Номинация «Работа с родителями»
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке…
Б. Окуджава
Цикл занятий «Вместе с мамой» - это модель взаимодействия в системе тройственного союза «Мать - Дитя - Специалист», где матери и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Специалист (педагог - психолог), исполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.
На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность - создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Как известно, физическое рождение ребенка происходит через девять месяцев с момента зачатия. Но психологическое рождение, отделение от матери требует гораздо большего времени. Как минимум первых трех лет жизни. Главное в этот период - качество взаимоотношений между матерью и ребенком.
Можно долго размышлять на затронутую тему, но самое главное: никого нет у малыша ценнее, важнее и дороже, чем его родители .
Собственно, поэтому качество взаимоотношений в системе «Мать - Дитя» мы положили в основу наших коррекционно - развивающих занятий. Какую бы игру, какое бы занятие мы бы не предлагали, основная работа направляется на гармонизацию взаимоотношений матери и ребенка.
Благодаря реализации в нашем детском саду проекта «Вместе с мамой» у родителей формируется потребность в частом общении с малышом, мамы раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с ребенком и в домашних условиях, приходит осознание того, как важен телесный и эмоциональный контакт. Отзывы родителей, посетивших наши занятия показали, что к ним приходит понимание того, как правильно построить развивающую среду дома,какие выбрать игрушки, как с пользой провести время.
Цель цикла занятий: оптимизация детско - родительских отношений.
Задачи занятий:
- улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание психолого-эмоционального контакта;
- формирование позиции «любящего взрослого»,
- адаптация и социализация ребенка,
- установление взаимодействия между семьей и детским садом. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.
Условия проведения занятий.
В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арттерапия.
Данный цикл рассчитан на младших дошкольников . Продолжительность одной встречи не превышает 30 - 35 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть). Частота встреч 1 раз в 2 месяца.
Наш проект многим мамам помог осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка, а малышам легче адаптироваться к детскому саду.
Конспекты занятий. Характеристика основных частей занятия.
Долгосрочный проект «Моя семья - моя радость!
«Берегите семью: в семье опора
народа и государства.
Семейные заветы всегда крепки.
Охраняйте это сокровище.
В семейном счастье-защита от
жизненных испытаний.
Крепкой и дружной семье
не страшны внешние
житейские невзгоды.
Если обережете семью
И обережете детей,
то создадите крепкую опору
для мирного и спокойного труда.»
(Из завещания великого чувашского Просветителя И.Я.Яковлева)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | Семья |
Тип проекта (по доминирующему методу) | Информационно – практико - ориентированный |
По характеру содержания | Включает ребенка и его семью |
По характеру участия ребенка в проекте | Участник от зарождения идеи до получения результата |
По характеру контактов | Осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей |
По количеству участников | Групповой |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Продолжительность | Долгосрочный |
Образовательная область программы | ОО программы « Истоки » «Познавательное развитие» |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. |
Актуальность | 1)В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2)Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. 4)В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. 5)Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. |
Задачи | 1)Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2)Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3)Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. 4)Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 5)Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 6)Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 7)Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь) 2 этап - формирующий (октябрь - апрель) 3 этап - обобщающий (май) |
Результат | 1)Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада. 2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 3)Создана методическая копилка по данной проблеме. 4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях. |
Презентация проекта | Семейная гостиная на тему «Цветок семейного счастья» , посвящённая Дню семьи |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
Воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
Семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
З АДАЧИ
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.
Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей логопедической группы, педагоги, родители и логопед. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; конкурсы; семейная гостиная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе « Истоки ». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
в старшей группе
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
||||||||||
Сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей |
|||||||||||||
Октябрь Моя семья | 1.Познавательное развитие «Моя семья» 2.Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «А у нас дружная семья!» 3.Речевое развитие «Расскажу вам о своей семье» | Беседы на тему «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди» Рисование на тему «Моя семья» Рассматривание картин на темы Т.Сорокина «Семья», Ю.Кугач «В субботу» Драматизация сказки «Репка» Пальчиковая гимнастика на тему «Дружная семейка» С/р игры на темы «Семья», «Встречаем гостей» | Рисунки детей на тему «Познакомьтесь с моей семьёй» | Консультация «Главные условия воспитания детей в семье» |
||||||||||
Ноябрь Члены моей семьи | 1.Познавательное развитие «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной» 2.Художественно - творческая деятельность. Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки для мамы 3. Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «Портрет моей мамочки» | Эвристическая беседа на тему «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?» Чтение произведений Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения» Творческая речевая деятельность на тему «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация на тему «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные» Игра -драматизация «Три поросенка» | Конкурсная программа для детей и родителей, посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Праздничная газета «Пусть всегда будет мама!» | Папка-передвижка на тему «Обращение ребёнка к родителям», «День матери» |
||||||||||
Декабрь Наши имена и фамилии | Познавательное развитие «Наши имена и фамилии» | Эвристические беседы на тему «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность на тему «Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»» Просмотр мультипликационного фильма «Морозко», «Двенадцать месяцев». Д/и на тему «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение на тему «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды | Папка-передвижка на тему «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» |
