекой Elibrary.ru (РИНЦ) статьи Интернет-журнала "Эйдос" можно приобрести на платной основе на сайте elibrary.ru
Внимание! В настоящее время (сентябрь-октябрь 2019) происходит перенос сайта. Старые выпуски журнала «Эйдос» доступны по адресу http://эйдос.рф/journal/ : , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Познакомьтесь также со статьями Вестника Института образования человека: 2011 №1 , №2 ; 2012 №1 , №2 ; 2013 №1 , №2; 2014 №1 , №2; 2015 №1,№2 ; 2016 №1 ; №2 ; 2017 №1 , №2 ; 2018 №
Выходные данные журнала «Эйдос»
Учредитель и издатель журнала:
Центр дистанционного образования «Эйдос».
Главный редактор журнала:
докт. пед. наук, проф., чл.-корр РАО Хуторской А.В.
Год начала издания:
1998. Язык:
русский
Адрес сайта журнала:
http://сайт/journal/
Адрес редакции журнала:
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, оф. 111.
e-mail:
journal@сайт
Журнал - рецензируемый, имеет учебно-методическую направленность. Предназначен учителям, воспитателям, методистам, вузовским педагогам, администраторам образования.
Форма издания: интернет-журнал. Журнал размещается в открытом доступе (с 1998 по 2018), статьи последнего года приобретаются на сайте elibrary.ru . Согласно ГОСТ 7.83-2001 журнал является сетевым, научно-популярным, продолжающимся, текстовым, самостоятельным, электронным изданием. Периодичность - 4 выпуска в год.
Тематика статей:
Народное образование. Педагогика. Дидактика. Методики. Психология.
Рубрики журнала:
Научная школа, В условиях ФГОС, Методика в школе, Экспериментальная площадка, Эвристическое обучение, Дистанционное обучение, Современное воспитание, Вузовская подготовка, Знаменитые системы обучения, Рейтинги.
Состав редколлегии:
- Хуторской Андрей Викторович , доктор педагогических наук, проф., чл.-корр. РАО, гл. редактор.
- Король Андрей Дмитриевич , доктор педагогических наук.
- Воровщиков Сергей Георгиевич , доктор педагогических наук.
- Свитова Татьяна Викторовна
- Андрианова Галина Александровна , кандидат педагогических наук.
- Скрипкина Юлия Владимировна , кандидат педагогических наук.
- Краснопёрова Татьяна Вадимовна , кандидат педагогических наук.
Публикация статей бесплатная. Статьи перед публикацией проходят рецензирование. Оплата рецензирования производится авторами или их организациями согласно действующим расценкам . Стандартная стоимость рецензии одной статьи для одного автора 998 руб. Статьи вместе с заявкой на их публикацию в журнале "Эйдос" направляются в редакцию по e -mail: journal@сайт
Как ссылаться на статьи в журнале
Для чего школе интернет? Беседа Е.П.Велихова и А.В.Хуторского на телеканале "Культура" [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 9 ноября. - Режим доступа к журн.. - Загл. с экрана.
Или так:
Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 11 июля..htm..
Часть URL-адреса типа 2003/0711-05 указывает дату поступления статьи в Интернет-журнал "Эйдос", где 2003 - год, 07 - месяц, 11 - число, 05 - порядковый номер статьи, поступившей в этот день (порядковый номер может отсутствовать, если других статей в этот день не поступало).
У каждой статьи электронного журнала только одна страница, а не их диапазон. В примерах ссылок в статьях с 2014 года может не быть указано номера страницы статьи. Если вам необходимо в ссылке на статью из журнала указать номер её страниц, их можно легко определить по имени pdf-файла статьи: две последних цифры в номере - это и есть номер страницы. Например, статья с именем файла Eidos-2011-103 -Khutorskoy.pdf имеет номер 03 , и страница её в журнале тоже 3 .
Имущественные права на данное электронное издание в целом и его отдельные части, если иное не оговорено особо, принадлежат Центру дистанционного образования "Эйдос". Имущественные права являются неисключительными, т.е. автор вправе публиковать свою статью и в других изданиях.
Пересылка, перепечатка, тиражирование, распространение, публикация материалов Интернет-журнала "Эйдос" в электронной, "бумажной" или иной форме лицами, не являющимися их авторами, а также любыми организациями, допускается ТОЛЬКО по официальному указанию или разрешению редакции журнала.
Похожие статьи