||||||||||
Январь Родительский дом – начало начал | Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Мой дом» и «Береги свой дом» | Конструктивная игра на тему «Нарисуй и построй» Д/и на тему «Стройка», «Разные дома» Беседы на тему «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» Творческая речевая деятельность на тему «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций на тему «Семья дома» С/р игры на тему «Новоселье», «Ремонт в квартире» Игры-драматизации на тему «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» Обсуждение ситуаций на тему «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей» Пальчиковая игра на тему «Строим дом» | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) Фотовыставка: «Мой день в детском саду» Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» | Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями» Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» |
||||||||||
Февраль Мой папа - Защитник Отечества | 1.Познавательное развитие «Защитники Отечества», «Наша Армия» 2.Художественно - творческая деятельность. Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание мозаика «Яхта моего папы» 3.Речевая деятельность Составление рассказа на тему «Наша Армия» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества на тему «Мой папа - солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях С/р игры на тему «Моряки», «Летчики» П/и на тему «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра на тему «Капитан» | Игра – викторина для родителей «Звездный час» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома | Домашнее задание по лексической теме «Наша Армия» Д/материал для родителей по теме «Наша Армия» |
||||||||||
Март Моя мама | 1.Речевая деятельность Чтение художественных произведений «Как аукнется, так и откликнется»(по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказки «Айога») 2.Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность: нетрадиционная техника рисования «Цветы для мамы» 3.Художественно- творческая деятельность. Лепка «Ветка мимозы в подарок маме» | Беседы на тему «Что любит моя мама», «Мама глазами художников» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры на тему «Где мои детки?», «Мама и детки» С/ р игры на тему «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Рисование на тему «Поздравляем наших мам» | Папка-передвижка на тему «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
|||||||||||
Апрель Профессии моих родителей | 1. Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Кто построил новый дом» 2.Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Эвристическая беседа на тему «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций на тему «Папина профессия» С/р игры на тему «Водители», «Поезд» Д/и на тему «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» Творческая речевая деятельность: составление рассказа на тему «Хочу быть как мама, папа» | Мини – проект на тему «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии | Папка-передвижка на тему «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Буклет на тему «Основы нравственных отношений в семье» |
||||||||||
Май Мы - помощники | Социально - коммуникативное развитие «Маленький, да удаленький» | Эвристическая беседа на тему «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке» Просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», «Марья – искусница» Игра - имитация на тему «Мамины помощники» С/р игры на тему «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковые игры на тему «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупами «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | «День открытых дверей» для родителей Презентация проекта- Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи «Цветок семейного счаст |
Конкурсанты: | |||
Джемакулова Бопай Амербиевна - заведующий МБДОУ ДС КВ « Руслан», высшая категория | Андриеш Татьяна Григорьевна - зам.зав. по НМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», первая категория | Козлова Марина Николаевна -зам.зав. по ВМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», высшая категория | Долаева Мадина Борисовна- зам.зав. по ВМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», первая категория |
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Руслан», Новый Уренгой, ЯНАО |
|||
Научный руководитель : Малашенкова В.Л., канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием Омского областного института повышения квалификации работников образования, отличник народного просвещения. |
I . Обоснование необходимости проекта
На сегодняшний момент в нашей стране возникли две противоположные тенденции. С одной стороны, в силу социально-экономических условий, семья «поручила» государству (детским садам) и частному сервису (няням, гувернанткам) заниматься воспитанием своих детей. Это принесло свои горькие плоды: отсутствие заинтересованности родителей в воспитании детей, их пассивная позиция, ограниченность общих интересов взрослых и детей, эмоциональная разобщенность, отчужденность между членами семьи – все это прямо или косвенно влияет на многие стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. С другой стороны, все большее количество родителей начинает понимать важность семьи в развитии и воспитании детей, осознавать свои воспитательные функции, принимать активное участие в педагогическом процессе. Об этом явно свидетельствуют повышение интереса родителей к психолого-педагогической литературе по развитию и воспитанию детей, проведение различных мероприятий, как для родителей, так и для тех, кто собирается ими стать. Именно родитель обеспечивает ту среду, в которой ребенок может получить полноценное развитие на ранних стадиях онтогенеза.
К сожалению, в России отсутствует специальная служба образования родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуального психологического консультирования, преимущественно по поводу проблем взаимодействия с детьми старше трехлетнего возраста. Однако, как показывают современные исследования (Г.Г. Филиппова, В.В. Столин, С.Ю. Мещерякова и др.), будущие проблемы детско-родительских отношений коренятся в опыте взаимодействия матери и ребенка, полученном еще до рождения и в первые годы его жизни.
Этот же период – период включения ребенка в сложную систему отношений с другими людьми, где он постепенно становится субъектом различных видов деятельности и общественных отношений – является фундаментом для физического, психического, социального развития, развития познавательной, эмоционально-волевой сфер личности.
Ибука Масару указывает на значимость этого периода, утверждая: «После трех – уже поздно». Поэтому главным этапом в развитии ребенка должен быть признан возраст до трех лет и именно здесь необходимо максимальное приложение сил государства, его общественных и семейного институтов. Необходима переориентация государственной поддержки на молодую семью (т.е. ту, которая только формируется и еще не стала неблагополучной) в целях создания условий для раннего развития ребенка в семейной микросреде во взаимодействии с общественными институтами.
Важным для нашего проекта является то, что в соответствии с Законом РФ «Об Образовании» (ст. 18, п. 2,3,5) родители детей, не посещающих детский сад, в т.ч., детей раннего возраста, имеют право на получение методической, диагностической и консультативной помощи. Однако сегодня не все детские сады готовы к реализации этой части Закона.
Всероссийское совещание, посвященное воспитанию детей раннего возраста (2002 г.), поставило вопрос о необходимости предоставления более широкого спектра услуг семье, особенно в отношении детей раннего возраста. Чтобы названные услуги могли быть оказаны детскими садами, и семья могла получить реальную помощь, нами составлена данная программа. Программа разработана по трем направлениям, которые направлены на раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия:
- психолого-педагогическое сопровождение семьи, ожидающей ребенка;
- психолого-педагогический патронаж семей, имеющих детей от рождения до 1 года;
- адаптационно-развивающие группы для детей от 1 года до 2-3 лет, функционирующие в режиме кратковременного пребывания и имеющие целью облегчение процесса адаптации детей к условиям ДОУ.
Для реализации данной идеи по внедрению названных форм общественно-семейного взаимодействия именно в детском саду имеются все необходимые кадровые и материально-технические условия.
Система общественно-семейного взаимодействия направлена на оказание помощи семье в выполнении, прежде всего, воспитательной функции на всех стадиях родительства (принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период постродительтва – принятие роли бабушки и дедушки), на повышение родительской эффективности.
Система общественно-семейного взаимодействия основывается на принципах открытости, паритетности, добровольности, развивающего диалога, конфиденциальности, индивидуального подхода, системности, активности и деятельности, постоянства обратной связи, преемственности.
Исследование проблем раннего развития ребенка и взаимодействия детского сада и семьи позволило установить следующие объективно существующие противоречия:
- между признанием исключительной значимости возраста до 3-лет как фундамента физического, психического и личностного развития и недостаточным вниманием к вопросу психолого-педагогического сопровождения раннего развития ребенка в семье со стороны общественных институтов;
- между признанием обществом семьи как персональной микросреды для целостного развития ребенка и отсутствием в ДОУ практики раннего вступления в контакт с семьей, задолго до его поступления в детский сад;
- между потребностью общества в родителях, ориентированных на выполнение воспитательной функции, обладающих набором определенных компетентностей (аутопсихологической, социально-психологической, психолого-педагогической), способных обеспечить раннее развитие ребенка в семье и отсутствием соответствующих программ поддержки семьи в системе общественно-семейного взаимодействия.
Последнее противоречие определяет низкий уровень родительской эффективности, что проявляется в недостаточном знании потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей развития ребенка; в недостаточном осознании родителями собственных проблем, их влияния на развитие ребенка, что в свою очередь может стать препятствием развитию ребенка.
Сегодня общепризнанно, что именно родитель обеспечивает ту среду, в которой ребенок может получать полноценное развитие на ранних стадиях онтогенеза. Однако, чтобы выполнить свою миссию, родителю необходима поддержка специалистов, прежде всего психологов и педагогов.
В связи с актуальностью данного вопроса на базе нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Руслан» с 2007г. ведется экспериментальная работа по теме: «Раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия».
Мы предположили, что разработка и внедрение разнообразных форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.
Анализируя и обобщая полученные результаты работы, нами была разработана программа: «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет».
Современный детский сад XXI века, как часть системы непрерывного образования личности должен удовлетворять разнообразные интересы детей и родителей во всех сферах жизнедеятельности.
II . Описание проекта.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, а следовательно, имеющим возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников.
В целях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающих эффективное родительство и раннее развитие ребенка нами была разработана программа «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет», которая включает в себя три программы, но все они имеют одно приоритетное направление.
Мы уверены, что работая по этой программе с целью внедрения новых форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.
Цель – социально- психолого-педагогическое сопровождение родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия, направленных на обеспечение раннего развития ребенка.
Объект – общественно-семейное взаимодействие.
Предмет – новые формы общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающие эффективное родительство и раннее развитие ребенка.
Система общественно-семейного взаимодействия направлена на оказание помощи семье в выполнении, прежде всего, воспитательной функции на всех стадиях родительства (принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период постродительтва – принятие роли бабушки и дедушки), на повышение родительской эффективности.
Данный проект предусматривает Трехступенчатую модель взаимодействия детского сада и семьи , такую как:
- тренинговая группа для беременных (от 14 недель беременности);
Психолого-педагогический патронаж (от 0 до 1 года);
Адаптационно-развивающая группа (от 1 до 3 лет);
Такая модель новых форм общественно-семейного взаимодействия направлена на достижение общей цели - обеспечение совместными усилиями воспитателей и родителей целостного развития личности ребенка-дошкольника. Технологическими особенностями модели являются: создание детско-взрослого сообщества, предполагающего расширение участия родителей в педагогическом процессе детского сада, удовлетворение в нем своих потребностей и реализация возможностей; взаимодействие педагогов и родителей в развитии семейных традиций.
Клуб «Гости из будущего»
тренинговая группа для беременных (от 14 недель беременности)
С беременными женщинами и членами семьи, которые будут сопровождать в дальнейшем ребенка, работает команда специалистов: социальный педагог, педагог – психолог, музыкальный руководитель, врач – педиатр, медсестра, эколог, педагог по изодеятельности, инструктор ФИЗО.
Психолог, обеспечивает психологическую поддержку семьи в целом. Формирование у женщины положительного образа себя как матери, и положительного образа ребенка. Субъектного отношения к ребенку, содействует принятию и осознанию себя в новом качестве, освобождению от страхов воспитания малыша, помогает конструктивно пережить состояние ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться материнскому чувству в переживании беременности. Социальный педагог знакомит семью с социально-правовой стороной материнства – законы, касающиеся материнства и детства, имеющиеся льготы. Музыкальный руководитель и педагог по изодеятельности обучают общению беременных женщин с еще не родившимся ребенком с помощью пения, музыки, изобразительного искусства. Врач-педиатр знакомит с вопросами жизнеобеспечения ребенка в первые дни рождения, обучает навыкам ухода за ним. На занятиях у специалиста по физической культуре мамы учатся правильному дыханию и расслаблению, физически укрепляют свой организм.
Встречи клуба проходят еженедельно, продолжительностью 1,5 часа. План работы клуба «Гости из будущего» включает в себя фрагменты тренинга зрелого отцовствования и материнствования (Н.В. Боровикова). Метод музыкального стимулирования плода и новорожденного («Сонатал» Л.М. Лазарев), элементы программы формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама – счастливый малыш» (Ю.К. Абдрахманова, Р.В. Овчарова), элементы комплексной программы «Глория» (авторы В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко). Отбор материала осуществлялся в соответствии с основными идеями реализации взаимодействия детского сада и семьи, ожидающей ребенка, в целях создания условий для его раннего развития.
Для будущих мам необходимо создать атмосферу покоя, уюта, ощущения плавного течения времени и равновесия. Поэтому занятия проводятся в зимнем саду, кабинете психолога, музыкальном зале, физкультурном зале. Особое место в процессе всех занятий отводится музыкальному оформлению. На протяжении всего занятия присутствует спокойный музыкальный фон.
В период посещения клуба, беременные женщины ведут дневники наблюдений за своими состояниями, переживаниями, счастливыми моментами, записи делаются после каждого заседания клуба. Этот способ самоанализа дает возможность женщине не попадать в зависимость от своих переживаний и опасений. Ведение дневника до родов помогает женщине сформировать осознанное отношение к своему уникальному и в то же время естественному состоянию, научиться контролировать свои чувства, мысли, быть собранной.
Каждое занятие состоит из трех частей. Первая – информационная часть (или лекционная), в которой будущих мам знакомят с основами материнства, освещают вопросы, связанные с правильным вынашиванием ребенка, факторами, влияющими на ход беременности и родов, правовые аспекты материнства и др. Вторая часть включает различного рода психологические игры и упражнения, направленные на формирование осознанного, позитивного восприятия материнства, адаптацию к беременности, освоение навыков саморегуляции. Третья часть направлена на развитие творческих способностей матери, на развитие общения между женщиной и ее неродившимся ребенком (в форме творческого общения) (приложение № 2). В конце занятия женщины поют колыбельные, заполняют дневники и рефлексируют по поводу произошедшего с ними на занятии.
По этому направлению разработана программа.
«Пеленашки»
психолого- педагогический патронаж от рождения до года
Психолого – педагогический патронаж проводится старшей медсестрой, педагогом психологом, социальным педагогом, воспитателем. Эта форма индивидуальной поддержки семьи с предоставлением необходимых услуг на длительной и регулярной основе. Он проводится с целью содействия проявлению субъектного отношения матери к ребенку и обеспечения раннего развития ребенка.
Периодичность посещения семьи – 1 встреча в неделю.
Деятельность психолого- педагогических кадров ДОУ в рамках патронажа заключается в следующем:
Предоставление набора материалов для ежедневных занятий мамы с ребенком, а также брошюр по развитию, воспитанию и диагностике детей на каждый месяц (от рождения до 1 года);
Обучение мамы пользоваться предложенными материалами;
Оказание психологической поддержки матери в первый год жизни ребенка;
Осуществление психолого- педагогической диагностики и коррекции развития ребенка и уровня сформированности отношений в диаде «мать-дитя».
Для организации психолого- педагогического патронажа в качестве основы для занятий мамы с ребенком используются материалы программы «Пеленашки».
Адаптационно-развивающая группа (от 1 до 3 лет)
Адаптационно – развивающая группа как новая форма общественно- семейного взаимодействия организуется в ДОУ в режиме кратковременного пребывания. Отличительной особенностью такой группы является направленность педагогической работы на диаду «мать – ребенок» (в ряде случаев мать может заменять близкий ребенку взрослый член семьи). Организованная таким образом адаптационная группа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с сотрудниками, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных играх разной направленности, активно осваивают пространство группы.
Цель: облегчение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и их развития. Повышение эффективности взаимодействия в системе «мать-ребенок».
Режим работы – 2 раза в неделю по 2 часа (до момента поступления в детский сад)
Наполняемость группы – 5-6 детей (в сопровождении взрослого члена своей семьи) в каждой возрастной подгруппе: 12 -15 месяцев; 16 – 18 мес.; 19 -21 мес.; 22 – 24 мес.
Занятия проводятся: в кабинете психолога (набор упражнений для релаксации; аудио и видео - кассеты), зимнем саду (игры с песком, с водой, элементарные опыты, релаксационные занятия с использованием аудиозаписей звуков природы),), физкультурном зале (различные тренажеры и спортивный инвентарь), музыкальном зале (музыка сопровождает различную деятельность детей: она звучит на специальных занятиях, как элемент многих занятий, режимных моментов; досугах, утренниках)
При проведении занятий педагоги используют программу «В ясли с мамой».
III
. Результативность и эффективность проекта.
С 2007 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Руслан» получил статус учреждение- лаборатория, по теме: «Раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия».
В детском саду имеется необходимая материально-техническая база для реализации программ. Была создана нормативно-правовая база: заключены договоры о взаимодействии с различными учреждениями (женской консультацией, детской поликлиникой, с центром «Семейный доктор»), с родителями.
В октябре был проведен организационно-обучающий семинар, где освещались вопросы введения в экспериментальную работу, организации и руководства экспериментальной работой, рассмотрены теоретические основы, структура и содержание системы общественно-семейного взаимодействия.
В январе 2008г. проведен семинар на тему: «Освоение диагностического инструментария исследования динамики развития ребенка в системе общественно-семейного взаимодействия».
Сформированы группы женщин ожидающих ребенка, адаптационно-развивающая группа, а так же семьи воспитывающих ребенка от рождения до года.
Разработаны программы: 1) тренинговая группа для беременных «Гости из будущего»; 2) программа раннего развития ребенка (от рождения до года) – «Пеленашки»; 3) программа для адаптационно-развивающей группы (от 1,5 до 3 лет).
С ноября 2007 года начал действовать клуб для беременных женщин «Гости из будущего» . С женщинами работает команда специалистов: социальный педагог, музыкальный руководитель, психолог, медсестра, эколог, педагог по ИЗО, физкультурник. Специалистам удалось привлечь в группу будущих отцов, что является несомненным плюсом в работе.
Об удовлетворенности работой клуба и доверии специалистами ДОУ свидетельствует тот факт, что все уже родившие женщины клуба пожелали перейти на 2 ступень «Пеленашки».
Работа с группой «Пеленашки» началась с февраля 2008 года.
В работе приняли участие сотрудники разных структурных подразделений МДОУ:
Медицинской сестрой были подготовлены списки беременных женщин (на 3 триместре) и детей, родившихся в течение ближайшего месяца;
Педагогом – психологом проведена консультация для потенциальных участников программы по ознакомлению с концепцией и преимуществами для семьи и ребенка взаимодействия с МДОУ по раннему развитию ребенка;
Заведующей заключены договора с родителями на предмет взаимодействия в рамках программы раннего развития ребенка.
С октября 2007 года в ДОУ функционирует адаптационно- развивающая группа для детей (от 1 до 3 лет). С малышами и мамами работают специалисты ДОУ по разработанной программе «В ясли с мамой».
Организация детско-взрослого взаимодействия в адаптационно-развивающих группах строится на следующих принципах :
- 1. Принцип доступности требует учета особенностей развития детей, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей, для предотвращения интеллектуальных, эмоциональных и физических перегрузок.
- 2. Принцип систематичности и последовательности – отражается в блочном построении программы обучения в адаптационно-развивающей группе и требует согласованности и преемственности в деятельности воспитателей и специалистов, работающих с детьми (каждому месяце соответствует определенная тема: «Давайте познакомимся», «Заинькин огород», «Мои игрушки», «Петрушка в гостях у ребят», «Мягкий, белый, как пушок», «Хорошо блестит снежок», «В гостях у зверят», «Села птичка на окошко», «Есть у солнышка друзья», «Мы едем, едем, едем…»).
- 3. Принцип взаимодействия с «подготовленной средой». Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно-пространственной и социальной средой, из которой ребенок берет «строительный материал», необходимый для созидания собственной личности, то есть окружающая среда есть средство интенсивного влияния на ребенка.
- 4. Принцип совместного проживания событий. Общение в системе «мать-ребенок» строится на основе совместного проживания событий, что значительно обогащает общение и создает условия для дальнейшего взаимодействия.
Оценка результативности адаптационно-развивающей группы ДОУ
Диагностика проводилась с целью выявления эффективности работы адаптационно-развивающей группы, организованной для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, а также коррекции взаимодействия в системе «мать – дитя».
Уровни адаптации выводились на основе анализа наблюдений, проведенных в 1 младшей группе «Кроха». Для удобства анализа результатов адаптации в группе условно были выделены экспериментальная (в нее вошли 8 детей, посещавших адаптационно-развивающую группу в 2010-2011 уч. году) и контрольная (включающая 8 детей, не посещавших адаптационную группу) группы.
В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем адаптации – 0% (0 человек), со средним уровнем – 0% (0 человек), с высоким уровнем – 100% (8 человек). В контрольной группе низкий уровень адаптации имеют 6,2 %(1 человек), средний – 37,5 % (6 человека), высокий – 6,2 % (1 человека).
Графически результаты наблюдения представлены
Рис. 1. Анализ уровней адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В 2010-2011 учебном году
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень адаптации значительно выше, чем в контрольной группе, что позволяет говорить об эффективности работы адаптационно-развивающей группы, способствующей созданию условий для развития и адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Работа по программе: «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет» предполагает обеспечение:
- развивающего психолого-педагогического общественно-семейного взаимодействия, направленного на личностное развитие членов семьи, позитивное изменение семенной системы, становление и развитие родительства, реализацию субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , что повысит удовлетворенность родителей результатами выполнения родительской роли;
- объединение усилий ДОУ и семьи на ранних этапах развития ребенка, начиная с дородового периода , что позволит обогатить внутриутробный период развития, сформировать позитивную установку на материнство и
отцовство и обеспечить формирование оптимальных детско-родительских
отношений;
- ранней диагностики развития ребенка , что даст возможность своевременно вносить коррективы в процесс семейнного и общественного воспитания.
Реализация проекта:
- объединения усилий детского сада и семьи на ранних этапах развития ребенка, что позволит обрести готовность и способность родителя к активной позиции в воспитании и развитии ребенка, обогатить информационное пространство семьи по развитию ребенка;
- взаимодействия, направленные на поиск новых организационных способов
привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей
Ожидаемый результат
для семей, участвующих в проекте :
- сформированная позитивная установка родителей на материнство и отцовство;
- активная родительская позиция и эффективные детско-родительские отношения;
- положительная динамика темпа и качества психического и социального развития ребенка раннего возраста, адаптация к условиям ДОУ.
для ДОУ, участвующего в проекте :
- диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность в воспитании ребенка в ДОУ и семье;
- программы психолого-педагогического сопровождения родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия;
- психолого-педагогическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и ДОУ.
для социума:
- издание программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающих раннее развитие ребенка.
- проведение семинара с целью обобщения и распространения опыта.
- создание центра для семей и оказания им квалификационной психолого- педагогической помощи на всех стадиях родительства.
Данный проект « Детский сад- семья: нас объединяют дети» направлен на преодоление препятствий и обновление взаимодействия ДОУ с семьей. Он призван обеспечить освоение новой парадигмы общественно – семейного взаимодействия, направлен на оказание помощи семьи в выполнении, прежде всего воспитательной функции на всех стадиях родительства.
МБДОУ ДС КВ « Руслан» является единственное образовательное учреждение
в г. Новый Уренгой, где представлена целостная система общественно- семейного взаимодействия, направленная на обеспечение раннего развития ребенка(приложение презентация).
Теоретически обоснованы формы общественно- семейного взаимодействия. Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что выстроенная система стала эффективной для родителей детей и педагогов. Вырос профессиональный уровень воспитателей и специалистов ДОУ.
Таким образом, внедрение новых форм общественно- общественно-семейного взаимодействия позволило создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь способствует раннему развитию ребенка.
Работая в дальнейшем по теме «Раннее развитие ребенка в системе общественно - семейного воспитания», как Центр поддержки семейного воспитания, мы ставим перед собой цель: повышение культурного уровня семьи и ее воспитательного потенциала, а также привлечение внимания специалистов и широкой общественности к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания и домашнего образования.
Мы уверены, что данные разработки и внедрение новых форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.
преложение:
Презентация сад- лаборатория ДС Руслан.ppt (2.3 МБ)
Галина Тарасова
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования
«Мать и дитя » как одна из вариативных форм дошкольного образования .
Аннотация : в работе представлен материал по организации на базе детского сада детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение .
Ключевые слова : адаптация, диагностика, предметно-пространственная среда, игровые приемы
Проблема адаптации является одной из сложнейших проблем, чрезвычайно актуальной для многих областей различных наук. Вопросы адаптации личности были и остаются предметом исследования ученых : психологов, педагогов, социологов Г. А. Балл, А. И. Баркан, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, B.C. Мухина, В. В. Новиков, А. В. Степанов, И. В. Таранов, В. Н. Шубкин и др. Понятие «адаптация» имеет широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат. adapto –приспособляю) . Среди острых и социальных проблем одной из самых актуальных в настоящее время является проблема семейного воспитания. Современное состояние семьи требует иного соотношения семейного и общественного воспитания, изучения потребности семьи и её возможности в воспитании ребенка. Дошкольные образовательные услуги для определенной категории семей стали недоступными. Существенная ситуация вошла в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими за государством обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста , обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения.
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением , является организация взаимодействия с семьёй в новых условиях. В настоящее время детский сад становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах всестороннего развития личности ребёнка, в том числе в решении проблемы его социальной адаптации. В настоящее время наблюдается интенсивный приток в дошкольные учреждения детей раннего возраста. Переход ребёнка из семьи в детское учреждение оказывается достаточно резким и травмирующим событием в его жизни. Поэтому в период поступления малыша в детский сад первой и главной трудностью, с которой сталкиваются родители и педагоги является проблема адаптации к детскому учреждению . Диагностика адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, проводимая в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет показала, что наиболее трудно адаптируются малыши самого младшего возраста – полуторагодовалые – только что пришедшие в детский сад из дома. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными психологическими и медицинскими трудностями – дети пугаются новых людей и обстановки, ощущают душевный дискомфорт, оставаясь без родителей, часто плачут, начинают непрерывно болеть, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. К сожалению, современные молодые родители не имеют необходимых знаний об особенностях психического развития детей данного возраста, а также навыков правильного взаимодействия с ребёнком в период подготовки к поступлению в детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы с родителями вновь поступающих детей (беседы, консультации, родительские собрания , папки-передвижки и др., однако данные формы работы не достаточно эффективны и не всегда в полной мере способствуют быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Поэтому мы решили апробировать новую форму работы с детьми раннего возраста и их родителями – группа кратковременного пребывания детей , не посещающих дошкольное учреждение , которая поможет повысить адаптационные возможности малышей и безболезненно переступить порог детского сада. Отличительной особенностью данной модели взаимодействия является активное привлечение семьи в детское дошкольное учреждение .
Коллективом нашего ДОУ была собрана информация о семьях микрорайона, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их на дому. Она позволила проанализировать вопросы и количество детей, не посещающих дошкольные учреждения , и выявить основные причины непосещаемости, которые заключаются в следующем : большую часть составляют дети в возрасте до 1, 5 лет- 27%, так же выявлены такие категории семей как : многодетные, матери-одиночки, дети, находящиеся дома с бабушками. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя » создана в 2005 году.
Главная цель : -увеличение охвата детей дошкольным образованием , всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ; педагогическое просвещение родителей.
Надо отметить, что большое значение имела первая встреча с родителями неорганизованных детей. К ней готовились очень тщательно. В программу встречи включены : экскурсия по детском саду, встречи со специалистами, демонстрация уровня достижений воспитанников ДОУ. Длительность пребывания работы ГКП была установлена по согласованию с родителями.
Время посещения группы- 3 часа . В группу малыши приходят вместе с родителями. Здесь дети имеют возможность, находясь вместе с мамой или папой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Опытные специалисты учат родителей, как полноценно общаться с ребёнком. Они предлагают методы и приёмы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. В группе каждый взрослый может общаться со своим или чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками и взрослыми, свои первые знания. Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляет воспитатель. Деятельность малышей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в различных помещениях – групповом , спортивном и музыкальном залах. Дети, переходя вместе с родителями из одного помещения в другое, знакомятся с пространством детского сада, постепенно осваивают его. Это является немаловажным фактором, способствующим лучшей адаптации малышей при поступлении в детский сад. Значительное внимание в процессе организации и функционирования адаптационной группы мы уделили созданию условий и организации предметно- пространственной среды. При организации предметно-пространственной среды нами соблюдаются следующие принципы : соответствие возрастным особенностям, рациональность, доступность материалов и пособий.
В групповом помещении имеются игры и игрушки в достаточном количестве, оформлены различные уголки . Воспитатель, общаясь и играя с детьми, обучает родителей различным игровым приёмам. В группе создаётся атмосфера доброжелательности и тепла, способствующая поддержанию у детей желания прийти сюда снова.
Повседневная жизнь группы складывается из : занятий по сенсорному развитию (развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие) . На рисовании учат детей целенаправленно оставлять след на бумаге : пальчиком, ладошкой , тычком. Игровые упражнения по развитию речи являются средством общения с окружающими (развивают активную речь) . Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на знакомство с предметами ближайшего окружения, раскрытие разнообразных способов их использования. Воспитанники учатся слушать и понимать короткие , доступные произведения художественной литературы. Занятия по развитию движений, проходят в физкультурном зале, который оснащён различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Под руководством инструктора по физической культуре малыши при заботливой поддержке родителей катают мячи, ходят по ребристым дорожкам, лазают по гимнастическим лестницам, ползают, прыгают, играют, укрепляя здоровье и получая заряд радости и бодрости. В музыкальном зале малыши вместе с мамами разучивают народные песенки, потешки, прибаутки; разнообразные движения - простые образные (зайка, птичка, мишка и др.) ; танцевальные движения (притопы, прихлопы, кружение, вращение рук – «фонарики» и др., слушают музыку.
Благодаря многогранной деятельности педагогов, конструктивно взаимодействующих с родителями и воспитанниками группы «Мать и дитя » , удалось сформировать у детей (в соответствии с возрастом) способы и средства общения со сверстниками и взрослыми. Дети физически и психически здоровы, и благополучны; успешно адаптированы к условиям детского сада. Совместная подготовка к посещению детского сада способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка. Специалисты дошкольного образовательного учреждения оказывают практическую помощь родителям в организации занятий с детьми в кругу семьи, помогают взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к малышу как к равному. Для занятий характерно использование межличностных контактов : ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, взрослый-взрослый. Родители воспитанников группы стали активными помощниками в обеспечении воспитательно-образовательного процесса ДОУ , возрос уровень их компетентности в воспитании детей. Кратковременное систематическое пребывание малыша вместе с мамой в детском саду способствует его своевременному полноценному развитию, социализации, раннему выявлению детей с отклонениями в развитии, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в детский сад на полный день. Именно степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад является одним из показателей результативности таких форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй .
Из группы кратковременного пребывания «Мать и дитя » малыши при поступлении в группы на полный день адаптируются легче,чем дети, пришедшие впервые. Так, лёгкая адаптация отмечена у 58% детей, посещающих группу кратковременного пребывания , и у 38 % детей, пришедших в детский сад впервые.
В 2016 году наш детский сад участвовал в конкурсе субъектов РФ на лучшие модели дошкольного образования , представил материал по проекту «Мать и дитя » , в котором была раскрыта система работы группы «Мать и дитя » .
Список литературы
1. Развитие вариативных форм дошкольного образования . Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ :/практ. пособие авт. -сост. М. Р Даминова-.С. -Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-207с
2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 144 с.
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989. 4. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ . Методическое пособие. М, 2005. – 153 с
4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с. 6. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.
Вид проекта :
По продолжительности: кратковременный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники :
- дети старшей группы № 10 «Почемучки»;
- родители детей;
- воспитатели: Гаскарова В. М.; Кургина Г. И.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: 17.11.2014 г. – 28.11.2014 г.
Проблема:
Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понять, что родители устают на работе. Дети капризничают, не слушаются родителей. Часто можно увидеть, как ребенок начинает капризничать, закатывать истерики при виде своих родителей. А родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются, что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка.
Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.
У детей преобладает потребительское отношение к матери.
Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, в оспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Цель проекта :
- формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;
- воспитывать у детей уважение и заботу, чувство глубокой любви и привязанности к самому дорогому человеку на земле;
- бережное отношение и желание помочь и сделать приятное маме.
Задачи проекта:
- обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;
- воспитать чувства любви и уважения к маме;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;
- углубить знания детей о профессиях мам;
- способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
- побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
- развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Пути реализации :
- тематические занятия;
- беседы с детьми;
- консультации для родителей, статьи в уголок для родителей об истории праздника;
- подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье»;
- выставка детского творчества;
- интервьюирование детей «За что я люблю мамочку»;
- оформление праздничной стенгазеты.
Подготовительный этап:
до начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- сбор фотографий детей с мамами;
- подбор иллюстраций ко дню матери;
- подбор художественной литературы;
- подготовка презентации, наглядного материала;
- подбор игр;
- побор музыкального репертуара, мультфильмов о маме.
Организационный этап:
Социализация :
- сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», « Мама на работе», «Моя семья»;
- дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».
Познание: беседы «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».
.
Коммуникация: чтение и заучивание стихотворений о маме.
Художественное творчество:
- поделка «Подарок для мамочки»;
- рисование «Портрет моей мамочки».
Труд: выпекание печенья для праздничного чаепития.
Речевое развитие: составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы», «Как зовут твою маму», заучивание и объяснение смысла пословиц о маме.
Физкультминутка «Мамины помощники».
Заключительный этап:
- Сборник пословиц, стихотворений о маме;
- Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»;
- Праздничное мероприятие для мамочек «Моя мама лучше всех»;
- Показ презентации «Как мы готовились ко Дню Матери»;
- Праздничное чаепитие в группе с вручением подарков и печенья для мам;
- Праздничная стенгазета с фотографиями детей со своими мамами.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- получат новые знания о празднике «День матери» в России, его традиция;
- познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;
- научатся выразительно читать произведения о маме, анализировать их;
- дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье;
- появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
- появится заботливое, уважительное отношение к матери;
- у детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
- создастся трогательная, душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
Вывод:
У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.
Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.
Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.
Ход реализации проекта:
Образовательная область |
Задачи для детей старшей группы ДОУ |
|
Социализация |
Сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья». |
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. |
Труд |
Выпекание печенья «Угощение для мамочек» |
Развить желание вместе с воспитателем испечь печенье, доставить удовольствие мамам, выполнять посильные трудовые поручения |
Познание |
беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые» |
Расширить преставления о труде взрослых, дать представления о значимости матери в жизни каждого человека. |
Коммуникация |
Чтение и заучивание стихотворений о маме |
Продолжать учить выразительно рассказывать литературный текст. |
Чтение художественной литературы |
А. Барто «Разлука», «Мама поет», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. Благинина «Мамин день», В. Осеева «Сыновья», С. Михалков «А что у вас?» С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Нанайская народная сказка «Айога» |
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству |
Художественное творчество |
Ручной труд «Подарок для мамочки», Рисование «Портрет моей мамочки» |
Совершенствовать изобразительные навыки и умения; формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций; вызвать желание сделать приятное мамам. |
Похожие статьи